Ошибка в построении сложного предложения правило. О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений. Неверное построение сложноподчинённого предложения

9.1. При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.

Задание № 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.
2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают.
3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера.
4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике».
5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни И. Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой Ильинской.
6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых.
7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.
8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения.


А Б В Г Д

Задание № 2.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Прослеживая историю создания Шарикова, вспоминаешь, что насколько иллюзорным оказалось намерение перевоспитать миллионы людей, осуществив социалистическую революцию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, как на иссечённых ветром сопках».
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Анализируя стихотворный текст, у нас завязался спор.
6) И.А. Гончаров не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Обломова, его лень и бездействие.
7) Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет.
8) Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют жизненные планы.
9) Сразу же по приезду в столицу известный актёр встретился с журналистами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №3.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Прохожий спросил меня, что не знаю ли я, где находится универмаг «Москва».
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное Ухо».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Все, кто читали рассказы и повести К. Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4)Вопреки предсказаний моего спутника, погода прояснилась.
5) Следя за логикой развития образа Шарикова, сознаёшь, что до какой степени безнравственен этот персонаж, не останавливающийся перед доносом на своего «благодетеля», всеми путями способный добиться места под солнцем.
6) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.
7) Н.А. Островский подвергает Катерину самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл всю трагедию русской женщины.
8) Окончив с отличием университет, мне предстояла успешная карьера.
9) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождения на вершину этой горы, рискуют своей жизнью.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Л.Н. Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) В один из осенних дней освежённый лес холодным воздухом как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума».
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) По приезду в Петербург мы разместились в удобной гостинице.
6) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.
7) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, что в какой мере превращение Шарика в Шарикова является буквальной реализацией идеи строчек известного гимна: «Кто был ничем, тот станет всем».
8) Приходя в новый коллектив, отношения иногда не складываются.
9) Все, кто не потеряли ещё головы, были против нацизма.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) П.И. Багратион говорил о себе, что ради России я пожертвую последней каплей крови.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Проведя операцию над смышлёным псом, профессор понимает, что до какой степени он ошибался, считая возможным воспитать интеллигентного человека из завсегдатая пивных, трижды судимого Чугункина.
6) Л.Н. Толстой любил своего героя и раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, «диалектику души».
7)В картине Левитана «Дожде» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.
8) Парк вдалеке, окутанной синеватой мглой, был очень красив.
9) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №6.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Обращаясь к биографии М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько трагична судьба писателя, лишённого возможности быть напечатанным с 1927 г. до дня своей смерти (1940 г.).
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Мы любим и гордимся своей школой.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
6) Князь Андрей в своем стремлении к духовному совершенству совершает немало ошибок и осуждал себя за них гораздо больше других.
7) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.
8) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.
9) Браконьерам, нарушившим закон, грозит серьезный штраф.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) По прибытию в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас загранпаспорт.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался тонким чувством юмора писателя.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой степени они лишены человеческих чувств, кроме инстинкта самосохранения.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва».
6) Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и образность описания.
7) Мы часто бываем и рассказываем о музеях.
8) Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот второстепенных персонажей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Составляя предложение, пишущим каждый раз обдумывается его структура.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Размышляя над истоками творчества М.А. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Л.Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровыми испытания- ми: светским обществом, богатством, смертью, любовью.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.
6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его действия.
7) По рассказу А.П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм.
8) Во время войны народ надеялся и верил в победу.
9) Поэзия пробуждающейсяя весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в течение года.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Повторяя одни только старые истины, логическим путем выводятся новые законы.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Обращаясь к творчеству М.А. Булгакова, осознаёшь, что до какой степени велик его вклад в нашу литературу.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Кто бы ни изучали историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова.
6) И.А. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими взглядами на любовь и брак и пишет рассказ «Гранатовый браслет» о настоящей любви.
7) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.
8) Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание иностранцев.
9) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Задание №10.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом 1) Писателя часто спрашивают, что смогут ли все люди когда-нибудь быть счастливыми.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М.А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4)Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот.
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм 5) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали.
7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.
8) А. Платонов в этой повести исследует и рассуждает об утопичности идеи коллективного строительства «рая на земле».
9) Согласно намерения писателя читатели должны задуматься о будущем, о том, как не потерять, не погубить его.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответы

ЗАДАНИЕ 7

№ задания Ответ

Ошибки в построении сложного предложения

Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.

Сложным принято называть предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, к примеру: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.

Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочинœенные или сложноподчинœенные предложения. Сложносочинœенные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), к примеру: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении . Сложноподчинœенные предложения – такие, части которых (ᴛ.ᴇ. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.

Часто встречающаяся синтаксическая ошибка неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, к примеру: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (нужно : На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде ); Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественной стороне произведения (нужно : Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественная сторона произведения ); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (нужно : Автор не указывает источники цитат ); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделœено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже (возможно : Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделœенные руководством средства).

1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения:непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, к примеру, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всœех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всœех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всœех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.

2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ конкретизирует их значение, к примеру: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби . Соотносительное слово крайне важно, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всœегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.

В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . К примеру, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Это грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении крайне важно исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсœем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.

3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. В случае если же крайне важно указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, к примеру, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.

Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.

В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.

Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5. Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы . Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе . Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы , поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

3. Распространённая ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова то . Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно : Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи . Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например : Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи .

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел . Правильно : Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который , иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог - автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно : Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало . Правильно : Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы . Правильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким.
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.

Ошибки в сложносочиненных предложениях

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Ошибки в сложноподчиненных предложениях

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Ошибки в бессоюзном сложном предложении

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Ошибки в сложном предложении с различными видами связи

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.