Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит. Истребитель авианосцев – ракетный комплекс «Гранит Крылатые ракеты п 700 гранит

МОМ была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».
Еще в середине 60-х годов, в период разработки комплексов «Аметист» и «Малахит», генеральный конструктор В.Н.Челомей пришел к заключению о необходимости и возможности сделать новый шаг на пути универсализации условий старта для ракет дальнего действия. Он выступил с предложением о разработке нового комплекса с крылатыми ракетами, способными стартовать из-под воды, а по дальности и скорости полета не уступающими комплексу «Базальт ». Предполагалось этим комплексом оснащать как подводные лодки (проект 949 «Гранит»), так и надводные корабли. Новый комплекс получил наименование «Гранит». В процессе создания комплекса «Гранит» впервые все основные смежники разветвленной кооперации проработали множество (до одного-двух десятков) вариантов конструктивных решений по крылатой ракете, бортовой системе управления, по подводной лодке. Затем эти варианты оценивались по боевой эффективности, стоимости и срокам создания, реализуемости, и на основе анализа были сформулированы требования к крылатой ракете и другим элементам системы вооружения.
С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на очень больших дальностях, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эта задача могла бы быть решена только с помощью космических аппаратов.
Теоретические основы построения такой космической системы, параметры их орбит, взаимное положение спутников на орбитах разработаны непосредственно с участием академика М.В.Келдыша. Система, создававшаяся в ЦКБМ, состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли непосредственно быть переданы на носитель КР или на наземные пункты.
Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые создали ракету большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. Создание этой системы осуществлено коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В.В.Павлова.
В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета - один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Ракеты сами распределят и классифицируют по важности цели, выберут тактику атаки и план ее проведения. Для исключения ошибки при выборе маневра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину ПКР заложены электронные данные по современным классам кораблей. К тому же в машине есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в ее составе.
Также в бортовой вычислительной машине есть данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способным постановкой помех уводить ракеты от цели, тактические приемы уклонения от огня средств противовоздушной обороны. Как говорят конструкторы, после пуска ракеты сами решают, какая из них будет атаковать какую цель и какие маневры для этого нужно осуществить в соответствии с заложенными в программу поведения математическими алгоритмами. Ракета имеет и средства противодействия атакующим ее противоракетам. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели.
В 1966-1967 гг. в ОКБ-670 М.М.Бондарюка готовился проект двигателя 4Д-04 оригинальной схемы для КР «Гранит», рассчитанной на скорость М=4. В дальнейшем для этой ракеты был выбран серийный маршевый ТРД КР-93 на М=2,2. Ракета имеет ТРД и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой. Впервые была решена сложная инженерная задача запуска двигателя за очень короткое время при выходе ракеты из-под воды.
Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Следует сказать, что ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПОМ, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Сложнейшая конструкция ракеты потребовала проведения большого объема наземных испытаний в гидробассейнах, аэродинамических трубах, на теплопрочностных стендах и т.д.
После проведения полного объема наземной отработки по КР и основным ее элементам (системы управления, маршевого двигателя и др.) в ноябре 1975 г. начали летно-конструкторские испытания. На государственные испытания комплекс был предъявлен в 1979 г. Испытания проводились на береговых стендах и головных кораблях: подводной лодке и крейсере «Киров». Испытания были успешно завершены в августе 1983 года, и Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» приняли на вооружение ВМФ.
Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука. Тротиловый эквивалент боевой части каждой ракеты равен 618 кг, радиус действия поражающих факторов - 1200 метров.
Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании «Гранита» впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить «Гранит» противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.
Ракетным комплексом «Гранит» вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов. На четырех тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 (типа «Петр Великий») размещено по 20 ракет в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ-233. ПУ расположены наклонно - под углом 47º. Перед пуском ракет контейнеры заполняются водой. Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (пр. 1143.5) - 12 ПКР.
Каждый подводный крейсер стоит в 10 раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа «Нимитц». Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять авианосной угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР «Гранит» созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом «Гранит» могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первые фотографии секретной ракеты появились только в 2001 г. после трагической гибели подводной лодки К-141 «Курск» 12 августа 2000 г. После подъема подводной лодки 23 ПКР, бывшие на борту АПЛ в последнем походе, выгружаются для дальнейшей утилизации.

ракета
Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс П-700 «Гранит»
3М45
Обозначение NATO SS-N-19 «Shipwreck»
Первый пуск 1975
Система управления инерциальная с активным радиолокационным конечным наведением
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 10
Размах крыла, м 2,6
Диаметр, м 0,85
Стартовый вес, кг 7000
Тип боеголовки фугасно-кумулятивная ядерная (500 кт)
Масса БЧ, кг 750
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-93
Тяга, кгс (кН)
Стартово-разгонная ступень твердотопливная
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) на высоте 2800 (2,5)
у земли (1,5)
Дальность пуска, км 550 (625)
Маршевая высота полета, м


Не искушенный в вопросах аэродинамики человек бывает немало удивлен обликом современных крылатых ракет. «Крылатая ракета» оказывается узким сигарообразным снарядом с парой торчащих в разные стороны крохотных «лепестков». Трудно поверить, что эти миниатюрные «крылья» способны удержать в воздухе многотонную ракету и помогают ей преодолеть расстояние во многие сотни и тысячи километров.


Секрет крылатых ракет (КР) объясняется просто: подъемная сила крыла находится в квадратичной зависимости от скорости летательного аппарата. Скорость увеличилась в два раза – подъемная сила возросла в 4 раза, т.е. теперь самолету требуется в четыре раза меньшее по площади крыло!
В отличие от пилотируемых самолетов, КР представляют собой однорежимный летательный аппарат, летящий всегда с одинаковой, очень высокой скоростью (от 250 м/с у «Томагавка» до 700 м/с у ПКР «Гранит»)! Создателям КР незачем заботиться о взлетном и посадочном режиме полета – на взлете КР, разгоняемая мощным ускорителем, ведет себя как баллистический снаряд, а «посадочная скорость» крылатой ракеты равна ее максимально допустимой скорости – и чем сильнее КР «вмажется» в цель, тем будет лучше.

Долгое время фраза «крылатая ракета» была синонимом морских противокорабельных ракет - вплоть до создания тактического «Томагавка» основным применением КР было истребление кораблей противника. Тренд в этом вопросе был задан советскими учеными, которые к середине 50-х годов запустили в серию ряд уникальных проектов, изменивших законы морского боя – чудовищные противокорабельные ракеты «Комета» и КСЩ. Вскоре появился еще один «супергерой» - П-15 «Термит», утопивший «Эйлат» и устроивший погром в пакистанском порту Карачи (индийские ракетные катера разнесли там буквально все, включая береговое нефтехранилище). Всего во второй половине ХХ века советский ВПК «порадовал» мир двадцатью моделями уникальных противокорабельных ракет – различных по размерам, принципам наведения и вариантам базирования. От сравнительно примитивных П-5 до фантастических комплексов П-700 «Гранит».

«Гранит» … легендарный робот-камикадзе, способный поражать цели на удалении 600 км, летать на больших и предельно малых высотах, самостоятельно выбирать цели и крушить своей полумегатонной боевой частью авианосные группировки «вероятного противника». Фантастический ударный комплекс, сплав самых современных технологий времен Холодной войны, объединивший в себе лучшие разработки ракетно-космической техники, электроники и кораблестроения.


"Рентгеновкий снимок" ПКР П-700


Просторы Интернета переполнены обсуждениями в формате «ракета «Гранит» vs авианосная ударная группировка», но мы не станем в очередной раз втягиваться в заведомо безрезультатный спор. Сегодня мы постараемся найти ответ на не менее любопытный вопрос: Существовали ли вообще зарубежные аналоги морскому ударному комплексу П-700 «Гранит»?

Казалось бы, ответ очевиден – за рубежом не было создано ни одной противокорабельной КР, равной по размерам и боевым возможностям с 7-тонным «Гранитом»! Единственная американская ПКР «Гарпун» имеет в 10 раз меньшую стартовую массу – всего около 700 кг, и как следствие – в 3 раза меньшую по массе боевую часть, в 2 раза меньшую скорость и в 5 раз меньшую дальность. Французский «Экзосет» обладал еще более скромными характеристиками. Возможно, кто-нибудь вспомнит израильскую ПКР «Габриель» или китайскую ракету С-802 – все они являются дозвуковыми КР с довольно слабыми по мощности боевыми частями и стартовой массой в пределах 600-700 кг. Даже хорошо известный «Томагавк», один из вариантов которого был предназначен для использования в качестве дальнобойной противокорабельной ракеты (BGM-109B TASM), не мог сравниться по характеристикам с «Гранитом» - «Топор» был слишком медленный и «тупой», к тому же имел меньшую дальность полета и значительно меньшую по массе БЧ.

Действительно, прямых аналогов «Граниту» за рубежом не существовало. Но стоит лишь взглянуть на ситуацию под иным углом, как появляется ряд интересных совпадений, которые, можно буквально идентифицировать, как аналоги противокорабельного комплекса П-700 «Гранит».

Первый случай – стратегическая сверхзвуковая крылатая ракета морского базирования SSM-N-9 «Регул II». Как и любая авиационная техника, созданная на рубеже 50..60-х годов, «Регул II» обладал запредельными скоростными и высотными характеристиками. Две скорости звука в стратосфере, дальность полета 1900 км – этого было вполне достаточно, чтобы прорвать противовоздушную оборону любой страны.


SSM-N-9 «Regulus II»


Ко всему прочему, «Регул II» страдал выраженным гигантизмом – массогабаритные характеристики американской ракеты превзошли даже показатели огромного «Гранита». Длина «Регул II» достигала 17,5 метров, а стартовая масса - порядка 10 тонн!
Всего стратегическим ракетным комплексом «Регул II» планировалось оснастить 4 ракетных крейсера и 25 подводных лодок ВМС США.

Конечно, сравнивать напрямую «Регул II» с «Гранитом» не совсем корректно – это был специфический носитель ядерного с довольно примитивной инерциальной системой наведения: гироскопы и секундомер … тик-тик-тик, время вышло – «Регул II» спикировал вниз и превратился в ослепительную вспышку света. Наконец, к моменту своего появления «Регул II» уже морально устарел и полностью проиграл по результатам испытаний баллистической ракете «Полярис».
И, тем не менее, «Регул II» имел ряд очевидных сходств с «Гранитом» - крупная и тяжелая сверхзвуковая ракета корабельного и подводного базирования, предназначенная для поражения загоризонтных целей на большой дальности.

Наш второй гость – стальной страж небес, невероятный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Талос». Казалось бы… Однако, попрошу читателя набраться терпения и позволить объяснить, чем именно «Талос» можно считать близким родственником «Граниту».

К созданию «Талоса» американцы шли 15 лет – с 1944 года (когда появилась реалистичная мечта о сверхдальнобойном ЗРК) до 1959 г. (установка на боевом корабле первого серийного ЗРК). Идея была проста – научиться сбивать самолеты на дальности 100 и более километров. Проблему с точностью наведения на большом расстоянии на первых модификациях ЗРК решили довольно просто – «Талос» стрелял зенитными ракетами с ядерной боевой частью. Взрыв мощностью 2 килотонны в тротиловом эквиваленте мог мгновенно испепелить любой самолет на дальность 500 м от точки детонации – предполагалась использовать эти «снаряды» для отражения атак советских ракетоносцев морской авиации (Ту-16 или перспективных Т-4), прорвавшихся к авианосным группировкам сквозь истребительные заслоны.

Одновременно со «специальными» существовали «обычные» осколочно-фугасные боевые части массой 136 кг, а также несколько специфических ракет, о которых пойдет речь ниже.
В результате на свет появилась огромная по размерам зенитная ракета, длиной 12 метров и массой 3,5 тонны (из них 2 тонны приходилось на стартовый ускоритель, сгорающий за 3-5 секунд).


Одно из главных отличий от "Гранита" - зенитная ракета RIM-8 оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем


Помимо циклопических размеров и сходной компоновки с осе-симметричным воздухозаборником, «Талос» роднит с «Гранитом» еще одно, не менее важное обстоятельство: все модификации ЗРК «Талос» имели возможность поражения надводных целей (т.е. могли выполнять задачи противокорабельных ракетных комплексов), а также могли применяться для ударов по наземным объектам (в том числе, специальная модификация ракеты для уничтожения РЛС противника). Настоящий демон трех стихий!

Конечно, 130…160 кг боевая часть не могла рассматриваться, как серьезное противокорабельное оружие, тем не менее, этого было достаточно для уничтожения любого вражеского корвета или ракетного катера. Намного солиднее выглядела «специальная» боевая часть W30, чей подрыв на близком расстоянии мог вывести из строя любой крупный корабль. Всерьез обсуждались планы использования ядерных «Талосов» для «бомбардировки» вражеских позиций в зоне высадки морских десантов. Ко всему прочему, зенитный ракетный комплекс имел меньшее время реакции, высокую скорострельность и значительный боекомплект, что еще в большей степени расширяло его ударные возможности.


Результат прямого попадания ракеты RIM-8. Эсминец-мишень почти разрублен надвое

К слову, советские моряки тоже обратили внимание на эту положительную особенность зенитных ракетных комплексов – могу уверенно предположить, что в случае вооруженного конфликта первыми во врага полетели бы не П-35 и П-500, а зенитные ракеты комплексов «Волна» и «Шторм». Аналогичная ситуация наблюдалась во 2008 году у берегов Абхазии – первый залп российского ракетного корабля «Мираж» по грузинским катерам был сделан из ЗРК «Оса-М».

Возвращаясь к «Талосу», в 1965 году на вооружение была принята новая модификация зенитной ракеты RIM-8G с дальностью стрельбы 100 миль (185 километров), что сделало «Талос» самым дальнобойным морским ЗРК двадцатого века.

Кроме того, инженеры компании Bendix проделали значительную работу, создав для своего дальнобойного ЗРК целую линейку ракет, наводящихся на источники излучения вражеских радаров. Специальная модификация ракеты, получившая обозначение RIM-8H Talos-ARM, могла использоваться для сверхдальней стрельбы по вражеским кораблям с включенными радарами – другими словами, ЗРК «Талос» превратился в первый американский противокорабельный ракетный комплекс дальнего радиуса действия.

Всего за время своего существования, ЗРК большой дальности RIM-8 «Талос» был установлен на 7 ракетных крейсерах ВМС США, из которых лишь атомный крейсер «Лонг Бич» мог полностью реализовать возможности уникального комплекса (в отличии от остальных ракетных крейсеров, перестроенных из артиллерийских кораблей Второй мировой, «Лонг Бич» специально создавался под новые ЗРК и оснащался мощным радаром SCANFAR с фазированной антенной решеткой).


"Борьба за конструкцию вместо стилей
Расчет суровый гаек и стали"

Атомный ракетный крейсер "Лонг Бич" имел несуразный "коробчатый" облик, что, впрочем, определялось уникальным комплексом оружия крейсера.

С технической стороны, ЗРК представлял собой поворотную двухбалочную пусковую установку, бронированный погреб для хранения ракет и их подготовки к стрельбе, а также пост управления стрельбой и дюжину радаров SPW-2 и SPG-49 для наведения ракет на маршевом участке и для подсветки целей.

Минутой славы для «Талоса» стала война во Вьетнаме – крейсера с «Талосом» на борту регулярно привлекались в качестве кораблей радиолокационного дозора и патрулей ПВО, курсирующих в прибрежных районах Южно-Китайского моря. Морской дальнобойный ЗРК превратился в леденящую кровь легенду у летчиков Северного Вьетнама. МиГи стремились по возможности держаться подальше от береговой линии, в противном случае, был велик риск попасть под внезапный удар – идущие неподалеку от берега крейсера «просвечивали» небо на добрую сотню километров вглубь территории Вьетнама.


Размеры двуступенчатой ЗУР RIM-8 сравнимы c размерами ПКР "Гранит". Скорость зенитной ракеты - 2,5М. Дальность - до 185 км, высота поражения - 24 км

Всего «Талосы» претендуют на четыре подтвержденные воздушные победы, все на рекордных дальностях воздушного боя – два МиГа сбил «Лонг Бич» (например, один из случаев имел место 23 мая 1968 года, дальность перехвата составила 112 км), еще по одному на счету крейсеров «Чикаго» и «Оклахома-Сити». Кроме того, на счету «Оклахома-Сити» имеется еще одна победа – в 1971 году, находясь у побережья Вьетнама, крейсер засек излучение подвижной береговой РЛС и уничтожил объект противорадарной ракетой RIM-8H.

«Талос» имел хорошие возможности для борьбы с высоколетящими целями, но к началу 1970-х годов, в связи со сменой общей парадигмы военной авиации и перехода на маловысотные режимы полета, уникальный морской ЗРК стал стремительно устаревать – в 1976 году флот официально выразил намерения снять «Талос» с вооружения, последний запуск ракеты RIM-8 состоялся в 1979 году, а еще через год последний крейсер с ЗРК этого типа был исключен из состава ВМС. Однако история


Специальная боевая часть зенитной ракеты RIM-8


Запуск ракеты с крейсера "Литтл Рок"

Противокорабельная ракета П-700
комплекса ракетного оружия «Гранит»

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов.

Классификация

История производства

СССР Страна производства
НПО машиностроения (ОКБ-52) Разработчик
В. Н. Челомей Главный конструктор
1969 - 1983 годы Годы разработки
ноябрь 1975 - июль 1983 года Начало испытаний
П-500П;
«Гранит» с ПВРД;
ОКР «Гранитит» / комплекс 3К45-2 «Гранит-2»,
ракета 3М45-2
Модификации

История эксплуатации

Геометрические и массовые характеристики

Силовая установка

Лётные данные

на высоте

у земли/воды

ПКРК «Гранит» - Универсальный противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» с крылатой ракетой дальнего радиуса действия П-700, подводно-надводного старта. Разрабатывался в СССР с 1969 по 1983 годы. Состоит на вооружении кораблей проектов «Орлан» и 1143.5 «Кречет» а так-же подводных лодок пр. 949/949А «Антей»

История создания

Предпосылки

Согласно военно-морской доктрине СССР, основной задачей надводного флота, наряду с обеспечением прикрытия зоны патрулирования РПКСН , было противодействие американским авианосным ударным группам (АУГ). Для решения этой задачи, семидесятых годах двадцатого века было решено создать принципиально новый тип ракетных крейсеров, с атомной силовой установкой, как подводного (пр.949) так и надводного (пр.1144) типа. Для вооружения этих кораблей, ЦК КПСС и Советом Министров СССР, было выпущено постановление от 10 июля 1969 года: разработать универсальный ракетный комплекс, способный применяться как с подводных лодок, так и с обычных крейсеров.

Проектные работы и испытания

Ракета 3М-45 Комплекса П-700 в разрезе.

Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит» разрабатывался в НПО машиностроения В. Н. Челомея. Главным конструктором был назначен В. И. Патрушев. Согласно техническому заданию, новая ракета должна была уметь автономно, без взаимодействия с носителем выбирать основную цель атаки в ордере кораблей. Первые испытания были начаты в 1975 году на наземном стенде, Ракеты испытывались на полигоне Ненокса (Архангельская обл.) Всего с наземных стендов было произведено по меньшей мере 19 запусков. В 1980 году начались совместные испытания комплекса с носителями, ракетным крейсером «Киров » и атомной подводной лодкой К-525 (головной корабль проекта 949). а первый подводный запуск был проведен 26 февраля 1976 года возле мыса Фиолент (п-ов. Крым). В общей сложности в процессе летных испытаний, было выполнено 45 пусков. Цикл государственных испытаний был завершен в 1983 году, и по его итогам, постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ.

Еще со времен создания первых ПКР большой дальности, стала очевидной необходимость постройки системы, которая обеспечивала бы для них целеуказание. Дело в том, что дальность действия РЛС самого корабля, ограничена горизонтом и составляет, в зависимости от высоты мачты, на которой расположена антенна, в среднем 40-50 км. Что касается загоризонтных длинноволновых радаров, то эффективность их работы сильно зависит от состояния атмосферы, а кроме того, они не всегда способны обеспечить достаточную точность целеуказания, для наведения ПКРК. Наиболее перспективным способом решения этой задачи стало-бы создание спутниковой системы целеуказания, которая и была разработана, при непосредственном участии академика Мстислава Келдыша. Система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» состояла из полутора десятков низкоорбитальных спутников, оснащенных мощными радарами, и была способна вести наблюдение за всей поверхностью мирового океана.

Тактико-технические характеристики

ПКРК «Гранит» на лодке пр.949

Старт ракеты осуществляется из транспортно-пускового контейнера, перед запуском, заполняемого забортной водой, что характерна, данная схема применяется при пуске не только с подводных, но и с надводных носителей. В случае запуска с подлодки, это сделано по трем причинам: для уравнивания давления внутри и снаружи контейнера, снижения термических нагрузок на пусковую установку, а так же для использования воды в качестве рабочего вещества для образования пара, который выталкивает ракету из ПУ. Что же касается надводных судов, то было решено оказаться от разработки двух типов оборудования комплекса, двух типа стартовых двигателей для ракет чисто по экономическим соображениям.

Ракета использует комбинированную систему наведения. Выход в район цели осуществляется по данным инерциальной навигационной системы (ИНС). Для непосредственного-же наведения на корабль противника, применяется активная радиолокационная головка самонаведения (АРЛГСН) Характеристики бортового радара ракеты позволяют ей обнаруживать цель типа «крейсер» с расстояния порядка 70 км.

Ракеты комплекса П-700, оснащены бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), используещей несколько информационных каналов, что в итоге позволило добиться высокой помехозащищенности. «Гранит» - умная ракета. Благодаря заложенным в её БЦВМ данным о классах современных кораблей, различных ордерах и т. д., ракета способна автономно выбирать наиболее приоритетную цель в группе противников. Кроме того, ракеты комплекса П-700 оснащены системой обмена информации в полете, это позволяет применять принцип «волчьей стаи». При залповом пуске, на одну из ракет возлагается функция лидера, в то время, пока основная часть «стаи» приближается к вражеской группе кораблей на малой высоте, укрываясь за радиогоризонтам, ракета-лидер двигаясь по высотной траектории, с помощью своей бортовой РЛС, ведет разведку. Обнаружив противника, «вожак» передает информацию «стае», после чего, ракеты автоматически распределяют между собой цели, в соответствии с заложенной программой. В случае если «вожак» сбит, место лидера занимает другая ракета. Все это позволяет оптимизировать поражение наиболее приоритетных кораблей противника.

П-700 имеет несколько различных вариантов траектории полета, предназначенных для разных оперативно-тактичесих ситуаций. При пуске на максимальную дальность, большая часть полета, выполняется на высоте порядка 14000 метров и скорости 2,5 МАХ. На участке атаки, ракета снижается до высоты 25 метров, что делает её менее уязвимой для зенитных систем противника. Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 и твердотопливным стартовым ускорителем.

Краткая таблица тактико-технических характеристик

Применение

Ракеты П-700 стоят на вооружении двадцати подводных крейсеров проекта 949А «Антей» (по 24 ПУ), а так же кораблей проекта 1144 «Орлан» (по 20 ПУ) и 1143 «Кречет» (по 12 ПУ) Запуск происходит из наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных крейсеров). На надводных кораблях установки располагаются под палубой, под углом 60 градусов. Перед стартом пусковые контейнеры заполняются водой. При стрельбе на большую дистанцию (от 100-120 км), ради уменьшения сопротивления воздуха, большую часть пути ракета проходит на высоте 14-17 тыс. метров и снижается до 25 метров непосредственно перед целью. По мимо спутниковой системы целеуказания МКРЦ «Легенда», для наведения ракет так же применяется авиационный комплекс «Успех», носителем которого могут быть самолеты Ту-95РЦ либо вертолеты Ка-25Ц. Теоретически П-700, может использовтаться для поражения не только морских, но и наземных целей, Однако, в виду того, что на борту ракеты нет необходимого для полетов над сушей оборудования, весь полет производится на большой высоте, что сильно увеличивает вероятность её перехвата вражеским ПВО.

Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев, начиная с 1978 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин. Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа П-500П (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при СМ СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было представить аванпроект ПКР "Гранит". Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления СМ СССР от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса, срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

Испытания ракет начаты на наземном стенде в ноябре 1975 г. первый подводный пуск в рамках автономных испытаний проведен около мыса Фиолент в Крыму 26 февраля 1976 г. Автономные испытания завершены в 1976 г. При испытаниях на полигоне в Неноксе выявлено много сбоев в работе БРЭО производства серийных заводов (Ленинградский завод им.А.М.Кулакова, "Северный пресс", казахстанский завод "Омега"). Летные испытания комплекса "Гранит" проводились с середины 1979 г. до конца 1980 г. Всего проведено 17 пусков на полигоне Ненокса (стенды ЦСК и БСГ-9), в т.ч. 9 пусков ракет со стенда БСГ-9. Совместные испытания комплекса и носителей проводились с 1980 г. по август 1981 г. Пуски с ракетного крейсера "Киров" пр.1144 проводились в ходе государственных испытаний крейсера с сентября по декабрь 1980 г. - 4 пуска, в том числе 1 пуск двухракетным залпом на близкую к максимальной дальность. Мишени - судно-мишень пр.1784 в окружении корабельных щитов. При одиночных пусках на минимальную и среднюю дальность ракеты успешно навелись на главную цель. При залповой стрельбе главная цель была поражена одной из ракет, вторая ракета поразила один из щитов. Первый пуск с головной ПЛАРК К-525 пр.949 произведен 8 декабря 1980 г. При пуске произошел сбой бортовой системы управления и ракета не спикировала на цель. При втором пуске 10 декабря 1980 г. ошибка повторилась. В ходе изучения проблемы была обнаружена ошибка в алгоритме работы СУ и после её исправления двухракетный и одиночный пуски в середине декабря 1980 г. прошли успешно. Совместные испытания завершены в августе 1981 г. - всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК и 8 пусков с ракетного крейсера "Киров" (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет). Всего в ходе испытаний с 1975 г. по август 1981 г. произведено 45 пусков ракет.

Комплекс принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 г. (19 июля 1983 г. по др.данным). Ракеты производились Оренбургским машиностроительным заводом (ПО "Стрела"). Пусковые установки:
- согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г. и 1968 г. на создание комплекса ракеты должны были запускаться из ПУ комплекса "Малахит".

ЦСК и БСГ-9 - наземные испытательные стенды;

СМ-225 / СМ-225А - наклонная (40 град) ПУ разработки КБ Специального Машиностроения (КБСМ) для ПЛАРК пр.949 и пр.949А. Старт "мокрый" - ПУ перед стартом заполняется водой для снижения термических нагрузок на ПУ и носитель и выравнивания давления. ПУ состояла из корпуса и пускового стакана с ракетой, между корпусом ПУ и пусковым стаканом размещались средства аммортизации, внутри пускового стакана находились направляющие. Резинокордовое соединение препятствовало воздействию воды на средства аммортизации. Во время пуска и при проведении погрузочно-разгрузочных работ стакан фиксировался. При катастрофе на ПЛАРК "Курск" ракеты не получили значительных повреждений в ПУ. Ракета 3М45:
Конструкция ракеты - нормальной аэродинамической схемы с треугольным крылом, треугольными килями и стабилизаторами, на стартово-разгонной ступени так же треугольные стабилизаторы, аэродинамические поверхности в предпусковом положении сложены. Торовидная СРС сбрасывается после отработки, колпак воздухозаборника и крышка сопла маршевого ТРД отстреливаются сразу после пуска (выхода ракеты над поверхностью воды при подводном старте). Система управления и наведение - система управления ракеты инерциальная с автопилотом с корректировкой по данным системы наведения, включающей в себя несколько БЦВМ (вероятно, 4 БЦВМ), активную РЛ ГСН и систему обмена информацией между ракетами (СОИР) залпа с несколькими каналами приема-передачи информации. Антенна РЛС ГСН расположена в центральном теле воздухозаборника двигателя. Система управления ракеты и оборудование наведения разработаны НИИ-49 (ЦНИИ "Гранит"), главный конструктор - В.Б.Голованов, с 1973 г. - Н.М.Мозжухин. Бортовая аппаратура разработана под руководством Л.М.Камаевского, комплекс аппаратуры для ПЛАРК - Б.Н.Степанов, для надводных кораблей - Е.П.Михеев.

Система из 4-х БЦВМ вероятно включала в себя две счетно-решающих БЦВМ параллельно выполнявших программу (обрабатывая информацию от первичных преобразователей), третья БЦВМ выполняла функции "арбитра" - сравнивала результаты вычислений, при несовпадении проводилось тестирование и отключалась сбойная БЦВМ. При добавлении четвертой БЦВМ, проводилось циклическое тестирование трех БВЦМ.

По западным данным РЛ ГСН работает в двух диапазонах - J - 10-12 ГГц и К - 27-40 ГГц.

В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. Анализировался размер целей и удаление целей от точки ожидаемых координат цели. Подобный алгоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей. Позже подобный алгоритм был использован на ПКР "Вулкан".

При групповом пуске ракет после обнаружения цели РЛС ракеты (радио-локационным визиром) происходит целераспределение с использованием СОИР, согласно введенного при пуске типа цели. После определения координат целей, назначенных при целераспределении и их параметров движения, ракета с выключенной РЛС снижается на малую высоту и совершает полет к точке предполагаемых координат цели. При подходе к точке предполагаемых координат цели РЛС (визир) включается и происходит захват цели. Каждая ПКР выходит к своей цели согласно ранее проведенному целераспределению.

На первом этапе разработки комплекса предполагалось использовать наведение ракеты через радио-локационный визир оператором корабля-носителя, аналогично ПКР П-6 и П-35.

Распределение целей между ракетами залпа осуществлялось с использованием системы обмена информации между ракетами (СОИР) по нескольким алгоритмам, созданным с использованием теории игр в ЦНИИ "Гранит". Через СОИР шел обмен данными РЛ ГСН ракет, координировался боевой порядок ракет в зависимости от схемы атаки. Система управления комплекса на стороне носителя позволяет осуществлять залповую стрельбу всем боекомплектом.

Типовые траектории полета:
- по надводным кораблям - высотная и маловысотная траектории;
- по береговым целям - высотная траектория;
- по подводным лодкам - маловысотная траектория (с применением ядерной БЧ)

Целеуказание комплексу осуществляется средствами обнаружения носителя либо с помощью авиационной или космической системы целеуказания. Авиационный комплекс целеуказания "Успех" использовался с применением самолетов-целеуказателей (Ту-95РЦ и др.) или вертолетов Ка-25Ц. Космический комплекс разведки и целеуказания МКРЦ "Легенда" создавался при непосредственном участии на этапе теоретической проработки академика М.В.Келдыша.

Ракета оснащена системой защиты, разработанной начиная с 1965 г. в лаборатории отдела №25 ЦНИИ "Гранит" под руководством Р.Т.Ткачева и Ю.А.Романова. Основным компонентом системы является станция постановки активных помех 3Б47 "Кварц" разработанная в Таганрогском НИИ связи. Ракета может совершать противозенитные маневры. ТТХ ракеты:
Длина корпуса - 8840 мм (или ракеты с СРС?)
Диаметр корпуса - 1140 мм
Размах крыла - 2600 мм
Диаметр описанной окружности (ракета в контейнере) - 1350 мм

Масса стартовая - 7360 кг
Масса СРС - 1760 кг
Масса БЧ:
- 584 кг
- 750 кг (обычная БЧ по др.данным)
- 618 кг (по неподтвержденным путанным данным, лента.ру)

Дальность действия:
- 700-800 км (на высотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 200 км (на маловысотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 500 км (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 700 км (по береговым целям)
- 625 км (ядерная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 500-550 км (ПКР, обычная БЧ, высотная траектория, данные неподтвержденные)
- 200 км (ядерная БЧ, маловысотная траектория)
- 145 км (ПКР, обычная БЧ, маловысотная траектория)

Скорость полета:
- 3500-4000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- 2500-3000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.)
- 1.5-1.6 М (на малой высоте)
- 2.5-2.6 М (на большой высоте)

Высота полета:
- 20000-24000 м (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.)
- до 14000 м Типы БЧ:
- ядерная мощностью до 500 кт - по др.неподтвержденным данным 618 кт, радиус поражения - 1200 м; согласно договоренностей между СССР и США (1991 г.) крылатые ракеты с ядерными БЧ на кораблях ВМФ России и США не базируются;

Фугасно-проникающая БЧ разработки НПО "Алтай" (г.Бийск), принята на вооружение в 1983 г. Боевая часть имеет бронированный корпус и взрыватель с замедлением.
Модификации:
- П-500П - проект ракеты подводного старта со скоростью полета более 3000 км/ч прорабатывавшийся ОКБ-52 для вооружения ПЛАРК пр.688, вероятно, в 1964-1966 г.г. Пусковая установка - ПУ ПКР "Малахит". СРС и маршевый двигатели - РДТТ.

- "Гранит " с ПВРД - на стадии аванпроекта прорабатывался вариант ракеты с ПВРД 4Д04 разработки НПО "Красный Октябрь" (ОКБ-670 генерального конструктора М.М.Бондарюка).
Скорость полета - до 4М

П-50 / П-700 "Гранит", ракета 3М45 - ПКР, базовый вариант.

- "Гранит-2" - модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденным данным разработка начата в конце 1990-х годов.

Ракета 3М45-2 "Гранит" - ПКР, базовый вариант с модернизированным оборудованием, разработка начата в 2001 г. Работы продолжаются по состоянию на 2010 г.

Носители:
- тяжелые авианесущие крейсера пр.1143.5, пр.1143.6 и пр.1143.7 ("Ульяновск") - 12 подпалубных ПУ СМ-233А, в строй введен 1 корабль - ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В конце 1990-х годов выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" - в результате ошибочных действий экипажа залит топливом при заправке корабля и не подлежит восстановлению (сведения не подтверждены).- атомные ракетные крейсера пр.1144 "Орлан" - 20 подпалубных ПУ СМ-233 (на стадии проекта крейсера - 16 ПУ), в строй введено 4 корабля:
"Киров" пр.1144 (ныне - "Адмирал Ушаков") - 1980 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Фрунзе" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Лазарев") - 1984 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Калинин" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Нахимов") - 1988 г. (объявлено о модернизации 26.07.2010 г.)
"Петр Великий" пр.1144.2 - 1998 г. (в строю, 2010 г.)- ПЛАРК пр.688 (проект) - ракеты П-500П (проект) в пусковых контейнерах идентичных или аналогичных ПУ ПКР "Малахит" ПЛАРК пр.670.

ПЛАРК пр.949 "Гранит" - 24 ПУ СМ-225, в строй введено 2 ПЛАРК (выведены из боевого состава ВМФ в 1996 г.):
К-525 - 1980 г.
К-206 - 1983 г.

ПЛАРК пр.949А - 24 ПУ СМ-225А, в строй введено 11 ПЛАРК, недостроено 2 ПЛАРК (К-139 и К-135) Статус - СССР и Россия
- 1998-2000 г.г. - на авианесущем крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.11435, находящемся в составе Северного флота, выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" - в результате ошибочных действий экипажа залит топливом при заправке корабля и не подлежит восстановлению (сведения не подтверждены).

2000 г. - "НПО Машиностроения" проведен комплекс мероприятий по продлению гарантийного срока ракет комплекса "Гранит" до 25 лет.

2000 г. 12 августа - потерпела катастрофу ПЛАРК "Курск" пр.949А, на борту находилось 22 полностью снаряженные ракеты комплекса "Гранит" и 1 учебная ракета, еще одной учебной ракетой был произведен пуск незадолго до аварии. Контейнеры с ракетами оказались неповрежденными.

2001 г. - "НПО Машиностроения" по Постановлению СМ России начало работы по модернизации бортового оборудования ракет комплекса "Гранит" - по переводу оборудования на новую элементную базу. Используются наработки по комплексам "Яхонт" и "БраМос". Одновременно предусматривается продление срока службы ракет до 30 лет, а срока службы корабельных элементов комплекса - пожизненно для носителя.

2001 г. 26 сентября - во время учений Тихоокеанского флота сбилась с курса и затонула крылатая ракета "Гранит".

2001 г. 27 октября - 04 ноября - операция по выгрузке ракет из корпуса поднятой после катастрофы ПЛАРК "Курск". Операция проходит в плавучем доке ПД-50 в СРЗ в Росляково. Всего выгружено 16 ракет из 23 (в т.ч. 1 учебная), остальные ПУ с ракетами заполнены полиуретаном и подлежат утилизации на СРЗ "Нерпа" вместе с останками ПЛАРК.

2003 г. - решением руководства "НПО Машиностроения" создана дирекция по КР "Гранит", модернизации КР "Гранит" и комплексам по этим КР. Главный конструктор - директор подразделения - А.А.Малинин.

2004 г. 28 января - по сообщениям СМИ ТАКР пр.11435 базируется на судоремонтном заводе "Севморпуть". По неподтвержденным данным ракетный комплекс "Гранит" не восстанавливался и не боеспособен.

2010 г. - есть на вооружении, 1 атомный ракетный крейсер ("Петр Великий", 20 ПУ); 1 тяжелый авианесущий крейсер ("Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", 12 ПУ официально), до 10 ПЛАРК пр.949А в боевом составе ВМФ.

Проекции ракеты 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса П-50 / П-700 "Гранит"

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса "Гранит" в музее "НПО Машиностроение", г.Реутов

Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса "Гранит" на ПЛАРК "Курск" после подъема, полиуретаном зафиксирована ракета

Погрузка ракеты "Гранит" на ПЛАРК пр.949А

Пусковые установки СМ-233 на ракетном крейсере "Киров" пр.1144

Пусковые установки СМ-233А ПКР "Гранит" на ТАКР пр.1143.5

Фугасно-проникающая БЧ ПКР "Гранит" разработки НПО "Алтай"

Разрез фугасно-проникающей БЧ ПКР 3М45 "Гранит"

Выгрузка ракет с ПЛАРК "Курск" пр.949А. Видна конструкция СРС и складывающиеся аэродинамические поверхности ракеты

Пуск ракеты "Гранит" с ракетного крейсера "Петр Великий" пр.1144.2

ПЛАРК К-150 "Томск" пр.949А, ТОФ

Погрузка боезапаса комплекса "Гранит" на ПЛАРК пр.949А, Камчатка, ТОФ

Возвращение с ракетных стрельб ПЛАРК пр.949А К-456 "Тверь" (бывший "Вилючинск") 16-й Краснознаменной эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота ВМФ России, 17.09.2011 г.

Пуск ракеты "Гранит" с ТАКР пр.1143.5

Пуск ракеты "Гранит" с крейсера пр.1144

Пуск ракеты "Гранит" с ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" пр.1143.5

Разрезная схема устройства ПКР 3М45 комплекса 3К45 "Гранит" - SS-N-19 SHIPWREK. Красным цветом обозначена фугасно-проникающая боевая часть.

Статус стоит на вооружении Разработчик НПО машиностроения (ОКБ-52) Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки - 1983 годы Начало испытаний ноябрь - август 1983 года Принятие на вооружение 12 марта 1983 года Основные эксплуатанты ВМФ СССР
ВМФ России ↓Все технические характеристики

ПКР П-700 комплекса ракетного оружия «Гранит» (Индекс УРАВ ВМФ : 3М45 , по кодификации НАТО : SS-N-19 «Shipwreck» , кораблекрушение ) - крылатая противокорабельная ракета (ПКР) дальнего действия, предназначенная для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные .

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка 3-х элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрел возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Состав

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех.

В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Ракета 3М-45 (П-700) имеет несколько гибких адаптивных траекторий в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции. Ракета имеет маршевый турбореактивный двигатель КР-93 и кольцевой твёрдотопливный ускоритель в хвостовой части, начинающий работу под водой (при пуске с надводных кораблей шахты заполняются забортной водой). Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 позволял ракете развивать скорость до 4М.

ТТХ

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550(625) км по комбинированной траектории, 200-250 км по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14000-17000 метров на маршевом участке, в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полета, м До 25 метров на участке атаки
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 750 кг или
ядерная, до 500 кт

Атака

Комплекс обеспечивает залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и позволяет действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета-один корабль» или совместно против ордера кораблей.

После выполнения залпа с борта носителя, ракеты взаимодействуют друг с другом, обнаруживая, классифицируя и распределяя между собой цели по степени важности и с учётом боевого порядка флота противника (авианесущая группа, конвой, десант). Атака на соединение организуется так, что поражение второстепенных целей происходит только после уничтожения приоритетных, и таким образом, что одна цель не атакуется двумя ракетами.

При стрельбе на большую дальность, ракеты поднимаются на высоту порядка 14000-17000 метров и выполняют большую часть полета на ней, чтобы снизить сопротивление воздуха и увеличить радиус обнаружения целей ГСН. Обнаружив цель, ракеты проводят идентификацию, распределяют между собой цели и затем снижаются до высоты в 25 метров, скрываясь за радиогоризонтом.

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника. Тем не менее, так как ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о ее реальной эффективности расходятся .

Носители

  • 5 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Еще две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка К-141 «Курск» - погибла, строительство К-139 «Белгород» - приостановлено (достраивается по спец. проекту).
  • Пётр Великий - 20 ПКР. Еще 3 тяжелых крейсера проекта 1144 небоеспособны.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 - 12 ПКР.

Размер ракеты ограничивает типы носителей, на которых она может быть размещена.

Разработчики

Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В. В. Павлова.

Маршевый турбореактивный двигатель КР-93 разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова. Система управления двигателем разработана кафедрами Технической кибернетики и Промышленной электроники совместно с НПО «Молния».

Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 разработан в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка.

Теоретические основы построения космической системы целеуказания, взаимное положение спутников на орбитах, параметры их орбит разработаны непосредственно с участием академика М. В. Келдыша .

История создания

  • с ноября - этап лётно-конструкторских испытаний
  • - август - государственные испытания
  • 12 марта - комплекс принят на вооружение.

Примечания



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.