Эпоха холодной войны. Возникновение и противоборство двух мировых социальных систем. Послевоенное устройство мира. Сложность и противоречивость развития советского общества Ссср в годы перестройки

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский государственный политехнический колледж»

(ОБПОУ «КГПК»)

Методическая разработка урока

« Начало «холодной войны »

Предмет «История»

программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности 08.02.01

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

ОБПОУ «КГПК»

Курск

2016 г.

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО

на заседании предметной (цикловой) методическим советом колледжа Зам. Директора по учебной работе

комиссии преподавателей Председатель методического

гуманитарного цикла совета _________Тарасова Н.Ю. __________ Н.Ю.Тарасова

специальности 20.02.04 «___»_____________2015г. «___»____________2015г.

Пожарная безопасность

Протокол №___от________2015г.

Председатель ПЦК_____Дерюгина С.Л.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока истории « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны » по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка) предполагает продолжение работы по построению модели обучения, которую отличает сочетание педагогического управления с инициативой и активностью студента. Данная модель обеспечивает все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации обучающихся, играет важную роль в формировании общих и личностных компетенций специалистов и соответствует требованиям ФГОС СПО.

Студенты получают навыки участия в дискуссии, диалогового общения с окружающими, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач . Совместная деятельность способствует развитию критического мышления, умения высказываться, отстаивать свое мнение, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Интерактивная технология способствует не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения.

Методическая цель: внедрение интерактивных технологий как способа интеллектуального развития личности и формирования критического мышления.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: урок-диалог .

Технологии обучения: интерактивные технологии, деловая игра.

Форма организации учебной деятельности : работа в малых группах, коллективное обсуждение, самостоятельная работа.

Методы и приемы обучения:

    работа с историческими источниками;

    беседа с элементами дискуссии .

Цели занятия.

Образовательная:

усвоение обучающимися сущности понятия «холодная война», причин возникновения холодной войны, ее влияния на международные отношения и

последствий для развития мировой политики;

Развивающая:

Развитие мыслительных навыков обучающихся;

Развитие умений работать с историческими источниками;

Развитие умений формулировать и аргументировано излагать свою точку зрения;

Воспитательная:

воспитание неприятия нетерпимости, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности.

Формируемые компетенции и ценностные ориентации

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

1. Личностно-значимые и коммуникативные:

    позитивный настрой, ориентация на успех;

    умение взять на себя ответственность за принятое решение.

2. Учебно-познавательные компетенции:

    умения и навыки решения ситуационных задач;

    умения и навыки выделять ключевые положения, высказывать аргументированные суждения и умозаключения;

    умение проводить анализ полученных результатов; формулировать выводы.

3. Коммуникативно-речевые компетенции:

    умения и навыки готовить устные сообщения на основе изученных источников информации;

    умения и навыки монологической и диалогической речи;

    умения и навыки использования в речи исторических терминов.

Обеспечение занятия:

Настенная карта «Государства мира»,

Мультимедийный проектор; ПК,

Мультимедийная презентация « Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны »;

Раздаточный материал.

Основная литература:

Артемов В . В ., Лубченков Ю . Н . История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2015.

ХОД УРОКА.

1. Темополагание. Целеполагание. (5 мин.)

Создание мотивации: обучающиеся по материалам периодической печати (газеты «Российская газета», «Аргументы и факты», «Курская правда») представляют современные международные отношения и задают вопросы: Почему сегодня так много вопросов, по которым Россия и США не могут прийти к единому мнению? Кто виноват в противостоянии великих держав? Куда, к чему приведет противостояние России и США?

Преподаватель:

Спасибо, садитесь. Действительно, современная международная обстановка заставляет нас задумываться о том, что происходит, почему так складываются отношения между государствами, что будет дальше. Изучение этой темы особенно актуально. Сегодня мы тоже будем говорить о международных отношениях, об отношениях двух держав. Начать нам нужно с истоков, поэтому давайте вернемся в середину 40-х гг 20 века. Тема нашего урока: «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны». Откройте тетради, запишите тему урока.

Сколько вопросов сейчас прозвучало, и на эти вопросы мы с вами попытаемся найти ответы на уроке. Определите цели нашего урока.

Предполагаемые ответы:

Цели нашего урока:

Рассмотреть послевоенное устройство мира; выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

Преподаватель:

Я хочу вам напомнить древнюю мудрость: Отыщи всему начало, и ты многое поймешь, поэтому мы обязательно будем говорить об уроках «холодной войны».

Обратите внимание на перечень высказываний знаменитых людей мира (Приложение №1). Я предлагаю вам внимательно прочитать их и выбрать эпиграф к нашему уроку в соответствии с целью, обосновывая свой выбор.

Обучающиеся предлагают варианты эпиграфа, аргументируя свой выбор. В качестве эпиграфа выбирают слова Е.Евтушенко «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила», т.к. в них характеризуется послевоенное состояние мира.

2. Изучение нового материала (30 мин.)

Преподаватель:

Итак, мы выбрали эпиграф, определили цели нашего урока и начинаем работать по следующему плану

    «Холодная война»: понятие, причины, признаки.

    «Биполярный мир».

    Последствия «холодной войны». Локальные конфликты.

Посмотрите на фото (Приложение №2). Кто здесь изображен?

Предполагаемые ответы:

Главы правительств СССР, США и Великобритании – И. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль.

Какой урок вынесло человечество из второй мировой войны?

Предполагаемые ответы:

Основной урок, который был вынесен в результате войны, - любая война требует мобилизации людских и материальных ресурсов, несет страдания людям. Следовательно, нужно всеми силами воздерживаться от решения проблем с помощью военной силы.

Преподаватель:

2 сентября 1945 г. закончилась вторая мировая война, самая тяжелая и кровопролитная. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: разгромлены государства, ставшие на путь грубого нарушения норм международного права и откровенной агрессии. Это означало поражение политики грубой силы, попыток построения «нового порядка» на принципах воинствующего национализма и расизма.

Главный урок, который вынесло человечество, - сохранить мир - нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.
Объективное развитие ситуации вело к «холодной войне».

«Холодная война» - это не просто термин, не просто метафора, это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня выяснить, как создавался образ этой эпохи, дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным. Для этого вам нужно будет изучить исторические источники.

Сегодня у нас присутствуют представители США, СССР и сторонние наблюдатели, которым предстоит выяснить, что такое «холодная война», каковы ее причины, кто виноват в развязывании «холодной войны» и каковы ее последствия.

На парте у каждого есть задание, с которым вы будете работать в микрогруппе. Время работы – 5 мин.

Преподаватель просит встать представителей США и СССР, задает им вопросы по документам, обучающиеся отвечают на вопросы.

Документ «Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)» (Приложение 3)

Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Предполагаемые ответы:

У. Черчилль обвинил СССР в экспансии, в создании «железного занавеса», отделившего Запад от стран советского влияния. У. Черчилль говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, чтобы заставить его отказаться от построения социализма и распространения социалистических идей.

- Документ « Реакция руководства СССР на выступление Черчилля» (Приложение 4, на 2-х листах)

Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля.

Предполагаемые ответы:

И. В. Сталин заявил, что « г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны», поставил его в один ряд с Гитлером и оценил речь как призыв Запада к войне с СССР.

Исторические факты (Приложение5)

Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Предполагаемые ответы:

И. В. Сталин стремился усилить влияние СССР во всех регионах мира. В 1946-1948 гг. в государствах Восточной Европы и Азии, освобожденных советской армией или при ее участии, к власти пришли коммунистические правительства, взявшие курс на строительство социализма по советскому образцу. Возник ряд социалистических стран, союзных СССР.

Документы (Приложение 6, на 2-х листах)

Предполагаемые ответы:

США не желали мириться с изменениями, происшедшими на международной арене. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношению к СССР. Одним из средств сдерживания СССР считали атомное оружие, монополией на обладание которым пользовались США. Цели планов США по отношению к СССР по характеру были агрессивные.

- Документ « Доктрина Трумэна. План Маршалла» (Приложение 7)

Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть «плана Маршалла»?

Предполагаемые ответы:

В доктрине Трумэна говорилось о «сдерживании» СССР, оказании непрерывного давления на него, о возможности вмешательства США во внутренние дела других стран. Доктрина положила начало созданию сети военных баз США на чужих территориях. Тогда же американский государственный секретарь Маршалл выдвинул программу экономической помощи послевоенной Европе. Фактически она стала продолжением доктрины Трумэна.

- Документ « План Маршалла». (Приложение 8, на 2-х листах)

Как советское руководство отнеслось

Предполагаемые ответы:

И.В. Сталин и его окружение восприняли « План Маршалла» как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. Опасаясь подрыва влияния СССР в государствах Восточной Европы, руководство Советского Союза потребовало от них отказа от участия в американском проекте.

Преподаватель:

Я хочу спросить у представителей СССР и США, стоящих друг против друга, каковы были ваши ощущения? Что испытывали? Как сторонние наблюдатели оценивают происходившее?

Предполагаемые ответы:

Чувство борьбы, противостояния, конфликт, с другой стороны – желание сблизиться, пойти навстречу друг другу.

Преподаватель:

А теперь давайте сделаем выводы по обсуждаемым вопросам.

Что такое «холодная война»? В чем состояли причины «холодной войны»? Кто, на ваш взгляд, был ее виновником? Можно ли было избежать «холодной войны»?

Предполагаемые ответы:

«Холодная война» - состояние военно-политической конфронтации между Советским Союзом и США, а также между их союзниками после Второй мировой войны.

Причины «холодной войны»: с появлением у США ядерного оружия возрастающую роль в международных отношениях стала играть военная мощь. Политики и в Советском Союзе, и в Соединенных Штатах оказались заинтересованы в создании образа врага. В условиях, когда судьба освобожденных от фашизма стран оставалась неопределенной, между СССР и США развернулось противоборство за право определять пути их дальнейшего развития.

Главной причиной «холодной войны» стали глобальные, геополитические, непримиримые противоречия между мировыми общественно-политическими системами – капитализмом и социализмом, отягощенные идеологией и субъективными качествами лидеров великих держав.

Лидеры и Советского Союза, и Соединенных Штатов проявляли неконструктивность, нежелание идти на компромиссы, считаться с интересами друг друга.

Преподаватель:

В «холодную войну» оказались вовлечены не только сверхдержавы, формируется биполярный мир. Вашим микрогруппам необходимо было определить последствия «холодной войны». (Приложение 9, на 3-х листах,)

Что такое «биполярный мир»? Как он сложился? Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

Предполагаемые ответы:

Биполярный мир – мир, разделенный на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад. Соперничество СССР и США привело к гонке вооружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира, росту числа локальных конфликтов и созданию системы военных союзов.

Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (работа с картой). СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран. Со своей стороны страны Запада 4 апреля 1949г. сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО) (работа с картой). Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы (работа с картой). Формирование системы союзов в Европе ускорил конфликт между СССР и США, поставивший эти страны на грань военного столкновения. Конфликт был связан с нерешенностью германского вопроса (работа с картой).

Западные державы не желали мириться с установившимся на востоке Германии советским влиянием. Берлинский кризис сделал разделение Германии неизбежным.

Создание двух военно-блоковых систем привело к значительному обострению международной обстановки и сказалось на политическом развитии многих стран.

Преподаватель:

В противостояние были вовлечены и страны Азии.

Документ «Корейская война» (Приложение 10, на 3-х листах)

Предполагаемые ответы:

Гражданская война в Корее переросла в международную. Советским и американским летчикам пришлось сражаться друг с другом. Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми системами поставило страны на грань войны.

Преподаватель:

Подведем итоги нашего диалога.(5 мин.)

Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них?

Какие уроки можно извлечь из военного противостояния СССР и Запада в 1945 – 1953г. г.

Какие из этих уроков актуальны в современном мире?

Чем опасна «холодная война»?

Предполагаемые ответы:

Обе страны претендовали на лидирующую роль в мире. Они использовали для ослабления друг друга такие средства, как экономическая блокада, политическая пропаганда, гонка вооружений, локальные конфликты. Локальные конфликты стали неизменной приметой послевоенных лет. Во многих регионах мира «холодная война» послужила детонатором кровавых «горячих конфликтов».

Преподаватель:

Представьте, что вы присутствуете на встрече руководителей государств, с какими словами, пожеланиям, вопросами вы бы обратились к руководителям России и США.

Обучающиеся высказывают свои пожелания.

Предполагаемые ответы:

Откажитесь от противостояния.

Откажитесь от санкций.

Берегите мир.

Давайте пожмем друг другу руки и направим наши усилия на использование атома в мирных целях.

Преподаватель:

Да, действительно, только сотрудничество, взаимодействие, желание пойти на компромиссы сблизят государства и помогут решить существующие проблемы. Все должны объединиться, чтобы не допустить «холодной войны» и перерастания ее в «горячую».

Будущее есть следствие прошедшего и настоящего, но настоящее - текущий момент, единственное время, в которое можно сделать что-то такое, что к любому прошедшему добавит нечто, что вызовет к жизни желанное будущее. Если же в настоящем ничего не делать, то мы рискуем оказаться в том будущем, которое надвигается «само собой» - автоматически или во исполнение чуждой нам чужой воли.

3. Заключение. (5 мин.)

Преподаватель:

Наш урок подходит к концу, я предлагаю вам продолжить фразу: «После нашего урока я могу……»

Предполагаемые ответы:

Проводить поиск необходимой информации в исторических источниках;

Формулировать понятия, выделять существенные признаки;

Анализировать исторические события;

Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов;

Определять свое отношение и объяснять оценку наиболее значительных личностей и событий в истории;

- объяснять смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений;

Работать в группе;

Уважительно относиться к оппоненту.

Домашнее задание: Написать эссе, темой которого послужит высказывание Т. Карлейля «Любая война есть непонимание».

Выставление и комментирование оценок.

Спасибо, урок закончен!

Приложение № 1.

    Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила.

Е.Евтушенко.

    Результаты нашего труда не оставляют человечеству

другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме.

Р. Оппенгеймер

    Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор.

А. Энштейн

    Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело «убирать своих последствий».
    В.О. Ключевский

  • Мы идем в будущее, оглядываясь на прошлое.

П. Валерии

Приложение №2

Приложение №3

Вопрос к документу: Почему речь Черчилля, по мнению историков, считается предвестницей «холодной войны»?

Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США)
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «же­лезная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Бу­дапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увели­чивающемуся контролю Москвы... Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. Польское правительство, находящееся под контролем русских, поощрялось к огромным и несправедливым посягательствам на Германию…

Коммунистические партии, которые были очень незначительны во всех восточных государствах Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и стремятся всюду установить тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и до настоящего времени… в них не существует никакой подлинной демократии.

Турция и Персия глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать коммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.

За исключением Бри­танского Содружества наций и США, где коммунизм на­ходится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньшее уважение, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...
Если население Содружества наций, говорящих на анг­лийском языке, добавить к США и учесть, что будет озна­чать подобное сотрудничество на море, в воздухе в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил. Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Совет­ская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безгра­ничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...».

Приложение №4.

Вопросы к документу: Какова была реакция советского руководства на выступление У. Черчилля? Определите отношение И. В. Сталина к речи У. Черчилля?

Реакция руководства СССР на выступление Черчилля:

"Вчера в Америке товарищ Черчилль выступил с провокационной речью. Вы о ней подробней прочтёте в "Правде". Сей господин призывает братьев-империалистов не церемониться с нами. Товарища Черчилля раздражает победа коммунистической идеологии в странах Восточной Европы. Он хотел бы вернуть предвоенный мир. Поблагодарим товарища Черчилля, давнего поджигателя войны. Сообщают, что руководители США и Англии, Трумэн и Эттли, открестились от призывов Черчилля. Поздно, господа. Мы тоже могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь... Между нами говоря, после войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идёт борьба классов. Спасибо тебе, товарищ Черчилль, что ты нас вернул к действительности. И напомнил о нашей главной задаче. Теперь насчёт нашего отставания, о котором упомянул этот мерзавец... Это не так, и это так! Все мы помним, как Черчилль и империалисты долго не открывали второй фронт, желая как можно больше обескровить нас. Но произошло обратное. Истекая кровью, теряя сотни тысяч в сражениях, мы создали самую сильную армию в мире... У господ империалистов сейчас осталось единственное преимущество - атомная бомба. Это очень серьёзное преимущество. Наша задача в кратчайший срок ликвидировать его- это раз. И два: с сегодняшнего дня мы возобновляем нашу борьбу. Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости".

И.В. Сталин же в интервью корреспонденту газеты "Правда" так прокомментировал фултонское выступление У. Черчилля:

«...По сути дела, г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны. И г. Черчилль здесь не одинок - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки... Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира... По сути дела, г. Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война... Несомненно, что установка г. Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Я не знаю, удастся ли господину Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый поход против "Восточной Европы". Но если им это удастся, - что маловероятно, ибо миллионы "простых людей" стоят на страже дела мира, - то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.»

Приложение №5.

Вопросы к документу: Какие цели преследовал СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны? Приведите примеры, доказывающие усиление позиций СССР в послевоенном мире.

Факты.

Острый конфликт произошел из-за сроков вывода советских войск из Северного Ирана, куда они вступили еще в 1941г. по договоренности с Англией. В декабре 1945г. в иранском Азербайджане и Курдистане (Северный Иран) были сформированы местные органы власти. Они провозгласили автономию. Страны Запада сочли это нарушением обязательств, принятых союзниками в Тегеране в 1943г. об уважении территориальной целостности страны, потребовали от СССР незамедлительно вывести войска с территории Ирана. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений угроза применить в случае военного решения конфликта ядерное оружие. Столь болезненная реакция объяснялась опасениями, что СССР поставит под контроль нефтяные богатства Ирана. После вывода советских войск правительство Ирана по совету англичан не только ликвидировало автономии, но и расторгло договор об аренде с Советским Союзом ряда нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

В 1945-1946 гг. в большинстве восточноевропейских стран у власти стояли коалиционные правительства. Наряду с коммунистами в них были представлены и другие политические силы.

В 1945 г. коммунистический режим был установлен в Югославии и Северном Вьетнаме.

В 1946г. – в Албании, Болгарии.

1947г. – коммунисты победили на выборах в Польше и Венгрии.

Декабрь 1947г. – румынский король Михай под давлением советского военного командования отрекся от престола и передал власть коммунистам.

1948г. - коммунистический режим установился в Чехословакии, просоветский режим установлен в Северной Корее.

1949г. – коммунисты пришли к власти в Китае.

Произошло полное подчинение лидеров коммунистических режимов Сталину.

Приложение № 6.

Вопросы к документам: Сформулируйте кратко главную цель США в отношении СССР после второй мировой войны? Можно ли расценить борьбу США с ненавистным, несправедливым советским режимом как справедливые, отражающие интересы мирового сообщества действия? Каковы по характеру цели планов США в отношении СССР? Осуществляют ли аналогичные действия США в отношении других государств в настоящее время.

Выдержки из директивы Совета национальной безопасности США: 20/1 от 18.08.1948 г. “Наши цели в отношении России” и СНБ-68 от 30.09.1950 г.

«Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к двум:

а) Свести мощь и влияние Москвы до пределов, в которых она не будет представлять угрозу миру и стабильности международных отношений;

б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

Речь идёт прежде всего о том, чтобы сделать и держать Советский Союз слабым в политическом, военном и психологическом отношениях по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля.

Другими словами, мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже некоммунистический и номинально дружественный к нам режим:

а) не имел большой военной мощи;

б) в экономическом отношении сильно зависел от внешнего мира;

в) не имел серьезной власти над главными национальными меньшинствами;

г) не установил ничего похожего на железный занавес.

В случае, если такой режим будет выражать враждебность к коммунистам и дружбу к нам, мы должны позаботиться, чтобы эти условия были навязаны не оскорбительным или унизительным образом. Но мы обязаны не мытьём, так кaтаньем навязать их для защиты наших интересов».

Из Директивы СНБ-68 от 30.09.1950 г.

«…сеять семена разрушения внутри советской системы с тем, чтобы заставить Кремль по крайней мере изменить его политику… Но без превосходящей наличной и легко мобилизуемой военной мощи политика “сдерживания”, которая по своему существу политика рассчитанного и постепенного принуждения, не больше, чем блеф.

Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство в отношении Советов и разрушить иные замыслы Кремля...

Помимо утверждения наших ценностей, наша политика и действия должны быть таковы, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы, срыв замыслов Кремля - первый и важный шаг к этим изменениям.».

4 сентября 1945 г.в США был составлен документ (меморандум Объединенного разведывательного комитета за № 329), в котором говорилось: «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории».

«Русским, - писал 5 января 1946 г. президент США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, нужно показывать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы».

Председатель сенатской комиссии по атомной энергии Макмагон открыто заявлял: «Война с русскими неизбежна. Надо смести их с лица земли и быстрее».

«Оценка планов стратегического наступления в воздухе против СССР, подготовленная главнокомандующим американскими ВВС и представленная Объединенному комитету начальников штабов», 21 декабря 1948 г.

«Война начнется до 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно… очень важно наметить районы, где расположены наиболее значительные советские промышленные центры… Карты с обозначенными целями и маршрутами полетов для осуществления операций, затрагивающие первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949 г.»

Из статьи западногерманского историка Б. Грайнера
В Вашингтоне имелась группа, коей было совершенно безразлично, что думают и делают СССР или Сталин. Это - разработчики военных планов. Самое позднее с лета 1945 г. они твердо знали своего врага и серийно выпускали военные планы. В 1948-1949 гг., к примеру, считалось возможным покончить с Советским Союзом, уничтожив атомными бом­бами его 70 городов и индустриальных центров. С маниа­кальной точностью были расписаны все детали: нападению подвергнутся 1947 объектов, в течение 30 дней намечалось 2,7 миллиона человек убить и 4 миллиона ранить. В марте 1954 г. командование стратегических ВВС видело себя на пике могущества. В случае необходимости оно бралось об­рушить со всех сторон света на СССР 750 бомб и в течение двух (!) часов превратить его в «дымящиеся радиоактивные руины». Заметим, что по этому сценарию США никак не пострадали бы.

Приложение № 7.

Вопросы к документам: Какова основная идея речи Трумэна? Какую роль она сыграла в развитии «холодной войны»? В чем суть «плана Маршалла»?

Доктрина Трумэна.

Лидеры стран Запада опасались, что СССР будет и впредь расширять свою «сферу интересов», включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947г. конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение денег Греции и Турции и посылку туда военного персонала для защиты этих стран от «коммунистической агрессии». Послание президента США конгрессу получило название доктрины Трумэна. Ставилась задача «сдерживания» СССР и его союзников от «захвата» новых территорий. Впоследствии была провозглашена доктрина отбрасывания, т.е. освобождения от влияния СССР стран, попавших под его контроль. Эта политика связывалась с обеспечением безопасности и жизненно важных интересов самих США.

План Маршалла.

Составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства, предоставить данные о состоянии своей экономики, потребностях, планах использования поступающих средств.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял "закон об экономическом сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Приложение № 8.

Вопросы к документу: Как советское руководство отнеслось к «плану Маршалла»? Почему? Попытайтесь объяснить, почему И.В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла? Почему Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

План Маршалла.

План Маршалла в Москве первоначально был встречен с интересом. Еще не пропали надежды на американские кредиты для восстановления страны. Поэтому советское руководство колебалось. По воспоминаниям одного из руководителей МГБ П. Судоплатова, первоначально советское руководство серьезно рассматривало участие СССР в плане Маршалла. Помощник В. Молотова Ветров рассказывал П. Судоплатову перед отъездом в Париж для участия в переговорах о будущем Европы, что «наша политика строится на сотрудничестве с западными союзниками в реализации «плана Маршалла», имея в виду прежде всего возрождение разрушенной войной промышленность на Украине, в Белоруссии и в Ленинграде».

Советский Союз был приглашен на встречу министров Иностранных дел в Париж по проблемам американской помощи, на что Политбюро ЦК ВКП(б) 21 июня 1947 г. дало положительный ответ. Вот как вспоминает об этом времени министр иностранных дел В. М. Молотов: «Я вначале согласился, между прочим, в ЦК внес предложение: надо участвовать. А потом опомнился и послал вторую записку в тот же день: давайте откажемся. …Но а там (В Париже) такая банда собралась, что рассчитывать на добросовестное отношение не приходилось… Много смутного было. Но если они считают, что это была наша ошибка, отказаться от плана Маршалла, значит правильно мы сделали… А вначале мы в МИДе хотели предложить участвовать всем социалистическим странам, но быстро догадались, что это неправильно. Они затягивали нас в свою компанию, но подчиненную компанию. Мы бы зависели от них, но ничего бы не получилось толком, а зависели бы, безусловно».

Еще более негативная оценка звучит в докладной записке академика Е. Варги, написанная по заданию В. Молотова. Академик считал, что в основе плана Маршалла лежат экономические интересы руководства США: «Решающее значение для выдвижения плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает. Американская финансовая олигархия и американская политика ищут средства для смягчения предстоящего экономического кризиса. Таким средством является продажа излишних (в условиях капитализма) товаров за границей». Исходя из оценки экономического положения в США, Е. Варга делает вывод: «Смысл плана Маршалла на этом фоне следующий. Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». Такими выгодами, по мнению академика Е. Варги, является «демонстрация превосходства США», «роль «спасителей «всей Европы».

2 июля 1947г. Сталин приказал Молотову покинуть французскую столицу.

И. В. Сталин, и его окружение восприняли план Маршалла как попытку поставить под контроль США экономическую и политическую жизнь принявших его стран. И. В. Сталин приказал странам «народной демократии» Восточной Европы отказаться от «плана Маршалла». В. М. Молотов объявил, что помощь США «неизбежно приведет к вмешательству одних государств в дела других», «расколет Европу на две группы стран». И. В. Сталин запретил странам «международной демократии» вступать в Международный валютный фонд.

В 1947 г. коммунисты восточноевропейских стран по указанию Информационного бюро коммунистических партий резко осудили «план Маршалла» и выдвинули идею ускоренного развития своих стран с опорой на собственные силы при поддержке СССР.

Приложение № 9.

Вопросы к документам: Что такое «биполярный мир»? Как он сложился? Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем? С помощью карты раскройте смысл изменения геополитической ситуации в Европе к концу 1949г. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

О создании Совета Экономической Взаимопомощи

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Приложение № 10.

Вопросы к документам: Что такое локальные конфликты? Почему они были опасны для международной безопасности? Почему началась Корейская война? Каковы были итоги Корейской войны? Какие выводы должны были сделать стороны конфликта из итогов Корейской войны?

Корейская война

Локальные конфликты – военные столкновения на ограниченной территории с прямым или косвенным участием Советского Союза и Соединенных Штатов. В период «холодной войны» они стали главной угрозой международной безопасности.

Наиболее крупный конфликт на Азиатском континенте произо шел в Корее. После войны СССР и США поделили японскую колонию Корею. В южной части этой страны этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парла мент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле.

В северной части Кореи, освобожденной советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, и правительство Южной Кореи считали, что они являются единственно законным представителем всего корейского народа.

КНДР получила значительную помощь от СССР и Китая для укрепления своей обороноспособности. В частности, в Северной Корее работало более 4 тыс. иностранных военных специалистов. Лидер КНДР Ким Ир Сен (1912-1994) был уверен, что правительство Юга с помощью США ведет подготовку к захвату всей Кореи.

Н.С. Хрущев вспоминал: «Ким Ир Сен, ведя беседу со Сталиным, поставил вопрос, что хотелось бы прощупать Южную Корею штыком, и говорил, что там при первом же толчке из Северной Кореи произойдет внутренний взрыв установится народная власть, такая же, как в Северной Корее. Сталин не противостоял этому. Ведь это импони ровало сталинской точке зрения, его убежденности, тем более что тут ставился внутрикорейский вопрос: Северная Корея хочет протянуть дружественную руку своим братьям , которые находятся в Южной Корее под пятой Ли Сын Мана... Сталин выражал некоторые сомнения, его беспоко ило, ввяжутся ли США или пропустят мимо ушей? Оба склонились к тому, что если все будет сделано быстро, а Ким Ир Сен был уверен, что все произойдет быстро, то вмешательство США окажется исключенным. Сталин все-таки решил запросить еще мнение Мао Цзэдуна о предложении Ким ИР С ена. ...Мао ответил одобрением. Должен четко заявить, что эта акция была предложена не Сталиным, а Ким Ир Сеном. Тот был инициатором, но Сталин его не удерживал. Да я считаю, что и никакой коммунист не стал бы его удерживать в таком порыве освобождения Южной Кореи от Ли Сын Мана и американской реакции. Это противоречило бы коммунистическому мировоззрению. Я тут не осуждаю Сталина . Наоборот, я полностью на его стороне. Я и сам бы, наверное, тоже принял такое же решение ,если бы именно мне нужно было решать.»

25 июня 1950 г. Корейская народная армия (КНА) начала наступление на юг страны.

Столкновения на границе, инициировавшиеся как Севером, так и Югом, происходили и ранее. Однако крупномасштабную войну, хотя это долгое время отрицалось советской исторической наукой, начала именно Северная Корея. США воспользовались тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, и добились принятия резолюции, провозглашавшей Северную Корею агрессором.

Гражданская война в Корее переросла в международную. Г. Трумэн заявил 4 октября 1952 г.: «Мы сражаемся в Корее для того, чтобы не пришлось воевать в Уичите, в Чикаго, в Новом Орлеане или в бухте Сан- Франциско.» События в Корее стали для Запада подтверждением существования «коммунистической угрозы».
В сентябре 1950 г. вооруженные силы США и союзных им стран под флагом войск ООН высадились в тылу северокорейских войск и заняли почти всю территорию Кореи, выдвинулись на китайскую границу. 25 октября 1950 г. правительство КНР приняло решение отправить в Корею добровольцев. В ноябре Советский Союз пере бросил на территорию Китая и Северной Кореи авиакорпус (26 тыс. человек, 321 самолет) для прикрытия войск союзников с воздуха. Впервые в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Со стороны США в боевых действиях участвовало до 2400 самолетов. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. На пресс-конференции 30 ноября 1950г. американский президент призвал к всемирной мобилизации против коммунизма.

К февралю 1951 г. линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия до заключения перемирия в 1953 г. приобрели позиционный характер.

В целом за время войны КНДР потеряла 2,5 млн человек, КНР - около 1 млн человек, Южная Корея - 1,5 млн человек, США- 140 тыс. (34 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными). СССР потерял в воздушных боях 335 самолетов, КНР – около 600 самолетов, США - 1182 самолета.

Война в Корее выявила явное превосходство новых советских реактивных самолетов МИГ-17 над американскими. В то же время за годы войны США переоснастили свой авиапарк, после этого соотношение их и советских потерь изменилось примерно с 8: 1 до 2: 1.

Военное столкновение в Корее между двумя военно-блоковыми системами поставило страны на грань войны. На Чукотке началось развертывание войск, которым в случае военных действий между СССР и США предстояло высадиться на Аляске. В Советском Союзе была принята программа строительства мощного подводного флота, призванного лишить США господства на морях.

Как видно из опубликованных в последние годы документов, советское руководство стремилось ограничить масштабы вовлечения СССР в конфликт в Корее и предотвратить его перерастание в войну между двумя системами союзов. Сходные настроения существовали и в США, где в правящих кругах широко распространилось убеждение, что война в Корее идет «не в том месте и не в то время», чтобы из-за нее разгорелось глобальное столкновение двух блоков.

Из воспоминаний участника войны в Корее летчика Б. С. Абакумова:

На одном из подмосковных аэродромов, после ноябрьского воздушного парада над Красной площадью, по распоряжению правительства в 1950 г. была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания помощи Корейской Народно-Демократической Республике в ходе Корейской войны. Возглавил группу трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Перед летчиками была поставлена задача прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и тем самым защитить на дальних подступах границы Советского Союза… Теория атак реактивных истребителей вынашивалась нашими теоретиками давно. Теперь она якобы нашла подтверждение именно на корейском фронте, когда американцам не надо было вести массовых боев за превосходство в воздухе…О мастерстве наших летчиков рассказывали не только пленные английские и австралийские пилоты, но также американская печать и верховное командование США…

"План Маршалла" действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали: "План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу". Таким образом "план Маршалла" наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и "доктрина Трумэна", военнополитическое назначение. Но официально решили преподнести этот план как чисто экономическое мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: В общем "план Маршалла", как и "доктрина Трумэна", преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д.

Вопросы:

1. Попытайтесь объяснить, почему И. В. Сталин не принял предложение госсекретаря США Д. Маршалла.

2. Как, по вашему мнению, следовало реагировать на данное предложение?

3. Почему И. В. Сталин потребовал от стран Восточной Европы отказа от участия в американском проекте?

4. Объясните рост экспансионистских настроений в сталинском руководстве после войны.

1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматрива­лось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом западная граница Поль­ши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, дру­гая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить диплома­тическое признание некоторых стран Восточной Европы в за­висимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.

Успешное в целом для СССР решение важных политиче­ских проблем было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Советской армии, а также за­интересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.

Образование Организации Объединенных Наций (ООН).

ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой вой­ны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Вели­кобритании и Китая. Советской делегации удалось организо­вать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.


Устав ООН обязывал членов организации разрешать спо­ры между собой только мирными средствами, воздерживать­ся в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равно­правие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.

B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.

Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Ки­тай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по от­ношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

Начало «холодной войны».

Уже к концу войны резко обо­значились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влия­ния в нем обеих сторон. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли ему надеяться на возможность решительного изменения рас­становки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разра­ботан план военных действий против СССР (операция «Немыслимое»): У. Черчилль планировал начать Третью миро­вую войну 1 июля 1945 г. совместной атакой англо-амери­канцев и формирований немецких солдат против советских войск в Германии. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного во­енного превосходства Красной армии от этого плана отказа­лись.

Вскоре обе стороны перешли к политике балансирования на грани войны. В 1947 г. американский журналист У. Липпман назвал эту политику «холодной войной». Поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром ста­ла речь бывшего премьер-министра Чер­чилля в военном колледже города Фултон (США) в марте

г. Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Президент США Гарри Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вы­звали беспокойство, который назвал речь «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Советской Армией странах Европы, но и в Азии.

Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.

В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухуд­шаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва по­добных настроений США приняли программу помощи Евро­пе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Мар­шалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.

С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевро­пейских стран к социализму парламентскими методами. Пра­вительства коммунистов в 1гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого ком­мунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистиче­ский лагерь.


Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попыт­ках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальней­шему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).

Первые международные кризисы.

В 1948 г. США приня­ли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Герма­нии определило введение в обращение западно-германской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Запа­дом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупацион­ных войск союзников).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, при­вел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Пар­ламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Герма­ния (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парла­менту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократиче­ская Республика (ГДР).

Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлан­тический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Пор­тугалия, Исландия и Канада.

Корейская война.

После разгрома Японии ее бывшая ко­лония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и амери­канские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею.

25июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пят­надцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев амери­канцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сби­ли 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).

В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?

2. Когда была создана ООН? Каковы были ее цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?

3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?

4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?

5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?

6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?

7. Была ли неизбежной «холодная война»? Свой ответ аргументи­руйте.

Международные отношения после Второй мировой войны стали эпохой противостояния двух социально-политических систем: капитализма и социализма. Это противостояние получило название Холодной войны. Ее первый этап относится к 1949-1953 гг.

Предпосылки Холодной войны

На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:

  • процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);
  • судьба колониальных владений;
  • послевоенное положение Германии и Франции;
  • западные границы СССР и др.

В последний раз союзные главы государств и правительств встретились на Потсдамской конференции (июль-август 1945 гг.).

Рис. 1. Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции. 1945 г..

В итоге были приняты решения по послевоенному устройству Европы:

  • перестройка политической жизни Германии на демократической основе;
  • закрепление за союзниками зон оккупации;
  • признание влияния СССР в Центральной и Восточной Европе.

Единство союзников на Потсдамской конференции сохранялось только за счет продолжающейся войны с Японией.

Ядерное оружие

С конца 30-х гг. США, Германия, Великобритания и СССР ведут активные разработки ядерного оружия. В США эти работы получили название “Манхэттенского проекта”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

В июле 1945 г. первая атомная бомба была успешно испытана на полигоне в штате Нью-Мексико. В начале августа США впервые применили атомное оружие против Японии. Огромная разрушительная мощь поразила весь мир и стала основанием для американской идеи о мировом господстве.

Рис. 2. Макет бомбы “Малыш”, сброшенной на Хиросиму.

4 сентября 1945 г. в США был разработан первый план атомной войны против СССР, по которому бомбардировке должны были подвергнуться 20 крупных городов.

Превосходство США сохранялось до 1949 г., пока атомная бомба не была изобретена в СССР. С этого времени начинается гонка вооружений – одна из главных составляющих Холодной войны.

Этапы нарастания конфронтации

Когда началась Холодная война? 5 марта 1946 г. в Фултоне У. Черчилль в присутствии американского президента Г. Трумэна произнес речь о необходимости уничтожения СССР, как “империи Зла”.

Эта речь и дата ее произнесения считаются началом Холодной войны.

  • экономическая, финансовая и военная помощь всем некоммунистическим режимам;
  • право США вмешиваться в события в любой точке земного шара.

В апреле 1949 г. был образован Североатлантический союз (НАТО) во главе с США. В ответ в 1955 г. СССР и страны Восточной Европы создали военно-оборонительный союз, получивший название Варшавского договора.

Корейская война

Первой “горячей точкой” Холодной войны стала война в Корее. Мирное урегулирование в результате Второй мировой войны разделило страну на северную (просоветскую) и южную (проамериканскую) половины.

Рис. 3. Танки сил ООН в Сеуле. 1950 г..

До сих пор идут споры о том, кто развязал войну. В 9 классе нужно запомнить следующее:

  • война началась в июне 1950 г.;
  • 15 стран ООН направили в Южную Корею свои войска;
  • на стороне Северной Кореи выступил Китай;
  • Советский союз оказывал помощь Северу техникой и военными специалистами.

Летом 1953 г. было подписано мирное соглашение, которое закрепило разделение страны на Северную и Южную Корею по 38 параллели.

Кратко о начале Холодной войны 1945-1953 гг. можно сказать, что оба лагеря были виновны в равной степени. США и СССР приложили все усилия для становления двухполюсного мира.

Что мы узнали?

На протяжении 1945-1949 гг. накапливались противоречия в отношениях бывших союзников. Создание НАТО закрепило разделение мира на две различные системы. Первым вооруженным столкновением стран капитализма и социализма стала Корейская война (1950-1953 гг.).

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 223.

Расширение границ. Победа во Второй мировой войне принесла СССР территориальные приобретения, которые имели немалое стратегическое значение. Величайшая держава мира во многом ограничилась лишь тем, что было насильственно присоединено еще в довоенный период, однако появились и новые территории.
Финляндия передала СССР область Печенги, по решению Потсдамской конференции к РСФСР отошла часть Восточной Пруссии с ее столицей — Кенигсбергом. По договорам с Чехословакией к УССР была присоединена Закарпатская Украина, произошел обмен территориями с Польшей. В 1944 г. Тува вошла в состав Советского государства на правах автономной республики, а в 1946 г. окончательно была установлена граница с Афганистаном. Победа над Японией позволила присоединить Курильские острова и Сахалин, но это не было закреплено мирным договором между государствами, что и сегодня создает определенные трудности между ними. Таким образом, СССР оказался в границах, которые на сегодняшний день имеет СНГ и страны Балтии.
Образ жизни на вновь присоединенных территориях изменялся, он приобрел все черты советской системы: восстановление хозяйства сопровождалось индустриализацией и коллективизацией, ликвидировался традиционный уклад жизни, проводилось раскулачивание и чистки. Все это вызывало национальное противостояние, вооруженную борьбу против советской системы (особенно обостренную в Западной Украине). И сегодня сложное переплетение национальных, идеологических и политических мотивов противостояния 1940-х годов дестабилизирует отношения между братскими и соседскими народами.
Отношения с Западом. Вторая мировая война коренным образом изменила систему международных отношений. Разгром фашизма и появление на арене новых сверхдержав — СССР и США — привели к складыванию геополитической двуполярности в мире. Международная обстановка на долгие годы стала определяться противостоянием двух систем — капиталистической и социалистической.
Победа в идеологическом противостоянии была возможна только в случае опоры на реальную силу, и силой этой являлось ядерное оружие. Для СССР во второй половине 1940-х годов ситуация усугублялась отсутствием ядерного потенциала, несмотря на то, что разработки и исследования в атомной энергетике велись уже давно. Известно, что, руководствуясь этим фактом, президент США Г Трумэн в 1949 г. предполагал предъявить СССР ультиматум и в случае его невыполнения применить против 100 городов Союза 1300 бомб. Всего США разработали 10 планов нанесения атомного удара по СССР. От катастрофы мир спасло лишь появление у СССР своей ядерной бомбы, что означало достижение паритета и временное устранение смертельной угрозы. С этого времени противостояние ведущих держав вошло в крайне опасную фазу — передел сфер влияния в мире стал принимать все более неприкрытые формы, а обе стороны усиленно продолжали гонку вооружений.
Однако СССР уже добился немалого влияния в Восточной Европе, поддерживал нарастающие антиколониальные освободительные движения в Азии, опекал бывшие колонии побежденных государств, наладил отношения с новым коммунистическим Китаем.
Таким образом, даже после окончания Второй мировой «битва за Европу» продолжалась — изменились лишь участники и способы «войны». У. Черчилль, выступая с речью в Фултоне в 1946 г., назвал СССР «империей зла» и заявил, что «железный занавес опустился». Это событие положило начало «холодной войне» — противостоянию сторон на всех уровнях. Однако США, изменив принципу «неучастия в войнах в мирное время», будучи самым экономически дееспособным государством мира, развернули «план Маршалла», который предусматривал восстановление послевоенной Европы. Так в орбиту влияния Штатов попала Западная Европа и зависимые от нее территории. Советский Союз, осознавая угрозу подобной политики, выступил против создания каких-либо военных и политических блоков и высказался за равноправные двусторонние отношения между всеми государствами. В подтверждение принципа мирного сосуществования государств с разными общественно-политическими системами в 1948 г. был подписан договор с Финляндией.
В 1949 г. произошел Берлинский кризис, вызванный конфликтом в оккупационных зонах с союзниками в Западном Берлине. Обошлось без кровопролития, но Берлинский кризис привел к консолидации антисоветских сил и созданию военно-политического блока НАТО, в который вошли и 12 государств под эгидой США. Советский Союз и его союзники постепенно оказались в окружении военных баз противников. Внутри стран все больше усиливалась атмосфера недоверия друг к другу, ограничивались культурные контакты, пропаганда создавала стереотип о «враждебном окружении», в США развернулась «охота на ведьм», в СССР намечался очередной виток чисток.
Постепенно холодное противостояние сверхдержав распространилось на весь мир и в любой момент могло перерасти в вооруженный конфликт. Первой «ласточкой» стала война в Корее в 1950 — 1953 гг. Вмешательство, по существу, в гражданскую войну СССР и США показало всю хрупкость ситуации и незащищенность «неприсоединившихся» государств от претензии новых хозяев мира. В данной ситуации политика Советского Союза и США все еще сохраняла свои имперские черты.
Отношения с Восточной Европой. Государства этого региона оказались в сфере влияния СССР сразу же после войны, поскольку они освобождались Красной армией, которая завоевала доверие большинства населения этих стран героической борьбой с фашизмом. В этих странах к власти пришли левые силы во главе с коммунистами (народно-демократические режимы). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским странам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. Сочетание чувств подлинной симпатии к социалистическому строю со стороны населения и активная поддержка новых режимов со стороны СССР привели к международному союзу, который получил название «социалистический лагерь». В Европе это были Польша. Чехословакия, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Югославия, Албания. В Азии — Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам.
С партнерами по лагерю разворачивались всесторонние контакты: налаживались экономические и культурные связи, происходили обмены опытом. В 1949 г. как альтернатива «плану Маршалла» советской стороной было инициировано создание СЭВ — Совета Экономической Взаимопомощи. СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а затем и ряд других стран координировали свою деятельность через систему взаимных договоров. Наряду с неоспоримыми достоинствами такого взаимодействия налицо было явление, уже тогда заложившее основу будущего распада этой организации: стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма.
СССР, не считаясь со спецификой отдельных государств, проводил политику унификации общественно-политического уклада, приведения к единообразию всех стран, пошедших по пути социалистического развития. Это приводило к появлению противоречий и конфликтов во взаимоотношениях с отдельными странами. К примеру, уже в марте 1948 г. лидер Югославии И. Броз Тито открыто заявил о «тупике» в отношениях с СССР, что повлекло полный дипломатический разрыв. В ответ на это в социалистических странах была развернута антиюгославская кампания.
В течение последующих лет жесткий диктат Сталина удерживал общую ситуацию под контролем. Но в эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе.

Лекция, реферат. Послевоенное устройство мира - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Внешняя и внутренняя политика СССР.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.).

1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.