Российские ракеты «Гранит» - смертельная опасность для флота США. "Антей" прощается с "Гранитом". Сколько "Ониксов" и "Калибров" будет на обновлённом "Иркутске"? Ракетная установка гранит

Противокорабельная крылатая ракета

П-700 / 3М-45 "Гранит" ракетного комплекса 3К-45 разработана НПО машиностроения (г.Реутов), главные конструкторы - В.И.Патрушев и В.А.Вишняков (с 1978 г.). По состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов.

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию противокорабельных ракет (ПКР) П-500П подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч, которые велись в связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС. Для достижения гарантированного поражения авианосной ударной группировки предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Разработка ракеты начата по Постановления Совета министров СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса, срок начала испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

Испытания ракет начаты на наземном стенде в ноябре 1975 г. около мыса Фиолент в Крыму. Летные испытания комплекса "Гранит" проводились с середины 1979 г. до конца 1980 г. на полигоне Ненокса. Совместные испытания комплекса и носителей проводились с 1980 г. по август 1981 г. Пуски осуществлялись с ракетного крейсера "Киров" пр.1144 в ходе государственных испытаний крейсера с сентября по декабрь 1980 г. Первый пуск с головной атомной подводной лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) К-525 пр.949 "Гранит" произведен 8 декабря 1980 г. Совместные испытания завершены в августе 1981 г. - всего выполнено 20 пусков с ПЛАРК и 8 пусков с ракетного крейсера "Киров" (в августе 1981 г. проведено 4 пуска ракет).

Комплекс принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина СССР №686-214 от 19 июля 1983 г. Ракеты производились Оренбургским машиностроительным заводом (ПО "Стрела").

Ракета 3М-45 "Гранит"

Западное обозначение ракет "Гранит" - SS-N-19 SHIPWRECK.

Носители ракетного комплекса 3К-45 "Гранит" в ВМФ России

  • Тяжелые авианесущие крейсера пр.1143.5, пр.1143.6 и пр.1143.7 ("Ульяновск") - 12 подпалубных ПУ СМ-233А, в строй введен 1 корабль - ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В конце 1990-х годов выведен из строя боевой пост ракетного комплекса "Гранит" .
  • Атомный ракетный крейсер пр.1165 "Фугас" (проект) - 32-48 подпалубных ПУ (проект не реализован).
  • Атомные ракетные крейсера пр.1144 "Орлан" - 20 подпалубных ПУ СМ-233 (на стадии проекта крейсера - 16 ПУ), в строй введено 4 корабля:
    - "Киров" пр.1144 (ныне - "Адмирал Ушаков") - 1980 г.
    - "Фрунзе" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Лазарев") - 1984 г.
    - "Калинин" пр.1144.2 (ныне - "Адмирал Нахимов") - 1988 г.
    - "Петр Великий" пр.1144.2 - 1998 г.
  • Атомный ракетный крейсер пр.1293 (проект) - 16 подпалубных ПУ (проект не реализован).
  • ПЛАРК пр.688 (проект) - ракеты П-500П (проект) в пусковых контейнерах идентичных или аналогичных ПУ ПКР "Малахит" ПЛАРК пр.670.
  • ПЛАРК пр.949 "Гранит" - 24 ПУ СМ-225, в строй введено 2 ПЛАРК (выведены из боевого состава ВМФ в 1996 г.):
    - К-525 - 1980 г.
    - К-206 - 1983 г.
  • ПЛАРК пр.949А - 24 ПУ СМ-225А, в строй введено 11 ПЛАРК, недостроено 2 ПЛАРК (К-139 и К-135).

Конструкция ракеты

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с треугольным крылом, треугольными килями и стабилизаторами, на стартово-разгонной ступени так же треугольные стабилизаторы, аэродинамические поверхности в предпусковом положении сложены. Торовидная стартово-разгонная система сбрасывается после отработки, колпак воздухозаборника и крышка сопла маршевого ТРД отстреливаются сразу после пуска (выхода ракеты над поверхностью воды при подводном старте).

Двигатели:
- стартово-разгонная ступень - РДТТ;
- маршевый - короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-21-300.

ТТХ ракеты П-700 "Гранит"

Длина - 8.84 м Диаметр корпуса - 1.14 м Диаметр транспортно-пускового контейнера - 1.35 м Размах крыла - 2.6 м Масса стартовая - 7360 кг Масса боевой части - 750 кг Дальность действия: - 700-800 км (на высотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.) - 200 км (на маловысотной траектории, согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.) - 500 км (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.) - 700 км (высотная траектория) - 200 км (маловысотная траектория) Скорость полета: - 3500-4000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1966 г.) - 2500-3000 км/ч (согласно ТТЗ ВПК при СМ СССР 1968 г.) - 1.5-1.6 М (на малой высоте) - 2.5-2.6 М (на большой высоте) Высота полета: - 200-24000 м

Компоновочная схема ракеты П-700 "Гранит"

Боевое оснащение

Ракета применяется с двумя типами боевых частей: - ядерная мощностью до 500 кт; согласно договоренностей между СССР и США (1991 г.) крылатые ракеты с ядерными БЧ на кораблях ВМФ России и США не базируются; - фугасно-проникающая БЧ разработки НПО "Алтай" (г.Бийск). Боевая часть имеет бронированный корпус и взрыватель с замедлением.

Пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий", 19 сентября 2017 г. (http://mil.ru)

Система управления и наведение

Система управления ракеты инерциальная с корректировкой по данным системы наведения, включающей в себя несколько БЦВМ, активную радиолокационную головку самонаведения (ГСН) и систему обмена информацией между ракетами (СОИР) залпа с несколькими каналами приема-передачи информации. Антенна РЛС ГСН расположена в центральном теле воздухозаборника двигателя. В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. Анализировался размер целей и удаление целей от точки ожидаемых координат цели. Подобный алгоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей. Позже подобный алгоритм был использован на ПКР . При групповом пуске ракет после обнаружения цели РЛС ракеты (радио-локационным визиром) происходит целераспределение с использованием СОИР, согласно введенного при пуске типа цели. После определения координат целей, назначенных при целераспределении и их параметров движения, ракета с выключенной РЛС снижается на малую высоту и совершает полет к точке предполагаемых координат цели. При подходе к точке предполагаемых координат цели РЛС включается и происходит захват цели. Каждая ПКР выходит к своей цели согласно ранее проведенному целераспределению.

Модификации:

П-500П - проект ракеты подводного старта со скоростью полета более 3000 км/ч прорабатывавшийся ОКБ-52 для вооружения ПЛАРК пр.688 в середине 1960-х годов.

Комплекс П-700 / 3К-45 "Гранит", ракета 3М-45 - основной вариант противокорабельной ракеты, принят на вооружение ВМФ СССР и России.

Комплекс 3К45-2 "Гранит-2", ракета 3М45-2 - модернизированный вариант комплекса с обновленным оборудованием. Разработка начата в 2001 г., но не была завершена.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Источники

К-132, "Иркутск" проект 949А, 949АМ2(?), сайт Андрея Николаева "Штурм глубины" (

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ БАСТИОН П 800 Береговой Ракетный Комплекс

    ✪ Морские войны. Sea wars.

    ✪ Ударная сила 163 - Щит авианосца. Базальт и Гранит / Shield carrier. Basalt and Granite

    Субтитры

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полета.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полет при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Потенциально, ракета также может быть использована для поражения наземных целей, но ввиду отсутствия у ракеты оснащения для полётов на малой высоте над сушей, в таком режиме ракета осуществляет весь полёт на большой высоте, становясь лёгкой мишенью для средств ПВО.

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

  • 8 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Ещё две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления . Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.
Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» - подводных атомоходов пр. 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой - не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твердость гранита

Длина исполинской ракеты - 10 метров (в некоторых источниках - 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений. Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!


П-700 "Гранит"



Сухая масса конструкции МиГ-21Ф-13 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.


Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР "Гранит"


Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полет на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 километров на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10 000 м мог преодолеть 1200-1300 километров. Кроме того, МиГ, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже - достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В. Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане - МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.


Силуэт F-16 и ПКР "Гранит". Cоветская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн)

.
Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя. У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте, сквозь плотнейшие слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 километров. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.
Впечатляющая цифра 600 километров, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 километров. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен - мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е году советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского . Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…
Бывший моряк говорил правду – одновременный удар 22 ракет это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.


USS Lake Champlain (CG-57) - ракетный крейсер типа "Тикондерога"


Итак, атомный подводный крейсер пр. 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 километров, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 километров – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.
По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!
Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками…за ним еще один…и еще…
За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.


По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание. Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.
Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.
Останется главная проблема: Радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности.


На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки


Возвращаемся к противостоянию 8 «Гранитов» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии.

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начально расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 километров, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.


Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев "Арли Берк"


В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125 - 50 = 75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказателств увеличения эффективности. Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 килограмм мощного бризанта – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.
В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы.

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.
Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!): воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.


Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ; требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря - в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты - www.airwar.ru

Решая проблему борьбы с авианосцами, которая последние 50 лет является одной из основных для нашего ВМФ, руководители советского и российского флота сделали основную ставку на противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Такая борьба планируется и отрабатывается в виде специальных морских операций или операций флота на Северном и Тихоокеанском флотах.

ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК

Американские адмиралы называют свои ударные авианосцы "становым хребтом" ВМС США. Эти корабли могут многие месяцы находиться в отрыве от своих баз, независимо от погоды перемещаться в каждый, кроме Центральной Арктики, район Мирового океана с большой скоростью, участвовать в операциях вооруженных сил против любого морского, воздушного и наземного противника, оставаясь недосягаемыми для него. Эти качества были с успехом продемонстрированы в 1991 г. в Персидском заливе и в 1999 г. в Средиземном море в агрессии против Югославии.

Авианосные ударные группы (АУГ) включают, кроме авианосца, 8-10 кораблей охранения (1-2 крейсера, до трех эсминцев, столько же фрегатов, 1-2 атомные подводные лодки). В состав авианосных ударных соединений (АУС) входят 2-3 авианосца, до 25-30 кораблей охранения, осуществляющих их противолодочную, противовоздушную и противоракетную оборону. АУГ и АУС могут нести от 100 до 300 самолетов, из них половину составляют истребители - бомбардировщики F/A-18 "Хорнет", способные применять современное высокоточное и ядерное оружие.

На вооружении кораблей АУС - от 500 до 1500 высокоточных крылатых ракет морского базирования "Томагавк" с дальностью стрельбы 1500 км в обычном снаряжении и 2500 км с ядерной боеголовкой. Это позволяет рассматривать их как резерв стратегических ядерных сил США.

Авианосцы применяют свое оружие с расстояния до 1000-1500 км от берегов противника. Посредством АУГ (АУС) США даже в мирное время осуществляют одну из основных стратегических задач национальной безопасности страны - проецирование силы в ключевые регионы мира.

ТАКТИКА БОРЬБЫ

Огневое поражение авианосцев и кораблей охранения в операциях по уничтожению АУГ (АУС) осуществляется ударными группами подводных лодок с ПКР во взаимодействии с морской ракетоносной авиацией (МРА) и соединениями Дальней авиации (ДА) ВВС. Основными проблемами в операциях такого рода были:

Своевременное развертывание в океан необходимого количества атомных подводных лодок (АПЛ) для создания полноценной ударной группы до подхода АУГ к рубежу удара (или массового подъема палубной авиации) и построение их в боевой порядок;

Организация взаимодействия ударных групп подлодок с МРА и ДА;

Разведка и выдача целеуказания на все командные пункты и ударные силы.

Для вывода авианосца из строя необходимо попадание в него 8-10 ПКР с обычным снаряжением, с попутным уничтожением до половины кораблей охранения. Это, в свою очередь, требует применения в одном ударе до 70-100 ПКР со всех видов носителей.

НА МАЛОЙ ДИСТАНЦИИ

Первые противоавианосные силы вошли в состав ВМФ СССР в 60-е гг. Это были 29 атомных подлодок проекта 675 с восемью ПКР П-6 и 16 дизельных субмарин проекта 651 с четырьмя аналогичными ракетами. Их дальность стрельбы составляла 380 км, что было сравнимо с радиусом дальней противолодочной обороны АУГ - 370 км. Для пуска и наведения ПКР подлодки первого поколения должны были длительно находиться в надводном положении. В одном залпе могло применяться не более четырех ракет. Имелись существенные трудности в получении целеуказания от самолетов-разведчиков системы "Успех", находящихся в зоне досягаемости противовоздушной обороны АУГ. Из-за этих недостатков не обеспечивалась высокая боевая устойчивость и эффективность противоавианосных сил с ПКР

П-6. Кроме того, в 60-е гг. самолеты - носители ПКР, Ту-16, имели тактический радиус действия, сравнимый с дальностью палубной авиации АУГ.

Таким образом, вероятность вывода из строя, а тем более уничтожения авианосца в то время была очень низка.

ПОДВОДНЫЙ СТАРТ

Для сохранения основного тактического преимущества атомных подлодок - скрытности - необходимо было обеспечить подводный старт ПКР. Это стало возможным благодаря созданию во второй половине 60-х гг. ПКР "Аметист", устанавливаемых на атомные субмарины проекта 670. Однако отечественные технологии смогли обеспечить дальность стрельбы из-под воды только 80 км.

Зато стрельба "Аметистами" велась по данным собственных средств целеуказания - гидроакустического комплекса "Керчь". Минимальное подлетное время ПКР (около 3 мин.) и низкая высота их полета позволяли дойти до цели почти всем выпущенным ракетам. Однако малая дальность стрельбы и невысокая - не более 25 узлов - скорость подлодок проекта 670 не обеспечивали длительного слежения за АУГ, перемещающимися со скоростью 28-30 узлов, с целью их дальнейшего уничтожения.

Не изменило этого положения и создание в те же годы более совершенной ПКР "Малахит" с дальностью стрельбы 120 км. По указанным причинам носители этих ПКР были построены ограниченной серией: 11 подлодок проекта 670 и 6 проекта 670М. Ныне все они выведены из боевого состава ВМФ по истечении установленного срока эксплуатации (25 лет).

ДЛИННАЯ РУКА

В середине 70-х гг. Научно-производственным объединением (НПО) Машиностроения был создан комплекс "Базальт" с ПКР П-500. Ракета имела массу около 6 тонн, дальность стрельбы 550 км, обычную (500 кг) или ядерную боевую часть, сложную траекторию полета и скорость, в два раза превосходящую скорость звука.

Комплекс "Базальт" располагал усовершенствованной системой распределения целей между восемью ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере АУГ. На ПКР П-500 была впервые установлена система радиоэлектронного противодействия, обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание "Базальта" обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания "Легенда". Однако старт ПКР комплекса "Базальт" производился по-прежнему из надводного положения АПЛ, что по-прежнему оставляло лодки уязвимыми. Поэтому в середине 70-х гг. под комплекс "Базальт" было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Комплекс того же типа установили на четырех тяжелых авианесущих крейсерах (ТАВКР) проекта 1143 (типа "Киев") и трех ракетных крейсерах проекта 1164 (типа "Слава", ныне "Москва"). Крейсеры первого типа несли от 16 до 12, второго - по 16 ПКР П-500.

"ГРАНИТ" ТВЕРЖЕ "БАЗАЛЬТА"

Качественный скачок произошел только в 1981-1983 гг., когда НПО Машиностроения, используя опыт, накопленный при разработке комплексов "Базальт" и "Малахит", передало на вооружение ВМФ новый универсальный ракетный комплекс третьего поколения "Гранит". Его ракеты имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 км, массу 7 тонн, обычную (750 кг) или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.

Комплекс обеспечивал залповую стрельбу всем боекомплектом с рациональным пространственным расположением ракет и помехозащищенную автономную селективную систему управления. При создании "Гранита" впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка элементов сложной системы (средства целеуказания - носитель - ПКР). В результате созданный комплекс впервые приобрел возможность решать любую задачу морского боя нарядом огневых средств одного носителя. По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно.

Ракетным комплексом "Гранит" вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов, четыре тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 (типа "Петр Великий") - по 20 ракет на каждом и ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" - 12 ПКР.

Каждый подводный крейсер стоит в десять раз дешевле, чем авианосец ВМС США типа "Нимитц". Таков наш асимметричный и экономичный ответ на авианосную угрозу. Других сил в Вооруженных силах России, способных реально противостоять этой угрозе, сейчас фактически нет. С учетом проводимых модернизаций самих носителей, ракетного комплекса и ПКР "Гранит" созданная группировка способна эффективно действовать до 2020 г. Естественно, одновременно необходимо развивать и поддерживать в боеготовом состоянии и системы боевого управления силами, разведки и целеуказания. Кроме борьбы с АУГ боевые единицы группировки способны действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать ракетами с обычной боевой частью цели на побережье противника. При необходимости корабли с комплексом "Гранит" могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.