Обычаи славян. Славянские традиции — родные традиции славян. История славянских языческих обрядов

Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период VII. Традиции и обычаи В древности у восточных славян все поколения семьи жили обычно под одной крышей. Где-то неподалеку находилось семейное кладбище, так что в жизни большой семьи принимали участие и давно умершие предки (культ предков). Каждый человек, живущий в подобной большой семье, ощущал се- бя прежде всего не индивидуумом, а как член рода. Любой славянин мог на- звать своих предков на несколько столетий назад. С предками были связаны многочисленные праздники, некоторые из них сохранились до наших дней (Радуница, родительский день). Предки – чуры, щуры – хранители своих по- томков, предостерегали их, являлись им в образе птиц. Каждый род имел вполне определенную репутацию. Члены рода чувст- вовали ответственность за свою большую семью. Род отвечал перед другими родами за каждого сородича. В роду не бывало брошенных стариков или всеми позабытых детей. Взаимопомощь – неписанное правило для всех чле- нов рода. В любой ситуации человек должен был действовать так, как будет лучше для его рода. Общество, в котором безраздельно господствует Род, на- зывают традиционным. Никакого «индивидуализма» традиционное общество не признает, т.к. главная древнейшая традиция нацелена была на выживание рода. Род был самой первой формой общественной организации и самой жи- вучей. И в более поздние времена предводитель дружины считался отцом своих людей, а воины одного ранга – братьями. В Древнерусском государст- ве продолжали господствовать примерно те же порядки. Членов дружины та- кого–то князя летописи именуют «чадью», т.е. «детьми». Воинов князя Ва- силька, например, так и называют «Васильковичами», хотя о физическом родстве нет и речи. В родовом обществе каждый новорожденный должен был еще «дока- зать» свое право быть членом данного рода. Для этого над ним совершались определенные ритуалы. Взрослые, желающие вступить в тот или иной род, подвергались также многочисленным серьезным испытаниям. Особо серьез- ному «экзамену» подвергались желающие вступить в воинское братство – дружину. Они подвергались испытанию в ловкости, силе, владении оружием, проверялись также их духовные качества, проводился обряд мистического посвящения. Воины селились отдельно от всего племени, в особых домах, посторонние в эти воинские дома не допускались. Этот обычай логически объясняется представлениями древних людей о том, что человек, совершив- ший убийство даже в бою, сражаясь за свое племя, – «нечистый», он имеет большую уязвимость для злых сил. Поэтому воины не допускались какое-то время после боя к общей жизни племени, жили и питались отдельно, совер- шая очистительные обряды. Понятие чести было известно славянам под именем правды. Репутация человека часто была для него дороже, чем жизнь, и определяла его взаимоот- ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.21 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период ношения не только с людьми, но и с духами, богами. Следует различать свою личную правду и правду рода. Основные нормы поведения позже были запи- саны в специальных законах, именуемых «Правдами». Так, ложь, лжесвиде- тельство, нарушение клятвы, измена долгу, трусость, отказ от вызова на по- единок, хулительная песнь гусляра, оскорбление наносили ущерб личной чести. За страшные деяния, вроде убийства родича, нарушения законов гос- теприимства человек мог быть объявлен вне закона. Наоборот, месть за ро- дича, победа над врагом, удача на охоте, победа в поединке, устройство пира или состязания, преподнесение дара, женитьба, хвалебная песнь гусляра, служба у славного князя ведут к увеличению личной чести. Запятнавший се- бя бесчестным убийством, не позаботившийся о погребении павшего врага и т.д. рискует обрушить на свою голову кары и людей, и богов. Правда рода определялась суммой «правд» его членов. Правда князя должна быть очень высокой. Запятнавший себя князь изгонялся, на его место ставился другой, непременно достойный. Честь рода повышалась в результа- те коллективных действий. Например, за правильно устроенные праздники, пышные свадьбы, поминки. Принадлежность к тому или иному роду можно было легко отличить по одежде. Одежда каждого человека содержала огромное количество деталей, много говоривших о его обитателе: из какого он роду, племени, а значит, и как себя с ним вести. До сих пор в русском языке сохранилась пословица: «По одежке встречают, провожают по уму». Убийство члена одного рода членом другого вызывало вражду родов. Мстили не самому преступнику, а его роду. Возможность кровной мести бы- ла мощным сдерживающим фактором. Поводов для нее всячески старались избежать. Распространенным способом выяснить отношения, доказать свою неви- новность, добиться чего-либо был поединок. Ему обязательно предшествовал вызов, отказаться от которого – значит покрыть себя позором. Не всегда сра- жались до смерти, чаще был уговор «до первого удара», «до первой раны» и др. Были и ритуальные поединки, а также те, на которые хотели обратить внимание богов. Проходили они без доспехов. Часто противники дрались об- наженными по пояс. Поединок обязательно предшествовал любому крупному сражению. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.22 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период VIII. Магия и мантика Волхвы-ведуны, колдуны, знахари и пр. подобные люди веками выраба- тывали особые методы и способы воздействия на действительность и потус- торонний мир, искали возможности заглянуть в прошлое и будущее. Эти формы религиозных верований называются магией и мантикой. Магия – мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окру- жающий мир с помощью неких «непостижимых» манипуляций. Круг их дос- таточно широк: это могут быть слова (заклинания, заговоры, молитвы), предметы (амулеты, обереги), письмена и различные действия. Магические приемы различаются по следующим признакам: а) по степе- ни сложности; б) по общей направленности; в) по психологическому меха- низму воздействия; г) по целевому назначению. По степени сложности магические приемы подразделяются на индиви- дуальные магические действия, индивидуальный или групповой магический обряд, коллективную магическую церемонию. Пример индивидуального ма- гического действия: человек плюет три раза через левое плечо, чтобы убе- речься от беды (за левым плечом, по поверьям, сидит черт, ответственный за все неурядицы). В магическом обряде отдельные действия должны производиться в оп- ределенном порядке, с точнейшим соблюдением определенных условий. Та- ковы, например, приемы т.н. лечебной магии. Вот магический обряд лечения от туберкулеза легких: больного купают в воде, зачерпнутой из трех колод- цев, настоянной на мусоре из трех изб и сдобренной мхом с трех крыш. Коллективная магическая церемония в обязательные правила ее прове- дения вводит не только требования к приготовлению снадобья, но и указания о времени проведения, внешнем виде и составе участников и пр. Например, чтобы не допустить в деревню морового поветрия (эпидемия чумы или холе- ры), в русской традиции существовала специальная церемония: в полночь го- лые старухи с причитаниями и заклинаниями опахивали сохой или плугом всю окружность селения. В зависимости от общей направленности различают агрессивные (про- трептические) и оборонительные (профилактические) типы магии. К протрептическим типам магии относятся а) контактная магия – маги- ческая сила передается человеку путем непосредственного взаимодействия с носителем магической силы (ношение талисманов, употребление снадобий и т.п.); б) инициальная магия – ввиду недосягаемости объекта колдовства при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание его возлагается на магическую силу; в) парциальная магия – ма- нипуляции производятся с частью объекта или с его заменителем (часть оде- жды, волосы, ногти и пр.); г) имитативная магия – колдовство производится над изображением или подобием объекта (фотографией, рисунком, фигуркой из воска и пр.). ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.23 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период К защитным типам магии относятся: а) отгоняющая – ношение амулетов от «дурного глаза»; б) очистительная – ритуальные омовения и окуривания, прыгания через костер и пр. По целевому назначению магические приемы подразделяются на лечеб- ную, вредоносную (черную), военную, любовную, промысловую, земледель- ческую, скотоводческую и т.д. Российские ученые располагают материальными свидетельствами древ- него магического знания – лабиринтами. Русский Север является средоточе- нием «культуры лабиринтов». Именно здесь больше всего крупных лабирин- тов, выложенных из камня. Особенно знамениты в этом плане Соловецкие острова. Русские поморы именовали лабиринты «вавилонами», «девичьими плясками», «игрой святого Петра». Лабиринт являлся мистериальным симво- лом, овеществленными в камне вратами посвящения. Вступая в иллюзорные отношения с миром духов, человек постоянно желал заранее узнать результаты своего обращения к ним. Мнимое, вообра- жаемое искусство угадывания настоящего и будущего называется мантикой. Существующие многообразные способы гадания классифицируются в специ- альной литературе по двум формально-типологическим признакам: а) гада- ние по внешним знамениям – по небесным светилам, по огню, по метеороло- гическим явлениям, по священным книгам, по строению человеческого тела, по кофейной гуще, по бобам, по дыму, по чаше с водой, по зеркалу, по дви- жению жука, по цифрам и пр.; б) гадание по «внутреннему просветлению»: по сновидениям, ясновидение и др. Все перечисленные виды магии и мантики зародились в глубокой древ- ности, но продолжают существовать и в наше время. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.24 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период IX. Язычество и православие В заключении следует сказать, что языческое мировоззрение восточных славян в эпоху, предшествующую христианизации Руси, можно охарактери- зовать как религию переходного периода к классовому обществу – распада родовых связей и оформления феодальных отношений. «Возникновение классового общества и государства на Руси подготовило почву для принятия христианства как тонко продуманной классовой идеологии. Христианство вторглось в традиционное устойчивое язычество славян не как гонимая рели- гия рабов…, а как государственное православие», – пишет Б.А. Рыбаков. Христианская религия больше, чем язычество, тесно связанное с патриар- хально-родовым строем славян, соответствовала развивающимся на Руси феодальным отношениям, т.к. оправдывала власть господствующих классов. На какой же основе оказался возможен синтез язычества и православия? С религиозной стороны между христианством и языческими верованиями славян имелось большое сходство. И в христианстве, и в древних верованиях и обрядах восточных славян содержалось много однородных элементов, представлявших собой различные проявления первобытных форм общест- венного сознания. Тождество сводилось к следующим основным пунктам: миром управляет высшая сила, его создавшая; существует множество второ- степенных сил, управляющих различными разделами природы; они дуали- стичны, делятся на добрых и злых духов; средством воздействия на высшую силу являются магические обряды и жертвоприношения; божество природы постоянно возрождается, умирает и снова возрождается; помимо реального мира существует загробный мир человеческих душ. На основе этой общно- сти и произошло совмещение восточнославянского язычества и византийско- го христианства. Кроме того, само христианство было насквозь синкретичным. Оно сло- жилось на базе ранних языческих религий народов Средиземноморья и Пе- редней Азии, среди которых оно формировалось и первоначально распро- странялось. Такие его элементы, как культы умирающих и воскресающих божеств, культы святых и святых реликвий, представление о загробном мире и второй жизни после смерти, поклонение мощам и изображениям богов, ма- гические таинства и процессии и др., несмотря на их многовековую модифи- кацию, вели своё происхождение от тех же магических и анимистических ве- рований и обрядов, которые составляли канву местной славянской религии. Тождественными древнеславянским оказались культы природы, земледель- ческие и скотоводческие культы, впитанные христианством из восточных ре- лигий. В процессе проникновения в толщи народных масс изменялся и облик самого православия, шло его «оязычивание», приспособление к жизни наро- да, к народному «языческому» сознанию, мироощущению, психологии. Со- вмещению язычества и христианства способствовала также тактика уступок ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.25 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период прежней вере, которая проводилась официальной церковью. Со временем церковь признала за православными святыми, образами Христа и Богороди- цы те черты и функции древних божеств, которыми наделяло их народное творчество; строительством православных храмов освящались традиционные места старых языческих мольбищ; христианские праздники приурочивались, по возможности, к срокам и циклам народного календаря. В мировоззрении и жизненном укладе русского народа длительное вре- мя стойко удерживались вековые представления и обычаи, отразившие хо- зяйственный уклад доклассового общества и патриархально-родовые обще- ственные отношения. В результате греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получившего название русского православия. В глубине же массового религиозного сознания сло- жился этнически окрашенный православно-языческий синкретизм. Не слу- чайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую вы- ступает как «национальная религия русских», а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоведение. От- дельные элементы языческого мировоззрения дожили почти в чистом виде до наших дней. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.26 из 28 Крупина А.Н. Верования, традиции и обряды восточных славян в дохристианский период Рекомендуемая литература 1. Гордиенко И.С. Крещение Руси. Л., 1984. 2. Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982. 3. Емелях Л.И. Загадки христианского культа. Л., 1985. 4. Забелин М. Русский народ: его обычаи, предания и суеверия. М., 1880. 5. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. 6. Зиновьев В.П. Черная и белая магия. 7. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Веле- сова книгаю Саратов, 1993. 8. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. 9. Курбатов В.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Русь. Л., 1988. 10. Кузьмин А. Падение Перуна. М., 1988. 11. Меньшикова А. Клады земли русской. Наука и жизнь, 1979, №9. 12. Платонов О.А. Терновый венец России. Святая Русь. М., 2001. 13. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. М., 1974. 14. Полная энциклопедия быта русского народа. М., 1998. 15. Персонажи славянской мифологии. Под ред. Мудрук С., Рубан А. Киев, 1993. 16. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.,Л., 1966. 17. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 18. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. М., 1987. 19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян М., 1997. 20. Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982. 21. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. 22. Семенова М. Мы – славяне. СПб., 1997. 23. Харитонова В. Черная и белая магия славян. 24. Этнография восточных славян Очерки традиционной культуры./ Отв. Ред. К.В.Чистов. ГОУ ВПО УГТУ-УПИ – 2005 Стр.27 из 28 Учебное электронное текстовое издание Крупина Алла Николаевна ВЕРОВАНИЯ, ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В ДОХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД Редактор Л.Д. Селедкова Компьютерная верстка Е.А. Сенкевич Рекомендовано РИС ГОУ ВПО УГТУ-УПИ Разрешен к публикации 06.11.05. Электронный формат – PDF Формат 60х90 1/8 Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 e-mail: [email protected] Информационный портал ГОУ ВПО УГТУ-УПИ http://www.ustu.ru


Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.

Детей в те времена рождалось гораздо больше, чем в наше время, т.е. по количеству детей в семье древних славян и современные семьи очень различны, по мимо этого у язычников, мужчине, не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. Т.е. в таком доме жили, примерно, четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными. Каждый человек, живший в такой семье, считал себя в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. А так же любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын, внук и правнук, без этого люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что то скрывает. Каждый род имел определённую репутацию. В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники, следовательно повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью.

В те времена повседневная одежда каждого славянина представляла собой его полный "паспорт". Одежда каждого содержала огромное количество деталей говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и т.д. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков т.е. человеческое общество заботилось о каждом своём члене, беспокоясь о выживания рода и общества в целом.

Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях противопоставлялся всему остальному, чужому. Он был первой заботой любого мужика, решившегося выделиться из прежней семьи. Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. Плохим считалось место, где раньше стояла баня, был похоронен самоубийца, где горел дом и т.д. На приглянувшемся месте ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком. Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином «заручную». В передний, «святой» угол клали три вещи: деньги (монету) – «для богатства», ладан – «для святости», овечью шерсть – «для тепла». Сверху под крышей ставился резной гребень с вытесанными фигурками, например, петуха. Как вещая птица, он очень почитался древними славянами. Считалось, что петух пробуждает к жизни солнце, возвращает на землю свет и тепло. В обличье петуха славяне олицетворяли небесный огонь. Он оберегал дом от пожара и удара молнии. Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д. Мусор в верованиях и магии древних славян – атрибут дома, вместилище душ предков. Его переносили при переселении, надеясь, что вместе с ним в новый дом перейдет дух – охранитель дома, удача, богатство и благополучие. Использовали мусор в гаданиях и в различных магических целях, например, окуривали дымом горящего мусора от сглаза.

Одним из сакральных центров дома была печь. В печи готовили пищу, на ней спали, в некоторых местах ее использовали в качестве бани; преимущественно с ней была связана народная медицина. Печь символизировала женщину, рождающее женское лоно. Она была главным оберегом семьи внутри дома. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор; в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель дома – домовой. Предметом особого почитания был и стол. При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Его двигали обычно только при совершении некоторых обрядов, например, свадьбы или похорон. Тогда проводили ритуальный обход стола, либо обносили вокруг него новорожденного. Стол являлся и начальной, и конечной точкой любого пути. Его целовали перед дальней дорогой и по возвращении домой.

Часть дома, наделяемая многими символическими функциями – окно. Его часто применяли как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он остался жить. Окна нередко воспринимались и как путь для чего-то святого, чистого. Через окна не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними, по поверью, стоит Ангел Господень. Если дом был защитой, убежищем, то ворота являлись символом границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром.

Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К ним нередко прикрепляли венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу для защиты от нечистых духов, затыкали в щели ворот колючие растения как оберег от ведьм.

В воротах с древних времен совершались различные магические действия. В них традиционно ранней весной разжигали костры, которые очищали пространство ворот, а с ним и все пространство двора.

Инициация, похороны и свадьба как основные обряды

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти обряд инициации. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу - т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому. В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак .

Свадьба

Брачные обычаи у разных славянских народов были различны. Самый распространённый обряд был таков. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева по обыкновению вокруг берёзы), призывая в свидетели богов и берегинь того места, где происходил обряд. В обязательном порядке свадьбе предшествовало похищение невесты либо сговор. Вообще невеста должна была идти в новую семью (род) насильно, чтобы не оскорбить духов-хранителей своего рода ("не я выдаю, силой ведут"). Поэтому с этим связаны длительные грустные, скорбные песни невесты и её рыдания.

На пиру молодожены не пили, им было запрещено, считалось что от любви пьяны будут.

Первую ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана. Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником. Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства. Вывод: Многие традиции, обычаи и обряды существовавшие у древних славян, дошли и до наших времён.



Знание культуры и истории наших предков необходимо для духовного саморазвития и расширения кругозора. Причудливые, а порой и бессмысленно жестокие обряды древних славян были всегда привлекательны для изучения учёными-историками.Свадьба как она есть

На Древней Руси существовало три основных племени:

Древляне
Северяне
Поляне
Каждое племя имело определённые свадебные традиции, присущие только им. Необузданные северяне и древляне действовали бесцеремонно, и просто-напросто воровали своих будущих жён из отчих домов. После традиционного похищения, они без каких-либо торжеств начинали вести обычную семейную жизнь. Поляне были более сдержанны в своих проявлениях, для них на первом месте стояло уважение к женщине, и к институту брака в целом. По их понятиям считалось, что муж и жена должны прожить вместе всю жизнь в почтении к друг другу.

Свадьба издавна отмечалась шумно и весело, а свадебные славянские обряды были крайне далеки от скромности и тишины. Свадьба на Руси игралась всегда не один день, и обычно в ней принимали участие все члены племени. В дохристианской Руси существовало слово «игрище», означающее любой праздник, проводимый древними славянами. Поэтому свадьбу именно «играют», ведь это словосочетание уходит корнями в седую древность.

Многие историки считают, что по характеру свадебных обычаев можно судить о моральных качествах определённой народности. Но это не может касаться Руси по одной только причине, что на её территории существовали бок о бок множество племён, и каждое из них заключало брак по своим особенным традициям.

Некоторые понятия древних славян укоренились в нашем сознании до сегодняшних времён. Поляне считали, что жених должен приводить свою избранницу только в свой родительский дом. И никак иначе. Это правило строго выполняли и неукоснительно подчинялись ему. Другие племена отличались варварскими обычаями. Украсть невесту, или даже иметь вместо одной жены несколько - обычная суровая реалия тех времён.

Древние поляне были более мудры в этом плане. Мужчина в их семье был главой семьи, родители давали согласие и благословляли брак своих детей. Бывали случаи, когда мать и отец выдавали свою юную дочь замуж, вопреки её желанию.

Древние свадебные обычаи

Обряды древних славян, в том числе и свадебные, были порою совершенно нелепыми, и одновременно неоправданно жестокими по отношению к ни в чём не повинной невесте. Очень часто девушке отводилась роль бессловесной жертвы, которая должна была безропотно терпеть все бичевания и унижения. Гости из дальнего и ближнего зарубежья покрывались липким потом страха, когда видели своими глазами древне-славянский обычай « разувания супруги». Несчастную раздевали донага и начиналось жёсткое избиение её тела плетью. Иногда вместо плётки использовали обычное голенище сапога. Прохождение данного обряда было наглядным примером будущего покорного безмолвия и полного порабощения супруги мужем. Страшно даже представить, что испытывала бедная невеста, проходя через такие изощрённые пытки.

Язычники практиковали заключение брака около близлежащих водоёмов. Ручьи, озёра, реки - эти места считались священными, т.к язычники поклонялись верховным природным силам и верили в их неоспоримое могущество. Будущие муж и жена три раза обходили вокруг пруд, и лишь тогда их совместный союз признавался действительным. Этот обряд осуществлялся достаточно продолжительное время, и лишь с приходом христианской культуры его заменили на более известное в наше время венчание.

Славянские обряды отличались порою некоторой своеобразностью. В первое воскресенье после Светлого праздника Пасхи юноши предавались забавам на горке, плеская воду на девушек, которые им симпатизировали. В итоге, заключать брак предстояло с той девушкой, которую огорошил водой с ног до головы. Славяне неистово верили в силу воды. Водная стихия была для них самой священной, ведь без неё всё живое на земле давно бы погибло.

Достоверных источников о проведении свадеб древних славян на данный момент не существует. Вся информация взята из летописей, найденных при раскопках, и не факт, что описанные в них обычаи являются истинной правдой. Выдающийся историк Российской империи Карамзин Николай повествовал об отсутствии свадебной церемонии у славян. Зато свадебные традиции были бесчеловечными и безжалостными по отношению к супруге.

Муж приобретал себе жену как товар и превращал её в свою покорную рабыню. Избранница мужчины была девственницей, и после акта дефлорации всецело отдавалась во владение мужа-тирана. Если супруг умирал раньше супруги, то по древнему обычаю она была обязана поджечь себя и сгореть на ритуальном костре. Если женщина отказывалась убивать себя таким образом, то на весь её род ложилось тяжкое клеймо позора. В Дохристианской Руси существовали три основные вехи на жизненном пути человека:

Появление на свет
Заключение брачных уз
Уход в иной мир
Когда было принято православие, древние традиции практически не пошатнулись. Только немногие из них видоизменились под влиянием времени.

Каковы были обычаи, нравы и верования восточных славян? Картину прошлого нам помогают восстановить различные источники, в том числе и письменные, а также фольклорные.

Вся жизнь восточных славян тесно была связана с их верованиями, а именно – с язычеством. Это и праздники, и обряды, и живопись, и ремесла. Что касается обычаев, то в древности еще продолжала существовать кровная месть. Это было пережитком родоплеменного строя.

Когда человек рождался, то проводили обряд имянаречения. У каждого славянина было два имени. Одно – для всех, а второе – защитное, только для близких. Это делали, чтобы уберечь человека от дурного глаза и порчи. Новорожденному надевали рубашку, которую шили из отцовской или материнской. Это также делали с защитной целью.

Верования и обычаи восточных славян были очень своеобразными, самобытными. У них был свой глубокий, сакральный смысл. Ни один обряд, ни один обычай не проводили просто так. Между ними существовали определенные причинно-следственные связи.

Праздники славян были многочисленны. Часть из них была в честь какого-то бога (например, Купалы).

Но самыми масштабными были празднества, связанные с приходом одного времени года и окончанием другого, а также с сельскохозяйственными работами. Ведь самым важной стороной жизни для славян всегда была природа-кормилица.

Все обряды на праздниках были так или иначе направлены на хороший урожай, плодородие земель. Традиционными из них были сжигания чучел на костре, закапывание чего-либо в землю, омывание водой. Известнейшими праздниками, дошедшими и до наших дней, были Масленица (встреча весны), Коляда (зимние гуляния). Все они сопровождались необузданным весельем, шутками, песнями и плясками. Хозяюшки накрывали богатые столы, чтобы задобрить богов и природу в их лице.

Обряды и верования восточных славян

Cлавянские обряды окутывали жизнь человека, начиная с самого появления на свет. Первым был обряд рождения, направленный на защиту новорожденного. При этом пуповину и детское место закапывали в землю, предварительно заговорив. Следующим обрядом было имянаречение. Славяне верили, что имя человека может сильно повлиять на его судьбу. Обряд проводился жрецом, при этом прядь волос человека бросали в костер.

Существовали обряды для подростков, свадебные обряды и многие другие. И последним для каждого был обряд погребения. Чаще всего славяне прибегали к сожжению трупа. Но погребальные обычаи все же отличались в разных регионах проживания.

Верования восточных славян сводились к почитанию богов, которых было очень много. Также верили и в разных духов, существ. Славяне считали, что каждая частица природы – живая.

Восточные славяне в древности, их традиции и верования – это не просто исторические факты. Это часть культуры, часть нас. Ведь многие из них спустя несколько сотен лет все еще существуют. Они сохранились даже после Крещения Руси.

Пережитки славянских верований и обрядов отражены в сказках, которые мы читаем своим детям. Наши предки оставили нам богатейшее наследие, богатейшую культуру. И мы, как потомки, должны хранить их и передавать по наследству.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.