У бога все живы чье высказывание. У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших. Молитва об упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни

Мудрость народная предупреждает не зарекаться от сумы и тюрьмы. Кто знает, как жизнь сложится завтра. Кто знает, с кем столкнешься лоб в лоб, глубоко задумавшись и повернув за угол. Я тоже знать не знал, что целых три месяца мне придется прятаться в чужом и незнакомом городе, а чтобы чем-то жить, работать грузчиком в овощном магазине и там же спать, получая еще полставки сторожа. От кого и в каком городе я прятался, сегодня уже неважно. Важна одна черта моей тамошней жизни, о которой и расскажу.

Через два квартала от нашего магазина располагалось старое городское кладбище. На нем по недостатку места уже давно никого не хоронили. Сквозь могильные плиты проросли деревья, все кладбище утопало в зелени, и я ходил туда гулять в вечерние часы между закрытием магазина и наступлением темноты. Может быть, не в каждом городе мира найдется гражданин с фамилией Рабинович, но зато на большинстве кладбищ в нашей стране найдется еврейское поле. Шумный, неугомонный, упертый, пахнущий библейской древностью, красивый и отталкивающий одновременно, самый странный народ на земле разбрелся повсюду и везде оставил следы своего присутствия.

Та кладбищенская часть, где были похоронены евреи, находилась на самом краю, и туда я ходил чаще. Сначала меня привлекли надписи на могилах и портреты умерших. Там были похоронены евреи, служившие в Красной Армии. Те, которые поверили в революцию, повылазили на свет из всех щелей российской провинции и стали под красное знамя. Кого-то из них убили на войне, кто-то до чего-то дослужился. На их могилах надписи были сделаны по-русски, а на фотографиях они были запечатлены в гимнастерках и портупеях. Эти мне нравились меньше всего. Больше нравились старики со странными, иногда смешными для нашего уха именами. Нравились их грустные глаза и длинные бороды. Нравилось, что жены их лежат рядом, и чувствовалось, что при жизни они были нежны какой-то другой нежностью, которая редка среди славян. Там, где надписи были сделаны на иврите, к простому любопытству добавлялся священный интерес, и я подолгу ходил среди могил Корфункеров и Зильберманов, Коганов и Кацев. Как-то не было скучно и было о чем думать, хотя нельзя было предположить, что я додумаюсь до чего-то особенного. Однако додумался.

В каптерке, где я ночевал, было Евангелие. Я открывал его временами на любом месте и читал. Читал, не все понимая, но с удовольствием. Когда чувствовал, что сыт и удовольствие закончилось, - закрывал. И вот однажды поразил меня рассказ о богаче и Лазаре.

Вы не смейтесь над тем, что сторож овощного магазина гуляет на кладбище и читает Евангелие. И Боже вас сохрани думать, что это неправда. Ведь я лее не всегда был сторожем и сейчас им не являюсь. Тогда я скрывался, и было от кого. Значит, и дела у меня бывали поважнее, а образование и статус им соответствовали.

Так вот, в рассказе про Лазаря и богача тронула меня одна мысль, а именно: богач в аду переживает о братьях, оставшихся на земле. По опыту мне было известно, что когда в жизни человека наступает такой кошмар, который мы преждевременно называем адом, то можно перестать думать обо всех, даже о самых близких. Тогда только воешь от душевной боли или дрожишь за свою шкуру. Богач, оказывается, был по-своему хорош. Он, даже попав в потустороннее пламя, сохранил в душе тревогу о родственниках. Трогательна была и просьба о том, чтоб Лазарь намочил перст в воде и прохладил ему язык. Удивило и то, что они за гробом друг друга узнали и что там могут быть длинные разговоры между святыми и грешными, между Авраамом и его потомками. На этих мыслях я и уснул в тот вечер, скрутившись в калачик, как я люблю, на вонючем одеяле синего цвета.

На следующий вечер я опять бродил среди христианских и еврейских могил, пробирался среди ржавых и колючих оград, раздвигал руками заросли папоротника и думал о своем. Мысль о том, что евреи, лежащие вот здесь, где я сейчас хожу, похожи на евангельского богача, а может быть, кто-то из них похож и на Лазаря, пришла ко мне тихо и незаметно. Как бы сама собой. Я даже не остановился, продолжил прогуливаться, но эта мысль вдруг раскрасила евангельский рассказ и даже посягнула на большее. Сильно верующим меня всегда было назвать трудно хотя бы потому, что в жизни этого не видно. Но наученный еще в институте Достоевским, я считал и считаю, что истина - Христос, а если истина не Он, то лучше я буду с Христом, но без истины. То, что евреи в Иисуса Христа не поверили, казалось мне жуткой ошибкой и огромной трагедией. При этом никакой неприязни к этому народу у меня никогда не было.

И вот тут я подумал: ведь там, за гробом, все всех узнали. Увидели люди и Моисея, и Авраама. Увидели и Иисуса Христа и только там поняли свою ошибку. Это ж наверно они теперь просят, чтобы омочил кто-то перст и прохладил им язык. Наверно жалуются, что их неправильно научили или они сами не хотели думать о важном и вот так расплескали жизнь по горстям, кто куда, а теперь мучаются… Мучаются, но о родственниках думать не перестают. Нас они, может, и терпеть не могут, но уж своих-то любить умеют. У нас дети поголовно то «тупицы», то «болваны», а у них «Ося всегда хороший мальчик». Так, по крайней мере, я тогда думал и решил следующее: пока жизнь моя непонятна, буду ходить сюда и читать мертвым евреям Евангелие.

С тех пор прошло уже достаточно лет, но я и сегодня удивляюсь тогдашней затее. Сегодня бы я этого не сделал: или побоялся бы, или бы сам себя постыдился. Хотя сегодня я знаю, что решил тогда правильно. Я много потом общался со священниками и читал разные книги. У Бога нет мертвых. Внимание души приковано к месту, где лежит тело, ведь там человек воскреснет. Чтение Евангелия - один из высоких видов молитвы. И несомненно, покойные переживают о живых и хотят, чтобы те не повторяли их ошибки.

На работе все было тихо и незаметно, а вот вокруг начало твориться разное всякое. Стало коротить проводку. В магазин повадились местные жулики-малолетки, и ночи перестали быть спокойными. Вдобавок у меня сильно разболелся желудок, и я перестал есть. Зато из дома сообщали, что дела решаются и скоро можно будет вернуться. Те, кто искал меня, сами стали скрываться. Мысль о доме согревала.

На кладбище я продолжал ходить и читал там преимущественно Евангелие от Иоанна. Там много таких мест, где Господь обращался к обступавшим его и теснившим иудеям. Он иногда ругал их, иногда учил, иногда грозил и обличал, но они так ничего толком и не понимали. Головы их были напичканы какими-то своими мыслями. А вот черно-белые лица с надгробий смотрели так, будто понимали все, что я читал, и это меня одновременно и пугало, и радовало. Читал я вслух, но негромко. Находил удобное место, прочитывал главу, затем просил у покойников прощения за то, что потревожил, и отходил шагов на двадцать, на другое место.

Так продолжалось недели две. Я уже привык к ним, к тем, кого звали Шломо и Хацкель, к тем, на чьих могилах были написаны слова о скорби родных и выгравирован семисвечник. И тут пришла новость о конце моих скитаний. Можно было пересчитать карманную мелочь и, даже не возвращаясь в каптерку, бежать на вокзал, чтобы электричками добираться домой. Так я и сделал. Напоследок пришел на кладбище, но уже ничего не читал (Евангелие было собственностью сторожки). Просто посидел под деревьями, но уже на христианской части. Было приятно смотреть на кресты, и было жалко, что они не стоят в той части кладбища…

Я забыл бы эту историю, как забыл сотни историй своей и чужих жизней. Но я вспомнил о ней, когда среди моих друзей все чаще стали появляться евреи. Они не решали со мной гешефты, не делали шахер-махер и не готовили гефильте-фиш. Они вообще не делали со мной ничего еврейского, но появлялись ниоткуда, говорили со мной о Боге, о Христе, о Суде и потом уходили. Некоторые стали моими друзьями, многие крестились, иных я даже не помню по имени, но за несколько лет их было много.

И вот тут в мои тяжелые мозги пришло ясное понимание того, что глаза с надгробий смотрели на меня с пониманием не зря. Евреи все же умеют любить своих и переживать о них даже из ада.

протоиерей Андрей Ткачёв.

Как можно описать глубину потери родного человека? Пережить это очень тяжело. Многие впадают в сильнейшее уныние и теряют смысл жизни. Но православие каждому верующему дает надежду — на вечную жизнь, на пребывание в Царствии Небесном. Ведь у Бога все живы. Поэтому христиане верят в то, что после смерти они обязательно встретятся с близкими.

Молитва — связующее звено между живыми и мертвыми

В этом не сомневается и писательница Юлия Вознесенская. В своей книге под звучным названием «Мои посмертные приключения» ей удалось показать, насколько тесна связь между людьми — как между живыми, так и мертвыми, между родственниками и просто друзьями и знакомыми, теми, кто живет сейчас, и теми, кто умер десятки, а то и сотни лет тому назад.

Связь между людьми, пребывающими в разных мирах, поддерживается с помощью молитвы.

Верующие знают, что их родственники ушли не навсегда, потому что у Бога все живы. Они и дальше нуждаются в нашей любви и заботе. Вот только донести до них все это можно через молитву.

Православная Церковь учит, что через 40 дней после смерти определяется, где человек будет пребывать до Второго пришествия Христа. Но это еще не окончательное решение. Куда человек попадет — в Царствие Небесное или в ад — будет известно после Страшного Суда. Поэтому, даже если он не прошел мытарства, но за него молятся, есть надежда на спасение.

Как друзья и родные могут помочь усопшему?

В первую очередь, нужно молиться за этого человека и раздавать милостыню. Как молиться? Это вопрос в большей степени интимный, если относится именно к индивидуальной молитве.

Полезно читать по усопшим Псалтирь и Евангелие первые сорок дней после кончины, и столько же перед годовщиной — «Акафист за единоумершего». Также есть много молитв — родителей за детей, вдовцов за супругов, за всех православных христиан. Никто не отменял и индивидуальных прошений своими словами.

Молитва действительно приносит пользу как усопшим, так и живым. Огромную роль играет и молитва Церкви. Подавать записки можно только за крещеных в православии. Почему? Потому что как мы можем молиться за тех, кто еще при жизни не искал Христа?

В Церкви есть специальные службы, на которых поминают усопших, — панихиды. Также можно заказывать сорокоусты (поминовения на протяжении 40 дней), неусыпаемую Псалтирь (на 40 дней, полгода или год).

«Спасительный хлебушек»

Но особо важное значение имеет поминовение как живых, так и усопших, на проскомидии. За каждого поминаемого священник вынимает частицу просфоры и погружает ее в чашу для причастия со словами «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская символически показывает «действие» такой молитвы.

Когда главная героиня блуждала на том свете, впадая в безволие и беспамятство, к ней начала прилетать птица, которая каждый день приносила белый хлебушек. После вкушения этой пищи героиня начинала вспоминать, кто она и куда стремится, ей хотелось становиться лучше, спасаться. Оказывается, это ее подруга подавала записки на проскомидию.

По молитвам святых... родственников

Но молиться могут не только живые, а и усопшие, которые пребывают с Богом. То, что в ином мире за нас молятся дедушки и бабушки (возможно, неоднократно с приставкой пра-) — совсем не выдумка. Вот только соответствует действительности она при условии: эти люди были верующими и заслужили у Бога особую благодать (стали святыми).

Получается, что если они еще при жизни стремились к Богу, то после смерти обрели особый дар — продолжать молиться за всех своих родственников.

Главная героиня книги «Мои посмертные приключения» после попадания в загробный мир встречается со своим дедушкой-священником, который в советское время пострадал за веру. Он — святой, поэтому особо усердно молится за внучку. Именно он умолил Бога вернуть душу героини в тело (чтобы она имела время покаяться).

Священномученик Евгений, так звали героя, вымолил не только внучку. Перед этим по его прошениям избавилась от адских мучений и его дочь, также он помог многим родственникам, которые жили до него.

В этом нет ничего странного: ко многим святым мы обращаемся каждый день, хоть они умерли сотни лет назад. И в том, что они нас слышат, нет никаких сомнений. Разве можно сомневаться, когда получаешь исцеление в болезни, помощь в различных житейских нуждах?

***

Все это еще раз подтверждает: у Бога все живы, поддерживать связь с усопшими мы можем через молитву. Каждая записка на проскомидию для них может стать тем спасительным хлебом, который помогал героине романа «Мои посмертные приключения» вернуть память и искать путь к Богу.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

ВЕРТОГРАД


У БОГА ВСЕ ЖИВЫ

Пресвятая Троица, березки в храме, воспевание красоты Божьего мироздания и... посещение покойников на кладбище. Как все это может совмещаться в одном празднике? Душой мы чувствуем: так и должно быть, это и есть День Троицы. Но объяснить словами не каждый сможет. И все же попытаемся – читайте об этом в первой главе очерка. Здесь же вы можете познакомиться с подробным разъяснением похоронного ритуала. К нам часто приходят письма с вопросами: как ставить крест на могилу, что такое «предание земле» и т.д. К сожалению, после десятилетий гонений на Церковь большинство не знает православных традиций, а те, кто знает, не понимают их значения и смысла. Надеемся, на все вопросы вы получите здесь ответы.

У Бога все живы. И символично, что Троицкая вселенская родительская суббота, день поминовения всех умерших, приходится на время, когда природа расцветает, радуется. Сама природа извещает нас о райском загробном мире. И это лучшая пора, чтобы спокойно, без лишних переживаний обратиться мыслью к обряду расставания с покойным.

Цветы и похороны

По древней традиции, Церковь сохраняет верность символике цвета в облачении священнослужителей и украшении цветами храмов в определенные дни. Например, в День Святой Троицы, Духов День надеваются зеленые одежды, в Вознесение и Преображение – белые. В праздники Богородицы облачения голубые, а в дни памяти мучеников – красные.

Зелень, цветы, растения сопутствуют праздникам седьмой недели после Пасхи – недели Святых Отцов, праздникам, в которых издавна переплелись древнеславянские обряды с православными христианскими. И, скорее всего, именно от этих народных обычаев ведет свое начало православная традиция провожать и поминать усопших цветами и венками.

Плетение зелени в виде венков – обычай весьма древний, венок считался эмблемой бессмертия, знамением переселения души на небо и союзом смертью почивших с живыми.

Христианство усилило в символическом значении цветов и венков оттенок возвышенного, духовно высокого, и современная традиция провожать в последний путь покойного с цветами, зеленью и венками сложилась под многовековым взаимовлиянием народной и христианской культур. Православная традиция стремилась в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального украшения выбирались растения сообразно их символическому значению: красные розы знаменовали мученичество; фиалки, лилии и белые розы – нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель – никогда не прекращающуюся жизнь; кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; верба – новую жизнь и воскресение. Позднее символика растений забылась, в обрядах прощания появилось много светской суеты, далекой от идеалов православия. В связи с этим Св. Синод в 1889 г. вынужден был воспретить ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения.

В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее значение придавалось все же вечнозеленому можжевельнику с его душистым смолистым запахом, густо устилавшему дорогу перед гробом во время выноса покойного. С годами еловые лапы пришли на смену можжевеловке, и в таком виде этот обычай сохранился и сегодня.

Но обратимся к самому началу обряда прощания. Мы увидим, что на всех его этапах есть упование на радость вечной жизни с Богом.

Перед кончиной

К тяжелобольному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним Таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит ее в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную – в Молитвослове это собрание молитв называется «Канон молебный при разлучении души от тела». Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), глаголемой (читаемой) на исход души. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому, если канон читали миряне, молитва опускается.

Обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, – не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на Божьих откровениях, известных еще от Его апостолов.

Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую – как на время приготовления к жизни будущей и на смерть – как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения, который перед тем кропят святой водой – снаружи и внутри (святую воду обычно приносят из церкви, хотя водосвятный молебен может быть отслужен и на дому). Под плечи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь икону (обычно для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему свою душу.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, по милосердию которых усопший надеется получить спасение.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) – в знак того, что усопший как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви – она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) – в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы – в гроб приличествует полагать только цветы. Благоухание цветов – это фимиам Богу; цветы-кадильницы возносят ароматами хвалу Спасителю Творцу, славят Его своими чистыми ликами.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири – оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу. Для удобства чтения Псалтири она разделена на двадцать больших разделов – кафизм (перед каждой кафизой трижды повторяется призыв поклониться Богу: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему»), а каждая кафизма делится на три «Славы» (после каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!»). По прочтении каждой «Славы» (то есть трижды во время чтения кафизмы) произносится особая молитва с указанием имени усопшего. Эта молитва начинается словами «Помяни, Господи Боже наш...» и находится в конце «Последования по исходе души от тела».

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства – своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития – усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник – еще и с кадилом. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь.

День третий

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, например, для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего.

Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер – здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежного отчаяния. Если родственники усопшего иногда (хотя и необязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника – всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью со свечой посередине ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутьей (коливом) называется кушанье, сваренное из зерен пшеницы или риса и смешанное с медом или сахаром и украшенное сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего.

Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, то есть гроб с телом покойного в храм не привозится, но последование отпевания совершается в храме, заочно читается разрешительная молитва, а предание земле происходит символически (земля крестообразно рассыпается на лист бумаги). Затем земля и лист с разрешительной молитвой выдаются родственникам покойного, которые сами полагают их во гроб или, если усопший уже похоронен, закапывают в могильный холмик. Но следует помнить, что это не норма, а скорее, отступление от нее.

Служба отпевания состоит из многих песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но, несмотря на множество грехов, Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Обычай Русской Православной Церкви давать текст разрешительной молитвы в правую руку умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосий Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти.

После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.

Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание – в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело. После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище, где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании. Если же священник провожает гроб до кладбища, то предание земле происходит на кладбище, а при опускании тела в могилу еще раз совершается лития.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание как над безгрешными. Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они крещением не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от Запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется Трисвятое – пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» означает, что усопший переходит в ангельский мир.

В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест – символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.

Домовина

Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный саркофаг восходит к глубокому прошлому. Общеславянское слово «гроб» имеет дохристианские корни, его первоначальное значение – «яма», «могила». Действительно, наши предки – древние славяне – в языческий период не хоронили своих покойных в том гробу, который подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в могилу, выкопанную в земле в виде большого дома.

У каждой христианской конфессии есть свои традиции. Форма католического гроба, например, напоминает шестиугольник с узким изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам.

Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, проще и строже. Он традиционно широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и зовутся колодой.

Поминовение

Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно – духовная связь и общение никогда не прерываются. Любовь, соединяющая людей на земле, продолжается и за гробом. Все верующие составляют одно духовное тело – Церковь Христову, главой которой является Господь Иисус Христос, у Которого все живы. Если душа не потеряла божественной любви, то где бы она ни была – за гробом или еще в теле и на земле, – она не может не принимать живого, деятельного участия в состоянии близких ей душ, где бы они ни находились. Усопшие всегда пребывают с живыми своим духом, слышат их молитву и откликаются на нее, невидимо подавая помощь и поддержку, а живые сочувствуют усопшим. «Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, – поучал святитель Иоанн Златоуст, – если будем совершать за него частые молитвы и раздавать милостыню». Все древние учителя и отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших – это постановление святых апостолов, учеников Иисуса Христа.

В каждом храме имеется канун (канунник) – небольшой столик, на котором стоит изображение Распятия. На канун за усопших ставят свечи и оставляют продукты для церковной трапезы, перед ним служатся панихиды и заупокойные литии. Но особенно действенно поминовение на Божественной литургии. В конце литургии частицы, вынутые из просфор за живых и усопших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся зде (здесь, за этой службой) Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих».

После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут.

Особые дни

С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай творить поминовение усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина).

Третий день

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему:

«В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».

Девятый день

После поклонения Богу, на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя всемогущего Творца. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день

Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. Поэтому у нас и совершается поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Воскресении Церковь молится, чтобы и усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом.

Иногда отмечают и двадцатый день как половину сорокадневного моления об усопших.

Поминки

Кроме этого, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молились о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении. День смерти христианина есть день его рождения для новой, лучшей жизни.

В дни памяти усопших принято поминать их за трапезой. Этот обычай известен очень давно, он описан еще у пророка Иеремии, который говорит о преломлении хлеба в печали, «в утешение об умершем». Словами «преломлять для них хлеб» пророк свидетельствует, что для умерших полезно, когда их поминают ядением хлеба – а тем более с молитвами. Узаконенное Церковным Уставом благословение в память усопших кутьи как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Трапеза рассматривается Церковным Уставом как непосредственное продолжение богослужения. Усопших поминают той едой, какая положена по Уставу: в скоромные дни – скоромной, а в постные – постной. Поэтому блины в постные дни следует готовить на растительном масле, без молока и яиц. В конце трапезы подается кисель – в некоторых местах с молоком (в скоромные дни с коровьим, а в постные – с миндальным).

Перед поминальной трапезой обычно совершается заупокойная лития или читается молитва об усопшем, а сама трапеза начинается со вкушения кутьи (колива). В древности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вместе с кутьей в храм приносилось и вино как обычный на Востоке напиток. В Древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный национальный напиток – мед. Таким образом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой, на которой поставлялось не только ястие, но и питие. Также в этот день Богу угодна милостыня, помощь обездоленным.

В любые дни поминок читают молитву:

«Молитвами рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой» .

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».

В конце стола попросите у Бога за всех усопших:

«Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память» .

«Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

Также читают особую поминальную молитву (118-й псалом).

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд. Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем – все присутствующие.

Соборные поминовения

Соборно вспоминают об усопших в родительские субботы. Их пять в году: вселенские Троицкая и Мясопустная (за девять дней до начала Великого поста), а также Радоница (второй вторник после Пасхи), Димитриевская суббота (накануне дня св.Димитрия Солунского) и поминовение воинов в День Победы 9 мая.

Траур

Различают глубокий и обыкновенный траур. Глубокий траур носится только по отцу, матери, деду, бабушке, мужу, жене, брату, сестре. По отцу и матери он продолжается один год. По деду и бабушке – шесть месяцев. По мужу – два года, по жене – один год. По детям – один год. По брату и сестре – четыре месяца. По дяде, тете и двоюродному родственнику – три месяца. Если вдова, вопреки приличию, вступает в новый брак ранее окончания траура по первому мужу, то она не должна приглашать на свадьбу никого из гостей. Эти сроки могут быть сокращены или увеличены, если перед смертью родственники получили особое благословение от умирающего.

Самоубийцы, иноверцы

Самоубийц, за которых не может быть церковного поминовения, можно поминать в домашней молитве. Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, своему ученику Павлу Тамбовцеву, у которого отец окончил жизнь самоубийством, велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Древняя Русь при всей строгости своего отношения к поминовению усопших находила возможным молиться об избавлении от вечных мук умерших в иноверии. При этом на Руси прибегали к предстательству святого мученика Уара, который жил в Египте в конце III – начале IV века, в эпоху особенно жестоких гонений на христиан. Известно, что он вымолил у Господа прощение языческим предкам блаженной Клеопатры.

Составлено по реферату Е.Корчагиной, Е.Ильиной
и материалам, опубликованным Трифоно-Печенгским монастырем.

"У БОГА ВСЕ ЖИВЫ" (рассказ сельского священника) "У одной моей прихожанки умер родственник. Он был некрещеным. Движимая чувством сострадания, эта женщина пришла ко мне и спросила, как облегчить его загробную участь? Церковная молитва за некрещеных недопустима. Поэтому я посоветовал ей раздавать за усопшего милостыню, а именно - душеспасительные книжки: ведь, может быть, кто-то, прочитав такую книгу, примет Таинство Крещения, изменит к лучшему свою жизнь и это будет самой богоугодной жертвой за усопшего некрещеного. Через некоторое время эта женщина пришла ко мне и рассказала, что видела умершего во сне. Он сидел и читал одну из тех книг, которые она раздавала: значит, принял Господь эту жертву. У многих, даже и верующих людей, представления о нашем долге по отношению к усопшим запутаны и неправильны. Считают, что необходимо первым делом устроить пышные поминки с обильным застольем, водкой и редкими яствами; потом - поставить на могиле дорогой памятник, чтобы знакомые не осудили за скупость. Как заблуждаются эти люди и, более того, какой вред приносят своим дорогим и любимым умершим, родственникам и близким! Подумайте о том, что водка, выпитая за упокой души усопшего, льется ручьем на ту чашу весов, на которой сложено бремя его грехов, а ведь она и так тяжела! Надо облегчить ее! Как? Молитвой церковной: обедни, сорокоусты; молитвой домашней: чтением Псалтири, милостыней…"

МОЛИТЕСЬ ЗА УСОПШИХ... Смерть близких, дорогих нам людей является одним из самых тяжких испытаний, посылаемых Господом Богом нам, немощным в этой временной жизни. Нет горше слез чем слезы матери по безвременно отошедшим в могилу любезным сердцу чадам. А с горем вдовиц и сирот какое горе сравниться? Однако всем этим глубоко несчастным людям по взгляду мира, безутешным людям Господь и Спаситель наш обращается с увещанием: Не плачьте!Их же увещает и святой апостол Павел: Не скорбите! Что значит это? Конечно, не то, что мы должны из сердца выкинуть, забыть дорогих нам покойников. Нет. Мы должны любить их по смерти, как любили при жизни их, но не скорбеть об их смерти, ибо для нас, христиан, общение любви с дорогими нам лицами смертью не расторгается.Сам Господь даровал нам благодатные средства для такого общения. К ним относится прежде всего молитва. Она и между живущими, но разлученными друг от друга на земле есть самое лучшее средство духовного общения. Так, святой апостол Павел всегда молил верующих: непрестанно молиться о нем, чтобы Господь дал силу и действенность его слову и проповеди, равно как и сам непрестанно молился о них, чтобы Господь утвердил их в вере и жизни христианской.И нет сомнения, что молитва верующих вспомоществовала апостолу, а его молитва – верующим. Поразительный пример силы и действия взаимной молитвы находим в Деяниях святых апостолов.Святой апостол Петр, заключенный в темнице, спал между двумя воинами. Молитва же бе прилежна бываемая от Церкви к Богу о нем (Деян. 12,5). Что же было следствием этой молитвы? В ту же ночь Ангел Господень явился в темницу, разбудил спавшего апостола и вывел его из темницы. Тем более сильна и действенна молитва в отношении к душам умерших, для которых по разлучении с телом нет других утешений, кроме молитвы, и нет других радостей, кроме радования о Господе.Несправедливо, как думают некоторые, что нужды наших усопших братии нам неизвестны. Духовные нужды одни и те же и у живых, и у умерших: милость и благоволение Отца Небесного, прощение и оставление грехов и прегрешений наших, благодатная помощь Божия в исполнении всех намерений и желаний благих и богоугодных, мир и покой сердца и совести – вот что дороже всего для живых и умерших.«Упокой, Господи, души усопших раб твоих», – вот всегдашняя молитва и матернее благожелание Святой Церкви душам почивших. Об этом же должно молиться и нам… быть может, иная душа связала себя узами земных привязанностей: оплетшись житейскими попечениями при жизни, она не может освободиться от них и по смерти. Земные помышления о доме и домочадцах, о приобретениях и стяжаниях еще тяготят ее, мучают ее, не дают ей свободно устремит весь ум и сердце к единому Богу.Помолитесь же о такой душе, да упокоит ее Господь в тихом пристанище Своего Царствия, да истребит и попалит в ней огнем благодати Своея память о житейских попечениях, да возгреет в ней любовь и желание вечных сокровищ, да упокоится она в сладчайшем уповании блаженства вечного.

Быть может, другая душа, исповедовавшаяся в предсмертный час торопливо и смутно, в полузабвении и смятении чувств, сокрушается и скорбит теперь, что не успела благовременно принести Богу покаяние истинное, полное, очистить грехи свои слезами сокрушения. Сознание неисповеданных и непрощенных грехов мучит, терзает ее. Помолитесь и о такой душе страдающей, да упокоит ее Господь Бог под кровом Своего неистощимого милосердия, да примет хотя позднее, но искреннее раскаяние ее и да подаст ей оставление грехов. Но кто исчислит все узы, которыми душа наша может связать себя в этой жизни или остаться связанною на всю вечность? Один позавидовал своему ближнему в глубине души своей и уже наложил узы на душу свою. Или посмеялся недостатку ближнего своего и сделался, по слову Господа, повинным геенне.Иной сказал лживое слово и сделался сыном отцы лжи. Аще беззакония назриши, Господи, господи!кто постоит. Посему, как бы свята ни была жизнь человека, никто не может поручиться, что он перейдет в мир иной вполне примеренным с Богом, что молитвенное заступничество живых собратий ему не нужно. Не было ли глубоко и искренне покаяние святого Ефрема Сирина?Но и он, предчувствуя кончину, молил ближних своих: «О братие, напутствуйте меня в горний мир молитвами, псалмопением и приношениями. Когда же исполниться 40 дней по смерти моей, совершите по мне память, потому что мертвым помогают молитвы и приношения, совершаемые живыми» (Творения Ефрема Сирина, т. VII). Другое средство общения живых с умершими – это милостыня. «Желаешь ли почить умершего, принести ему дар, почти его милостынями, благотворениями и служениями» (святитель Иоанн Златоуст). Пошлите умершим в горний мир дары через руки нищих, страждущих.Сотворите по силе своей милостыню во имя усопших и будьте уверенны, что дар ваш дойдет по назначению. Порукою сему Господь наш Иисус Христос, сказавший: Понеже сотвористе единому сих братии моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). А Он ли, всемогущий, останется в долгу у нас? Напитай во имя Его алчущего и жаждущего напой, и Господь насытит душу усопшего брата твоего явлением пресветлого, радостнотворного лица Своего и напоит его из источника благодати Пресвятого Духа Своего. Быть может, обнаженная добрых дел и окаянная грехами душа сродника твоего стыдится перед святыми Ангелами и сама укрывается от лица Божия во тьме и мраке преисподней? Одей во имя ее наготующего, омый ноги утомленному путнику, укрой и упокой пришельца, и Господь милосердый облечет ее одеждою заслуг своих, украсит ее порфирою оправдания Своего, омоет греховные нечистоты честною кровию Своею. Быть может, душа друга твоего – связанная пленница грехов и томиться в темнице неведения лица Божия? Поспеши во имя ее в темницу, облегчи сердце узников состраданием и помоги им, и Господь пошлет светлых Ангелов утешить душу друга твоего в скорби, укрепить ее надеждою, обрадовать ее обетованиями милости Божией. Быть может, переселившаяся отселе душа в мир духовный, не сблизившись молитвою с его святыми обитателями, явилась в мир горний, как в страну чуждую и несродную, не находит себе духовных сродников в горнем Сионе? Укрой во имя ее странника, прим и упокой неимущего где главу свою подклонити, и Господь дарует ей одну из светлых обителей в дома Отца Своего, а души праведников примут ее в светлое и радостное свое общество. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если мы хотим облегчить мучение грешника, будем подавать во имя его милостыню, и, хотя он и недостоин, Господь облегчит его, сжалиться над ним». Молясь об усопших, творю милостыню во имя их, надо, братие, заблаговременно помышлять и о своей смерти, готовиться к ней, чтобы не перейти в будущую жизнь связанными какими-либо узами греховными и не прийти там на место мучения. Мало ли, много ли Господь судит нам прожить на земле, но то несомненно, что вся настоящая жизнь наша есть дорого к смерти и преддверие вечности, что лучше и драгоценнее христианской кончины, мирной, непостыдной, покаянной, не можем приобрести ничего в этой жизни. Кто благочестиво пребывает в теле, тот благочестиво и разлучается с ним.Кто с Господом живет, с Господом и умирает. Кто усердно служит Господу до смерти, тот с Господом будет и по смерти. Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет. Аще бо веруем, яка Иисус умре и воскресе, тако и Бог умерши яво Иисусе приведет с Ним. Листовка православного клуба «Сретение» при катехизаторских курсах Киевской Духовной Академии и Семинарии(Успенской Киево-Печерской Лавры)

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

У Бога все живы: Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших

Православный обряд погребения

Конец жизни человека

Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная.


Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило».

В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой).

Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).


В каноне девять песней (вторая песнь не читается). В каждой из песней есть коротенькие молитвы-тропари (обращения к Богу, Пресвятой Богородице). Перед ними читается припев, указанный в 1-й песни. Перед ирмосом (первой молитвой каждой песни) припев не читается. Если перед началом тропаря стоит «Слава», то читать следует: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», если «И ныне» – «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». В конце канона читают молитвы: Достойно есть. Трисвятое. По Отче наш. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды).


Для чего читается отходная. В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом; особенно тяжело душе первые три дня вне тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-хранителя, данного ей при Святом Крещении, и духов злобы (бесов). Вид последних так ужасен, что душа мечется и трепещет при виде их.

Родным и друзьям умирающего нужно быть мужественными, чтобы попрощавшись с любимым человеком, постараться молитвой смягчить не столько телесные, сколько душевные его страдания, облегчить душе выход из тела.

Обряд погребения

Омовение и облачение умершего. Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Вынос тела. Церковное отпевание. Заочное отпевание. Погребение.


Омовение и облачение умершего . Ни один народ не оставлял без попечения тела своих умерших, причем погребение всегда сопровождалось приличествующими тому обрядами.

Святая вера Христова заставляет с почтением смотреть на христианина и тогда, когда он лежит бездыханен и мертв. Теперь тело этого христианина – добыча смерти, жертва тления, но все равно он член Церкви Христовой. В развалинах этого некогда величественного храма носился, жил и действовал животворящий Дух Божий (см.: 1 Кор. 6: 15-19). Тело христианина освящено приобщением Божественного Тела и Крови Христа Спасителя. Можно ли презирать Духа Святого, храмом Которого был умерший? Впоследствии же это мертвое и тленное тело христианина снова оживет и облечется нетлением и бессмертием (см.: 1 Кор. 15: 53). Поэтому наша Православная Церковь не оставляет чадо свое без материнского попечения и тогда, когда оно перешло из этого мира в далекую и неведомую страну вечности.

Трогательные обряды, совершаемые Церковью над гробом христианина, имеют глубокий смысл. Они основаны на внушениях святой веры, ведут свое начало от богопросвещенных Апостолов и первых христиан.

Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение должно простираться на все части тела. Омовение производится в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал пред лицом Божиим после всеобщего воскресения.

Омывать тело нужно теплой водой, но не горячей, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй». В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока там находится покойник.

При омовении нужно пользоваться мылом, мягкой тряпочкой или губкой.

После омовения тело христианина одевают в новые светлые одежды. Новые одежды как бы указывают на новое одеяние нашего нетления и бессмертия (см.: 1 Кор. 15: 53). Одежды одеваются сообразно званию или служению человека. Они изображают, что по воскресении человек должен дать отчет Богу, как он исполнил свой долг в том, к чему был призван.

Если вдруг на человеке во время кончины не было креста, то после омовения его обязательно надевают.

Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выходом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку умершего кладут икону (или крест): для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери. Можно и так: в левую руку – крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу, что он в жизни предзрел (всегда имел) Господа перед собой, а теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми.

Когда наступит время полагать усопшего во гроб, тогда кропят святой водой тело умершего и гроб внутри и снаружи. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят во гроб.

На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего привозят туда для отпевания. Некоторые люди покупают его для себя заранее. Умерший христианин украшается венцом как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Пречистой Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное житие надеется за свои подвиги получить венец (см.: 2 Тим. 4: 7 – 8) только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна.

Под плечи и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб, как правило, ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба зажигают свечи (или хотя бы одну свечу) в знак того, что умерший перешел в область Света – в лучшую, загробную жизнь.


Как молиться о человеке в первые дни после его смерти. Когда тело усопшего омоют, оденут, то сразу же начинают читать канон, называемый «Последование по исходе души от тела»1
Текст «Последования по исходе души от тела» можно найти практически в любом православном молитвослове.

Если человек умер не дома и тела дома нет, то в день его смерти все равно читают этот канон.

Как и предыдущий канон, «Последование» разделяется на девять песней. Перед тропарями (песнями, начинающимися с красной строки) читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего.

Канон читается «за единоумершаго», то есть за только что умершего человека; поэтому не следует, читая припев «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего», произносить еще имена недавно умерших знакомых, родителей, родственников и т. п. Канон читается только за одного .

В конце «Последования» находится особенное молитвенное обращение к Богу с произношением имени покойного: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (-уюся) раба Твоего (рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имярек 2
Когда мы видим в молитвослове указание «имярек», то вместо этого слова произносим имя поминаемого.

)…». После этой молитвы читают: «Вечная память рабу Твоему (рабе Твоей) (имярек), Господи».

«Последование» читается с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе горечь при расставании с телом и первый момент пребывания души вне тела.

Вот молитвенные прошения из этого канона: «Умерший отошел от нас, на Тебя, Спаситель, надежду возложив. Ты же, Господи, Бог Многомилостивый, даруй ему щедрое прощение» (5-я песнь); «Услыши, Святая Троице, молебные слова, приносимые Тебе в церкви об усопшем, и Богоначальным Твоим светом озари душу, омраченную суетными привязанностями к земной жизни» (4-я песнь); «Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его (умершего)» (из начального тропаря).

Затем в течение трех дней над умершим читают Псалтирь. Ее начинают читать с прошения: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Далее читают предначинательные молитвы и те, которые предваряют псалмы.

Псалтирь разделена на двадцать больших частей – на кафизмы. Перед каждой кафизмой повторяется трижды призыв поклониться Богу:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему».

После этого читается кафизма. По окончании нескольких псалмов, отделяемых словом «Слава», трижды говорится: «Аллилуиа! (трижды). Слава Тебе, Боже!» и повторяется молитвенное прошение за усопшего из «Последования»: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…». После этой молитвы продолжается чтение псалмов 1-й кафизмы (затем 2-й и так далее).

В каждой кафизме трижды читается «Слава»; следовательно, трижды во время чтения кафизмы следует обращение к Богу с особым прошением (молитвой) о помиловании усопшего.

Псалтирь читается непрерывно (днем и ночью) над гробом христианина все то время, пока умерший остается непогребенным.

Так как у ближайших родных усопшего в первые три дня бывает много хозяйственных забот по организации похорон, то читать Псалтирь приглашают кого-либо из друзей, знакомых. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Псалтирь воспроизводит все многообразные движения нашей души, живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, много проливает утешения и ободрения в наше скорбящее сердце. Смерть ближних возбуждает в нас столько разнообразных чувств и мыслей! Чтение же Псалтири служит молитвой ко Господу об усопшем и утоляет скорбь близких о почившем…

Книга эта такова, что всякий молящийся и читающий ее может произносить слова ее как свои собственные, что нельзя сказать ни о какой другой книге. Поэтому, слыша над гробом христианина монотонный голос чтеца, воображаешь, что молитва богодухновенного царя-пророка Давида как бы произносится устами самого усопшего. Он будто бы сам из гроба умоляет милосердного Бога о своем помиловании.


Вынос тела. За час или за полтора часа перед выносом гроба из дома над телом умершего еще раз читают «Последование по исходе души от тела».

Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.


Церковное отпевание. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигают светильники.

По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина читают канон и Псалтирь, а в церкви совершают чин отпевания.

Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека – за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, один бессмертен; а мы все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты – земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Но, несмотря на множество грехов, человек не перестает быть «образом славы Божией», а потому Святая Церковь молит Владыку и Господа по Его неизреченной милости простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного; «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезни, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».

Чтобы не оставить в страдающем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, которое может родиться в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих (человека), апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает перед нами дивные тайны будущего славного преображения тела человека (см.: 1 Фес. 4: 13-17). Наконец, Сам Иисус Христос устами священника утешает и обнадеживает нас, проливает отраду и радость в сердце, растерзанное горем и печалью: читается заупокойное Евангелие от Иоанна (см.: Ин. 5: 25-30).

По прочтении Апостола и Евангелия священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем грехи, в которых он покаялся (или которые при покаянии не мог вспомнить), и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается в правую руку усопшего его близкими.

Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир (молитв): «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…». В переводе со славянского языка эта молитва звучит так: «Приходите, братья! Дадим последний поцелуй умершему, принося благодарение Богу. Вот он оставил родных своих и спешит к могиле, уже не заботясь о суете земной и о многострадальной плоти. Где теперь родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся… Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его».

Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его голове или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней, и священник крестообразно посыпает его землей (или чистым речным песком) со словами: «Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее), вселенная и вси живущии на ней». Гроб закрывают крышкой, после чего уже не открывают.

При выносе гроба с телом из храма поется «Трисвятое». Лицо умершего обращают к выходу.


Заочное отпевание. Часто случается так, что церковь находится далеко от дома усопшего; тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшем храме. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывают разрешительную молитву, на чело полагают бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело, закрытое простыней с ног до головы, крестообразно, от головы к ногам, с правого плеча на левое, посыпают песком, чтобы получился правильной формы крест.


Погребение. В могиле усопшего полагают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой мы молимся на восток, – в ожидании наступления утра вечности, или Второго Пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности.

При опускании гроба с телом в могилу вновь поется «Трисвятое». Все провожающие умершего в последний путь перед тем, как могилу начнут зарывать, бросают в нее по горсти земли. Таким образом усопшего предают земле в знак покорности Божественному определению: ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3: 19).

Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах). Умерший веровал в Распятого на Кресте и покоится сном смерти под сенью креста. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы.

Помочь родным умершего омыть его, облачить, помолиться о его упокоении – благочестивое дело. Не надо уклоняться от участия в нем: это последняя милость, которую мы можем оказать усопшему.

Поминовение умерших

Третий, девятый, сороковой дни, год памяти по умершему. Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Поминовение на Божественной литургии.


Третий день памяти по умершему. Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше желание и нужда. Такое поминовение называется частным; к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.

О поминовении усопших в третий день после смерти повествует апостольское предание. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день; поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться Ему памятуя о почившем, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу всяческих».


Девятый день. В этот день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем также по апостольскому преданию. Преподобный Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих – Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу.


Сороковой день. Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.

Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, то есть ежедневном поминовении во время Божественной литургии в течение сорока дней.

Если смерть человека случится во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресенья – обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественная литургия в этот период каждый день не совершается.

Во время Пасхальной недели (первая неделя после Пасхи) панихид не бывает, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказывают обедни об усопших, не заказывают панихид. Это начинают делать со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи). Этот день называется Радоницей, потому что именно тогда и мертвым возвещается радость о Воскресении Христовом.

В третий, девятый и сороковой дни заказывают в церкви обедни об упокоении усопшего (при этом называют его полное имя). Дома, в память о нем, собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном.

Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились об упокоении души усопшего.


Годовая. День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память усопшего по истечении года со дня его кончины, умоляя благоутробие Божие, чтобы милостив был Господь душе его, подал ей вожделенное отечество в вечное наследие и сотворил ее жительницей рая.

Не только в годовщину смерти следует поминать усопшего, но и в дни его земного рождения, в дни его именин (день памяти святого, имя которого он носил). В дни памяти умершего закажите в церкви обедню о его упокоении, помолитесь за него дома, помяните его за трапезой.


Почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие трепещут в ожидании вечных мучений, которые усилятся после Страшного Суда (Второго Пришествия Господа, во время которого Он будет судить всех живых и мертвых). Но до этого все же возможны изменения в загробной участи души, особенно благодаря принесению за нее молитв Церкви и творению добрых дел в память об умершем.

Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.

Наши молитвы могут действовать на души усопших непосредственно, если они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , пребывая в общении с Церковью и с Господом Иисусом Христом. В этом случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать Церкви: одному и тому же Телу Христову (см.: Еф. 1: 23; Кол. 1: 18). Скончавшиеся в правой вере и с истинным раскаянием перенесли в иной мир начаток добра или семя новой жизни, которое только не успели сами раскрыть здесь и которое, под влиянием наших молитв, при благословении Божием, может мало-помалу развиться и принести плод, подобно доброму семени в земле под живительным влиянием солнца.

Скончавшимся в нечестии и нераскаянности, совершенно погасившим в себе Дух Христов (см.: 1 Фес. 5: 19), то есть отвергшим веру в Бога, вряд ли помогут молитвы еще живущих близких. Однако мы, люди, не можем узнать все тайны чужой души, известные только Богу. Бывает так, что человек, видимо неверующий, на самом деле имеет где-то в сердце огонек веры. И молиться необходимо даже за того, кто, может быть, явный атеист – человек только предполагает, Господу же ведомо все.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, поучает нас: «Живые и оставшиеся (на земле) веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего».

Панихида и домашняя молитва за усопшего, добрые дела, творимые в его воспоминание (милостыня и пожертвования на храм), – все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение преставившимся. Умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, освобождаются от мучений и получают упокоение.

В Церкви постоянно возносятся молитвы об усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых» (о тех, кто в аде содержится).

Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, часто совершал Божественную литургию об усопших и рассказывал: «Один узник, за которого родители, почитавшие его умершим, трижды в год совершали Божественную литургию (в дни Богоявления, Святой Пасхи и Пятидесятницы), по освобождении из плена неожиданно явился домой к своим родителям и рассказал, что в эти самые дни приходил к нему в темницу некий славный муж: оковы спадали с ног узника, он делался свободным. В прочие же дни он опять содержался в оковах».

Итак, позаботимся же об ушедших от нас в иной мир, чтобы сделать для них все, что мы можем, памятуя о том, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.