Роль оон в развитии моровой экономики. Роль ООН и ее учреждений в мировой экономике и международных экономических отношениях Главными задачами ВТО являются

В современных условиях интернационализации хозяйственных отношений и усиления взаимозависимости государств и других хозяйствующих субъектов мировой экономики особую важность для ее развития

приобретают вопросы наиболее эффективного регулирования международных экономических связей и формирования стабильной инфраструктуры для интенсификации глобальных торгово-экономических отношений. Ключевую роль в этом процессе играют международные экономические организации, такие как всемирно известные институты глобального управления - Организация Объединенных Наций (ООН), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.

ООН и ее органы экономического регулирования

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и развитие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и региональных уровнях. ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного политического и экономического сотрудничества по формированию мирового экономического порядка. Без эффективного регулирования мировых экономических процессов и рыночных отношений международное экономическое сотрудничество оказалось бы невозможным. ООН рассматривает частный сектор мировой экономики как своего стратегического партнера по привлечению ресурсов для развивающихся стран и укрепления их экономического потенциала.

Это особенно важно для стран, где частный сектор в экономике может содействовать эффективной мобилизации ресурсов, например, путем расширения ввоза капитала, доступа к новейшим технологиям, распространения передового управленческого опыта и т.д. В настоящее время многие ТНК демонстрируют серьезный интерес к совещательным процессам в рамках ООН и могут оказывать определенное влияние на ход и результаты этих процессов, имеющих отношение к регулированию функционирования мировой экономики в целом.

Как ни одной другой организации, ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявляющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. ООН, во-первых, представляет собой совокупность своих органов и программ (Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Программа развития ООН и др.); во-вторых, выступает как система организаций, состоящая из специализированных и других самостоятельных учреждений (Группа Всемирного банка, МВФ, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация ООН по промышленному развития, Международное агентство по атомной энергии и др.). Наконец, в-третьих, партнерская сеть ООН включает частные и общественные организации (Международная торговая палата в Париже, Международная организация работодателей, Всемирный экономический форум, Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию и др.).

Уникальность роли ООН в формировании мировой экономической инфраструктуры заключается в выполнении важнейших общественно значимых функций в сфере глобального экономического управления. Объектами регулирования являются многочисленные связи и отношения на глобальном уровне. Принятые в рамках ООН и действующие в настоящее время нормы, правила и стандарты обеспечивают соблюдение законодательно установленных требований к проводимым операциям, определяют общие стандарты внешнеэкономических отношений, охраняют права собственности. Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние правил и процедур частного коммерческого права.

Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нормативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными представляются следующие:

  • проведение в жизнь соглашений в сферах государственной юрисдикции (Генеральная Ассамблея), помогающей определить правомочия страны по отношению к той или иной наземной и водной территории, подводному и воздушному пространству;
  • проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС));
  • унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др.). Все органы ООН практически в той или иной степени обеспечивают техническую и экономическую стандартизацию, что существенно упрощает проведение объективных международных сопоставлений;
  • разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД));
  • предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ММО), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный почтовый союз (ВПС)). Для компаний важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;
  • борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по предотвращению преступлений и уголовному правосудию);
  • сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компаниям в оценке рисков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предоставляющие странам и компаниям статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные экономические стратегии и инструменты в отношении проблем мировой экономики и предлагают возможные пути их решения. Так, Международная финансовая корпорация (МФК) способствует развитию частных предприятий путем капиталовложений без привлечения государственных гарантий. В начале XXI в. МФК приняла на себя обязательства на сумму 3,9 млрд долл, по 204 проектам в 64 странах.

Вопросами инвестиций в развивающихся странах, развитием малого бизнеса занимаются ПРООН и ЮНИДО. Так, ЮНИДО прилагает необходимые усилия для улучшения экономического потенциала в развивающихся и странах с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и развитии предпринимательства.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК (автоматизированная система обработки таможенных данных) помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможенными службами, что значительно упрощает бюрократическую составляющую внешнеэкономической деятельности. Программа ЭМПРЕТЕК уже оказала помощь более двум десяткам тысяч предпринимателей стран Азии и Африки.

В область компетенции Программы по окружающей среде (ЮНЕП) входят такие глобальные экологические проблемы, как опустынивание, утрата биоразнообразия, изменение климата. ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией (ВМО) разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. Ныне именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности.

Частью мандата Организации по вопросам образования, науки и культуры ООН являются вопросы охраны культурного и природного наследия, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и статистики.

Деятельность ООН оказывает все большее влияние на характер и раз­витие важнейших социально-экономических процессов на глобальном и национальном уровнях. Будучи международным форумом для обсужде­ния и принятия сугубо политических решений по самым актуальным воп­росам в рамках практически всех сфер человеческой деятельности и меж­дународных отношений, ООН определяет приоритеты, цели и стратегии развития международного сотрудничества по формированию мирового экономического пространства.

ООН присуще большое институциональное разнообразие, проявля­ющееся в широкой репрезентативности как входящих, так и сотрудничающих с ООН организаций. Во-первых, ООН представляет собой совокуп­ ность органов (Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Секретариат и др.). Во-вторых, ООН выступает как система орга­низаций, состоящих из специализированных и других самостоятельных учреждений (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Конфе­ренция ООН по торговле и развитию, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Среди регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор­мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред­ставляются следующие:

    проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис­дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству, обусловливая, к примеру, условия транспортировки или добычи полезных ископаемых;

    проведение в жизнь договоренностей о правах интеллектуальной собственности (Всемирная организация интеллектуальной собственности- ВОИС). Экспорт высокотехнологичной продукции, охрана торговых марок и патентов были бы осложнены без соблюдения строго регламентирован­ных прав интеллектуальной собственности, охрана которых обеспечивается через ВОИС и ТРИПС (Соглашение о торговых аспектах прав интеллек­туальной собственности).

    унификация экономических терминов, систем мер и показателей (Статистическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международ­ной торговли-ЮНСИТРАЛ и др.). Практически все органы ООН в какой-то степени обеспечивают стандартизацию, что упрощает проведение объек­тивных международных сопоставлений;

    разработка и согласование правил международной коммерческой деятельности (ЮНСИТРАЛ, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД). Регулирование коммерческой деятельности строго посред­ством предлагаемых инструментов и процедур, несомненно, способствует развитию торговли и логически увязывает глобальные потоки товаров и ин­формации,

    предотвращение ущерба товарам и услугам, представленным на мировых рынках, и обеспечение компенсаций издержек (ЮНСИТРАЛ, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация, Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз). Без действенных соглашений о предотвращении ущерба компаниям-перевозчикам и товарам, как и о гарантиях сохранения инфор­мации, бизнес был бы менее расположен осуществлять международные коммерческие операции. Для компаний также важно, что в случае аварий при международных перевозках они могут рассчитывать на возмещение финансовых убытков;

    борьба с экономическими преступлениями (Комиссия ООН по пре­дотвращению преступлений и уголовному правосудию). Криминальная деятельность создает дополнительное финансовое бремя для законопос­лушного бизнеса, так как косвенно поощряет коррупцию, ограничивает свободную конкуренцию и неизбежно повышает расходы на безопасность;

    сбор, анализ и распространение достоверной экономической информации, способствующей заключению международных соглашений (ЮНСИТРАЛ, ЮНКТАД, Всемирный банк), помогает странам и компа­ниям в оценке рынков, сопоставлении собственных ресурсов и возможностей и разработке внешнеэкономических стратегий. Агентства ООН, предо­ставляющие статистические данные, рассматриваются как авторитетные и достоверные источники официальной статистики.

Помимо регулирующих функций, специализированные учреждения ООН разрабатывают долгосрочные стратегии и инструменты в отноше­нии проблем мировой экономики на базе международных экспертных кон­сультаций и согласований с правительствами и предлагают мировому сооб­ществу возможные пути их решения.

Вопросы инвестиций в развивающиеся страны, развития малого и среднего бизнеса в настоящее время относятся к числу весьма актуаль­ных. Они затрагивают любое учреждение ООН, обладающее мандатом в сфере экономического развития. Ведущими среди них являются Орга­низация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Программа развития ООН (ПРООН). ЮНИДО прилагает необходимые усилия для повышения экономического потенциала развивающихся стран и стран с переходной экономикой на основе развития их промышленных предприятий. Предоставляемые ЮНИДО рекомендации призваны помочь этим странам преодолеть трудности в социальной и экономической обла­стях и добиться более широкого и успешного участия в международном сотрудничестве.

ПРООН содействует развитию бизнеса посредством механизмов финансирования и поддержки частных и государственных компаний в раз­вивающихся странах. ПРООН и ЮНКТАД на регулярной основе среди прочих учреждений ООН привлекают представителей бизнеса к участию в форумах и семинарах, посвященных экономическим вопросам.

ЮНКТАД играет ключевую роль в системе ООН в решении вопросов международной торговли, финансов, инвестирования и технологий, в част­ности, содействуя развивающимся странам в создании предприятий и раз­витии предпринимательства. Комиссия ЮНКТАД по предприниматель­ству, упрощению деловой практики и развитию способствует разработке и осуществлению стратегий эффективного развития предпринимательства, содействует диалогу между частным и государственным секторами. Среди проектов технического сотрудничества ЮНКТАД следует отметить авто­матизированную систему обработки таможенных данных, программу сети центров по вопросам торговли, программу ЭМПРЕТЕК.

Проект автоматизированной системы обработки таможенных данных помогает модернизировать таможенные процедуры и управление таможен­ными службами, что значительно упрощает бюрократическую составля­ющую внешнеэкономической деятельности.

Координируемая ЮНКТАД программа ЭМПРЕТЕК призвана содей­ствовать решению проблемы более эффективного выхода на рынок для предприятий из развивающихся стран.

При осуществлении экономической деятельности государства и ком­пании должны неукоснительно учитывать экологические требования, предусмотренные положениями ряда международных природоохранных конвенций. Такие глобальные экологические проблемы, как опустынива­ние, утрата биоразнообразия, изменение климата, входят в область компе­тенции Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП совместно со Всемирной метеорологической организацией разработали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, которая была принята в 1992 г. В XXI в. именно она лежит в основе предпринимаемых в мировом масштабе усилий по борьбе с глобальным потеплением в результате человеческой деятельности. Документ, в частности, предусматривает сокращение вы­бросов двуокиси углерода и других парниковых газов, что налагает определенные обязательства и на промышленные компании - источники этих выбросов, существенно затрагивает сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли экономики, воздействие которых на природу все более возрастает.

Вопросы охраны культурного и природного наследия, имеющие пря­мое отношение к развитию индустрии международного туризма, а также согласование экономических потребностей с необходимостью охраны окружающей среды, международного информационного обмена и стати­стики являются частью мандата Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ряд подразделений системы ООН работают с конкретными группами субъектов частного сектора, обусловленными спецификой их сфер компе­тенции. Другие агентства, такие, как Программа развития ООН и Всемир­ный банк, поддерживают отношения с широким кругом организаций биз­нес-сообщества. Помимо двусторонних отношений, участие бизнес-групп в деятельности ООН может обеспечиваться посредством институционализации такого участия в структуре международной организации. Приме­ром является существующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ), в которой представителям работников и работодателей даны рав­ные с представителями правительств возможности влиять на разработку политики МОТ.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.)

Мировая экономика и международное право

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права. Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ создано и действовало вне рамок ООН.

Современная роль институтов системы ООН в регулировании мировой экономики (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.).

Многие специализированные учреждения ООН играют активную роль в развитии и унификации мер экономической политики, анализируют состояние международных рынков и инфраструктуры, способствуют согласованию правил и процедур частного коммерческого права.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) призвана регулировать всемирные торговые отношения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находятся около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В ее рамках создана Секция комплексных промышленных проектов: разработка, координация и контроль за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов, разработка и руководство совместными программами технического сотрудничества с ФАО. В течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.

Программа по окружающей среде (ЮНЕП): охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности.

Международная организация труда (МОТ): разработка международных конвенций и рекомендаций по вопросам труда и прав профсоюзов.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО): сбор и обобщение информации по вопросам питания, природопользования, сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и рыболовства. Главная сфера деятельности – сельское хозяйство мира.

Цель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) – осуществлять финансовую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении экономических реформ, в частности, в финансировании «программ приватизации» и поощрения «частной инициативы» и «духа предпринимательства». Реальное функционирование банка началось только в 1993 г. За 1994–1997 гг определенная техническая помощь была оказана ряду стран, но ясно, что возможности ЕБРР ограничены и сколько-нибудь существенного финансового влияния его на участников СНГ, Прибалтийские страны и Восточную Европу ожидать нереально.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69772. Перемикання контексту й обробка переривань 28 KB
Найважливішим завданням операційної системи під час керування процесами і потоками є організація перемикання контексту передачі керування від одного потоку до іншого зі збереженням стану процесора. Звичайно потрібно виконати такі операції: зберегти стан процесора потоку в деякій ділянці...
69773. Керування процесами в UNIX і Linux 50.5 KB
Образ процесу В UNIXсистемах образ процесу містить такі компоненти: керуючий блок процесу; код програми яку виконує процес; стек процесу де зберігаються тимчасові дані параметри процедур повернені значення локальні змінні тощо; глобальні дані спільні для всього процесу.
69774. Види планування процесів і потоків 48.5 KB
Види планування процесів і потоків. Довготермінове планування Засоби довготермінового планування визначають яку з програм треба завантажити у пам’ять для виконання. Таке планування називають також статичним оскільки воно не залежить від поточного стану системи.
69775. Реалізація планування в Linux 55 KB
Ядро Linux при плануванні не розрізняє процеси і потоки тому для визначеності ми надалі говоритимемо про планування процесів. Планування процесів реального часу в ядрі Стосовно процесів реального часу достатньо сказати що: вони завжди матимуть під час планування пріоритет...
69776. Розробка системи розпізнавання двох об’єктів розпізнавання образів 402 KB
Мета роботи: Вивчити основні принципи роботи алгоритму розпізнавання образів Hamming classification. Пояснення Хемінгової мережі та її класифікація: задаємо фігури у вигляді координат,задаємо їх колір(розмір) та запускаємо програму.
69777. КАРФАГЕН В ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ 35.5 KB
К тому же говоря о Карфагене обойти тему Финикии просто невозможно так как она важна для более ясного понимания некоторых аспектов истории карфагенской державы. Уже в начале II тысячелетия до нашей эры это были пусть и маленькие но процветающие города...
69778. Пути совершенствования маркетинговой стратегии предприятия 694.5 KB
Результатом этого является предоставление потребителям услуг удовлетворяющих их потребности и получение организацией за счет увеличения объема реализации продукции прибыли необходимой для ее нормального и эффективного функционирования и лучшего удовлетворения запросов...
69779. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 231.61 KB
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России; Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами...
69780. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 55.03 KB
Актуальность исследования. Традиционно в качестве основных критериев профессионального развития личности выступали критерии эффективности деятельности, но уже в работах Е.А. Климова отмечается недостаточность этих критериев для оценки уровня профессионализации.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.