Мордовские боги. Религиозные представления древней мордвы. Представление о мире в мордовском язычестве


МОЛИТВА ХУДОЖНИКА

Я бреду по следам былой культуры. Как охотник прислушиваюсь к легендам своих предков. В магии знаков, дошедших от них, пытаюсь понять то ли их, то ли себя.
В большой, лохматой голове доброго и сильного Медведя, опустившего голову на лапы, узнаю своего предка.
Медленно идет Медведь по тропе Мудрой Змеи - это шаги в Вечность - так надеялись мои предки.
В финском названии созвездия Большой Медведицы -«OTAVA»- слышится родное «ОВТОАВА» - Мать Медведица.
В орнаменте на платье моей Бабушки, в сюлгамах мордвы, мари, эстонцев, вепсов, в поясах ливов, от Урала до Балтики живут следы Водной птицы, напоминая о некогда древней общности понятий.
Сложнее сегодняшнего был мир предков.
Духовней.
Таинственен и страшен.
И притягательно огромен.
Смерти не было.
Большая Водная Птица, с женским лицом на груди переносила души умерших и шаманов в Верхний мир.
Принадлежность к касте Всадников откладывала свой отпечаток.
Женщина была слаба и удивительно сильна.
Она была - Чудом.
Солнце-Лось бежал по небосклону.
Ночь высвечивала звёздами Журавлиную Дорогу - Каргонь Ки.
Куда она и откуда?
А мы?
К вашей интуиции и чувству обращены мои работы. Прислушайтесь к голосу предков в себе. Прикоснитесь к миру понятий наших праотцев.



Предисловие

Миф вторгается в нашу жизнь с самого раннего детства. Он эмоционально окрашивает, одухотворяет открывающийся перед ребенком Мир. Став старше, мы вновь сталкиваемся с героями греческой мифологии. Хаос, Космос, Марс, Венера, Даная, Гея, которая продолжает свою жизнь в таких словах как география, геофизика, геология, имена титанов Океана и Атласа и многие-многие другие герои мифов стали для нас близкими и понятными.

Миф - это не атавизм! Это особый способ кодировки обширной информации, окружающей человека с раннего детства. Большинством людей миф воспринимается как сказка, фантазия древних авторов, небылица, «то, чего не было»! Но в глубокой древности Миф царил как священное повествование о Сотворении Мира, рассказывал об его устройстве, о зарождении Космоса из Хаоса, о взаимоотношениях стихий, первоэлементов, о столкновении Страстей. В Мифе моделировались Правила Жизни, Особенности поведения человека.

Исследованию мифов посвящены тысячи томов в разных странах. Его препарировали, разлагали на составные, систематизировали, но, всё равно, он остается до конца непостижим. К Мифу в своем творчестве обращались Р.Вагнер и Ф.Кафка, Г.Маркес, Т.Манн, Д.Толкиен и многие другие авторы. Он остается неисчерпаемым источником для творчества. Рационалистическое мышление не в состоянии понять Миф. Мифотворчество живет и не собирается умирать.

Для большинства людей знакомство с Мифом происходит через книгу. Это замечательно, но, несомненно, лишает Миф жизни, трепетности, эмоциональности. Это всё равно, что изучать кошку по её скелету, вместо того что бы погладить пушистую красавицу.

Мир мордовского Мифа, когда то был естественной и органичной духовной средой для сотен поколений мокшан и эрзян. Сохранял нашу ментальность, объединял народ едиными правилами понимания повседневной жизни, Сотворения Мира, определения Добра и Зла, по-своему осознавая дуалистичность мира, видя проявление духовного начала в материальном мире и его событиях.

Мне повезло познакомиться с мордовским Мифом еще до того как я научился читать. В нашей маленькой деревушке на Урале, где не было электричества, и долгими вечерами, при «карасиновой» лампе так захватывающе звучали «страшилки» про Баняву, Виряву, Кудатю…

Даже днем миф продолжал жить с нами. И тогда, когда мой Дедушка Сыре Вергиз - Старый Волк, показывал мне на белую гусыню, забредшую на пасеку, говорил, что это Нешкепирь-Ава (Мать-покровительница пасеки) зашла проведать пчел и ульи. И тогда когда Бабушка объясняла мне, что в печи живет Каштом-Ава (Мать покровительница Печи). Это она помогает сделать хлеб и щи, топленое молоко вкусными, а простуженных ребятишек или Дедушкину спину обязательно вылечит своим теплом! Поэтому никогда нельзя сжигать мусор в печи! Она должна быть всегда чиста и побелена!

Герои мордовской мифологии жили рядом с нами, наполняя смыслом происходящее, окрашивая эмоциями и одухотворяя нашу жизнь. Говорят, что Художники родом из Детства. Вот и в этой книжечке я постарался вспомнить живых и дорогих мне «участников» счастливой мордовской деревенской жизни. Из огромного числа героев мордовской мифологии пока не все еще нашли свое воплощении в зримых образах. Некоторые из них, даже более важные для жизни древней мордвы, терпеливо ждут своего воплощения на страницах будущих книжек, посвященных им, таким красивым, обаятельным и мудрым покровителям Духа мордовского народа.

Андрей Алёшкин


1. ТОЛ-АТЯ

С ослаблением матриархата наряду с Тол-Авой, Матерью покровительницей Огня, появился и Тол-Атя - Старик-Огонь. Он больше связан с “мужским” огнем, кострами на молянах, в лесу, с пожарами, обрядами инициации, весенними игрищами. Священный огонь добывался особенным способом, с помощью трения или старинных кремня и кресала. Такой же огонь был необходим при зажжении родовой свечи-Штатола при домашних молениях. При ожогах, просили прощения за неосторожное обращение с огнем, просили об излечении ожога. В жертву Тол-Ате приносили красного петуха.



2. СВАДЕБНЫЙ ПЛАЧ

Мордовская свадьба в прошлом представляла собой огромное явление в жизни человека.Рождение свое никто не помнит, смерть - свою не видит. А к свадьбе девочки готовились с раннего возраста, в начале разыгрывая весь свадебный обряд на самодельных куклах, меняясь ролями, пробуя то обрядовый плач невесты, то материнское оплакивание дочери, отдаваемой в чужой дом. И всегда внимательно приглядывались к героям настоящей свадьбы. Готовясь к своей свадьбе, девочки должны были научиться очень многому. И ткань изготовить, и вышить рубахи для всей своей будущей родни.



3. ПАКСЯ-АВА

Покровительница Поля, Пакся-Ава старательного землепашца, всегда опекала. Пшеница или рожь под её покровительством были тучными, а поля, словно, причесанными. Её любили и почитали. В праздник Тундонь ильтема (Проводы весны) на краю ржаного поля устраивали моление и радовали её песнями и веселыми плясками. При богатом урожае было принято оставлять несжатую полоску или сноп, в знак уважения и благодарности к Пакся-Аве.



4. НЕШКЕПИРЬ-АВА

Добрый дух-покровитель пасеки Нешкепирь-Ава являлась в виде ослепительно белой гусыни. Старики рассказывают, что Нешкепирь-Ава приходит на пасеку осматривать ульи, нет ли щелей в них, хорошо ли чувствуют себя пчелы. Для неё при первой качке меда, ставили в отдельной чашечке немного меда и с молитвой благодарности просили о защите от колдуна, от дурного глаза, о приумножении пчелиных семей и увеличении сбора меда.



5. КНЯЗЬ ТЮШТЯ

«Тюштянонь пинге» - «Век Тюшти», «Золотой век правления Тюштяна - Пахаря, Воина, Справедливого и Мудрого защитника и Князя всей мордвы». В образе Тюшти воплощалось представление мордовского народа о том, каким должен быть вождь народа. Имя его в песнях и сказаниях до сих пор звучит как символ народного героя, с любовью и уважением. Памяти Тюшти проводились моления, зажигалась огромная свеча-штатол, которую отливали из пожертвованного воска, принесенного от каждого из мордовских родов.



6. ЛЕГЕНДА О ЖЕНЩИНЕ, ВЫШЕДШЕЙ ЗАМУЖ ЗА МЕДВЕДЯ

Это традиционный сюжет для всех финно-угорских народов. У мордвы Медведь был почитаем. Он олицетворял Первопредка, Силу, Здоровье, Могущество. Сын, родившийся от такого брака, обязательно становился героем сказаний и славных подвигов. На деревенских свадьбах и ныне молодоженов ставят на медвежью шкуру, посыпают хмелем, пшеном и просят предка-Медведя в специальном свадебном заговоре дать молодым силу и здоровье Медведя, его могущество и связь с Первопредками!



7. КУЙГОРОЖ (мокш.), ТРЯМКА (эрз.)

Мордовский гном Трямка (эрз.) или Куйгорож (мокш.) был покровителем наживы и обогащения. Ему нужно было на каждый день давать задание. Иначе все богатство, которое хитрый Куйгорож мог и украсть у соседей, тут же исчезнет! Избавиться от Трямки тоже было непросто! Старики рассказывали, что в таком случае ему нужно было дать приказ натаскать решетом воду из колодца или выстирать до бела черные портянки! И только тогда, устыженный Куйгорож, уходил к новому хозяину!



8. КУДАТЯ

В каждом доме жил Кудатя. По ночам можно было услышать его легкие шаги, словно детские босые ножки шлепают по полу, а то и вздохи:
- Ох! Опять посуду немытую оставили на ночь!
Порой нежеланного гостя, заночевавшего в избе, душит и изгоняет из дома! А если что-то потерялось в доме, то привязывали бантик к ножке стола и просили:
- «Кудатя, Батюшка, поиграл-заиграл лапоток, верни нам его! А мы тебе подарочек приготовили!»
И, правда, пропавшая вещь тут же находилась!



9. КОВ-АТЯ

Для знающих людей Старик-Луна был добрым советчиком. И погоду предскажет, и время посева. Знание особенностей фаз луны гарантировало богатый урожай. При убывающей луне сажать можно было только то, что вызревает под землей, при нарастающей - то, что над землей. Запоздалому в зимней ночи путнику Старик-Луна, Ков-Атя, укажет дорогу, чтобы не заплутал и не погиб в пути.



10. КЕНКШ-АТЯ и КЕНКШ-АВА

Мордовские духи-покровители Входа и Выхода - Кенш-Атя и Кенкш-Ава весьма архаичны. Это через них входили в дом и выходили из него и Радость, и Беда. Они были условной границей, порогом, стражами ПЕРЕХОДА в иной мир. Перед первым входом молодых в свадебный дом дружка делал большим ритуальным ножом крестообразные зарубки на косяке двери. Нельзя было здороваться или принимать что-либо через порог. Считалось, что это ведет к разладу, ссоре. Споткнуться о порог считалось дурной приметой. Легкость преодоления порога сулило Удачу.



11. КЕЛЬМЕ-АТЯ

В долгие морозные дни, когда ребятишкам не хочется и носу высунуть из теплой избы, родители не забывали порадовать детей. Ставили на подоконник большую чашку овсяного киселя, сметанку или крынку топленого молока, с толстой вкусной пенкой. И приговаривали: «Вот тебе, Кельме-Атя, угощеньице! Не морозь деткам, носики и пальчики!» А сами уходили, давая детям возможность полакомиться нехитрыми деревенскими лакомствами!



12. КАШТОМ-АВА

У Покровительницы Печи Каштом-Авы (эрз.), Пенякуд-Авы (мокш.) всегда много было хлопот. Мягкий хлеб, топленое молоко, чугун с наваристыми щами под её присмотром были вкусны и полезны для здоровья. Бабушки учили деток с уважением относиться к Каштом-Аве, не сжигать в печи мусор, держать её в чистоте. Молодую Невестку, сразу после свадьбы, обязательно представляли Ей. В праздники первый кусочек свежеиспеченного хлеба бросали на угли, а на шесток ставили ковшик священного пива!



13. ИНЕНАРМУНЬ

Великая Водная птица Иненармунь - образ из древнемордовской мифологии, который говорит о некогда общем понимании финно-угорских народов о создании Вселенной из яйца Великой Водной Птицы, когда желток стал Землёй, белок - Водой и верхняя часть яйца стала Воздухом. Позднее Иненармунь стала в мифологии служить Демиургу, ныряя под Воду, доставая кусочки Земли. А еще позднее, эту роль стал исполнять, Шайтян, пришедший из культуры иранских племен, с которыми мордва в древности имела довольно тесные связи.



14. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение - это всегда был священный обряд. Черного быка с белой отметиной на лбу посвящали Мастораве, Матери-покровительнице Земли, а рыжего быка - Чи Пазу, Богу Солнца. Перед жертвоприношением быка украшали, рога его перевязывали лентами, венками, Принеся его в жертву, мясо освящали, варили и съедали сообща, вознося молитвы верховному божеству, с просьбами о богатом урожае, приплоде скота и о даровании счастья и справедливости.



15. ВОЛК-ОБОРОТЕНЬ

Клан колдунов-оборотней был у мордвы почитаем. Их побаивались и приписывали им беды, наносимые лесными разбойниками-волками. Многие знали, что бы стать Волком-оборотнем нужно в полнолуние воткнуть в землю за амбаром 12 ножей и перепрыгнуть через них, но мало кто решался на это. Ведь, пока Оборотень рыскал по полям, кто-нибудь мог забрать ножи и тогда он был обречен остаться в волчьем обличье на долгие годы. Говорят, бывало так не раз!



16. ВЕДЬ-АТЯ

Ведь-Атя, в отличие от своей жены Ведь-Авы, покровительницы Воды, больше общался с мужчинами. Мог помогать при рыбалке, оборачивался в Сома, но мог и утащить под воду не осторожного рыбака, не уважающего его порядков. Детей учили бережно относиться к Воде, не загрязнять её - “А не то глаза заболят!” - предупреждали малышей старшие. Обернувшись Сомом, Ведь-Атя иногда подплывал к купающимся девушкам и пытался утянуть красавиц под воду.



17. ВАРДА

Глядя на пьяных мужиков, деревенские женщины горестно говорили: “Вот ведь! Злая колдунья Варда превратила наших мужиков в свиней и катается на них верхом!” А что бы дети верили, что она реальна, показывали чертов камень, который по-мордовски называется Вардонь сур. Когда она творит мелкие гадости, старики говорят, что она обернулась маленькой злой девчонкой, капризной грязнулей.



18. БОБО

Когда дети капризничали или шалили, то Бабушка или Мама могли сказать: “Вот, ужо, Бобо из лесу то придет! Тех, кто балуется, посадит в мешок и унесет с собой!”
И детки представляли. Бобо как кого-то страшненького, пушистого, на птичьей ноге, со старым мешком. Но, конечно, не очень страшного. Ведь они знают, что Бабушка или Мама все равно любят малышню!

Не одну сотню лет ходят по нижегородской земле сказки, предания и рассказы о русалках. Однако истинные хозяйки вод в нашем крае - вовсе не русалки, потому что согласно древней мифологии коренного населения края, поволжских финнов - эрзи, мокши и исчезнувших на сей день терюхан , в каждом водоеме юга Нижегородской области живет мордовская владычица вод - Ведява .

Русалочка, да без хвоста

Этот случай произошел в эрзянском селе Акузово Сергачского района. О нем мне рассказала пожилая знахарка Зоя Семеновна Сорокина. Было это после войны. Шла ее крестная вдоль берега Пьяны. Глядит, на высоком берегу сидит нагая женщина и волосы гребнем расчесывает.

Лица ее не видать, а волосы длинные-предлинные. Хотела было подойти любопытная крестная к женщине, однако та, завидя ее, вдруг вскочила, громко захохотала и спрыгнула с высокого обрыва в омут. А всплеск был таков, что вода вышла из берегов. Только тогда поняла баба, что не смертная женщина это была вовсе, а эрзянская богиня, дух вод - Ведява.

И действительно, мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава ("ведь" - вода, "ава" - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы.

У соседних марийцев тоже есть аналогичный персонаж - Вуд-ава. В отличие от славянской утопленницы с рыбьим хвостом - русалки, Ведява представляется с ногами и имеет более привилегированный - божественный статус.

Кстати, вместе с ней в легендах живет седобородый мужской дух Ведь-атя - водяной-старик, который считается мужем женского божества. Тем не менее главенствующая роль в мордовской мифологии отводится именно женским божествам, а все потому, что архаичные верования в эти божества возникли в эпоху матриархата.

Обширные этнографические материалы эрзи, мокши и терюхан свидетельствуют, что человек отождествлял богов и духов с теми природными объектами, которые, в первую очередь, пользовались почитанием у него самого. А одной из самых необходимых и в то же время опасных сред в жизни людей, конечно же, была вода.

С глубокой древности эта стихия пугала людей. Кроме того, что они ежечасно могли утонуть, разливами смывало плотины, сносило и подтапливало мельницы, дома, заливало дождями посевы земледельцев. И наоборот, вода была необходима человеку для жизни, хозяйства, земледелия и промысла: люди ловили рыбу, охотились на бобра, водоплавающую птицу. Именно поэтому особым почитанием пользовался культ духа - покровительницы воды.

Нравом строгим отличалась…

Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья.

Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди.

Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы.

Считалось, что Ведява и ее муж Ведятя живут в глубоких омутах и могут утопить человека: согласно мокшанским, эрзянским и терюханским верованиям, они забирают на дно ровно столько людей, сколько им надобно. Еще совсем недавно духом воды пугали детей: "Смотрите не ходите купаться, а то вас Ведява на дно утащит".

Правда, иногда водные духи якобы щадили людей, которых топили, выталкивая бедняг на берег своими холодными руками. Поэтому если тонущий человек все же оставался жив, он тот час был обязан раскланяться водным божествам, а после отблагодарить их деньгами - 5 или 10 копейками, а еще пшеном и хмелем для изготовления "пуре" - мордовского национального алкогольного напитка, приготовленного на основе меда и перги.

"Они (духи воды - Авт.) уж больно бражке рады и вину тоже", - рассказывают местные старожилы.

Если же каким-то образом на берег выплывала тонущая молодая девушка, она также благодарила Ведяву - бросала в реку или озеро или кольцо, или платок, или сережки.

О случае чудесного спасения утопающего мне рассказала все та же Зоя Сорокина. По ее словам, пошел как-то вечером парень из ее земляков порыбачить на реку Пьяну. Да вот беда - был он выпивши, а потому оступился, упал в глубокий бурлящий омут и стал тонуть.

Только начнет бедняга выплывать на поверхность, чуточку глотнет воздуха, да не тут-то было, чьи-то цепкие холодные руки снова тянут его в речную пучину. Когда же неведомая хватка ослабла, парень что есть силы оттолкнулся от вязкого дна и, выплыв на речную поверхность, стал гневно браниться. Его проклятья были настолько страшны, что невидимое существо испугалось и уплыло прочь.

Необычную историю мне рассказала мокшанка из Саранска - Марина Агеева - корреспондент национальной радиопрограммы. Ей поведал об этом дядя, Николай Сяткин из мокшанского села Атюрьево.

"Утонул там, в речке, маленький ребенок. Мужики все дно обшарили. Ну, нет, нигде не могут тело найти. Тогда мать утопшего ребенка пришла на берег с чашкой, в которой была жертвенная пища - домашний ржаной хлеб и воткнутая в него свеча. Помолилась Ведень Кирди - Ведяте (держателю, хозяину воды - старику водяному) и Ведень Кирди - Ведяве (хозяйке воды).

А напоследок женщина и говорит: "Раз вы уж забрали душу ребенка, то верните нам хотя бы тело, чтобы похоронить по-человечески". И пустила чашу в воду. Та поплавала-поплавала, покружилась-покружилась, да у бережка и утонула. Там и нашлось тело".

…И водицы не жалела

Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг. Считалось, что посланные людям Ведявой болезни и страдания не вылечит никто: человек перекупался, упал в воду, провалился под лед, простыл...

Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им "чадородия".

А некогда Ведява считалась богиней плодородия. И водой, взятой из ее чертогов, земледельцы орошали поля, значит, лишь у нее одной следовало просить дождя в засуху. Но если в русских селениях Нижегородского края прошение о дожде проходило с обязательным шествием вокруг села крестного хода, во главе которого селяне, а зачастую и священники, несли православные иконы, то будучи уже давно православной мордва предпочитала проводить "моление о дожде" совсем иначе. Хотя в ее языческих молянах прослеживалось и множество православных мотивов.

В засушливые годы мокшанские и эрзянские земледельцы-садоводы-огородники, как и в былую старину, обращались к водным духам, выспрашивая у них дождя.

Дмитрий КАРАБЕЛЬНИКОВ, краевед.

Мордва – это коренной народ Поволжья, его численность составляет более миллиона человек. Интересно, что лишь одна треть мордвы проживает в республике Мордовия. Остальные же распространились по Татарстану, Башкирии, Чувашии, Пензенской, Саратовской и других областях нашей необъятной страны. Мордовский народ состоит из двух субэтносов. Это мокша (составляет три четвертых) и эрзя. Говорят они на сходных языках.

До прихода христианства на Русь религией мордовского народа было язычество. Согласно некоторым источникам, мордва приняла православное христианство лишь в восемнадцатом веке. Однако этому народу удалось сохранить самобытные и неповторимые черты язычества.

Особенности мордовского язычества

Бросается в глаза то, что богов у мордвы было очень-очень много, около сотни. Не было, наверное, ни одного объекта природы или жизни, который бы не имел представительства в божественном обличии.

Языческий пантеон у мордвы отличался изобилием женских богов:

У каждой из богинь были мужья, покровители тех же стихий, природных объектов или явлений. Но их роль была гораздо менее важной по сравнению с женскими божествами. Последние чаще фигурируют и в мифах, сказках, легендах. Вообще для культуры мордвы был характерен матриархат. Богини могут даже наслать на людей болезнь, а также исцелить.

Боги и духи в мордовском язычестве могли быть добрыми или злыми, если их не задобрить. Поэтому в честь своих богов мордва проводила так называемые моляны (моления). Это некий обряд с ритуалом жертвоприношения, чтением молитв. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Причем моляны устраивались на том месте, где «обитает» конкретное божество: в поле, в общинном доме. Кроме молян, организовывали и праздники: семейные, общинные. Все эти мероприятия преследовали схожие цели: благополучие в жизни, хороший урожай, удача в делах.

Был в мордовском язычестве и главный бог – Шкай. Его имя переводится как создатель. А воплощением зла у мордвы был шайтан, или черт.

Представление о мире в мордовском язычестве

Изначально мир представлял собой огромный океан. А бог, который имел облик утки, нырнул в этот океан и достал из него землю. Согласно представлениям мордвы, есть три мира (скорее всего, они эквиваленты Нави, Яви и Прави). А предками человека были полуживотные-полулюди, полуптицы-полулюди, полурыбы-полулюди. Непосредственно сам человек был создан из дерева (у субэтноса мокши) или из глины (у эрзя).

После смерти душа попадает в загробный мир, находящийся под землей. Но в нем нет рая и ада.

Сегодня у мордвы остаются так называемые национальные меньшинства, проповедующие язычество. В основном это пожилые женщины, истинные хранительницы религии предков. Они не испытывают никакой неприязни к христианству. Представители мордовского язычества и сегодня проводят моления своим богам на открытом воздухе.

Языческие верования в Древней Руси. Древнерусское государство в IХ-ХIII вв.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской, христианской, а также множества языческих религий.

В основе любой религии лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх грозные явления природы, обожествлял их. Он одушествлял также всё, что его окружало: деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и - разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличение количества богов и разделение их функций.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял из себя древнемордовский пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных мировых религий: иудейской, мусульманской, христианской, а также множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились:

небом и временем управлял бог Шкай;

его супругой была Анге - богиня жизни, добра и любви;

Чи-паз был богом солнца;

Мастер-паз - богом земли (земной тверди);

Ков-паз - богом луны;

Пургине-паз - богом грома;

Богиня Шобдава являлась в виде зари;

Толава в виде огня;

землей (почвой) ведала Модава;

водой - Ведява;

лесом - Вирява и т. д.

Богов поменьше рангом имели каждая река, каждая гора или озеро, да и все, что окружало предков мордвы. Эти боги ничем не отличались от людей: так же огорчались и радовались, ссорились и мирились, воевали и пировали. Они могли гневаться на свой народ, наказывать за грехи, но при этом любили его и желали ему добра. И только презренный бог зла, мрака и холода Анамаз делал все, чтобы погубить мордву.

С формированием знати на земле менялась иерархия и на небе. Постепенно повелителем всех богов и людей, творцом всего сущего стал Ине Шкай-паз - великий бог Времени, называемый так же Менель-пазом, то есть небесным богом или Вере-пазом - всевышним богом.

Предки мордвы считали, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Люди, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и всячески содействовали им в хозяйственной деятельности и в целом в жизни. Именно по этой причине в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моленья (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Как показывают археологические материалы, в конце I - начале II тысячелетия н. э. мордва переживала процесс распада первобытно-общинного строя и становления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.

Скорее всего, именно к данному времени следует отнести возникновение представления о божествах не просто как держателях (кирди), покровителях, а как собственниках, хозяевах, владетелях. Вероятно, именно в это время к названиям тех или иных мордовских божеств стало присоединяться слово азор (азоро), что означает, «хозяин, хозяйка, владетель, владетельница». Вирь-ава стала именоваться Вирь-азор-ава, Ведь-ава - Ведь-азор-ава, Мода-ава - Мода-азор-ава, Кудо-ава - Кудо-азор-ава и т. д. Аналогичные изменения были внесены и в терминологию, обозначающую мужские божества.

Как показало сравнительное изучение дохристианских верований мордвы и другого соседнего с ней народа - марийцев, в ранних формах религий этих народов много общего. Это тождество или сходство теонимов многих мордовских и марийских богинь - свидетельство тому, что в тот отдаленный период предки мордвы и марийцев четко еще не обособились в отдельные, самостоятельные этнические общности, составляли единую этническую общность или по меньшей мере были близкородственными.

ТЕОНИМ ВЕРХОВНОГО БОГА МОРДВЫ

Своего дохристианского верховного бога мордва именовала Шкай, Нишке. Думается, этот образ был создан мордвой по типу слов инязор - у эрзи и оця-зор - у мокши. Словами инязор (ине «великий», азор «хозяин», владетель»), оця-зор (оцю «большой, великий», азор «хозяин, владетель») она до присоединения к России называла своих владык, а после - русских царей.

Некоторая разница в словах Шкай и Нишке, несмотря на явную общность их происхождения и обозначаемого понятия, объясняется субэтническими разли-чиями между мордвой-эрзей и мордвой-мокшей. Теоним Нишке образован из двух слов: ине «великий»; шкай «создатель, кормилец, воспитатель». В произведениях мордовского фольклора встречаются выражения шкамс-трямс «создать, вскормить; воспитать»; шкинекай-тринекай «создатель, кормилец, воспитатель».

Кроме теонима Нишке, мордва-эрзя верховного бога называла также Нишке-паз (паз «бог»), Вере-паз (вере «верх, верхний»), а мордва-мокша - Шкай, Вярде Шкай (вярде «верх, верхний»), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Последний теоним состоит из трех слов: оцю-шкай+бас/паз «бог». Одним из первых в письменной форме его зафиксировал в своей дорожной записной книжке во время путешествия по следам Пугачевского восстания А. С. Пушкин: «Оцюш кайбас, бог». Неточность его записи лишь в том, что букву ш следовало бы присоединить не к «Оцю», а к «кайбас».

До нашего времени дошло немало произведений устного народного творчества мордвы, из которых видно, что верховный бог Шкай, Нишке находился в обществе, разделенном на богатых и бедных, и мало обращал внимания на жизнь бедняка. Так, в песне «Большое поле» говорится о том, что посреди большого поля, на большом бугре стоит дуб, на котором сидят Нишке-паз, Норов-паз и Микола-угодник. Задумали они людям счастье раздавать: «богатому знатному - плошкой, бедному скудному - чаркой, сироте парню - ложкой, грешному парню - кончиком ложки...». Сироте одному, как повествует далее песня, ничего не досталось, и куда он ни пойдет - повсюду плачет. Увидел его Нишке-паз, спросил: «Почему плачет молодой парень, почему грустен молодой парень?» Сирота поведал ему, что когда боги раздавали счастье, то его обошли. Нишке ответил: «Не плачь, молодой парень, не грусти, молодой парень, я сам положу тебе счастье, я сам уделю тебе счастье. Как наступят осенние дни, начнется снежная пороша, будешь ты идти по долгой дороге и нести тяжелое ружье».

К этому времени относится происхождение различных мифов мордвы о создании верховным богом Нишке земли, людей, обычаев. Они дошли до нас главным образом в песенной форме.

Так, в песне «Земля родилась - обычай родился» говорится: «Земля родилась - обычай родился, на земле родилась зеленая трава, как посмотрел Нишке-паз, земля - матушка разукрасилась, еще паз дал на землю черного леса, темного леса, смотрит Нишке-паз на землю, земля-матушка разукрасилась, затем Ни-шке-паз думал-думал, некому леса рубить, некому луга косить, несобранным лес гниет, некошеной трава валится; смотрит Нишке-паз, сам думает, дам я на землю человеческую душу, человеческий род, сначала выпущу эрзянский народ, сначала выпущу эрзянский язык, эрзянский обычай. Выпустил Нишке-паз эрзянский народ, этот народ сильно вырос, увеличился, на семь сел они размножились, жили-жили семь сел, и начали эрзяне драться, начали эрзяне ругаться. Из-за чего они дерутся-ругаются? Из-за земли они дерутся и ругаются, еще дерутся эрзяне оттого, что не могут разделить между собой лес, не могут скосить луга...».

К Вере-пазу, Нишке, как к верховному богу, мордва обращалась по всякому по-воду, приносила ему жертвы, прося содействия в том или ином деле. Так, летом, после Петрова дня, мордва проводила в прошлом праздник «Бабань каша» - «Бабья каша», - на котором произносили, к примеру, следующую молитву (в переводе с мордовского-эрзя) :

«Вере-Нишке, свет кормилец!

Вот пришли к тебе с моленьем-приготовленьем, с хлебом-солью, с поклоном.

Кланяемся тебе, обращаемся к тебе, кланяемся с чистым сердцем, обращаемся к тебе с мягким сердцем.

Дай на землю-матушку растущий урожай, с толстой соломой, с крупным колосом.

Вот тебе яйца, пусть наполняются зерна, точно желток в яйце!

Дай, Нишке-паз, кормилец, на землю-матушку спокойного хорошего дождя, прохладу корням зерновых, зерно на голову их.

Береги от сильного дождя, от опасной грозы, дай, Нишке-паз, кормилец, пашущим-боронующим, работающим-трудящимся здоровья.

Да посмотри на наши поклоны, услышь моленье.

Со старым молимся, новое дай!

Не оставь нас без присмотра!

Сколько в блюдце соли, столько дай нам добра.

Сверху пусть дождем льется, снизу родником выходит.

Что тратим, на это место дай нового.

Верьде Вере-Нишке, свет кормилец, дай скотине здоровья!

Тяжелое пусть мимо проходит, здоровое пусть в село приходит».

С присоединением мордвы к России началась её христианизация, в ходе которой дохристианские верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.

Вот как этот процесс взаимовлияния описывает известный историк XIX века В. Ключевский: "Мордовские праздники, большие моляны, приурочивались к русским народным или церковным празднествам, семику, троицыну дню, рождеству, новому году. В молитвы, обращенные к мордовским богам, верховному творцу Чампасу, к матери богов Анге-Патяй и ее детям, по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова: рядом с «вынимань монь» (помилуй нас) слышалось «давай нам добра здоровья». Вслед за словами заимствовали и религиозные представления: Чампаса величали «верхним богом», Анге-Патяй «матушкой богородицей», ее сына Нишке-паса (пас-бог) Ильей Великим; в день нового года, обращаясь к богу свиней, молились: «Таунсяй Вельки Васяй (Василий Великий), давай поросят черных и белых, каких сам любишь». Языческая молитва, обращенная к стихии, облекалась в русско-христианскую форму: "Вода матушка! Подай всем крещеным людям добрый здоровья". Вместе с тем языческие символы заменялись христианскими: вместо березового веника, увешанного платками и полотенцами, ставили в переднем углу икону с зажженной перед ней восковой свечой и на коленях произносили молитвы своим Чампасам и Анге-Патяям по-русски, забыв старинные мордовские их тексты. Видя в мордовских публичных молянах столько своего, русского и христианского, русские соседи начинали при них присутствовать, а потом в них участвовать и даже повторять у себя отдельные их обряды и петь сопровождавшие их песни. Всё это приводило к тому, что, наконец, ни та, ни другая сторона не могла отдать себе отчета, чьи обычаи и обряды она соблюдает, русские или мордовские... В 1636 г. один черемис в Казани на вопрос путешественника Адама Олеария, знает ли он, кто сотворил небо и землю, дал ответ, записанный Олеарием так: tzort sneit. Язычник смеялся над «русскими богами», а русского черта боялся. Иезуит Авриль, едучи в 1680-х годах из Саратова, видел, как языческая мордва пьянст-вовала на Николин день, подражая русским".

Но постепенно христианские ценности, понятия и обряды вошли в мировоззрение мордовского народа, которые он сейчас воспринимает как свои исконные. Хотя и в некоторых христианских обрядах, практикуемых, например, в Зубово-Полянском районе, явно прослеживаются заимствования из мордовской культуры, что делает их слегка отличающимися от общепринятых.

По материалам Н. Мокшина, В. Ключевского

Мордва - коренной народ Поволжья (численность 1 153 987 чел.). Основная его часть проживает в Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской и Нижегородской обл. РФ, Татарстане, Башкортостане, Чувашии. В Мордовской Республике живет 29% всей численности мордвы (313 420 тыс. чел.). Это составляет 32,5% населения республики, доля же русских превышает 60%, татар - около 5%. Более 61% мордвы проживает в сельской местности.

В мордовском этносе выделяются два субэтноса: мокша (75%) и эрзя (25%), говорящие на близкородственных языках, и три этнографические группы: мордва-терюхане (обрусевшая часть народа, проживает на территории Нижегородской области), мордва-каратаи (имеют татарский язык общения, но исповедуют православную веру, живут в Татарстане), мордва-мокша (по языку они близки к эрзянам и мокшанам).

С 18 века мордва числятся православными. Испытывая «великие обиды и разорения» от распространителей новой религии, мордовский народ пытался сохранить свои языческие традиции. Однако под влиянием достаточно интенсивных русско-мордовских этнокультурных контактов народные верования постепенно теряли свою целостность и значительно трансформировались.

Традиционные верования мордвы сложились в условиях патриархально-общинного строя. Главенствующее положение в них играли семейно-родовые и общинные аграрные культы. Определенное влияние на формирование мордовских верований оказали религ. представления иранцев, тюркских народов и племен, славянские языческие традиции.

В пантеоне почитаемых богов, как и у всех волжских финно-угров, выделялись образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек. Почитались богини леса, воды, ветра, огня, покровительницы полей, плодородия и т. д. Существовали представления о земных духах-хозяевах - азор, азоро, держателях - кирди, владыках и царях - инязор, оцязор. Выделялись божества-покровители деревни, сельской общины (велень кирди азор-ава). У мордвы-эрзян известен образ избранного богом защитника и покровителя - эрзян кирди (эрзянского держателя), помогающего людям поддерживать добрые отношения с божествами.

В числе небесных богов - паз (слово иранского происхождения) - почитались божества солнца (чи паз), грома (пурьгине паз) и молнии (ендол паз). Верховными богами в мордовском пантеоне считались небесные начала, участвующие в создании мира, - Шкай (у мордвы-мокшан, слово имеет древнеиранское происхождение), Нишке (у мордвы-эрзян, слово имеет древнефинноугорское происхождение). Важное место в верованиях мордвы занимало почитание предков (покштят бабай). Божества и духи могли проявлять себя как доброе, так и злое начало в зависимости от поступков людей. Носителем зла считался шайтан.

Мордовские крестьяне большое значение придавали семейным и деревенским (общинным) праздникам с жертвоприношениями в честь покровителей земледелия. Моления проходили в поле или в периодически назначаемом общиной доме. Они были направлены на достижение благополучия в земледелии и животноводстве, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности людей, усмирение недоброжелательных сил и приобщение к повседневным делам людей начал добра.

Профессиональных служителей дохристианского культа у мордвы в 18-19 века не было. Молениями руководили сведущие в традиционных обрядах выборные мужчины или женщины. Иногда руководители молений, как это было у мордвы-терюхан в 1804 году, выступали инициаторами движения за возврат в язычество. Лидер движения Кузьма Алексеев получил широкую известность под именем "Кузька - мордовский бог".

В 19 - начале 20 века Православная церковь обрела в Мордовии достаточно прочное положение. В начале века здесь насчитывалось более 500 храмов, молитвенных домов, монастырских зданий. Мордовские прихожане исправно выполняли свои религиозные обязанности, посещали церкви, крестились, венчались, исповедовались, отпевали покойников. Наряду с этим они периодически проводили дохристианские обряды и соблюдали древние обычаи.

Мордва, восприняв христианство, значительно модифицировала его в духе традиционных верований. Христианские святые были наделены чертами древнемордовских божеств. Особо почитались Николай Угодник, Илья-пророк, апостолы Петр и Павел, св. Флор и Лавр и др. Во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходили традиционные моления языческим покровителям, выполнялись всевозможные магические обряды. В народном представлении иконы, кресты, пасхальные яйца, троицкие березки и др. наделялись сверхъестественными свойствами. Во время болезней, несчастий мордовские крестьяне поклонялись особо чтимым иконам в монастырях и часовнях.

Определенное влияние на сознание верующих оказывали старообрядцы (см. Старообрядчество). В начале 19 века среди части мордвы распространилось учение молокан. В 30-е годы они заявили, что в 1836 году наступит второе пришествие Христа, и призывали отправиться на Кавказ к Араратской горе, чтобы воздвигнуть там Новый Иерусалим. Поверив сектантам, мордва-молокане в 1836 году выехали на постоянное жительство в Армению.

В советский период многие церкви и монастыри были закрыты. К 1936 году их количество уменьшилось в 2 раза (сохранилось 266 культовых зданий), в годы войны служба проводилась лишь в нескольких церквах. Сокращалась численность духовенства. Тем не менее православные традиции сохранялись. Скрытно проводились крещения и отпевания, отмечались православные праздники. Верующие продолжали посещать часовни. В послевоенные годы было разрешено восстановить некоторые закрытые церкви. В 70-е годы большая часть взрослого сельского населения соблюдала религиозные традиции. Устойчиво сохранялись семейно-родовые обычаи.

В религиозной жизни современного мордовского народа ведущую роль играет Русская Православная церковь. Для возрождения православия в Мордовской Республике в 1991 году учреждена Мордовская и Саранская епархии. За короткий срок были восстановлены и обустроены мн. закрытые церкви. В настоящее время церковная служба регулярно проводится в 132 православных приходах и 9 монастырях (5 мужских и 4 женских).

Активизировалась деятельность среди мордвы протестантских церквей. Растет численность сторонников ЕХБ, пятидесятников и других протестантских церквей. В 1991 году благодаря усилиям проповедников из Финляндии учреждена Мокшанско-эрзянская лютеранская церковь. Она объединяет пока лишь несколько десятков человек. Стокгольмским институтом перевода Библии были подготовлены и изданы в Финляндии на мордовском языке некоторые части Нового Завета.

Укрепляются и позиции ислама. Для 47 тысяч татар в республике действуют около 30 исламских мечетей.

В религиозно-мифологической картине мира современных верующих сохраняются представления о подземных, земных и небесных духах и божествах. Существует вера во множество всевозможных призраков. Почитаются души умерших, которые считаются посредниками в отношениях людей с миром сверхъестественных существ. Различаются духи местностей, всевозможных болезней, которым в особых случаях приносят бескровные жертвы. Сохраняется вера в сверхъестественную силу лечебной, вредоносной, любовной, хозяйственной магии. Периодически проводятся семейные и семейно-родовые поминки, на которых в честь умерших покровителей рода зажигают свечу. На поминках, устраиваемых на сороковой день после смерти человека, иногда по традиции специально назначают человека, который разыгрывает роль покойного. В традиционной народной свадьбе наряду с церковным венчанием соблюдаются дохристианские обычаи и обряды.

Предпринимаются усилия по возрождению традиционных мордовских праздников с жертвоприношениями. В 1995 году состоялось моление в селе Старое Качеево. В настоящее время идеи возрождения языческих традиций поддерживаются в основном представителями художественной интеллигенции. Они проявляют повышенный интерес к сохранению самобытной народной культуры. Мордовская интеллигенция озабочена поиском идеи, способной объединить мордовский этнос.

Н. С. Попов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 246-250.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.