Социальное управление – цели, задачи, функции. Социальное управление: понятие, признаки и функции

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

Введение


Актуальность темы исследования. Особенность социального управления как самостоятельного направления в современном научном развитии во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой социальный субъект управления обязательно действует в определенной духовной среде (наряду с социально-экономической, политической и другими средами). Эта специфическая среда отличается достаточной самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.

Давно известно, что успешность управленческой деятельности в особенности обусловлена субъективными факторами. В свою очередь качество этой субъективности во многом зависят от состояния духовной культуры общества в целом, ее отдельных субъектов, начиная от государства, региона и кончая каждым отдельным человеком, управленцем. Исследования в области социального управления определили закономерность значимости и возрастания субъективного фактора в управлении. Такая ситуация определена факторами увеличения объема интеллектуальной собственности, повышения значимости информационного ресурса в управлении, появления интеллектуальных систем управления.

Актуальность работы обусловлена тем, что процессы распространения информации из явления современной политической реальности трансформировались в одну из ведущих тенденций мирового политического развития, оказывая существенное влияние на функционирование различных социальных систем, как на международном уровне, так и во внутригосударственном масштабе. При этом сама информация в последнее десятилетие обрела роль наиболее значимого ресурса общественного развития, грамотное использование которого во многом обеспечивает эффективность управления социальными системами и процессами. В силу этого, информационное обеспечение процессов управления становится важнейшим видом обеспечения практически всех без исключения сфер деятельности общества.

Цель работы исследовать информационное обеспечение социального управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности социального управления как одного из видов управления.социальный управление информационный обеспечение

Раскрыть задачи и функции социального управления.

Охарактеризовать понятие информации в социальном управлении.

Провести классификацию информационного обеспечения в социальном управлении.

Рассмотреть информационное обеспечение управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ".

Объект работы - информационный аспект социального управления.

Предмет работы - сущность, содержание, характерные черты и особенности информационного обеспечения социального управления.

Степень научной разработанности. Среди работ, посвященных вопросам информационного обеспечения в социальном управлении наибольший интерес представляют исследования таких авторов, как В.А. Горбухова, Г.Е. Зборовского, В.С. Иванова, Е.А. Неретиной, И.М. Слепенкова и др.

При написании работы были использованы систематический, логический методы научного исследования. Использовались теоретические положения теории управления, менеджмента, социального управления.

Информационную базу курсовой работы составила учебно-методическая, монографическая, законодательная и нормативная литература, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников и приложения.


1. Теоретические основы социального управления в обществе


1 Социальное управление: значение и притнципы


Всякий труд человека - это управление, а так как человек - существо социальное, общественное, то труд человека является социальным, индивидуальным управлением. Существуют виды управления, где люди взаимодействуют друг с другом, где один человек руководит другими людьми. Это называется коллективным социальным управлением. К коллективному социальному управлению относится управление производством, управление обществом, управление государством и т.д. У любого управления, как уже говорилось, существуют две подсистемы - управляющая и управляемая. Характер их связей такой, что одна подсистема для другой является управляющей. Эти подсистемы, управляющая и управляемая, должны быть взаимосвязаны, объединены в одну систему - организацию .

В управлении всегда присутствует команда - воздействие управляющей системы на управляемую. В управлении действует сообщение, информация. Поэтому можно сказать, что управление - это воздействие с помощью информации.

Целью управления является какое-то изменение в управляемой подсистеме. Так как управление - это воздействие с помощью информационных команд, то в управляемой системе должен быть такой механизм, который превращает команды в реальные действия. Этот механизм приводится в действие только с помощью обратной связи в управлении. Таким образом, цель, команда и обратная связь - это главные составляющие любого управления, в том числе и социального.

Необходимо отметить следующее: социальное управление как один из видов управления обладает своей спецификой, а также чертами, общими для всех уровней и видов управления. Для того чтобы обозначить управление в обществе, используется термин "социальное управление". Социальное управление представляет собой организационную деятельность по обеспечению достижения социальных целей и задач посредством определенных методов. Г.В. Атаманчук трактует социальное управление как взаимодействие управляющей системы на управляемую. Он считает, что управление - это "целеполагающее (то есть сознательное, направляющее, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную, уголовную жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т.д.)" .

Управление в обществе отличается от биологического и технического управления, так как подразумевает, разработку программ, формирование у субъектов мотивации и деятельности, к эффективному труду для достижения поставленных целей . Управление в живой природе не имеет субъекта, потому что на уровне организма управляет его генетическая программа, которая является средством управления, и управляет эта программа процессами, которые происходят в организме. В технических системах также присутствуют программы управления и процессы, которые организуются программами управления. Управление на общественном уровне является субъективным. Отличительной чертой такого управления является то, что управляющая программа вырабатывается субъектами управления осознанно, "представляет собой определенный информационный образ, предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого проекта" .

В качестве самых основных элементов социального управления можно выделить:

) субъект управления;

) управляемый субъект;

) объект управления;

) цель управления;

) проект деятельности.

Социальное управление характеризуется наличием многих субъектов. К субъектам социального управления можно отнести государственные и муниципальные органы, а также общественные организации. На федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации главными субъектами управления являются органы государственной власти, которые могут быть законодательными, исполнительными, судебными. Что касается органов местного самоуправления, то они осуществляют непосредственную реализацию решений, разработанных на государственном уровне федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.

Субъект управления - это индивиды, которые способны вырабатывать программу действий и реализовывать данную способность. Управляемые субъекты - люди, осуществляющие программы, созданные субъектами управления. Субъекты управления управляются определенной информационной программой, которая состоит из норм и правил, принятых в соответствующей сфере деятельности.

Информация представляет собой те сведения, которые нужно иметь в виду, чтобы хорошо перерабатывать материалы и энергию. Суть управления в социальной системе - это целенаправленная переработка информации.

Субъекты управления вырабатывают программы для разрешения определенных вопросов. Такие выработанные программы выступают регуляторами действий управляемых субъектов. Управляемые субъекты исполняя программы могут полностью руководствоваться нормами и целями, предусмотренными программой, а могут отличаться от предписанных программ. Таким образом, если программы, выбранные субъектами управления, не могут восприниматься исполнителями как руководство к действию, то управление в этом случае может и не иметь места. Это и является самым важным отличием социального управления от всех других видов управления.

Объект управления - деятельность людей, организуемая посредством управляющей программы. В социальном управлении, таким образом, следуя из определений, объект управления и управляемый субъект не совпадают. Проект, создаваемый субъектом управления, направлен на деятельность управляемых субъектов, которые способны понять программу и реализовать ее. Управляемый субъект, который реализует программу, выработанную субъектом управления, делает это не автоматически, а сознательно.

Управление характеризуется как систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект. К субъекту социального управления относятся отдельные группы лиц или специально созданные органы. А в качестве социального объекта управление можно рассматривать общество в целом, его отдельные сферы: экономическую, социальную, культурную, конкретные организации и так далее.

В зависимости от объекта управления можно выделить также уровни социального управления: государственное, муниципальное, управление на уровне организации (менеджмент). Объект управления в государственном управлении - гражданское общество в целом; в муниципальном управлении - местное сообщество; в менеджменте - сообщества наемных работников.

Цель управления - создание и сохранение определенного состояния объекта управления, организационного состояния деятельности. Ключом к пониманию устройства управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, достижения того, что называется целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Таким образом, поставленная цель - это неотъемлемый элемент системы управления .

Цель социального управления - это достижение оптимальных для данных условий состояний различных видов социальной деятельности, удовлетворение потребности людей благодаря их существованию. Можно привести несколько самых простых примеров. Цель деятельности медицинского учреждения - это лечение больных. Цель деятельности врача этого медицинского учреждения - постановка диагноза больному, назначение ему лечения, проведение операции и т.д. Так как для лечения больных необходимы как квалифицированные врачи, так и медицинское оборудование, медицинская техника, медицинские лекарственные препараты, обслуживающий персонал, который осуществляет уход за больными, то можно говорить, что создание проекта медицинского учреждения, который включает все необходимые количественные и качественные характеристики, в данном случае является целью социального управления. Если цель врача в нашем случае - лечение больного, то цель субъекта управления медицинским учреждением - организация деятельности врачей и обслуживающего персонала таким образом, чтобы процесс лечения становился все более эффективным .

Управление призвано не просто вести к цели, но делать это наилучшим из возможных в данных обстоятельствах образом. Например, целью любого предприятия является повышение качества производимых товаров или услуг.

Целевое управление призвано вести организацию и все ее подразделения к единой конечной цели. С помощью целевого управления эта конечная, общая цель расчленяется на частные промежуточные цели, которые доводятся до каждого подразделения, вплоть до рабочего места. Задача целевого управления - координировать движение к конечной цели, распределять необходимые для этого ресурсы, сделать возможным контроль результатов по мере продвижения к цели. Целевое управление - это главный механизм, который направляет деятельность организации с утра до вечера каждодневно.

Целью социального управления является положительное согласование порядка и прогресса.

Отмечается, что на уровне муниципального образования цель намного сложнее, так как необходимо достичь оптимального соотношения разных видов деятельности, предоставляемых услуг, их качества и количества, создать возможности для удовлетворения разнообразных потребностей на соответствующей территории, а также согласованности действий самих управляющих субъектов.

Проект управленческой деятельности в социальной сфере представляет собой идеальный образ, который содержит в себе информацию о том, какие группы населения особо остро нуждаются в помощи и поддержке со стороны субъектов управления, каким образом должны регулироваться отношения между ними, как должны применяться нормы, которые лежат в основе таких отношений, и другое. Проект управленческой деятельности должен содержать в себе целевые образы и технологию достижения этих целей.



Целью социального управления является исследование деятельности органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

В центре его внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Задачи, которые призваны достичь цели социального управления:

Изучении реальных фактов, составляющих живую, постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности; фактов, в которых проявляются особенности взаимодействия тех людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями, и тех, кто, не занимая руководящих постов, не включены в управленческую деятельность и вынуждены подчиняться первым, выполнять их распоряжения, приказы, указания.

Из огромного и многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные на этой основе обнаружить тенденции развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом.

Необходимость объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются те или иные новшества, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управленческих процессах.

Построение наиболее вероятных направлений, сценариев развития управленческой деятельности в будущем, то есть прогноз ее совершенствования, а это означает, что, определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социальное управление получает возможность успешно решать и пятую задачу.

Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:

Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления - системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, предусматривающие создание новых идей, технологий и образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить "прорыв" в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического развития хорошо известны и разработаны на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими учеными предложена к внедрению стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что особенно актуально для России. Процесс выработки и реализации стратегий управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные явления в управлении.

Ценностное воздействие.

Особенность науки социального управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития. Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения .

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.


2. Значение информационного обеспечения социального управления


1 Понятие информации в социальном управлении


Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация. С точки зрения классической теории информации понятие "информация" определяется через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятие научное и впервые было дано в 50-е годы ХХ века в трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления - кибернетики. Первоначально теория информации возникла как количественная математическая теория .

Понятие "информация" в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах.

Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия. Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Многие ученые до сих пор используют термин "информация" узко в рамках технических областей научного знания, тем не менее, такое представление о сути данного понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических и статистических теориях информации.

Термин "информация" уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие "информация" заняло в длинном ряду социальных наук - теории управления, экономике, политике и т. д.

Социальная информация - ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий. Информация - это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация - это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы .

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы. Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий.

Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование - необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Использование социальной информации связано с высшим типом целесообразности - осознанной целесообразностью, присущей только человеку мыслящему, осознанно действующему. Содержанием социальной информации является логическое мышление. Ее материальный носитель - слышимое или видимое слово, знак, речь, которые представляют высший тип сигнала ("сигнал сигналов").

Первоисточником социальной информации является общество, его разные сферы и стороны жизни.


2.2 Структура информационного обеспечения в социальном управлении


Информация классифицируется по различным основаниям:

сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

источникам поступления (внутренняя и внешняя);

материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

формам носителей (средства массовой информации - радио, телевидение, печатная - книги, газеты, журналы);

периодам использования (условно-постоянная - справочная, нормативная и переменная - оперативные сведения);

видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

характеру представления (количественная и качественная) .

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание. К информации обычно предъявляются определенные требования:

) полнота - отражение в полной мере управляемых процессов;

) достоверность - формирование на основе объективных данных;

) оперативность - поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

) недопустимость неиспользуемых сведений ("шума"), осложняющих принятие решений;

) прозрачность - невозможность различных толкований;

) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать прежде всего состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой - политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей - непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей - классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей. Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему "социального микроклимата", то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях .

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков. Сюда входит: исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений; сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.; оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние; внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, - важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация), и потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи - от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи - от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных. Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей. Отсюда особую важность для достижения оптимума информации приобретают методика и техника сбора первичных данных, их репрезентативность, надежность и высокая пропускная способность каналов прохождения информации, методика и техника приема и обработки информации .

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, - важное условие успеха в управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеет тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее общезначимую, наиболее социальную, поскольку этого типа информация неоценима в управлении. Сбор и обработка социальной информации немыслимы без применения современных технических средств.


3. Информационное обеспечение управления на примере "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ"


Управление социальной защиты Администрации Гафурийского района РБ является территориальным органом департамента социальной защиты населения, осуществляющим полномочия на территории данного муниципального образования в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, предоставления мер социальной поддержки ветеранам войны и труда, жертвам политических репрессий, малоимущим и другим категориям граждан.

Управление социальной защиты населения состоит из следующих отделов:

отдел учёта и отчётности;

отдел по труду и социальным вопросам;

отдел организации работы с ветеранами, пожилыми гражданами и реабилитации инвалидов;

отдел социальной поддержки семьи и детей;

отдел технического обеспечения деятельности управления;

отдел назначения и выплаты социальных пособий, субсидий и компенсаций.

Систему информационного обеспечения нельзя рассматривать в застывшем виде, так как в этом случае не учитываются ни роль информационных потоков в деятельности учреждения, ни изменения самой системы под влиянием условий. В Управлении соцзащиты Администрации Гафурийского района была создана модель информационного обеспечения управления. В ходе подготовительного этапа было построено дерево целей и задач управления, а также установлены конечные результаты работы. Генеральная цель учреждения социального обслуживания - деятельность по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах.

Исходя из генеральной цели, а также нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания, в качестве главных целей были предложены следующие:

  1. Выявление потребности в конкретных видах социальных услуг, анализ реальной и прогнозирование перспективной потребности в них.
  2. Оказание социально-экономической помощи.
  3. Оказание социально-медицинской помощи.
  4. Оказание социально-правовой помощи.
  5. Оказание психолого-педагогической помощи.
  6. Профилактика безнадзорности детей и подростков.
  7. Оказание помощи по проблемам планирования семьи.
  8. Оказание помощи детям с ограниченными возможностями.
  9. Проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  10. Кадровое обеспечение.
  11. Экономическое обеспечение.
  12. Материально-техническое обеспечение.
  13. Организация управления.

Каждая из основных целей была разбита на ряд более мелких, а те, в свою очередь, на подцели и т. д. Таким образом, можно видеть, что генеральной цели можно достигнуть при совокупности более мелких, конкретных подцелей. Информирование руководителей для обеспечения принятия эффективного решения также должно происходить по каждому конкретному направлению деятельности. Все потоки информации должны складываться в единую информационную систему, обеспечивающую достижение генеральной цели.

В качестве примера в табл. 2.1 приведено дерево целей и задач работы по оказанию социально-экономической помощи.


Таблица 2.1 Дерево целей и задач по оказанию социально-экономической помощи семье и детям

Цели первого уровня1 2Выявление и анализ причин, обусловливающих социальное неблагополучие. Повышение уровня жизни жителей районаЦели второго уровня1.1 1.2Участие в сборе, изучение обработанной информации. Прогнозирование развития ситуации на территории.2.1 2.2 2.3Организация сотрудничества с различными организациями и частными лицами по привлечению средств для оказания материальной и натуральной помощи нуждающимся. Оказание материальной (вещевой) помощи малообеспеченных семьям. Консультирование по вопросам самообеспечения семьи, улучшению своего материального положения и уровня обеспеченности. Содействие в организации семейного предпринимательства.Цели третьего уровня1.2.1 1.2.2 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.2.1 2.2.2Составление прогнозов динамики социального неблагополучия граждан. Выявление факторов, которые позволят обеспечить социально необходимый уровень жизни малообеспеченных семей. Содействие в трудоустройстве, получении или повышении квалификации. Создание БД по вакансиям. Консультации и содействие в получении льгот, пособий и других выплат. Создание БД малообеспеченных семей. Содействие в улучшении жилищных условий. Создание обменного пункта вещей.

Для разработки действенной организационной структуры учреждения недостаточно одних целей деятельности, нужно еще определить ее конечные результаты. Это и было сделано с учетом нормативных документов, а также разработанного дерева целей учреждения социального обслуживания. Для каждого подразделения, исходя из его целей, был выделен свой итог работы, по которому можно было судить об эффективности его деятельности. Ведь, только опираясь на достигнутые результаты, впоследствии можно выявить тенденции, эффективность управленческой деятельности, определить резервы для планирования на будущее.

Под анализом конечных результатов работы учреждения социального обслуживания понималось рассмотрение итогового состояния деятельности каждого подразделения в целом, а также практических действий по достижению этого итога. Проведение такого анализа предполагало разработку критериев, показателей оценки, на основе которых будет проводиться сравнение, оценка и будут делаться выводы, а также предполагало разработку форм и методов анализа. Оформление результатов целесообразнее проводить в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, поскольку именно эти формы позволяют наглядно представить проделанную работу, проанализировать ее, а не просто сделать краткий отчет. По итогам проблемного анализа результатов стало возможным выдвижение наиболее значимых для развития целей, уточнение их через конкретные задачи и мероприятия годового плана. Это позволило уйти от формализма в постановке задач, планировании и проведении контроля. Для нашего исследования наиболее важен следующий момент: выделение показателей итогового анализа работы учреждения социального обслуживания позволил определить направления сбора информации, действительно необходимой для достижения целей управления.

Формулировка системы целей и определение конечного результата работы учреждения социального обслуживания является исходным моментом проектирования системы информационного обеспечения, так как позволяет выделить основные направления сбора информации, но для определения направлений информационных потоков необходимо четко представить организационную структуру учреждения.

Система информационного обеспечения является внутренней основой по отношению к организационной структуре, так как при заданных информационных потоках организационная структура может меняться в незначительных пределах и в определенных направлениях.

Оптимальная организационная структура должна обеспечивать согласованность всех звеньев управляющей и управляемой подсистем, что достигается четким распределением должностных и функциональных обязанностей, эффективным использованием возможностей каждого со трудника, гармоничным соотношением вертикальных и горизонтальных связей.

Для построения модели информационного обеспечения была проделана следующая работа: собраны и проанализированы данные, отражающие существующую на практике систему информационного обеспечения; изучены и проанализированы элементы, являющиеся составными частями данной системы; установлены отношения и выявлены связи между этими элементами; изучены различия служебных функций разных сотрудников и подразделений; выявлена роль каждого структурного подразделения и каждого сотрудника в формировании информационных потоков.

В ходе подготовки к формированию модели информационного обеспечения была установлена возможность определения зависимости оптимальности управленческого решения от объема и достоверности информации и времени, затраченного на ее сбор и обработку; определены методы работы с информацией; установлена их зависимость от этапа работы с ней.

Было выявлено, что структура модели информационного обеспечения состоит из определенного комплекса элементов: направление сбора информации и требования к ней, методы ее сбора, обработки и хранения, направления информационных потоков, функциональных обязанностей структурных подразделений и отдельных сотрудников в формировании информационных потоков. В свою очередь, система информационного обеспечения управления состоит из следующего комплекса элементов: содержание информации, ее сбор, обработка и хранение. Все элементы системы имеют достаточно четкую взаимосвязь, которую определяет ведущий элемент системы - содержание информации, используемой в управлении. Именно содержание информации обусловливает связь остальных элементов: сбор - обработка - хранение.

Система информационного обеспечения (система сбора, обработки, хранения и использования комплекса сведений, характеризующих внутреннее состояние и внешние связи "Управление соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ" в целях эффективного функционирования и развития) имеет следующее назначение:

обеспечение работников всех уровней информацией, необходимой для качественного выполнения ими своих обязанностей (определить направления собираемой информации, нужной для всех категорий работников и каналы ее передачи);

определение видов работ по информационному обеспечению, которые необходимо выполнять;

установление функций подразделений и отдельных сотрудников по выполнению всех видов работ с информацией;

определение периодичности сбора и формы хранения собранной информации.


Заключение


Уже давно стало очевидным, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отношение к управляемой системе. В свою очередь реализация управленческого решения требует грамотного информационного обеспечения, которое по своему содержанию, интенсивности, используемым технологиям и другим характеристикам меняется в зависимости от этапа его реализации.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни.

Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения.

Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т. п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Таким образом, необходимость социального управления, прежде всего, обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Поэтому управление является необходимым условия существования и развития общества.

В современном социуме, среди множества концептуальных моделей которого преобладает понимание его как "информационного общества", качество информационного обеспечения решений в существенной мере предопределяет их успех.

Все вышеизложенное в работе позволило сделать следующие выводы.

Особенность социального управления как самостоятельной отрасли социальной жизни состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется такими регуляторами общественной жизни, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т.п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

Суть социального управления определяется как процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных целей. Его целью является исследование деятельности органов управления как социальных систем, изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект. Задачами социального управления являются: изучение реальных фактов, обнаружение тенденций развития, объяснение нововведений, построение эффективных направлений, формирование научно-обоснованных рекомендаций управленческой деятельности. Функциями социального управления являются: целеполагание, разработка комплексных целевых программ и проектов, стратегическое целеполагание, ценностное воздействие, нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами, информационное обеспечение социального управления. Все эти элементы позволяют эффективно управлять общественной жизнью.

Понятие "информация" в конце XX в. стало одним из самых употребляемых потому, что информация пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения. В результате информационной революции информация становится важнейшим ресурсом не только управления, но и всей общественной жизни. Социальная информация - это ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения познавательных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому без необходимого информационного обеспечения нет эффективного социального управления.

Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Например, очень важно понять, что информации не должно быть много, она не должна содержать неиспользуемых сведений, которые осложняют работу по принятию решения. Информация должна формироваться на основе объективных данных, поступать в сроки, достаточные для принятия своевременного решения, и т.п. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, которое может стать тормозом в принятии управленческого решения.

Результаты, полученные в ходе исследования информационного управления на примере "Управления соцзащиты Администрации Гафурийского района РБ", позволили выдвинуть следующие рекомендации, направленные на совершенствование, повышение эффективности информационного обеспечения управления учреждениями социального обслуживания населения:

сосредоточить все основные виды информационной деятельности в отделении первичного приема информации, анализа и прогнозирования;

на базе применяемых в настоящее время в учреждениях социального обслуживания локальных сетей - для бухгалтера, организации делопроизводства, кадровой службы, руководителя, психолога - необходимо создать интегрированную информационную систему на основе современной компьютерной техники, оснащенной автоматизированными средствами ввода и вывода данных, использования сетевых технологий, сокращения традиционного документооборота.


Список использованных источников и литературы


Акимова, Т.А. Теория организации / Т.А. Акимова. - М.: ЮНИТИ., 2013. - 240 с.

Алексеёнок, А.А. Социальное управление. Учебное пособие / А.А. Алексеёнок. - Орёл: Издательство ОРАГС, 2012. - 80 с.

Андреева, И.В. Организационное поведение / И.В. Андреева, В.А. Спивак. - М.: Дело, 2013. - 327 с.

Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2011. - 638 с.

Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора.- М.: Инфра-М, 2011.- 283 с.

Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про-цесс: Учебник / О.С. Виханский, А.Э. Наумов.- М.: Инфра-М, 2010.-320 с.

Горбухов, В.А. Основы социального управления: учебное пособие / В.А. Горбухов. - М.: ФОРУМ, 2011. - 224 с.

Дятченко, Л.Я. Социальные типологии в управлении общественными нормами / Л.Я. Дятченко. - М.: Маршрут, 2012.- 373 с.

Зборовский, Г.Е. Социология управления: Учебное пособие / Г.Е. Зборовский, Н.Б. Костина. - М.: Эксмо, 2012. - 426 с.

Иванов, В.С. Основы социального управления / В.С. Иванов. - М.: Академия, 2012. - 462 с.

Игнатов, В.Г. Становление государственного и муниципального управления / В.Г. Игнатов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. - 396 с.

Медынский, В. Г. Теория управления: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2013. - 293 с.

Неретина, Е.А. Управление социальными процессами / Е.А. Неретина. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

Слепенков, И.М. Основы теории социального управления / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. - СПб.: Питер, 2013.- 411 с.

Социальный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2010. - 189 с.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 558 с.

Теория управления. Учебник / Под ред. Ю.В. Васильева.- М.: Финансы и статистика, 2012.- 608 с.

Управление социальными процессами в регионе / Под ред. Н.М. Горбукова. - М.: РАГС, 2011. - 362 с.

Фролов, С.С. Социология предприятий / С.С. Фролов.-М.: Академия Пресс, 2011.-524с.

Энциклопедия управленческих знаний. Основы современного социального управления: теория и методология. / Под ред. В.Н. Иванова. - М.: Таурус, 2012. - 522 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Социальное управление - вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  • 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  • 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  • 3) направлено на достижение определенной управленческой цели;
  • 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  • 5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  • 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  • 7) реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • * анализ управленческой ситуации;
  • * выработка и принятие решения;
  • * организация и исполнение решения;
  • * контроль выполнения решения;
  • * подведение итогов, внесение корректив.

Особенности социального управления:

1. Это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей.

Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля - регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

3. Третья особенность социального управления - высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления - люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

В социальных системах возможно не только определенное соединение субъектов и объектов управления, но даже перемена их местами и социальными ролями.

  • 4. Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются идеальные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).
  • 5. Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д. социальный управление государственный руководительство

Поэтому специфика социального управления состоит и в использовании внегенетической, внеорганической системы средств сбора, обработки и передачи информации. Оно характеризуется наличием надындивидуальных устройств, то есть специальных управляющих систем, технических средств, особых каналов связи, «языков» (кодов).

Важным средством управления человеком служит слово, которое представляет собой непосредственную действительность мысли, ее материальную форму. А для принуждения используются самые разнообразные средства: кнут и дубина, огнестрельное оружие и водометы, карцеры и медицинские вытрезвители, тюрьмы и лагеря...

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Е.С. Рейхерт, преподаватель кафедры правового обеспечения хозяйс-

твенной деятельности ЮУрГУ

Управление имеет место во всех системах материального мира: в технических, биологических и социальных. Схожесть процессов управления в этих системах выявила и показала кибернетика- наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и переработки информации, которая разрабатывает общие принципы создания систем управления. Проблемы управления изучаются также целым рядом прикладных наук, таких как: философия управления, социология управления, организационное поведение, психология управления, история управления, право и управление и др.

Все многообразие подходов к определению понятия «управления» обусловлено многогранностью и сложностью этого уникального явления, которое очень трудно на современном этапе развития науки управления выразить единым определением. Поэтому разные авторы видят это явление по-разному и формулируют определения управления по-своему. Наиболее распространенным является определение управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Ю.М. Козлов выделил ряд существенных моментов, характеризующих управление:

1. Управление- функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации.

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает

осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Представляется, данное утверждение вступает в противоречие с предыдущим утверждением. Все-таки управление это всегда внутреннее качество целостной системы, так как в качестве объекта и субъекта могут выступать не только простейшие элементы, но также представляющие собой сложные механизмы взаимодействия нескольких субъектов и объектов, которые в свою очередь образуют мини системы и подсистемы. Что такое система? Думается, это множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Следовательно, если между системой высшего порядка и системой низшего порядка возникают взаимосвязи, в результате которых одна система может оказывать регулирующее воздействие на другую систему, можно говорить о существовании макросистемы. И управление в этом случае выступает" опять таки как внутреннее качество целостной системы.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие это прерогатива субъекта управления1.

H.A. Куртиков предлагает новый подход к определению понятия управления: Управление процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

В таком определении есть принципиально важные отличия. Как указывает сам автор, во-первых, «воздействие» субъекта управления

на объект из одностороннего явления превращается в их «взаимодействие», что более соответствует диалектике социальных систем. Во-вторых, введение в определение управления категории «достижения социально значимых результатов» ориентирует практику управления на четкое понимание социальной миссии каждой системы управления, повышает возможности для объективной оценки качества труда всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления2.

Однако в качестве теоретико-методоло-ги-ческой основы была принята социальная философия, в результате получившееся понятие больше соответствует определению социального управления, чем понятию управления вообще.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т.е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему при помощи информационных связей, конкретнее по принципу обратной связи3. Система управления включает в качестве самых крупных структурных элементов субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В «системе», являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию. Этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Наличие в системе управления информационных отношений (так называемых прямых и обратных связей) обусловлено ее формальной иерархичностью, сложностью построения, особыми отношениями между структурными элементами, между субъектами и объектами управления. «Прямые и обратные связи» характеризуют непосредственное воздействие субъекта управления на объекты управления, которые не являются пассивной стороной в управленческом процессе и информируют субъекта управления о проблемах, результатах деятельности.

В этом случае можно говорить о седьмом признаке управления наличие не только прямых, но и обратных связей между субъектом и объектом управления.

Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы предложить следующее понятие управления.

Управление - это целенаправленный процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, при котором субъект управления оказывает регулирующее воздействие на объект управления.

Традиционно выделяются следующие типы управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (упрашзе-ние общественными процессами, людьми и организациями).

По мнению Д. Н. Бахраха4, вне этой классификации остаются многие виды управления средствами производства: водными ресурсами, движимым имуществом, автомобилями, лошадьми, технологическими процессами и т.д. Человек также сознательно управляет собой, своими чувствами, поступками, и это, конечно не биологическое управление. В порядке научной гипотезы он предлагает выделять пять видов управления:

1) биологическое;

2) техническое;

3) индивидуальное;

4) социальное;

5) управление средствами производства.

Особое внимание хотелось бы уделить социальному управлению. Как объективная реальность управление есть явление универсальное, поскольку имеет место во всех обществах, странах, во всех сферах общественной жизнедеятельности людей и во все времена человеческой цивилизации. Управление много «старше» государства. Оно возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем. Поэтому генезис управления в социальных общностях можно понимать как исторически вычлененный из групповой совместной деятельности вид труда.

Всякое групповое взаимодействие ради достижения желаемого результата объективно предполагает определенное разделение усилий в группе, распределение ролей, координацию и регулирование индивидуальных действий. Чем масштабнее общность взаимодействующих, тем больше социальная потребность в

управлении, тем большую социальную значимость приобретают личностные качества человека, выполняющего эту организующую деятельность. Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди- субъекты и объекты управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности. Субъект управления это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления. Это индивид или группа людей, наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Объект управления это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления5.

Социальное управление имеет свои отличительные характеристики, отделяющие его от остальных видов управления. В качестве особенностей социального управления Д.Н. Бахрахом были предложены следующие6.

Управление людьми. Объектом воздействия могут быть один человек, формальная или неформальная группа, государственная и общественная организация и т.д. Человек общественное существо, он всегда живет и действует среди себе подобных. Любая совместная деятельность означает организацию, она требует упорядочения, усилия отдельных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены единой цели. Управление людьми существует наряду с управлением вещами, однако последнее к социальному управлению не относиться.

Предполагает единство воли участников совместной деятельности относительно определенной цели. Такое единство может быть достигнуто посредством добровольного согласия или подчинения одной воли другой. Способность подчинять себе волю других принято называть властью. Власть это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления.

Автономия объектов управления. Объекты социального управления люди, коллективы, нации обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенный вариант поведения.

Социальное управление осуществляется сознательно. Главные моменты сознательности управления: идеальная цель; идеальная программа ее осуществления; сознательное построение организационных структур. Цель

человеческих действий это идеальная модель потребного будущего, предвосхищающая желаемые состояния системы. Сознательное управление предполагает идеальное предвосхищение результата применения тех или иных средств и определенного порядка достижения цели.

Таким образом, социальное управление- это сознательный целенаправленный процесс взаимодействия людей и их объединений, при котором одни люди и их объединения оказывают регулирующее воздействие на других людей и их объединения.

Системность объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в процессе управления. Особый интерес представляет понятие «социальная система». Она определяется как структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействие. Это- объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель действующих на основе определенных норм, процедур и правил. В отличие от общего понятия «система» социальная система имеет ряд дополнительных значимых признаков: иерархия статусов элементов, наличие в системе механизмов самоуправления, самосознание субъектов и объектов управления, система ценностей, формальные и неформальные отношения и др.7. Опираясь на данное понятие, можно дать следующее определение: Социальное управление это управление социальными системами.

Управленческая деятельность состоит из определенных функций социального управления, каждая из которых является автономной частью его содержания. В литературе по управлению термин «функция» используется в различных значениях, но чаще всего как задача, основное направление деятельности субъекта либо как особый вид управленческой деятельности8. В первом случае говорят о персонифицированных функциях, а во втором о функциях вообще. Функции делятся на общие и специальные.

Общие функции это всеобщие, типичные виды взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Общие функции понимаются как устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности вообще. К числу общих управленческих функций относятся: прогнозирование, планирование, нормативное регулирование, методическое руководство, структурная функция, работа с кадрами, финансирование, оперативное регу-

лирование, учет, контроль, делопроизводство. Общие функции управления конкретизируются в функциях отдельных органов, структурных подразделений, должностей.

Наряду с общими функциями и их многочисленными модификациями существуют специальные, т. е. такие виды организационной деятельности, которые вызваны к жизни особенностями объектов воздействия. Это, например, техническая подготовка производства в промышленности, проектирование в строительстве, ценообразование, многие государственные органы, ряд общественных организаций активно занимаются воспитанием населения, пропагандой и агитацией. Отдельные государственные органы осуществляют принуждение.

В обществе методы управления выступают как способы, приемы реализации объективных законов на основе использования инструментов управления. Методы деятельности являются средствами осуществления целей, методы управления средствами, способами, приемами целенаправленного воздействия на управляемую систему. Совокупность методов, используемых в процессе управления, их сочетание являются одним из важнейших качественных показателей управления. Умелое использование разнообразных методов в определенной обстановке свидетельствует об искусности субъекта.

Понятие метода, прежде всего, связано с деятельностью, с процессом. Но не с любой деятельностью, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения намеченного результата. Метод можно понимать как способ целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека9. Способы и средства целенаправленного воздействия на людей зависят от множества факторов, таких как: характер производственных отношений, исторические условия, особенности управляемого объекта, уровень культуры и др. Кроме того, выбор метода зависит от поставленных целей и задач, которые необходимо решить. Лишь небольшое количество общественных отношений жестко требует применение конкретного метода. В большинстве случаев цель достигается различными средствами. Субъект управления должен в каждом конкретном случае применить наиболее эффективные и целесообразные методы.

По характеру воздействия методы управ-

ления делятся на методы убеждения и принуждения. Близко соприкасается с этой классификацией, но не совпадает с нею, деление методов на диктаторские (авторитарные) и демократические. Последние прежде всего опираются на убеждение, но предполагают и принуждение. Применительно к системе управления в целом и особенно к отдельным ее частям определенное значение имеет выделение основных и вспомогательных методов.

В последнее время ряд авторов предлагает выделять три группы методов: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологи-ческие10. При этом последняя группа методов имеет свою внутреннюю классификацию. В частности, социальные методы включают в себя11:

Методы социального нормирования, которые позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Это правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия;

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей;

Методы морального стимулирования, которые используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

Психологические методы подразделяются на:

Методы комплектования малых групп-позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости;

Методы гуманизации труда использование психологического воздействия цвета, музыки, расширение творческих процессов и др.;

Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В.И. Мухин предлагает классифицировать социально-психологические методы по иерархии социальных процессов, которая включает в себя общество, коллектив, группу, личность12.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми процессами, базирующимися на информационном управлении. Это управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, т.е. субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения. Сегодня, по мнению автора, главным носи телем информации для человека является экран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, понятий-образов столь высок, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. Психологи установили, что критически усваивать информацию способны 15-20% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом.

Думается, можно пойти в данных высказываниях дальше, ведь информация воздействует не только на общество в целом, но и на его конкретного индивидуума. Следовательно, можно говорить о новом методе социального управления методе информационного воздействия.

Как и все явления реального мира, методы имеют свою форму. С этой точки зрения их можно разделить на организационно-правовые (в литературе их часто называют просто правовьми) и организационные. В одних случаях управленческая воля облекается в правовые формы и выражается в актах, содержащих общие нормы и правила, или в индивидуальных предписаниях, разрешениях, приказах. Но даже государственные органы не всегда облекают волю в юридические формы и широко используют чисто организационные действия (разъяснения, инструктирование). Общественные организации в основном используют неправовые, организационные методы деятельности.

Большое значение имеет деление методов на гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Методы управленческой деятельности можно разделить на общие, используемые при выполнении всех или большинства функций управления, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций.

Но все они принципиально едины, поскольку являются средствами осуществления единого целого целенаправленного воздействия на общество (коллектив, группу), с целью пос-

тепенного перевода его в новое качественное состояние.

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли).

Каждый из указанных видов имеет свою специфику и может являться темой для дальнейшего, более глубокого изучения.

1 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право российской Федерации. Учебник. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1996. С. 4-5.

2 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: «Статут», 2002. С.14

5 Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 137-138.

4 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 6.

5 Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С. 15-16.

6 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 7-12.

I Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т. 1/ Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2002. С.24.

8 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978, С. 64-67.

9 Бахрах Д.Н. Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978. С. 74-82.

10 Основы теории управления. Учебник/В. И. Мухин М.: Экзамен, 2002. С. 96.

II Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001. С.50-51.

12 Основы теории управления. Учебник/ В.И. Мухин. М.: Экзамен, 2002. С. 105.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.