Установка точка м. Ракетный комплекс Точка-У: характеристики, состав и боевое применение. Виды боевых частей

Середина 60-х годов ознаменовалась настоящим бумом в ракетостроении, причем зачастую ракеты внедряли даже в те области, которые традиционно были заняты обычной ствольной артиллерией. Особенно отличился на этом поприще Никита Сергеевич Хрущев. Впрочем, были в таком новаторстве и свои светлые стороны. К примеру, именно в этот период СССР заложил прочную научную базу под разработку огромного количества ракетных комплексов.

К таковым относится и «Точка-У»: установка эта значительно превосходила все свои зарубежные аналоги (а на первых порах таковых не было вовсе). Об истории создания данного оружия мы сегодня и расскажем.

Предпосылки создания

Приблизительно в середине 60-х годов Министерство Обороны инициировало начало работ по проекту совершенно новой баллистической системы ограниченного радиуса действия. Впервые в истории отечественного оружейного комплекса ставка была сделана не на мощность боевой части, а на точность ракеты. Все предыдущие абсолютно ясно свидетельствовали, что именно такой подход должен стать превалирующим в новом, изменившемся мире. В частности, можно было наносить болезненные удары по вражеской территории, не разнося все окрестности в клочья.

Разработкой поручили заниматься МКБ «Факел». Работа велась не на пустом месте: за основу взяли ракеты от комплекса М-11 «Шторм», который изначально устанавливался исключительно на кораблях. Первым результатом стал комплекс «Ястреб». Предполагалось, что в нем будет использоваться радиоэлектронная система наведения. Проще говоря, в этом случае пришлось бы «вести» ракету с земли, постоянно корректируя точность ее полета.

Уже в 1965 году «Ястреб» превратился в проект «Точка». Ракетная часть была оставлена прежней, но инженеры полностью переработали систему наведения. Так, они полностью отказались от радиоэлектронной схемы, предложив использовать сравнительно простой инерционный вариант. Он был неплохо апробирован и испытан на ряде предыдущих советских ракетных комплексов. Но это — еще не «Точка-У». Установка прошла довольно сложный путь развития, так как перед разработчиками постоянно возникали все новые технические препятствия.

Дальнейшая работа

Все проекты «Факела» так и не прошли дальше чертежей и эскизов. Приблизительно в 1966 году все наработки были переданы в Коломенское КБ, причем проект сразу стал курировать С. П. Непобедимый. Впрочем, коломенские инженеры полностью согласились с точкой зрения своих коллег из «Факела»: действительно, оптимальной будет инерционная система наведения. Справедливости ради стоит заметить, что в дальнейшем проект был полностью переработан. Фактически от него осталось только название - «Точка-У». Установка была в значительной степени усовершенствована, ее конструкцию удешевили.

В общем и целом, активная стадия работ стартовала только в 1968 году. На сей раз проект поддерживало около 120 самых различных научных и технических предприятий, которыми и была создана «Точка-У». Такой подход диктовался тем, что в кратчайшие сроки требовалось создать не только саму ракету, но и механическое шасси, а также установку для запуска и огромное количество электронной «начинки». Огромный вклад внесли волгоградские «Баррикады», с нуля создавшие пусковую установку, а также автомобильный завод Брянска, на мощностях которого были разработаны и созданы все элементы нового шасси.

Работа над пусковой установкой

Вообще, первоначально рассматривалось сразу два варианта пусковой установки, с которой бы стартовала баллистическая ракета «Точка-У». Первый из них создали инженеры из Коломны, но он использовался исключительно на полигонных испытаниях. В частности, именно эта пусковая установка была продемонстрирована при испытаниях 1971 года, прошедших в Капустином Яру. Практически сразу главную роль стала играть конструкция, которую разработал завод «Баррикады».

Основные характеристики ракетной части

В 1973 году на Воткинском заводе в Удмуртии началась сборка ракет. Тогда же стартовали первые этапы государственных испытаний, по результатам которых и была принята на вооружение «Точка-У». Установка в войсках более известна под индексом 9К79.

Основа всего комплекса — одноступенчатая ракета на твердом топливе 9М79. Общая длина боеприпаса составляла 6,4 метра, диаметр был равен 650 мм. Для корректировки курса использовались решетчатые рули с размахом в 1350-1400 мм. Стартует ракета с боевой массой порядка двух тонн, из которых не менее полутора тонн приходилось непосредственно на ракетную часть. Остальные 482 килограмма разделяли меж собой и электронная система управления.

Много сложностей вызвал правильный рецепт твердого который отвечал за разгон ракеты и подведение ее к цели. В конечном итоге остановились на составе, в которых входил каучук, алюминиевая пудра, а также немалая часть перхлората аммония. Запас топлива выгорал приблизительно за 18-28 секунд. Ракета получала инерционный импульс, которого хватало для полета продолжительностью в 235 секунд. Из-за этого ракетный комплекс «Точка-У» получился сравнительно дешевым, так как в конструкции использовалось минимальное количество топлива и взрывчатого вещества.

Характеристика системы наведения

В составе комплекса находится большое количество электронной и механической аппаратуры, ответственной за наведение на цель: командно-гироскопический прибор, аналоговый вычислитель курса, много датчиков скоростей и т. д. Основой системы был командно-гироскопический прибор марки 9Б64. Он отвечал за стабилизацию платформы во время полета. Вообще, ракетный комплекс «Точка-У» обеспечивал попадание снаряда в цель на расстоянии в 50 километров и с рассеиванием не более 30-40 метров уже на испытаниях, что по тем временам граничило с фантастикой.

Со всех приборов данные оперативно передавались на вычислитель 9Б65, который отвечал за автоматическую прокладку полетного курса. Делалось это довольно просто: прибор сравнивал полученную информацию с эталонными показателями, которые были в него заложены при запуске, и, в случае необходимости, корректировал полет. Как мы уже упоминали, делалось это при помощи решетчатых рулей, располагавшихся на конце снаряда. Если в момент коррекции запас топлива еще не выгорел, применялись также газодинамические рули, использовавшие энергию выделяемых горящим составом газов.

Этим ракетный комплекс «Точка-У» также значительно отличался от немногочисленных своих зарубежных аналогов, в которых система управления и коррекции курса была во много раз более сложной.

Прочие технические решения

Так как боевая и двигательные части комплекса были неразрывно связаны на протяжении всего полета, инженеры сконцентрировались на разработке системы коррекции, которая бы начинала работать непосредственно при подлете к цели. На этом этапе чувствительный гироскоп должен был удерживать снаряд под углом в 80° к линии горизонта. Вообще баллистическая ракета «Точка-У», несмотря на свою сравнительную простоту и дешевизну, показывает великолепные результаты по точности.

Ввод данных о месторасположении цели проводился еще до подъема ракеты в вертикальное положение на пусковой установке. Контрольная аппаратура и преобразователь «Аргон» автоматически рассчитывали и формировали полетное задание, после чего оно передавалось ракете.

Очень интересным был способ проверки системы гироскопической стабилизации, который использовала баллистическая ракета «Точка-У». В частности, в ее конструкции имелась особая многогранная призма, соединенная с оптической системой распознавания курса. В корпусе ракеты было небольшое окошко, свет из которого падал на этот многогранник и отражался точно на аппаратуре проверки.

Работы над созданием самоходного шасси

На первой стадии инженеры считали, что шасси будет сделано на базе какой-нибудь машины, разработанной на Харьковском заводе. Однако после сравнения характеристик всех предложенных образцов предпочтение было отдано экземпляру, созданному на На основе этого плавающего шасси была создана машина 9П129. Как ни странно, но по документам работа по проекту «комплекс "Точка-У"» курировалась волгоградским заводом «Баррикады». Серийно же пусковые установки и многие другие важные элементы шасси вообще производил Петропавловский завод.

Технические характеристики шасси

Машина оснащалась дизельным движком, развивавшим мощность до 300 Мощный двигатель позволял полностью готовой к запуску установке ехать по шоссе со скоростью до 60 км/ч. Бездорожье ограничивало темп движения до 10-15 км/ч. В случае возникновения необходимости комплекс "Точка-У" своим ходом мог преодолевать водные преграды, развивая при этом скорость до 10 км/ч. Так как общая масса шасси не превышала 18 тонн, его можно было перевозить при помощи практически всех военно-транспортных самолетов.

Отсек для ракеты был довольно-таки оригинально выполнен. Так, в передней его части был смонтирован массивный теплоизоляционный кожух, который надежно защищал боевую часть снаряда от воздействия излишне высоких или слишком низких температур. Чем еще примечательна «Точка-У»? Характеристики предпусковой подготовительной работы ярко выделяют ее на фоне всех прочих ракетных комплексов благодаря простоте и высокой скорости выполнения всех операций.

Подготовка к боевому применению, предпусковые работы

Норматив на подготовку к запуску с хода предполагал полную боеготовность в течение 20 минут максимум. При этом львиная доля времени уходила на то, чтобы обеспечить максимальную устойчивость самого шасси. Все остальные процедуры выполнялись обученным расчетом во много раз быстрее. Таким образом, только установка «Точка-У» (фото имеется в статье) представляет собой реальную сложность.

На передачу команд в систему управления уходила буквально пара секунд, подъем пусковой установки в вертикальное положение отнимал ровно 15 секунд, после чего сразу можно было производить запуск. Возвышение пусковых стапелей могло достигать 78°. Таким образом, комплекс "Точка-У" является грозным оружием, на развертывание которого при благоприятных условиях затрачивается менее двух минут.

В горизонтальной плоскости механика наведения позволяла отворачивать пусковую установку на 15° вправо и влево относительно центральной оси самоходного шасси. При стрельбе на максимальную дальность в 70 километров ракета пролетала это расстояние всего за пару минут. За это время пусковая установка «Точка-У» должна была быть переведена в походное положение и начать отход с «засвеченной» позиции. Перезарядка комплекса отнимала порядка 19-20 минут.

Транспортно-заряжающая машина

Что еще входит в состав комплекса «Точка-У»? Характеристики ее ракеты, если вы еще не забыли, предполагают вес снаряда в две тонны. Так что невозможно обойтись без транспортно-заряжающей машины, которая была создана на основе шасси БАЗ-5922. В ее кузове имеется место для двух ракет, боевые части которых закрыты теплоизолирующим кожухом. Установка снарядов на направляющие производится при помощи грузового крана, который входит в конструкцию 9Т128.

В принципе, ракеты могут сравнительно долгое время храниться в транспортно-заряжающей машине, но куда лучше использовать для этой цели специально разработанные металлические контейнеры. С чем это связано? Если установка «Точка-У» (фото которой неоднократно встречается в статье) хранилась в неподобающих условиях, ракета может полететь куда угодно, но только не в цель.

Чтобы установки перевозить на большие расстояния, применяют специальные машины 9Т222 или 9Т238, которые представляют собой практически стандартные тягачи. На одной такой машине можно перевозить два контейнера/ракеты или же четыре боевые части. Как бы ни была хороша «Точка-У», характеристики ее со временем начали все более заметно ухудшаться. Конечно же, были начаты работы по модернизации техники.

Модификации и модернизации

Результатом работ стало принятие на вооружение в 1983 году комплекса «Точка-Р». В принципе, от старой системы он отличается только лишь новым способом наведения ракеты на цель. Точнее говоря, конструкторы снова вернулись к идее радиолокационной системы наведения. Новый комплекс может автоматически захватывать цель на расстоянии в 15 километров, после чего в ход пускаются стандартные механизмы управления, унаследованные от старой «Точки». Впрочем, новая установка вполне может использовать весь ассортимент ракет, которые были выпущены в прошлые годы.

Начиная с 1984 года, стартовал новый виток работ, так как даже характеристика установки «Точка-У» нового поколения не слишком-то удовлетворила военных. Испытания состоялись уже в 1986 году. Через три года обновленный комплекс был принят на вооружение и началось его серийное производство. Как и в прошлом случае, основные изменения коснулись непосредственно ракетной части. В результате масса «Точки» выросла примерно на 250 килограммов.

Но не только этим характеризуется новая установка «Точка-У». Радиус поражения также был увеличен. Новая ракета получила твердотопливный движок массой в одну тонну. Дальность полета после этого выросла сразу до 120 километров, что позволило создать также ядерные варианты снарядов.

Новые варианты баллистических ракет

Перед модернизацией комплексы получили боевые части новых типов. В общем и целом, на сегодняшний день имеются следующие виды снарядов для «Точек»:

    9M79 . Эта модель ракеты — самая первая, она появилась вместе с самой установкой.

    9M79M . Первый вариант модернизации. В этом случае серьезно изменили саму технологию производства. Помимо этого, была обеспечена полная совместимость с новой системой автоматического наведения на цель. Модернизированная ракета имеет индекс 9М79Р.

    9M79-1 . Снаряд с таким названием характеризуется значительно увеличенной дальностью полета.

    9М79-ГВМ . Это тренировочный макет боевой ракеты, который используется при обучении По внешнему виду они практически идеально воспроизводят своих боевых «прародителей».

Виды боевых частей

Не меньшим разнообразием отличаются и непосредственно боевые части самих ракет. Здесь мы приведем самые распространенные.

  • 9H123 . Осколочно-фугасный тип снаряда. Разработка была закончена в конце 60-х годов. В его конструкции имеется почти 163 килограмма взрывчатого вещества и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Они могут накрыть площадь до трех гектаров. Здесь следует заметить, что при проектировании было произведено огромное количество расчетов, по результатам которых тротиловая масса располагается под углом к центральной оси ракеты, чем обеспечивает максимально равномерное распределение осколочной массы по площади.

Именно за этот снаряд нелюбима в среде пехоты «Точка-У». Поражение живой силы при его использовании приближается к 100 %. Спрятаться от тяжелых поражающих элементов можно только в очень хорошем укрытии.


Вот чем характеризуется ракетный комплекс «Точка-У». Фото, которые в должном количестве представлены в статье, позволят вам самим создать о нем свое представление.

Комплекс «Точка» предназначался для поражения точечных малоразмерных целей в глубине обороны противника: наземных средств разведывательно-ударных комплексов, пунктов управления различных родов войск, стоянок самолетов и вертолетов, резервных группировок войск, хранилищ боеприпасов, топлива и других материальных средств.

Ракетный комплекс «Точка-У» - видео боевых стрельб

Разработка дивизионного ракетного комплекса "Точка" была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет "Точка" были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.

В апреле 1971 года началась разработка модификации "Точка-Р", с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.

В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.
На западе комплекс получил обозначение SS-21 " Scarab".

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):

  • 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт
  • 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86
  • 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
  • 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф)
  • 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К)
  • 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).

Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть - 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет - 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия - 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части - 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 - комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 - тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 - тренажер оператора.
  • 2У41 - тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Ракета 9М79 (9М79-1) комплекса «Точка-У»

Ракета 9М79 (9М79-1) - одноступенчатая, управляемая состоит из ракетной и боевой части.

Ракетная часть (РЧ) предназначена для доставки боевой части (БЧ) к цели и включает:

1.Корпус ракетной части. Корпус РЧ предназначен для размещения всех элементов РЧ. Корпус РЧ является силовым элементом, воспринимающим нагрузки, действующие на ракету в полете и при наземной эксплуатации, он состоит из:

Корпуса приборного отсека (КПО). КПО предназначен для размещения отдельных приборов СУ и выполнен из алюминиевого сплава в виде цилиндрической обечайки с ребрами жесткости. В передней части имеет шпангоут с 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками и 3-мя направляющими шпильками. В передней части корпус закрывается крышкой герметично. В нижней части КПО находится отрывной разъем на 205 (214) контактов, через который осуществляется электрическая связь приборов СУ с наземной пультовой аппаратурой ПУ, а также имеется транспортировочный бугель (для крепления ракеты по походному на направляющей ПУ). С правой стороны на КПО имеется иллюминатор (см. фото), через который осуществляется оптическая связь ГСП с приборами управления пусковой установки 9П129 или АКИМ 9В819. Вверху слева имеется люк №2 (в люке №2 в УТР установлен ключ и пакетный переключатель для ввода неисправностей в учебных целях); рядом с люком №2 находится люк №3, в котором расположен штепсельный разъем ШР37, к которому стыкуется кабель №27 для замера температуры внутри специальной БЧ на ТЗМ.

Внутри КПО находится:

  • гиростабилизированная платформа (или командно-гироскопический прибор) ГСП 9Б64 (9Б64-1)
  • дискретно-аналоговое вычислительное устройство ДАВУ 9Б65 (9Б638)
  • блок бортовой автоматики 9Б66 (9Б66-1)
  • блок управления 9Б150 (9Б150-1)
  • датчик угловых скоростей и ускорений ДУСУ-1-30В..

Корпуса двигательной установки. Корпус ДУ предназначен для размещения и крепления топливного заряда и узла воспламенения (воспламенитель и два пиропатрона). Представляет собой конструкцию из высокопрочной стали, имеет 3 шпангоута – передний, средний, задний. К переднему шпангоуту крепится два транспортировочных бугеля, а в нижней части переднего шпангоута приварены 3 пусковых бугеля. На среднем шпангоуте имеется 4 узла крепления и фиксации воздушных крыльев. На заднем шпангоуте вверху крепится транспортировочный бугель, в нижней части – 2 пусковых бугеля и один фиксатор для крепления ракеты на ПУ и ТЗМ, а также для удержания ракеты при подъеме направляющей. С внутренней стороны корпус покрыт слоем теплозащитного покрытия.

Корпуса хвостового отсека (КХО). КХО предназначен для размещения приборов СУ и одновременно является обтекателем соплового блока РДТТ. Корпус выполнен в форме конуса из алюминиевого сплава с продольными ребрами жесткости. Для крепления и установки аэродинамических и газоструйных рулей на задней части корпуса имеется 4 узла крепления. На КХО в нижней части крепится датчик схода (закрывается красным съемным кожухом, снимается перед погрузкой). Датчик схода предназначен для включения рулевого привода (начала отсчета программы полета). На верхней части корпуса имеется два люка №11 и №13 для подключения шлангов с целью подвода масла к масляному баку питающей гидравлические установки, состоящей из насоса, бака и распределительного устройства, при проведении регламентных работ с помощью АКИМ. В нижней части КХО находятся два отверстия для выхода газов работающего турбогенераторного источника питания (ТГИП). На наружной конической поверхности и в заднем торце корпуса нанесен слой теплозащитного покрытия. Внутри КХО находится:

  • питающая гидравлическая установка 9Б67 (относится к рулевому приводу) (9Б639)
  • газотурбинный блок 9Б152 (относится к ТГИП) (9Б186)
  • блок сопротивлений 9Б151 (относится к ТГИП) (9Б189)
  • блок регуляторов 9Б242 (относится к ТГИП) (9Б242-1)
  • 4 рулевые машины: 9Б69 – верхние – 2шт, 9Б68 – нижние– 2шт (9Б89 – 4 шт.)

Аэродинамических поверхностей. Аэродинамические поверхности – 4 аэродинамических руля, 4 газоструйных руля и 4 крыла. Аэродинамические рули управляют ракетой в полете на всей траектории. На одном валу с ними находятся газоструйные рули из вольфрамового сплава, которые также выполняют функцию управления ракетой при работающей двигательной установке.

Кабельных стволов. Два кабельных ствола предназначены для размещения кабелей с целью соединения приборов СУ, находящихся в ПО и ХО.

Двигательную установку.

Систему управления.Система управления - автономная, инерциальная, с бортовым цифровым вычислительным комплексом. Ракета управляема на всей траектории, что обеспечивает высокую точность попадания. При подлёте к цели для более эффективного использования энергии взрыва БЧ ракета совершает манёвр (доворот по углу тангажа), что обеспечивает угол встречи заряда с целью близкий к 90°. С этой же целью ось заряда осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф развёрнута вниз относительно оси корпуса головной части на определенный угол. Для достижения максимальной площади поражения обеспечивается воздушный подрыв БЧ 9Н123Ф на высоте 20 метров.

Ракета комплектуется следующими типами боевых частей:

  • АА-60 - ядерная мощностью от 10 до 100кт,
  • АА-86 - ядерная особой важности,
  • АА-92 - ядерная
  • 9Н123Ф - осколочно-фугасная сосредоточенного действия,
  • 9Н123К - кассетная,
  • 9Н123Ф-Р - осколочно-фугасная с пассивной радиолокационной ГСН.

Боевая часть ракеты в полете не отделяется. Стыковка ракетной и боевой частей осуществляется 6-ю откидными болтами с самоконтрящимися гайками по кольцевому соединению, электрическая связь БЧ с ракетной частью осуществляется кабелем через разъем Ш45. Наличие сменных БЧ расширяет диапазон применения комплекса и расширяет его эффективность. Ракеты в обычном снаряжении допускают хранение в окончательно собранном виде в течении 10 лет. Сборочные работы с ракетами в войсках проводить не требуется. При проведении регламентных работ не требуется извлекать приборы из корпуса ракеты.

В расчетах полётного задания при наведении "Точки" на цель используются цифровые карты местности, полученные по результатам космической или аэрофотосъемки территории противника.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина

Основные боевые машины комплекса 9К79-1 "Точка-У"- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1

Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.

Пусковая установка 9П129М-1 комплекса "Точка-У"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.

Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.

Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса "Точка-У"

Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом - т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа - в одном случае передача гидравлическая, а в другом - механическая

Организационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады (по 2-3 РДН), в дивизионе - 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.

Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.

Тактико-технические характеристики комплекса «Точка-У»

Дальность стрельбы..............минимальная: 15 (15) км; максимальная: 70 (120) км
Скорость ракеты..................300-500 м/с
Стартовая масса..................2010 кг
Тяга двигателя..................9788 кгс
Время работы..................18-28 с
Подлётное время на максимальную дальность............136 с
Боевые части (БЧ).........массой до 482 кг, обычного, ядерного и химического снаряжения, согласно номенклатуре
Время подготовки к пуску........из готовности № 1: 2 мин.; с марша: 16 мин.
Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом)...............18145 кг
Максимальная скорость передвижения ПУ с ракетой.......по шоссе: 60 км/ч; по грунтовым дорогам: 40 км/ч; по бездорожью: 15 км/ч; на плаву: 8 км/ч
Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой)............650 км
Технический ресурс боевых машин..................15000 км
Экипаж..................4 чел.

Хотя НАТО сегодня озабоченно говорит о возможностях российской ракеты «Искандер», гораздо более примитивная ракета «Точка», или SS-21 Scarab в натовской классификации, за последний год унесла сотни жизней, находясь на вооружении йеменских повстанцев, а также правительственных войск Сирии и Украины.

Тактические баллистические ракеты являются для командиров средством нанесения высокоточных ударов по объектам противника, командным пунктам, скоплениям войск, складам и аэродромам, находящимся за линией фронта. При этом им не нужен контроль в воздушном пространстве над целями. Их также можно использовать как средство доставки ядерного заряда или химического отравляющего вещества.

Соединенные Штаты и их союзники не применяют такие комплексы с большим размахом, потому что такого рода удары они наносят посредством авиации. Но как показывает опыт боевых действий в Йемене и на Украине, это мобильное оружие может наносить серьезный ущерб, даже если его применяет слабо вооруженная повстанческая армия.

Усовершенствованная ракета холодной войны.

«Точка» пришла на смену ракете 9К52 «Луна-М», которую в НАТО называют FROG-7. «Луна» была иконой холодной войны, и ее первые версии фигурировали в Карибском кризисе. Но ее недостатком была неточность попадания. Круговое вероятное отклонение, или радиус вокруг цели, в пределах которого падает половина ракет, в среднем составлял от 500 до 700 метров. Иными словами, если ты попадал ракетой в большое здание, то мог считать себя счастливчиком. Ее дальность составляла всего 70 километров, а поэтому пусковые установки надо было развертывать рядом с линией фронта, чтобы наносить удары по целям в тылу противника.

Ракета 9К79 «Точка», поступившая на вооружение в 1975 году, по своей конструкции меньше и эффективнее. Если комплекс «Луна-М» осуществлял запуски неуправляемых ракет, то у «Точки» имеется бортовая инерциальная система управления, корректирующая траекторию полета ракеты при помощи внутренних гироскопов и датчиков движения. Ракета комплекса «Точка» в 50% случаев падает в радиусе 150 метров от цели. По современным меркам это не очень «точно», но такой показатель гораздо лучше, чем у «Луны-М». А вот дальность у «Точки» осталась прежняя — 70 километров.

В 1989 году на вооружение поступил тактический ракетный комплекс «Точка-У». За счет улучшения компонентов ракетного топлива ее дальность удалось увеличить до 120 километров; а сочетание системы глобального позиционирования и РЛС наведения на конечном участке траектории помогло до 90 метров уменьшить круговое вероятное отклонение. Более поздние версии «Точки» можно запускать в режиме крылатой ракеты (предположительно на малой высоте), что делает их малозаметными и более точными за счет сокращения дальности и скорости.

Контекст

Спасет ли SkyCeptor Польшу от России?

The National Interest 08.09.2016

Ракетами НАТО по турецким танкам

Milli Gazete 02.09.2016

«Сармат» - новая сверхмощная российская ракета

El Confidencial 31.08.2016
Есть мнение, что в России была разработана и испытана еще более эффективная ракета «Точка-М» с дальностью 170 километров и круговым вероятным отклонением 70 метров. Но от этого комплекса отказались, отдав предпочтение более мощной системе «Искандер».

«Точка» перевозится длинной трехосной самоходной пусковой установкой 9П129. Комплекс высокомобилен: 9П129 может развивать скорость до 60 километров в час, перемещаться по пересеченной местности и преодолевать водные преграды. Он также может действовать на местности с радиоактивным, химическим и биологическим заражением. Чтобы привести «Точку» в боевое положение для пуска, требуется 15 минут, на установку новой ракеты уходит 20 минут. Входящий в состав комплекса грузовик ЗИЛ-131 перевозит на прицепе дополнительные ракеты и имеет заряжающую систему.

Что касается боевого заряда, то вес взрывчатого вещества осколочно-фугасной головной части составляет 120 килограммов. На ракете также может устанавливаться кассетная головная часть, содержащая 50 осколочных боевых элементов с радиусом поражения 200 метров. Кассетная головная часть может включать в свой состав даже противотанковые и противоаэродромные боезаряды. Кроме того, ракета может доставлять к цели тактический ядерный заряд АА-60 мощностью от 10 до 60 килотонн и химические боеголовки.

Есть и более экзотические варианты. Боеголовка с электромагнитным импульсом взрывается в воздухе и выводит из строя электронику. Есть даже управляемые противорадиолокационные ракеты, которые наводятся по излучению РЛС.

Российские «Точки» действуют в составе бригад из 18 пусковых установок. Каждая пусковая установка имеет 2-3 ракеты. Согласно имеющейся информации, в российской армии на вооружении находится от 200 до 300 комплексов «Точка» и примерно столько же ядерных боеголовок для них. На смену этому арсеналу со временем придет более точный комплекс «Искандер-М», обладающий большей дальностью.

Проклятие саудовской коалиции

В отличие от большинства баллистических ракет, которые никогда не используются, «Точка» стала причиной многочисленных смертей и разрушений по всему миру.

Впервые «Точка» была применена в боевых условиях в ходе гражданской войны 1994 года между силами северного и южного Йемена. Северяне осуществляли пуски этих ракет по пользовавшимся саудовской поддержкой южанам, которые в конечном итоге проиграли. Объединенные вооруженные силы Йемена сохранили эти ракеты, но в 2014 году их расчеты перешли на сторону повстанцев-хуситов.

«Точки» йеменской республиканской гвардии нанесли впечатляющий ущерб в течение нескольких месяцев. Ракетные пуски осуществлялись по базам коалиции под руководством Саудовской Аравии, которая воюет с хуситами. Вот самые драматические инциденты:

4 сентября 2015 года ракета «Точка» попала в саудовскую базу в населенном пункте Мариб, уничтожив 73 военнослужащих коалиции (в основном из Объединенных Арабских Эмиратов), десятки йеменцев и десятки единиц боевой техники, включая танк «Леклерк». 14 декабря того же года в результате ракетного удара по базе в Баб-эль-Мандебском проливе погибло более 100 военнослужащих коалиции, в том числе, командующий саудовскими силами специального назначения. Спустя месяц «Точка» нанесла удар по авиабазе «Аль-Анад», уничтожив систему управления беспилотной авиацией и более 100 военнослужащих, в том числе, часть недавно прибывших суданских наемников.

Эти разрушительные удары наносятся вопреки активным мерам противодействия со стороны Саудовской Аравии. При помощи ракетных комплексов «Пэтриот», принадлежащих Саудовской Аравии и ОАЭ, удалось сбить более двух десятков баллистических ракет, в основном «Точки». С определенным успехом наносятся и авиационные удары по пусковым позициям «Точек», как только они обнаруживают себя, произведя пуск. Но этот ракетный дождь пока так и не удалось остановить. В прошлом месяце средства массовой информации сообщили о перехвате трех ракет «Пэтриотами» и об уничтожении одной пусковой установки. Еще три ракеты поразили цели в Йемене и Саудовской Аравии, убив восемь человек и ранив девять.


© РИА Новости, Игорь Зарембо

Потери коалиции в Йемене, честно говоря, поражают. Несмотря на господство в воздухе, современные средства ПВО и огневую мощь, существенно превосходящую все то, чем обладает противник, коалиция несет от этих ракет большие потери, исчисляемые сотнями человек. Это говорит о том, что «Точка» опасное оружие, а также о том, что коалиция так и не смогла принять адекватные меры противодействия этому оружию для снижения потерь.

Что касается других стран Ближнего Востока, то сирийские правительственные войска производят пуски ракет «Точка» по позициям повстанцев в Алеппо, Мареа и в восточной части Дамаска. Первые сообщения нашли свое подтверждение в 2013 году, и этот комплекс активно используется до сих пор. В одном сообщении российских СМИ говорится, что ракета «Точка» нанесла удар по конференции с участием двух противоборствующих повстанческих группировок.

Грозный и прочие инциденты

В ходе российской кампании по захвату столицы чеченских сепаратистов Грозного по городу было выпущено более 60 баллистических ракет, в основном «Точки». В ходе одного печально известного инцидента две ракеты (предположительно «Точка») упали на грозненский открытый рынок, и дождь из поражающих элементов посыпался на чеченцев, покупавших на рынке продукты. В результате погибло примерно 140 человек, в основном гражданские лица. На рынке также продавали оружие, но эта его часть оказалась далеко от центра взрыва.

Хотя после ракетного удара на рынке были найдены фрагменты поражающих элементов кассетной головной части, а американские РЛС засекли эти ракетные пуски, российское правительство (это было при президенте Борисе Ельцине) заявило, что взрыв стал результатом конфликта между распоясавшимися криминальными бандами. Позднее российские руководители неофициально признали, что ракетный удар был санкционирован сверху с целью уничтожения рынка оружия.

Затем Россия запустила 23 ракеты «Точка» в ходе войны с Грузией в 2008 году, причем три из них из города Очамчира. Они поразили Поти, Гори, Рачу и Вазиани кассетными боезарядами, но большого ущерба не нанесли. Правда, были сообщения о том, что ракеты поразили находившиеся на земле грузинские самолеты.

У Украины есть 90 ракетных комплексов «Точка», и они принимали участие в боевых действиях против пророссийских сепаратистов в 2014 и 2015 годах. Предположительно, многие украинские ракеты отказали в полете, хотя некоторые из них нанесли серьезный урон. Повстанцы утверждают, что в этом году сбили одну такую ракету, хотя большинство аналитиков считает, что это маловероятно.

Считается, что украинская «Точка» в феврале 2015 года вызвала мощный взрыв, поразив химическое предприятие в Донецке. В результате взрыва в домах вылетели стекла на расстоянии в несколько километров. Сначала некоторые специалисты ошибочно посчитали, что это был взрыв тактического ядерного боеприпаса миномета «Тюльпан».

Ракеты «Точка» есть и в других странах. Считается, что в Северной Корее на вооружении находится версия «Точки» местного производства под названием KN-2 Toksa. В небольших количествах эти ракеты есть в Армении и Азербайджане, и они предположительно готовы к применению в ходе длящегося десятилетиями конфликта в Нагорном Карабахе. В Белоруссии 36 комплексов «Точка», в Болгарии 18. Неизвестное количество таких ракет имеется на вооружении в Казахстане.

Боевые успехи «Точки» показывают, что даже тактическая баллистическая ракета времен холодной войны с небольшой дальностью способна наносить значительный урон, в том числе, в ходе конфликта с противником, обладающим превосходством в воздухе и современными средствами ПВО.

Себастьен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал инструктором в составе Корпуса мира в Китае. В настоящее время публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.

В середине шестидесятых годов министерство обороны Советского Союза инициировало работы по созданию нового тактического ракетного комплекса с высокоточной баллистической ракетой. Подразумевалось, что боевой потенциал нового комплекса будет увеличен не за счет более мощной боевой части, а при помощи большей точности наведения. Испытания и эксплуатация предыдущих тактических ракетных комплексов подтвердили правильность такого подхода: более точная ракета могла бы уничтожать цели с большой эффективностью, даже не имея особо мощной боевой части.

Пуск ракеты 9М79 "Точка" комплекса 9К79-1 "Точка-У", полигон Капустин Яр, 22.09.2011 г. (автор фото - Вадим Савицкий, http://twower.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Разработка сразу двух новых ракетных комплексов началась в МКБ «Факел». За основу для ракеты «земля-земля» была взята зенитная ракета В-611 комплекса М-11 «Шторм» корабельного базирования. Первым появился проект «Ястреб». В нем предполагалось использовать радиоэлектронную систему наведения ракеты. В таком случае баллистический боеприпас совершал бы полет на активном участке траектории в соответствии с командами, посылаемыми с земли. Немного позже, в 1965 году, на базе «Ястреба» создали проект «Точка». От предыдущего ракетного комплекса «Точку» отличала система наведения. Вместо сравнительно сложной в производстве и эксплуатации радиокомандной предложили использовать инерциальную, как на нескольких предыдущих отечественных тактических ракетных комплексах.

Оба проекта МКБ «Факел» так и остались на стадии разработки и испытаний отдельных агрегатов. Ориентировочно в 1966 году вся документация по проектам была передана в коломенское Конструкторское бюро машиностроения, где работы продолжились под руководством С.П. Непобедимого. Уже на ранних стадиях проработки стало ясно, что наиболее удобным и перспективным вариантом тактического ракетного комплекса будет «Точка» с ракетой, оснащенной инерциальной системой наведения. Именно этот проект и получил дальнейшее развитие, хотя в дальнейшем был почти полностью переработан.

Активные работы по проекту начались в 1968 году, в соответствии с постановлением Совмина СССР от 4 марта. В новом проекте было задействовано около 120 предприятий и организаций, поскольку требовалось создать не только ракету, но и колесное шасси, пусковую установку, комплекс электронного оборудования и т.д. Основными разработчиками и производителями агрегатов комплекса «Точка» были ЦНИИ автоматики и гидравлики, создавший систему управления ракеты, волгоградский завод «Баррикады», сделавший пусковую установку, а также Брянский автомобильный завод, на колесном шасси которого в итоге были смонтированы все элементы комплекса.

Стоит отметить, существовало два варианта пусковой установки. Первый был спроектирован самим КБ машиностроения вместе с ракетой и применялся только на полигонных испытаниях. Именно с таким агрегатом производились первые два испытательных пуска в 1971 году на полигоне Капустин Яр. Чуть позже начались испытания комплекса с применением боевых машин, оснащенных пусковой системой разработки конструкторов завода «Баррикады». Уже в 1973 году на Воткинском машиностроительном заводе началась сборка ракет. В том же году состоялись первые этапы государственных испытаний, по результатам которых в 1975 году ракетный комплекс «Точка» был принят на вооружение. Индекс ГРАУ комплекса – 9К79.

Основой комплекса «Точка» стала твердотопливная одноступенчатая ракета 9М79. Боеприпас длиной 6400 миллиметров и диаметром 650 имел решечатые рули размахом около 1350-1400 мм. Стартовая масса ракеты – две тонны, около полутора из которых приходилось на ракетный блок. Остальной вес боеприпаса был обусловлен 482-килограмовой боевой частью и системой управления. Разгон ракеты 9М79 на активном участке траектории осуществлялся однорежимным твердотопливным двигателем с топливом на основе каучука, алюминиевого порошка и перхлората аммония. Около 790 килограмм топлива выгорали за 18-28 секунд. Удельный импульс – около 235 секунд.

Инерциальная система наведения ракеты 9М79 имела в своем составе набор различной аппаратуры, как то командно-гироскопический прибор, дискретно-аналоговый вычислитель, датчик угловых скоростей и ускорения и т.п. Основа системы наведения – командно-гироскопический прибор 9Б64. На гиростабилизированной платформе этого прибора имелись средства ее выставления, а также два акселерометра. Данные со всех датчиков системы наведения передавались на вычислитель 9Б65, который автоматически просчитывал траекторию полета ракеты, сравнивал ее с заданной и при необходимости выдавал соответствующие команды. Корректирование траектории производилось при помощи четырех решечатых рулей в хвостовой части ракеты. При работающем двигателе также использовались газодинамические рули, находившиеся в потоке реактивных газов.

Поскольку боевая часть ракеты 9М79 не отделялась в полете, конструкторы предусмотрели управление на конечном участке траектории, что значительно увеличило точность попадания в цель. На этом этапе полета автоматика удерживала ракету в пикировании с углом в 80° к горизонту.

Ракетные комплексы 9К79-1 "Точка-У" с ракетами 9М79М "Точка" на учениях ракетно-артиллерийских подразделений 5-й общевойсковой армии Восточного военного округа, Сергеевский общевойсковой полигон, март 2013 г. Пуск ракет 9М79М "Точка" был условным. (http://pressa-tof.livejournal.com, http://militaryrussia.ru)

Данные о цели вводились в систему наведения ракеты непосредственно перед пуском, до подъема ракеты в вертикальное положение. Контрольно-пусковая аппаратура 9В390 с электронной вычислительной машиной 1В57 «Аргон» рассчитывала полетное задание, после чего данные передавались на вычислитель ракеты. Интересен способ поверки гиростабилизированной платформы системы наведения. В ее нижней части имелась многогранная призма, которую использовала специальная оптическая система, размещенная на боевой машине. Через специальный иллюминатор в борту ракеты аппаратура определяла положение платформы и выдавала команды на его исправление.

На ранних стадиях проекта «Точка» предлагалось сделать самоходную пусковую установку на базе одной из машин Харьковского тракторного завода. Однако по результатам сравнения было выбрано плавающее шасси БАЗ-5921, созданное на Брянском автозаводе. На его основе создали боевую машину 9П129. Примечательно, что за установку всего целевого оборудования на колесное шасси отвечал не Брянский автозавод, а волгоградское предприятие «Баррикады». В серийном производстве пусковых установок и транспортно-заряжающих машин заняли Петропавловский завод тяжелого машиностроения.

Шестиколеская полноприводная самоходная пусковая установка 9П129 оснащалась 300-сильным дизельным двигателем. Такая силовая установка позволяла боевой машине с ракетой разгоняться до 60 километров в час по шоссе. На бездорожье скорость снижалась до 10-15 км/ч. При необходимости машина 9П129 могла пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч, для чего использовались два водомета. При боевой массе с ракетой около 18 тонн самоходная пусковая установка была пригодна для перевозки военно-транспортными самолетами. Интересно оснащение отсека для ракеты. В передней его части самоходная пусковая установка имела специальный теплозащитный кожух, который предохранял боевую часть ракеты от перегрева или переохлаждения.

На подготовку к пуску с марша по нормативам отводилось не более 20 минут. Большая часть этого времени уходила на обеспечение устойчивости пусковой установки при пуске. Прочие процедуры были куда быстрее. Так, на передачу команд в систему управления ракеты требовалось менее секунды, а последующий подъем ракеты в вертикальное положение занимал всего 15 секунд, после чего ракета сразу могла стартовать. Вне зависимости от дальности до цели возвышение направляющей пусковой установки составляло 78°. При этом механизмы машины 9П129 позволяли доворачивать направляющую и ракету в горизонтальной плоскости на 15° вправо или влево от оси машины. Полет ракеты 9М79 на максимальную дальность в 70 километров занимал чуть более двух минут. За это время расчет из трех или четырех человек должен был перевести боевую машину в походное положение и уйти с позиции. На процедуру перезарядки отводилось 19-20 минут.

Примерные проекции ракет В-611 (ЗРК "Волна"), В-614 "Точка", 9М79 "Точка", 9М79-1 "Точка-У" и разрез ракеты 9М79 (последние три с фугасными БЧ). 17.01.2010 г. рисунок основан на проекциях неизвестного автора с существенными правками размеров, пропорций и модификациями, http://military.tomsk.ru

Помимо ракеты и самоходной пусковой установки в состав комплекса «Точка» включили транспортно-заряжающую машину 9Т128 на базе брянского шасси БАЗ-5922. В грузовом отсеке этой машины имеется два ложемента для ракет с теплозащитными кожухами боевых частей. Погрузка ракет в транспортно-заряжающую машину и установка на пусковой направляющей осуществляются при помощи крана, которым оборудована 9Т128. При необходимости ракеты могут храниться в грузовом отсеке транспортно-заряжающей машины, но для длительного хранения рекомендуется использовать специальные металлические транспортные контейнеры. Для перевозки ракет или боевых частей в контейнерах используются транспортные машины 9Т222 или 9Т238, представляющие собой седельный тягач с полуприцепом. На одном полуприцепе можно разместить две ракеты или четыре боевые части.

В 1983 году на вооружение приняли комплекс «Точка-Р». От базового комплекса он отличался лишь ракетой с новой системой наведения. С ракетным блоком 9М79 совместили систему наведения 9Н915 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она способна захватывать излучающую цель на дальности около 15 километров, после чего ракета наводится на нее при помощи стандартных систем управления. Комплекс «Точка-Р» сохранил возможность применения ракет со стандартной инерциальной системой наведения.

В 1984 году стартовали работы по модернизации комплекса «Точка» с целью повышения его характеристик. Испытания обновленного комплекса 9К79-1 «Точка-У» начались летом 1986 года. В 1989 году он был принят на вооружение и поставлен в серийное производство. В ходе модернизации боевая машина комплекса претерпела некоторые изменения, прежде всего связанные с обновлением ракеты. В итоге полная масса самоходной пусковой установки 9П129-1, а затем и 9П129-1М увеличилась на 200-250 килограмм. Ракета 9М79-1 при модернизации получила новый двигатель с зарядом топлива в 1000 килограмм. Применение более эффективной топливной смеси позволило увеличить дальность полета до 120 километров.

Незадолго до модернизации комплекс «Точка» получил ракеты и боевые части новых типов. Таким образом, в настоящее время «Точка-У» может эксплуатировать следующие управляемые баллистические боеприпасы:
- 9М79. Базовая модель ракеты, появившаяся вместе с самим комплексом;
- 9М79М. Первая модернизация ракеты. Изменения затронули в основном технологическую часть производства. Кроме того, обеспечена совместимость с новой пассивной радиолокационной головкой самонаведения. В таком случае ракета носит название 9М79Р;
- 9М79-1. Ракета комплекса «Точка-У» с увеличенной дальностью полета;
-9М79-ГВМ, 9М79М-ГВМ, 9М79-УТ и т.п. Массогабаритные и учебно-тренировочные макеты боевых ракет. Производились с широким использованием их деталей, но часть агрегатов, такие как блок топлива, пиропатроны и т.п. заменялись имитаторами.

Номенклатура боевых частей для ракет «Точка» выглядит следующим образом:
- 9Н123. Осколочно-фугасная боевая часть сосредоточенного действия. Разрабатывалась вместе с ракетой 9М79 в конце шестидесятых годов. Несет 162,5 килограмма тротило-гексогеновой смеси и 14,5 тыс. полуготовых осколков. Боевая часть 9Н123 при взрыве разбрасывает осколки трех видов: шесть тысяч осколков весом около 20 грамм, четыре тысячи десятиграммовых и 4,5 тысячи поражающих элементов весом около пяти с половиной грамм. Осколки поражают цели на площади до трех гектаров. Также стоит отметить компоновку этой боевой части. Для равномерного поражения площади, из-за наклона последнего участка траектории полета ракеты, блок заряда взрывчатого вещества расположен под углом к оси боевой части;
- 9Н123К. Осколочная боевая часть с 50 суббоеприпасами. Каждый из них представляет собой осколочный элемент весом в 7,45 килограмм, около полутора из которых приходится на взрывчатое вещество. Каждый суббоеприпас разбрасывает на сравнительно малой площади по 316 осколков, но благодаря раскрытию кассеты на высоте около 2200-2250 метров одна боевая часть 9Н123К способна «засеять» осколками до семи гектаров. Суббоеприпасы стабилизируются в падении ленточными парашютами;
- Ядерные боевые части моделей 9Н39 мощностью 10 килотонн и 9Н64 мощностью не менее 100 кт (по другим данным, до 200 кт). К индексу ракет, оснащенных ядерными боевыми частями, добавлялась литера «Б» и соответствующая цифра. Так, боеголовка 9Н39 применялась на ракете 9М79Б, а 9Н64 – на 9М79Б1;
- Химические боевые части 9Н123Г и 9Н123Г2-1. Обе боевые части несут по 65 суббоеприпасов, снаряженных отравляющими веществами, V-газом и зоманом соответственно. Общая масса веществ составляла 60 килограмм для боевой части 9Н123Г и 50 для 9Н123Г2-1. Согласно разным источникам, общее количество произведенных химических боеголовок не превышает несколько десятков. К настоящему времени большая часть химических боевых частей утилизирована или готовится к уничтожению;
- Учебно-тренировочные головные части, предназначены для обучения личного состава работе с боевыми частями, оснащенными реальным боезарядом. Учебно-тренировочные блоки имеют такие же обозначения, как и боевые, но с литерами «УТ».

Самоходная пусковая установка 9П129М ОТР "Точка"

Транспортно-заряжающая машина 9Т218 ОТР "Точка"

Транспортная машина 9Т238

Компоновка ракеты "Точка" / "Точка-У" (схема с сайта http://rbase.new-factoria.ru)

Ракетные комплексы «Точка» начали поступать в войска уже в 1976 году. Всего через несколько лет первые такие системы отправились служить на базы, размещенные на территории ГДР. После вывода советских войск из Германии все комплексы «Точка» и «Точка-У», ввиду военно-политической обстановки, оказались сосредоточенными в европейской части страны. К моменту распада Советского Союза общее количество «Точек» всех модификаций приблизилось к трем сотням. В 1993 году эти тактические ракетные комплексы были показаны зарубежной публике, причем эта демонстрация имела вид настоящей боевой работы. Во время самой первой выставки вооружений и военной техники IDEX (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) российские ракетчики провели пять пусков ракет комплекса «Точка-У» и поразили условные цели с максимальным отклонением не более 45-50 метров.

Позже, во время первой войны в Чечне некоторое количество «Точек» активно использовалось при обстреле позиций боевиков. Ракетные комплексы этого типа работали и во время второй чеченской войны, в 1999 и 2000 году. По разным данным, в ходе двух кавказских конфликтов было израсходовано не менее полутора сотен ракет с осколочно-фугасными боевыми частями. Подтвержденные сведения о применении кассетных боеголовок и боевых блоков других типов отсутствуют. Последнее на данный момент боевое применение комплексов семейства «Точка» относится к «Войне трех восьмерок» в августе 2008-го года. Зарубежные источники говорят о 10-15 запусках ракет по грузинским позициям и объектам.

Дислокация дивизиона комплексов ОТР 9К79 "Точка-У" в Южной Осетии, 10 августа 2008 г. (http://www.militaryphotos.net)

Помимо России ракетными комплексами «Точка» располагают другие страны, прежде всего бывшие советские республики. Некоторое количество самоходных пусковых установок, вспомогательной техники и ракет осталось в Белоруссии, Украине, Казахстане, Армении и Азербайджане. Кроме того, некоторые из этих стран покупали или продавали оставшиеся «Точки», в том числе и друг другу. За пределами бывшего СССР ракетными комплексами «Точка» владеют Болгария (от нескольких единиц до нескольких десятков), Венгрия, Ирак, Северная Корея и некоторые другие страны. Существует мнение, что конструкторы КНДР тщательно изучили поставленные комплексы «Точка» и на их основе создали свою ракетную систему KN-2 Toska («Гадюка»).

В настоящее время в вооруженных силах России имеется не более 150 боевых машин 9П129 и ее модификаций, а также прочей техники комплексов «Точка», «Точка-Р» и «Точка-У». Несколько лет назад с завидной регулярностью появлялись слухи о возможном начале работ по модернизации ракетных комплексов, в результате которой они могли бы значительно увеличить свои боевые возможности. Фигурировало даже название такой модернизации – «Точка-М». Однако к концу прошлого десятилетия руководители министерства обороны решили отказаться от развития комплекса «Точка» в пользу более нового и перспективного 9К720 «Искандер». Таким образом, имеющиеся комплексы семейства «Точка» будут служить до истечения срока эксплуатации и израсходования имеющегося запаса ракет. Со временем они закончат свою службу и уступят место более новым тактическим ракетным комплексам.

Пуски ракет "Точка" осуществляет 308-й отдельный дивизион 465 ракетной бригады ВС Белоруссии, февраль 2012 г. (фото - Рамиль Насибулин, http://vsr.mil.by)

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://kap-yar.ru/
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-191.html

Постановлением Совета министров СССР от 4 марта 1968 года требовалось создать новый тактический ракетный комплекс для поражения точечных целей в глубине вражеской обороны. Требуемая точность попадания в цель отразилась на названии темы: «Точка». Головным исполнителем проекта сделали Коломенское конструкторское бюро машиностроения, а главным конструктором проекта назначили С.П. Непобедимого. Также определили другие предприятия, занятые в проекте: Брянский автозавод должен был сделать шасси для машин комплекса, ЦНИИ Автоматики и гидравлики – системы управления ракеты, а волгоградское ПО «Баррикады» отвечало за пусковую установку. Серийное производство самих ракет планировалось развернуть в Воткинске.

Заводские испытания первой версии «Точки» начались в 1971 году, а еще через два года развернули серийное производство. Но по ряду причин «Точка» была принята на вооружение только в 1976-м. Дальность пуска ракеты составила 70 километров, а отклонение от цели – не более 250 метров. Сразу после выхода «Точки» на испытания в ЦНИИ АГ начали работу над новой электроникой для модификации ракеты под названием «Точка-Р». Эта ракета должна была иметь пассивную радиолокационную головку самонаведения, однако в итоге было решено отдать противорадиолокационную нишу более легким ракетам. С 1989 года в войска пошел обновленный комплекс «Точка-У», в состав которого вошли новые ракеты 9М79М и 9М79-1. Кроме того, заменили новой и часть наземной аппаратуры.

В результате замены ракеты максимальная дальность поражения цели выросла до 120 км, а минимальная так и осталась на уровне 15-ти. Также значительно улучшилась точность – отклонение теперь не превышает ста метров, хотя в основном имеет куда меньшие значения. Так, на международной выставке IDEX-93 пять ракет «Точки-У» не промахивались более чем на 50 метров. Минимальная же ошибка была в пределах 5-7 метров. Такая высокая точность была достигнута применением новой аппаратуры наведения, имеющейся в самих ракетах 9М79М и 9М79-1. В отличие от предыдущих тактических ракет система наведения «Точки» всех модификаций обеспечивает корректирование курса на всем протяжении полета, вплоть до попадания в цель. Инерциальная автоматика управления ракеты состоит из командно-гироскопического прибора, дискретного аналогового вычислителя, автоматики гидропривода и набора датчиков. В первые несколько секунд полета, до достижения определенной скорости, управление ракетой осуществляется при помощи газовых рулей, а далее на всем протяжении полета корректировка курса производится при помощи аэродинамических рулей решечатой конструкции. Двигатель 9М79 работает на твердом топливе и имеет всего один режим. Цилиндрический блок топлива с продольными проточками запускается при помощи воспламенителя (брикеты специального состава и дымного пороха). Горение топливной смеси идет до встречи ракеты с целью – «Точка» является первым советским тактическим комплексом, где перед последним этапом полета не происходит отключение двигателя.

В оперение ракеты кроме четырех решечатых рулей входят четыре трапециевидных крыла. В походном положении все выступающие детали складываются, поворачиваясь относительно корпуса ракеты. Для ракет 9М79М и 9М79-1 разработано несколько типов боевой части различного назначения:
- 9Н39 – ядерная боевая часть с зарядом АА-60 мощностью 10-100 килотонн в тротиловом эквиваленте;
- 9Н64 – ядерная БЧ с зарядом АА-86. Мощность до 100 кт.
- 9Н123Ф – осколочно-фугасная боевая часть с 162,5 кг взрывчатого вещества и 14500 готовыми осколками. При взрыве на высоте 20 метров осколками поражаются объекты на площади до 3 га;
- 9Н123К – кассетная боевая часть. Содержит 50 осколочных элементов с 1,5 кг взрывчатого вещества и 316 осколками в каждом. На высоте в 2250 метров над поверхностью автоматика производит раскрытие кассеты, вследствие чего осколками засеивается до семи гектаров;
- 9Н123Г и 9Н123Г2-1 – боевые части, снаряжаемые 65 элементами с отравляющими веществами. Всего в БЧ умещается 60 и 50 кг веществ соответственно. Имеется информация о разработке этих головных частей, но о производстве или применений данных нет. Скорее всего, их не стали доводить и запускать в серию.

Также иногда утверждается, что существуют агитационные и противорадиолокационные головные части, но официальных данных по ним нет. Головная часть крепится к ракете при помощи шести болтов. В буквенно-цифровой индекс ракеты добавляется буква, соответствующая типу боевого блока – 9М79-1Ф для осколочно-фугасного, 9М79-1К для кассетного и т.д. В собранном виде ракета с неядерной боевой частью может храниться до 10 лет. По расчетам, для поражения батареи РСЗО или тактических ракет требуется затратить 2 ракеты с кассетной БЧ или четыре с фугасной. На поражение артиллерийской батареи требуется вдвое меньший расход боеприпасов. Для засеивания осколками и уничтожения живой силы и легкой техники на площади до 100 га должно уходить четыре кассетные или восемь фугасных ракет.

Пуск ракеты производится с машины 9П129М-1, выполненной на шасси БАЗ-5921. Аппаратура пусковой установки позволяет самостоятельно проводить все необходимые приготовления к пуску и расчеты, связанные с прицеливанием и полетным заданием ракеты. Старт может производиться практически с любой площадки достаточных размеров, а на приготовления к нему требуется около 16 минут в случае стрельбы с марша или 2 минуты из состояния готовности №1. Единственные требование к размещению пусковой установки касаются состояния поверхности площадки и размещения машины – цель должна находится в секторе ±15° от ее продольной оси. На свёртывание установки и покидание места пуска требуется не более полутора-двух минут. Интересен тот факт, что ракета (в походном положении размещается в грузовом отделении пусковой машины на подъемной направляющей) переводится на пусковой угол возвышения 78° только за 15 секунд до запуска. Это помогает затруднить работу разведке противника. Экипаж пусковой машины – четыре человека: начальник расчета, механик-водитель, старший оператор (он же замначальника расчета) и оператор.

Ракеты размещаются на пусковой установке при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т218-1 (сделана на шасси БАЗ-5922). В ее герметизированном грузовом отделении может разместиться две ракеты с пристыкованными головными частями. Для погрузки ракет в пусковую машину на транспортно-заряжающей имеется кран и ряд сопутствующего оборудования. Погрузочные работы можно производить на любой, в том числе и неподготовленной площадке, на которой могут бок о бок стать пусковая и заряжающая машина. На перегрузку одной ракеты уходит около двадцати минут.

Также в состав комплекса входит транспортная машина 9Т238, отличающаяся от транспортно-заряжающей только отсутствием погрузочной аппаратуры. 9Т238 может одновременно перевозить до двух ракет или четырех головных частей в транспортных контейнерах.

За двадцать с лишним лет своей службы «Точке-У» довелось участвовать в боевых действиях всего несколько раз. Генерал Г. Трошев в своей книге «Чеченский излом» писал, что благодаря использованию этого ракетного комплекса удалось предотвратить уход террористов из села Комсомольское. Боевики пытались пройти между позициями армии и бойцов МВД, но ракетчики точным залпом накрыли их. При этом федеральные силы, несмотря на небольшие расстояния, потерь от удара «Точки» не понесли. Также в прессе были сведения о применении «Точек» по складам и лагерям террористов. Во время войны в Южной Осетии в августе 2008 года появлялась информация о применении российской стороной «Точек-У».

Несмотря на свой уже солидный возраст, тактический ракетный комплекс «Точка-У» пока не планируется снимать с вооружения. Существует версия, что случится это не раньше того времени, когда в российской армии будет достаточное количество оперативно-тактических «Искандеров».



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.