Современные пионеры. Снова всегда готовы. Как живут и учатся современные пионеры. Пионеры в современной России

В эту школу я поехала с десятилетним сыном Ваней . Уж больно он интересуется в последнее время эпохой СССР. Откопал в гараже у дедушки старые вещи: аптечку советского образца, противогаз, значки и монеты. Поэтому посмотреть на настоящих пионеров ему очень сильно хотелось.

Современные пионеры — самая большая организация в Волгоградской области — живут в посёлке Приморск. Население здесь всего 3 200 человек. Асфальта тут практически нет, в основном дороги грунтовые. По степи расползлись коровы да лошади. Многоквартирных домов нет. Только частные подворья, рядом с которыми гуляют куры. В самом центре посёлка — школа.

Надпись на фасаде школы. Фото: / Надежда Кузьмина

Школа — ровесница самого посёлка, который был образован во время строительства Волжской ГЭС. На её фасаде до сих пор сохранились советские лозунги («Граждане СССР имеют право на бесплатное образование» и «Ленин завещал нам: учиться, учиться и учиться»).

А сами ученики — и вовсе настоящий интернационал, словно привет из бывшего СССР. Русские, узбеки, турки, калмыки, корейцы, азербайджанцы — все как один с гордостью носят красные галстуки.

Сначала волгарята

Первый пионерский отряд в приморской школе появился в 2004 году. Старшая вожатая Ольга Наследникова и не скрывает, что отчасти это была и её мечта. Ведь она когда-то тоже была сначала пионеркой, потом — председателем отряда, секретарём комсомольской организации.

«В 1995 году пионерию возродили в Волгоградской области. Потом стали присоединяться школы, появляться отряды. Мы тоже, узнав об этом, в 2004 году возродили свою пионерскую организацию. Сначала у нас был всего один отряд, потом — два. Сейчас уже такая большая организация: 7 отрядов по числу классов с 4 по 8», — говорит педагог.

Независимо от национальности все школьники в красных галстуках. Фото: / Надежда Кузьмина

До того как стать пионерами, младшеклассники ходят в волгарятах. Это вроде октябрят, которые были раньше. Обязанности у волгарят схожие с октябрятами: любить Родину, помогать друг другу, быть честными и хорошо учиться. И только в 4 классе волгарёнок имеет право надеть красный галстук. Чтобы вступить в пионеры, четвероклашки пишут заявления на имя старшей вожатой, а внизу листа родители ставят свои подписи, подтверждая, что с выбором сына или дочки согласны.

Заявление будущего пионера. Фото: / Надежда Кузьмина

О том, как им нравится быть пионерами, школьники спешат рассказать наперебой.

«Пионер во всем первый. Помогает беззащитным, — говорят сёстры Дадашовы, Гюнай и Вусала . — Мы помогаем всем, кто нуждается в помощи: ветеранам, детям, посёлку. Устраиваем какие-то мероприятия». Однако рассказать о своих акциях подробнее не могут: смотрят, как птенцы, на вожатую. Даже про самое масштабное мероприятие — День Победы — вспоминают с подсказкой.

«Нет у нас поклонения Ленину»

На 9 мая в Приморске, как и во всей стране, был и парад, и Бессмертный полк, и знамя Победы, на котором ученики написали имена всех своих родственников, прошедших войну. И, конечно, самые почётные гости: ветераны. Всего на кураторстве у школьников четверо участников войны. Им — особое внимание. Но школьники не забывают и о простых стариках посёлка, о тех, кто одинок или просто нуждается в помощи. Кому картошку из погреба поднимут, кому из магазина продукты принесут или деревья в огороде окопают. Ольга Наследникова говорит, что для детей это большая радость: быть кому-то нужным.

Ольга Наследникова сама была пионеркой и комсомолкой. Фото: / Надежда Кузьмина

«Нет у нас поклонения Ленину. Мы живём по таким законам: нужно быть лучшим. Пионер — это первый. Мы хотим, чтобы наши дети были первыми, лидерами, — уточняет Ольга Наследникова. — Пионеры ухаживают за одинокими людьми, необязательно ветеранами. Они сами ищут „адреса заботы“. Как Тимур и его команда. Но мы не идеализируем никакую партию. У нас общественная организация, имя Ленина мы не носим».

«А я знаю, кто такой Ленин, — неожиданно подаёт голос Ваня. — Это типа президент или государь во время СССР. Он очень помогал своему народу, подписывал всякие соглашения на заводах».

«Им хочется быть вместе»

«Смотрите, как правильно повязывать галстук. Сначала делаешь узел вертикальный, потом — горизонтальный», — девчонки из пионерского актива демонстрируют на себе тонкости завязывания пионерского галстука. Еще они умеют играть на барабанах пионерские марши. Правда, на 6 юных барабанщиц приходится всего один барабанщик: Серёжа Егоров . Его здесь особенно ценят, ведь он умеет ещё и играть на горне.

«Детям интересно это, наверное, потому, что им хочется быть вместе, — отвечает Ольга Наследникова на вопрос о том, почему молодежь сегодня так тянется к уже, казалось бы, отжившей идеологии. — Не хватает общения, очень много времени занимает интернет. А все такие дела пионерские — это совместные дела. Куда-то вместе пошли к ветеранам, вместе пошли собирать макулатуру, соревнуются за что-то. В каждом отряде есть звенья. Они между собой состязаются, как и отряды. У нас проходит конкурс „Пионер года“. Там оценивают и учёбу, и кабинет, и дежурство по школе, состояние пришкольных участков. Они стараются во всем быть лидерами. Это очень доброе соревнование, а не просто пошёл и надавал кому-то кулаками».

Ильич строго наблюдает за всем происходящим с высоты шкафа. Фото: / Надежда Кузьмина

Возродить комсомол

Ольга показывает карточки с вопросами, на которые примерные пионеры должны знать ответы: «Когда отдаётся салют?», «Сыграть барабанный марш», «Что вы знаете о Саше Филиппове ?», «Вставить пропущенные слова в текст пионерской песни». Победители школьного конкурса поедут в район, а уже оттуда лучшие отправятся в область и, если повезёт, в Москву. Приморские пионеры уже представляли Волгоградскую землю на слёте лучших пионеров в столице. Надеются победить и сейчас.

Школьники готовятся к конкурсу «Пионер года». Фото: / Надежда Кузьмина

«Наша организация в области самая большая. Вот так, чтобы целая школа участвовала, я не встречала, — говорит старшая вожатая, педагог-организатор Ольга Наследникова. — Но мероприятий с каждым годом для нас становится всё меньше. Мы варимся в собственном соку. Лет 10 назад движение было более обширное. Пионеры встречались с Маресьевым , ездили в Звёздный, где встречались с космонавтом Малышевым ».

И мечтают возродить комсомол. Фото: / Надежда Кузьмина

Но в Приморской школе не привыкли отчаиваться. К началу нового учебного года здесь планируют возродить и комсомол. А пока ученики начиная с 9 класса здесь зовутся просто старшеклассниками.

Всё время, пока я общалась со школьниками и старшей вожатой, которая проводила мне экскурсию по школе, сын внимательно слушал и делал фото. А после изрёк: «Мама, пожалуйста, давай переедем сюда. Я хочу тоже быть пионером».


19 мая отмечается годовщина со дня создания Детской пионерской организации имени Спартака. Первоначально она называлась именно так, а после того, как был принят Договор об образовании СССР, появилась Всесоюзная пионерская организация , получившая имя В.И. Ленина в 1924 году. В советское время она была столь всеохватной, что слово "пионер " было синонимом понятию "ребенок школьного возраста ". Само пребывание в составе пионеров не сулило никаких особых прелестей, и даже обременяло скучноватыми мероприятиями, однако не было страшней угрозы, чем "тебя исключат из пионеров!"

Еще одно соответствие - детский лагерь обозначался термином "пионерский лагерь", а его воспитанники - "пионерами". До сих пор не найдено такого же емкого определения, и многие взрослые по-прежнему говорят "вожатые и пионеры".

Предшественником пионерии было скаутское движение, хорошо развитое в России, в том числе после Революции. Существовали отряды юных коммунистов-скаутов. Войну скаутингу объявил комсомол, видя в нем конкурента и носителя чуждой западной идеологии. На первом съезде РКСМ было объявлено о роспуске скаутских отрядов. Позднее, когда выяснилось, что дети не охвачены идеологическим воспитанием, Н.К. Крупская выдвинула идею о применении скаутских методов среди детей, не достигших комсомольского возраста. Руководить Пионерией стал Комсомол. Пионеры, особенно на начальном этапе, во многом заимствовали атрибутику скаутов, заменив важный компонент - религиозное воспитание на коммунистическую идеологию.

Первоначально пионерская деятельность в большей степени проходила вне школы - в основном, как спортивно-туристическая и начальная военная подготовка. Пионеры, подобно скаутам, ходили в походы, жили в палатках, пекли картошку, купались, преодолевали препятствия. Постепенно пионерская работа стала более формальной, "парадной". В основном пионерские мероприятия проходили в стенах школы или дома пионеров, а пионерлагеря из палаточных и полных приключений превратились в санаторно-курортные учреждения. Кризис приключенческого и боевого духа детских лагерей хорошо показан в фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен".

Многие теперь и не представляют, что представляла собой пионерская жизнь.

Во-первых, под этим "брендом" осуществлялась практически любая деятельность школьников, напрямую не связанная с учебой: работа на пришкольном участке, викторины, диспуты, походы, соревнования, игры, и, конечно, пребывание в детских лагерях. Класс делился на звенья, и каждый получал какую-нибудь "пионерскую должность" - был учком, физорг, цветовод, горнист, политинформатор, редактор стенгазеты, даже некий массовик-затейник. Были юнкоры, лучшие из которых удостаивались чести опубликоваться в "Пионерской правде" или журналах "Пионер" и "Костер" (кстати, лучшим юнкором этой газеты когда-то был известный ныне тележурналист Леонид Парфенов). Я был политинформатором - ответственность огромная. Делал вырезки из газеты "За рубежом", а утром делал выступления с важным видом. Клеймил империалистическую военщину из какой-нибудь Южной Африки, поглядывая в окно, где солнце всходило над Беринговым морем. Абсурдность этой ситуации даже и в голову не приходила.
Обычно самая аккуратная, красивая и прилежная девочка гордо именовалась "председатель совета отряда" и ходила на общешкольные заседания. Отряду придумывался девиз, речевки, оформлялся уголок.

Во-вторых, были особые "пионерские поручения". Это была та работа, которую сейчас можно обозначить терминами "пиар" и "менеджмент". Готовились к смотрам и концертам политической песни. Мазали лица сажей, чтобы изображать на сцене пионеров из южных стран (кстати, более 30 стран имели пионерские организации). Выполняли поисковые задания: ходить по району, выяснять, где живут ветераны (при том, что список имелся в военкомате), а затем приглашать их на сбор, посвященный Дню Победы. Бывало, даже дрались за ветерана - на всех не хватало. Собирали металлолом и макулатуру. Выполняли тимуровскую работу (слова "акция" тогда не знали). Участвовали в военной игре "Зарница". Проводили воспитательную "проработку" отстающих, зазнавшихся, нарушивших пионерскую клятву.

Самой большой наградой для пионера была путевка в лагерь "Артек" или на худой конец "Океан". Но мы таких счастливчиков не знали, только в книжках про них читали. Кстати, книжки мы тоже подклеивали в рамках "пионерского поручения".

В День Пионерии нас вывозили на главную площадь, чтобы поучаствовать в линейке, возложить цветы к памятнику Ленину и побродить по центру города, громыхая палочками по барабану. В это время камчатские сопки были еще в снегу, но у моря уже появлялась трава и зацветали первые одуванчики. Если была солнечная погода, и отменяли занятия в школе, мы просто ликовали!

Пионеры осуществляли и экологическую деятельность - сажали деревья, работали в садах, убирали территорию, создавали отряды "зеленого патруля", участвовали в туристических и юннатских слетах, в юннатском движении.

В Советском Союзе были созданы десятки тысяч пионерских лагерей, в которых отдыхали, набирались сил, развивались миллионы детей. Самыми престижными были лагерь ЦК ВЛКСМ "Артек", Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок" (Краснодарский край, РСФСР), лагеря отдыха "Океан" (Приморский край, РСФСР), "Молодая гвардия" (Одесская область, УССР) и "Зубренок" (Минская область, БССР). Пионерская идеология была стержнем воспитательной работы. После распада СССР пионерская организация была реорганизована, а лагеря утеряли идеологическую ось. Возникла проблема, как воспитывать детей, чем их занять, к каким ценностям апеллировать. Современные лагеря успешно справляются с этим, организуя профильные программы, осуществляя патриотическое, экологическое, физическое и духовно-нравственное воспитание.

Однако пионерские организации не исчезли, а ведут активную работу, как например, Московская городская пионерская организация. Они объединены в Международный союз детских общественных объединений "Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций", председателем которого является доктор педагогических наук Елена Чепурных. В этот союз входят как пионерские, так и профильные организации - "Юные моряки", "Юные десантники", "Юные модельеры", "Юные корреспонденты". Союз проводит международные детские форумы, фестивали, профильные смены и многое другое. С его деятельностью можно ознакомиться на сайте upo-fco.ru. Всего Союз объединяет более 2,5 миллионов детей России, плюс 2 млн. 100 тысяч детей из стран СНГ.

Руководители современной пионерии утверждают, что упор делается не на идеологию, а на развитие детей. Современные пионеры участвуют в сборах, походах, тимуровских десантах, турслетах, развивающих занятиях. Для них организуются летние смены на базе детских оздоровительных лагерей.

"Детские и пионерские организации сегодня - мощное поступательное движение разных, но равных неравнодушных граждан, готовых к сотрудничеству в добрых и полезных делах", - так сказано в праздничном поздравлении руководства Международного союза детских общественных объединений.

История Всесоюзной пионерской организации

В конце 1921 года ЦК РКСМ создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. Непосредственное участие в работе комиссии принимала Надежда Константиновна Крупская. Один из идеологов скаутизма И.Н. Жуков, стремившийся воплотить в детской организации позитивные стороны скаутского движения, предложил девиз "Будь готов!".

19 мая 1922 года - 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

Октябрь 1922 года
- 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию "Юные пионеры имени Спартака".

21 января 1924 года - Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина.

Март 1926 года - Пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

1923 год - В школах стали создаваться форпосты и базы - объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. В пионерской организации насчитывалось до 75 тыс. пионеров.

Конец 1930-х годов - Завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

1941-1945 годов - По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда".

Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, пионеры Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова удостоены звания Героя Советского Союза, тысячи пионеров награждены орденами и медалями.

1962 год - Всесоюзная пионерская организация за большую работу по коммунистическому воспитанию детей и в связи с 40-летием была награждена орденом Ленина.

1970 год - Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек.

После"перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".

Середина 1980-х годов - Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

Октябрь 1990 года - Преемник пионерской организации - «Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов» - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах.

Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

Символы и ритуалы в пионерской организации

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным. Интересна символика зажима. Пять поленьев костра означают пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал). Исчезновение в послевоенные годы зажимов из обихода имеет несколько причин. В первую очередь это роспуск самого Коминтерна, в пламени которого сгорают поленья-континенты (соответственно символика теряла смысл). Поспособствовал этому и массовый психоз, охвативший широкие пионерские массы в конце тридцатых. Кому-то вдруг показалось, что в пламени костра при внимательном рассмотрении можно обнаружить все - от нацистской свастики до профиля Троцкого.

Значок пионеров
был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.

Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.

Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из скаутизма, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.).

Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.

Звучала она так: «Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!»

Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

"Свершилось!"- разнеслось над страной, когда стало известно, что 29 октября Президент страны подписал указ о создании "Российского движения школьников". Многие посчитали, что наступила пора возрождения пионерии и видно из интервью, что данное решение воспринималось именно как создание новой общероссийской оранизации детей и подростков, схожей по целям и приниципам работы с пионерской организацией.

Первоначально обрадовался этому решения и я - ведь уже на протяжении нескольких десятков лет не раз слышал о том, что нужна объединяющая организация подростков (по аналогии с пионерией), которая могла бы помогать образованию решать воспитательные задачи и обеспечивала бы целостность работы с молодежью в стране, регионе или на уровне муниципалитета и конкретного города/села/деревни.

Однако, когда ушла первая эмоциальная "вспышка" радости, то на ее место пришли выводы, которые отнюдь не радуют...
Итак, Российское движение школьников (далее - РДШ) ставит перед собой цель "совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы культурных ценностей". Вроде звучит неплохо, но где-то есть "фальш". Мне кажется, что сегодня "система культурных ценностей, присущая российскому обществу" не соответствует тому, что есть в публичном и непубличном плане.

Проведу простое сравнение:

Страна в период пионерской организации: патриотизм, ответственность, дружба, взаимовыручка, первооткрывательство, лидерство, трудолюбие

Современная ситуация: потребительство, индивидуализм, успешность, современность, толерантность
Думаю, что сравнивая эти "ценности" мы вряд ли сможем получить для подрастающих современных "пионеров" те примеры, которые будут их воспитывать и формировать мотивацию на позитивное движение к саморазвитию и реализация себя во благо страны или своего края.

Не внушает особого доверия и то, что курировать РДШ будет Россмолодежь. За последние годы эта структура ни чем себя не проявила в части формирования единой и целостной государственной молодежной политики, сведя всю свою деятельность к проведению так называемой "форумной кампании", тем самым фактически сняв с себя ответственность за системный сетевой подход в реализации ГМП. К сожалению, по аналогии с агентством, похожую позицию начинают использовать и региональные органы по делам молодежи, сводя всю молодежку к проведению региональных "форумов" и events (событиям, мерпориятиям). И если на региональных уровнях еще есть какие-то деньги на подобные действия, то на муниципальном уровне молодежная политика фактически перестала существовать из-за отсутствия средств и кадров.

В-третьих, идеология РДШ должна стать частью государственной идеологии, тем самым формируя стратегическую направленность созданного молодежного движения. Но на сегодняшний день, как и 15 и 20 лет назад, в стране до сих пор отсутствует и закон о ГМП, да и нет никакой внятной стратегии развития страны и молодежной политики в целом. И дело не в кризисе и санкциях, а в том, что к молодежи нет никакого интереса со стороны власти и олигархов, которые "рулят". Молодежь для них - "мясо" для политических "игрищ" и технологий. Достаточно вспомнить "Наши", "Молодая Гвардия", молодежные парламенты и т.п. И с таким подходом можно предположить, что РДШ вновь станет элементом избирательной кампании будущего года с акцентом на поддержку "одних" и противодействуя "другим" в борьбе за депутатские мандаты.
И, наконец, когда объявляют о создании нечто масштабного, крупного и идеологически востребованного нельзя игнорировать необходимость финансирования. Пока что в Москве рассматривают вопрос о том, чтобы профинансировать созданную под РДШ специальную организацию, но нет никаких разговоров о том, чтобы осуществлять финансирование строительства региональных и муниципальных подразделений РДШ. А без них не будет никакой общероссийской организации. Будет очередная "показушная" сеть из нескольких насильно формализованных в РДШ организаций и структур. Это мы тоже проходили.

Скорее всего, Москва сбросит финансирование на регионы и муниципалитеты. С муниципалитетами все понятно - будет переписано все молодое население и зачислено в организацию с "повязыванием галстуков" (как это было с развитием волонтеров). Опять же ясно, что под "активную работу" этих муниципальных отделений РДШ будут списываться все мероприятия из планов образования, культуры и т.д., как это делается и сегодня. Впрочем, понять муниципалитеты можно - как я говорил выше, нет ни денег, ни кадров, которые омгли бы отвечать за эту работу в полной мере и на высоком профессиональном уровне.

С регионами ситуация тоже не лучше. В 2016 году в нашей области уходит в "небытие" областная программа по молодежке (она становится подпрограммой в рамках образования), бюджетных средств предусмотрено на уровне "кот наплакал", нет ни инфраструктуры, ни сететвой работы между УДМ и муниципалами, соответственно, нет никакой стратегии ГМП, нет приоритетов в работе с молодежью, нет методической базы, в 2015 году произошел фактический отказ от системности и т.д.. Что можно ждать от региона в таких условиях - не понятно…

Но повторю первоначальную мысль о том, что работу по созданию общероссийской объединяющей молодежной организации необходимо проводить и чем скорее она будет проведена, тем больше шансов на то, что страну перестанет "колбасить" и в социальном и в экономическом плане.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.