03.11.2019
Ошибка в построении сложного предложения правило. О грамматических ошибках при построении сложноподчиненных предложений. Неверное построение сложноподчинённого предложения
9.1. При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Задание № 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников. | |
2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают. | |
3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера. | |
4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике». | |
5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни И. Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой Ильинской. | |
6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых. | |
7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий. | |
8) Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. | |
9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения. |
А | Б | В | Г | Д |
Задание № 2.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Прослеживая историю создания Шарикова, вспоминаешь, что насколько иллюзорным оказалось намерение перевоспитать миллионы людей, осуществив социалистическую революцию. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, как на иссечённых ветром сопках». |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Анализируя стихотворный текст, у нас завязался спор. |
6) И.А. Гончаров не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Обломова, его лень и бездействие. | |
7) Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет. | |
8) Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют жизненные планы. | |
9) Сразу же по приезду в столицу известный актёр встретился с журналистами. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №3.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1) Прохожий спросил меня, что не знаю ли я, где находится универмаг «Москва». | |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное Ухо». |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Все, кто читали рассказы и повести К. Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4)Вопреки предсказаний моего спутника, погода прояснилась. |
5) Следя за логикой развития образа Шарикова, сознаёшь, что до какой степени безнравственен этот персонаж, не останавливающийся перед доносом на своего «благодетеля», всеми путями способный добиться места под солнцем. | |
6) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. | |
7) Н.А. Островский подвергает Катерину самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл всю трагедию русской женщины. | |
8) Окончив с отличием университет, мне предстояла успешная карьера. | |
9) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождения на вершину этой горы, рискуют своей жизнью. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Л.Н. Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) В один из осенних дней освежённый лес холодным воздухом как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума». |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) По приезду в Петербург мы разместились в удобной гостинице. |
6) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. | |
7) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, что в какой мере превращение Шарика в Шарикова является буквальной реализацией идеи строчек известного гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». | |
8) Приходя в новый коллектив, отношения иногда не складываются. | |
9) Все, кто не потеряли ещё головы, были против нацизма. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) П.И. Багратион говорил о себе, что ради России я пожертвую последней каплей крови. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) Проведя операцию над смышлёным псом, профессор понимает, что до какой степени он ошибался, считая возможным воспитать интеллигентного человека из завсегдатая пивных, трижды судимого Чугункина. |
6) Л.Н. Толстой любил своего героя и раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, «диалектику души». | |
7)В картине Левитана «Дожде» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. | |
8) Парк вдалеке, окутанной синеватой мглой, был очень красив. | |
9) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №6.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Обращаясь к биографии М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько трагична судьба писателя, лишённого возможности быть напечатанным с 1927 г. до дня своей смерти (1940 г.). |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Мы любим и гордимся своей школой. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов. |
6) Князь Андрей в своем стремлении к духовному совершенству совершает немало ошибок и осуждал себя за них гораздо больше других. | |
7) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году. | |
8) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными. | |
9) Браконьерам, нарушившим закон, грозит серьезный штраф. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) По прибытию в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас загранпаспорт. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался тонким чувством юмора писателя. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой степени они лишены человеческих чувств, кроме инстинкта самосохранения. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва». |
6) Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и образность описания. | |
7) Мы часто бываем и рассказываем о музеях. | |
8) Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». | |
9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот второстепенных персонажей. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Составляя предложение, пишущим каждый раз обдумывается его структура. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Размышляя над истоками творчества М.А. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Л.Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровыми испытания- ми: светским обществом, богатством, смертью, любовью. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань. |
6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его действия. | |
7) По рассказу А.П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм. | |
8) Во время войны народ надеялся и верил в победу. | |
9) Поэзия пробуждающейсяя весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в течение года. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Повторяя одни только старые истины, логическим путем выводятся новые законы. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4) Обращаясь к творчеству М.А. Булгакова, осознаёшь, что до какой степени велик его вклад в нашу литературу. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) Кто бы ни изучали историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова. |
6) И.А. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими взглядами на любовь и брак и пишет рассказ «Гранатовый браслет» о настоящей любви. | |
7) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу. | |
8) Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание иностранцев. | |
9) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Задание №10.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом | 1) Писателя часто спрашивают, что смогут ли все люди когда-нибудь быть счастливыми. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М.А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 4)Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | 5) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. |
6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали. | |
7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. | |
8) А. Платонов в этой повести исследует и рассуждает об утопичности идеи коллективного строительства «рая на земле». | |
9) Согласно намерения писателя читатели должны задуматься о будущем, о том, как не потерять, не погубить его. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
Ответы
ЗАДАНИЕ 7
№ задания | Ответ |
Ошибки в построении сложного предложения
Значительные речевые затруднения вызывает использование сложных предложений. Им и будут посвящены последние страницы нашего пособия.
Сложным принято называть предложение , имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое, к примеру: Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид?; Владимир с ужасом заметил, что он заехал в незнакомый лес.
Части сложного предложения, соединяясь между собой сочинительной или подчинительной связью, образуют сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения – такие сложные предложения, части которых связаны сочинительными союзами (а, но, и, зато, или … или, то … то и т.д.), к примеру: Ты сер, а я, приятель, сед; Сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении . Сложноподчиненные предложения – такие, части которых (ᴛ.ᴇ. главное и придаточные предложения) связаны подчинительными союзами или союзными словами (что, когда, который, как, потому что, хотя и т.д.): Крайнев поднял голову и увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин; Я мне могу точно сказать, когда это началось.
Часто встречающаяся синтаксическая ошибка – неупорядоченность структуры сложного предложения , которая затрудняет восприятие смысла высказывания, к примеру: На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности (нужно : На комбинате много сотрудников, работающих по специальности и хорошо показавших себя в труде ); Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественной стороне произведения (нужно : Необходимо уделить внимание художественной стороне произведения. Это главное или: Главное, чему крайне важно уделить внимание, - ϶ᴛᴏ художественная сторона произведения ); Цитаты эти – неизвестно откуда автор их заимствовал (нужно : Автор не указывает источники цитат ); Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в бывшем гараже (возможно : Комиссия осмотрела общежитие, оборудованное в здании бывшего гаража на выделенные руководством средства).
1.Иногда неточный порядок слов мешает верному осмыслению придаточного предложения:непонятно , к какому члену главного предложения оно относится, к примеру, в предложении: Вопрос к господину Руцкому, который не может не волновать всех нас, – не может не волновать относится к слову вопрос или к словам господин Руцкой? Очевидно, более точным будет: Вопрос, который не может не волновать всех нас, хотелось бы адресовать господину Руцкому или: Господин Руцкой! Позвольте Вам задать вопрос, волнующий всех нас. Ещё пример: Руководители, делая незначительные уступки работникам, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку. Возможный вариант: Руководители, стараясь предотвратить забастовку, делают работникам незначительные уступки, нисколько не улучшающие их положение.
2. Средством связи частей сложноподчинённого предложения могут служить соотносительные слова – указательные местоимения, находящиеся в главном предложении и прикрепляющие к себе придаточное, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ конкретизирует их значение, к примеру: Особенно страшно было то , что над огнём, в дыму летали голуби . Соотносительное слово крайне важно, если в главном предложении есть частица даже, только, лишь и т.п. и если придаточное предложение поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Мы поняли только то , что Андрей провалил экзамен; Я всегда был за то , чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. В остальных случаях их использование необязательно или противопоказано.
В последние годы очень часто приходится сталкиваться с неоправданным или неправильным употреблением соотносительных слов . К примеру, в предложениях: Мы подумали то, что экзамен будет летом; Я мечтаю, то что я буду юристом – нет никаких оснований для употребления соотносительного слова то . Это грубая ошибка требует обязательного исправления : Мы подумали, что экзамен будет летом; Я мечтаю стать юристом. Соотносительное слово может быть употреблено в неправильной форме: Таня боялась то, что Егор догадается о ее планах. В этом предложении крайне важно исправление ошибки в управлении глаголом местоимением то : Таня боялась того , что Егор догадается о её планах. Но лучше совсем устранить соотносительное слово: Таня боялась, что Егор догадается о её планах , – так как в этом предложении использование соотносительного слова необязательно, поскольку оно не влияет смысл высказывания.
3. Ошибка зачастую возникает при использовании прямой речи и замене её косвенной . В предложении: Лермонтов печалится по поводу незавидной участи своих современников и говорит, что «Печально я гляжу на наше поколенье», – прямая речь неуместна. В случае если же крайне важно указать на стихотворение, то лучше его процитировать более полно. Высказывание может выглядеть, к примеру, так: Лермонтов глубоко переживает нравственную пустоту и душевную вялость своих современников. В стихотворении «Дума» он с горечью пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее иль пусто, иль темно, меж тем…» и т.д.
Другой пример: Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь брату. Надо : Мать писала Раскольникову, что Дуня готова на всё, чтобы помочь ему.
В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся.
Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.
Упражнение № 1
Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.
- В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
- Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
- В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
- Через дня четыре он добрался до своей деревни,
- Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.
Упражнение № 2
Определите вид ошибки. Исправьте предложение.
- Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
- Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
- Через подобные ситуации порой гибнут люди.
- Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
- Они перестают понимать и доверять друг другу.
Упражнение № 3
Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.
- Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
- С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
- Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
- Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
- Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.
Упражнение № 4
В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.
Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.
В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.
Упражнение № 5
Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.
1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.
1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.
2. Распространённая ошибка - избыточное употребление частицы бы . Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе . Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы , поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.
3. Распространённая ошибка - неоправданное употребление соотносительного слова то . Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников . Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.
4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно : Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи . Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например : Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи .
5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел . Правильно : Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.
6.
Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который
, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно:
Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог.
(Кто дрог - автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который
(род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно
: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало
. Правильно
: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.
7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы . Правильно : Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.
Примеры сложных предложений для самопроверки:
1.
Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2.
Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким.
3.
В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4.
Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5.
О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.
Предложения, состоящие из двух или нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или один из главных членов), называют сложными. Части могут соединяться с помощью союзов или только с помощью интонации. В письменном тексте части сложного предложения обычно разделяются запятой или другими знаками препинания.
Ошибки в сложносочиненных предложениях
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных - для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных - для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки».
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю».
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда».
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Ошибки в сложноподчиненных предложениях
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи».
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Ошибки в бессоюзном сложном предложении
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Ошибки в сложном предложении с различными видами связи
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».