Храм будды название. Самые крупные буддийские храмы и монастыри фото архитектуры

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

При царе Ашоке был объявлен государственной религией.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Ашоке строились многочисленные храмы и , высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были . Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.
Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в , выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода . Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней . Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где оставался бы гладким. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские , например колесо - символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам - легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица. Памятник, так же как и священные , должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил. Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные на воротах - это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов. Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные и ползучие . Легендарные чудовища (Гаруда и др.) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени. Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек - «якшини», духов плодородия, - помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм. Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек. Ветки, за которые хватаются руками молодые , сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны. Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха - монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей символических священных животных. Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо. Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны. Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью. Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов). Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам. Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов - чайтий во 2 - 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью. Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой. У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.
Чайтья в Карли - одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п. Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств - архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых - защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё- владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом - пышные цветы, осенью - алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.
В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сёороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей - кёодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) . Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии - они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии - и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх. Через всю башню изнутри проходит ее главная опора - высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же - реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура - деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая - служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм за время своего существования, появившись на территории северо-восточной Индии, все разрастался, принимал новые формы, перетекал из страны в страну и даже преодолевал расстояния величиной в континенты.

Неудивительно, что он достиг и бескрайних просторов России – православной в своей основе страны.

Уже долгое время три крупные российские республики – Калмыкия, Тува и Бурятия – идут по пути буддизма, в крупных городах есть , а сангхи – буддийские общины – разбросаны по всей стране.

Наша сегодняшняя статья расскажет про главный храм буддийской сангхи России, проведет краткий урок истории: устроит небольшую лекцию о том, как русские реалии с их суровыми зимами накладываются на эстетику храмовых построек, унесет в отдаленный уединенный уголок России, а также поведает секрет нетленности физического тела.

Русский светоч буддизма

Сердце Буддийской традиционной сангхи России, или, как сокращенно ее называют, БТСР, находится в пяти тысячах километров от Москвы – в Бурятии. Глава этой организации Пандито Хамбо-лама, и его резиденция находится здесь же – в Иволгинском дацане. Его можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

В окружении гор, у основания хребта Хамар-Дабан, посреди бескрайней степи раскинулись покатые крыши дацана. Блеск позолоты, разгуливающий ветер, едва уловимый терпкий аромат, так напоминающий восточные края, будто уносят на родину кочевников.

Что это: Монголия, Китай или Тибет? Сложно поверить, но мы находимся в России, всего в тридцати километрах от Улан-Удэ. Религия этой местности представлена , течением , и здесь – ее духовное начало.

Буйство красок и великолепие буддистских храмовых построек, таких непривычных русскому взору, приводят сюда не только верующих, паломников, но и рядовых туристов со всего мира, желающих увидеть своеобразное государство в государстве, окунуться в атмосферу спокойной радости буддийского мира.

В свое время здесь побывали миллионы туристов, в их числе даже первые лица страны – Дмитрий Медведев и Владимир Путин.


Небольшой экскурс в историю

Границ России буддизм достиг в далеком XVII веке, будучи тогда еще в самом начале своего развития. Но благодаря императрице Елизавете, которая «дала добро» на признание этой чужеродной на тот момент религии особым указом от 1741 года, буддийская философия прочно укоренилась в умах восточных народов России.

До революции насчитывалось целых 47 буддистских храмов, но вот пришла советская власть, которая считала «опиумом для народа» не только христианство, но и вообще религиозность в любом его проявлении. Уже к 1925 году многие строения были разрушены, а настоятели подверглись безжалостным репрессиям.

У истории хорошее чувство юмора, и если сейчас спросить местных, как появился Иволгинский дацан, они то ли в шутку, то ли всерьез ответят, что его подарил Сталин.

С этим связана одна история, подлинность которой подвергается сомнению, но все же похожая на правдивую. Начало войны, как все последующее десятилетие, было очень тяжелым временем, и не лишней была любая помощь. Буряты (которые, на секундочку, почти все были буддистами) собрали по тем временам неподъемную сумму – триста тысяч рублей – и отправили на фронт. Благодарностью за самоотдачу и содействие буддистов стало разрешение на постройку дацана.

Сразу по окончании кровавой войны, в мае 1945 года, наркомат Бурят-Монгольской АССР специально издал постановление «Об открытии буддийского храма». Конечно, о реконструкции вековых дацанов не шло речи, но буряты были рады довольствоваться малым – им выделили землю практически в болоте, вблизи поселка Верхняя Иволга.


Так началось строительство главного дацана страны. Зажиточная семья выделила свой дом, который и стал первым храмом всего комплекса. Общими усилиями жителей села Оронгой, местных лам и добровольцев вокруг села стали возводить постройки одна за другой.

«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» – делился впечатлениями об Иволгинском дацане Далай-лама XIV.

Сегодня на этом месте сияет великолепием целый монастырский комплекс, окруженный россыпью растений, безмятежным духом, аурой благоговения. Имя ему – Гандан Даши Чойнхорлин, смысл которого в переводе означает, что здесь вращается колесо Учения, наполненное чувством радости и счастья.

Убранство комплекса

Дацан встречает гостей главными воротами, которые открываются с юга, а также малым, неосновным входом. Постичь красоты храма, не упустив из виду ничего, поможет обряд обхода святынь – гооро. Для этого по всей территории вымощена дорожка.


Во время гооро стоит следовать по часовой стрелке, как движется Солнце. Можно прогуляться по периметру в одиночестве, наслаждаясь незабываемыми видами, а жаждущих знаний и интересных рассказов посетителей с радостью проведут . Основное правило – количество обходов должно быть нечетным.

Бурятский дацан неспроста находится под охраной государства, ведь это настоящее произведение архитектуры. Комплекс представлен десятью храмами и пятью ступами, самые выдающиеся из них носят названия:

  • Цогшин-дуган – главный храм БТСР;
  • Деважин;
  • Майдрин-сумэ;
  • Сахуюсан-сумэ.

Важная особенность дацана – буддистский университет. Даши Чойнхорлин – так он называется, а был он построен четверть века назад, в 1991 году.

Наличие университета и дало Иволгинскому монастырю полное право носить звание дацана, потому что в тибетском буддизме дацан – это отделение-«факультет» при храме.

Сам университет, довольно скромен и аскетичен, как и жизнь местных монахов. Порядка ста учеников-хувараков обучаются на одном из четырех факультетов, проживая в большом деревянном здании.

При посещении можно одним глазком понаблюдать за обыденной : они поднимаются в 6 часов поутру и до вечера несут службу, изучают дисциплины, сами занимаются приготовлением еды, уборкой, хозяйственными делами.


В программу обучения входит самый обширный спектр предметов: от философии, иконописи и медицины Востока до тибетского языка и логики. После пятилетней учебы студенты получают статус лам, что подкрепляется дипломом.

Помимо храмовых и учебных построек здесь расположилась библиотека, музей искусств, служебные здания, жилища лам. А для беспрерывного потока любознательных туристов была построена гостиница, кафе с национальной кухней, сувенирные лавки с самобытными вещицами.

196 – именно столько предметов буддизма представляют собой культурное достояние и строго охраняются государством.

В храмах традиционно проходят службы, обряды, отмечаются культовые даты, праздники, а также здесь проводят разного рода лечение, правила которого завещала традиционная древняя тибетская медицина.

Как в Тибете или буддийском Китае, здания тут яркие, а их остроконечные крыши так и устремляются вверх. Но географические особенности сказываются на сложившемся местном зодчестве: дуганы, в отличие от тибетских собратьев, по большей части сделаны из дерева.

Кроме того, русские зимы с сильными морозами повлияли на архитектуру буддийский построек, поэтому вход в храм выделен особым холлом, похожим на крыльцо, чтобы холод не попадал внутрь.

При прогулке по территории можно помолиться сто тысяч раз, ведь именно столько мантр спрятано внутри Иволгинского монастыря.


Можно погладить косуль, побродить по оранжерее, заглянуть в открытые храмы, насладиться мощью невероятного дерева Бодхи, где, по преданию, Будда узнал, что такое нирвана.

Феномен нетленности

Но, пожалуй, самое удивительное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли.
В ХХ веке особую известность имел хамбо-лама из Бурятии Даши-Доржо .


В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в медитацию, в которой, как полагают, он пребывает до сих пор. Это можно назвать настоящим чудом, и вот почему.

Перед уходом Итэглов завещал своим ученикам навестить его через тридцать лет. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его эксгумировали. Всех накрыла волна удивления – тело за это время практически не изменилось.

Исследования ученых беспрестанно показывали, что ткани не деформировались, клетки остались живыми, а временами даже изменялась температура тела и проступал пот.

Сейчас нетленного ламу может увидеть каждый желающий, но сделать это можно только восемь раз за год – по великим праздникам. В другое время за ним наблюдают только монахи и иногда – особые гости.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса воочию.

Буддийские храмы теперь можно найти во многих странах, так как буддизм распространился по всему миру. За последние 2500 лет буддизм претерпел много изменений, и сегодня есть три основные ветви этой религии, каждая из них имеет свои собственные монастыри для верующих. Корни буддизма расположены в Индии. Хотя дата рождения Будды до сих остается спорным моментом, ориентировочно буддизм зародился в 5 веке. Дословный перевод Будда — «просветленный». В этой статье представлю вам несколько удивительных и почитаемых монастырей, которые Вы, возможно,захотите посетить.

1. Буддийский Монастырь Ват Арун (WAT ARUN) в Таиланде.

Знаменитый буддийский монастырь Ват Арун является одним из самых культовых образов в Бангкоке, Таиланд. Храм очень узнаваем.


Он украшен керамической плиткой и цветным фарфором. Чтоб посетить храм, Вам необходимо будет взять такси через реку.

2. Буддийский Монастырь Луанг (PHA THAT LUANG) в Лаосе.


Храм Пха Тхат Луанг расположен в Лаосе. Является самым важным национальным памятником Вьентьяна. Легенды рассказывают, что миссионеры построили этот огромный храм с позолоченным куполом для размещения там части Будды.


Было проведено очень много раскопок, но доказательства легенды так и не нашли.

3. Буддийский Храм Джоканг (JOKHANG) в Тибете.


Буддийский храм Джоканг в центре Лхасы известен как тибетский центр духовном мире. Храм является старейшим, оставшимся на земле, и дарит туристам подлинный вкус тибетской культуры.


Храм потрясающе красив. Он остается центром буддизма в Тибете.

4. Буддийский Храм Тодайдзи (TODAIJI) в Японии.


Одним из наиболее значительных и известных буддийских храмов является храм Тодайдзи в Наре. Монастырь — это крупнейшее деревянное здание в мире, там находится огромная статуя Будды.


Храм всегда был и остается чрезвычайно популярным. Храм также является домом для многих влиятельных буддийских школ.

5. Буддийский Храм BOUDHANATH в Непале.


Храм BOUDHANATH — один из наиболее почитаемых памятников в Катманду, Непале. BOUDHANATH — объект всемирного наследия ЮНЕСКО.


BOUDHANATH привлекает туристов со всего мира.

.


Республике Союза Мьянма


Пагода Шведагон — одно из самых святых мест в мире. Основные ступы храма покрыты золотом и мерцают на солнце.


Храм находится в Янгоне, Мьянма.

в Республике Союза Мьянма


На площади Баган самая большая концентрация буддийских храмов, ступ, пагод, во всем мире.


Храмы на площади Баган гораздо проще по конструкции, чем многие другие в мире, но люди до сих пор совершают паломничество для поклонения и наслаждаются великолепием этого места.

9. Буддийские Монастырь в Боробудур (BOROBUDUR) в Индонезии




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.