Установка ураган. Военное обозрение и политика. Дитя холодной войны

Реактивная система залпового огня «Ураган» обеспечивает одновременное поражение бронированных и небронированных целей на площади около 43 гектаров.

Современные реактивные системы залпового огня (РСЗО) являются сегодня одним из главных огневых средств Сухопутных войск России. В период с 1941 по 1945 годы их знаменитая прародительница «Катюша» наводила ужас на немецкие войска и превосходила их буксируемые установки РСЗО Nebelwerfer и Wurfrahmen (были приняты на вооружение в 1940 году) по мобильности и дальности поражения. Для мгновенного поражения различных целей на больших площадях Российская армия оснащена известными РСЗО и их модифицированными вариантами «Град» («Торнадо-Г»), «Ураган» и «Смерч» («Торнадо-С»).

В настоящее время реактивная система «Ураган» считается одной из самых известных и распространенных в армиях мира. Свое могущество и эффективность воздействия по целям высокомобильный «Ураган» убедительно доказал в реальных боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе и Украине, на Ближнем Востоке и в Африке.

История создания

РСЗО 9К57 «Ураган» создана по инициативе тульского Центрального НИИ точного машиностроения. На базе полевой реактивной системы М-21 в начале 60-х годов прошлого столетия здесь была разработана более мощная по огневому воздействию и дальности боевая машина реактивной артиллерии. На основании проекта (1964 года) в 1967-м научная работа «Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня «Ураган» (НВ-121-66) подтвердила возможность создания такой РСЗО с заданными характеристиками.

Во второй половине 1968 года был разработан аванпроект, в 1969–1970 годах уточнены тактико-технические требования для опытно-конструкторской работы. Проект предусматривал создание боевой (БМ) и транспортно-заряжающей (ТЗМ) машин на колесном (ЗИЛ-135ЛМ) и гусеничном (МТ-С) шасси. Рассматривался также вариант ТЗМ на базе автомобиля КрАЗ-253. Практические работы позволили определить типы боевых частей для реактивных снарядов. Главным конструктором системы в целом стал Александр Ганичев, боевой машины - Юрий Калачников. В окончательном варианте РСЗО «Ураган» была принята на вооружение и эксплуатируется с 1975 года. Серийно реактивную артиллерийскую систему «Ураган» производило ГНПП «Сплав» (Тула) в период с 1975 по 1991 годы.

Особенности

Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган» предназначена для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы, бронированной и небронированной техники, а также площадных (артиллерийских, ракетных и зенитных подразделений, командных пунктов, узлов связи, складов, мест базирования) и других объектов противника на дальностях от 8–10 до 35 километров. Кроме того, реактивная система «Ураган» может использоваться для сплошного минирования местности с использованием противопехотных и противотанковых мин.

Для решения указанных задач комплекс имеет боевые, обеспечивающие и учебно-тренировочные средства. Боевые элементы и средства боевого обеспечения РСЗО «Ураган» включают:

  • Боевую (БМ, 9П140) и транспортно-заряжающую (ТЗМ, 9Т452) машины;
  • 220-мм реактивные снаряды;
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (1В126) «Капустник-Б»;
  • Автомобиль для топографической съемки (1Т12-2М);
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс (1Б44);
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента (9Ф381).

Боевая машина (пусковая установка) боевой массой 20 тонн служит для транспортировки 16 реактивных снарядов, их пуска и поражения целей на площади не менее 42 гектаров. Артиллерийская часть - блок из 16 трубчатых направляющих с прицельными приспособлениями, механизмами наведения, средствами связи и управления - размещена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Блок может наводиться на цель в вертикальной (5–55 град.) и горизонтальной (до 240 град.) плоскостях. Направляющие с П-образным винтовым пазом придают первоначальное вращение снаряду для устойчивого полета по траектории. Реактивные снаряды могут запускаться залпом (интервал 0,5 секунды) и в «рваном» темпе (первые восемь через 0,5 секунды, последующие - через 2 секунды). В последнем случае снижается частота колебаний БМ и повышается кучность стрельбы. Расчет из четырех человек (в мирное время) обеспечивает перевод установки в боевое положение, оставление ею огневой позиции и перезарядку боекомплекта в течение 3, 1,5 и 15 минут соответственно.

ТЗМ (9Т452) на аналогичной колесной базе обеспечивает заряжание и разряжение пусковой установки. Перезарядка БМ боекомплектом из 16 реактивных снарядов производится в течение 15 минут. При полной загрузке БМ и ТЗМ могут передвигаться по шоссе с максимальной скоростью до 65 км/час и без предварительной подготовки преодолевать броды глубиной до 1,2 метра. Запаса топлива хватает на 500 километров пути.

Для решения задач пусковая установка может применять реактивные снаряды с различными головными частями:

  • Осколочно-фугасной (9М27Ф);
  • Кассетной (9М27К) с осколочными боевыми элементами;
  • Зажигательной (9М27С);
  • Объемно-детонирующей (9М51).

В зависимости от решаемой задачи их масса составляет от 89,5 до 99 кг. Для дистанционного минирования местности используются реактивные снаряды с кассетной головной частью для противотанковых (9М59) или противопехотных (9М27К2, 9М27К3) мин. Для морально-психологического воздействия на противника «Ураган» может применять снаряд (9М27Д), головная часть которого оснащается агитационными материалами.

Артиллерийская реактивная система «Ураган» безотказно работает при внешних температурах от –40 до +50ºС, ветре до 20 м/с, высокой влажности и запыленности воздуха на высотах до 3 тысяч метров над уровнем моря. Она может решать боевые задачи в условиях применения противником ядерного, химического и биологического оружия в любое время года и суток в погодно-климатических условиях любого региона мира, куда может быть доставлена любым видом транспорта. Система постоянно модернизируется с целью повышения боевых возможностей.

В настоящее время РСЗО «Ураган» является штатной огневой системой Российской армии. Кроме того, эта мощная огневая система имеется в армиях Украины, Афганистана, Чехии, Узбекистана, Туркмении, Белоруссии, Польши, Ирака, Казахстана, Молдавии, Йемена, Киргизии, Гвинеи, Сирии, Таджикистана, Эритреи, Словакии и других стран.

Боевое применение РСЗО «Ураган»

Боевое крещение РСЗО «Ураган» прошла в Афганистане - моджахеды называли ее «шайтан-труба» и очень боялись. Свою эффективность «Ураган» продемонстрировал в ЮАР и в войне Сирии с Израилем в начале 80-х годов. Огневая система использовалась против незаконных вооруженных формирований сепаратистов в Чеченской Республике и во время грузино-южноосетинского конфликта 2008 года. В 2014–2015 годах реактивную систему «Ураган» на автомобилях КрАЗ-6322 активно применяли вооруженные силы Украины на юго-востоке страны, а также ополченцы, которые захватили несколько пусковых установок в боях.

Высокие эффективность и эксплуатационная надежность РСЗО «Ураган» гарантируют ее применение в качестве огневого средства поражения в ближайшие 10–15 лет.

В начале 60-х годов в Тульском ГНИИ шли исследовательские работы по созданию системы с увеличенными количеством взрывчатого вещества в снаряде и дальностью стрельбы. Также предусматривалась высокая скорость передвижения в районе 70 км/час, достаточная проходимость и маленькое время готовности к стрельбе.

В 1967 году была закончена научно-исследовательская работа по созданию новой РСЗО, после чего приступили к научно-конструкторским работам.

Разработка велась в тульском «Сплаве» под руководством Ганичева. Характеристики будущей реактивной системы залпового огня заметно превосходили БМ-21 «Град».

С 1972 года конструкторы приступили к испытаниям новинки на полигоне и её доработке. В 1975 году РСЗО 9К57 «Ураган» поступила на вооружение советской армии.

Конструкция

Артиллерийская установка расположена на боевой машине 9П140. Это шасси построена на основе ЗИЛ-135ЛМ. Шасси обеспечивает достаточную проходимость за счёт полного привода на все 8 колёс и двигательной установки, состоящей из 2 V8 двигателей ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. каждый.

Помимо боевой машины в комплекс входят:

  • транспортно-заряжающая машина 9Т452;
  • комплекс управления огнём 1В126 «Капустник-Б»;
  • метеорологический комплекс 1Б44;
  • машина для топографической съёмки 1Т12-2М;
  • реактивные снаряды;
  • учебная аппаратура.

Транспортно-заряжающая машина создана на аналогичном боевой базе ЗИЛ-135ЛМ, перевозит 16 снарядов и способна выполнять заряжание/разряжание без дополнительной подготовки.

Механизированное устройство заряжания позволяет загружать снаряды не только с машины, но и с грунта за 15 минут.

Вооружение

При разработке «Урагана» ставилась задача увеличить эффективность, дальность и накрываемую площадь залпа.

Артиллерийская установка собрана из 16 трубчатых направляющих, установлена на люльке в виде прямоугольной платформы. Наведение осуществляется с помощью электрического привода. Его дублирует ручной привод.

Для увеличения точности и эффективности ведения огня, реактивные снаряды закручиваются вокруг своей оси при пуске благодаря П-образному пазу в направляющих.

Есть несколько режимов стрельбы, предусматривающих одиночные выстрелы, режим «рваного залпа» и залп.

При стрельбе «рваным залпом» «Ураган» выпускает 8 снарядов с паузами в полсекунды, ещё 8 – с паузами в 2 секунды.

В режиме залпа весь боекомплект выстреливается за 8,8 секунды на дальность от 10 до 35 километров. Вести огонь можно как из кабины, так и дистанционно.

По сравнению с «Градом» возросла не только дальность, но и накрываемая площадь до 42 гектаров вместе с кучностью, превзошедшей кучность предшественника в полтора раза.

При создании машины инженеры опередили весь мир, создав кассетную боевую часть для реактивной системы залпового огня. 9К57 «Ураган» получил различные боеприпасы, а именно:

  • 9М27Ф с осколочно-фугасной боеголовкой;
  • 9М27К с кассетной боеголовкой, содержащей осколочные поражающие элементы;
  • 9М27С с зажигательной боеголовкой;
  • 9М59, 9М27К2, 9М27К3 с кассетными боеголовками, содержащими противотанковые мины;
  • 9М51 с объёмно-детонирующей боеголовкой.

Модификации

9К512 Ураган-1м

Отличается новым шасси и бикалиберностью артиллерийской части.

База боевой и заряжающей машин «Астролог» идентична применяемой у «Искандера». Пусковая установка, благодаря бикалиберности, способна использовать родные реактивные снаряды калибра 220 мм и снаряды калибра 300 мм, применяемые в системе «Смерч».

Бастион-03

Созданная на Украине машина, отличается использованием базы КрАЗ-6322, что сделано для унификации украинской ракетной артиллерии.

Боевое применение

Армия широко применяла «Ураганы». Впервые машина появилась в Афганистане, где снаряды с объёмно-детонирующей боевой частью продемонстрировали свою эффективность.

Позже РСЗО прошла две Чеченские войны, приняла участие в конфликте 2008 года в Южной Осетии, отметилась во время боевых действий на Украине, начавшихся в 2014 году и в Сирии, например, была замечена во время освобождения Пальмиры.

Экспорт

Более 10 стран имеют на своём вооружение «Ураганы». В их число входят такие страны как Украина, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Узбекистан и Казахстан.

Эпилог

Традиционно для РСЗО, разработанной в СССР под руководством Ганичева, 9К57 «Ураган» оказался эффективным оружием, востребованным среди военных.

Созданная в далёком 1972 году, и принятая на вооружение в 1975, система до сих пор стоит на вооружении российской и других армий и остаётся надежным, эффективным и смертоносным оружием.

Материалы предоставлены: С.В.Гуров (г.Тула)

Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Ураган" предназначена для поражения живой силы, легкобронированной и бронированной техники мотопехотных и танковых подразделений противника в местах сосредоточения и на марше, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной инфраструктуры, дистанционной установки противотанковых и противопехотных минных полей в зоне боевых действий на удалении от 10 до 35км.

Учитывая принятие на вооружение в 1963 году Полевой реактивной системы М-21, Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения в инициативном порядке в 1963-1964 годах провел поисковую работу с целью исследования возможности создания более мощной системы по количеству взрывчатого вещества в залпе, более дальнобойной, при помощи которой было бы возможно решать в оперативном режиме боевые задачи на дальностях в диапазоне от 10 до 35-40 км.

В июне 1964 года в Министерство Машиностроения на рассмотрение был направлен "Проект полевой РСЗО системы "Ураган" с дальностью снаряда 35 км. В проекте предлагалось система, обладающая высокой маневренностью, скоростью передвижения до 70 км/ч, высокой проходимостью и возможностью открытия залпового огня за короткое время, которая могла бы быть использована для борьбы с живой силой, как открыто расположенной, так и укрытой в сооружениях полевого типа, огневыми средствами, танками, ядерным и химическим оружием и другими целями и объектами противника на дальностях до 35-40 км.

На основании приказа Министерства Оборонной Промышленности (МОП), датированного 28.12.1966 года, в 1967 году была начата НИР "Создание высокоточного ракетного комплекса залпового огня "Ураган" (НВ-121-66). Работа была окончена в декабре 1967 года с подтверждением возможности получения заданных характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизма задержки раскрытия стабилизатора, механизма отделения, аэродинамических продувок и стрельбы модельными снарядами и рекомендована на проведение опытно-конструкторской работы (ОКР).

Результаты проведенных работ были одобрены подсекцией №1 секции 1 НТС МОМ и тема рекомендовалась для проведения ОКР после устранения отмеченных недостатков.

Имеются и другие данные, согласно которым в 1967 году было закончено выполнение научно-исследовательской темы и разработан эскизный проект комплекса, подтвержденный стендовыми испытаниями узлов снаряда и пусковой установки, а также испытаниями стрельбой модельными снарядами. В результате проведенных работ сделан вывод о возможности и целесообразности создания комплекса “Ураган” со следующими характеристиками:

Комплекс “Ураган” с приведенными характеристиками превосходил штатную систему “Град” и значительно превосходил известные отечественные образцы, поэтому рекомендовался на проведение опытно-конструкторской работы.

На основании приказа Министра машиностроения и Министра оборонной промышленности от 27 февраля 1968 года №18/94 по основным требованиям в.ч. 64176 (исх. № а/774378 от 30 марта 1968 года) в III квартале 1968г. был закончен разработкой аванпроект комплекса “Ураган”.

Комплекс “Ураган” был предназначен для подавления и уничтожения живой силы и техники противника в местах сосредоточения на дальностях до 35 км.

Комплекс был разработан в составе:

  • неуправляемого реактивного снаряда;
  • боевой машины;
  • командирской машины;
  • транспортно-заряжающей машины.

В результате проведенных работ были получены следующие характеристики комплекса:

Для комплекса “Ураган” была показана возможность и целесообразность создания осколочно-фугасной боевой части, боевой части в специальном наполнении, а также кассетных боевых частей осколочного действия. Эти боевые части рекомендовались для проведения опытно-конструкторской разработки.
По боевым частям для дистанционного минирования противопехотными и противотанковыми минами и огневыми частями было необходимо провести исследовательские работы с изготовлением и испытанием опытных образцов.
В результате выполнения автопроекта была показана возможность применения радиотехнической пристрелки в целях повышения точности стрельбы. В случае применения радиотехнической пристрелки точность стрельбы комплексом “Ураган” могла быть получена не хуже ±1000 м.
Машина радиотехнической пристрелки могла быть создана как в виде самостоятельной командирской машины, так и в виде модификации боевой машины. В последнем варианте для размещения аппаратуры радиотехнической пристрелки должно было быть уменьшено число направляющих.
Вопрос о целесообразности создания в комплексе “Ураган” радиотехнической пристелки требовал дальнейших проработок.
Аванпроект комплекса “Ураган” был одобрен 2 Главным управлением (заключение исх. № I-6226 от 27.II.68г.) и решением подсекции №2 секции №I НТС Минмаша (исх. I-6224 от 4.I2.68г.) и рекомендован для проведения опытно-конструкторской работы.

Также имеются данные, согласно которым с целью устранения указанных недостатков, обнаруженных при проведении НИР, на основании приказа ММ и МОП №18/94 в 1968 году был разработан Аванпроект ракетного комплекса залпового огня "Ураган" и в сентябре 1968 года работа была рекомендована на проведение ОКР (из документа ТУЛГОСНИИТОЧМАШ (г.Тула) начала 70-х годов).

В 1969 году - начале 1970 года были проведены работы по составлению и корректировке тактико-технических требований на опытно-конструкторскую работу: “Армейская реактивная система залпового огня” “Град-3” (по изменениям начала 1970 года “Ураган”). Вероятно, это и есть ТТТ №0010 войсковой части 64176. В ее состав должны были входить боевая машина, транспортная машина, командирская машина, арсенальное оборудование. Предлагались следующие типы головных частей: фугасная (с заданным дроблением корпуса), кассетные осколочного действия, кассетная для дистанционного минирования местности. Решение о разработке боевых частей других типов (кумулятивной, зажигательной, агитационной и в специальном наполнении) должно было приниматься Министерством обороны и Министерством машиностроения по результатам аванпроекта во II квартале 1970 года. В конструкции снарядов должен был использоваться один для всех типов боевых частей реактивный двигатель на твердом топливе с нерегулируемым соплом (соплами) во всем интервале температур эксплуатации. Сменные сопла не допускались. В качестве базы предлагалось шасси ЗИЛ-135ЛМ. На стадии эскизного проектирования должны были быть проработаны варианты боевой и транспортной машин на шасси гусеничного транспортера-тягача МТ-С (см. вариант для РСЗО "Град-3" ("Ураган") и на доработку командирской машины для системы "Град-3" ("Ураган"). Количество направляющих задавалось равным 20 при использовании шасси ЗИЛ-135ЛМ и 24 - при использовании шасси МТ-С. Однако точное их количество должно было уточняться по результатам рассмотрения эскизного проекта. В качестве базы транспортной машины также рассматривался вариант на колесном шасси грузового автомобиля Краз-253.

Из письма А.Н. Ганичева (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ) в в/ч 64176 Елагину (ГРАУ) стало известно, что Минмашем и Миноборонпромом были утверждены следующие организации-исполнители по системе "Град-3":

  • Научно-исследовательский химико-технологический институт (г. Люберцы, Московская область, п/я А-7210) по отработке порохового заряда с системой воспламенения;
  • Завод "Красноармеец" с Государственным КБ... приборостроения (г. Ленинград, п/я В-8475) по средствам воспламенения;
  • Казанский НИИ химической промышленности (г.Казань, п/я В-2281) по вышибному заряду для кассетных головных частей;
  • Завод им. Масленникова (г.Куйбышев, п/я Р-6833) по взрывателю контактного действия для фугасной боевой части и дистанционной трубки механического типа для кассетных боевых частей;
  • Институт "Геодезия" (г.Красноармейск, Московская область, п/я Р-6766) по испытаниям и оценке эффективности боевых частей;
  • НИИ "Поиск" (г.Ленинград, п/я В-8921) по контактному взрывателю для боевого элемента кассетных боевых частей;
  • Красноармейский НИИ механизации (г.Красноармейск, Московская область, п/я А-7690) по снаряжению фугасной боевой части и разрывному заряду для боевого элемента кассетных боевых частей);
  • Орский механический завод (г. Орск, Оренбургская область, п/я Р-6286) по изготовлению корпусов двигателей и боевых частей.

МИНОБОРОМПРОМ:

  • Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина (г.Пермь, п/я Р-6760) по боевой и транспортной машинам;
  • Всесоюзный НИИ "Сигнал" (г.Ковров, Владимирская область, п/я А-1658) по доработке командирской машины.

Работы по созданию системы “Ураган” проводились на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 января 1970 года №71-26 (приказ Министра машиностроения от 28 января 1970г. №33).

На январь-февраль 1971 года с целью проверки мероприятий, связанных с работами по увеличению дальности стрельбы, должны были быть запланированы стрельбы снарядами системы "Ураган" из баллистической установки на лафете МЛ-20 в количестве 30 штук. Должны были быть поставлены снаряды с тремя видами оперения:

  • ножевого типа, с толщиной пера 7мм, и раскрытием перьев под углом 90° к продольной оси снаряда (вероятно имелось ввиду до угла 90°);
  • по схеме снаряда "Град";
  • комбинированного (сочетающего оперение снаряда "Град" и ножевого типа).

При продувках в ЦАГИ вариантов снарядов с тремя видами оперения были получены положительные результаты. Запас устойчивости составлял ~12%.

В письме от 26 апреля 1972 года упоминаются работы по стеклопластиковым трубам для пакетов направляющих боевых машин 9П140 и 9П139.

В 1972 году ТулгосНИИточмаш выполнял работы по теме НВ2-154-72 "Одноканальная система угловой стабилизации к снарядам типа "Град" и " " (начало работ - 1 квартал 1972 года, окончание - 2 квартал 1973 года).

В 1972 году изыскание конструкции одноканальной системы угловой стабилизации велось по двум направлениям:

  • на основе датчика угловой скорости с использованием газодинамических исполнительных органов;
  • на основании контактного датчика углов с пороховыми импульсными исполнительными органами.

Согласно отчету ТулгосНИИточмаш о работе в 1972 году, в 1972 году были проведены теоретические расчеты, моделирование на аналоговых электронных машинах, экспериментальные лабораторные исследования одноканальной системы угловой стабилизации и ее элементов для неуправляемых реактивных снарядов типа "Град" и "Ураган: Были определены основные требования к системе и ее элементам.

В состав одноканальной системы угловой стабилизации входили датчик угловых перемещений, электроннопреобразовательный блок, исполнительные органы газодинамического (или импульсного) типа.

Было определено, что применение одноканальной системы угловой стабилизации в снарядах типа "Град" и "Ураган" улучшает их характеристики по кучности стрельбы в 1,5-2 раза.

На элементы системы угловой стабилизации были разработаны чертежи, изготовлены макетные образцы и опробованы в лабораторных условиях. На момент составления или предоставления отчета выполнялось производство партии блоков одноканальной системы угловой стабилизации для проведения летных испытаний.

В 1972 году, на основании приказа начальника 2 Главного управления Министерства машиностроения от 20 декабря 1970 года №17, ТулгосНИИточмаш выполнял научно-исследовательскую работу по теме "Исследование путей создания дальнобойных снарядов для систем типа "Град" и "Ураган" (тема НВ2-110-71г).

В соответствии с целевой задачей темы, были выполнены теоретические и экспериментальные работы, которые продемонстрировали возможность увеличения дальности стрельбы снарядами систем "Град" и "Ураган" за счет применения прочных материалов для корпуса и высокоимпульсных топлив.

В 1972 году была завершена заводская отработка, и система была представлена на полигонно-войсковые испытания в следующем составе:

  • неуправляемые реактивные снаряды с фугасной (100-105 кг) и кассетной осколочного действия (80-85 кг) боевыми частями;
  • боевая машина 9П140 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т452 на шасси ЗИЛ-135ЛМ;
  • арсенальное оборудование.

На этапе заводской отработки были получены характеристики системы, удовлетворяющие основным тактико-техническим требованиям:

  • максимальная дальность стрельбы снарядами с фугасной боевой частью - 34 км., с кассетной боевой частью - 35 км.;
  • кучность стрельбы:
    • снаряд с фугасной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/197, по направлению Вб/Х = 1/174.
    • снаряд с кассетной боевой частью: по дальности Вд/Х = 1/261, по направлению Вб/Х = 1/152.
  • Приведенная площадь поражения кассетной боевой частью при условии подхода боевых элементов к цели 85-90°:
    • открыто расположенной живой силы (Еуд. = 10кгм/см 2) - 22090м 2
    • боевой техники (Еуд. = 135кгм/см 2) - 19270м 2
  • Приведенная площадь поражения фугасной боевой частью: боевой техники (Еуд = 240кгм/см 2) - 1804м 2 ;
  • Размер воронки: диаметр 8м, глубина 4,8м.

Количество направляющих боевой машины - 18; время залпа - 9с, возимый боекомплект снарядов на транспортно-заряжающей машине - 1 комплект.

Главный конструктор боевой машины Юрий Николаевич Калачников.

По данным, датированным 1986 годом, РСЗО "Ураган" (в источнике боевые машины БМ-27) состояли на вооружении не только в частях Советской Армии, но и в армии Сирии, а по некоторым данным в армии Ливии.

В настоящее время система состоит на вооружении армий России, Казахстана, Беларуси, Украины, Йемена и Сирии.

РСЗО "Ураган" широко использовалась в боевых действиях в Афганистане, во время которых она применялась для поражения площадных целей, в особенности для нанесения внезапных ударов из-за различных естественных укрытий, а также для огневой поддержки в ходе тактических вертолетных рейдов и операций по уничтожению наземных целей. В начале 80-х она была развернута и применена сирийскими военными на начальном этапе войны с Израилем. Система применялась в Закавказье (по данным на 1991 год), российскими федеральными войсками в Чеченской Республике и во время грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года российскими войсками. В 2014-2015 годах система применялась вооруженными силами Украины (ВСУ) против ополченцев .

На Украине были проведены работы по монтажу артиллерийской части на доработанном под ее монтаж шасси грузового автомобиля КрАЗ-6322 . Время проведения работ неустановлено.

Состав

В состав РСЗО "Ураган " входят следующие боевые средства:

  • Боевая машина БМ 9П140 (см.схему )
  • Транспортно- заряжающая машина 9Т452 (см.схему )
  • Реактивные снаряды
  • Комплекс автоматизированного управления огнем (КАУО) 1В126 "Капустник-Б"
  • Учебно- тренировочные средства
  • Автомобиль для топографической съемки 1Т12-2М
  • Радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44
  • Комплект специального арсенального оборудования и инструмента 9Ф381

Боевая машина 9П140 выполнена на шасси четырехосного автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-135ЛМП (колесная формула 8х8). Артиллерийская часть включает пакет из шестнадцати трубчатых направляющих, поворотное основание с механизмами наведения и прицельными приспособлениями, уравновешивающего механизма,а также электротехническую и гидравлическую аппаратуру. Снабженные силовыми приводами механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости от 5° до максимального угла возвышения +55°. Угол горизонтального наведения ±30° от продольной оси машины. Для повышения устойчивости пусковой установки при стрельбе в кормовой части шасси смонтированы две опоры, оснащенные домкратами с ручным приводом. Реактивные снаряды могут транспортироваться непосредственно в направляющих. БМ оборудована средствами связи (радиостанция Р-123М) и прибором ночного видения.

Трубчатые направляющие представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому при выстреле скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. При движении по траектории вращение снаряд поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда. Залп одной БМ накрывает площадь более 42га. Основной способ стрельбы - с закрытой позиции. Возможно ведение стрельбы из кабины. Расчет БМ 9П140 - 6 человек (в мирное время - 4): командир БМ, наводчик (старший наводчик), механик-водитель, номер расчета (3 чел).

Пакет направляющих смонтированы на люльке - сварной прямоугольной платформе (см. компоновочную схему ). С верхним станком люлька соединена двумя полуосями, вокруг которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Совокупность пакета направляющих, люльки, ряда деталей и узлов механизма стопорения, системы воспламенения, кронштейна прицела и пр. составляет качающуюся часть. Вращающаяся часть БМ служит для придания пакету направляющих нужного азимутального угла и включает в себя качающуюся часть, верхний станок, уравновешивающий, подъемный и поворотный механизмы, погон, площадку наводчика, ручной привод наведения, механизм стопорения качающейся части, гидрозамок качающейся части, механизм стопорения вращающейся части. Уравновешивающий механизм служит для частичной компенсации момента веса качающейся части и состоит из двух торсионов и деталей крепления. Подъемный и поворотный механизмы служат для наведения пакета направляющих по углу возвышения и в горизонтальной плоскости. Основной способ наведения - электроприводом. В случае отказа и при ремонте используется ручной привод. Механизмы стопорения фиксируют подвижные части устанвоки при движении. Гидрозамок качающейся части предотвращает сбиваемость наводки по углу возвышения и разгружает подъемный механизм при стрельбе.

На боевой машине установлен механический панорамный прицел Д726-45. В качестве визирного и угломерного устройств в прицеле используется штатная орудийная панорама ПГ-1М.

Система запуска БМ 9П140 обеспечивает:

  • безопасную работу расчета, обслуживающего БМ при стрельбе,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в кабине,
  • ведение одиночного и залпового огня при нахождении расчета в укрытии на расстоянии до 60м от БМ,
  • ведение огня при выходе из строя основных блоков цепей стрельбы и источников питания.

Система запуска обеспечивает возможность залповой стрельбы с постоянным темпом (все 16 ракет запускаются с темпом 0.5с), а также т.н. "рваного" темпа стрельбы (первые 8 ракет с темпом 0.5с, остальные 8 ракет с темпом 2с). Благодаря применению "рваного" темпа стрельбы удается значительно снизить амплитуду и частоту колебаний БМ, а, следовательно, улучшить кучность стрельбы.

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т452, разработанной на таком же колесном шасси, что и боевая машина. Каждая ТЗМ 9Т452 перевозит 16 реактивных снарядов и обеспечивает заряжание и разряжание без специальной подготовки позиции в т.ч. с любой транспортной машины, с другой ТЗМ и с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность составляет 15 минут. Грузоподъемность крана ТЗМ 300кг.

Оборудование ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ЗИП. Лоток с досылателем представляет собой складную балку, по которой перемещается толкатель с ракетой. Механизм выверки предназначен для выравнивания оси ракеты, находящейся в лотке, с осью направляющей трубы. Тележки левая и правая предназначены для размещения ракет. На ТЗМ имеются три электропривода: подъема (опускания) ракет, поворота крана, досылания ракет в направляющие.

Заряжание БМ производится с верхнего яруса в следующей последовательности: поднять ракету и уложить в лоток, отцепить грузозахватное приспособление и произвести досылку ракеты в направляющую (см. схему взаимного расположения БМ 9П140 и ТЗМ 9Т452 при заряжании и схему расположения батареи БМ на огневом рубеже).

Особенность четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП — расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Эта силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л. с. Трансмиссия выполнена по бортовой схеме: колеса каждого борта приводятся во вращение от самостоятельного двигателя через отдельную коробку передач, раздаточные коробки и бортовые редукторы. Колеса первой и четвертой осей — управляемые, имеют независимую торсионную подвеску с амортизаторами. Колеса средних осей сближены, упругой подвески не имеют и крепятся к раме жестко. Машина оборудована централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Машина обладает очень высокой проходимостью и хорошими скоростными характеристиками. При движении по шоссе с полной нагрузкой она развивает скорость до 65 км/час, без предварительной подготовки преодолевает броды глубиной 1,2 м. Запас хода по топливу - 500км.

  • с отделяемой головной частью объемно-детонирующего действия.
  • Максимальная дальность стрельбы составляет 35км, для стрельбы на меньшие дистанции на реактивный снаряд надеваются кольца, тормозящие его в полете. С малым кольцом дальность полета кассетных снарядов составляет от 11 до 22км, НУРС 9М27Ф - от 8 до 21км. При использовании большого тормозного кольца дальность полета кассетных снарядов - от 9 до 15км, 9М27Ф - от 8 до 16км.

    Эксплуатация комплекса возможна в условиях применения противником ядерного, химического, бактериологического оружия в любое время года и суток, в различных климатических условиях при температуре окружающего воздуха от -40°С до +50°С.

    РСЗО "Ураган" может транспортироваться железнодорожным, водным, воздушным транспортом.

    Для организации серийного производства корпусных деталей РСЗО "Ураган" и "Смерч" на предприятиях отрасли были приобретены специализированные станы моделей ППТ-200, ППТ-200С, ППТ-350 и другие, которые по данным на 2005 год успешно использовались на ряде предприятий для производства корпусных деталей.

    Тактико-технические характеристики

    Боевая машина 9П140
    Вес БМ в боевом положении, т 20
    Вес БМ без снарядов и расчета,т 15.1
    Габариты в походном положении, м 9.630*2.8*3.225
    Колёсная формула 8x8
    Количество направляющих, шт 16
    Вращение направляющих, град 240
    Время перезарядки, мин 15
    Запас хода по шоссе, км 500
    Время перевода БМ из походного положения в боевое не более, мин 3
    Время срочного оставления огневой позиции после залпа не более, мин 1,5
    -40..+50
    Приземный ветер, м/с до 20
    Относительная влажность воздуха при 20..25°С, % до 98
    Запыленность приземного воздуха, г/м 3 до 2
    Высота над уровнем моря, м до 3000
    Реактивные снаряды. Общие характеристики
    Калибр, мм 220
    Масса твёрдотопливного порохового заряда, кг 104,1
    Дальность стрельбы максимальная, км 35
    Дальность стрельбы минимальная, км 8
    Температурный диапазон боевого применения, °С -50..+50
    Диапазон температур кратковременного (до 6 час.) пребывания РС, °С -60..+60

    Испытания и эксплуатация

    Согласно данным, датированным июлем месяцем 2018 года, советская сторона продала реактивные снаряды и другие составляющие системы “Ураган” (стоит понимать РСЗО “Ураган”) сирийской стороне. Часть этих реактивных снарядов была передана движению “Хезболла” в начале 2000-х годов.

    В 2002 году Аляжединову Вадиму Рашитовичу, Скирде Виктору Андреевичу была присуждена премия имени С.И. Мосина за работу

    Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

    Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

    Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
    Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

    Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

    Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

    Во время показа техники и вооружения в честь Дня ракетных войск и артиллерии, состоявшегося 19 ноября 2016 года на Лужском артиллерийском полигоне (33-й полигон, Лужский район Ленинградской области), в числе прочего, впервые была публично продемонстрирована новая бикалиберная (220-мм и 300-мм) реактивная система залпового огня 9К512 "Ураган-1М".

    Боевая машина 9А53 бикалиберной реактивной системы залпового огня 9К512 "Ураган-1М" во время показа техники и вооружения на Лужском артиллерийском полигоне.19.11.2016 (с) кадр телерепортажа

    Государственные испытания РСЗО "Ураган-1М" разработки АО «НПО «Сплав» (входит в состав ГК "Ростех") велись с 2012 года и были успешно завершены в 2015 году. В состав системы входят боевая машина 9А53 и транспортно-заряжающая машина 9Т249, выполненные на шасси МЗКТ-7930. Боевая машина 9А53 может использовать два модульных контейнера с 220-мм ракетами РСЗО "Ураган" или 300-мм ракетами РСЗО "Смерч" ("Торнадо-С").

    В сентябре 2016 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил , что новая РСЗО "Ураган-1М" "уже поступает в войска, но пока в недостаточном количестве, которое мы хотели бы".

    Заместитель министра пояснил, что на сегодняшний день существуют некоторые проблемы у предприятий-подрядчиков производителя "Ураганов" — холдинга "Сплав".

    "Их состояние разное — сегодня мы обсуждали с руководством "Сплава" проблемы кооперации и пути их решения, после которого станет возможной поставка этих РСЗО в необходимом для нас объеме", — отметил Ю. Борисов.

    10 ноября 2016 года начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов сообщил , что "новейшая РСЗО "Ураган-1М", способная вести стрельбу двумя калибрами, поступила в Михайловскую военную артиллерийскую академию. Уже в ближайшее время курсанты и слушатели академии приступят к изучению новой артиллерийской техники".



    Боевая машина 9А53 бикалиберной реактивной системы залпового огня 9К512 "Ураган-1М" во время показа техники и вооружения на Лужском артиллерийском полигоне.19.11.2016 (с) РИА Новости / Sputnik


    Выставочные плакаты боевой машины 9А53 и транспортно-заряжающей машины 9Т249 бикалиберной реактивной системы залпового огня 9К512 "Ураган-1М" во время показа техники и вооружения на Лужском артиллерийском полигоне.19.11.2016 (с) кадры с нижеприводимого видео

    Видеоролики с машинами РСЗО "Ураган-1М".



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.