Профстандарт педагога утвержденный правительством рф пример. Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада? Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

Профессиональные стандарты в Российской Федерации– это такие характеристики, которым должен соответствовать каждый сотрудник для работы на своей должности. Их понятие и, сами их характеристики, были разработаны впервые правительством по указу президента №597. А сами стандарты разработало Минтруда РФ социальной защиты. Они присутствуют на официальном сайте и в Трудовом кодексе РФ. Регулируются федеральными законами об изменениях, зарегистрированных в Минюсте.

С июля 2016 года каждый работодатель будет обязан принимать на работу людей, которые будут соответствовать требованиям. То есть, они будут обязательны для всех. Изменения и обновления стандартов утверждается приказом минтруда.

Профессиональные стандарты утвержденные министерством труда 2016 — перечень

В период с 2012 до 2013 года документы активно разрабатывались. И с 2013 года началась их апробация и внедрение в систему, но они носили рекомендательный характер. Такой закон направлен, прежде всего, на повышение квалификации сотрудников для того, чтоб они больше соответствовали структуре своей деятельности. Перечень, утвержденный Минтруда, есть на федеральном официальном сайте.

Исходя из всех требований, руководитель может создавать должностные инструкции, разрабатывать кадровую политику, оплату труда, заниматься обучением на основе дополнительных курсов, аттестацией или переаттестацией персонала. Разработан документ под многие специальности, а том числе юриста, юрисконсульта, внутреннего аудитора, которые так же утверждены минюстом. Каждый в своей области имеет несколько разделов.

Профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года

В социальной сфере и в каждом образовательном учреждении педагог должен соответствовать определенным требованиям, установленным Минтруда и соцзащиты №544н. С января 2015 года педагог должен соответствовать такому требованиям, указанным в документе. С 2017 года планируют внести изменения. Распространяется на разные образовательные организации, в том числе дошкольное (должность воспитателя) и начальное, среднее и высшее школьное образование (преподаватель, учитель).

Он определяет обязательные требования для формирования трудового коллектива, а именно: опыт работы, профессиональные качества. Указано, преподаватель какого предмета чему должен обучать детей и в какой период повышать свою квалификацию.

В такой стандарт введена должность психолога образовательного учреждения. Он должен проводить тестирование детей, педагогов, научить их проводить самоанализ и самооценку, проводить познавательные презентации.

Профессиональный стандарт бухгалтера с 2016 года

Такой нормативный документ был разработан в декабре 2014 года, введен в работу в 2015 году и действует до сих пор. В нем указаны две должности: бухгалтер (экономист) и главный бухгалтер. Для каждой из них применяются свои требования: уровень квалификации, стаж работы, должностные обязанности. На их основе разрабатывается в организации уровень оплаты труда.

Для главбуха более короткий, чем для обычного бухгалтера. Основной обязанностью является составление отчетности и ведение налогового учета. Тогда, как у бухгалтера обязанностью является ведение учета по отдельным участкам. Минтруда считает, что один бухгалтер не может работать на всех участках. А также работодатель может перенаправлять бухгалтеров на разные должности — младший, старший бухгалтер.

Специалист в сфере закупок

Приказом Минтруда №625н, которые носит название «Специалист в сфере закупок», были разработаны стандарты, которые необходимы такому работнику. Они гласят о том, какой квалификацией должен владеть сотрудник для государственных и муниципальных закупок. Такой специалист должен уметь проводить экспертизу образования цен и самого качества товара. Специалист проводит постоянное слежение за всеми закупками и заказами.

Специалист по кадрам

Для кадровика разработан достаточно большой и разноуровневый документ. Специалисты делятся на три категории: оперативный, тактический и стратегический. Таким документом четко установлено то, чем должен владеть работник на своем уровне, какие должны быть в наличии знания. Например, человек, работающий по кадровому делопроизводству, должен знать не только документальное оформление. На более высоких должностях человек должен уметь выявлять разные стороны потенциальных сотрудников, знать основы развития карьеры.

Специалист по охране труда

В правилах для такого сотрудника указаны уровни квалификации (6 или 7), какими знаниями и умениями должен обладать работник. А также то, какие существуют возможности повышения квалификации.

Сотрудник, находящийся на такой должности, должен уметь обеспечить безопасность при работе и производстве. Если это объект, на котором есть повышенная опасность, работодатель может предоставить курсы подготовки к работе на таком предприятии. Если предприятие обычное, стаж нужен не менее трех лет.

Специалист по управлению персоналом

Этот стандарт был введен в работу с ноября 2015 года. Выставляет такие требования к специалистам, как умение вести документацию, обеспечивать постоянный карьерный рост, уметь управлять своими сотрудниками.

Для устройства на работу подойдет среднее специальное образование или курсы подготовки такого рода специалистов. Для того, чтоб устроиться на руководящую должность, опыт работы должен быть не меньше, чем 5 лет.

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Профстандарты для педагогов 2017 года — новое явление в российском трудовом праве. Посмотрим же, что конкретно государство планирует внедрить в этой области и для каких педагогических профессий будут действовать профессиональные стандарты с начала 2017 года.

Цели введения Минтрудом профстандарта педагога

С июня 2016 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, подробно описывающих уровень квалификации, который должен иметь каждый из перечисленных в них работников. По состоянию на май 2017 года утверждены стандарты для более чем 35 направлений деятельности — и на первом месте среди них стоит сфера образования.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Одним из способов исправления того положения, что сложилось сейчас, государство и лично президент видят как раз утверждение общеобязательных стандартов для тех, кто работает в педагогической области. Введение профстандартов для педработников позволит решить сразу несколько вопросов:

  1. Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  2. Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  3. Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  4. Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Общая характеристика профессиональных стандартов для педагогов

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  • возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  • размер оплаты труда;
  • порядок исчисления стажа;
  • определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Проект профессионального стандарта педагога 2013 года, профстандарты педагогических работников 2014, 2015, 2016 и 2017 годов

Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.

Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:

  • дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
  • начальное образование (1-4 классы);
  • основное образование (5-9 классы);
  • среднее (до 11 класса).

В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.

В 2014 году никаких профстандартов для педагогических работников не принималось, в 2015 же Минтруд утвердил сразу 3 профессиональных стандарта:

  • для педагога-психолога;
  • педагога, работающего в области дополнительного образования (как детей, так и взрослых);
  • педагога, занимающегося профессиональным обучением.

С июля 2016 года профстандарты стали обязательными, однако для педагогов было сделано исключение — для представителей этой профессии обязательность применения профстандартов датирована 01.01.2017.

Содержание и структура заполненного профессионального стандарта педагога

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:

  1. Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
  3. Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
  4. Сведения об организациях-разработчиках.

Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.

18 октября 2017 года. В Московском государственном психолого-педагогическом университете 18 октября с 11 00 ч до 13.00 ч (мск) состоится семинар в дистанционной форме (вебинар) «Обсуждение регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Организаторы вебинара: Министерство образования и науки Российской Федерации; Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Московский государственный психолого-педагогический университет.

Дата и время проведения вебинара: 18 октября 2017 года с 11 00 ч до 13.00 ч (по московскому времени).

Участники вебинара:
члены Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, координаторы и члены пилотных площадок субъектов Российской Федерации по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», педагоги-психологи образовательных организаций, представители организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующих программы профессиональной подготовки педагогов-психологов, эксперты в области разработки и применения профессиональных стандартов.

Участникам вебинара необходимо заполнить заявку в электронной форме ().

Вебинар состоится в дистанционной форме.

Участие в вебинаре бесплатное.

Информационные партнеры вебинара:

  • Интернет-сайт Московского государственного психолого-педагогического университета — мгппу.рф

Цель проведения вебинара: обсуждение результатов мониторинга регионального опыта применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Основные задачи вебинара :

  1. Анализ практики применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», выявление и анализ проблем при его внедрении;
  2. Обсуждение вопросов актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Материалы вебинара

Информационное письмо о проведении семинара-вебинара (скачать)
Программа семинара-вебинара (скачать)
Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в режиме адаптации (скачать)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (скачать)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ПОДКЛЮЧЕНИЮ К РАБОТЕ СЕМИНАРА-ВЕБИНАРА (ВИДЕОТРАНСЛЯЦИИ) (для слушателей вебинара)

1. Дата проведения видеотрансляции 18 октября 2017 года
2. Время проведения видеотрансляции с 11 ч 00 мин до 13 ч 00 мин по московскому времени
3. Технические требования к оборудованию для просмотра видеотрансляции
  1. Персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
  2. Колонки, наушники или встроенный динамик.
4. Подключение к видеотрансляции В 11 ч 00 мин 18 октября 2017 года начнется видеотрансляция работы вебинара.

Ссылка для подключения к видеотрансляции вебинара: https://www.youtube.com/user/fdomgppuru/live

5. Примечание Если на экране компьютера вместо прямой видеотрансляции по данной ссылке откроется страница «Трансляция начнется через…», это означает, что видеотрансляция еще не началась (до 11 ч 00 мин 18.10. 17). В подобном случае следует обновить страницу видеотрансляции (кнопка F5) (после 11 ч 00 мин 18.10.2017) или заново перейти по ссылке, указанной в пункте 4.
6. Рекомендации для дистанционных участников семинара-вебинара: А) Презентации докладчиков, а также другие материалы вебинара (в том числе видеозапись работы вебинара) будут размещены на сайте .Б) Дистанционные участники семинара-вебинара могут размещать свои вопросы и комментарии на странице видеотрансляции . Для размещения вопросов и комментариев необходимо наличие и авторизация электронной почты на Google (Gmail). Также вопросы можно направлять в наш электронный адрес [email protected] .

В) При возникновении трудностей во время прямой видеотрансляции просим обращаться к специалисту по технической поддержке видеотрансляции — Шуленина Юлия по электронной почте (e-mail: [email protected]).

Требования к педагогическим работникам, в том числе и к воспитателям дошкольных организаций, теперь будут урегулированы новым нормативным документом. С 01 января 2017 года вступил в силу Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ. Какие последствия для работодателя наступили в связи со вступлением в силу названного выше документа? Какие действия необходимо предпринять руководителю для применения профстандарта? Рассмотрим эти вопросы в настоящей статье.

В какие сроки начнет действовать профстандарт Педагога?

Как мы уже отметили выше, данный документ начал действовать еще с 01.01.2017 года. К счастью, это не означает, что прямо с начала нынешнего года работодатель должен строго руководствоваться этим профстандартом, а работники должны соответствовать требованиям, указанным в нем. Есть нормативные акты, которые позволят работодателю немного подготовиться к работе по профстандарту Педагога, утвержденному Минтрудом.

1. Проект Приказа Минтруда РФ, который приостанавливает действие профстандарта Педагога. В указанном правовом акте предлагается перенести срок начала действия профстандарта для педагогических сотрудников на 01 сентября 2019 года. Причинами переноса сроков являются следующие обстоятельства:

  • многочисленные обращения педагогических сотрудников и представителей профсоюзов о том, что работодатели и работники пока не готовы к применению профстандарта;
  • не сформирована единая система оценки уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • федеральные государственные стандарты высшего и профессионального образования должны быть приведены в соответствие с профстандартом.

Пока данный документ находится только на стадии общественного обсуждения и еще не прошел процедуру регистрации в Минюсте. Мы следим за ходом принятия этого нормативного акта, и будем держать вас в курсе этого вопроса.

2. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Данное правительственное постановление устанавливает особенности применения профстандартов в государственных и муниципальных учреждениях. Чиновники дали время указанным организациям, чтобы перейти на применение профстандарта вплоть до 01.01.2020 года.

Какие действия необходимо предпринять для перехода на профстандарт Педагога?

В указанном выше постановлении Правительства РФ отмечено, что до начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны полностью перейти на применение профстандарта. Для этого потребуется утвердить план по организации применения профстандарта. Данный план должен включать в себя следующие сведения:

  • список профстандартов, которые подлежат применению в вашей организации;
  • о необходимости получения работниками дополнительного образования, профессионального обучения после проведения оценки соответствия их компетенции квалификационным требованиям, указанным в профстандарте, а также сведения о проведении данных мероприятий;
  • этапы применения профстандарта;
  • перечень внутренних документов организации, в которые необходимо будет внести изменения в связи с применением профстандарта (положение об аттестации, положение о премировании, должностные инструкции и т.д.).

Ознакомиться и скачать Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ, вы сможете по ссылке, размещенной в конце статьи.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.