Церковь клюни iii. Романская архитектура. Клюни. Сырная башня

64. Архитектура готического храма

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердила тектоническую структуру каркасной системы. Свое наиболее полное выражение готич. Арх. Получила в культовом зодчестве. По мере того как собор становится господствующим типом культового зодчества, т нем отмирают черты, присущие монастырской церкви. План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием, однако характерное для романских церквей развитие трансепта в готич. Эпоху уступает место слабо выступающему трансепту, то зажатому между капеллами (соб. в Париже), то слитым с пространством хора (Амьен). Иногда он отсутствует вовсе. Нет крипт, нартекса, зато обход хора и венец капеллстали почти обязательными элементами плана. Что привело к увеличению хоровой части. Апсида хора – полукруглая во Франции, прямоугольная в Англии. Готич. Храмы были базиликальными (3 и 5-нефными) и зальными. Ведущий тип – трехнефная базилика. Зальные церкви были 3-нефными, реже – 2-нефные (столбы по центр оси) Большое влияние на готич. Зодчество оказал тип соборов, воплощенный в Шартре, Реймсе, Амьене. Виды опоры : 1. Простейшая – циллиндрич столб (от романской арх.), поставленный на квадр. Цоколь и круглую подушку, завершен капителью (почти все соборы 12 в. Парижской богоматери, Лана и др.)

2. Цил. Столб с приставленными колонками – более стройный (в соб. Буржа, Суассона, Амьена, Реймса). Колонки еще не повторяют профиль нервюр. 3.Дроблние служебных колонн, части опор сливаются с нервюрами сводов.

Опоры боковых нефов несут только своды, а опоры средних кроме свода среднего нефа и части сводоб боковых, поддерживают еще продольную аркаду с трифориями и крышу. Опоры среднего нефа связаны продольными арками в первом ярусе, арками окон в верхнем и арками трифория в среднем.

Готич свод – как правило крестовый на нервюрах стрельчатой формы.
Арки 1. типичная стрельчатая: - с малым подъемом,

Равносторонняя (в кот. Вписывается равносторонний треугольник)

Ланцетовидная

Чтобы уравновесить распор, использовали контрфорсы – самостоятельные элементы конструкции, вынесенные за пределы здания. Распор передается через аркбутаны, которые обычно находятся над крышей боковых нефов. Аркбутаны – развитие сводов боковых нефов.

Эволюция контрфорсов: от уступчивой формы- к более стройной со слабо выраженными уступами – к рациональной форме с пустыми местами между контрфорсом и внутр опорой бок нефа. Аркбутаны – в 1 или 2 яруса, 1 или 2 пролета.
Большая роль скульптурного убранства, скульптура подчеркивает тектонику здания. Скульптуры акцентируют вход, облегчают вес, служат водостоками..Окна - двух типов:

Прямоугольные с арочным завершением и круглые (в поздн готике еще пламенеющая форма)
Опоры, нервюры, капители, базы. Капитель украшена почти всегда растительными орнаментами.

Профилировка играла большую роль во взаимосвязи опор и нервюр. Профилировка несущих и несомых частей взаимообусловлена. Виды капителей: - единая (соб в Париже, Лане) - расчлененная

Составная

Капитель только под арками и сводами бок нефов (Сен Дени)

Профили нервюр

Нервюры в точке пересечения объединяются замковым камнем

Пол выкладывался из цветных плит. Для зрелой готики типичны «лабиринты» - фигурная кладка из разноцветных камней, создающее дорожки. Хождения по дорожкам имело релициозно-символическое значение. Подобные лабиринты – в Шартре, Реймсе, Амьене

Думаю, знаковые соборы имеет смысл рассматривать отдельно!

Клюни даже как-то язык не поворачивается назвать городом. Так, провинциальный районный центр, тихий и сонный, вся жизнь которого крутится на нескольких гектарах земли вокруг старинного, давно уже недействующего аббатства. Клюни давным-давно уже забыл о том, как оно было, когда это действительно было аббатство, причем с большой буквы. И никого уже не удивляют слегка растерянно-разочарованные взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины. Хотя не нужно даже особо подключать воображение, чтоб поразиться габаритам этих развалин — на просторах, некогда бывших центральным нефом, сейчас вольготно разместилась городская площадь, а единственная действительно хорошо сохранившаяся его часть — южная башня — высотой с девятиэтажный дом.

26

Каждое слово, каждая фраза, каждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий. История — это не линейная структура, а целый клубок или, если хотите — множество параллельных реальностей, которые мирно или не очень сосуществуют в едином отрезке времени, и возможно, даже на одной территории.

Готовясь к очередной поездке во Францию, на этот раз в Бургундию, я засела за изучение истории Клюнийского аббатства и очень быстро поняла, что она отнюдь не ограничивается рамками истории непосредственно монастыря и церкви в городе Клюни, как спрут, распустив щупальца своего влияния везде, где это было возможно. Да ведь даже сам город Клюни обязан своим появлением на свет этому аббатству… впрочем, это-то как раз история вполне рядовая. Как сейчас металлургические и нефтедобывающие предприятия — так же и в средние века аббатства, монастыри и крупные базилики были такими «градообразующими предприятиями». Во Франции даже существует понятие «Город собора» — не «Собор города», а именно так.

18

Созданное Гийомом I Благочестивым для отмаливания его собственных грехов, по этой же причине Клюнийское аббатство было освобождено от всех налогов, а заодно и от подчинения местному епископату — видимо, Гийом не хотел, чтоб монахи отвлекались на что-нибудь помимо спасения его бессмертной души. Тем более что грех-то за ним был, и видимо душу грыз изрядно — Гийом нагло экспроприировал владения и титул своего родственника, графа Пуатье Эбля Манцера. Возможно, скорее даже более чем вероятно, что грех был далеко не единственным, ведь власть — очень грязная игра, и чем выше ты взбираешься — тем большее количество трупов придется перешагнуть. А практика создания своих личных «карманных» монастырей в средневековой Европе уже существовала вовсю.

Но на деле монахи быстро избавились не только от епископского, но и от любого светского вмешательства в свои дела, объявив в своей подотчетности только напрямую Папе Римскому. Это был необыкновенно хитрый политический ход — Папа Римский же очень далеко… по тем временам — наверное, не один месяц пути, к тому же авторитет церковников был не просто велик — а непререкаем, так что вряд ли кому-нибудь бы даже в голову пришло задать им простой и незамысловатый вопрос — «А, собственно, с чего бы это?». И прошло совсем немного времени, как об аббатстве заговорили, что на землях франков от Бургундии до Нормандии оно превосходит своим могуществом даже сам Ватикан.

Клюнийский монашеский орден был не только самым могущественным религиозным образованием того времени — а речь сейчас идет о X веке — но и он еще пустил многочисленные споры, от него отпочковалось множество других монашеских орденов и общин, в частности Клерво — чей ревностный отпрыск, Бернард Клервоский, создал учение, которое определяло духовную и отчасти политическую жизнь Европы на протяжении последующих 500 лет.

5


Несмотря на то, что семена, брошенные Клюнийским аббатством, давали всходы еще очень и очень долго (как можно увидеть на примере того же Бернарда Клервоского), его собственная жизнь оказалась больше похожа на взрыв сверхновой. Начав свой стремительный взлет в конце X века, аббатство практически полностью зачахло уже в XIII веке. Причин тому было множество, но в первую очередь — падение нравов в самом монастыре (никому еще не удавалось, обладая практически неограниченной властью и свободой, распоряжаться ею только во благо) и связанный с этим финансовый кризис. К тому же в это время появились и возвысились новые ветви бенедиктинского ордена, оспаривающие автократию Клюни.

Ну, а после того, как в 1516 году французский король Франциск I, всего через год после своего воцарения, уже успешно захватил пол-Италии и здорово напугал этим папу Льва X, был принят Болонский Конкордат. Папа, хоть и оставался формально главой церкви, терял практически все рычаги управления религиозными организациями во Франции — король теперь сам назначал иерархов, церковные доходы тоже поступали напрямую во французскую казну.

9


И возвращаясь обратно в век тринадцатый — местным правителям, герцогам и графьям, такие сильные и независимые конкуренты тоже были совершенно ни к чему — кроме того, что они обладали реальной силой воздействия на народ, они еще и аккумулировали довольно приличные денежные средства, которые переправлялись (не в полном объеме конечно же, но все-таки!) в Рим. Щели, через которые утекали финансы, необходимо было заткнуть, а источники воздействия на неокрепшие людские умы — нейтрализовать. Поэтому светская власть сделала ставку на местный религиозный сепаратизм, подогреваемый как раз начинавшим формироваться «национальным чувством». История неоднократно показывала, что это — самый действенный метод, если нужно развалить что-то изнутри. Вообще еще Освальд Шпенглер в своем «Закате Европы» писал, что старательно культивируемая идея национальных государств — это то, что в конечном итоге погубит этот мир. И этот процесс во всей красе мы с вами сейчас можем наблюдать….

13


Идея совершенно не нова, а точнее даже стара, как этот мир — история Вавилонской башни насчитывает не одно тысячелетие, но людям почему-то больше всего на свете нравится противопоставлять себя всему вокруг. Но это так, как говорят в театре — «реплика в сторону». И хотя сейчас нашему взору предстают только печальные руины того, что тысячу лет назад было величайшим религиозным центром средневекового Запада — давайте постараемся максимально включить фантазию и представить себе, как это было…

3


Тем более что сейчас мы как раз и бродим по останкам того, как это было. У самого входа в музей, коим сейчас являются развалины монастыря, стоит макет — только он маленький и совершенно не репрезентативен. Намного лучше задрать голову под эти колоссальной высоты каменные своды… в мертвой тишине которых гулким эхом отдается каждый шаг. В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин, и от скорбного молчания лиссабонского монастыря Карму — он точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита…

16

11


Первая базилика появилась тут еще в 927 году при первом настоятеле аббате Берноне. Но рост влияния аббатства и его религиозных идей привел к тому, что храм быстро перестал устраивать отцов церкви — влияние должно быть зримым и ощутимым и выражаться во вполне себе материальных формах, иначе какой в нем толк. Базилику перестроили, но очень быстро решили что, видимо, маловато будет, и решили перестроить еще раз. В результате чего на свет и появился этот гигант, 187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение, можете себе вообразить??? И не в Риме, а тут, в Клюни…

Церковь в Клюни стала апофеозом романского стиля — вы, конечно же, знаете, что именно из романского стиля юго-востока Франции и выросла готика, и в Клюни как раз и начались эксперименты, предшествующие этому перерождению. В этой колоссальной по своим габаритам церкви для облегчения конструкции впервые была применена система стрельчатых сводов. Конечно, первый блин оказался комом — ведь древние строители строили, что называется, на глазок — у них еще не было ни опыта предков, ни компьютерного моделирования… Как обрушился первый купол Святой Софии в Константинополе — так же рухнул несколько лет спустя и первый вариант башни в Клюни.

Но средневековые строители урок усвоили — второй возведенный ими свод простоял до самой Великой французской революции, когда в разрушительном угаре был взорван центральный портал, а последующий за этим пожар не оставил много шансов и всей остальной постройке. Зато обломками прежней роскоши забили под завязку дворец Жана Бурбонского, построенный неподалеку в 15 веке — добавьте к этому некоторое количество древнеримских артефактов, найденных в округе, и вуаля, археологический музей готов!

8


8


3


Внутри огромной разрушенной базилики пусто, гулко и неуютно… Колоссальных размеров пространство давит своей молчаливой пустотой. Вы не сможете почувствовать это по фотографиям — да потому что даже объем этого сооружения, от каменных плит пола до перекрытия, банально не влезает в объектив. А ведь стоим мы сейчас всего лишь в трансепте, то есть в коротком «рукаве» храма… Про центральный неф я вам уже говорила, по его развалинам мы прошлись, пока шли ко входу в музей — опознать его сейчас, конечно, совершенно невозможно, но тем не менее это он и есть.

6


Лепнина, витражи фрески… конечно, когда-то и всего этого тут тоже было в избытке. Монахи-клюнийцы постарались, чтоб их церковь производила должное впечатление не только снаружи. За что и поплатились — на волне религиозных войн середины шестнадцатого века до Клюни добрались гугеноты и разграбили аббатство подчистую. Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры…

13


10


Судьба аббатство после революции тоже была предсказуема — то, что уцелело, растащили на стройматериал крестьяне и жители города. Жалкие остатки того, что некогда было великим и грозным аббатством Клюни, подреставрировали в двадцатом веке — и то не столько подреставрировали, сколько просто законсервировали, потому что уж больно много тут было «достраивать до оригинала», боюсь, что даже неутомимый Виолле-ле Дюк за это дело не взялся бы. И отдали бывшие монастырские помещения Национальной высшей школе искусств и ремесел — в окружающих этот клуатр постройках абсолютно пустые монастырско-музейные залы, о назначении которых можно узнать только по табличкам на дверях, соседствуют с институтскими аудиториями.

11


19


11


Территория бывшего аббатства огромна — пожалуй, сопоставима по размерам со всем остальным городком Клюни. Хотите в этом убедиться — заберитесь на смотровую площадку Тур де Фромаж — «Сырной башни», которая находится в начале той улицы, где вход в музей аббатства. Сейчас там туристический офис.

6

15


16


В самом же городке — больше решительно ничего, что можно было бы причислить к сколько-нибудь знаковым достопримечательностям. Да и ни к чему это, тут все пропитано молчаливым величием старого аббатства.

11


Если уж окажетесь тут, сходите еще посмотреть на зажатую между домами церковь Нотр Дам, построенную в переходном романо-готическом стиле. Правда сверху, с башни, Нотр дам производит значительно более интересное впечатление, потому что можно рассмотреть ее фактуру — внутри же она совершенно аскетично пуста.

12

4

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


(худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

Аббатство Клюни расположено во Франции в городе Клюни в департаменте Сона и Лаура. Это один из древнейших монастырей Франции. Более тысячи ста лет прошло со дня его основания. Интересна история создания этого монастырского комплекса. Монастырь был сооружен на землях, которые служили охотничьими угодьями герцогу Гильому Первому Благочестивому.

В 910 году здесь начинается строительство монастыря монахов бенедиктинского ордена. В первые годы своего существования монахи были полностью освобождены от уплаты всех налогов и подчинялись лишь самому папе Римскому. Со всех сторон монастырь окружали мощные крепостные стены. Строительство первой церкви было начато аббатом Клюни в 910 году и продолжалось на протяжении 17 лет. В 981 году в аббатстве дополнительно был построен новый более крупный храм.

Со временем численность монахов возрастала, и территория монастыря увеличивалась. Шло строительство новых сооружений. В 1088 году был заложен Большой собор Клюнийского аббатства.

Собор святого Михаила был построен в романском стиле. Его строительство было завершено в 15 веке. Собор украшала резьба по камню и росписи мастеров средневековой живописи. В 1081 году Собор был разрушен. В 1088 году в аббатстве закончили строительство третьей церкви. Этот храм считался самым большим из храмов западного христианского мира.

В 1095 году папа Урбан II освятил все пять алтарей храма. Часть этого собора сохранилась и до наших дней. В 1562 гугеноты совершают нападение на монастырь, грабят его и уничтожают постройки. Но еще большие разрушения постигли монастырь во время французской революции в 1790-м году.

До разорения монастыря революционными толпами здесь была прекрасная библиотека, в которой хранились ценнейшие экземпляры, также в Клюни процветали разные виды искусств, включая музыку и живопись. Сегодня уцелевшие рукописи из библиотеки Клюни хранятся в Париже в Национальной библиотеке.

Наибольший расцвет аббатство Клюни достигло в тысяча сорок девятом – тысяча сто девятом годах во время правления шестого настоятеля Гуго Семурского. В этот период клюнийские монастыри появляются не только во Франции, но и в Испании, Италии, Германии, Англии. Клюнийский орден имел широкую разветвленную сеть во многих странах Европы.

На протяжении нескольких веков тысячи монахов жили здесь по уставу святого Бенедикта. В разное время настоятелями монастыря были Ришелье и Мазарини. Из стен монастыря вышли четыре папы. В конце эпохи средневековья и с началом эпохи Возрождения политическое и экономическое значение аббатства Клюни ослабевает, а во время французской революции монастырь подвергается разрушению и грабежам.

Сегодня на территории монастыря сохранились лишь остатки собора, постройки 17 – 18 веков, дворец Жана Бурбонского, построенный в 15 столетии, здание 13 века под дубовым покрытием, а также останки барабанных башен. Монастырь Клюни – это одна из главных религиозных святынь западного христианского мира.

В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни (департамент Сона и Луара, Франция) бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон. Отличительной чертой Клюни стало то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно Папе.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами.

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 915–927гг. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II).
Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса стала гигантская базилика Св.Михаила (1088–1150), известная как Клюни III, постройка которой была начата аббатом Уго (1049–1109).


Папа Урбан II освящает Клюни III

Длина базилики составляла 187 м, высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м), что делало её самой большой церковью Европы вплоть до реконструкции Собора Святого Петра в Ватикане.

Грандиозная пятинефная базилика имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма.


Капитель колонны


Капитель колонны, изображающая деревья и реки рая


Капитель колонны, изображающая Авраама, Исаака и ангела

Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы.

Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927–942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Уго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования – в соответствии с идеалами клюнийского движения – уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период.

Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и четыре Папы, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы. Духовенство, короли и императоры были частыми посетителями аббатства Клюни.


Клюнийский Аббат Уго, император Генрих IV и Матильда Каносская

Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049–1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании. При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122–1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. В клюнийскую конгрегацию входило более 10000 монахов, живших в 1100 монастырях.

В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов.

В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.

Клюни, возможно, был самым богатым монастырем в западном мире, и это позволяло ему нанимать руководителей и работников, а самими братьями не выполнять физической работы.

Несмотря на обет бедности, братья аббатства Клюни в были состоянии позволить себе огромные канделябры из чистого серебра и золотые чаши, инкрустированные драгоценными камнями для использования на алтарях. Вместо бульона и каши, которые были традиционный монашеский пищей, братья ели очень хорошо, наслаждаясь жареными цыплятами (роскошь во Франции в то время), винами из своих виноградников, и сырами, сделанними их работниками. Братья носили тонкие льняные хабиты и изящные шелковые ризы во время мессы. Такое богатство позволило братьям проводить часы в почти постоянной молитве.

С XIII века начался постепенный упадок конгрегации, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В XIV-XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти.


Часовня Жана Бурбонского

В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585–1642), и Мазарини (1602–1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.


Арка, построенная кардиналом Ришелье, когда он был Аббатом Клюни


Эти роскошные апартаменты должны были стать общежитием для монахов, но завершены были лишь перед закрытием монастыря в 1790г. и монахи так в них и не въехали

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790. Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.