Как выглядит алан. Аланы и их роль в истории северного кавказа

Аланы. Кто они?

М. И. ИСАЕВ, академик Российской Академии Естественных Наук .

Из предисловия к русскому изданию книги Вернарда С.Бахраха "Аланы на Западе". (Оригинал: “A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach)

Народы как люди. Подобно тому как у каждого человека своя собственная биография, любой этнос обладает историей, присущей только ему.

Существует одно сходство между личностью и этносом. Для более полной идентификации человека наряду с его именем обычно называют и отчество, т. е. имя отца, а у некоторых народов - и имя сына (или дочери). Точно так же ученые стремятся выявить предка изучаемого народа и его потомка (если он сам уже как этнос канул в Лету).

Благо, об аланах ученые располагают достаточными сведениями, чтобы их можно было рассматривать в единой преемственной цепочке: скифы - аланы - осетины.

Скифы

Ребенок заявляет о своем появлении на свет энергичным криком, а скифы ознаменовали свой приход в лоно истории гиком скачущей конницы, войной с киммерийцами, которые ими были согнаны к VII в. до н. э. с населенных мест на просторах Северного Причерноморья. В ближайшее столетие они совершают победоносные походы в Малую Азию, завоевав Мидию, Сирию, Палестину. Однако через несколько десятилетий их оттуда вытесняют оправившиеся мидияне.

Нет точных данных о расселении скифов в разные периоды их истории. Установлено лишь, что они селились главным образом в степях между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью.

По свидетельству отца истории Геродота, скифы разделялись на несколько крупных племен. Преобладающее положение среди них занимали так называемые «царские скифы», которые жили в степях между Днестром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Неподалеку от них и в перемежку с ними селились скифы-землепашцы.

У скифов существовал союз племен, который напоминал государство рабовладельческого типа. Они вели интенсивную торговлю скотом, хлебом, мехами и рабами.

Власть скифского царя была наследственной и обожествлялась. Однако она была ограничена так называемыми союзным советом и народным собранием.

Как это нередко бывает, политическому сплочению скифов во многом способствовали войны. В этом плане важную роль для консолидации скифов сыграл их поход в 512 г. до н. э. в Персию, которой в ту пору правил царь Дарий I. К 40-м годам IV в. до н. э. скифский царь Атей, устранив своих соперников, завершает объединение всей Скифии от Азовского моря до Дуная.

О расцвете скифов к IV в. до н.э. свидетельствует появление в Приднестровье грандиозных курганов, так называемых «царских курганов»- высотою до 20 м.

Они имели глубокие и сложные конструкции, Б которых хоронили царей или их ближайших сподвижников. В богатых могильниках встречались медные, серебряные и золотые предметы утвари, посуда, а также греческая расписная керамика, амфоры с вином, украшения тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.

Конец IV в. до н. э. считается началом падения скифов.

В 339 г. до н.э. скифский царь-объединитель Атей погибает в войне с македонским царем Филиппом II. А к концу того же века из-за Дуная наступают родственные племена сарматов, значительно потеснившие скифов, которые сосредоточиваются отныне в основном в Крыму и низовьях Днепра.

Здесь скифы во II в. до н. э. приобретают второе дыхание и подчиняют себе Ольвию и некоторые владения Херсонеса, активно торгуют хлебом и другими продуктами на внешнем рынке. Пожалуй, последний взлет могущества скифов приходится на вторую половину I в. уже нашей эры. Затем наблюдается постепенный спад значения скифов на исторической арене.

Царство скифов с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э., когда оно было разбито готами. С этого времени начинается постепенное затухание самостоятельности скифов, их этнического своеобразия и они в своей основной массе растворяются среди племен Великого переселения народов.

Однако «скифский след» не исчез, как это порой случается с этносами.

Во-первых. Скифы внесли неоценимый вклад в художественную культуру человечества. Особый интерес представляют изделия, декорированные в так называемом «зверином стиле»-. Это обкладки ножен и колчанов, рукоятки мечей, детали уздечного набора, женские украшения.

Скифы изображали целые сцены борьбы зверей, но особенного блеска достигли они в показе фигур отдельных животных, наиболее излюбленным из которых считается олень.

Во-вторых. Скифы и как этнос не исчезли бесследно, так как, по признанию компетентных ученых, их прямыми потомками явились не менее известные в истории аланы, к разговору о которых мы переходим.

Аланы

Подобно тому как из слабеющей руки отца-воина выхватывает юноша меч и продолжает его дело, в последнее столетие до н.э. из среды полукочевого скифо-сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья выделились энергичные аланы и понеслись на своих резвых конях на юг, а затем и на запад.

Как бы ведомые генетической памятью своих предков-скифов и сарматов, они совершали победоносные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Часть аланов вместе с гуннами приняла участие в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. В это же время (первая половина I в. н.э.) другая часть аланов подошла к предгорьям Кавказа, где под их главенством образовалось мощное объединение аланских и местных кавказских племен, получившее название «Алания»-.

Происходит частичное оседание кочевников-аланов, которые начинают вести земледельческо-скотоводческое хозяйство.

Установлено, что в VIII-IX вв. у аланов зарождаются феодальные отношения, а сами они входят в состав Хазарского каганата. В IХ-Х вв. аланы создают раннефеодальное государство и играют важную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Оттуда к ним проникает христианство.

Средневековые аланы создали свое самобытное искусство. Они на камнях и тесаных плитах наносили специфические геометрические орнаменты и изображения животных и людей. Что касается прикладного искусства, то оно представлено в основном ювелирными изделиями из золота и серебра, камнями или стеклом, украшениями.

Появились у аланов также литые бронзовые изображения человека и животных. Своего наивысшего расцвета аланское искусство достигло в X-XII вв., о чем говорят многочисленные предметы, найденные в Змейском могильнике (Северная Осетия). Среди них одежда, ножны сабель, уникальный золоченый конский начельник в виде женской полуфигуры, орнаментированные золоченые бляхи и др. Существуют веские свидетельства, что в период расцвета аланской самобытной культуры у них существовала письменность на греческой графике (Зеленчукская надпись на могильной плите, 941 г.). В эту же эпоху зародился у аланов всемирно известный Нартовский эпос, впоследствии распространившийся также у некоторых соседних народов.

Существование Алании как могущественного государства было прервано в момент самого высшего его расцвета нашествием монголо-татарских орд, которые окончательно захватили всю равнину Предкавказья (1238-1239 гг.). Остатки аланов ушли в теснины гор Центрального Кавказа и Закавказья, частично ассимилировались с кавказоязычными и тюркоязычными племенами, но сохранили свою преемственность с аланами. Возродились они уже под названием яссы, оссы, осетины.

Осетины

Лишенные могущества и славы своих предков аланов осетинские племена на долгих пять столетий сошли с арены истории.

О них в течение всего этого периода как бы забыли все - ни в каких трактатах о них никто уже не вспоминает. Вот почему первые путешественники - кавказоведы нового времени, - столкнувшись с осетинами, терялись в догадках: что это за народ, который не походит на своих соседей «кавказской и тюркской рас»? Появились разные гипотезы их происхождения.

Известный европейский ученый и путешественник академик Гюльденштедт, побывавший на Кавказе в 1770 и 1773 гг., выдвинул теорию происхождения осетин от древних половцев. Он находил сходство некоторых осетинских имен с половецкими.

Позднее, в первой половине XIX в., другой ученый-путешественник, Гакстгаузен, обосновывал теорию германского происхождения осетин. Он исходил из факта совпадения отдельных осетинских слов с немецкими, а также из общности у этих народов ряда предметов культуры и быта. Ученый полагал, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готов и других гермацских племен, разбитых гуннами.

Несколько позже ученый мир узнал и о третьей теории становления этого народа. Она принадлежит известному европейскому путешественнику и этнологу Пфаффу, по которому осетины имеют смешанное иранско-семитское происхождение. Он считал, что осетины представляют собой результат смешения семитов с арийцами.

Исходным аргументом для ученого послужило обнаруженное им внешнее сходство многих горцев с евреями. Помимо этого, он находил и некоторые общие черты у обоих народов. Например: а) старший сын остается при отце и во всем ему подчиняется; б) брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); в) при законной жене можно было иметь еще и «незаконных» и т.д. Однако с развитием науки, в частности сравнительной этнологии, стало известно, что подобные явления наблюдались и у многих других народов.

В отличие от спорта, где необходимого результата добиваются в трех попытках, в данном случае ученые «попали в точку» с четвертого раза.

В первой половине XIX в. знаменитый европейский путешественник Ю. Клапрот высказал гипотезу иранского происхождения осетин. Вслед за ним, в середине того же столетия, российский академик Андрей Шегрен на обширном языковом материале доказал раз и навсегда правильность этой точки зрения.

Дело тут не только в уровне развития науки. Как оказалось, важнейшим определителем этноса является язык. Не зря классификация народов базируется тоже на языковом признаке.

Это значит, что генетические классификации языков и народов (этносов) почти полностью совпадают...

Анализ языкового материала академика Шегрена («отца осетиноведения») помог определить не только происхождение осетин, но и их место в иранской ветви самой обширной индоевропейской семьи народов. Но и этого мало. Язык оказался своеобразным зеркалом, в котором отражается вся история его носителей. Как говорил замечательный русский поэт П. А. Вяземский:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

Это свойство особенно важно для народов, не имевших древних письменных традиций.

Дело в том, что у многих наций в письменных источниках древних эпох имеются важные сведения об их истории. У бесписьменного же народа в известной мере их заменяет язык, из истории которого ученые прокладывают путь к истории самого народа.

Так, по данным языка достоверно установлены основные контуры истории осетинского народа на протяжении почти четырех тысяч лет.

Ученые определили, что осетинский оказался одним из самых архаичных языков в составе огромной индоевропейской семьи языков, носители которых появились на арене истории еще во II тысячелетии до н.э. и непрерывно играют на ней все возрастающую роль. Как известно, в эту семью народов входили и входят: древние хетты, римляне, греки, кельты; индийцы, славянские, германские и романские народы; албанцы и армяне.

Одновременно было установлено, что осетинский относится к иранской группе индоевропейских языков, которая включает также такие языки, как: персидский, афганский, курдский, таджикский, татский, талышский, белуджский, ягнобский, памирские языки и диалекты. В данную группу входили также мертвые языки: древнеперсидский и авестийский (примерно VI-IV вв. до н.э.), а также сакский, пехлевийский, согдийский и хорезмийский, называемые «среднеиранскими».

Благодаря свидетельству языковых данных в трудах крупнейших академиков иранистов-осетиноведов В. Ф. Миллера и В.И.Абаева установлены также непосредственные предки осетин. Ближайшими из них хронологически являются средневековые племена аланов, а «дальними» - скифы и сарматы VIII-VII вв. до н.э. - IV-V вв. н.э.

Обнаружив прямую преемственность по линии скифы - (сарматы) - аланы - осетины, ученые нашли ключи к раскрытию тайны загадочных во многом скифов и аланов.

Языковой материал скифо-сарматского мира, простиравшегося на обширном пространстве от Дуная до Каспийского моря, сохранился в нескольких тысячах топонимических названий и собственных именах. Они встречаются в сочинениях античных истериков и греческих надписях, находимых в основном на месте старых греческих колоний-городов: Танаиды, Горгипгии, Пантикапеи, Ольвии и др.

Абсолютное большинство скифо-сарматских слов распознаются через современный осетинский язык (подобно тому как, скажем, древнерусская лексика узнается нами через словарный состав современного русского языка). Например, названия рек Днепр, Днестр, Дон, восходящие к скифской эпохе, расшифрованы через осетинский язык, в котором дон означает «вода», «река» (следовательно Днепр - «Глубокая река», Днестр - «Большая река», Дон - «река»).

Очень скудный языковой материал, оставшийся от аланов, тем более всецело объясняется из современного осетинского языка, точнее, из его более архаичной дигорской разновидности.

Однако осетины, образовавшись как народность уже на Кавказе, испытали значительное влияние тюркских и иберокавказских народов. Это сказалось на языке, «вторую природу» которого справедливо называют «кавказской».

Смешение иранского элемента с кавказским сказалось и на расовой принадлежности народа (которую ныне ученые определяют как «балкано-кавказская»), не говоря уже о культуре. В быте, обрядах, обычаях осетин кавказский элемент одержал почти полную победу над иранским. Только специальные научные изыскания позволяют в ряде случаев вскрывать под «кавказским слоем» следы иранства.

В религиозных воззрениях народа наблюдается причудливое переплетение различных верований: христианских, мусульманских и языческих.

Большинство осетин считаются приверженцами православия, проникшего к ним еще в VI-VII вв. из Византии, позже из Грузии, а с XVIII в. из России. Меньшая часть - приверженцы ислама, влияние которого проникло к осетинам в основном от кабардинцев в XVII-XVIII вв. Обе религии у осетин не пустили глубоких корней и зачастую в отдельных местах сменили друг друга. К тому же, как трава через асфальт, сплошь и рядом сквозь христианские и мусульманские догмы просачивались языческие верования, разрушая и нивелируя особенности двух «мировых религий».

Наиболее существенной деградации религиозные институты у осетин подверглись за годы советской власти. Пострадали церкви и мечети, которые почти повсеместно были закрыты, а частично и разрушены. Только последние 3-4 года наблюдается возрождение обеих религий, а также языческих культовых обрядов.

Ныне углубляется интерес к историческим корням народа, к всемирно известному Нартскому эпосу осетин, в котором запечатлен поэтический образ народа, исторических фактов, и реалий. Именно эпос явился нравственным университетом младописьменного народа. Передавая его из уст в уста, осетины из поколения в поколение утверждали в сознании молодых такие нравственные ценности, как честность, трудолюбие, уважение к гостю, женщине, старшим. Воспеваются в эпосе свободолюбие, удальство и храбрость. Не случайно многие связывают с влиянием Нартского эпоса следующий феноменальный факт в «биографии народа». По абсолютно официальным и опубликованным статистическим данным, осетины оказались на первом месте среди народов бывшего СССР по таким показателям, как количество генералов, героев Советского Союза, командиров и награжденных вообще (в пропорциональном отношении к численности нации) во второй мировой войне. Как говорится, из песни слов не выкинешь...

В становлении сегодняшнего облика нации, поми мо раскрытия собственных потенциальных возможное тей, огромную роль сыграли всесторонние контакты c соседними народами, и в особенности с русскими.

Характерно, что многовековые осетино-русских взаимоотношения всегда (включая аланскую эпоху) носили мирный и плодотворный характер, что яви лось существенным фактором экономического и куль турного прогресса Осетии.

Достаточно сказать, что становление осетинской письменности связано с именем российского академика А. Шегрена; основоположник осетинского литературного языка и художественной литературы Коста Хетагуров (1859-1906) получил блестящее образование в Российской художественной академии в Петербурге.

Значительную роль в развитии осетинской культуры сыграли десятки и сотни воспитанников российских вузов, в также осетины - офицеры русской армии. Именно они явились пионерами создания национальной осетинской школы и прессы.

Осетино-русские разносторонние контакты особенно усилились после вхождения Осетии в состав России. Этот акт произошел в два приема. В 1774 г. была удовлетворена просьба Северной Осетии о принятии ее в состав России, а в 1801 г. и Южная Осетия вошла а Россию, так что единство Осетии продолжало сохраняться.

К России Осетия присоединилась как неделимая. Из трех послов-осетин двое были южанами.

Однако это единство было поколеблено в начале 20-х годов из-за «размежевания» двух союзных республик - РСФСР и Грузинской ССР. Первоначально основным препятствием интенсивных контактов между двумя частями единой осетинской нации служили, пожалуй, лишь горы. Но постепенно власти Грузии начали претворять в жизнь известный «марксистский тезис» Сталина о том, что «северные осетины ассимилируются с русскими, а южные - с грузинами».

Дело было поставлено таким образом, чтобы это «предначертание» было осуществлено на практике как можно скорее. Даже алфавит южных осетин одно время (с 1938 по 1954 гг.) был переведен на грузинскую графику. Сплошь и рядом к осетинским фамилиям начали прибавлять грузинское окончание -швили . Сопротивление массированной грузинификации подавлялось жесточайшим образом: с ярлыком «националист», «саботажник» или «враг народа» сотни и сотни южных осетин оказывались в тюрьмах.

Некоторое «послабление» наступило с середины 50-х годов. Например, единый осетинский алфавит был восстановлен для южных осетин, многие «националисты» и «враги народа» вернулись на родину. Активизировались контакты между двумя частями Осетии, а также с осетинами, разбросанными по другим регионам страны и мира.

В своей основнбй массе осетины заселяют центральную часть Кавказа и расположены по обеим сторонам Главного Кавказского хребта. Его ответвления, идущие от горы Сангута-Хох к юго-востоку, делят Осетию на две части: большую, Северную, и меньшую, Южную. Северная Осетия образует республику в составе Российской Федерации, в которой проживают также другие компактные группы осетин, в частности в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. В Грузии, помимо Южной Осетии, многочисленные группы осетин проживают в г. Тбилиси и ряде районов. Много осетин живет и в Турции и арабских странах Ближнего Востока.

Общая численность осетин в бывшем СССР доходит до 580 тыс. чел. (по данным 1985 г.). Из них ок. 300 тыс. проживает в Северной Осетии и 65,1 тыс. - в Южной Осетии. Всего же в Грузии живет более 160,5 тыс. чел. Надо подчеркнуть, что деление осетин на северных и южных всегда считалось явлением чисто географическим. Однако политические события нашего столетия превращают его в административное.

Дело в том, что соответствующими законами совет ских властей южные осетины получили автономию составе Грузинской союзной республики, а северные - в составе Российской. С распадом же СССР две части одной нации оказались в двух государствах Это тем более несуразно, что несколько лет тому на зад осуществилась вековая мечта осетин - построена и функционирует автострада через тоннель в Главного Кавказском хребте, т.е. и географически соединили две части единого живого организма единой нации Дело шло к ее объединению (вслед за воссоединением двух частей Вьетнама, Германии). Однако судьба распорядилась по-своему...

Распад СССР привел к образованию на базе Рос сийской и Грузинской республик самостоятельных го сударств. Власти Грузии, опирающиеся на национа листические силы, прервали процесс объединения Осетии, сопротивление южно-осетинского народа подавляют силой... Льется кровь безвинного свободолюбивого народа.

В наши дни наблюдается пора кровавого беспредела в отношении осетин, как и некоторых других народов. Говорят, все счастливые люди похожи друг на друга, а каждый страдалец страдает по-своему...

Народы действительно выглядят, как люди. Они трудятся, страдают, надеются. Надежды осетинской нации связаны с демократизацией всех сторон жизни общества, которая должна привести к неукоснительному соблюдению прав человека, прав личности. А любой народ тоже ведь личность.

В наше время - время всеобщей разрухи и разрушения привычных форм жизни - каждый народ ищет духовную опору в корнях своих, своей истории. Осетины свой взор обращают прежде всего к своим ближайшим предкам - аланам, прославившимся во всем мире своим удальством и доблестью, выдающимися достижениями в хозяйстве и культуре.

В этом плане важнейшее значение имеет публикация объективных исторических свидетельств. Как раз таковыми богат труд Бернарда С. Бахраха, перевод которого, несомненно, будет встречен с интересом широкими читательскими кругами, желающими знать как можно больше об аланах - прославленных предках осетин и потомках не менее славных скифов и сарматов.

"Сокровища скифских курганов" на

История Дона и Северного Кавказа

История древних народов полна тайн и загадок. Исторические источники не показывали обширную картину древнего мира. Остались скупые сведения о быте, религии и культуре кочевых народов. Особенно интересны аланские племена, так как они жили не только не территории южнорусских степей и в горах Кавказа, но и на территории средневековой Европы.

Аланы - это кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, которые упоминаются в письменных источниках с I века нашей эры. Одна часть племени участвовала в Великом переселении народов, а другие остались на территориях в предгорьях Кавказа. Именно на них аланские племена образовали государство Алания, существовавшее до вторжения монголов в 1230-х годах.

В эпосе других народов

Многочисленные исследования, посвященные народам в эпоху Великого переселения, игнорируют или не замечают роль скифских и аланских племен в завоевании Европы. А ведь они оказали большое влияние на военное искусство европейских народов. История аланов на территории Германии берет свое начало именно с тех времен. Народ оказал огромное влияние на готские племена, так как они не владели боевой техникой.

Аланская военная культура лежит в основе средневековых легенд и рыцарского кодекса. Сказания о короле Артуре, круглом столе и Их приписывают англо-саксонским племенам, но некоторые исследователи утверждают, что это неправда. Эти легенды происходят от аланского народа. Император Марк Аврелий в конце второго века принял на службу 8000 воинов-аланов. Воины поклонялись богу войны - мечу, воткнутому в землю.

Историография

Почему исследователи интересовались родством аланских и осетинских племен? Все просто, осетинский язык сильно отличается от языков других народов Северного Кавказа.

Герхард Миллер в работе «О народах, издревле в России обитавших» сделал предположение о родстве осетин с аланскими племенами.

В XIX веке немецкий востоковед Клапрот в своих работах рассказывал о генетическом родстве осетинских племен с аланскими. Дальнейшие исследования подтверждали эту теорию.

Концепции Клапрота придерживался и швейцарский археолог Дюбуа де Монпере, рассмотревший аланские и осетинские племена как родственные, поселившиеся в разное время на Кавказе. Немец Гакстгаузен, посетивший Россию в 19 веке был сторонником немецкой теории происхождения осетин. Осетинские племена произошли от готских племен и, гонимые гуннами, поселились в горах Кавказа. Французский ученый Сент-Мартин уделял особое внимание осетинскому языку, так как он происходил от языков Европы.

Русский исследователь Д. Л. Лавров в работе «Исторические сведения об Осетии и осетинах» приводит много деталей о родстве аланов и этой народности.

Крупнейший российский исследователь конца XIX века В. Ф. Миллер издал книгу «Осетинские этюды», в которой доказывает генетическое родство между этими двумя народами. Доказательством служило то, что имена кавказских аланов распространялись на предков осетин. Он рассматривал этнонимы аланов, осов и ясов как принадлежащие к одному народу. Он пришел к выводу, что предки осетин были в составе кочевых сарматских и скифских племен, а в средние века - аланских.

На сегодняшний день ученые придерживаются концепции о генетическом родстве осетин с аланскими племенами.

Этимология слова

Значение термина «алан» - "гость" или "хозяин". В современной науке придерживаются версии В. И. Абаева: понятие «алан» происходит от наименований древних ариев и иранских племен агуа. Другой ученый, Миллер, сделал предположение о происхождении названия от греческого глагола "бродить" или "странствовать".

Как называли аланов соседние народы

В древнерусских летописях аланы - это ясы. Так, в 1029 году сообщается, что Ярослав победил племя ясов. В летописях армяне используют тот же термин - «аланы», а китайские хроники именуют их алань.

Исторические сведения

История древних аланов прослеживается со II века до н. э. на территории Центральной Азии. Позже они упоминаются в античных записях с середины первого века. Их появление в Восточной Европе связано с усилением сарматских племен.

После разгрома гуннами, в период Великого переселения народов, часть племени оказалась в Галлии и Северной Африке, где совместно с вандалами образовала государство, которое просуществовало до VI века. Другая часть аланов ушла в предгорья Кавказа. Постепенно происходила частичная ассимиляция аланских племен. Они стали этнически неоднородными, о чем свидетельствуют археологические находки.

С падением Хазарского каганата связано объединение аланских племен в раннефеодальное государство Алания. С этого периода усиливается их влияние в Крыму.

После слияния аланов с кавказскими племенами они перешли к земледельческому хозяйству и оседлому образу жизни. Это являлось главным фактором образования раннефеодального государства Алания. В верховьях Кубани, под влиянием Византии, находилась Западная часть страны. По ее территории проходила часть «великого шелкового пути», что укрепляло связи аланов с Восточной Римской империей.

К X веку Алания становится феодальным государством. Также в это время данный народ играет важную роль во внешнеполитических связях между Византией и Хазарией.

К XIII веку Алания превратилась в могущественное и процветающее государство, но после захвата татаро-монголами равнины Предкавказья оно пало, и население ушло в горы Центрального Кавказа и Закавказье. Аланы начали ассимилироваться с местным кавказским населением, но сохранили свою историческую идентичность.

Аланы в Крыму: история расселения

Немногочисленные письменные источники повествуют о переселении через Керченский пролив на территорию Крымского полуострова. Найденные могильники были неизвестной для Крыма конструкции. Похожие склепы обнаружены на Кавказе, где проживали аланы. Специфичным являлся и способ погребения. В склепе лежало по 9 погребенных, а на голову или плечо воина клали меч. Такой же обычай был и у племен Северного Кавказа. Помимо оружия, в некоторых могильниках найдены золотые и серебряные украшения. Данные археологические находки позволяют сделать вывод, что в 3 веке н. э. в Крым мигрировала часть аланских племен.

В письменных источниках крымские аланы практически не упоминаются. Только к 13 веку появляются разные сведения об аланах. Исследователи придерживаются мнения, что такое долгое умалчивание не случайно. Скорее всего, в 13 веке в Крым переселилась часть аланов. Это может быть связано с татаро-монгольским нашествием.

Археологические данные

Найденные в Змейском могильнике материалы подтверждают данные о высокой культуре аланов и развитых торговых связях между Ираном, Русью и странами Востока. Многочисленные находки оружия подтверждают сведения средневековых авторов о том, что у аланов была развитая армия.

Также важным фактором падения государства стали частые лавины в XIII-XIV веках. Многие поселения были уничтожены, и аланы расположились ниже по склонам. Окончательное падение Алании было следствием нападения Тамерлана. Аланы участвовали в армии Тохтамыша. Это было крупнейшее сражение в истории Золотой Орды, определившее ее положение как великой державы.

Религия

В основе аланской религии была скифо-сарматская религиозная традиция. Так же как и у других племен, в центре верований аланов было почитание солнца и домашнего очага. В религиозной жизни были такие явления, как «фарн» - благодать, и «ард» - клятва. С формированием государственности многобожие сменил единый Бог (Хуыцау), а остальные божества превратились в существо «авдиу». Их функции и черты со временем перешли к святым угодникам, окружающим единого Бога. Аланы считали, что Вселенная состоит из трех миров. Поэтому троичное деление присутствовало в жизни общества: в религиозной, хозяйственной и военной сфере.

После окончательного перехода к земледельческому образу жизни, образования скифо-сарматского союза изменилось устройство общественной жизни. Теперь господствовала военная знать, а не пастухи. Отсюда и многочисленные сказания про воинов-рыцарей. В таком обществе требовалось отказаться от языческого пантеона и иметь одного Бога. Царской власти был необходим небесный покровитель - недосягаемый идеал, который будет сплачивать разных людей. Поэтому аланский царь выбрал христианство как государственную религию.

Распространение вероисповедания

По преданиям церкви, знакомство аланов с христианством произошло в первом веке. Ученик Христа, апостол Андрей Первозванный, проповедовал в аланском городе Фуст. Также в письменных источниках сообщается, что христианство принимали аланы, которые посещали Византию и Армению. После Великого переселения многие аланы приняли христианство. С VII века оно широко распространилось на территории Алании и стало государственной религией. Этот факт упрочил внешнеполитические и культурные связи с Византией. Но до 12 века восточные аланы оставались язычниками. Они частично принимали христианство, но были верны своим богам.

После утверждения золотоордынского владычества на Кавказе началось строительство мусульманских мечетей на месте христианских церквей. Ислам начал вытеснять христианскую религию.

Быт

Алания располагалась на части великого шелкового пути, поэтому в ней была развита торговля и обмен. В основном торговцы ездили в Византию и арабские страны, но археологические находки говорят о том, что торговали они и со странами Восточной Европы, Центральной и Средней Азией.

История аланов интересует современных ученых. Народ оказал большое влияние на государства Восточной Европы и осетин. И все же сведений недостаточно. Немногочисленные очерки по истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

Жилища аланов были различными в зависимости от общественного строя. Поселения ранних аланов практически не отличались от поселений кочевников Евразии. Постепенно они перешли от полукочевого к оседло-земледельческому образу жизни.

Культура

О развитии материальной культуры говорит наличие могильников и городища, найденные на Северном Донце и Северном Кавказе. Наземные гробницы и склепы, дольмены, катакомбы говорит о высоком развитии культуры аланов.

Поселения были ограждены плитами, на которых был нанесен геометрический рисунок или изображения животных.

Аланы были мастерами ювелирного искусства. Это подтверждают подвески из золота и серебра с полудрагоценными камнями, фигурки воинов, разнообразные брошки, которые украшали одежду аланов.

О расцвете аланского государства говорят найденные в Змейском могильнике многочисленные амулеты, туалетные принадлежности, сабли, одежда.

В X веке в Алании появляется собственная письменность и героический эпос.

Сказания

Нартовский эпос является вершиной аланского средневекового искусства. Он отражал большой период жизни этого народа - от раннеобщинного строя до падения Алании в XIV веке. Нарты - это псевдоним создателей эпоса, которые сохранили в сказаниях религиозные верования, быт и общественные отношения народа. Нартовский или Нартский эпос сформировался у аланов, а со временем развивался у грузинских народов. В его основе лежат приключения героев-воинов. В сказаниях переплетается реальность с вымыслом. Нет хронологических рамок и описания событий, но действительность отражается в названиях местности, где происходят сражения воинов. Мотивы нартовского эпоса отражают быт и верования аланов и скифов-сарматов. Например, в одном из преданий описывается, как пытались убить старика Урызмага, - у аланов и скифов было принято убивать стариков в религиозных целях.

Исходя из преданий, нарты делили общество на три рода, которые наделены особыми чертами: Бората - богатство, Алагата - мудрость, Ахсартаггата - храбрость. Это соответствует социальному делению аланов: хозяйственному (Бората владели богатствами земли), жреческому (Алагата) и военному (Ахсартаггата).

В основе сюжетов нартовских сказаний лежат подвиги главных героев во время похода или охоты, сватовство и месть за убийство отца. Также в преданиях описывается спор о превосходстве нартов друг над другом.

Заключение

Аланы, скифы, сарматы... История этих народов оказывает большое влияние на и осетин. С уверенностью можно говорить о том, что аланы повлияли на формирование осетинского народа. Именно поэтому осетинский язык отличается от других кавказских языков. И все же немногочисленные очерки об истории аланов не позволяют сделать выводы о происхождении народа.

АЛАНЫ

(в рус. источниках - ясы, в груз. - овсы, осы) - многочисл. ираноязычные племена сарматского происхождения. Известны со 2 в. до н. э. под назв. роксалан. В первых веках н. э. обитали в Ниж. Поволжье, Юж. Приуралье, Подонье, Сев. Прикаспии, Предкавказье и в юж. р-нах Сев. Причерноморья (до Днепра); это - время их экспансии на Ю., на Сев. Кавказ, что хорошо прослеживается по распространению погребального обряда А. в катакомбах. По свидетельству Иосифа Флавия, Тацита и др., сильные и воинств. племена А. совершали успешные походы в Закавказье, Мидию, М. Азию и в р-ны Римской империи. Первоначально основой х-ва степных А. являлось скотоводство в сочетании с земледелием; позднее высокого развития достигло гончарное, ювелирное дело и металлургия. Обществ. строй А. характеризовался выделением вождей племен и образованием союза племен.

В 4 в. А. этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения А. в 4 в. разгромили гунны, в 6 в. - авары. Часть А. участвовала в великом переселении народов и оказалась в Зап. Европе (в Галлии) и даже в Сев. Африке, где вместе с вандалами образовала гос-во, просуществовавшее до сер. 6 в. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией А. Культуру А. 4-5 вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Сев. и Зап. Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С 7 по 10 вв. значит. часть ср.-век. Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. В течение длит. времени сев.-кавк. А. вели упорную борьбу с араб. халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре 8-11 вв. дают знаменитые катокомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Сев. Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких междунар. связях А. с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

В 9-10 вв. у А. складываются раннефеод. отношения. С 7 в. в Алании начинает распространяться христианство из Византии и Грузии. В условиях разложения первобытно- общинных отношений, дифференциации населения образовался крупный племенной союз А., к-рый в 10-12 вв. приобрел черты примитивного гос-ва с выделением царей-"багатаров" (царь Дургулель). Возникли крупные поселения гор. типа (г. Дедяков). В 10-12 вв. у А. зародилась письменность на греч. алфавите. В это время А. были оседлым народом, создавшим замечет. Нартский героич. эпос и высокую культуру, пришедшую в упадок только после татаро-монг. нашествия на Кавказ (1222). С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. A., являющиеся прямыми предками осетин, сыграли известную роль в этногенезе и складывании культуры и др. коренных народов Сев. Кавказа. Термин "А." бытовал на Сев. Кавказе до 19 в. уже в значении "приятель", "сосед".

Лит.: Миллер В. Ф., Осетинские этюды, ч. 3, М., 1887; Кулаковский Ю., Аланы по сведениям классич. и визант. писателей, К., 1889; Готье Ю. В., Кто были обитатели Верхнего Салтова?, "ИГАИМК", 1927, в. 5; Крупнов Е. И., Археологич. памятники верховьев р. Терека и басс. р. Сунжи, "Тр. ГАИМК", 1947, в. 17; Абаев В. И., Осетинский язык и фольклор, (в.) 1, М.-Л., 1949; История Северо-Осетинской АССР, М., 1959; Кузнецов В. A., К вопросу о позднеаланской культуре Сев. Кавказа, "СА", 1959, No 2; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; Täubler E., Zur Geschichte der Alanen, "Klio. Beiträge zur alten Geschichte", 1909, Bd 9, H. 1.

E. И. Крупнов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АЛАНЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин … Большой Энциклопедический словарь

    Аланы - АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. В конце 9 начале 13 вв. образовали государство… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛАНЫ, ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. н. э. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть А. участвовала в Великом переселении народов. Входили в состав Хазарского каганата. В конце 9 в. образовали государство в центральной части … Русская история

    - (Alani, Άλανοί). Воинственный народ, родственный скифам, живший первоначально на Кавказе; затем проникли в Европу, вместе с свевами и вандалами опустошили Галлию и Испанию; но с V го века они больше не появляются в истории. (Источник: «Краткий… … Энциклопедия мифологии

    Ираноязычные полукочевые племена сарматского происхождения (см. Сарматы), обитавшие в I IV вв. на обширной территории от Южного Приуралья до Дона, Крыма и Северного Кавказа. После нашествия гуннов (конец IV в.) часть аланов осела на… … Художественная энциклопедия

    Народ, часто упоминаемый во время переселения народов междугерманскими племенами, но принадлежащий в действительности к скифскомуплемени, которое в свою очередь также часто причисляется к Арийцам. А.обитали сначала на Кавказе; оттуда они,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Аланы - (Alans), кочевые племена причерноморских степей, к рые в 1 в. н.э. неоднократно совершали набеги на вост. границы Римской империи. В 4 в. были вытеснены на 3. гуннами, ушли в Галлию в 406 г. и Испанию в 409 г. Там они примкнули к вандалам, в 429… … Всемирная история

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. У … Википедия

    Ираноязычные племена сарматского происхождения. С I в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по русски ясы) предки осетин. * * * АЛАНЫ АЛАНЫ (самоназвание ироны, в византийских … Энциклопедический словарь

    - (лат. Alani) самоназвание ироны, в византийских источниках аланы, по грузински осы, по русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Аланы центрального предкавказья V-VIII веков. Обряд обезвреживания погребенных , В. С. Флеров. Первая в отечественной археологии монография о малоизученном обряде, отражающем мировоззрение, верования и психологию раннесредневековых аланов. В основе исследования материалы раскопок…

СКИФЫ, АЛАНЫ, РУСЫ - ЕВРЕЙСКИЕ ПЛЕМЕНА

Е. Макаровский. ("Еврейские корни Руси")

Что касается взаимоотношений евреев со скифами, то скифы-ашкенази известны с глубокой древности. Представляет интерес мнение А. П. Смирнова по этому вопросу, который пишет: «Так, имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским источникам, и скифам греческих источников. А имя «отца» Ашкеназа Гомера соответствует клинописному «Гиммираи» и киммерийцам классических авторов. Это упоминание скифов и киммерийцев считается одним из древнейших. И обратите внимание: киммерийцы являются «отцами» скифов».

Свидетельством еврейского происхождения скифов-ашкенази являются каменные статуи, - «бабы» со свитками Торы в руках и тфиллином на голове, хранящиеся в Днепропетровском музее.

И когда мы говорим о Боспорском царстве, то надобно иметь в виду, что никакого греко-скифского царства там в то время не существовало, как это пытаются обосновать некоторые историки. Это было еврейское царство в Крыму. Такое же, как Византия была греческим государством в Восточной Европе, хотя правящая элита греками себя не считала, а называла себя римлянами – ромеями.

Когда же в первом веке нашей эры в районе Азовского моря появились аланские племена, то обитавшие здесь евреи-росы вошли с ними в союз и обрушились на сарматов, обитавших в степях Причерноморья и, сметая всё на своём пути, дошли до берегов Дуная. Сарматы в свою очередь отошли на западную оконечность Балканского полуострова и известны сейчас под именем хорватов.

Скифы, в своё время теснимые сарматами, отошли в Крым и, смешавшись с таврами, стали известны под именем тавро-скифов. Согласно А. П. Смирнову: «Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавро-скифы». Этот термин встречен был на одной из боспорских надписей». Византийские хронисты идентифицировали тавро-скифов с русами. Однако русы десятого века ещё словенами не были.

И никогда арабские хронисты не писали, что русы – это словене. Знаменитый пассаж Ибн-Хордадбега о том: «Что же касается купцов Русских – они же суть племя из Славян...», то Ирма Хайнман считает, что это всего лишь неправильный перевод слова «джинс».

Слово «джинс» имеет значение – вид, род, категория. А термин "сакалиба" означает с древнееврейского не словенин, а "невольник", "раб". Так что правильный перевод этого места у Ибн-Хардадбега будет звучать как: «Русы – они из вида работорговцев». Или: «Русы –они же работорговцы».

В то же время упорное нежелание российских историков использовать древнееврейский язык в переводе трудностей средневековой терминологии в русском языке зачастую ставит российских учёных в довольно таки курьёзное положение.

Так, ошибочно приняв за основу, что «славяне» обозначаются термином «ас-сакалиба» Т. М. Калинина не может дать вразумительный ответ, каким образом Волга в IX веке могла называться рекой Славян, когда славян там ещё и в помине не было.

«На протяжении ста лет, - пишет она, - исследователи полемизируют о том, какая река подразумевается Ибн-Хордадбегом: по описанию как будто Волга, но почему в IX в. Она поименована «рекой славян», и как могли в начале IX в. купцы приплывать «из отдалённых славянских земель» к её устью, когда берега ее населены были совсем не славянами?»

Однако если принять во внимание, что в древнееврейском языке «ас-сакалиба» отнюдь не означает этнонима «славяне», а служит наименованием невольника-раба, то тогда вполне понятно, почему Волга называлась Невольничьей рекой. По ней русы везли на продажу невольников-рабов. Вот откуда у Волги столь символичное название – Невольничья река.

Что же касается аланов, то они никак не осетины, как пытаются представить их российские историки. Осетины никогда аланами не назывались. Их самоназвание было ирон.

Аланы были потомки саков-массагетов. А еврейские племена, поселенные на южном побережье Каспийского моря, в ассирийских хрониках были известны как саки-массагеты. Аланы были евреи. У них была одна катакомбная культура захоронений с киммерийцами и таврами. Это была еврейская культура захоронений в каменных ящиках и катакомбах. Первым обратил на еврейское происхождение аланов в своих работах Г. М. Барац.

И, наконец, что касается росов или руси, то такого племени никогда не существовало. Это подметили ещё многие русские историки в прошлом. Так, в своё время В. О. Ключевский писал: «О руси среди восточных славян в VIII в. Совсем не слышно, а в 9 и 10 вв. Русь среди восточных славян – ещё не славяне, отличается от них, как пришлый и господствующий класс от туземного и подвластного населения».

Ему вторил известный историк В.З.Завитневич: «То, что восточные словене не признавали себя русью это видно как из того, что среди них очень рано возник вопрос о происхождении названия Русь, так и из того, что место зарождения этого названия они первоначально искали вне территорий своих поселений. Упорство, с каким составитель Начального летописного свода отрицает местное происхождение этого названия, было бы не возможно, если бы восточные славяне 11 начала 12 веков считали имя Русь своим исконным названием. После всего сказанного ясно, что слово Русь – первоначально не означало ни того или отдельного племени, ни той или другой географической местности». По его мнению: «Русь составляла привилегированную правительственную дружину, пользовавшуюся особенными преимуществами».

Неудивительно, что при таком разнообразии мнений о происхождении слова «Русь», профессор М. И. Артамонов пришёл к такому заключению: «Кто были «росы» Среднего Поднепровья, по имени которых эта область стала называться с указанным выше изменением «Русской землей», сказать трудно».

Однако Ирма Хайнман в своём историческом исследовании «Еврейская диаспора и Русь», опубликованном в Иерусалиме в 1983 году, убедительно доказала, что: «Русь, заложившая основы Киевского государства и давшая ему своё имя, была военно-торговой организацией в основном язычников еврейского происхождения, сложившейся у берегов Чёрного и Азовского морей со времен Боспорского царства и распространившей свою деятельность по речным магистралям Восточно –Европейской равнины вплоть до Балтийского моря».

Что же касается слова «русы» или «росы», то Ирма Хайнман утверждает, что в переводе с древнееврейского оно означает в своём смягчённом значении «эллинизированный еврей»: «Еврей, отказавшийся от иудаизма в пользу язычества, - пишет она, - в соответствии с термином, принятым в Торе и «Книге Маккавеев» назван «раша» или «рашия».

Возможно, этим и можно объяснить, почему русские – единственный народ на земном шаре, чьим этнонимом является имя прилагательное, а не существительное.

Однако «росы» или «русь» была не только военно-торговой организацией. Русь одновременно была и религией братьев-фиасоф, почитающих Всемогущего Бога. Это синкретическая религия, совмещающая элементы иудаизма с эллинизмом, которая широко распространялась среди полу-евреев, тавро-скифов и евреев в Крыму и на Северном Кавказе. Имя Бога у них, как и иудеев не произносится, но под ним подразумевается Зевс Громовержец. Места молелен у них не храм, но ещё и не церковь, а синагога.

По мнению Н. И. Новосадского: «Боспорские фиасы в основе своей были религиозными обществами. Члены их объединялись вокруг культа одного и того же божества. Это божество ближе всего стояло к древнегреческому Зевсу, но никакого имени оно не имело. Отсутствие имени указывает на влияние древнейших христианских общин, основанных на почве верований иудейских. Влияние этих общин замечается и в некоторых чертах организации боспорских фиасов. Но боспорские фиасы не ставили своей исключительной целью только культ своего особого божества. У них были и другие задачи: материальная поддержка членов, выражавшаяся в заботах о погребении фиасотов и воспитании их детей и, по-видимому, достижение определённых моральных целей».

Из выше изложенного можно сделать вывод, что первоначально Русь была не только военно-торговой организацией, но и религиозным течением, близким христианству. Этим как раз и объясняется, почему Русь, в конце концов, приняла христианство. К христианству тяготели также, руководимые этой военно-торговой организацией братьев фиасов и аланы. Правильное написание, конечно, ал - ланы. Ал – это предлог, а затем ланы от слова лан-поле. Так горские евреи называли тех евреев, которые жили в степях Приазовья.

Одним из алланских племён, основавших Киев и Киевскую Русь были поляне. Они ни в коем случае словенами не были. С другой стороны, они не были и автохтонами Среднего Поднепровья, потому что в противном случае они бы полянами не назывались, а каким-нибудь другим именем. Дело в том, что ещё в восьмом веке этот район был покрыт дремучими лесами, и здесь, как раз в то время обитало словенское племя древлян или лесовиков.

Поляне же, как считает профессор В. А. Пархоменко, были: «Выходцами с территории хазарского царства, вообще с юго-востока и, скорее всего, с Приазовья». От мест обитания в излучине Азово-Донских полей они и получили свое название – поляне. Вопрос же их этнической принадлежности к словенам не подтверждается археологическими данными.

Впервые на это указал А. А. Спицын. По этому вопросу он опубликовал статью в ЖМНП в январе 1909 года. Вслед за ним в 1930 году М. И. Артамонов на материале средневековых поселений Нижнего Дона пришёл к аналогичному выводу, что никаких следов обитания словенского населения в этом районе ранее 11-го столетия не прослеживается. Но в отличие от А. А. Спицына, который полагал, что Нижний Дон и Приазовье населяли аланы – иранцы, А. М. Артамонов считал, что этот район был заселен болгарскими, тюркскими по языку, родоплеменными группами, родственными хазарам.

Затем И. И. Ляпушкин, исследовал массовый археологический материал самой Тмутаракани и подтвердил вывод Спицына и Артамонова, что до конца X века никакой словенской культуры Приазовье не знало, которая распространяется здесь только в XI веке, сменяя салтово-маяцкую культуру. Проведенные в послевоенные годы в Крыму с большим размахом, археологические раскопки также не подтвердили заселения этого края словенами вплоть до конца X века.

Пришедшие из Азовских степей, и основавшие Киев и Киевскую Русь поляне, были евреями, исповедующими иудаизм. И согласно Повести временных лет, они в отличие от окружающих их племён, не чистую пищу не употребляли, а ели только кошер. Так что до принятия Русью христианства Киевская Русь была образцовым еврейским государством на берегах Днепра. Поляне христианства не принимали, и Владимир их не принуждал к этому. Это к ним бегал епископ Илларион по ночам вести диспуты, чтобы обратить их в христианство.

Как мы видим, русь и поляне до принятия русью христианства упоминаются порознь, хотя и говорится, что этнически нет никакой разницы между полянами и русью. А с принятием русью христианства поляне исчезают со страниц летописи и появляются жиды, - евреи.

В Крым проникли и аланы, которые полностью слились с родственными им по крови евреями. Некоторые историки относят аланов к сарматским племенам. Но сами сарматы ведут своё происхождение от скифских мужчин и еврейских женщин. Согласно легенде, они потомки амазонок.

Был оставлен аланами , народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именамироксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы .

Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию , лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство . Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии . С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, ) , учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, .

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания – грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, .

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на , что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов “Илии”.

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры , оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен . Наиболее заметный из них – племенное объединение болгар .

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии . Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков , создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат . В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса .


Открыть в полном размере

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье ), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

  1. западные аланы (аштигор) , КЧР, востоные районы Краснодарского края и Ставропольский край;
  2. восточные аланы (ардосцы) , КБР, Осетия, Ингушетия.

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла – гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации , которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и . В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов , эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов .

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами “духовного сына” и “Божественного владыки Вселенной”. К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас .

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего и Грузия, но и отдаленные ильные державы – , Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию . С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными . Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

©сайт
создано на основе личных студенческих записей лекций и семинаров



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.