Атомное оружие кндр. У кима за пазухой: что известно о ракетно-ядерной программе кндр. «Северокорейский ядерный кризис»

Северная Корея заявляет, что обладает ядерным оружием, однако оценки арсенала в зависимости от источника существенно разнятся. Так, Пхеньян неоднократно объявлял, что обладает 50 ядерными зарядами, мощности которых хватит для уничтожения Южной Кореи, Японии и США. Исследователи же авторитетного Американо-корейского института при Университете Джона Хопкинса (США) сообщают, что на вооружении КНДР находятся от 10 до 16 ядерных боеголовок и бомб. Институт Брукингса (США) же рапортует о том, что Северная Корея обладает лишь 8 зарядами.

Способна ли Северная Корея нанести ядерный удар?

Способна ли Северная Корея самостоятельно производить ядерное оружие?

Да, способна. Страна обладает не только технологиями, но и необходимой инфраструктурой: ядерным комплексом в Йонбене. Правда, точной информации о количестве оружейного плутония, который способен производить этот комплекс, в свободном доступе нет. Дело в том, что северокорейские власти не пускают на ядерный объект специалистов МАГАТЭ*.

7 июня 2015 года Государственный департамент США обвинил КНДР в создании нового подземного ядерного комплекса, цель которого — производство оружейного плутония для ядерных боеголовок и бомб.

В чём заключается ядерная доктрина Северной Кореи?

В ядерной доктрине Северной Кореи написано, что «ядерное оружие служит для сдерживания противника и нанесения ответного удара в случае агрессии». Пхеньян также отмечает, что ядерная программа ему нужна для развития в стране системы атомных электростанций (АЭС).

Может ли международное сообщество как-то повлиять на ход северокорейской ядерной программы?

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (англ. IAEA, сокр. International Atomic Energy Agency) — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене.

Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.

В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.

Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.

11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).

1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.

1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.

15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.

21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.

1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.

В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).

31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.

В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.

В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.

29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.

В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".

7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).

В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.

3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.

17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.

21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.

21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".

13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.

25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.

6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.

7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.

12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.

13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".

5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.

12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.

18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".

12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).

В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.

9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).

14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.

3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".

23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.

2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.

20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".

13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.

22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).

7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.

30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.

24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.

10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".

сайт изучил мнения экспертов о том, сколько у ядерных ракет и кому они могут угрожать.

Внимание всего мира приковано к противостоянию КНДР и США. Северная Корея запланировала испытать очередную баллистическую ракету; впрочем, пуск, по всей видимости, не удался, но главным свидетельством этого остается только молчание северокорейских СМИ о важном мероприятии, приуроченном к 105-летию со дня рождения Ким Ир Сена.

Президент США продолжает демонстрировать, что намерен решительно действовать на международной арене: вслед за бомбардировкой Сирии по подозрению в применении правительственными войсками химического оружия он отдал приказ направить к берегам Северной Кореи военные корабли. В Пхеньяне в ответ заявили, что если заподозрят США в готовности напасть, то оставляют за собой право на упреждаюший удар.

В январе 2003 года КНДР вышла из Соглашения о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединилась в 1985 году. Незадолго до этого официальные власти страны признали, что в нарушение договоренностей с США продолжали неподконтрольное использование ядерных технологий.

Одна из организаций, регулярно отслеживающих новости о ядерной программе КНДР (и анализирующих в том числе данные спутникового наблюдения), - американский Институт науки и международной безопасности. Летом 2016 года его эксперты оценивали объем материала для ядерного оружия, находящийся в распоряжении Пхеньяна, как достаточный для того, чтобы создать

от 13 до 21 ядерных боеголовок.

Эксперты Института считают, что за последние два года ядерный арсенал Северной Кореи увеличился на четыре-шесть эквивалентов одной боеголовки - и уменьшился на одну, так как в начале 2016 года страна провела очередное подземное испытание ядерного оружия.

Главный вопрос - есть ли у Пхеньяна средства доставки ядерных боеголовок, и если да, то какие. Именно испытание баллистической ракеты средней дальности, якобы провалившееся и теперь замалчиваемое государственными СМИ Северной Кореи, стало поводом к обострению отношений между США и КНДР.

Ранее источники в КНДР сообщали южнокорейской прессе , что ракета, которую Пхеньян планировал испытать на днях, имеет дальность до 10 тысяч километров.

Деннис Уайлдер, экс-советник президента США Джорджа Буша - младшего, уверяет в комментарии Daily Express , что, по данным разведки, Северная Корея может испытать и получить на вооружение баллистические ракеты, способные доставить ядерный заряд на территорию США, в течение четырех ближайших лет. Другой эксперт - профессор Зигфрид С. Хэкер из Стэнфордского универститета - в

10 января 2003 года КНДР, которая сегодня является хотя никем и не признанной, но по факту ядерной державой, заявила о выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), громко хлопнув дверью. Власти страны (тогда ей управлял Ким Чен Ир, отец нынешнего руководителя Ким Чен Ына) заявили, что делают это в знак протеста против нарушения суверенитета страны.

США в то время действительно довольно жетско взялись за режим в КНДР — Северная Корея вместе с Ираном и Ираком была причислена тогдашним президентом США к «оси зла», а американские военные всерьез рассматривали решение проблемы КНДР военным путем.

Правда, Пхеньян утверждал в тот период, что не собирается разрабатывать ядерное оружие, а сосредоточится лишь на мирном атоме. Однако этим заявлениям не очень поверили, но убедиться в том, что КНДР не занимается разработкой ядерного оружия, было тяжело.

Выход из ДНЯО был для КНДР не первым. Она присоединилась к договору в 1985 году, однако вышла из него уже через 8 лет. Играя в кошки-мышки с международным сообществом, КНДР в лице ее амбициозного руководства давно мечтала обзавестись ядерным оружием, правда, во времена холодной войны это было невозможно. Союзники — СССР и Китай — хотя и находились во враждебных отношениях друг с другом, не желали появления еще одной ядерной державы.

К началу 1994 года на Корейском полуострове назрел первый ядерный кризис. провело несколько инспекций ядерных объектов КНДР, результаты которых дали основания подозревать страну в сокрытии некоторого количества плутония.

МАГАТЭ потребовало от КНДР предоставить доступ для инспекции двух специальных объектов по хранению ядерного топлива, на что Пхеньян ответил отказом. Тогда организация пригрозила постановкой этого вопроса в , но это не изменило позицию КНДР, которая продолжала уклоняться от инспекций, мотивируя свой отказ возобновлением американо-южнокорейских военных учений в регионе и началом полувоенного положения в этой стране.

Однако администрация тогдашнего президента США после длительных переговоров сумела убедить КНДР отказаться от немирного атома.

Сказалась мудрая позиция главы Уильяма , который смог уговорить президента использовать не только кнут, но и «пряник».

Блистательный математик и в прошлом университетский профессор, Перри убедил президента, что в случае нанесения ударов по КНДР последствия могут быть непредсказуемыми для всего Корейского полуострова. В октябре 1994 года между США и КНДР было подписано соглашение, сводящееся к тому, что в обмен на сворачивание ядерной программы Пхеньян получит от Вашингтона масштабную помощь, а Южная Корея обязалась построить на территории этой страны два реактора на легкой воде. США также смогли убедить КНДР вновь присоединиться к ДНЯО.

Однако все эти инициативы были впоследствии свернуты, когда к власти пришел республиканец Джордж Буш-мл. Его министр обороны не отличался рассудительностью Перри и был сторонником жестких решений.

Правда, КНДР тоже не сидела сложа руки и проводила испытания ракет, работая над программами военного атома.

Посетив Пхеньян осенью 2002 года заместитель Госсекретаря США по восточноазиатским делам объявил, что у Белого дома имеется информация об осуществлении Северной Кореей программы по обогащению урана для создания ядерного оружия, на что в Пхеньяне ответили утвердительно. Северная Корея объявила о своем окончательном выходе из ДНЯО.

С тех пор загнать джинна обратно в бутылку больше не удавалось, несмотря на многочисленные попытки повлиять на КНДР со стороны США, а также других игроков — таких как Россия и Китай. А достаточно интенсивные испытания ядерного оружия, которые начались еще при , продолжились и при его сыне — .

Именно при его правлении КНДР провела серию испытаний баллистических ракет с подводной лодки, а в декабре 2015 года глава страны заявил, что КНДР теперь располагает водородным оружием. Он отметил, что «могущественная ядерная держава готова взорвать атомную и водородную бомбы, чтобы надежно защитить свою независимость».

При этом, несмотря на карикатурный образ типичного диктатора из американского боевика, Ким Чен Ын — вполне прагматичный политик.

По мнению эксперта Международного фонда Карнеги Джеймса Эктона, «ничто не указывает на то, что Ким Чен Ын безумен» и главным мотиватором его поведения является сохранение власти. «В случае ядерной атаки на США последует ответный удар, нацеленный на смену политического режима КНДР — то, чего не хочет Ким Чен Ын», — отметил эксперт в интервью журналу New Scientist.

Схожей точки зрения придерживается профессор Munk School of Global Affairs в Канаде Тина Парк. «Cохранение режима является основной движущей силой. Этот жестокий диктаторский режим, который делает все, чтобы устоять, несмотря на серьезные экономические трудности. КНДР хочет быть уверенной, что на нее не нападут США, Япония и Южная Корея. Южная Корея и США поддерживают крепкий союз, и на Корейском полуострове сосредоточено много военных сил», — сказала Парк в интервью изданию Global News.

Эксперты считают, что Северная Корея вряд ли в ближайшее время вернется в ДНЯО и будет лишь развивать ядерную программу. При этом Ким Чен Ын предлагает и собственные «пряники» Южной Корее. Во время переговоров на этой неделе стороны договорились, что КНДР будет участвовать в Олимпийских играх в Пхеньчхане. Похоже, Ким Чен Ын усвоил принцип, который некогда высказал знаменитый создатель оружия Сэмюэл Кольт: «Доброе слово и пистолет делают гораздо больше, чем только доброе слово».

Начало исследованиям в области ядерной энергетики в Северной Корее было положено в 1956 г., когда между КНДР и СССР было подписано соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1964 г. также при содействии СССР был основан научно-исследовательский центр в Енбене, а чуть позже введен в эксплуатацию 5-мегаваттный ядерный реактор. Примерно в то же время, по мнению ряда экспертов, КНДР и были начаты работы по применению ядерной энергии в военных целях.

В течение последующих нескольких десятков лет в КНДР была сформирована разветвленная ядерная инфраструктура, включающая в себя, в частности, Колледж ядерной физики при Университете им. Ким Ир Сена и Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека в Пхеньяне, Исследовательский центр атомной энергии, урановый рудник и обогатительное предприятие в Пакчхоне, Исследовательский центр атомной энергии и Научный университет в Пхенсоне. Также на территории КНДР были открыты и введены в эксплуатацию ряд урановых рудников.

Вместе с тем, в 1985 г. КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в 1991 г. - с Республикой Корея - соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны, а в 1992 г. - с МАГАТЭ - договоренность о допуске к ядерным объектам сотрудников агентства. Согласно результатам последовавшей проверки, КНДР действительно вела работы по производству необходимого для производства боевых зарядов оружейного плутония. В том же - 1992-м - году руководство страны отказало МАГАТЭ в проведении инспекций в местах складирования отработаного ядерного топлива, а в следующем и вовсе выступило с заявлением о намерении выхода из ДНЯО.

11 июня 1993 г. опубликовано совместное заявление КНДР и США. Документ, в частности, указывал, что КНДР приостанавливает выход из ДНЯО, а США создают Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО) для замены северокорейских газографитных реакторов на легководные (ощутимо снижающие возможность использования нарабатываемого в них плутония в военных целях).

1-3 сентября 1993 г. в КНДР состоялись переговоры с делегацией МАГАТЭ о "пристрастности" инспекций последнего.

1 марта 1994 г. группа экспертов МАГАТЭ прибыла в КНДР для проверки установленного на ядерных объектах контрольного оборудования агентства.

15 мая 1994 г. КНДР выступила с заявлением о начале замены графитовых стержней в реакторе в Ионбене.

21 октября 1994 г. опубликовано рамочное соглашение КНДР и США по решению ядерной проблемы и урегулированию двусторонних отношений. Документ, в частности, обязывал США предпринять меры по строительству в КНДР АЭС на двух легководных ядерных реакторах общей мощностью 2 млн квт, а также - еще до завершения строительства первого реактора к 2003 г. - обеспечить поставку в КНДР жидкого топлива в объеме 500 тыс. т в год. От КНДР было получено обязательство заморозки и демонтажа имеющегося газографитного реактора. Помимо этого, согласно документу, гарантировал сохранение КНДР в качестве участницы ДНЯО.

1 ноября 1994 г. КНДР объявлено о приостановке строительства реакторов с графитовыми замедлителями мощностью 50 тыс. квт и 200 тыс. квт.

В марте 1995 г. официально утвержден Международный консорциум по развитию энергетики на Корейском полуострове (КЕДО).

31 августа 1998 г. КНДР осуществила испытательный запуск трехступенчатой баллистической ракеты, пролетевшей над территорией Японией, а затем упавшей в акваторию Тихого океана.

В 1999 г. КНДР дала согласие на установление до 2003 г. моратория на подобные запуски.

В 2001 г. администрацией США КНДР внесена в список стран, подозреваемых в нарушении запрета на исследования в области биологического оружия.

29 января 2002 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим в послании к конгрессу страны КНДР охарактеризованы в качестве составной части "оси зла" наряду с Ираком и Ираном. Руководством Северной Кореи в ответ заявлено о равносильности такого высказывания объявлению войны.

В марте 2002 г. в Нью-Йорке постоянным представителем КНДР в ООН проведены две встречи со специальным представителем США на корейских мирных переговорах Джеком Притчардом. В адрес последнего, в частности, было сделано сообщение о том, что вопрос о возобновлении переговоров двух стран "рассматривается в благожелательном свете".

7 августа 2002 г. в КНДР силами КЕДО начато строительство фундамента для одного из легководных реакторов. Вместе с тем, строительные работы, финансируемые Республикой Корея и Японией, ограничились возведением железобетонного каркаса реактора (чему в определенной степени способствовало изменение политики США в отношении КНДР после смены президентов).

В октябре 2002 г. КНДР уведомила США, что более не намерено придерживаться соглашения о решении ядерной проблемы. Помимо этого, Северной Кореей было признано многолетнее тайное осуществление программы в нарушение упомянутой договоренности.

3-5 октября 2002 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли совершен визит в КНДР, в ходе которого были представлены свидетельства продолжения Северной Кореей собственной ядерной программы. КНДР было признано возобновление разработок из-за невыполнения обязательств США по строительству легководных реакторов.

17 октября 2002 г. лидером КНДР Ким Чен Иром сделано заявление о разрешении инспекторам МАГАТЭ на проведение проверки ядерных объектов страны.

21 октября 2002 г. государственным секретарем США Колином Пауэллом сделано заявление о том, что соглашение о переоснащении ядерной программы КНДР утратило силу в связи с нарушениями условий документа этой страной.

21-25 октября 2002 г. КНДР выступила с заявлением о собственном праве на создание ядерного оружия, но и одновременно заявила о готовности свертывания ядерных программ в обмен на помощь и договор с США "о ненападении".

13 декабря 2002 г. КНДР объявлено о возобновлении ядерной программы и о намерении вернуться к строительству ядерного реактора. Руководством Северной Кореи был подчеркнут вынужденный характер такого шага ввиду прекращения поставок мазута из США.

25 декабря 2002 г. КНДР приступила к удалению печатей с одного из заводов по изготовлению топливных стержней.

6 января 2003 г. МАГАТЭ выступило с ультимативным требованием в адрес КНДР о сворачивании ядерной программы.

7 января 2003 г. США заявлено о согласии на ведение переговоров с КНДР, но лишь при условии выполнения Северной Кореей международных обязательств.

12 марта 2003 г. МАГАТЭ на рассмотрение СБ ООН переданы материалы о нарушении КНДР обязательств о прекращении работ по созданию ядерного оружия.

13 марта 2003 г. официальным представителем МИД КНДР Ли Кван Хуком сделано заявление о том, что Пхеньян "в состоянии нанести сокрушительный удар по американским интересам во всем мире", а также обладает баллистическими ракетами, "способными поразить вражеские цели на любом расстоянии".

5 апреля 2003 г. президентом США Джорджем Бушем - младшим было дано обещание добиваться решения комплекса проблем, связанного с ядерной программой КНДР, мирным и дипломатическим путем. Одновременно Северная Корея выступила с предупреждением о том, что не намерена признавать законность каких-либо резолюций СБ ООН, принятых в связи с ядерной программой Пхеньяна.

12 апреля 2003 г. КНДР заявлено о согласии на переговоры с США в многостороннем формате, если Вашингтон откажется от своего враждебного подхода.

18 апреля 2003 г. КНДР заявлено о том, что в стране "на завершающей стадии успешно ведутся работы по ядерной программе, вплоть до переработки 8 тыс использованных стержней реактора".

12 мая 2003 г. КНДР в одностороннем порядке вышла из соглашение о создании на Корейском полуострове безъядерной зоны (заключенного в 1992 г. с Республикой Корея).

В июне 2003 г. США добиваются полного прекращения работ в рамках КЕДО по строительству легководного реактора, ссылаясь на отказ КНДР подписать протокол о компенсациях на случай инцидентов на будущей АЭС.

9 июля 2003 г. государственное разведывательное агентство Республики Корея представило в парламенте страны данные о проведении КНДР порядка 70 испытаний "устройств для ядерных взрывов" на полигоне, расположенном в 40 км к северо-западу от Йонбена. Помимо этого, по сведениям агентства, в КНДР завершена переработка 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора в Йонбене (и, таким образом, Пхеньяном получен оружейный плутоний для производства боевых зарядов).

14 июля 2003 г. министром иностранных дел и внешней торговли Республики Корея Юн Ен Гваном было заявлено, что у Южной Кореи отсутствуют достоверные подтверждения тому, что Северной Кореей завершена переработка использованных стержней ядерного реактора в Йонбене.

3 cентября 2003 г. парламентом КНДР принята резолюцию о том, что у страны не остается иного выбора кроме "активного наращивания ядерных сил сдерживания для защиты от возможных ядерных ударов со стороны США". Помимо этого, в резолюции было отмечено, что, учитывая "крайне враждебное отношение Вашингтона", Северная Корея "не видит смысла в продолжении шестисторонних переговоров до пересмотра США своей позиции".

23 сентября 2003 г. КНДР отвергла резолюцию 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ по свертыванию своих ядерных программ и отказалась вернуться к выполнению своих обязательств по ДНЯО.

2 октября 2003 г. КНДР объявлено об успешном завершении переработки 8 тыс. использованных стержней от ядерного реактора и направлении извлеченного из них оружейного плутония на укрепление собственных "сил ядерного сдерживания". По мнению некоторых экспертов, полученного плутония достаточно для изготовления 4-6 боевых зарядов.

20 октября 2003 г. во время саммита форума АТЭС в Бангкоке президентом США Джорджем Бушем - младшим в адрес КНДР было выдвинуто предложение об отказе от ядерной программы в обмен на предоставление США и другими государствами гарантий безопасности, однако отвергнута возможность подписания с Северной Кореей договора "о ненападении".

13 февраля 2004 г. помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли, на основании признания пакистанского ученого Абдулы Кхана о передаче последним ядерной технологии КНДР, сделано заявлено о том, что "ядерная программа КНДР существует дольше и развита сильнее, чем считали" США.

22 мая 2004 г. в американской газете "Нью-Йорк таймс" была опубликована статья, согласно которой в 2001 г. КНДР осуществлена продажа Ливии применяемого в вооружениях урана (а МАГАТЭ, в свою очередь, располагает доказательствами того, что этот уран был поставлен из КНДР).

7 июня 2004 г. КНДР было заявлено о намерении наращивать собственные "силы ядерного сдерживания", поводом к чему послужил подземный эксперимент с использованием субкритической массы плутония, проведенный США 25 мая 2004 г. на полигоне в штате Невада.

30 июня 2004 г. генеральным секретарем правящей либерально-демократической партии Японии Синдзо Абэ на встрече с помощником государственного секретаря США Джеймсом Келли было заявлено, что Япония готова компенсировать КНДР недостающую часть энергетических ресурсов в обмен на конкретные шаги по замораживанию ядерной программы в рамках общего плана предоставления Северной Корее гуманитарной помощи.

24 июля 2004 г. в СМИ КНДР были опубликованы материалы, характеризующие предложение США о свертывании ядерной программы страны в обмен на экономическую помощь "фиктивным". "Предложения США не достойны дальнейшего рассмотрения", - заявляет руководство КНДР.

10 февраля 2005 г. КНДР заявлено о выходе из шестисторонних переговоров (с участием России, США, Республики Корея, Китая и Японии) по выходу из кризиса, сложившегося вокруг ее ядерной программы, и впервые признано наличие собственного ядерного оружия. Согласно сообщению МИД КНДР, ядерные вооружения страны являются "всецело оборонительными" и будут оставаться "силой ядерного сдерживания".



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.