Чудовищные поезда сми о ядерном комплексе баргузин. «Ядерные поезда» России отправляются в путь. ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов

Не столь давно поезда с ядерными ракетами были грозным оружием Страны Советов и атомным кошмаром для вероятного противника. За поездами-призраками без особого успеха следила специальная группировка из 12 американских спутников. Но после развала СССР это уникальное оружие было поспешно и тщательно уничтожено.

За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.

Ценители советского наследия явно заинтригованы сообщениями Министерства Обороны РФ о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК) на новом технологическом уровне.

Проект получил название «Баргузин», а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов «Ярс». Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2018-2020 года.

Такой БЖРК уже стоял на вооружении Советского Союза в 80-х годах, но в соответствии с договором СНВ-2 ракеты 15Ж61 , составлявшие основу комплекса «Молодец», были демонтированы и уничтожены, а сами поезда пущены на металлолом.

Сообщать о том, что БЖРК вдруг вновь стали актуальны – как минимум некорректно. Актуальность была, никуда не делась и в перспективе будет. Но теперь у руководства государства достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.

История создания БЖРК

Само создание БЖРК было мерой вынужденной. Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар.

В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету.

Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Но если мы не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске.

Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда.

Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы.

США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвлённая, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная её часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.

Была у американцев идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно.

От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определённых местах люки. А они, как нетрудно предположить, имели чёткие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.

США отказались от строительства БЖРК из-за дороговизны и технической сложности проекта, взяв за основу стратегических ядерных сил атомные подводные лодки. Симметрично ответить СССР уже не мог.

Запад успел покрыть весь мировой океан сетью акустических станций и отслеживал перемещения наших ракетоносных субмарин. Конечно, советские подводники шли на различные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их никак не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.

Потому основой наших РВСН оставались шахтные пусковые установки. Потом появились подвижные наземные комплексы – «Пионеры» и «Тополя». Но в силу их габаритов и характерных очертаний скрытными их называть можно было все же условно.

Идея о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникла сразу же после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия.

Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда.

Американцев это особо не взволновало. Они посчитали, что ракетные комплексы, привязанные к железнодорожной колее, отслеживать из космоса будет очень легко. И просчитались.

Внешне, особенно сверху, БЖРК практически ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов.

Правда, тянули стратегические составы два-три тепловоза. Так многие поезда тянут два локомотива. А огромная по протяженности и разветвленности железнодорожная сеть СССР позволяла затеряться поездам так, что никакая самая совершенная спутниковая разведка их не фиксировала. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом!

Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей.

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.

Преимущества Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса (БЖРК) очевидны.

Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. За день поезд БЖРК мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.

Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось.

Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав.

Засечь такой поезд со спутника – задача практически невыполнимая.

Поэтому такие поезда назывались «призраками» и БЖРК стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет «Першинг» в Германии.

Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ «Молодец». Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel (Скальпель).

Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение «Молодца» от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка «скальпеля» была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.

Но у БЖРК, как ни крути, есть и слабые места.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР), обладает весьма солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу.

Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трех-вагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение.

Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали «танцем», продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют «пороховой аккумулятор давления»).

Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Теория, тактика и практика применения БЖРК

В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно.

Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара » американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута.

Но это в теории. С момента заступления на боевое дежурство в 1985 году, БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.

Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство.

БЖРК с надписью на бортах «Для перевозки лёгких грузов», после первого же прохождения по железнодорожным путям, заставлял не выдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратиться с петицией: «Дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет»?

Желающих платить не нашлось, и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК.

Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.

Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК.

При декларируемой возможности произвести пуск ракет из любой точки маршрута, ракетному поезду всё-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники», куда в час «икс» прибывал поезд, привязывался к точке и мог произвести залп ракет.

Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой.

Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил своё существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлоградский завод, где делали «рентные вагоны».

«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, – высказал своё мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Это касается и БЖРК, особенно с учётом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине».

Впрочем, главными причинами отказа от комплекса всё-таки оказались нерешённая проблема развёртывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием.

Уничтожить любым путем!

С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения.

Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно.

Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс. км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Проведенный советскими конструкторами эксперимент с кодовым названием «Сдвиг» показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны.

Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м.

Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 дБ. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая несла по 10 боеголовок. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

Конечно американцы не сидели сложа руки. Вот документально зафиксированный факт одной из секретной операции по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой.

Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство «Скальпелей», а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Так под наблюдением американцев уничтожались «Скальпели».

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем.

Для разделки «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Под бдительным американским надзором были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Кстати, в это же время были ликвидированы (залиты бетоном) большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.(Сатана)

Естественно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга ни среди военных, ни среди экспертов.

Но нет худа без добра! За океаном изначально даже и не предполагали, что они сильно поспешили…

Ведь ракеты «Молодец» проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске, по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти.

И если б под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, они бы повисли на нас тяжким бременем, т.к. техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Какова же современная ситуация?

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась. Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений, Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьёзно осложнить жизнь Вашингтона – возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК).

В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.

Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.

Фактически от старого «Молодца» останется только Система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен 6 межконтинентальными баллистическими ракетами РС-24 «Ярс». Это сухопутный вариант морской «Булавы». Эти ракеты хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное – вдвое меньшим весом.

Когда начиналось ее создание, никто не мог и предположить, что разрабатывается единый ракетный комплекс для ВМФ и РВСН. «Булава» - для флота, а «Ярсы» могут базироваться на колесных шасси и железнодорожных платформах.

Благодарить надо бывшего начальника вооружения Вооруженных сил генерал-полковника Анатолия Ситнова. Именно он настоял, чтобы создавалась не просто новая ракета для подлодок, а именно многоцелевой унифицированный комплекс, способный работать и на море, и на земле.

Когда американцы про это все-таки узнали, было уже поздно – закрыть проект не удалось. Но все-таки, наверное, проектировщикам постоянно мешали некие внешние силы, так как работы над «Булавой» шли очень тяжело. Сегодня это не секрет.

Тем не менее коллективу Московского института теплотехники под руководством тогдашнего генконструктора и гендиректора Юрия Соломонова удалось почти невозможное. Видимо, не случайно весной Юрию Семеновичу было присвоено звание Героя Труда.

Что будет из себя представлять новый российский БЖРК?

В чем-то он очень похож на атомную подлодку стратегического назначения. Только более комфортную. Все вагоны поезда герметичны и очень прочны – даже взрыв ядерной боеголовки в нескольких сотнях метров от состава не должен вывести комплекс из строя.

Автономность – месяц. В течение этого времени экипаж может не покидать состав – воды и продуктов хватит. За сутки «Баргузин» сможет проходить до 1000 км. А может остановиться на «заброшенной» ветке в глухом лесу или спрятаться в неэксплуатируемом туннеле.

Кстати, тактика боевого применения новых БЖРК, скорее всего, станет отличной от той, которой придерживались «Молодцы».

В боевое положение ракеты приводятся в течение нескольких минут. Дальность стрельбы - 10 тыс. км, точность попадания – в радиусе 100 метров от цели. Головные части – маневрирующие, способные преодолеть любую из существующих систем ПРО.

Определить местонахождение ракетного поезда во время его боевого дежурства для технических средств разведки почти невозможно. Для БЖРК разработаны самые современные средства маскировки, мощные системы радиоэлектронной борьбы и новейшие способы защиты от террористов.

Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям.

Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети.

Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Заключение

Бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» состоятся в нынешнем году.

И возможно, в начале четвертого квартала, по результатам пуска в начале 2017 будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил журналистам генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.

«По БЖРК, как и сообщалось, в этом году планируются так называемые бросковые испытания. Они осуществляются с целью проверки правильности принятых проектно-конструкторских решений с точки зрения воздействия ракеты на агрегаты наземного пускового оборудования. Этот пуск гарантированно будет выполнен – это будет, наверное, начало четвертого квартала этого года. И состояние дел на сегодня таково, что внушает абсолютный оптимизм, что это будет сделано», - сказал Соломонов.

Новый российский БЖРК «Баргузин» будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать.

Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК - это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения.

Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное - это курс на импортозамещение.

Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, - понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей.

Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.

Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики. Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», – утверждает командующий РВСН С. Н. Каракаев.

Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трёх видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, резюмировал командующий РВСН.

Ну дай то Бог!

Борис Скупов

В связи с разрушении Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности происходит коррекция структуры стратегических вооружений как у нас, так и в США. С большой долей вероятности можно предположить, что американцы в обозримом будущем начнут размещать в Европе и Азии ракеты средней дальности. Их создание уже запущено, работы идут полным ходом. О чем, например, свидетельствует проведение в этом году испытаний прототипов двух таких ракет, которые должны стать наземными модификациями «старых добрых» крылатых ракет морского базирования «Томагавк».

Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что одним из ответов на эти процессы может стать возрождение проекта боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». Его реализация была остановлена в 2017 году. Но, по сути, проект был близок к завершению. Весной 2016 года началось изготовление опытного образца БЖРК, точнее - его отдельных элементов. А осенью того же года прошли бросковые испытания ракеты. Летные испытания предполагалось начать в 2019 году.

Причина остановки проекта - коррекция оборонного бюджета в связи с недостаточностью средств. Все силы и, естественно, финансы по части создания нового вооружения для РВСН были направлены на тяжелую ракету шахтного базирования «Сармат».

Главное достоинство «Баргузина» - его скрытность, невозможность определения нахождения комплекса даже с помощью самой совершенной разведывательной аппаратуры космического и воздушного базирования. Потому что БЖРК внешне ничем не отличается от обычных грузовых составов, многие тысячи которых круглосуточно перемещаются по российской железнодорожной сети.

То есть «Баргузин» идеален в той части требований к стратегическому ракетному вооружению, которые относятся к его защищенности от уничтожения противником. Это необходимо для того, чтобы сохранить ракетно-ядерный потенциал для ответного удара.

Идея «Баргузина» не нова. Она уже была реализована в Советском Союзе в 1987 году, когда на вооружение был принят БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 «Скальпель» по классификации НАТО). Головным разработчиком комплекса было днепропетровское КБ «Южное».

«Молодец» оснащался трехступенчатыми твердотопливными МБР 15Ж61 с десятью боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 550 кт каждый. Сложность создания комплекса состояла в том, что ракета весила 105 тонн, в то время как стандартные железнодорожные вагоны рассчитаны на максимальную нагрузку в 60 тонн. И это в свою очередь приводило к тому, что, во-первых, необходимо было создавать вагоны, внешне не отличимые от стандартных, но с повышенными прочностными характеристиками. Во-вторых, требовалось так распределить нагрузку на рельсы, чтобы удельное давление на них не превышало допустимые нормы.

Разумеется, было и множество других проблем, с которыми советские разработчики столкнулись впервые. Поэтому создание «Молодца» продолжалось полтора десятилетия.

Первый советский и единственный в мире БЖРК с тремя 15Ж61 МБР представлял собой состав, внешне не отличавшийся от обычного технического поезда, обслуживавшего железнодорожные сети. Три вагона были замаскированы под пассажирские вагоны, 14 - под рефрижераторы. Также была цистерна с горючим для дизельных двигателей. Из-за сверхнормативного веса состава использовались три тепловоза повышенной мощности. То есть, «Молодец» мог перемещаться и по неэлектрифицированным путям. Боевой расчет комплекса состоял из 70 военнослужащих. Автономность достигала месяца.

БЖРК должен был сохранять боеготовность даже в случае воздействия ударной волны, возникающей при ядерном взрыве. Это требование было проверено на испытаниях на полигоне в Плесецке, когда в 1991 году неподалеку от «Молодца» взорвали пирамиду 20-метровой высоты, сложенную из вывезенных из Восточной Германии противотанковых мин. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Сразу же после взрыва пусковая установка комплекса отработала штатным образом.

Для запуска ракеты состав останавливался. Специальное приспособление отводило в сторону контактный провод. С трех вагонов последовательно сдвигались крыши, и пусковые установки занимали вертикальное положение. Из пусковых контейнеров ракеты стартовали с помощью пороховых ускорителей, поднимающих МБР на высоту в 20 метров и отводя их не некоторое расстояние от поезда, чтобы факел включившегося ракетного двигателя не повредил поезд.

Система управления была инерциальной, обеспечивающей круговое вероятное отклонение от цели порядка 400 метров. При этом пуск мог производиться с любой точки маршрута. Максимальная дальность полета - 10100 км. Длина ракеты в пусковом контейнере - 23,3 м, диаметр - 2,4 м.

Временные параметры были крайне жесткими. От получения команды из Генштаба до пуска первой ракеты должно было уходить не более трех минут.

В 1989 году по железнодорожным сетям Советского Союза курсировали уже 12 «ракетных поездов», вооруженных в общей сложности 36-ю МБР. О положении каждого из них в Пентагоне не было ничего известно, что крайне беспокоило американское командование. Поэтому Вашингтон еще во время перестройки начал настаивать на том, чтобы «во имя снижения ядерной угрозы» лишить БЖРК их главного достоинства - скрытности. И в 1991 году половине комплексов запретили выходить из депо, координаты которых были прекрасно известны. Второй половине разрешили удаляться от мест постоянного базирования не далее, чем на 20 километров.

А в 1993 году при подписании договора СНВ-2 комплексы были запрещены. 10 «ракетных поездов» были утилизированы на Брянском ремонтно-механическом заводе. 2 - разоружены и направлены в музеи - в Музей железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Технический музей АвтоВАЗа.

В «Баргузине» используется тот же самый принцип размещения ракет и необходимого оборудования в железнодорожных вагонах. Однако конструкторам не пришлось решать проблему компенсирования избыточной массы ракеты. В этом комплексе используется уже готовая ракета «Ярс». Вес ракеты не превышает 50 тонн.

Облегчение состава дает и еще одно преимущество - уменьшение необходимой тяги. И, следовательно, для «Баргузина» потребуется уже не 3 тепловоза, а меньше. Все-таки три тепловоза, везущие состав из 17 вагонов, - это чрезмерно для обычного поезда. Потому БЖРК «Молодец» нельзя считать абсолютно замаскированным.

Головной разработчик проекта - Московский институт теплотехники, который создал МБР «Тополь» и «Ярс», а также ракету для стратегических подводных лодок «Булава». Но, конечно, использована будет специальная модификация «Ярса». Суммарная мощность боевых частей индивидуального наведения и их количества будет меньше, чем у ракеты БЖРК «Молодец», - 4х500 кт или 6х150 кт. Однако дальность пуска возрастет до 12 тыс. км. При этом «Ярс» обладает повышенной способностью преодолевать противоракетную оборону противника за счет короткого активного участка, когда работает ракетный двигатель, комплекса РЭБ и системы выброса ложных целей. Возрастет и точность стрельбы.

Также утверждается, что состав «Баргузин» будет оснащен уже не тремя, а шестью ракетами. При этом количество тепловозов сократится до двух или даже до одного.

К еще одному достоинству БЖРК относится его способность быстрого перебазирования - в сутки состав может проходить до 1000 км.

Военное обозрение: F-15 Eagle для Украины: Против российский «сушек» они не орлы

Военные новости: Минобороны США: наши войска в Сирии оказались в ловушке

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, выступая в четверг на румынской военной базе в Девеселу (уезд Олт на юге страны, в 180 километрах от Бухареста), официально объявил об операционной готовности размещённого американского комплекса противоракетной обороны Aegis .

В свою очередь пресс-секретарь американского посольства в России Уильям Стивенс заявил, что «целью системы ПРО НАТО является полная защита Европы от растущей угрозы, связанной с баллистическими ракетами. Ввод в строй в Румынии новой базы противоракетной системы значительно увеличит нашу обороноспособность и защитит территорию стран НАТО», – заявил он, передаёт ТАСС.

При этом дипломат отметил, что «всё больше стран производят или приобретают баллистические ракеты... Достигнутое соглашение по ядерной программе Ирана не меняет этот факт, – указал он. – Соглашение не избавляет от опасности, исходящей от иранских баллистических ракет…»

Иранских ракет, Карл!

Ну что ж… «Европейские цыгане» первыми пошли. Даже пшеков со шпротниками опередили. Те давно были рады стать первыми (особенно поляки), да в Смоленске все их политические русофобы неожиданно поцеловали русскую берёзку.

Будет ли наконец-то ответка со стороны русского медведя, которого в НАТО до сих пор пытаются разозлить? Я думаю, что с фантазией у наших военных и дипломатов точно всё в порядке.

«Безусловно, это – совсем крайняя мера, и, я надеюсь, дело до неё не дойдёт, но не случайно российский парламент, ратифицируя новый СНВ, сделал оговорку о том, что развёртывание элементов ПРО может стать одной из причин выхода России из договора», – заявил он, передаёт РИА «Новости».

Россия возрождает боевые поезда-призраки для ответного удара в ядерной войне. «Баргузин» придёт на смену советскому «Молодцу».

В ближайшие пять лет у России появится новое «оружие возмездия» – боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Появившись из «ниоткуда», эти ракетные поезда будут способны нанести сокрушительный ответный удар по территории любого противника

На прошлой неделе в Кубинке (Московская область) состоялся первый Международный военно-технический форум «Армия-2015». Мероприятие выдалось красочным, полезным и богатым на пищу для размышлений. Президент России Владимир Путин, открывая форум, в частности, упомянул о том, что наша страна и дальше будет активно развивать и совершенствовать свои стратегические ядерные вооружения. «Состав ядерных сил в этом году пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны» – подчеркнул глава российского государства.

Это заявление, конечно, вызвало бурю эмоций у западных политиков. «Эта воинственная риторика России неоправданна, опасна и играет дестабилизирующую роль», ‒ заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Никто не должен слышать таких заявлений от лидера сильной страны и беспокоиться о возможных последствиях» – высказался по этому поводу и госсекретарь США Джон Керри.

А «беспокоиться» нашему наиболее вероятному противнику, действительно, есть о чём. Россия в последние годы не только интенсивно восстанавливает свой ракетно-ядерный щит, но и вновь обретает те виды стратегических оборонительных вооружений, которые США, при всей их технологической и финансовой мощи, так и не смогли создать, как ни пытались.

Речь идёт, в первую очередь, о боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), которые были созданы в Советском Союзе братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное», академиком РАН Владимиром Фёдоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Фёдоровичем Уткиным в середине 80-х годов прошлого века. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и её железнодорожная версия – РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колёсах» , способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.

Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду, практически, не отличались от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить их местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны, для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже.

Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трёх минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда миномётным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс. км…

Появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет, в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США.

Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в дело вступили западные политики, и, по настоянию США и Великобритании, с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Однако, за прошедшие 20 лет проблема эффективного «ответного удара» России, в случае проявления агрессии не только не уменьшилась, но и только обострилась.

Новая стратегия «глобального неядерного удара», которой руководствуются нынешние американские власти, предполагает, что по территории вероятного противника будет нанесён не ядерный удар, а массовый удар высокоточными ракетами. Тысячи таких ракет, запущенных с американских подводных лодок, надводных кораблей и наземных установок, должны, как ковром, накрыть важнейшие индустриальные, энергетические центры противника, места базирования его ядерного потенциала и, в конечном счёте, оставить его без «зубов» и воли к сопротивлению….

И одной из гарантий того, что этот сценарий не будет воплощён на территории России, и становится возрождение в нашей стране разработки и производства боевых железнодорожных ракетных комплексов. Которые одним фактом своего существования могут «охладить пыл» потенциальных противников нашей страны.

Работы по их созданию уже начались. Незадолго до международного военно-технического форума «Армия-2015» заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам, что эскизный проект нового российского БЖРК под названием «Баргузин» уже готов. До 2020 года в состав российских Вооружённых Сил должно поступить до 5 БЖРК «Баргузин». Их разработка и строительство осуществляется за счёт средств, предусмотренных в госпрограмме вооружений до 2020 года.

Информацию о начале практических работ по воссозданию БЖРК подтвердили и в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. «Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются этими разработками, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК» – сообщил ТАСС на форуме «Армия-2015» советник замглавы концерна Владимир Михеев .

«Поезд должен быть защищён от разведки и поражения, также сами ракеты, которые будут им применяться, тоже являются объектами, против которых будут действовать ПРО противника», – подчеркнул он.

Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперёд. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета – разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс. км дальше «Скальпеля»).

Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов» . Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда – или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, миномётный старт ракеты, отвод её в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных.

И именно её не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперёд.

Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс. л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6800 л.с. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» – 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс. км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

П.С. Советские БЖРК «Молодец» в своё время так взволновали Пентагон, что США сделали всё возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские «Баргузины» станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.

Да и сюрприз на Кубе мы им наверняка уже приготовили.

Очень понравился комментарий:

Дмитрий Денисенко

один состав должен вокруг Латвии баражировать!!! чтобы ни одно снотворное на Грибаускайте не подействовало...

Как с психопатами не разговаривай, но в Пентагоне и НАТО понимают исключительно язык силы.

А вот гейропейцы о чём думают? Они же там по три страны на одном квадратном километре. Мазохисты. Как пить дать, мазохисты.

Наши же местные пацифисты и прочие голубые толерасты уже оживились: «Безумные ватники! Играете с огнём!!! Прекратите провоцировать НАТО».

Вот это называется провоцировать:

Это вопиют те, кто первыми выбежит с белым флагом навстречу оккупантам и начёт целовать их сапоги. Пусть воют, раз уж пристрелить их в современном толерантном мире никак нельзя.

Русский медведь зевает и молча делает своё дело... Он сушит патроны. И переживает, хватит ли, в случае чего, на всех...

БЖРК «Баргузин» готовится к выходу на рельсы

Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК) «Баргузин»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…



PROMISING MILITARY RAILWAY MISSILE COMPLEXES (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS) «BARGUZIN»

31.01.2019

Вероятно, обнаружено место проведения бросковых испытаний БЖРК «Баргузин». Любопытно, что оно расположено всё на той же бывшей площадке РН «Циклон» в Плесецке, где и стартовые позиции, ранее идентифицированные как позиции комплекса «Нудоль». Координаты площадки: N 62°54.448′ E 40°47.115′.
Создание площадки, ориентировочно, началось в начале 2016 года и завершилось осенью 2017, что не противоречит информации появившейся ранее в ряде СМИ. Напомню, что анонимные источники в ВПК подтвердили сведения о том, что на полигоне в Плесецке в ноябре 2016 года прошли бросковые испытания в рамках программы создания БЖРК «Баргузин». Согласно публикации ТАСС, БЖРК «Баргузин» исключен из госпрограммы вооружений до 2027 года. ОКР по созданию БЖРК в настоящий момент приостановлен или завершен, поэтому дальнейшие испытания на площадке не проводятся.
https://bmpd.livejournal.com

15.11.2019


В России создан унифицированный ракетный комплекс «Ярс» для разных типов базирования, в том числе железнодорожного. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил создатель баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава», генеральный конструктор «Московского института теплотехники», академик РАН Юрий Соломонов.
В то же время проект создания железнодорожного носителя баллистических ракет, комплекса «Баргузин», по-прежнему заморожен. По крайней мере, официальной информации о возобновлении разработки не было.
«Мы создали ракетный комплекс «Тополь-М», сейчас «Ярс» для разных типов базирования: и для подвижного грунтового, и для шахтного, и для железнодорожного – везде единая ракета», – сказал Соломонов в интервью журналу «Национальная оборона».
Предполагалось, что БЖРК нового поколения «Баргузин» разработают до 2018 года, однако в 2017-м «Российская газета» сообщила со ссылкой на источник в «оборонке», что работы по созданию нового БЖРК приостановлены.
Радио Sputnik


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) «БАРГУЗИН»


Работы по боевому подвижному железнодорожному комплексу нового поколения с межконтинентальной баллистической ракетой по ОКР «Баргузин» ведутся при головной роли АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) с 2011 года в рамках Государственной програмы вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), с первоначальным сроком завершения Государственных испытаний в 2019 году.
Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), которые в 2005 г. были сняты с дежурства и затем утилизированы, вновь могут быть введены в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), об этом рассказал командующий РВСН Сергей Каракаев в декабре 2011 года.
Московский институт теплотехники (разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс» - ред.) начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), сообщил в апреле 2013 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. «Работы по БЖРК развернуты, проводит их Московский институт теплотехники. В начальной стадии ОКРы (опытно-конструкторские работы) идут, пока это не очень дорогостоящие работы - по эскизному проектированию, техническим проектам», - сказал Борисов, добавив, что стоимость работ по созданию БЖРК пока не определена.
Россия планировала создать новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) до 2020 года, новые БЖРК будут выпускаться только российской промышленной кооперацией, и в отличие от советского образца масса твердотопливной баллистической ракеты будет в два раза меньше, чтобы она смогла поместиться в один железнодорожный вагон. Это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс», – отметил бывший командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.
В конце 2014 года был утвержден эскизный проект комплекса и в 2015 году была начата разработка конструкторской документации. В 2014 году 4-й ЦНИИ Минобороны отчитался по теме БЖРК, принятой в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования. Кооперация исполнителей определена и опытно-конструкторские работы уже ведутся.

В РВСН подтвердили, что создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) может вскоре возобновиться, сообщил замкомандующего Ракетными войсками стратегического назначения по работе с личным составом Андрей Филатов в декабре 2014 года. «В ближайшее время материализации этой идеи произойдут. Могу сказать, надо ожидать», – сказал Филатов, подчеркнув, что это может произойти «в ближайшее время».
Перспективный боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) для ракетных войск стратегического назначения (РВСН), разрабатываемый в настоящее время, будет носить имя «Баргузин», отметил главком РВСН Сергея Каракаева 17 декабря 2014 года. «Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями президента РФ. Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», - подчеркнул командующий РВСН.
Московский институт теплотехники, основной разработчик современных ракет для РВСН, завершил эскизное проектирование и готовит конструкторскую документацию нового комплекса.
Командующий подчеркнул, что «новейший комплекс воплотит в себе положительный опыт создания и эксплуатации своего предшественника - БЖРК с ракетой «Молодец»» (также известна как РТ-23УТТХ).
Комплекс «Баргузин» значительно превзойдёт своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит данному комплексу десятилетия – как минимум до 2040 года – находиться в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения.» – сказал командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Сергей Каракаев отметил, что создание БЖРК позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки РВСН, которая будет включать подвижные грунтовые, шахтные и железнодорожные ракетные комплексы.
Разработка и принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) не противоречит требованиям Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заявил заместитель министра обороны России Анатолий Антонов. «Наличие, создание БЖРК не противоречит обязательствам Российской Федерации по СНВ, а появление БЖРК, как я считаю, не потребует никакого пересмотра этого договора», - сказал замминистра. Мобильные стратегические ракетные комплексы не запрещены договором по СНВ, подчеркнул Антонов, добавив, что каждая из сторон договора имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических ядерных сил.
Один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет типа «Ярс» или «Ярс-М» и будет приравниваться к полку. В дивизионном комплекте «Баргузина» предполагалось иметь пять полков.

В 2015 году специалистами предполагалось, что сам БЖРК будет создан к 2018 году, а после этого примерно два года будут идти летно-конструкторские испытания. В тоже время, генеральный конструктор ракетных комплексов Юрий Соломонов заявил, что такого комплекса ведется, но завершится она очень не скоро.Он отметил, что боевой железнодорожный ракетный комплекс – это комплекс межконтинентального класса. Он не подпадает под ограничения российско-американских соглашений в области стратегических вооружений.
Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» готов, сообщил в мае 2015 года заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.
- Создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. «Баргузин» в составе до пяти ракетных полков поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН до 2020 года. В отличие от предшественника, БЖРК «Молодец», новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава, – рассказал Борисов.
Этап разработки конструкторской документации для боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» предполагалось завершить в середине 2016 года.
Вскоре было отмечено, что принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» переносится более чем на год, оно состоится не ранее 2020 года.
Начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров в феврале 2016 года подтвердил, что в настоящее время завершено эскизное проектирование БЖРК «Баргузин» и готовится рабочая конструкторская документация всей его системы. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) России в ближайшей перспективе планируют начать подготовку специалистов по эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», отметил он.

Сроки создания нового ракетного поезда «Баргузин» будут определены в государственной программе вооружений на 2018-2025 годы, сообщил начальник Главного штаба РВСН в 1994–1996 годах генерал-полковник Виктор Есин. «Сроки создания БЖРК будут определены в новой государственной программе вооружений (на 2018-2025 годы), которую планируется принять в 2018 году. Новый комплекс будет создан с учётом того уровня развития технологий, который был достигнут за 20 лет со времени создания первого комплекса. Как планируется, он будет существенно отличаться от своего предшественника», – сказал Есин в мае 2016 года. По его словам, в настоящее время началось создание экспериментальных образцов отдельных элементов БЖРК «Баргузин».
По заявлению генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова в мае 2016 года, бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» должны были начаться в 2016 году, возможно, в начале четвертого квартала. По результатам пуска в начале 2017 года будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил он.
Бросковыми испытаниями было необходимо на новом изделии подтвердить реализуемость «минометного» старта изделия и его последующего увода в сторону от ракетного поезда, в котором находятся люди и технологическое оборудование, после чего будет запускаться маршевый двигатель МБР.
В конце октября 2016 года в Плесецке было произведено первое и единственное бросковое испытание ракеты комплекса «Баргузин». Они были признаны полностью успешными, что открывало путь для начала летно-конструкторских испытаний. Тогда предполагалось, что летные испытания ракеты для российского боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» начнутся в 2019 году.
При коррекции ГПВ-2020 в 2015 году основные этапы реализации ОКР «Баргузин» были перенесены за пределы действия ГПВ-2020 и должны были определяться новой Государственной программой вооружений на 2016-2025 (затем на 2018-2027 годы).
Тяжелая МБР «Сармат» и железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» будут созданы, если их включат в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в июле 2017 года.
Ранее сроки создания этого оружия, которое должно прийти на замену образцам, созданным в кооперации с украинскими предприятиями, неоднократно сдвигались на более поздние.
Разработка перспективных боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) «Баргузин» прекращена в России, было заявлено 2 декабря 2017 года в издании «Российская газета» со ссылкой на представителя оборонно-промышленного комплекса страны. По информации собеседника издания, «тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу».
«Опытно-конструкторские работы по «Баргузину» проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем», - говорится в материале.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.