Формальные и неформальные институты в теории институциональных изменений Д. Норта. Формальные и неформальные социальные институты Формальный институт

- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

1) экономические институты - банки, производственные учреждения;

2) политические институты - парламент, милиция, правительство;

3) воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

Примеры неформальных институтов - национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

Все экономические агенты - государство, частные компании, граждане, занимающиеся бизнесом, и т. д.- действуют по определенным правилам. Они показывают, что можно и что нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами.

Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. (Например, это право частной собственности, или порядок открытия и регистрации новой фирмы, или процедура получения государственной лицензии на разработку нефтяного месторождения)

Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственно-сти. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства.

Под субъектами собственности понимают конкретных людей(группы), которые вступают между собой в отношения собственности. Субъектами собственности могут быть отдельный индивид, коллектив людей, общество в целом.

Объектом собственности называют те элементы условий производства и результатов деятельности людей, которые присвоены данным субъектом.


Формы собственности и их эволюция:

Общинная - производство продукции сверх потребности и закрепление его по наследству, имущественное неравенство, разложение общины;

Рабовладельческая - присвоение труда рабов, средств производства; рабы -собственность рабовладельцев;

Феодальная - производство продукта внутри натурального хозяйства феодального поместья; эксплуатация крепостных крестьян;

Капиталистическая - наем экономически свободной рабочей силы, равенство субъектов собственности;

Корпоративная - акционерные компании и фирмы;

Государственная.

Реформирование собственности может осуществляется в форме национализации, разгосударствления и приватизации.

Национализация - это превращение объекта, экономического ресурса или предприятия из частной собственности в собственность государства или всей страны.

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. В результате с государства снимается большинство функций хозяйственного управления, передаются соответствующие полномочия на уровень предприятий.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

В экономической теории выделяют два типа отношений собственности: частная и общественная . Частная характеризует такой тип присвоения (общественную форму производства), при котором интересы индивида, социальной или иной группы доминируют над интересами целого общества, как единства разнообразных частей. Общественная собственность характеризует такой тип присвоения, при котором интересы реализуются через их согласование.

В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности.

Разгосударствление и приватизация - это процессы перехода собственности из одних форм собственности в другие.

В Законе Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» подчеркнуто, что приватизация - это приобретение физическими и юридическими права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Под институтами понимаются правила, устанавливающиеся для субъектов экономики. Они могут иметь формальный характер в виде законов и законодательных актов либо неформальный характер в виде традиций и обычаев.

Преимущества формальных институтов:

- формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию, дает возможность индивидам экономить на информационных издержках, делает понятнее санкции за нарушение этих правил, устраняет содержащиеся в них противоречия;

- формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника . Если отношения не являются постоянно повторяющимися, то их участников невозможно принудить неформально к исполнению правила, поскольку механизмы репутации не работают. Чтобы такие отношения были эффективны, требуется вмешательство третьей стороны. Третьей стороной и являются формальные правила;

- формальные правила могут противодействовать дискриминации. Как показывает опыт, неформальные институты сетевой торговли и финансов способствуют экономическому развитию лишь до определенного уровня, а далее только формальные институты могут обеспечить отдачу от масштаба, ибо только они способны создать атмосферу доверия и дать возможность новичкам свободно входить на рынок.

Преимущества и недостатки неформальных институтов :

К преимуществам неформальных институтов можно отнести, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям. Во-вторых, возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы). Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.

Важность институтов состоит в том, что они являются рамками, в которых происходят взаимоотношения между людьми. Если существует цель развития определённых направлений, то государству необходимо вначале создать правила будущего взаимодействия.

Основные институты экономики : собственность, деньги, банки, торговля, производство.

Функции экономических институтов:

- интегрирующая способствует реализации индивидов как субъектов общественного производства и существенно

облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на транзакционных издержках.

- информационная заключается в накоплении, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства.



- регулирующая направляет деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом и

пытается приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

- негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.

Вопрос №12. Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности. Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь.

С экономической точки зрения СОБСТВЕННОСТЬ -это отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью мате­риальных благ. Характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ зависит от того, в чьих руках находятся средства производства.

Объектом собственности всегда выступают вещи. В системе экономических отношений объектом собственности являются средства производства.

Субъектом собственности могут выступать: государст­во, граждане, коллективы.

Отсюда можно выделить три типа собственности :

- частная собственность обозначает, что права на объект собственности для субъекта гарантирует не только свободу его использования, но и защиту от вмешательства других субъектов или государств;

- коммунальная собственность (общая или корпоративная) отличается от частной совместным использованием права собственности;

- государственная предполагает, что весь учёт прав собственности принадлежит одновременно всем гражданам страны.



В рамках этих типов собственности могут существовать их формы: государственная, семейная, акционерная, со­вместных предприятий, фермерская и др. Порядок функ­ционирования той или иной формы собственности в госу­дарстве определяется соответствующими юридическими законами.

В западной экономической науке широкое распространение получила теория прав собственности , родоначальниками которой были Р. Коуз и А. Алчиан.

Особенность этой теории в том, что, во-первых, в ней используется не понятие "собственность", а "право собственности". Не благо само по себе является собственностью, а пучок или доля прав по его использованию - вот что составляет собственность.

Реформирование государственной собственности состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности - превращение государственной формы присвоения в разнообразные иные формы хозяйства. Однако реформирование государственной собственности не должно вести к полной ее ликвидации, т.к. общее нераздельное имущество везде используется в национальных интересах. Поэтому речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установлении нормальных соотношений между государственными и негосударственными секторами экономики страны.

Во всех странах реформирование государственной собственности именуют приватизацией, что означает разгосударствление собственности.

Одними из главных инструментов реформирования собственности в Республике Беларусь являются разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление и приватизация в Беларуси проводится по двум направлениям – «малая » (приватизация торговли и сферы услуг, мелких предприятий промышленности и строительства) и «большая » (приватизация крупных предприятий). Приватизация - это реформа отношений собственности, направленная на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Нужно отметить, что крупные белорусские предприятия не приватизируются, т. к. они являются основой нашей экономики, лидерами технического прогресса в отраслях.

Во всех обществах люди накладывают на себя ограничения, которые позволяют структурировать их отношения с другими людьми. При недостаточной информации и познавательных способностях эти ограничения снижают издержки взаимодействия между людьми. Проще описать формальные правила, создаваемые развитым обществом, и следовать им, чем описать неформальные правила, вырабатываемые людьми, и следовать этим правилам.

Формальные институты -- это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п. Свои управленческие и контрольные функции они осуществляют на основе строго установленных формальных регламентов, негативных и позитивных санкций. Формальные институты играют важную роль в стабилизации и консолидации современного общества. «Если социальные институты -- могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты -- это достаточно прочный и гибкий металлический каркас, определяющий прочность общества» .

К формальным социальным институтам относятся:

экономические институты - банки, производственные учреждения;

политические институты - парламент, милиция, правительство;

воспитательные и культурные институты - семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения.

Формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т.д.).

Даже в самых развитых обществах формальные экономические правила составляют небольшую часть ограничений, которые определяют экономический выбор. Одни и те же формальные правила в разных обществах имеют разные проявления. Революции, войны и оккупации могут полностью изменить систему формальных правил (Япония, Россия).

Классификация формальных правил:

  • (1) позиционные - набор статусных позиций и число людей, которые могут занимать их,
  • (2) ограничительные - как люди занимают и оставляют позиции,
  • (3) правила сферы влияния - на что может оказывать влияние действие человека, каковы выгоды и издержки определенных действий,
  • (4) правила управления - набор действий, которые индивид может осуществлять на определенном посту,
  • (5) правила агрегирования - каким образом действия человека на определенном посту преобразуются в деятельность фирмы или общества,
  • (6) информационные правила - как должностные лица общаются и обмениваются информацией.

Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения, то есть регулировать более сложные обмены. Наконец, формальные правила могут вводиться для того, чтобы пересмотреть неформальные ограничения.

Формальные правила включают политические (юридические) правила, экономические правила и непосредственные контракты. Политические и юридические правила определяют структуру общества и принятия решений в нем, а также способы контроля за соблюдением этих правил. Экономические правила определяют права собственности (включая использование собственности, получение остаточного дохода и ограничение постороннего доступа к собственности). Контракты устанавливают конкретный факт обмена правами собственности и его условия.

Функция правил состоит в том, чтобы облегчать политический или экономический обмен в интересах некоторых его участников (которые и стремятся установить эти правила). Иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на преобразование существующих формальных институтов, чтобы изменить имеющиеся у них права.

Формальные правила обычно предусматривают механизм их защиты, позволяющие установить факт нарушения, измерить степень нарушения и его последствия для сторон, а также наказать нарушителя. Но если издержки оценки свойств обмениваемых благ и поведения индивидов превышают выигрыш, то нет смысла соблюдать правила и уточнять права собственности. Одна из причин соблюдения и поддержания норм - вмешательство закона. Нормы часто предшествуют законам, но затем поддерживаются, управляются и расширяются законами. Закон поддерживает норму несколькими путями. Самый очевидный из них заключается в том, что закон силой государства поддерживает механизмы частного принуждения к исполнению норм. Под действием закона проблема принуждения к исполнению нормы как коллективного блага исчезает, так как специальные индивиды (судьи, полицейские, инспекторы) получают селективные возможности находить и наказывать нарушения.

Взаимосвязь формальных и неформальных социальных институтов

Вся человеческая жизнедеятельность институциализирована. Институциализация может носить формальный или неформальный характер. Следовательно, выделяют формальные и неформальные институты.

В любом обществе все социальные институты объединены между собой и взаимосвязаны, представляют сложную интегрированную систему. Такая интеграция основывается на том, что любому человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо участвовать в различных типах социальных институтов, как формальных, так и неформальных.

Замечание 1

Система взаимосвязанных институтов регулирует поведение своих членов, обеспечивает им удовлетворение различных потребностей, обеспечивает развитие группы как единого целого. Эта система в социальной совокупности имеет сложную структуру, а развитие потребностей ведет к формированию новых институтов. Внутренняя согласованность в деятельности формальных и неформальных институтов является необходимым условием функционирования всего общества.

Формальные социальные институты

Определение 1

Формальный институт – это социальный институт, в котором объем средств и методов действия, функций регулируются правовыми актами, предписаниями законов, формально утвержденных установлений, распоряжений, регламентов, правил, уставов, должностных инструкций и т.д.

К формальным институтам относятся:

  • государство,
  • армия,
  • семья,
  • учреждения образования,
  • банки,
  • система производства и т.д.

Формальные институты реализуют свои управленческие и контрольные функции на основе строго установленных формальных санкций (как позитивных, так и негативных, связанных с поощрением или наказанием).

Формальные институты играют важную роль в упрочении общества, так как являются одновременно и мощными канатами системы социальных связей, и гибким, прочным каркасом, определяющим прочность общества.

Неформальные социальные институты

Определение 2

Неформальный институт – это социальный институт, в котором отсутствуют установленные формальными правилами средства и методы деятельности, они не определены и не закреплены в нормативных документах и законодательных актах. Гарантия устойчивости организации отсутствует.

Неформальные институты, в широком социальном смысле, осуществляют управленческие и контрольные функции, так как выступают результатом волеизъявления и социального творчества граждан:

  • политические движения,
  • объединения по интересам,
  • любительские творческие объединения самодеятельности,
  • фонды культурного и социального назначения и т.д.

В неформальных институтах социальный контроль происходит на основе норм, зафиксированных в общественном мнении, обычаях и традициях, т.е. неформальных санкций. Очень часто неформальные санкции выступают более эффективными средствами контроля за поведением людей, чем формальные санкции и нормы права. Иногда понести наказание со стороны официального руководства или представителей власти для людей более предпочтительно, чем принять негласное осуждение коллеги друзей.

Замечание 2

Примером неформального института является институт дружбы. Дружба – устойчивое явление человеческого общества в современном мире, характеризующееся четкой, достаточно полной регламентацией. У института дружбы отсутствуют учреждения, нет профессионального закрепления прав и обязанностей, статусов партнеров. Формами социального контроля выступают позитивные (доверие, длительность знакомства, улыбка, симпатия) и негативные (ссора, обида, сплетни, прекращение дружеских связей) санкции, которые не оформлены в виде административных положений, нормативных актов и т.д.

Неформальные институты играют значительную роль в сфере межличностного общения в малых группах.

»
ВОПРОСЫ. 1.В чем разница между формальными и неформальными социальными институтами? Примеры. 2.Ассоциативные и диссоциативные социальные процессы. Конфликт. Примеры. 3.Тематический анализ передач местного телевидения. 1. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Системы социальных ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Социальный институт-это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Это достаточно стойкие формы организации и регулирования совместной деятельности людей. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальные институты руководят поведением членов общества через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видов деятельности- свободу творчества или нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Социальные институты классифицируются на основании содержания и функций, которые они выполняют - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные. Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные. Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий, отношений. Формальные институты- способ организованного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные контакты. Формальные социальные институты регулируются законами, нормативными актами. К формальным социальным институтам относятся: . экономические институты- банки, производственные учреждения; . политические институты- парламент, милиция, правительство; . воспитательные и культурные институты- семья, институт и др. учебные заведения, школа, художественные учреждения. Когда же функции, способы социального института не отражены в формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер. Неформальные организации создают больше возможностей для творческой продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений. Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам - рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей. Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами, неформальная организация любителей телевизионной драмы. Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. 2. Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентаций. Социальный процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других совокупных действий. Это последовательное изменение явлений социального бытия, социальные изменения в динамике. Социальные процессы классифицируются на: ассоциативные –приспособление (подчинение, компромисс, терпимость), ассимиляция, амальгамизация. диссоциативные- конкуренция, конфликт, оппозиция. Приспособление-принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Компромисс-форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Конкуренция- попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. КОНФЛИКТ. Социальный конфликт - осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, установок и ценностей, существенно значимых для личностей или групп. Социальный конфликт представляет собой одну из форм проявления социального противоречия, притом на определенной ступени его развития, это предельный случай обострения противоречий, когда противоположности в нем проявились как вполне самостоятельные силы. Возникая на базе объективных противоречий, социальный конфликт вместе с тем не сводится к противоречиям. Он осознается на уровне «субъективности» отдельной личности, определенной группы, партии и т.д. Он тем и отличается от противоречия, что всегда субъективно осознан, выражен в определенной сознательной позиции каждой из конфликтующих сторон. Представители этих сторон знают, какую позицию занимают и чего хотят. Осознание этого ведет к формулированию субъектами конфликта определенных целей и идей, программ действий и борьбы, к их противоречию в реальных практических действиях по достижению поставленных целей и задач. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами (межличностные конфликты) чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Каждый социальный конфликт неповторим, а значит, неповторимы и отношения людей в процессе его развития, однако можно обнаружить некоторые специфические признаки, свойственные конфликтным отношениям как таковым. При всем разнообразии поведение людей в них отличается от обычного повышенной долей эмоциональности. В ситуации конфликта люди руководствуются в большей мере эмоциональными соображениями. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Однако есть социальные конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать на разрешение конфликта можно только в случае победы; есть конфликты типа «дебатов», где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут рассчитывать на компромисс; есть конфликты типа «игр», где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Этот вывод имеет принципиальное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). "Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему "Я", когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки". Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества. Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массовости. Примеры трудовых конфликтов – увеличение рабочего дня, работа вне рабочее время, конфликт между сотрудниками и руководителем по причине некомпетентности, предвзятости второго. Социальные конфликты в разных общественных структурах могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Примеры конфликта - война в Югославии, где одой из причин было предоставление национальной независимость, война на Кавказе. Социально-политические конфликты. . Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как: - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной); - конфликты между политическими партиями и движениями; -конфликты между звеньями управленческого аппарата и др. Социально-экономические конфликты. Наряду с требованиями о повышении зарплаты, уровня жизни, ликвидации задолженностей неуклонно растут требования коллективов, связанные с отстаиванием своего права на имущество предприятий. Серьезные предпосылки к конфликтам содержат в себе социально-экономические отношения между средними и мелкими предпринимателями и властными структурами. Причины: коррупция; неопределенность функций многих государственных служащих; неоднозначность толкования законов. Фактором, способствующим обострению ситуации является многократное различие доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Межнациональные, межэтнические конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни, политической обстановкой в них. Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт. Истоки возникновения конфликтных отношений: . физические потребности (материальное благополучие, пища); . потребности в безопасности; . социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие); . потребности в достижении престижа, знаний, уважения; . высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Конфликт проходит по трем основным стадиям: . предконфликтная ситуация; . непосредственно конфликт; . стадия разрешения конфликта. Всем конфликтам присущи 4 основных параметра: . причины конфликта; . острота конфликта; . длительность конфликта; . последствия конфликта. Социальный конфликт имеет как положительное, так и негативное значение: он делает социальные отношения более мобильными. Течение социальной жизни в условиях согласия разворачивается равномерно, медленно. Время, кажется, теряет свою власть над событиями жизни, но стоит разразиться конфликту, как все приходит в движение. Привычные нормы поведения и деятельности, годами удовлетворяющие людей, обрываются с удивительной решимостью и без всякого сожаления. Под ударами конфликтов все общество, предприятие, организация могут преобразиться, но могут и разрушиться. Конфликт может угрожать интеграции людей, вызвать раскол в малоустойчивых группах и т.д. Именно разрушительное проявление социального конфликта представляется проблемой, требующей контроля и устранения. Задача управления социальным конфликтом как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания, снизить его негативные последствия. Все социальные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе. 3. Для тематического анализа была рассмотрена программа телепередач канала «1+1». Впервые в истории украинского телевидения в 1995г. была образована украиноязычная телекомпания, которая сегодня способная конкурировать не только с украинскими, но и с российскими и зарубежными телекомпаниями. Студия «1+1»- это современный семейный канал, который учитывает интересы всех слоев общества. Это авторитетный, популярный и конкурентно способный телеканал, которого отличает от других телекомпаний единая визуальная и концептуальная целостность. Студия «1+1» осуществляет трансляцию на втором общенациональном канале Украинского телевидения 12 часов: с 7.00 до 10.00 и с 16.00 до 24.00. Очень популярны программы собственного производства, в частности историко-культурные программы: «Телемания» - каждый выпуск – это, фактически, отдельный документальный фильм вокруг определенной темы. иногда это историческое событие, иногда личность (необязательно историческая), иногда специальный репортаж (не обязательно заграничный), взгляд на Крещатик на протяжении последних 100 лет его истории; «Версии Ольги Герасимюк» - авторская программа Ольги Герасимюк. Это версии событий, которые переворачивают жизнь человека или всего человечества, это версии жизни, которые изменяют представления о мире. Истории из жизни- страшные, запутанные, детективные, но только правдивые; «ХХІ –21»- -ведущие журналисты предлагают свой особенный взгляд на главные события недели в Украине и в мире, а также ток-шоу с участием политиков, деятелей культуры и искусства как «Табу»-базируется на дискуссионной основе. «Табу» приглашает к участию в программе по одному «главному представителю» с каждой стороны, которые представляют более обоснованное профессиональное суждение и отвечают на вопросы своих оппонентов; развлекательные и юмористические программы «Как стать звездой» -создана в жанре караоке. В программе берут участие звезды эстрады, шоу-бизнеса. Но действительно действующие лица-зрители, которые под фонограмму исполняют шлягер; «СВ-шоу»-веселый «разговор в дороге». Андрей Данилко в образе Верки Сердючки сопровождает звезд в их «телевизионных путешествиях». Ироническое интервью с кофе. Импровизация, сюрпризы. Авторы и ведущие этих программ стали звездами украинского телевидения. Количество новостей на каналах увеличилось, что означает начало очередного телесезона. Студия «1+1» представляет каждодневные выпуски информационной программы «ТСН»-освещение событий, которые реально интересуют людей. Студию «1+1» можно считать лидером: ТСН выходят в будни по 8 раз в день. Особенно напряженный график по-утрам с 7.00 до 10.00, когда в эфире короткие и динамичные сюжеты. Основная программа – в 21.45- длится около получаса. Вслед за этим каналом больше, чем другие информируют о событиях в стране и мире телеканалы «Интер» и «СТБ». Сейчас утренние выпуски на канале «1+1» состоят условно из 3-х частей: вчерашние события в Украине, новости в мире и анонс на день. Дневные выпуски, как правило, имеют и свою тему, заложенную в коротких сюжетах. Итоги дня, анализ событий и что они означают, прогнозы в вечерних новостях. Студия «1+1» заявила, что стремится стать более журналистским каналом, т.е. на профессиональном уровне освещать самое главное, использовать прием-«прямое включение из мест событий». Недостатком является недостаточное ознакомление с событиями за пределами Киева. Также популярна утренняя информационно-развлекательная программа «Сніданок з «1+1», которая имеет высокой рейтинг среди зрителей. Много телепрограмм пытаются утром развлечь телезрителя, но лишь канал «1+1» предлагает «позавтракать» вместе. Авторы «Сніданку» имеют разнообразное «телевизионное меню» - многочисленные рубрики, викторины и конкурсы, горячие новости, музыкальные клипы, астрологические прогнозы и прогноз погоды, медицинские советы и новости спорта, искусства, культуры. Важной составной частью программы является беседа в прямом эфире с гостем – известной и интересной личностью. Значительное место в эфире занимают сериалы и художественные фильмы. Программы студии «1+1» очень популярны в украинской зрительской аудитории. Эта популярность имеет прогнозируемую тенденцию к увеличению, что подтверждается комментариями журналистов в прессе. ЛИТЕРАТУРА. 1.Фролов С.С «Социология» М.1996 2.под ред. Городяненко В.Г. «Социология» Киев 1999 3.Экономический словарь менеджера.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.