«Отверженные», художественный анализ романа Виктора Гюго - Сочинение любую на тему. Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник

Романтические и реалистические тенденции в романе Гюго «Отверженные»

Концепция романа «Отверженные» соответствует представлению В. Гюго

о человеческой жизни, как о непрерывной смене света и тьмы. Задача романа «Отверженные» поучения, и они для писателя важнее реалистического

анализа, ведь сам Гюго говорит в конце книги, что она имеет гораздо более

важную цель, чем отображение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное

движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение,

Акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. Задачу свою Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, утерянные обществом. Это делает роман Гюго не столько обличительным, сколько и проповедническим - миссионерским. «Отверженные» - это не просто еще один вариант знакомой темы, и содержание книги не сводится к сюжету и что в ней есть нечто большее, высоко поднимающее ее над увлекательными, но, в сущности, довольно плоскими по мысли романами- фельетонами. Действительно, Гюго лишь отталкивался от литературной традиции - он ставил себе задачу совсем иного масштаба; конкретные вопросы жизни общества, живые образы людей, захватывающая фабула - лишь "одна сторонапроизведения; за всем этим стоит грандиозная панорама эпохи, а за неювозникает вопрос о судьбах народа, человечества, морально-философскиепроблемы, общие вопросы бытия. Мир представлялся Виктору Гюго ареной ожесточенной борьбы двух извечных начал - добра и зла, света и тьмы, плоти и духа. Эту борьбу он видит везде: в природе, в обществе и в самом человеке. Исход ее предрешен доброй волей провидения, которому подвластно все во вселенной, от круговорота светил до мельчайшего движения человеческой души: зло обречено, добро восторжествует. В нравственном отношении мир расколот, но вместе с тем он един, ибо сокровенная сущность бытия состоит в прогрессе. Жизнь человечества, как и жизнь вселенной, - это непреоборимое движение по восходящей, от зла к добру, от мрака к свету, от уродливого прошлого - к прекрасному будущему. Мир «Отверженных» согрет этим пристрастным взглядом автора, этой верой в конечную победу добра; идеи Гюго живут не только в изображенных им людях, но и в живой и мертвой природе, которую он рисует с той же любовью, пользуясь теми же образами, видя в ней ту же моральную борьбу. Улицы старого Парижа, его трущобы, его баррикады оживают под пером Гюго. Длинные описания, «отступления», занимающие чуть ли не половину всего текста «Отверженных», не являются поэтому чем-то чужеродным сюжету, а сливаются с ним в одно созвучие, образуя панораму жизни, полной движения, разнообразия и драматизма. Как известно в «Отверженных» реальныефакты составляют бесспорную основу произведения. Монсеньор Мьолис, выведенныйпод именем Мириэля, действительно существовал, было в действительности и то,что говорится о нем в романе. Также Гюго воспользовался опытом личной жизни. В «Отверженных» появляются аббат Роган, издатель Райоль, матушка Саге, сад монастыря фельянтинок, молодой Виктор Гюго - под именем Мариуса и генерал Гюго - под именем Понмерси. Гюго подробно комментирует поступки действующих лиц; почти никогда он не подвергает анализу душевное состояние героя, как сделал бы писатель–реалист, он просто иллюстрирует это состояние потоком метафор, порою развернутых на целую главу, автор вмешивается в действие, поворачивает его наперекор логике, конструирует искусственные положения. Он сталкивает и разлучает героев при самых необычайных обстоятельствах, заставляет их молчать, когда их счастье зависит от одного слова, и говорить, когда логика требует молчания; он приписывает им свои мысли, заставляет их выражаться своим языком, и именно в их уста и их поступки он и вкладывает основные нравственные идеи романа. Сюжет «Отверженных» строится в основном на сцеплении событий и обстоятельств «необычных» и совершенно исключительных. «Увлекательность» этого сюжета можно на чисто формальном основании свести к увлекательности приключенческого романа. Помимо описаний широкого общественного ифилософского характера, притом органически входящих в общую ткань романа,помимо широкого общественного фона, на котором развертываются события,составляющие сюжет, - существенным является то обстоятельство, что жизнь истрасти героев при всей их невероятности оказываются в конечном счетехудожественно оправданными и правдивыми. В романе перед нами предстают исключительные человеческие натуры, одни выше чем человеческие существа по своему милосердию или любви, другие ниже - по своей жестокости и низости. Но в искусстве уроды живут долгой жизнью, если они прекрасные уроды. Гюго имел склонность к исключительному, театральному, гигантскому. Этого было бы мало для того, чтобы создать шедевр. Однако его преувеличения оправданны, так как герои наделены благородными и подлинными чувствами. Любовь к ближнему и самоотречение сочетаются у героя Гюго с помыслами о нравственном идеале.

Отверженные.(содержание). В 1815 г. епископом города Диня был Шарль-Франсуа Мириэль, прозванный за добрые дела Желанным - Бьенвеню. Этот необычный человек в молодости имел множество любовных похождений и вел светскую жизнь - однако Революция все переломила. Г-н Мириэль уехал в Италию, откуда вернулся уже священником. По капризу Наполеона старый приходской священник занимает архиерейский престол. Свою пастырскую деятельность он начинает с того, что уступает прекрасное здание епископского дворца местной больнице, а сам же переселяется в тесный маленький дом. Свое немалое жалованье он целиком раздает бедным. В двери епископа стучатся и богатые, и бедные: одни приходят за милостыней, другие приносят её. Этот святой человек пользуется всеобщим уважением - ему даровано исцелять и прощать.

В первых числах октября 1815 г. в Динь входит запыленный путник - коренастый плотный мужчина в расцвете сил. Его нищенская одежда и угрюмое обветренное лицо производят отталкивающее впечатление. Прежде всего он заходит в мэрию, а затем пытается устроиться где-нибудь на ночлег. Но его гонят отовсюду, хотя он готов платить полновесной монетой. Этого человека зовут Жан Вальжан. Он пробыл на каторге девятнадцать лет - за то, что однажды украл каравай хлеба для семерых голодных детей своей овдовевшей сестры. Озлобившись, он превратился в дикого затравленного зверя - с его «желтым» паспортом для него нет места в этом мире. Наконец какая-то женщина, сжалившись над ним, советует ему пойти к епископу. Выслушав мрачную исповедь каторжника, монсеньер Бьенвеню приказывает накормить его в комнате для гостей. Посреди ночи Жан Вальжан просыпается: ему не дают покоя шесть серебряных столовых приборов - единственное богатство епископа, хранившееся в хозяйской спальне. Вальжан на цыпочках подходит к кровати епископа, взламывает шкафчик с серебром и хочет размозжить голову доброго пастыря массивным подсвечником, но какая-то непонятная сила удерживает его. И он спасается бегством через окно.

Утром жандармы приводят беглеца к епископу - этого подозрительного человека задержали с явно краденым серебром. Монсеньер может отправить Вальжана на пожизненную каторгу. Вместо этого господин Мириэль выносит два серебряных подсвечника, которые вчерашний гость якобы забыл. Последнее напутствие епископа - употребить подарок на то, чтобы стать честным человеком. Потрясенный каторжник поспешно покидает город. В его огрубелой душе происходит сложная мучительная работа. На закате он машинально отбирает у встреченного мальчугана монету в сорок су. Лишь когда малыш с горьким плачем убегает, до Вальжана доходит смысл его поступка: он тяжело оседает на землю и горько плачет - впервые за девятнадцать лет.

В 1818 г. городок Монрейль процветает, и обязан он этим одному человеку: три года назад здесь поселился неизвестный, который сумел усовершенствовать традиционный местный промысел - изготовление искусственного гагата. Дядюшка Мадлен не только разбогател сам, но и помог нажить состояние многим другим. Еще недавно в городе свирепствовала безработица - теперь все забыли о нужде. Дядюшка Мадлен отличался необыкновенной скромностью - ни депутатское кресло, ни орден Почетного легиона его совершенно не привлекали. Но в 1820 г. ему пришлось стать мэром: простая старуха устыдила его, сказав, что совестно идти на попятную, если выпал случай сделать доброе дело. И дядюшка Мадлен превратился в господина Мадлена. Перед ним благоговели все, и только полицейский агент Жавер взирал на него с крайним подозрением. В душе этого человека было место только для двух чувств, доведенных до крайности, - уважение к власти и ненависть к бунту. Судья в его глазах никогда не мог ошибиться, а преступник - исправиться. Сам же он был беспорочен до отвращения. Слежка составляла смысл его жизни.

Однажды Жавер покаянно сообщает мэру, что должен ехать в соседний город Аррас - там будут судить бывшего каторжника Жана Вальжана, который сразу после освобождения ограбил мальчика. Прежде Жавер думал, что Жан Вальжан скрывается под личиной господина Мадлена - но это была ошибка. Отпустив Жавера, мэр впадает в тяжелое раздумье, а затем уезжает из города. На суде в Аррасе подсудимый упорно отказывается признать себя Жаном Вальжаном и утверждает, что его зовут дядюшка Шанматье и за ним нет никакой вины. Судья готовится вынести обвинительный приговор, но тут встает неизвестный человек и объявляет, что это он Жан Вальжан, а подсудимого нужно отпустить. Быстро разносится весть, что почтенный мэр господин Мадлен оказался беглым каторжником. Жавер торжествует - он ловко расставил силки преступнику.

Суд присяжных постановил сослать Вальжана на галеры в Тулон пожизненно. Оказавшись на корабле «Орион», он спасает жизнь сорвавшемуся с реи матросу, а затем бросается в море с головокружительной высоты. В тулонских газетах появляется сообщение, что каторжник Жан Вальжан утонул. Однако через какое-то время он объявляется в городке Монфермейль. Его приводит сюда обет. В бытность свою мэром он чрезмерно строго обошелся с женщиной, родившей внебрачного ребенка, и раскаялся, вспомнив милосердного епископа Мириэля. Перед смертью фантина просит его позаботиться о своей девочке Козетте, которую ей пришлось отдать трактирщикам Тенардье. Супруги Тенардье воплощали собой хитрость и злобу, сочетавшиеся браком. Каждый из них мучил девочку по-своему: её избивали и заставляли работать до полусмерти - и в этом была виновата жена; она ходила зимой босая и в лохмотьях - причиной тому был муж. Забрав Козетту, Жан Вальжан поселяется на самой глухой окраине Парижа. Он учил малышку грамоте и не мешал ей играть вволю - она стала смыслом жизни бывшего каторжника, сохранившего деньги, заработанные на производстве гагата. Но инспектор Жавер не дает ему покоя и здесь. Он устраивает ночную облаву: Жан Вальжан спасается чудом, незаметно перепрыгнув через глухую стену в сад - это оказался женский монастырь. Козетту берут в монастырский пансион, а её приемный отец становится помощником садовника.

Добропорядочный буржуа господин Жильнорман живет вместе с внуком, который носит другую фамилию - мальчика зовут Мариус Понмерси. Мать Мариуса умерла, а отца он никогда не видел: г-н Жильнорман именовал зятя «луарским разбойником», поскольку к Луаре были отведены для расформирования императорские войска. Жорж Понмерси достиг звания полковника и стал кавалером ордена Почетного легиона. Он едва не погиб в битве при Ватерлоо - его вынес с поля боя мародер, обчищавший карманы раненых и убитых. Все это Мариус узнает из предсмертного послания отца, который превращается для него в фигуру титаническую. Бывший роялист становится пламенным поклонником императора и начинает почти ненавидеть деда. Мариус со скандалом уходит из дома - ему приходиться жить в крайней бедности, почти в нищете, но зато он чувствует себя свободным и независимым. Во время ежедневных прогулок по Люксембургскому саду, юноша примечает благообразного старика, которого всегда сопровождает девушка лет пятнадцати. Мариус пылко влюбляется в незнакомку, однако природная застенчивость мешает ему познакомиться с ней. Старик, заметив пристальное внимание Мариуса к своей спутнице, съезжает с квартиры и перестает появляться в саду. Несчастному молодому человеку кажется, что он навсегда потерял возлюбленную. Но однажды он слышит знакомый голос за стенкой - там, где живет многочисленное семейство Жондретов. Заглянув в щель, он видит старика из Люксембургского сада - тот обещает принести деньги вечером. Очевидно, Жондрет имеет возможность шантажировать его: заинтересованный Мариус подслушивает, как негодяй сговаривается с членами шайки «Петушиный час» - старику хотят устроить западню, чтобы забрать у него все. Мариус извещает полицию. Инспектор Жавер благодарит его за помощь и вручает на всякий случай пистолеты. На глазах у юноши разыгрывается жуткая сцена - трактирщик Тенардье, укрывшийся под именем Жондрета, выследил Жана Вальжана. Мариус готов вмешаться, но тут в комнату врываются полицейские во главе с Жавером. Пока инспектор разбирается с бандитами, Жан Вальжан выпрыгивает в окно - только тут Жавер понимает, что проворонил куда более крупную дичь.

В 1832 г. Париж был охвачен брожением. Друзья Мариуса бредят революционными идеями, однако юношу занимает другое - он продолжает упорно разыскивать девушку из Люксембургского сада. Наконец счастье ему улыбнулось. С помощью одной из дочерей Тенардье молодой человек находит Козетту и признается ей в любви. Оказалось, что Козетта также давно любит Мариуса. Жан Вальжан ни о чем не подозревает. Более всего бывший каторжник обеспокоен тем, что за их кварталом явно наблюдает Тенардье. Наступает 4 июня. В городе вспыхивает восстание - повсюду строят баррикады. Мариус не может оставить своих товарищей. Встревоженная Козетта хочет послать ему весточку, и у Жана Вальжана наконец открываются глаза: его малышка стала взрослой и обрела любовь. Отчаяние и ревность душат старого каторжника, и он отправляется на баррикаду, которую обороняют молодые республиканцы и Мариус. Им в руки попадается переодетый Жавер - сыщика хватают, и Жан Вальжан вновь встречает своего заклятого врага. Он имеет полную возможность расправиться с человеком, причинившим ему столько зла, но благородный каторжник предпочитает освободить полицейского. Тем временем правительственные войска наступают: защитники баррикады гибнут один за другим - в их числе славный мальчуган Гаврош, истинный парижский сорванец. Мариусу ружейным выстрелом раздробило ключицу - он оказывается в полной власти Жана Вальжана.

Старый каторжник уносит Мариуса с поля боя на своих плечах. Всюду рыщут каратели, и Вальжан спускается под землю - в страшные канализационные стоки. После долгих мытарств он выбирается на поверхность только для того, чтобы очутиться лицом к лицу с Жавером. Сыщик разрешает Вальжану отвезти Мариуса к деду и заехать попрощаться с Козеттой - это совсем не похоже на безжалостного Жавера. Велико же было изумление Вальжана, когда он понял, что полицейский отпустил его. Между тем для самого Жавера наступает самый трагический момент в его жизни: впервые он преступил закон и отпустил преступника на свободу! Не в силах разрешить противоречие между долгом и состраданием, Жавер застывает на мосту - а затем раздается глухой всплеск.

Мариус долгое время находится между жизнью и смертью. В конце концов молодость побеждает. Юноша наконец встречается с Козеттой, и их любовь расцветает. Они получают благословение Жана Вальжана и г-на Жильнормана, который на радостях совершенно простил внука. 16 февраля 1833 г. состоялась свадьба. Вальжан признается Мариусу в том, что он беглый каторжник. Молодой Понмерси приходит в ужас. Ничто не должно омрачать счастья Козетты, поэтому преступнику следует постепенно исчезнуть из её жизни - в конце концов, он всего лишь приемный отец. Поначалу Козетта несколько удивляется, а затем привыкает ко все более редким визитам своего бывшего покровителя. Вскоре старик вовсе перестал приходить, и девушка забыла о нем. А Жан Вальжан стал чахнуть и угасать: привратница пригласила к нему врача, но тот лишь развел руками - этот человек, видимо, потерял самое дорогое для себя существо, и никакие лекарства здесь не помогут. Мариус же полагает, что каторжник заслуживает подобного отношения - несомненно, именно он обокрал господина Мадлена и убил беззащитного Жавера, спасшего его от бандитов. И тут алчный Тенардье открывает все тайны: Жан Вальжан - не вор и не убийца. Более того: именно он вынес с баррикады Мариуса. Юноша щедро платит гнусному трактирщику - и не только за правду о Вальжане. Когда-то негодяй совершил доброе дело, роясь в карманах раненых и убитых, - спасенного им человека звали Жорж Понмерси. Мариус с Козеттой едут к Жану Вальжану, чтобы умолять о прощении. Старый каторжник умирает счастливым - любимые дети приняли его последний вздох. Молодая чета заказывает трогательную эпитафию на могилу страдальца.

- 73.70 Кб

Кемеровский государственный университет

Факультет Истории и Международных отношений

Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений

Курсовая работа по теме:

Виктор Гюго роман «Отверженные» как исторический источник

Выполнила

студентка гр. № И-081

Марченко О.О.

Проверила

к.и.н., доцент

Костромина Н.Г.

Кемерово 2011

Введение ………………………………………………………… ……………..3

Глава 1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»… ……………………………….8

Глава 2. События Июльской революции 1830 года…………………………23

Заключение …………………………………………………… ……………….32

Список литературы


Введение

Данная курсовая работа посвящена анализу художественного произведения как исторического источника, и последующее сравнение с данными научных исследователей.

Эпоха Реставрации носит противоречивый характер. Это период промежутком около шестнадцати лет, когда к власти вновь вернулись представители семьи Бурбонов. Людовик XVII и Карл Х не смогли стабилизировать обстановку. Что приводит к новому социальному взрыву – Июльской революции. В романе «Отверженные» изображен именно этот период французской истории.

Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи.

Из актуальности работы вытекает ее значимость . Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления.

Художественные произведения редко используются в качестве исторического источника. В этом и заключается новизна работы.

Географические рамки работы – территория Франции в эпоху нового времени.

Хронологические рамки исследования были определены нами как период с 1815 года – по 1830 год, получивший в историографии название «Второй Реставрации Бурбонов», который заканчивается Июльской революцией 1830 года.

Нижней границей является 1815 год.

Со времени подписания первого парижского мирного договора 30 мая 1814 года началась первая по счету Реставрация Бурбонов, когда к власти во Франции вернулись представители старой династии. Затем власть узурпируется Наполеоном, и этот период с марта по июнь 1815 года носит название «Ста дней Наполеона». Эти периоды выходят за рамки исследования данной работы, так как в романе «Отверженные» эти события не описываются. Монархия вновь восстановлена после подписания второго парижского мирного договора 22 июня 1815 года. С этого периода в стране начинаются реформы, с которых начинается исследование.

Верхней границей является 1830 год, так как он является поворотным в судьбе последних Бурбонов, и заканчивается приходом к власти новой династии.

Объект исследования: Роман «Отверженные» как исторический источник.

Предмет исследования: Социальная картина во Франции в период Реставрации в романе В. Гюго «Отверженные», причины противоречий и революционных действий 1830 года.

Методы исследования. В настоящей работе использованы как общенаучные методы исследования, так и специально-исторические. К общенаучным методам относится прежде всего анализ источника и научных теорий.

Специально-исторические: сравнительно-исторический подход, который проявляется в противопоставлении взглядов Виктора Гюго и данных научных исследователей по рассматриваемому историческому периоду. Также в работе использован хронологический метод исследования и приемы исторического описания.

Историография:

Тематике Реставрации и последующей за ней Июльской революции посвящено большое количество научных и публицистических работ российских и зарубежных исследователей. В нашем исследовании мы использовали работы авторов, дающих различные точки зрения на события, происходившие в рассматриваемый период времени.

История изучения эпохи Реставрации ведет свой отсчет с первых месяцев после Июльской революции 1830 года. Однако, в настоящей работе использованы научные труды исследователей XX века.

Советский историк А.И. Молок занимался изучением истории Франции 1 . В работе мало информации о Реставрации, однако много внимания уделено классовой борьбе в 1830 году. Несомненные достоинства работы в использовании источников, доступных только на французском языке. Но, будучи представителем марксисткой школы, он рассматривает революцию как классовую борьбу, что свидетельствует об его устаревших взглядах автора.

Следующий этап в историографии Реставрации, и, главным образом, Июльской революции, связаны с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Их труд « Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850» 2 использован в настоящей работе. Революции во Франции рассмотрены, как пример классовой борьбы пролетариата против буржуазии. Но выводы о существовании пролетариата в данное время во Франции представляют собой ложные представления, так как в начале XIX века его формирование было в начальной стадии. Речь идет о рабочей силе, прото-пролетариате.

В предисловии, написанном Энгельсом, внимание уделено социальному строю накануне Июльской революции. Недостатки их взглядов в преувеличении роли прото-пролетариата, излишняя критика буржуазии, субъективизм. Однако работа оказала помощь в изучении общественного положения во Франции. Также хорошо описано настроение народных масс перед революцией.

В Советской историографии изучением данных вопросов занимались многие ученые. В настоящей работе использован труд Манфреда А.З. «История Франции» 3 . В работе подробно излагаются события эпохи Реставрации, Июльской революции. Представлена также социальная картина Франции накануне революции 1830 г. Однако на его работе отложен отпечаток марксистко-ленинской идеологии. Что также следует учитывать при работе с данной монографией.

В данной работе использована статья А.В. Ревякин «Французские династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонопарты» 4 ., где даны более четкие представления о характере последних Бурбонов и Луи Филиппа Орлеанского. Недостаток работы состоит в том, что мало информации о практической деятельности королей, об их значении в истории Франции.

Также использована и другая работа А.В. Ревякина – «История международных отношений в новое время 5 ». Данный труд посвящен истории международных отношений в Европе на протяжении XIX века. События излагаются достаточно просто, автор постоянно ссылается на источники, что увеличивает объективность информации. Помимо международных отношений описаны революционные события в Европе. Есть сведения о французской революции 1830 года. Недостаток в краткости изложения. Положительное в работах Ревякина – это его более современный взгляд на исторические события, он менее субъективен в своих выводах, нежили другие исследователи.

Целью настоящей работы является: изучение и анализ романа «Отверженные» как исторического источника, и сравнение имеющихся в нем фактов с данными научных публикаций и работ.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд исследовательских задач :

  1. Проанализировать и выявить интересующие нас события в художественном произведении, а также мнения и взгляды В. Гюго;
  2. Рассмотреть взгляды современников и последующих исследователей на социальные проблемы 1830 года;
  3. Сопоставить и сравнить мнения Гюго и научных исследователей.

Непосредственным источником настоящей работы будет являться роман Гюго «Отверженные».

Виктор Гюго отличался тем, что его очень интересовала социальная тема, проблема острой общественной дифференциации.

Роман «Отверженные» был написан в 1862 году, он состоит из пяти частей. Его хронологические рамки: от начала Реставрации вплоть до свержения Июльской монархии. Автор был свидетелем изучаемых событий, его произведение является ценным историческим источником.

Структура работы. Цель и задачи исследования определили его структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы, насчитывающего 14 наименований.

  1. Характеристика социального положения во Франции эпохи Реставрации в романе Гюго «Отверженные»

После низложения Наполеона, во Франции снова правили короли из династии Бурбонов. Их относительно короткое правление – около 16 лет – вошло в историю под названием Реставрации.

Это был весьма противоречивый период в истории Франции. С одной стороны, Реставрацию можно определить как либеральное правление. Полного возврата к абсолютизму не было. Это уже не та монархия, что была до событий 1789 года. Согласно Хартии 1814 года, законодательная власть принадлежала Законодательному корпусу, состоявшему из палаты депутатов и палаты пэров. Палата депутатов избиралась на основе ограниченного избирательного права. Избиратели должны были удовлетворять таким требованиям: возраст не менее 30 лет и уплата не менее 300 франков прямых налогов в год. Требования для кандидатов в депутаты были жестче – 40 лет и 1000 франков налогов.

Таким образом, правом голоса во Франции обладали лишь 80 – 100 тыс. человек, а могли быть избранными в палату депутатов того меньше – всего лишь 16 – 18 тыс. Палата пэров назначалась королем из представителей знати и высшего чиновничества. Пэры сохраняли свое место в палате пожизненно. Исполнительная власть принадлежала королю. Он назначал министров, руководил внешней политикой, созывал и распускал законодательные палаты. Ему же принадлежало право законодательной инициативы.

По сравнению с конституциями консульства и империи хартия была довольно либеральна. Некоторые историки считают, что политика Бурбонов соответствовала тезису – «Бурбоны ничего не позабыли и не научились в изгнании» 6 .

По мнению автора работы, данный тезис не характеризует правление Людовика XVIII. Если реакционная политика Карла Х хорошо соответствует этому, то Людовик был достаточно либерален. Возврата к абсолютизму определенно не было. Карл Х же осознавал себя монархом по милости Бога, а не по воле французской нации, а потому и не считал себя связанным в действиях ее мнением. Фактически Карл Х отказался от политического наследия Людовика XVIII, который пытался соединить - и на первых порах небезуспешно - божественное право королей с конституционным правом нации. Карл Х предпочитал видеть в Хартии лишь одну из традиционных "вольностей", даруемых королем своим подданным. Он избрал путь отказа от компромисса 1814 г. и взял курс на радикальные меры.

Другой исследователь придерживается аналогичной точки зрения о Людовике XVIII. Поражение монархии в 1789-1792 гг. послужило для него серьезным уроком. Пожалуй, единственный из Бурбонов он твердо придерживался мнения: или монархия будет дополнена конституцией, или ее уже не будет никогда 7 .

Тем не менее обстановка в стране накалялась с каждым днем. Этому способствовала экономическая политика нового правительства. Сохранение тяжелых налогов привело к волнениям в городе.

То же происходило и в деревнях. Прежние владельцы дворянских и церковных поместий угрожали отобрать у новых собственников приобретенные ими земельные участки и в ряде мест насильственно захватывали их. Закон 5 декабря 1814 г. постановил, что та часть конфискованных земель, которая осталась нераспроданной, будет возвращена бывшим эмигрантам 8 .

На данном этапе исследовательской работы стоит обратиться непосредственно к источнику – роману Виктора Гюго «Отверженные».

Виктор Гюго родился в городе Безансоне в семье наполеоновского генерала. Мать Гюго, набожная католичка, фанатически преданная дому Бурбонов, рассталась с мужем-бонопартистом. Взяв в свои руки воспитание сына, она постаралась привить ему свои взгляды.

Роман «Отверженные» принадлежит к числу самых замечательных созданий Гюго. Изобразив жизнь различных классов французского общества – от падения Наполеона при Ватерлоо до крушения Июльской монархии, - Гюго выступает решительным поборником прав народа на счастливую и свободную жизнь.

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, тем, что многие вопросы об этом периоде остаются дискуссионными. Поэтому интересно проанализировать, как на данные исторические события смотрит их современник и исследователи.
Из актуальности работы вытекает ее значимость. Попытка сравнить взгляды, разобраться в дискуссиях по вопросам истории Франции эпохи Реставрации является необходимой для понимания сути данного явления.

На протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами.

Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи.

Самый «отверженный» герой произведения проходит тяжёлый путь нравственного становления, начавшийся для него с неожиданной встречи с праведным епископом Диня – семидесятипятилетним Шарлем Мириэлем. Благочестивый старик оказался первым человеком, который не отвернулся от Жана Вальжана, узнав о его прошлом, приютил в своём доме, обращался, как с равным, и не просто простил кражу столового серебра, а ещё и подарил два серебряных подсвечника, попросив употребить их с пользой для бедных. В очерствевшей от тяжёлого труда и постоянной несправедливости душе каторжника произошёл внутренний переворот, приведший его на первую ступень нравственного становления – он стал вести честный и благочестивый образ жизни, занявшись промышленным производством и заботясь о своих рабочих.

Вторым переломным моментом в судьбе Жана Вальжана стало дело Шанматье. Спасение неизвестного ему человека от каторги и раскрытие инкогнито далось герою путём тяжёой внутренней борьбы – Жан Вальжан промучился целую ночь, думая о том, стоит ли ему рисковать благополучием целого края ради жизни одного человека, и, если он остановится на последнем, не будет ли это свидетельствовать о его излишней гордости. На встречу судьбе герой отправляется, так и не приняв никакого решения. Своё имя он говорит на заседании суда, увидев в Шанматье обычного недалёкого старика, который понятия не имеет о том, что происходит вокруг него.

Самым трагическим для Жана Вальжана оказывается третий этап его духовного становления, когда он отказывается от Козетты. Любящий свою названную дочь всепоглощающей любовью, сочетающей в себе бесконечное разнообразие чувств (любовь к дочери, сестре, матере и, возможно, Женщине), он идёт на баррикаду улицы Шанврери, где спасает от смерти Мариуса – того самого Мариуса, которого он ненавидит лютой ненавистью, с тем, чтобы потом не просто отдать ему самое дорогое, что у него есть – Козетту, но и рассказать о том, кем является он сам.

Жизнь Жана Вальжана начинается после освобождения с каторги. В начале он учится делать добро людям, затем жертвовать собой во имя правды, потом отказываться от того, что любит больше всего на свете. Три отказа – от материальных благ, от самого себя и от земных привязанностей – очищают душу Жана Вальжана, делая её равной праведному епископу Диня и самому Господу. Бывший каторжник уходит из жизни, примирённый со своей душой, как и положено настоящему христианину.

Полной противоположностью Жана Вальжана в романе является полицейский инспектор Жавер. Строго следующий букве закона, он не видит вокруг себя ни истинной доброты, ни человеколюбия до тех пор, пока это не касается его самого. Неожиданное освобождение, дарованное ему злейшим врагом, выбивает Жавера из привычной колеи почитания правосудия. Он начинает задумываться о том, что есть на свете что-то большее, чем законы, придуманные людьми. Жавер настолько резко прозревает существование Бога, что его измученная грехами душа не успевает устоять перед открывшейся бездной правды, и он кончает жизнь самоубийством.

С момента выхода Жана Вальжана с каторги и до его смерти проходит восемнадцать лет. Художественное время романа не ограничено рамками октября 1815 – начала лета 1833 года. Гюго периодически погружает читателя то в прошлое, рассказывая о битве при Ватерлоо (18 июня 1815 года), об истории монастыря Малый Пикпюс, о развитии парижской канализации, то в будущее, когда говорит о Революции 1848 года, выросшей из восстания 1832-го.

Основным местом действия романа становится Париж, точкой пересечения всех сюжетных линий – лачуга Горбо, в которой Тенардье устраивает засаду для Жана Вальжана. Главные и второстепенные герои романа, связанные между собой родственными и событийными узами, не всегда знают о них: например, Козетта не узнаёт в Тенардье своего бывшего попечителя, Гаврош не признаёт в двух малышах младших братьев, Жан Вальжан, Тенардье и Жавер попеременно не узнают друг друга. Последнее обстоятельство служит основой для формирования многих сюжетных интриг.

Авантюристское начало «Отверженных» связано прежде всего с образом Жана Вальжана. Психологизм романа также проявляется именно в этом персонаже. Козетта и Мариус – герои романтического склада: их характеры почти не меняются на протяжении всего повествования, главной же их чертою становится любовь друг к другу. Герои парижского дна – семейство Тенардье, бандитское сообщество «Петушиный час», уличный мальчишка Гаврош – связаны с натуралистической основной произведения. В «Отверженных» Гюго одинаково хорошо удаётся как передача внутренних переживаний героев, так и детальное описание помещений, зданий, улиц, пейзажных панорам.

Любовная тема в романе тесно связана с темой смерти: любящая Мариуса Эпонина зазывает его на баррикады, предпочитая видеть героя мёртвым, нежели принадлежащим другой женщине, но в итоге сдаётся и погибает, спасая жизнь любимого; Мариус идёт на баррикады потому, что не может жить без Козетты; по той же самой причине вслед за ним отправляется и Жан Вальжан. Как и положено романтическим персонажам, герои мало контактируют с реальностью – они находятся во власти своих чувств и не видят других путей развития ситуации, кроме как «быть с любимым человеком» здесь и сейчас или умереть.

«Отверженные» обществом герои окончательно покидают его в момент наивысшего внутреннего подъёма низших слоёв общества: бывший церковный староста Мабеф отдаёт свою жизнь, водружая на баррикаде знамя Революции, Гаврош умирает, собирая патроны для восставших, «Друзья азбуки» погибают ради светлого будущего всего человечества.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года.Переправа через Неман - это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям», приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использова

Россия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он рассмотрел и подверг уничтожающей критике в «Путешествии…» всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе. «Путешествие…», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присуще ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них яз

Остап і Андрій - сини головного героя повісті М. Гоголя «Тарас Буль­ба». Вони майже однолітки, молоді, дужі хлопці. Навчалися у Київській академії. Остап ледь не з дитинства мріяв про Запорізьку Січ, кілька разів кидав навчання, і тільки погроза батька зробити його монахом на двад­цять літ примусила його зробитися сумлінним учнем. За вдачею він був суворим, не прощав образ. Батькові на його глузування сказав: «За обра­зу не подивлюся і не зважу ні на кого». Андрій вчився легко, був мрійником, цінував красу, не був байдужим до жінок. Ніжнішим він був і до матері. Одного разу хлопець познай

Одной из главных работ французского писателя ХІХ века считается книга , однако популярность пришла к нему намного раньше, после публикации первого романа «Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго не похож на остальных авторов эпохи романтизма, в его творчестве прослеживаются интерес к социальным темам и проблемам дифференциации общества.


Главное о произведении

Одной из главных тем является судьбы людей, не по своей воле отвергнутых обществом. Объем произведения немалый, смотря от издательства количество томов может быть два или три. Книга отличается контрастами между философскими размышлениями, лирическими отступлениями, драматическим сюжетом и историческими фактами.

Виктор Гюго проводит параллель между двумя совершенно разными образами ― каторжником и праведником. Цель автора не показать читателям различия между ними, а выделить таким образом единую человеческую сущность.


Главные герои романа «Отверженные»

Главный герой ― бывший каторжник Жан Вальжан, который очутился за решеткой из-за кражи хлеба для своих голодных племянников. С первых страниц автор ставит вопрос о вине государства в проступке Вальжана. Гюго считает, что человек показывает свою сущность лишь при тяжелых жизненных ситуациях.

Другая главная героиня ― сирота Козетта, которая стала жертвой ненадлежащего и нечеловеческого обращения к себе со стороны приемных родителей.

Главная героиня Фантина подозревается в проституции. Из-за скверных слухов девушку выгнали с места работы, общество стало презирать ее и ее маленькую дочку. Мнения людей изменило Фантину навсегда. Теперь у нее нет другого выбора, кроме как идти на улицу.


Проблематика

В своем произведении Виктор Гюго раскрывает интересную мысль: общество, презирающее человека за его прошлое, только обрекает его еще на большие муки по сравнению с теми, которые ему удалось преодолеть.

Главная проблематика .

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
"Отверженные" В.Гюго

ПЛАН


3. Использованная литература

1. Особенности написания романа "Отверженные" В.Гюго
Роман "Отверженные" ("Les Miserables"), которому Виктор Гюго отдал более двадцати лет жизни, несомненно, стоит на первом месте среди всех его романов.
Мысль о создании большого социального романа, посвященного обездоленным, возникла в Гюго еще до изгнания. Он начал писать его под первоначальным названием "Бедняки" ("Miseres") в середине 40-х годов, но прервал свою работу в связи с событиями, начало которым положила февральская революция 1848 года.
Уже тогда - в первом варианте - автором были задуманы и созданы центральные образы отверженных обществом бедняков: каторжника, чье преступление заключалось в том, что он украл хлеб, чтобы накормить голодных детей своей сестры и матери, вынужденной продать свои зубы, волосы и тело, чтобы платить за содержание своего ребенка.
В изгнание Гюго взял с собой незаконченную рукопись "Отверженных". Однако после бурных событий политической жизни, которыми писатель был захвачен в течение следующего десятилетия, когда он так горячо протестовал против преступлений Луи Бонапарта, создавая пламенные памфлеты и стихи "Возмездия", первая редакция романа уже не могла удовлетворить его.
Возобновив работу над "Обездоленными" в 1860 году, он стремился воплотить в романе философские и нравственные идеи, которые сложились у него за последние годы. Теперь "Отверженные" становятся не только обличительным произведением, но и романом, что задал самый важный для Гюго того времени вопрос о значении добра и милосердия для социального и нравственного возрождения человечества.
Вместе с тем Гюго вводит в свой новый роман большие исторические, публицистические и философские разделы, добавляют ему эпические масштабы.

2. Основные мотивы романа "Отверженные", главные образы
"Отверженные" - действительный полифонический роман со многими темами, мотивами, идейными и эстетическими планами, где дана большая картина народной жизни и где Париж бедноты, Париж жалких и мрачных трущоб возникает перед читателем на фоне крупнейших политический событий французской истории начала XIX века: катастрофы при Ватерлоо, падение режимов Реставрации и Июльской монархии, народно-революционных боев 30-х и 40-х годов. Из реальной действительности и история главных героев романа.
Образ Жана Вальжана возник у писателя в связи с процессом некоторого Пьера Морена, который, также как и герой Гюго, был отправлен на каторжные работы за кражу хлеба. Изучая этот процесс, знакомя с существующим уголовным кодексом, посещая парижские тюрьмы, Гюго отмечает два момента в этом, остро цікавлячому его вопросе: во-первых, состав преступления - кражу хлеба, что подтвердила убеждению писателя в том, что причина преступности коренится не в испорченности, а в нищете народа; во-вторых, судьба человека, что вернулись с каторги и которую гонят отовсюду, а следовательно, не имеет возможности вернуться к честной трудовой жизни. Все это Гюго и внес в биографию своего главного героя, добавив этим проблемам художественно-убедительную форму.
Именно с появлением "Отверженных" связаны бесконечные споры об изменении художественного метода Гюго второго периода. Многие ученые настаивают на том, что "Отверженные" - реалистичный роман. Действительно, элементы реализма в романе присутствуют. Вдумавшись в концепцию романа "Отверженные", что соответствует представлению писателя о человеческой жизни, как о непрерывную смену света и тьмы, можно найти, что, несмотря на многие черты реализма, Гюго все же остается романтиком и по своему мировоззрению, и по методу.
Задача нравственного урока для него важнее реалистичного анализа. Так он и сам говорит в конце книги, что она имеет гораздо более важную цель, чем отражение реальной жизни. Понимая мир, как постоянное движение от зла к добру, Гюго стремится продемонстрировать это движение, акцентируя (зачастую даже вопреки логике реальных событий) обязательную победу доброго и духовного начала над силами зла. Непримиримый контраст между злом и добром, тьмой и светом, что проявилось в характерах персонажей Гюго первого периода его творчества, дополняется теперь новым мотивом: признанием возможности превращения зла в добре. "Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собой от начала и до конца, в целом и в подробностях... - путь от зла в добрую, от неправого в справедливом, от лжи к истине, от ночи ко дню... Исходная точка - материя, конечный пункт - душу. В начале - чудовище, в конце - ангел", - пишет Гюго. Недаром его роман открывается книгой "Праведник", в центре которой стоит романтический образ христианского праведника - епископа Мириеля.
Именно в образе епископа, что сыграл решающую роль в преобразовании сознания Жана Вальжана, Гюго воплотил свои нравственные идеалы: доброту, бескорыстие, широкую снисходительность к человеческим слабостям и порокам.
Свою задачу Гюго видел в том, чтобы возродить нравственные идеалы, потерянные обществом, в котором народ доведен до состояния крайней нищеты и бесправия. Это делает роман Гюго не только обличительным, но и проповідницьким - миссионерским, благодаря чему "Отверженные" на Западе часто называли "современным Евангелием", как охарактеризовал его и сам Гюго. Главным образом тема возрождения личности прослеживается в романе на примере главного героя - Жана Вальжана.
Ожесточенное жизнью каторжник, что на наших глазах становится превосходной высокоморальным человеком благодаря доброму поступку епископа Мірієля, который отнесся к нему не как к преступнику, а как к обездоленной существа, что нуждается в моральной поддержке.
Описание, которое дает Гюго своему герою, вполне реалистичен, но, романтик по своей природе, Гюго добавляет ему эффектные гиперболические образы: глаза блестят из-под бровей, "словно пламя из-под груды труска"; "в этой фигуре было что-то зловещее". Превращение героя также чисто романтическое, преобразования после грандиозной очистительной бури, вызванной великодушным отношением к нему епископа.
Вся история Жана Вальжана, что стоит в центре романа "Отверженные", строится на драматических столкновениях и резких поворотах в судьбе героя: Жан Вальжан, что разбивает оконное стекло булочной, чтобы взять хлеб для голодных детей сестры, и осужден за это на каторжные работы; Жан Вальжан, что возвращается с каторги и которого гонят отовсюду, даже из будки собаки; Жан Вальжан в доме епископа, у которого он пытался украсть серебряные ножи и вилки и получил их в подарок вместе с серебряными подсвечниками; Жан Вальжан, что стал влиятельным мэром города и умираюча Фантина, что умоляет спасти ее дитя; Жан Вальжан в столкновении с "неусыпным оком" правосудие - Жавером; Жан Вальжан в деле Шанматьє, что возвращает его в положение преследуемого каторжника; подвиг Жана Вальжана, что спасает матроса с военного корабля "Орион", и его побег с каторги, чтобы выполнить обещание, данное Фантине; Жан Вальжан с крошкой Козеттой на руках, преследуемый Жавером по темным улочкам и завулкам Парижа, и неожиданное спасение в женском монастыре на улице Пікпюс; затем, спустя несколько лет Жан Вальжан в воровском притоне Тенардье, один против девяти негодяев, связанный ними и все-таки сумел освободиться, перерезав веревки с помощью старой монетки каторжника; наконец, Жан Вальжан на баррикаде, где он никого не убивает, но спасает жизнь двух людей: Мариуса и своего преследователя Жавера. Особенности психологизма романа "Отверженные" состоят главным образом в романтично гипертрофированном изображении очистительной бури, что потрясает все основания и все привычное мировосприятие человека.
Жестокой несправедливостью, что всегда испытал среди людей, что привык к ненависти Жан Вальжан "смутно осознавал, что милость священника была самым сильным наступлением, самым грозным нападением, которому он когда-либо подвергался...что сейчас завязалась гигантская и решительная борьба между его злостью и добротой того человека". Борьба эта является борьбой резких романтических контрастов, потому что речь идет о превращении "чудовища" в "ангела", о боли, что "чрезмерно яркий свет причиняет глазам человека, "которая вышла из мрака". В результате этого потрясения Жан Вальжан и становится совсем другим человеком. "Произошло нечто большее, чем превращение, - произошло превращение", - говорит автор. На протяжении романа Жан Вальжан переживает еще несколько душевных кризисов, однако они не столько меняют, сколько укрепляют личность героя в его положительных качествах.
В разделе с характерным названием "Буря в душе", Гюго показывает второй решающий перелом в душе Жана Вальжана, что уже много лет ведет уважительное и добропорядочная жизнь под именем господина Мадлена и вдруг узнает, что какой-то бедолага принят за каторжника Жана Вальжана и должен предстать перед судом.
Что же должен сделать ученик епископа Мириеля? Жан Вальжан не столько думает, сколько переживает болезненные "судороги совести", в нем "бушует буря, вихрь", он спрашивает себя", он слушает голоса, что выходят "из самых темных тайников его души", он " погружается в эту ночь, как в бездну". И опять в основе этой душевной бури лежит борьба между светом и мраком, потому что Жану Вальжану приходится выбирать между двумя полюсами: "остаться в раю и там превратиться в дьявола" или "вернуться в ад и стать там ангелом". Разумеется, он выбирает второе.
Следующей ступенью нравственного развития Жана Вальжана была его встреча с Козеттой. Появление этой юной и беззащитного существа в его жизни придало ей новый смысл. Он отказался от своих социальных идеалов, что хотел претворить в жизнь на посту мэра. Всю свою жизнь он посвящает ей, он никогда не знал настоящей любви, впервые чувствует нежность к этой девочке, и ее любовью дорожит больше всего на свете. Быть рядом с ней - вот главный смысл его новой жизни. И поэтому ему так больно осознавать, что он не имеет права держать ее в монастыре, куда они вдвоем скрылись от преследований Жавера. Он, уже далеко пожилой человек, мечтает дожить свои дни рядом с любящей Козеттой, но в то же время понимает, что не имеет права "обкрадывать" девушку, лишать ее радостей мирской жизни, которых она не знает. Придя к этому выводу, Жан Вальжан немедленно покидает гостеприимный монастырь, переживая ужасные душевные муки. Не менее сложным экзаменом является для Жана Вальжана и столкновения с полицейским инспектором Жавером - его антагонистом. Жавер тоже создан по методу контраста, но уже применительно всем том добром и действительно человечного, чему научил бывшего каторжника епископ Мірієль. Жавер представляет собой то самое нечеловеческое "правосудия", что Гюго ненавидит и обличает в своем романе.
Для Жавера главное - "представлять власть" и "служить власти". "Этот человек состояла из двух чувств - из уважения к власти и ненависти к бунту", но Гюго рисуя характер Жавера преувеличивает эти простые чувства и доказывает их почти до гротеска. Столкновения на баррикаде этих двух героев, олицетворяющих противоположные концепции понимания справедливости, пожалуй, один из самых драматических моментов романа.
Жан Вальжан приобретает духовную победу над инспектором Жавером. Тем самым он является для него тем же, чем для него самого был епископ Мірієль. Эта своего рода цепная реакция добра (епископ Мірієль - Жан Вальжан - Жавер) чрезвычайно важен для концепции романа.
Автор намеренно приводит верного стража законности Жавера, что не привыкли рассуждать, до страшного для него мысли, что каторжник Жан Вальжан "оказался сильнее всего общественного порядка". Ему даже приходится признать "моральную благородство отверженного", что было для него невыносимо. Так Жавер теряет почву под ногами. В нем, как ранее в Жане Вальжані, происходит решающий нравственный переворот. Ведь до сих пор его идеал заключался в том, чтобы быть безупречным служителем закона. Однако добро, по Гюго, выше закона, установленного обществом. Поэтому оно толкает Жавера до страшного для него открытие, что "в своде законов сказано не все", что "общественный порядок не совершенен", что "закон может ошибаться" и т.д. Все, что этот человек верил, рушилось. Эта внутренняя катастрофа - отступление сил зла перед добром, что несет в себе Жан Вальжан, - приводит Жавера до самоубийства.
Людинолюбна позиция епископа Мірієля, выраженная Жаном Вальжаном, сталкивается и с логикой революции, представленной Анжольрасом и его товарищами. Два типа положительных героев, которые соответствуют нравственным критериям Гюго, постоянно возникают и встречаются в "Отверженных". К одному типу относятся активные борцы и революционеры из "Общества друзей азбуки", в другой - праведники, которые руководствуются в своей жизни принципами добра и всепрощения. Такой епископ Мірієль и превратился под его влиянием Жан Вальжан. Писатель не противопоставляет этих персонажей, а делает их союзниками, они у него как бы дополняют друг друга в том непрестанном движении человечества, что Гюго называет прогрессом и которое настойчиво проповедует. Унаследовав моральные идеи епископа, Жан Вальжан делает их основой всей жизни. Даже оказавшись на баррикаде, он не участвует в боевых действиях, а лишь пытается защитить что борются, получив приказ расстрелять своего вечного преследователя Жавера, что проник на баррикаду как шпиона, он отпускает его на волю, продолжая верить, что только добром и милосердием можно влиять на человека. Этим он, конечно идет в разрез с идеями революции (и за это был засуджуваний в свое время советскими критиками).
В разделах посвященных восстанию, фигура Жана Вальжана с его идеями милосердия, естественно отодвигается на задний план героическими образами Анжольраса и Гавроша и тем пафосом революции, что их вдохновляет. Но когда в трагический момент гибели баррикады Жан Вальжан, взвалив себе на плечи тяжело раненного Мариуса, спускается в подземную клоаку Парижа и, двигая в полумраке, среди потока нечистот, десятки раз рискуя жизнью, все-таки спасает юношу от неминуемой смерти - внимание читателей снова переключается на эту человека, воплощающего собой необычная моральное величие.
Недаром этот раздел называется "Грязь, побежденный силой души". Гюго говорит о нем, что "с его струились потоки грязи, но душа была полна неясным светом". То, что Жан Вальжан спасает Мариуса, делает ему чести. Ведь он понимает, что именно этот человек - главная помеха его счастье с Козеттой. В последний период своей жизни Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью, хотя это самоустранение его убивает. Это самый последний и самый сложный шаг в его жизни, что был винагороджених восторженными молодыми людьми, но, к сожалению, слишком поздно. Однако можно сказать, что Жан Вальжан умирает счастливым, так, как умирают праведники, которые осознают, что полностью выполнили свой земной долг.
Во взглядах Жана Вальжана, представителя народа, Гюго пытался раскрыть свою точку зрения на действительно благородное, гуманное поведение человека, независимо от того, предприниматель такой человек или работник.
Так наряду с героизмом борьбы и революции Гюго в своем романе и воспевает героизм морального величия. Именно такое главное кредо его романа. Нравственную эволюцию в романе переживает и Мариус. На его примере Гюго показывает нам эволюцию сознания молодого человека эпохи Реставрации, пережитую когда-то им самим. Это сложный и многогранный характер, что играет важную роль в концепции "Отверженных". Описывая драматический разрыв Мариуса с его дедом - старому консерватором Жільнорманом и "открытие" отца - полковника Понмерси, что отдал жизнь служению "наполеонівському мечу", Гюго 60-х годов, давно уже преодолел бонапартистські иллюзии своей юности, критически замечает, что, "восхищаясь гением", Мариус заодно восхищался и грубой силой". Мариус, влюбленный в Козетту, Мариус, интимный дневник которого является типичным образцом романтического лиризма очень близок романтическим героям с драм Гюго 30-х годов. Однако этого романтического героя автор ставит здесь в реальную обстановку и заставляет приобщиться к передовым политических движений его времени. Он приводит его в "Общество друзей азбуки" и делает одним из героических защитников июньской баррикады.
Вслед за Анжольрасом Мариус от идеализации Империи приходит к защите республиканской баррикады. В образе Мариуса с его постепенным идейным возмужанием под влиянием конкретной жизненной обстановки особенно наглядные уроки реализма, автор "Отверженных" вобрал в свое творчество во второй половине века.
Мариус - также один из последовательных образов, созданных Гюго. Он, активный защитник баррикады, вроде бы совсем забывает о идейные искания своей юности и о героике баррикад, как только возвращается в свое респектабельное буржуазное семейство, за что А.І.Герцен назвал Мариуса "типичным представителем поколения, мерзие". Не в его пользу говорит и его душевная нечуткость, он охотно верит в то, что Жан Вальжан - беглый каторжник, и надо держаться от него подальше. Лишь благодаря случайности он узнает правду и увлекается душевным величием этого человека. " Все, что есть на свете мужественного, добродетельной, героического, святого, - все в нем!" - с восторгом восклицает Мариус. Антиподами Жана Вальжана, Фантини и других положительных героев романа выступает семейство Тенардье. Изначально находясь в положении лучшем, чем у Жана Вальжана, то есть имея возможность жить честным трудом, Тенардье опускается от владельца трактира до нищего бандита и влечет за собой и жену и дочерей. Только одна Епонина смогла подняться над ними под влиянием любви к Мариусу. Также и маленький Гаврош, совсем не похож на своих родителей, скорее всего потому, что они его и не воспитывали. Он, пожалуй, единственный из Тенардье, кто может быть отнесен к положительных героев, не считая его братьев, но они еще слишком маленькие, хотя в них тоже начинается развитие в сторону лучшего, под влиянием Гавроша. Роман "Отверженные" практически мгновенно приобрел огромную славу во всем мире. Его переводили на множество языков, все передовые люди зачитывались им. Его главные герои, при всем их искусному, детальному-реалистическом воспроизведении, воспринимались все-таки не столько как люди, но как символы: каторжник Жан Вальжан воплощал душевное благородство простого народа, несчастливая Фантина - жертвенность материнства, епископ Мириель - бесконечное милосердие, революционер Анжольрас - героизм и бунтарский порыв в свержении царства несправедливости. Именно поэтому Флобер и Бодлер в один голос сказали о романе: " Человеческих существ там нет". В этом высказывании была доля истины; в "Отверженных" повествуется о исключительные человеческие натуры, одни из которых выше обычных людей по доброте и благородству, другие - ниже по жестокости и подлости, как, например, мародер - трактирник Тенардье. Видимо именно в этом преувеличении, в этой чрезмерности и сказывался романтизм Гюго. Однако его преувеличения оправданы, потому что его герои наделены благородными настоящими чувствами. Гюго неудавано увлекался Мириелем, он неудавано любил Жана Вальжана. Он ужасался, но вполне искренне уважал Жавера. Искренность автора, масштабность образов - великолепное сочетание для романтического искусства. В "Отверженных" достаточно жизненной правды, чтобы добавить романа необходимое правдоподобие. Роман изобиловал не только элементами реальной жизни, но и исторический материал играл в нем важную роль. Разумеется, задача возрождения нравственных идеалов не была прерогативой одних только писателей-романтиков. Совсем не случайно один из французских исследователей, Андре ле Бретон, заметил, что роман Гюго приближается к високоодухотворенному россиянина романа, особенно к творчеству Л.Н. Толстого. Эта близость, состоит в настойчивых поисках моральных образцов, свойственных и Гюго и автору "Войны и мира", подтверждается отзывом самого Толстого, что считал "Отверженные" лучшим романом всей французской литературы XIX века.

Литература:
1. Євніна Е.М. Виктор Гюго. - Москва: Наука, 1976. -215с.
2. Трескунов М. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 421с.
3. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго. - Москва: Просвещение, 1989. - 176с.
4. Моруа А. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго / Пер. с фр. Н. Немчиновой Н. Трескунова. - Москва: Книга, 1982. - 416с. 1 1



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.