Основные школы средневековой индийской философии. Индийская философия. Философские школы и течения Древней Индии

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день - это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии.

До нашего времени дошли сохраненные сокровища индийской философии, записанные на санскрите. Это произведение имеет общее название «Веды» , т.е. знание, видение . Сборник включает в себя различные заклинания, обряды, воззвания, молитвы и т.д., обращенные к силам природы, а также это попытка истолковать окружающий мир человека с философской точки зрения. Учение разъясняет первые представления людей о их нравственной и моральной сущности в жизни.

«Веды» разделены на четыре части, о которых стоит сказать подробней:

1. Первая часть - Самхиты , что означает гимны, она самая древняя из всех частей.

2. Вторая часть - Брахманы - ритуальные тексты, на них и основана религия или философия Брахманизма , имевшая главную силу и власть до возникновения Буддизма.

3. Третья часть - Араньяки (лесные книги) - это часть дает рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни .

4. Четвертая часть - Упанишады - что означает сидеть у ног учителя и получать сокровенное, тайное знание - философская часть «Вед» . В ней и появляется новый персонаж Пуруша, который представляется всезнающим и всемогущим, душой мира, космическим разумом, т. е. в нашем понимании - всесильным богом. Далее он получит имя Атман, у которого человек-ученик получает знания.

На «Веды» опираются все школы философии Древней Индии, отсюда и пошло разделение общества на четыре варны , или, как их еще называют, касты - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна - это статус определенной группы людей в обществе, если сказать точнее - это оболочка, окраска, цвет, покров. Право принадлежать к определенной касте определяется по рождению. Каждая каста занимается определенным видом деятельности.

o Брахманы (цвет белый) - это высшая каста, она занимается только умственным трудом.

o Кшатрии (цвет красный) - их удел - военное дело.

o Вайшьи (цвет желтый) - занимаются только ремесленными работами и земледелием.

o Шудры (цвет черный) - эта самая низшая варна, занимающаяся «черной» работой.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Как видно из развития истории, в основе разделения общества также лежит своеобразная философия, которая идет из древних «Вед». С развитием общества и делением его на касты появляются течения, сформировавшие ортодоксальное и неортодоксальное направление индийской философии . Появляются школы этих направлений, которые придерживаются поддержания или опровержению «Вед». Разделения на эти школы философских знаний происходит к VIв. до н.э. - к этому привело развитие общества, формирование новых экономических отношений, нравственное совершенствование человека, возникновение новых знаний.

Ортодоксальные школы (астика - неист) остались верны философии «Вед». К ним относились такие, как Веданта, Санхья, Ньяя, Миманса, Иога и Вайшешика. Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Интересно рассмотреть каждое направление ортодоксальных школ подробнее.

1. Веданта или завершение вед, школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления - нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление - вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир - это бог, душа и материя.

2. Санхья - эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало - вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

3. Ньяя - школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы - это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

4. Миманса - школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

5. Вайшешика - эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

6. Йога - это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Неортодоксальные школы (настика - атеист), не берущие древние «Веды» за основу своей философии. К ним относятся Буддизм, Чарвака-Локаята, Вед-Джайнизм. Приверженцы данной школы считаются атеистами, но джайская и буддийская школа все-таки исповедуют астику, так как верят в продолжение жизни после смерти.

1. Буддизм - философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель - Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

2. Чарвака (Локаята) - школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

3. Джайнизм - название школа получила по прозвищу своего основателя - Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира - душа (джива) и все, что ей не является (аджива) - материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения - образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей - полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Изменения, происходящие в Индии с появлением кочевых племен, которые называли себя ариями , разрушали привычные уклады жизни общества. Со временем тексты священных «Вед» стали непонятны большинству из людей. Осталась небольшая группа посвященных, которые могли толковать их - брахманы . Эти изменения относят к середине II тыс. до н.э.

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В течение столетий ведическая философия обрастала новыми знаниями и усложнялась новыми ритуалами. Поддерживали и развивали новые формы религиозной философии по-прежнему брахманы. Главным богом они провозгласили Праджапати - Хозяина существ и Владыку порождений. Ритуалы с жертвоприношениями стали повседневной действительностью. Философия разделила мир надвое - мир богов и обычных людей. Брахманы-жрецы ставили себя наравне с древними богами и их учениями. Но «Веды» по-прежнему считались основополагающей базой новой философии.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий , таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм .

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Стремление человека к познанию, приводящее впоследствии к развитию и прогрессу общества, было взято из древних философских трактатов. Сегодня люди также занимаются поиском ответов на вечные вопросы человечества, не подозревая того, что они повторяют путь многих поколений, пытавшихся разобраться в смысле жизни.

К ортодоксальным (признающим авторитет Вед) школам древнеиндийской философии относится санкхья, основными понятиями которой являются пуруша и пракрити. Пуруша - глубинная личность, лежащая в основе всех наших поступков, мыслей, чувств, желаний и действий, но не тождественная им. Пуруша как духовная сущность личности не связан с эмпирическим бытием, хотя погружение в пракрити приводит к затемнению, искажению его представлений о себе и является причиной страданий. Пракрити можно соотнести с понятие «материя», но если сформулировать более точно, это материальна сила, порождающая вест материальный мира в его многообразии. Пракрити не имеет причины, источника происхождения, но сама является источником всего, кроме пуруши, который сам не является ни причиной, ни следствием. Отношения пуруши и пракрити можно сравнить с отношениями меду зрителем в театре и актёрами, играющими свои роли. Зритель во время пьесы может отождествить персонаж и актёра, точно так же пуруша, забыв о своей сущности, может увлечься превращениями пракрити, отождествить себя с ней, тогда человек страдает. Спасение состоит в осознании пурушей своего принципиального отличия от пракрити, разотождествлении духовной составляющей личности и её телесности.

Сегодня большой популярностью пользуется одна из школ древнеиндийской философской мысли - йога, основателем которой являлся Патан- джали (II в. до н.э.)., автор «Йогасутры». Йога имеет практическую направленность, она разделяет онтологию санкхья, но требует поклонения богу (Ишваре), понимаемому как абсолютный дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Главное содержание йоги - разработка пути к освобождению через тренировку тела и духа. Она дает систему правил для освобождения от страданий: самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация (медитация) мыслей и др. Практика йоги есть как бы индивидуальный путь спасения посредством обуздания своих страстей, достижения контроля над духовным миром и психическими состояниями человека.

Практика йога нацелена на прояснение сознания, замутнённого страстями, неумеренными желаниями, эмоциональностью и т.д. Участник йогических процедур и тренировок стремится исключить внешние влияния на ум, чтобы познать его в чистом виде, без «засорений» представлениями о различных объектах. Чтобы обрести спасение, следует, с одной стороны, изучать психотехнику, с другой - вести добродетельный образ жизни, важнейшим принципом которого является ахимса (ненасилие). Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с "Я". В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. Мокша - это состояние незамутнённого сознания, которое в санкхье и йоге считается значительной ценностью.

Ньяя - одна из влиятельных ортодоксальных школ индийской философии. Её основателем был Гаутама (или Акшапада), автор «Ньяя-сутр» (111в. До н.э.) Основная проблематика школы ньяя - проблемы познания, способного привести человека к спасению, разработка полемических приёмов. Надо сказать, что древнеиндийская философия в целом носила полемический характер: мыслители не просто обдумывали идеи и концепции, они регулярно участвовали в публичных обсуждениях, которые велись по определённым правилам в присутствии знатных граждан, правителей, даже царей. Победа в философском диспуте могла стать источником улучшения материального благосостояния как отдельного мыслителя, так и группы, общины мыслителей. Дискуссии делали философов известными, популяризировали их учения, обеспечивали высокое покровительство. Сторонники ньяи стремились победить соперников любыми средствами, используя иллюстративные аргументы, развивая словесные уловки, псевдоаргументацию, при этом уделяя внимание и методологии познания, рефлексии. Конечной целью познавательной деятельности ньяя объявляют достижение высшего блага, что невозможно без обретения истинного знания о предметах, в основном, об Атмане, о страдании и наслаждении, о вечном и преходящем, о желанном и отвратительном. Освобождение от страданий возможно ишь при условии отделения Я от всех своих атрибутов.

Ньяя признает четыре источника достоверного познания: чувственное и сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство. Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы древнеиндийской логики.

Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума (манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания, антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать, вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже не связанная с сознанием.

Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и разрушающем мир, который создается из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и акаши - эфира. Мудрость и всеблагость бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно, возможно - стью выбора между добром и злом, через истинное познание самого себя и мира достичь освобождения.

Вайшейшика - признаёт существование Бога, который сотворил Вселенную из атомов. Представления о сотворении мира не тождественны христиански (библейского «сотворения мира из ничего» не имеется в виду). Бог, как и в ньяе - это действующая причина. Атомы пассивны, никем не созданы и существуют вечно. Первый импульс к движению атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают в соединения под влиянием мировой души Брахмы, которая управляет вечными циклическими созиданием и разрушением материального мира. Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и управляется всеобщим моральным законом (дхарма). Мир состоит из атомов и создаётся высшим существом, чтобы души людей могли пройти путь совершенствования и освободиться.

Реальность в вайшейшике рассматривается с точки зрения общих понятий - категорий субстанции, качества, действия, общности, особенности, присущности, небытия. Под субстанцией понимается всё, что способно обладать качествами или в чём возможно действие. Девять субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют весь существующий мир. Качества не существуют изолированно от объектов, качества не имеют собственных свойств и не проявляют активности. Категория небытия тесно связана с понятием различия, так как небытия невозможно отрицать: в пустой ёмкости отсутствует вода, и это совершенно очевидно. Человек отличает полное от пустого не в силу индивидуальных особенностей восприятия, а по причине объективности небытия.

Миманса -- школа, понимавшая ведические тексты прежде всего, как руководство при совершении ритуалов, придавала им исключительное значение вплоть до мельчайших деталей. С точки зрения последователей этой школы, точное следование ритуалу (даже совершённому бессознательно) принесёт желаемые результаты. Создатель мимансы Джаймини жил в ІУ-ІІ вв. до н.э., он является автором «Миманса-сутры». Вера в непогрешимость Вед, а также в то, что наша жизнь во всём богатстве действий и событий - всего лишь сновидение, а также вера в существование души легла в основу мимансы. Основной темой философствования Джаймини и его учеников была дхарма - специфический для каждого человека тип социокультурной деятельности, которая значима и необходима. Выполнений своей дхармы - это религиозный долг каждого. Уяснить его суть можно лишь вникнув в тексты Вед, которые признаются непогрешимыми и несотворёнными даже богами, а существовавшими изначально, следовательно, истинные. Мир в трактовке мимансы реален и вечен в своих материальных и идеальных воплощениях, поэтому понятие бога не рассматривается как необходимое. Идеал Вед не предполагает поклонения им, просто человеку следует совершать всю совокупность ритуалов как можно точнее и ответственее, что обеспечит достижение высшего блага. Если человек выполняет ритуалы ради них самих, не преследуя личные цели, создаётся особая вечная карма, которая равноценна спасению.

Веданта - эта философско-религиозная система оформилась значительно позже других и в настоящее время имеет в Индии большое влияние. Само название может быть переведено как «завершение Вед», так как веданта оформилась вокруг текстов под названием «Веданта - сутры» или «Брахма-сутры», автором которых считается Бадараяна. В этой книге изложена система теистического монизма: основой и источником бытия признаётся единый бог (Брахман), который описывается как «сущий, мыслящий, пребывающий в блаженстве». Источником познания божественной сущности являются священные тексты, так как непосредственному восприятию божество недоступно.

Веданта распалась на несколько школ, наиболее влиятельной из которых являлась авайта-веданта, создатель которой, Шанкара (788-820), выдвинул следующие принципы: порядок реальности, тождество Брахмана и Атмана, майя, неприменимость причинности к первичной реальности, джняна или мудрость как прямое средство достижения мокши (освобождения), непостижимость абсолютного ничто. Мир, в котором существует человек, представляет собой иллюзию, созданную Брахманом, который не может быть познан, так как выступает субъектом. Брахман никем и ничем не создан, непознаваем и может быть определён лишь через отрицательные характеристики - т.е., можно сказать, что он «не то или не это», но не иначе. Брахман существует в двух ипостасях - Высший Брахман как абсолютная сущность и «Господь», «Брахман, имеющий свойства». В этой трактовке бытия отражено представление об абсолютном и относительном выражении истины: относительная истина доказывает существование мира, в то время как в абсолютном измерении существует только Брахман. Шанкара не отрицает бытие как таковое, но разграничивает реальность и существование. Человек, как и мир, нереален, так как истинное Я - это совпадение Брахмана и Атма- на. Осознав своё тождество с богом, человек ожжет освободиться от иллюзий и вызванных ими страданий. Брахман может притворяться явлениями природы, животными и людьми, но неведение как источник страданий устраняется пониманием того, что человек никогда не был ничем иным, как Брахманом. Так сакральное знание, восходящее к Ведам как универсальному источнику, открывает сущность бытия.

К неортодоксальным школам древнеиндийской философии относится локаята или чарвака, а также непререкаемость авторитета Вед не признают две великие религии - джайнизм и буддизм.

Название локаяты (чарваки) необъяснимо однозначно, но один из переводов - это «распространённый в мире, среди людей». Материалистический характер учения локаятиков проявляется в целостности их представлений о процессах познания, устройстве мира и этических установок. Непосредственное чувственное восприятие мира подводит нас к мысли о том, что он состоит из четырёх элементов: огня, воздуха, воды и земли, а их составляющие в разных сочетаниях образуют всё многообразие вещей. Рано или поздно любой предмет распадается на те же элементы, что доказывает отсутствие души, бога и иных сверхъестественных объектов. Достоверное знание - это знание, основанное лишь на чувственном восприятии, так как умопостроения без опоры на фаты не могут быть достоверными. Отрицание бессмертия души лежит в основе этики локаяты если нет загробного воздаяния, следовательно, жить нужно здесь и сейчас, получая максимум удовольствий. Рассуждения же о том, что земные блага могут стать источником страданий, не имеет смысла, так как мы не отказываемся есть рыбу только потому, что в ней есть кости.

философия индия буддизм джайнизм

Предпосылки становления древнеиндийской философии. Фундаментальные идеи мировоззрения древних индусов: 1. человеческая душа бессмертна, она обречена на вечные перерождения: 2. вечные перерождения ведут к вечным страданиям; 3. цель любого мудреца есть поиск выхода из круга перерождений.

Эти идеи были изложены в ведах, древних мифологических трактатах индусов. Ведическая литература формировалась в течении длительного исторического периода. (составлялись 9 столетий, с 1500 до 600 лет до н.э.). В этот период формируется классовое общество с развитым земледелием, ремеслами, торговлей социальной структурой и иерархизацией, содержащей четыре главные варны. Высшая - это варна брахманов (священнослужителей, монахов, жрецов), далее, кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы), низшая – шудры (масса непосредственных производителей). В дальнейшем данная система продолжает развиваться и образуется сложная структура каст.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды (буквально: ведение). Первая часть – Самхиты , которые состоят из ригведы (гимны в честь богов), атхарваведы (заклинания), самоведы (песнопения), гладжурведы (писания ритуалов). В Самхитах обобщены представления древних индусов о сотворении мира, о жизни вселенной, о богах. Там описано, что мир огромен, ярок и населен божественными прекрасными гигантами. В этой части вед прославляются боги трех сфер: Индра – бог грозы; Синкья – бог огня: Митра – бог солнца. В Самхитах дается описание жизни богов и людей. Боги общаются друг с другом, дружат, любят, у них рождаются дети. Кроме этого, они ссорятся, воюют. В данной книге описана великая война Махабарата. Вторая часть - Брахманы , это сборник ритуальных текстов, наиболее важной частью которого является Шатапатхабрахмана (брахмана сто путей). Третья часть – Араньяки , это книга для монахов, живущих в лесах, для отшельников. Четвертая часть – Упанишады , это философская часть вед, именно в ней осуществляется переход от мифологии к философии. Ранее утверждалось, что мир рожден из яйца огромного животного при помощи богов, то в Упанишадах говориться, что мир произошел из ветра, воздуха и земли. Древнеиндийскую духовную культуру делят на три периода: 1. ранневедический; 2. период Упанишад; 3. период сложившихся философских школ. С появлением философского метода осмысления мира, в древней Индии формируются различные философские школы и направления. Можно выделить два основных направления: 1.ортодоксальное, к нему можно отнести философские школы – веданта, вайшешика, йога, ньяя, миманса, санкхья и др.; 2. неортодоксальное, к нему можно отнести философские школы – джайнизм, буддизм, чарвака-локаята и др.



Ортодоксальные направления древнеиндийской философии. Философские школы, которые признают авторитет вед, считаются ортодоксальными школами древнеиндийской философии.

САНКХЬЯ – одна из ортодоксальных школ. Мировоззренческие установки – существуют два принципа: принцип Брахмана (абсолютное единство всего или всеобщее) и принцип Атмана (индивидуальное множественное начало или душа). В основании мира лежит абсолютно единое – брахма, которая представляет собой единство Атмана и Брахмана. Мир произошел из двух первооснов: пуруши и прокрити. Пуруша - это духовное начало, мировая душа, одушевляющий огонь или энергия. Она состоит из бесконечного количества духовных атомов – дхари (дхармы). Жизнь есть движение дхари или их волнение. Взять жизнь в свои руки, значит успокоить это волнение. Прокрити – это материальное начало, вещество. Прокрити делится на три части или гуны: 1. Саттва – это светлое начало, ведущее к радости, счастью, добру; 2. Раджас – это стихийное начало, ведущее к действию; Тамас – это темное начало, ведущее к лености, к глупости, к злу. Эти три гуны не видны, но сочетаясь с дхари в разных пропорциях, создают чувственно доступное бытие и закон связи, который соединяет эти части в единство. Этот закон называется карма, он возникает из суммы добрых и злых дел, возникает изнутри бытия, из его деятельности и активности. Человек состоит из двух частей, объединенных кармой, которая определяет не только сегодняшнюю жизнь и судьбу человека, но и переход из одной физической жизни в другую, т.е., с одного круга сансары (колесо жизни или круг перерождений) на другой. Основная цель философии Санкхья – избавить человека от необходимости перерождений и кармы и обрести состояние блаженства (мокши). Санкхья оказала значительное влияние на развитие других философских систем, особенной йогу и буддизм.

ВАИШЕШИКА- древнеиндийская философская школа, не отрицающая авторитета Вед, но образованная на независимых основаниях. Создателем се является Канада (Улука), живший, вероятно, во 2 в. до н. э. Вайшешика, как и близкая ей ньяя, признает конечной целью человеческой жизни освобождение индивидуального "Я". При этом главное внимание в ней сосредоточено на проблемах космологии: деятельно разработана теория создания и разрушения вселенной (мировой цикл), дается изложение атомарной концепции мироздания. Весь мир и все объекты познания подводятся под семь категорий; субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Среди субстанций различается девять видов: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Качество, существующее лишь в субстанции, насчитывает 24 вида. Действие, свойственное также только субстанциям, имеет пять видов. Небытие насчитывает четыре вида. К вайшешике близка философская система ньяя, с которой позже она образовала единую школу.

МИМАНСА - одна из шести ортодоксальных древнеиндийских философских систем, основывающихся на авторитете Вед. Возникла примерно в V-IV вв. до н. э. Первоначально главной ее целью была зашита и обоснование правильного совершения ритуалов. Позже главной задачей стало исследование познания. Миманса утверждает достоверность всякого познания при наличии нормальных условий (здоровые чувства, наличие объектов и пр.). Особое значение придается соединению знания с верой и отсутствию сомнения. Среди источников познания называются восприятие, логический вывод, сравнение, свидетельство (или авторитет), постулирование, невосприятие. Философы школы мимансы признают реальность материального мира, а также бессмертной души и богов (но отрицают верховного бога, сотворившего мир); считают закон кармы универсальным; учат об особой потенциальной энергии, которая возникает при выполнении ритуалов, накапливается и благоприятно проявляет себя в будущем. Теория познания мимансы повлияла на развитие других школ, в частности, веданты.

НЬЯЯ - одна из классических школ индийской философии, созданная мудрецом Готамой, видимо, в начале н. э. Не отрицает авторитета Вед, но строит свое учение на независимых основаниях. Философы этой школы, как и представители других систем индийской философии, считают главной целью человеческой жизни избавление "Я" от привязанности к телу, к чувствам и к объектам. Освобождение (мокша), означающее абсолютное прекращение страданий, по их мнению, становится возможным благодаря правильному познанию действительности. Поэтому особое значение сторонники этой школы придают умозрению, опирающемуся на логику и ее законы. Ньяя признает четыре самостоятельных источника познания: восприятие, вывод, сравнение и доказательство (свидетельство). Познание, опирающееся на эти источники, признается достоверным. Познание, ориентирующееся на память, сомнение, ошибку, гипотетический аргумент, считается недостоверным. Ньяя детально классифицирует источники достоверного познания, разрабатывает учение о сверхчувственном восприятии иего видах и предлагает решение ряда других важнейших логических проблем, что придает этой системе исключительное значение в истории философии и науки.

ВЕДАНТА (завершение Вед) - наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа индуизма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед. Ее основные положения изложены в "Брахма-сутре" Бадараяны (II-III вв.) - афоризмы, систематизирующие философские учения главным образом Упанишад, - и в комментариях на эти сутры, составленных позже: алвайта-веданта Шанкары (конец VIII-IX вв.) и вишишта-адвайта Рамануджи (XI - XII вв.) Веданта признает единственным источником всего сущего Абсолютную реальность, Брахмана. Духовное начало каждого индивида, его Атман. Материальная вселенная является результатом действия майи, материальной причины, на которую Брахман воздействует наподобие магнита, возбуждая ее активность. Поэтому созданный материальный мир - лишь иллюзия. Истинный мудрец стремится, познав свой Атман, свое внутреннее "Я", слиться с Брахманом и достичь таким образом покоя. Веданта играла ведущую роль среди ортодоксальных систем индийской философии и оказала заметное влияние на развитие философско-религиозной мысли Индии в XIX-XX вв. (учения Вивекананды, Раммохана Рая Гхоша, Рамакришны, Радхзкришнана и др).

ЙОГА - одно из шести направлений в индийской религиозно-философской мысли, опирающихся на авторитет Вед. Сформировалось примерно на рубеже IV-III вв. до н. э. Оформление классической йоги связано с именем "Йоги-сутры" Патанджали (II в н. э.). По философским воззрениям йога примыкает к санкхье, но в отличие от нее признает бытие верховного бога, которого считает высшим объектом размышления для сосредоточения и самопознания. Цель йоги, как и санкхьи - освобождение (мокша). Главное в системе йога - практика, сложный комплекс приемов и методов, для овладения которыми требуется аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить свой организм под начало воле, - комплекс, который обеспечивает вхождение в состояние созерцания (медитации) и обретение истинного знания. К технике йоги как приему сосредоточения и обретения истинного знания обращались древние аскеты и последователи всех направлений индийской мысли. В новое время наиболее видным представителем йоги был Вивекананда. Современные сторонники йоги не считают приверженность к той или иной религии решающим моментом и не ставят целью навязать ученику свою систему взглядов. Главное - помочь овладеть методами, которые позволили бы ученику развить свои познавательные способности, расширить сознание до полного овладения интуитивным уровнем и еще более высокого духовного уровня.

Неортодоксальные направления древнеиндийской философии (Буддизм) Философские школы, которые не признают авторитета вед, считаются неортодоксальными школами древнеиндийской философии.

ДЖАЙНИЗМ - индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буддизмом в VI-V вв. до н. э. вкачестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и как учение, открытое для всех слоев населения. Основателем его считается странствующий проповедник Вардхамана, прозванный Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие многих первичных субстанций. При этом духовная реальность, душа и вообще живое (лжива) признается выше неживых субстанций (аджива). Поэтому одной из главных черт джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы - непричинения вреда живому. Карма (как совокупность всех тенденций, порожденных жизнью души в ее прошлых воплощениях) считается основой, на которую "налипает" более грубая материя. Цель - избавиться от кармы, освободить дживу от материи и достичь освобождения (мокши). В центре учения - проблема личности и обоснование путей ее перехода от несовершенного бытия к совершенному - нирване. Для этого необходимы истинная вера, истинное познание, праведная жизнь. Члены общины Джайнов (миряне) должны выполнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать. Соблюдается также множество дополнительных самоограничений. Особо строгие правила жизни соблюдаются монахами-аскетами. Джайнизм до настоящего времени сохранил в Индии значительное влияние (несколько миллионов приверженцев) в основном среди торговцев и ремесленников (сельское хозяйство, сопряженное с убийством живых существ, неприемлемо для джайнистов).

БУДДИЗМ - учение, созданное принцем Сиддхартхой Гаутамой (623-544 гг. до н. э.), заключается в трех ключевых идеях: 1) ненасилие; 2) благоговение перед любой формой жизни; 3) избавление от страстей - причины страданий. Принц, наделенный физическими достоинствами, интеллектуальными совершенствами, богатством, властью был "обречен" на праздную и беззаботную жизнь, но однажды Гаутама увидел страдания человеческие и путь спасения - путь аскезы. Гаутама становится отшельником, пытаясь найти путь спасения человечества от страданий.

Он создает новое учение, сформулировав "четыре благородные истины буддизма":

1) жизнь есть страдание (рождение, болезнь, смерть, разлука с милым, отсутствие того, чего хочется, т.е. пятикратная привязанность к земному - вся человеческая жизнь, включая и наслаждение, есть страдание);

2) причина страданий - страсти, желания человека (Будда говорил: "Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждения"; принципиально важно, что источник страданий - само желание жизни;

3) чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний путем достижения нирваны (нирвана - это состояние преодоления страданий, отсутствие страданий. Ее сущность - отсутствие желаний, страстей, уход от мира; полный покой, абсолютная непроницаемость для желаний и страстей);

4) путь, ведущий к нирване - это восьмиричный путь спасения:

1. Истинное воззрение или усвоение четырех благородных истин буддизма.

2. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы.

3. Истинная речь: воздержание от лжи, от слов, не относящихся к нравственной цели.

4. Истинные поступки: нанасилие, ненанесение вреда живому

5. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения.

6. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, ибо дурные мысли могут возвращаться.

7. Истинное памятование: постоянно помнить о том, что все преходяще.

8. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека. Учение буддизма потребовало создания тщательно разработанной философии и особой логической системы (это единственная в мире логика, не восходящая к учению Аристотеля - логика навья-ньяя или "новый метод"). Фундаментальной философской энциклопедией буддизма стал трактат "Абхидхармакоша", написанный в V в. Васубандху. В нем по-новому интерпретируются главные концепции буддизма (четыре благородные истины, закон причин и следствий, закон морального возмездия, путь спасения, перерождения, нирвана и др.) на основе теории элементов бытия (дхарма). Трактат Васубандху отличается четкой постановкой вопросов, терминологической определенностью, логикой, тонким анализом и доказательностью. Его можно сравнить по фундаментальности с произведениями Аристотеля и Гегеля. Дхарма - элемент бытия, психофизический компонент, составляющий человеческую личность. Дхарма материальна и не материальна. Как правило, дхарма существует лишь в настоящий момент, хотя возникновение ее из небытия и исчезновение в небытии также предполагает какую-то форму ее жизни. Существует бесконечное множество дхарм, беспрестанное возникновение которых на один миг и составляет материальный и нематериальный мир человеческого бытия и личность. Дхармы делятся на "омраченные" и "неомраченные"; это дало возможность разработать технику освобождения человеком самого себя от "омраченных" элементов и приобретения благоприятных условий на пути для достижения нирваны, которая трактуется Васубандху как форма небытия, противоположная бытию. Существование человека - мгновенное мерцание мириадов дхарм, возникающих из небытия и уходящих в небытие, каждая из которых обладает четырьмя признаками: возникновением, пребыванием, старением и разрушением.

Буддийское понимание кармы: 1) волевые усилия и целенаправленные действия, сопровождающие волевые усилия; 2) воля вселенной, всеобщая сила, которая поддерживает текущую жизнь и моделирует ее формы в различных мирах, жизненное усилие. На первом пункте настаивали сторонники хинаяны ("малая колесница" или "узкий путь спасения" - только путь монаха), на втором - последователи махаяны ("большая колесница", или "широкий путь спасения", когда просветленный может лично спастись сам, но остается в море страданий, чтобы спасти других). Решающее воздействие кармы происходит после физической смерти человека. Именно в момент смерти - рождения карма в соответствии с накопленными добродетелями и пороками реальной жизни должна "перетряхнуть" все составляющие личность дхармы, распределить заслуги не только на предстоящее существование, но и определить интенсивность их воздействия в последующей жизни. В этот момент карма должна определить место рождения, родителей, страну, расу, облик, характер, состояние сознания и т. д. Концепция кармы призвана обеспечить нравственную ответственность за свои поступки, слова и мысли. Она имеет не только всеобщий характер, но и "является чем-то роковым в том смысле, что человек не может избежать последствий своих поступков". С другой стороны, буддизм несколько ограничивает действия кармы и предоставляет человеку определенную свободу для сознательного выбора своих действий: действия и поступки, вероятно, предопределены кармой, но у человека остается возможность совершить их при той или иной степени благости или греховности мысли. Т. е. можно говорить о существовании определенной области для проявления некоторой свободы воли. Наиболее общим условием ее осуществления будет направление усилия сознания в сторону благоприятного, неблагоприятного или нейтрального. Такой подход позволяет перевести теорию в плоскость практической деятельности человека и задать направление движения именно в сторону буддийского этического идеала. Буддизм отрицает Бога - создателя вселенной и творца живого существа. Более того, он отрицает и душу человека. Перенесение моральной ответственности с бога на самого человека было важным моментом в развитии учения о человеке в индийской философии. Человек в буддизме стал творцом собственной судьбы и самого себя.

ЧАРВАКА - материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с локаятой (букв.: учение, "направленное на этот мир"), более древнего происхождения, возникшее примерно в середине 1 тысячелетия до н.э. Сочинения сторонников этих учений не сохранились. Источниками для изучения материалистических доктрин в индийской мысли служат тексты других философских школ, полемизирующих с ними. Чарвака (как и локаята) отрицает авторитет Вед, существование Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что может быть воспринято органами чувств. Локаята утвердила принцип свабхавы - индивидуальной природы каждой веши, определяющей ее строение и судьбу. Этот принцип был воспринят чарвакой и дополнен учением о сущем как о спонтанном сочетании четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Для этической концепции чарваки характерно признание понятий добра и зла иллюзией, созданных человеческим воображением. Отсюда отрицание обрядов, аскетизма, утверждение целью человеческого бытия не добродетели или освобождения, а наслаждения, хотя оно и связано со страданием. Каждая система индийской философии пыталась опровергнуть взгляды чарваков, но тем самым оказывалась вынужденной бороться с собственным догматизмом и более ответственно подходить к своим теоретическим построениям.

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический - период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический - период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Рис. 1. Веды.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение - источник всех человеческих страданий, в то время как знание - обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные - те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Ньия - самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика - проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара - колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Рис. 2. Колесо Сансары.

  • Йога - философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача - полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

  • Джайнизм - учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому - страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны - состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

  • Буддизм - согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности - не причинение вреда окружающим.

Рис. 3. Будда.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древней Индии» мы узнали кратко самое главное о философии Древней Индии: как она развивалась, какие общие черты имела, что было заложено в ее основу. Также мы познакомились с основными ортодоксальными и неортодоксальными философскими школами и их учениями.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 278.

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика) В современных индийских языках слова "астика" ("astika") и "настика" ("nastika") обозначают соответственно "теист" и "атеист". Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом "астика" обозначали тех, "кто верит в авторитет вед", или тех, "кто верит в жизнь после смерти". ("Настика" соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака - к настике в обоих смыслах этого слова.

К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

Чтобы это подразделение стало более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и веданты можно, например, рассматривать как прямое продолжение традиции вед.

Традиции вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную-карма и джняна. Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом "миманса", и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая - уттра-мимансы (или джняна-мимансы). Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются "миманса" и "веданта", поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.

Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.