Графства франции в средние века карта. Средневековая франция. Общественный строй Франции в период абсолютной монархии

Франкское государство Меровингов (V-VII в.в.)

В 486 г. в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство , во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг (486-511 г.г.) из рода Меровея (отсюда династия Меровингов). Так начался первый период истории Франкского государства - с конца V до конца VII в., - обычно называемый меровингским периодом .

При Хлодвиге была завоевана Аквитания (507 г.), при его преемниках - Бургундия (534 г.); остготы уступили франкам Прованс в 536 году. К середине VI в. Франкское государство включало почти всю территорию бывшей римской провинции Галлии. Франки подчинили себе также ряд германских племен, живших за Рейном: верховную власть франков признали тюринги, алеманны и бавары; саксы принуждены были платить им ежегодную дань. Франкское государство просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские королевства континентальной Европы, многие из которых (сначала часть Вестготского и Бургундское, затем Лангобардское) оно включило в свой состав.

История Франкского государства позволяет проследить путь развития феодальных отношений от самой ранней стадии до его завершения. Процесс феодализации происходил здесь в форме синтеза разлагающихся позднеримских и германских родо-племенных отношений. Соотношение тех и других было не одинаково на севере и на юге страны.

К северу от Луары, где франки с их довольно примитивным еще общественным строем занимали сплошные территории и составляли значительную часть населения, позднеантичные и варварские элементы взаимодействовали примерно в одинаковой пропорции. Поскольку франки селились здесь изолированно от галло-римского населения, они дольше, чем на юге, сохраняли принесенные с собой общественные порядки, в частности свободную общину.

В областях к югу от Луары франки были малочисленны , да и осевшие здесь раньше вестготы и бургунды оставались в меньшинстве. Эти последние задолго до франкского завоевания жили в постоянном и тесном контакте с галло-римским населением. Поэтому влияние позднеантичных отношений играло здесь в процессе синтеза гораздо более значительную роль, чем на севере страны, а разложение варварских общественных порядков происходило быстрее.

Рост крупного землевладения и частной власти крупных земельных собственников уже при сыновьях Хлодвига привел к ослаблению королевской власти. Лишившись вследствие щедрых земельных раздач значительной части своих домениальных владений и доходов, франкские короли оказались бессильными в борьбе с сепаратистскими устремлениями крупных землевладельцев.

После смерти Хлодвига началось дробление Франкского государства .

С конца VI в. намечается обособление трех самостоятельных областей в составе Франкского государства : Нейстрии - Северо-Западной Галлии с центром в Париже; Австразии - северо-восточной части Франкского государства, включавшей исконные франкские области по обоим берегам Рейна и Мааса; Бургундии - территория бывшего королевства бургундов. В конце VII в. на юго-западе выделилась Аквитания. Эти четыре области различались между собой и этническим составом населения и особенностями социального строя, и степенью феодализации.

В Нейстрии, которая к моменту франкского завоевания была сильно романизована, галло-римляне, составлявшие и после завоевания значительную часть населения, раньше, чем в других областях королевства, слились с франками-завоевателями. Здесь уже к концу VI- началу VII в. большое значение приобрело крупное церковное и светское землевладение и быстро шел процесс исчезновения свободного крестьянства.

Австразия, где основную массу населения составляли франки и подвластные им другие германские племена, а влияние галло-римских порядков было слабым, вплоть до начала VIII в. сохраняла более примитивный строй; здесь медленнее разлагалась община-марка, большую роль продолжали играть землевладельцы-аллодисты, входящие в общины-марки и составляющие основу военного ополчения. Складывающийся класс феодалов был в основном представлен мелкими и средними феодалами. Церковное землевладение было представлено здесь слабее, чем в Нейстрии.

В Бургундии и Аквитании, где галло-римское население также было смешано с германским (сначала с бургундами и вестготами а затем с франками), также долго сохранялось мелкое свободное крестьянское и среднепоместное землевладение. Но вместе с тем там имелись и крупные земельные владения, особенно церковные, а свободная община уже в VI в. исчезла почти повсеместно.

Эти области были слабо связаны между собой экономически (в то время господствовали натурально-хозяйственные отношения), что препятствовало их объединению в одном государстве. Короли из дома Меровингов , возглавлявшие эти области после раздробления Франкского государства , вели между собой борьбу за верховенство, которая осложнялась непрерывными столкновениями между королями и крупными землевладельцами внутри каждой из областей.

Объединение страны майордомами Австразии

В конце VII в. фактическая власть во всех областях Франкского королевства оказалась в руках майордомов. Первоначально это были должностные лица, возглавлявшие королевское дворцовое управление (majordomus - старший по дому, управляющий хозяйством двора). Затем майордомы превратились в крупнейших землевладельцев. Все управление каждой из названных областей королевства сосредоточивалось в их руках, и майордом выступал как вождь и военный предводитель местной земельной аристократии.

Короли из дома Меровингов , потерявшие всякую реальную власть, назначались и смещались по воле майордомов и получили от современников пренебрежительное прозвище «ленивых королей».

После продолжительной борьбы в среде франкской знати в 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский стал майордомом всего Франкского государства . Это удалось ему потому, что в Австразии, где процесс феодализации шел медленнее, чем в других частях королевства, майордомы могли опираться на довольно еще значительный слой мелких и средних феодалов, а также свободных аллодистов крестьянского типа, заинтересованных в усилении центральной власти для борьбы с притеснениями крупных землевладельцев, подавления закрепощаемого крестьянства и для завоевания новых земель. При поддержке этих социальных слоев майордомы Австразии смогли вновь объединить под своей властью все Франкское государство .

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов и прошло в своем развитии этапы феодальной раздробленности (IХ-ХIII вв.), сословно-представительной монархии (XVI-XV вв.) и абсолютной монархии (XVI- XVIII вв.).

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли практически независимые политические образования. Соответственно власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях - "королевском домене" - он полностью контролировал ситуацию.

Вся структура государства этого периода определялась структурой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета.

Номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве фьефа (условного наследственного земельного владения). Они считались вассалами короля, а он их сеньором. Вассалы короля (герцоги и графы), оставляя себе домен, передавали значительную частью своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам. И так вплоть до самой многочисленной группы "однощитовых" рыцарей. Но в реальности подчинение вассала было обусловлено лишь возможностью сеньора заставить вассала повиноваться.

Глава государства - король в этот период был выборным. Его избирали представители знати и бывшие иерархи церкви. Как уже отмечалось, власть короля на многих территориях была номинальной. Этому способствовало и утвердившееся во Франции правило: "Вассал моего вассала - не мой вассал".

В этих условиях единственным, по существу, органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное - прево.

Судебная власть еще не была отделена от административной. Судебные органы организационно не обособились от других систем управления. Господствовал принцип "суда равных", когда каждый мог судиться только с равными ему в социальной иерархии.

Несвободное население, крестьян судили их феодалы или их должностные лица - министериалы и прево.

Начиная с XIII в. во Франции усиливается тенденция укрепления королевской власти и создаются предпосылки для преодоления раздробленности страны. Как результат происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции. На пути укрепления королевской власти важное значение имели реформы Людовика IX. Прежде всего это судебная реформа, которая сделала разрешение споров между феодалами исключительно прерогативою короля или назначенных им судей. Была создана специальная судебная инстанция - Парижский парламент. В рамках финансовой реформы вводится королевская золотая монета в качестве единственного расчетного средства в домене короля, а затем и в рамках всей страны.

В XIV в. объединение страны завершается. Государство принимает форму сословно-представительной монархии. Относительно сильная власть сочетается с представительством от сословий - Генеральными штатами.

Можно выделить три основные причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Это поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

В 1302 г. впервые было созвано общефранцузское собрание сословий, получившее название Генеральных штатов.

Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий мартовский ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

После окончания Столетней войны значение Генеральных штатов падает, и с XV в. они перестают созываться.

К органам центрального управления в этот период относились Государственный совет, осуществлявший руководство и контроль отдельных звеньев государственного аппарата, и Счетная палата - орган финансового управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявшими текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

К началу XVI в. во Франции в основном оформляется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивается в руках наследственного главы - короля. Соответственно ему подчинялся весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. А все французы, включая дворянство и аристократию, рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословным подчинением.

Система государственного управления включала: Государственный совет - высший совещательный орган при короле, который дополняли Совет финансов, Совет депеш и т.д., Генеральный контролер финансов и государственные секретари по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Кроме того, существовали аппарат местного управления и полиция.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА ФРАНЦИИ

Источники права: в IХ-ХI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, которое сложилось на территории его проживания. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права.

Особенностью Франции было то, что вплоть до ликвидации феодализма страна не знала единой правовой системы.

В зависимости от источников права страна делилась на две части: к югу от реки Луары - "страна писаного права", так как там действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Север Франции считался "страной обычного права", так как там основным источником были местные обычаи - кутюмы.

Письменными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на "Юге" оно выступало в качестве основного источника права, то на "Севере" оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник "писаного разума".

Вещное право. Основным объектом вещных прав была земля. В феодальном праве существовало два основных вида вещных прав на землю: право собственности и право держания.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей; земля свободно отчуждалась и передавалась по наследству. Был характерен лишь для раннего средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и связанное целым рядом условий. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые благородные (дворянские) держания были в форме бенефиция. Под бенефицием понималось имущество, находившееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, по наследству не передавался и со смертью владельца возвращался собственнику. В IX в. Бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. В X-XI вв. получил распространение процесс инфеодации, т.е. передачи аллодов их собственниками королю или крупным феодалам с получением их обратно в виде феодов.

Феод - благородное (дворянское) держание земли, полученное на основе вассальных связей. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины - рельефа.

Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания - цензива. Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы - ее плательщиком и именовался вилланом.

Держатель цензивы должен был периодически признавать зависимость своего участка от сеньора, выплачивать определенные повинности в пользу сеньора - ценз, сеньор имел право на 1/10 дохода от земельного участка, барщину в течение 3-12 дней в году, право на ренту, т.е. определенный налог с каждого нового владельца, который он получал помимо ценза, право охоты на землях крестьян и т.д.

При смене владельца все повинности, лежащие на цензиве, переходили к новому лицу.

Земельные владения лично несвободных крестьян (сервов) находились лишь в их пользовании.

Семейное и наследственное право

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами.

Для вступления в брак необходимо было достичь определенного возраста: мужчинам от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет. Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось.

Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей жениха, способного нести службу. У нее было право потребовать на выбор трех кандидатов.

Для сервов действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору - формарьяж, которая компенсировала отказ от права "первой ночи".

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался не действительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, не крещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства.

Развод, по каноническому праву, не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться мужу и всюду следовать за ним.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. На юге Франции, где действовало римское право, общности имущества не возникало. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарение и обмен, заключать договора и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договора лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа.

Муж управлял приданым жены, пока длился брак. После смерти мужа приданое переходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

Наследование происходило по нисходящей линии, ближайшими родственниками и лишь при их отсутствии по восходящей. Причем имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, имущество матерей - по материнской.

Уголовное право и процесс

В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали постановления обычного права. Согласно "Кутюмам Бовези" различались: преступления, караемые смертью, 2) преступления, караемые долголетним тюремным заключением с конфискацией имущества и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом подчеркивалось, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также оттого, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

Становление абсолютизма способствовало оформлению единой системы преступлений и наказаний. Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) преступления против религии: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.д.;

2) преступления против государства: посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства;

3) преступления против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют выраженную цель устранения и носят чрезвычайно жестокий характер. Виды наказания подразделялись на:

1) тяжкие наказания: различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга и т.п.;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, носа и т.д., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, не сопровождаемые выставлением у позорного столба и прочие.

В период феодальной раздробленности судебный процесс продолжает оставаться обвинительным, дело возбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит в форме спора между сторонами, которые обладают равными процессуальными правами. Представительство первоначально не допускалось, но с XIII в. начинают появляться адвокаты.

Наилучшим видом доказательств считалось признание. До XIIIв. Активно использовались пытки водой или железом (ордалии). При свидетельских показаниях требовалось наличие 2-х свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

Своеобразным видом доказательств был судебный поединок. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

С установлением абсолютизма право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника. Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и затем публичное и открытое судоговорение, которое, впрочем, вскоре тоже становится тайным.

Устанавливается система формальных доказательств, где законом определены вес и значение каждого доказательства. Используется пытка как средство признания обвиняемого.

В XVII в. происходит разделение уголовного и гражданского процессов.

Образование самостоятельного государства во Франции явилось следствием распада Франкской империи, который законодательно был оформлен в 843 г. Верденским договором . По этому договору Карлу Лысому достались земли к западу от Рейна. Он фактически и стал первым французским королем, хотя сам термин «Франция» появился только в X в. Здесь нужно отметить, что после распада Франкской империи Франция наследовала все процессы феодальной раздробленности, которые протекали в последние годы во Франкской империи. Поэтому говорить о землях Карла Лысого как о каком-то централизованном государстве можно только условно, ибо они представляли собой конгломерат огромного числа свободных сеньориальных владений.

Важнейшей предпосылкой возрастания роли королевской власти стала победа короля Филиппа IV в длительном конфликте с римскими папами за политическое верховенство, в результате которого римские папы находились в прямой зависимости от французских королей (так называемое Авиньенское пленение пап 1309-1378 гг.)

Победа французской короны над папством, постепенная ликвидация значительных прав феодалов сопровождались в XIV- XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти.

Происходило изменение правового статуса короля, который обладал властью в масштабе уже всей страны.

В 1302 г. был создан и новый высший сословно-представительный орган - Генеральные штаты .

В начале XIV в. несколько раз были созваны представители сословий всех областей королевского домена, причем каждый раз причина созыва имела политический характер. Но как общепризнанный государственный институт Генеральные штаты утвердились главным образом в связи со столетней войной с Англией, когда потребовалась регулярная денежная помощь всей страны.

Примерно в середине XIV в. структура Генеральных штатов стала своеобразным отражением не только социального состава Франции, но и различного политического веса сословий. Все три сословия получили места в этом органе. Первую палату составляло духовенство. Вторую палату составляло дворянство, которое посылало своих выборных представителей. В третью палату призывались депутаты от «добрых городов» (термин «третье сословие» появился лишь в конце XV в.). Это были преимущественно мэры и члены муниципалитетов, т.е. опять-таки по должности представители зажиточной части городского населения.

Постепенно был выработан порядок работы трех сословий. Первоначально король запрашивал мнение каждого сословия в отдельности. В дальнейшем за каждой палатой сохранился лишь один голос, но для принятия решения внутри палаты требовалось большинство голосов.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Каждый созыв был индивидуальным, а вопросы повестки дня определялись исключительно королем. Чаще всего причина созыва заключалась в отсутствии финансов , и короли обращались к сословиям с просьбой о единовременной финансовой помощи или разрешении на очередной налог , который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов очень возросло в 1357 г., когда произошло восстание горожан в Париже и пленение короля. Дофин (наследник престола) обратился к Генеральным штатам с просьбой выделить деньги на выкуп короля. В ответ на эту просьбу представители третьего сословия выдвинули целую программу реформ, получившую название «Великий мартовский ордонанс». Полный текст его включал в себя 67 статей, в которых предусматривалось значительное укрепление власти Генеральных штатов в управлении государством, финансовой, судебной и административной областях. Великий мартовский ордонанс был высшей точкой развития Генеральных штатов в период сословно-представительной монархии во Франции, но действовал он всего полтора года.

Центральное и местное управление. Перемены в организации власти выразились в том, что аппарат королевской администрации из домениального превратился в общегосударственный. Из прежних придворных должностей сохранил свое значение только канцлер. Остальные перешли в разряд придворных титулов. На базе королевской курии был создан Большой совет, в который входили легисты и 24 представителя высшей светской и духовной знати. Он собирался один раз в месяц и его полномочия носили исключительно совещательный характер.

По мере усиления королевской власти происходит централизация местного управления. Крупные административные округа на севере Франции, как и прежде, назывались бальяжами, во главе которых стояли бальи. Однако в эти округа с конца XV века короли непосредственно назначают лейтенантов. В их ведение переходят многие судебные дела. На юге такие же округа возглавлялись сенешалами.

Стремясь к централизации органов местного управления, короли вводят новые, с более широкими полномочиями должности губернаторов, которые зачастую заменяли бальи. С XIV в. появились должности генерал-лейтенантов, возглавлявших несколько бальяжей, которые в конце XV в. стали называться провинцией.

Абсолютная монархия

Усиление частнопредпринимательской деятельности в городе и деревне накладывало отпечаток на экономическую и политическую жизнь Франции. Значительно возросла торговля, кроме цеховых предприятий , появились капиталистические мануфактуры. В новых условиях экономическая сила дворянства ослабевала, формировались классы буржуазии и пролетариата. Складывалась французская нация. Разложение старых феодальных сословий и формирование класса буржуазии были основной предпосылкой установления абсолютной монархии . В период абсолютизма окончательно оформилось третье сословие, в котором основную роль играла буржуазия. Но как и прежде, применялась формула: «Духовенство служит молитвой, дворянство - шпагой, третье сословие - имуществом».

Первым сословием считалось духовенство, которое «молилось за всех». Их число достигало 130 тыс., из них монахов и монахинь более 20 тыс. Церковь являлась крупным земельным собственником. Общая сумма доходов , которые она получала с принадлежавших ей земель, в несколько раз превышала государственный бюджет Франции. Духовенство имело целый ряд привилегий. Оно было освобождено от ряда повинностей: рекрутского набора в армию, уплаты налогов , имело право на свой суд и свою администрацию. Верховным владыкой священников и монахинь католической церкви являлся Папа Римский. Священнослужители не могли жениться, а монахини - выходить замуж.

Духовенство делилось на две группы. К высшей из них относились архиепископы, епископы, настоятели соборов. Другую группу составляло приходское городское и сельское духовенство.

Вторым сословием считалось дворянство, которое «воевало за всех». Это сословие не было однородным и состояло из крупных, средних и мелких дворян. Первые занимали высшие должности при дворе, а также на военной и гражданской службах. Мелкое и среднее дворянство было опорой монархии . Все дворяне не платили налогов, а за службу получали поместья (лен). Кроме того, им выдавались жалование, подарки, пенсии . Их называли дворянами шпаги, т.е. родовитым дворянством. Кроме родовитого дворянства еще с XV в. образовалось так называемое «дворянство мантии». В третье сословие входили горожане и крестьяне, которые были обязаны «работать за всех». Они составляли подавляющую массу населения Франции. Это сословие было очень неоднородным. Значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В период абсолютной монархии стирались различия между сервами и вилланами. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделились зажиточные фермеры, арендаторы, сельскохозяйственные рабочие.

Государственный строй . Утверждение абсолютизма во Франции происходило при королях Генрихе IV (1589-1610 гг.) и Людовике XIII (1610-1643 гг.), а достигает расцвета в царствование Людовика XIV (1643-1715 гг.). Все эти короли уделяли большое внимание совершенствованию системы высших и местных органов власти , главным итогом которого явилось укрепление королевской власти и усиление централизации органов управления .

Изменилось и общее представление о королевской власти. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля рассматривалась как священная. Здесь же окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченности власти короля.

С XVI в. короли практически перестали созывать Генеральные штаты. В XVII в. они были созваны только один раз в 1614 г. В период абсолютизма короли не нуждались в представительном органе, т.к. присвоили себе все их полномочия.

Управление страной было сосредоточено во дворце. В XVI в. произошло возрастание роли государственных секретарей по военным, морским, иностранным и внутренним делам. При Людовике XIV они приблизились к особе короля и стали его министрами. При этом же короле был создан Совет по делам финансов , появилась должность Генерального контролера финансов. Видный политический деятель Франции времен Людовика XIV Ж. Б. Кольбер, занимая эту должность, стал фактически первым министром в государстве . В это время узурпируется система центральных отраслевых органов управления.

В системе местного управления важнейшие реформы провел кардинал Ришелье (1624-1642 гг.), занимавший пост первого министра и фактически правивший страной при Людовике XIII. Он поставил во главе провинций «интендантов полиции, юстиции и финансов», в руки которых отдавались сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, набор в армию и руководство местной полицией.

Таким образом, Франция являлась страной, в которой все этапы феодализма получили наиболее полное оформление. Здесь налицо зарождение феодальных отношений, их расцвет и падение, которые привели в XVIII в. к буржуазной революции.

Право Франции в период феодализма

До Великой французской буржуазной революции XVIII в. в Франции царила пестрота, а в самом праве явно отсутствало единообразие. По характеру источников вся территория страны разделялась на две части - южную и северную. Граница между ними проходила южнее реки Луары. Южная часть была страной писаного права, т.к. в ней применялось римское право . В северной части господствовало обычное право, поэтому она называлась страной обычного права.

Римское право изучалось в университетах, с учетом его общих норм решались сложные юридические казусы. Центром пропаганды римского права считался Орлеанский университет, где еще в конце XI начале XII вв. было издано краткое руководство по римскому праву.

Вплоть до революции 1789 г. право феодальной собственности на землю сочеталось также с элементами общинного крестьянского землепользования. Интенсивно в гражданском праве развивалась такая его подотрасль, как обязательственное право . Феодальный характер был присущ всем договорам , имевшим место в тот период.

В условиях натурального хозяйства не было острой надобности в развитии хозяйственных отношений. С развитием товарно-денежных отношений повышалось значение договоров. В договоре купли-продажи особое место занимала земля. Феодальное обычное право предусматривало право землевладельцев и их родственников выкупать проданное недвижимое имущество. До XII в. нельзя было отчуждать родовое имущество без согласия родственников, кроме случаев крайней нужды. Однако родственники могли в этом случае выкупить родовое имущество, выплатив обусловленную стоимость. В XIII в. уже не требуется согласия родственников на продажу родового имущества, но у них сохраняется право выкупить его в течение года и одного дня. Сеньор имел право выкупить феод, проданный его вассалом в течение 40 дней, если он был поставлен в известность, и в течение 30 лет, если он об этом ничего не знал.

Со временем, во избежание последующих феодальных распрей, нотариусы стали требовать присутствия при оформлении договора продажи недвижимости членов семьи продавца, включая детей с 14 лет.

Брачно-семейное право . Вопросы брака и семьи во Франции регулировались в основном каноническим правом. Условием вступления в брак являлось достижение установленного возраста: для мужчин он колебался от 13 до 15 лет, а для женщин - 12 лет.

Для вступления в брак необходимо было согласие сторон и родителей . Эдикт 1556 г., поддержанный ордонансом Людовика XIII 1639 г., предусматривал, что согласие родителей требовалось только до достижения сыновьями 30-летнего возраста, а дочерьми - 25-летнего. Недействительными признавались браки между несовершеннолетними ; лицами, не получившими крещения; родственниками.

Главой семьи считался муж. От жены требовалось повиновение мужу, которому даже разрешалось бить ее, но «разумно», т.е. не до смерти и без увечий. Супружеская неверность давала право обиженному супругу требовать раздельного проживания, но развод не допускался. Дееспособность жены была ограничена: она не могла заключать сделки без согласия мужа. На севере признавалась общность совместного имущества, но управлял им муж, а на юге - общности имущества не существовало. Кроме того, на юге сохранялась власть домовладыки в отношении детей, берущая свое начало в римском праве. Приобретения детей входили в имущество домовладыки. На севере родительская власть рассматривалась как опека над детьми.

Уголовное право . Вполне ясно, что понятие «преступление » с IX по XVIII в. претерпевает существенные изменения. Так, если на начальном этапе становления французского государства преступлением считались действия, затрагивавшие интересы отдельных лиц, то уже к XII в. преступление перестает быть частным делом и выступает как нарушение утвердившегося феодального порядка.

Судопроизводство . В области судопроизводства царил и произвол, продажность судей, волокита и прочие злоупотребления, которые очень раздражали лиц, принадлежавших к третьему сословию.

До XV в. во Франции действовало два вида процесса: состязательный и инквизиционный. В основу первого из них был положен судебный поединок. Крестьяне дрались на палках, а рыцари - копьем и мечом. Дворянин мог вызвать на поединок и судью, если был не согласен с приговором . Здесь же применялись и ордалии, которые согласно каноническому праву разрешалось проводить хлебом и сыром. Считалось, что виновный обязательно подавится.

Ордонанс 1498 г. Людовика XII и эдикт Франциска I 1539 г. полностью отменили состязательный процесс. Его место занял инквизиционный (розыскной процесс). Он отличался от состязательного по порядку возбуждения уголовного дела, а также по видам доказательств . Порядок его был определен ордонансом 1670 г. По нему предварительное следствие делилось на две стадии: общее и специальное расследование. В первой стадии производились собирание доказательств и установление виновного, во второй - проверка доказательств и допрос . Производство следствия было тайным, письменным, с применением формальной теории доказательств и пыткой. Последняя производилась иногда дважды: один раз - в целях добиться собственного признания обвиняемого во время следствия, другой раз - перед совершением казни с целью установления не выявленных в ходе процесса соучастников преступления. Судебное заседание проходило негласно, без обвинительного заключения и без вызова свидетелей , допрошенных на предварительном следствии. Приговоры разделялись на обвинительные, оправдательные и с оставлением в подозрении.

Таким образом, Франция, как и другие европейские страны в период абсолютной монархии , переходит к более жестким формам судебного процесса, который становится государственным и широко применяется в судопроизводстве.

Франкское государство — изначально королевство на территории римской провинции Галлия (современная Франция, Западная Швейцария, Бельгия), затем — в эпоху империи — на территории почти всей Западной и части Центральной Европы.

481—511 Правление короля франков Хлодвига I из династии Меровингов. Завоевал почти всю Галлию и объединил под своей властью всех франков, чем положил начало франкскому государству, которое после смерти короля разделили между собой его сыновья.

507 В битве при Пуатье Хлодвиг I разбил вестготов и захватил весь юго-запад Галлии (Аквитанию).

534—536 Франки завоевали Бургундию и Прованс.

613—629 Правление Лотара II. При нём государство франков вновь становится единым.

714—741 Правление последних Меровингов. Фактическая власть сосредоточена в руках майордома (высшего должностного лица при дворе) Карла Мартелла. Подавил военные смуты в королевстве. Конфисковал часть церковных земель и раздал их феодалам, укрепил военные силы государства.

732, 4 октября В сражении при Пуатье франкское войско под командованием Карла Мартелла разгромило вторгшихся из Испании арабов. Остановлено дальней шее продвижение арабов в Западную Европу.

741—768 Правление короля Пипина Короткого, сына Карла Мартелла. Фактически, в качестве майордома, управлял страной с 741. Основал династию Каролингов. Объединил под своей властью всю страну — от Ла-Манша до берегов Средиземного моря.

768—814 Правление короля Карла Великого (Шарлеманя), с 800 — императора Запада. Его завоевания (в773—774 Лангобардского королевства в Италии, в 772—804 Саксонии и др.) привели к образованию обширной империи. Политика Карла Великого (покровительство церкви, судебная и военная реформы) содействовала формированию феодальных отношений в Западной Европе. Империя Карла Великого распалась вскоре после его смерти.

788 Карл Великий упразднил герцогскую власть в Баварии и разделил эту область на графства,

801 Франки отняли у арабов Барселону.

814—840 Правление Людовика Благочестивого. Безуспешно пытался сохранить целостность унаследованной от отца (Карла Великого) империи. Раз делил управление ею между сыновьями в 817 (сохранив за собой верховную власть); произвёл передел империи в 829.

843 Раздел империи Карла Великого по Верденскому договору. Образование Западно-Франкского государства на территории современной Франции во главе с королём Карлом II Лысым. Правил до 877 как первый король Франции.

855 Образование королевств Лотарингия и Прованс.

870 Переход части территории Лотарингии под управление Западно-Франкского королевства.

898—923 Правление Карла III Простоватого. Уступил норманнам территорию Нормандии (911). В этом же году завладел всей Лотарингией. Захвачен знатью, поднявшей против него мятеж, с 923 находился в заключении.

Династия Капетингов

987—996 Правление Гуго Капета. Основатель династии Капетингов, правившей Францией до 1792.

1031—1060 Правление Генриха I. Боролся за трон с братом Робертом, отдал ему в правление герцогство Бургундия. Испытывал сильное давление вассалов, безуспешно воевал (1054) с герцогом Вильгельмом I Завоевателем, будущим королём Англии. В 1049 женился на Анне, дочери киевского князя Ярослава Мудрого. После смерти мужа она фактически управляла страной при своём малолетнем сыне, короле Филиппе I.

1108—1137 Правление Людовика VI Толстого. Усиление центральной власти, положен конец сопротивлению феодалов в королевских владениях.

1152 Потеря королевством территории на юго-западе Франции — герцогства Аквитания, со столицей Бордо, попавшего под английское влияние. Начало длительной территориальной борьбы между Францией и Англией.

1180—1223 Правление Филиппа II Августа. Успешно проводил политику централизации государства, ограничил самостоятельность феодальной знати. Отвоевал у Англии французские территории (Нормандию и др.). Превратил Францию в ведущую европейскую державу.

1215 Основан Парижский университет, один из старейших в мире.

1226—1270 Правление Людовика IX Святого. Провёл реформы по централизации государственной власти. Возглавил 7-й (1248—1254) и 8-й (1270) крестовые походы. Заключил Парижский договор 1259, по которому Англия отказалась от притязаний на все французские территории, кроме Гиени (Аквитании).

1257 Основание Сорбонны — богословского колледжа в Латинском квартале Парижа. С 1554 — теологический факультет Университета, с XVII в. — распространённое название всего университетского комплекса.

1285—1314 Правление Филиппа IV Красивого. Расширил территорию королевских владений. Поставил папство в зависимость от французских королей. . Созвал первые Генеральные штаты (1302). Добился от папы упразднения в 1312 католического духовно-рыцарского ордена Тамплиеров.

1328—1350 Правление Филиппа VI, первого короля из династии Валуа — боковой ветви Капетингов. Избран королём вопреки притязаниям на французский трон короля Англии Эдуарда III (внука французского короля Филиппа IV), что послужило поводом к началу Столетней войны с Англией (1337).

1358 Жакерия — крестьянское восстание во Франции, вызванное главным образом непомерными военными налогами. Подавлено королевскими войсками.

1412—1431 Годы жизни Жанны д"Арк (Орлеанской Девы) — народной героини Франции. Происходила из крестьянской семьи. Возглавила борьбу Франции против англичан в ходе Столетней войны, в 1429 освободила от осады Орлеан. Попала в плен, обвинена в ереси и сожжена 30 мая 1431 на костре в Руане по приговору церковного суда.

1422—1461 Правление Карла VII. Коронован в Реймсе в 1429 при содействии Жанны д"Арк. При нём закончилась Столетняя война. Способствовал получению французской Церковью определённой независимости от папства (1438).

1477 Поражение Бургундского герцогства в сражении при Нанси и гибель герцога Карла Смелого. Бургундия стала частью Франции.

1483—1498 Правление Карла VIII. В результате брака с Анной Бретонской присоединил к французской короне Бретань (1491). В 1494 начал Итальянские войны.

1498—1515 Правление Людовика XII. Походом в 1499 возобновил Итальянские войны 1494—1559. Провёл реформы по реорганизации войска, по упорядочению суда, налогообложения, монетной системы.

1515—1547 Правление Франциска I. Стремился превратить Францию в абсолютную монархию. В 1516 заключил с папой Болонский конкордат, сделавший Церковь во Франции государственным учреждением, а церковные доходы — средством вознаграждения дворянства.

1532 Окончательное присоединение герцогства Бретань к Франции. Завершение объединения страны.

1547—1559 Правление Генриха П. В 1547 учредил чрезвычайный трибунал при парижском парламенте, судивший еретиков (гугенотов). Его войска заняли в 1552 герцогства Мец, Туль, Верден (в «Священной Римской империи»). В 1559 подписал мир, завершивший Итальянские войны.

1558 Французские войска под командованием герцога Франсуа Гиза взяли крепость-порт Кале — последний оплот англичан на территории Франции.

1560—1574 Правление Карла IX. Фактически страной правила его мать Екатерина Медичи.

1562—1598 Религиозные войны между католиками и гугенотами, активная сила — мелкое дворянство. Возглавляла оба лагеря феодальная знать, стремившаяся посадить на королевский престол своего ставленника. С вступлением на французский престол в 1594 Генриха IV военные действия в основном закончились.

1572, 24 августа Варфоломеевская ночь — массовая резня гугенотов католиками в Париже, организованная Екатериной Медичи и двоюродным братом короля Генрихом Гизом.

1574—1589 Правление Генриха III, последнего короля из династии Капетингов-Валуа. Боролся с Генрихом Наваррским и Гизами. В мае 1588 из-за народного восстания в Париже бежал в Шартр. Убит монахом — приверженцем Гизов.

Династия Бурбонов

1589—1610 Правление Генриха IV (фактически с 1594), первого из династии Бурбонов. С 1562 король Наварры (Генрих Наваррский). Во время религиозных войн — глава гугенотов. После его перехода в католицизм в 1593 признан королём Франции («Париж стоит мессы»). Генрих ГУ издал Нант-ский эдикт (1598), завершивший религиозные войны; способствовал укреплению абсолютизма. Убит католиком-фанатиком.

1624—1642 Фактическое правление кардинала Ришелье во Франции в эпоху корбля Людовика XIII. Способствовал укреплению абсолютизма. Лишил гугенотов политических прав; провёл административную, финансовую, военную реформы; подавлял феодальные мятежи и народные восстания. Вовлёк Францию в Тридцатилетнюю войну.

Как самостоятельное государство Франциясуществует со времени раз-дела Франкской империи по Верденскому договору (843 г.) и выделения Западно-Франкского ко-ролевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться «Францией» страна стала лишь в X в.

Условно история средневекового государства во Франции может быть разделе-на на следующие периоды:

· период феодальной раздробленности (сеньориальной монархии) - IX-XIII вв.;

· период сословно-представительной монархии - XIV-XV вв.;

· период абсолютной монархии - XVI-XVIII вв.

(IX-XIII вв.) королевство фактически делилось на многие независимые феодальные владения, причем в XI в. дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств.

К X веку завершилось складывание двух основных социальных слоев феодального общества - сеньоров и зависимого крестьянства . К этому времени сеньоры- бенефициарии добились превращения бене-фиция из пожизненного пожалования в наследственную феодальную собственность - феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляе-мая королем, с характерной для нее системой вассалитета .

Отноше-ния вассалитета покоились на иерархической структуре земельной соб-ственности: номинально верховным собственником всей земли в госу-дарстве считался король - верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов - более мелких феодалов, кото-рым жаловали земельные владения.

Эта лестница состояла из следую-щихступеней:

· наверху стоял король - сеньор;

· вассалы и подвассалы разных ступеней - арьер-вассалы;

· на нижней ступени - простые рыцари, шевалье, своих вассалов не имевшие (табл. 2).

Таблица 2.

Вассалитет устанавливался:


Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Однако, согласно средневековой поговорке, «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана - - на его земле».

Первоначально положение лично зависимых сервов было близко к позднеантичным рабам - часть сервов использовалась в качестве безземельных дво-ровых работников, часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти одного и того же сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих своих гражданских и хозяйственных правах. Так, напрмер, они не имели права перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельного держания, свободы наследования, а также выбора брачного партнера.

Для вилланов, которые считались лично свободными держателями зем-ли , принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), более широкие возможности отчуждения земель-ного держания, а также возможность переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.

Начиная с X в., развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост насе-ления способствовали возникновению новых и возрож-дению старых, основанных еще римлянами, городов как центров ремесла и торговли. Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения ос-тальных феодально зависимых людей. Хотя по другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным» достаточно было беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал статус свободного горожанина.

В период феодальной раздробленности король, номинальный глава го-сударства, избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и высшими иерархами церкви.

В органах центрального управления дворцово-вотчинная система была совмещена с управлением, основанным на вассальных отношениях:

· дворцовую систему, как и прежде, представляли министериалы (сенешал - глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер);

· управление, основанное на вассальных отношениях, осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией или Великим советом.

Местное управление характеризуется тем, что власть короля признава-лась только в его собственном домене, а в земельных владениях круп-ных феодалов были свои системы местного управления.

В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньори-альная юстиция - - судебную власть между собой делили сеньоры, при-чем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархичес-кой лестницы, на которой они находились.

Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших во-енную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение.

Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии.

Развитие городов и расширение межобластных экономических связей, а также установление прочных экономических связей между городом и деревней создали благоприятные условия для преодоления феодальной раздробленности, для формирования единого общенационального рын-ка и дальнейшего экономического и социального развития страны. Возникает специализация сельскохозяйственного и ремесленного производства в отдельных районах и городах, что приводит к упрочению торговых связей между различными областями королевства. В этих усло-виях увеличилась численность населения городов и усилилось их влия-ние в стране.

С завершением периода феодальной раздробленности государство при-обрело форму сословно-представительной монархии .

Это стало возможным ввиду того, что:

· укрепились социально-экономические основы союза королевской вла-сти и городов: благодаря росту городской промышленности и торговли города смогли оказывать монархам финансовую помощь;

· вокруг королевской власти сплотились основные группы среднего и мелкого дворянства в надежде получить защиту своего привилегированного поло-жения силами королевской армии, а также ради получения доходных должностей.

Схематично события этой эпохи представлены в табл. 3.

Таблица 3.

Генеральные штаты - парламент средневековой Франции Филипп IV Красивый в 1302 г. впервые созвал Генеральные штаты, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе против папы. Это высшее сословно-представительное собрание состояло из депутатов всех трех сословий: духовенства, дворянства и представителей «третьего сословия» - горожан. Главная функция Генеральных штатов - разрешение (вотирование) налогов. 1357 г. - Великий мартовский ордонанс. Генеральные штаты получили право: 1. Собираться три раза в год, не ожидая королевского соизволения. 2. Назначать королевских советников. 3. По своей воле разрешать налоги или отказывать в них. Программа мартовских реформ 1357 г. действовала около полутора лет. После Столетней войны значение Генеральных штатов падает (реформа Карла VII о введении прямого постоянного налога, взимаемого без согласия штатов).

В XIV-XV вв. практически завершилось формирование наследственных сословий. Французское общество было разделено на три сословия:

· сословие духовенства;

· сословие дворянства;

· «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, сво-бодные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными , поскольку они освобождались от го-сударственных налогов и повинностей, пользовались преимуществен-ным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным.

Под влиянием развития товарно-денежных отношений произошли су-щественные изменения в правовом положении крестьян. Феодалы заме-няют часть натуральных повинностей и платежей денежным оброком. К XIV в. меняется форма крестьянского землепользования - - серваж вытесняется цензивой.

Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз - твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цен-зитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, заклады-вать, сдавать в аренду и даже продавать ее - с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии.

Обычно началом периода сословно-представительной монархииво Франции (XIV-XV вв.) считают созыв в 1302 г. Генеральных штатов - высшего органа сословного представительства.

Предшественниками Генеральных штатов во Франции были расширен-ные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий, которые положили на-чало осуществлению идеи сословного представительства на местах. Общефранцузские Генеральные штаты являлись совеща-тельным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству; основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах от-дельно от других. Членов первой палаты составляло высшее духовенство; второй - депутаты от дворянства; в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, "третьего сословия".

Значение Генеральных штатов возросло в XIV в., во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах.

В этот период Центральными органами управления были:

1. Государственный совет, осуществлявший по указаниям короля руковод-ство и контроль за отдельными звеньями управления;

2. Счетная палата, созданная в XIII в. реформами Людовика IX, ведавшая финансами.

Важнейшими должностными лицами были:

· канцлер, в функции которого входили текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете, под руководством канцлера составлялись проекты ордонансов;

· коннетабль - командир конного рыцарского войска, впоследствии ко-мандир королевской армии;

· камерарий - казначей;

· папашины - королевские советники, выполнявшие отдельные поруче-ния короля.

Некоторые изменения произошли в системесудебных учреждений , так например, королевская юстиция потеснила сеньориальную и церковную: значи-тельно расширилась юрисдикция королевских судов; они могли пере-смотреть любое решение сеньориального суда. В то же время судебные органы еще не были еще отделены от админи-стративных, наметилось их обособление и соответственно формирова-ние централизованной судебной системы.

Во времена праления короля Людовика IX (XIII в.) была проведена реформа, направленная на укрепление власти монарха и был создан специальный судебный орган - - Парижский Парла-мент . В дальнейшем он стал высшим апелляционным судом королев-ства. Парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ра-нее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуще-ствляя таким образом контроль над местными судами (табл. 4).

Таблица 4.

Борьба королей Франции за "собирание" земель XI в. - Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств - Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств - Анжу, Тулуза, Шампань и др. Королевский домен (личные владения короля) не выходил за пределы небольшого района во главе с Парижем и Орлеаном. XII-XIII вв. - "собирание" земель королями различными путями: при помощи завоеваний, выгодной женитьбы, получении владений при нарушении присяги и т.д. Филипп II Август (1180-1223 гг.) - к домену были присоеди-нены Нормандия, Мен, Анжу, Тулуза. Домен увеличился в пять раз. Людовик IX Святой (1226-1270 гг.). Реформы: 1) судебная - создание верховной судебной палаты страны - Парижского Парламента , в котором служили профессиональные юристы - легисты. Запрещение судебных поединков. 2) военная - установление "40 дней короля" - срока, в течение которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать правосудия и защиты у короля. 3) монетная - введение единой для всей страны полновесной золотой монеты. Филипп IV Красивый (1285-1314 гг.) - к домену были присоединены Шампань и Наварра. Столкновение Филиппа IV с папой Бонифацием VIII по поводу обложения налогами церковных земель. Авиньонское пленение пап (1309- -1378 гг).

Правосудие на местах от имени короля вершили чиновники - бальи, сенешалы и прево , рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.

Примерно в то же время церковный суд превратился в специальный суд по делам особой пред-метной и персональной подсудности и образовал инстанционную сис-тему, которая включала в себя:

1) низшую инстанцию - суд официалов, специальных уполномоченных епис-копа;

2) вторую инстанцию - суд архиепископа;

3) суд кардинала;

4) высшую инстанцию - суд римской курии, который рассматривал наибо-лее важные дела.

К XIV в. относится создание специального органа уголовного преследования и обвинения - - прокуратура, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затраги-вавшим интересы монархии ("интересы короны").

Вторая половина XIV в. и первая половина XV в. ознаменовались тем, что в ходе военных реформ королевская армия становится регулярной, значительной по численнос-ти, с централизованным руководством и четкой организацией. К этому вре-мени правительство после введения постоянных налогов имело в своем распоряжении значительные средства, которые использовались для вер-бовки наемников, по большей части иностранцев (немцев, шотланд-цев и т.д.). Офицерские должности занимало дворян-ство.

Общественный строй Франции в период абсолютной монархии.

Возникновение абсолютной монархии во Франции ученые относят к XVI в. Появление этой новой формы монархического правления вызвано тем, что с конца XV в. в стране началось формирование капиталистического уклада в промыш-ленности и сельском хозяйстве.

Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных отношений, но не уничтожало их (табл. 5)

Таблица 5.

В XVI в. французская монархия уже утратила существовавшие ранее пред-ставительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-ли свое привилегированное положение. При 15 млн населения страны в XVI-XVII вв. к духовенству относилось примерно 130 тыс. чело-век, а к дворянству - около 400 тыс. человек. Подавляющую массу населения во Франции составляло третье сословие (в состав ко-торого вошло и крестьянство).

Духовенство, было очень неоднородно и проявляло единство только в стремлении удержать сословные и феодальные привилегии. Между верхушкой церк-ви и приходскими священниками усилились противоречия.

Господствующее место в общественной и государ-ственной жизни французского общества занимало Дворянство , однако произошли важные изменения. Значительная часть родовитого "дворянства шпаги " разорилась; их место в землевладении и во всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов, которые покупали на правах собственности судебно-административные должности (дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились так называемым "дворянством мантии ". Дворянский статус предостав-лялся также в результате пожалования специальным королевским ак-том.

Третье сословие также было неоднородно, происходила социальная и имущественная дифференциация. В результате этого на нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-рабочие, безработные, а на верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии.

Высшей ступени своего развития Французский абсолютизмдостиг в пери-од правления Людовика XIV (1661-1715 гг.). Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на-следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол-нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись централизо-ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.

Однако с XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль , поскольку вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития. Кроме того, нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту ка-питалистической промышленности и торговли - поощряла строитель-ство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-странные товары, вела войны против иностранных держав конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Ко второй половине XVII в., капитализм достигает такого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма стало невозможным, абсолютная монархия утратиларанее присущие ей относительно прогрессивные черты.

Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали: привилегии духовенства и дворянства; феодальные порядки в деревне; высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентриро-валась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатовпрактически прекратилась: они со-бирались очень редко. Последний созыв был в 1614 г., следующий - накануне революции в мае 1789 г.

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью.

Поскольку рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемый период делились на две категории:

1) унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, дол-жности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно вытеснялись во второстепенную сферу государственного управления;

2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продава-лись, а замешались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления. Государственный совет фактически превратился в высший совещатель-ный орган при короле. В состав Государственного совета входило и "дворянство шпаги", и "дво-рянство мантии" - представители старых и новых учреждений.

В это же время существовали специальные советы, должности в которых занимала знать и которые практически не функционировали. Тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д. Органы, созданные во время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сути первый министр) и четыре государствен-ных секретаря - по военным делам, иностранным делам, морским де-лам и делам двора. Большую роль и влияние приобрели откупщики кос-венных налогов, они же - государственные кредиторы.

В местном управлении , как и в центральных органах, существовали две основные категории:

1) утратившие значительную часть своих реальных правомочий сенешалы, бальи, прево, губернаторы , должности которых уходили своими корнями в про-шлое и замещались родовитой знатью;

2) фактически руководившие местным административным управлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов - особые уполномо-ченные королевского правительства на местах, на посты которых обыч-но назначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам , назначаемым интендантом и подчиненным ему.

Сам король возглавлял судебную систему , причем он мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело. В судопроизводстве существовали несколько видов судов: королевские суды; сеньориальные суды; городские суды; церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских су-дов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) королевской юрисдикции стало подсудно большинство уголовных и граж-данских дел.

Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судо-производства лишь функции органов предварительного дознания. В об-ласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с незначительной суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотаж-ных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали также и суды специальные, где рассматривались дела, затра-гивавшие ведомственные интересы: свои суды имели Счетная палата, Палата косвенных налогов, Управление монетного двора. Во Франции были суды морские, таможенные и военные.

Создание постоянной армии как опоры короля при абсолютизме фактически завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплек-тации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев "третьего сословия", в том числе и из уголовных элементов. Офи-церские должности по-прежнему занимало лишь дворянство, что при-давало армии ярко выраженный сословный характер. Французская армия эпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек (табл. 6).

Таблица 6.

Французский абсолютизм - наиболее завершенная модель (классический вариант) абсолютного самодержавного правле-ния. Постепенно усиливаясь, короли Франции добиваются: 1) полного контроля над всеми провинциями; 2) неограниченной компетенции в издании законов и указов, обязательных для всего государства; 3) создания разветвленного бюрократического аппарата; 4) создания постоянной армии (нач. XVII в.) взамен временных наемных войск периода сословной монархии; 5) уничтожения автономии городов; 6) прекращения созыва Генеральных штатов; 7) полной зависимости церкви от власти короля (все назначения на церковные должности исходят от монарха).

Право средневековой Франции. К XI в. наиболее характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Однако право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования . Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

Феодальная собственность на землю была неразрывно связана с вла-дельческими правами крестьян. Для феодала земля представляла цен-ность не сама по себе, а только в соединении с работником, ее возделываю-щим. Крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и после-дний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина. Когда с XIII в. форма крестьянского землепользования меняется, и серваж вытесняется цензивой,крестьянин-цензитарий освобождается от личных повинностей и получает большую свободу распоряжения землей. С со-гласия собственника и при уплате особой пошлины крестьянин имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать свою цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Фран-ции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преиму-щественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В X- -XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сдел-ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче-ний на завещания.

Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в пись-менном виде, а в последующем - утверждаться нотариусами. С XIII в., с развитием торгового оборота, договор купли-продажи воз-никал с момента его заключения сторонами. Его объектом могли высту-пать вещи, которые еще не были изготовлены.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен-ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обыча-ем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сдан-ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже-ние сеньора.

Брак и семья во Франции до XVI в. регулировались исключительно цер-ковными правилами. Лишь в XVI- -XVII вв. королевская власть, стре-мясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отно-шения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право об-ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю-чившего брак без их согласия.

Личные отношения супруговопределялись в основном каноническим правом, что подразумевало гла-венство мужа в семье, подчинение ему жены, совместное проживание и т. п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

При наследовании по закону наиболее характерным институтом во Фран-ции был майорат, то есть передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявшая избегать дробления фео-дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции. Под воздействием церкви завещание стало проникать и в обыч-ное право.

В начале периода феодальной раздробленности, в IX- -XI вв., преступле-ние во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере-сы отдельных лиц.

Наказания сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, в XI- -XII вв., когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося фео-дального правопорядка. Получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказа-ний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и особенно в период абсолютизма, с цен-трализацией государства и усилением королевской власти, сеньориаль-ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро-лей в развитии уголовного права. В королевском законодательственаказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого.

Целью наказаниястали возмездие и устраше-ние. Приговоры приводились в исполнение публично с тем, чтобы стра-дания осужденного вызывали страх у всех присутствующих.

Видами наказания были: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т. д.); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества - в качестве основного и дополнительного на-казания.

Допрос еретика Рис. 3.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер. Боль-шое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии на то сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. утверждается розыскная, инквизиционная форма процесса (рис. 3).

Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного про-цесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информа-ции о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь соби-рал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемо-го, проводил очные ставки.

Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю-щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при-знания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, со-ставленные на месте преступления, и т. д.

При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняе-мого.

Контрольные вопросы

В результате чего было образовано государство Франция?

На какие периоды можно разделить государственность в средневековой Франции?

В чем сущность реформ короля Людовика IX в XIII в.?

Что такое французские «Генеральные штаты»?

Назовите отличительные особенности абсолютизма во Франции.

Перечислите основные источники средневекового права Франции.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.