Сравнительное придаточное предложение примеры. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. Наречие образа действия

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоедини тельные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - не­возможность, как правило, задать вопрос от главного пред­ложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, бу то, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [сле­тались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нра­ вимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуе­мым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную програм­му], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.


Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на каких-нибудь ассоциациях.
Сравнительные отношения выражаются союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы и др.: Иллюминаторы пароходов были освещены изнутри, будто во всех каютах горели елки (К. Паустовский); Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто бы он собирался лететь (А. Куприн); Он сидел, как сидит балъзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала (М. Лермонтов). Придаточные сравнительные чаще всего относятся ко всей главной части предложения, поэтому могут иметь по отношению к ней различное расположение, но обычно находятся после нее.
К значению сравнения может примешиваться определительное значение (показателем является указательное местоимение такие) или значение меры и степени (показателем является указательное слово так): И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих (В. Шукшин) - придаточная сравнительная: ,
(как...); Этот слепой не так слеп (как?), как оно кажется (М. Лермонтов) - придаточная меры и степени: , (как...); Он обдумает и рассудит (что?), как ему дальше жить и что делать (В. Астафьев) - придаточная изъяснительная: , (как...); Он уже привел нож свой в такое положение (какое?), как будто хотел кроить подошву (Н. Гоголь) - придаточная определительная: , (как будто...).
Придаточные части с союзом как, подобно тому как и что передают значение соответствия, равенства сравниваемых предметов или явлений: Галлия и большая часть Германии были разделены жребием, подобно тому как было за полвека при разделении Хлодованова наследия между его детьми (А. Герцен); Ну, а ванька остался, как остался народ, и душа ваньки-встаньки в каждом русском живет (Е. Евтушенко); Борис еще поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина (А. Пушкин).
Придаточные с союзами словно, точно, будто, как будто, как если бы содержат сравнение, которое представляется не как нечто реальное, а лишь как возможное (или воображаемое): Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину (М. Горький); Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце... (А. Пушкин); Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (В. Солоухин).
Союзом как если бы подчеркивается, что сравнение предположительно: Палка получилась черная и блестящая, как если бы она была из черного дерева и при этом тщательно отполирована (В. Солоухин).
От сравнительных придаточных частей сложноподчиненного предложения следует отличать так называемый сравнительный оборот, который не образует предикативной единицы, так как не содержит утверждения.
В состав сравнительного оборота обычно входит:
  1. имя существительное в именительном падеже, без пояснительных слов или с пояснительными словами - согласованным или несогласованным определением: Он был чуток, как зверь (И. Бунин); Каждая ветка свешивалась над дорогой, как кисть золотого винограда (К. Паустовский);
  2. имя существительное в форме косвенного падежа или слово другой части речи, выступающие в роли второстепенного члена предложения (чаще всего обстоятельства): По- зимнему синеющие дали казались неоглядными, как на картине (И. Бунин); Вижу, как теперь, самого хозяина... (А. Пушкин).
Сравнительные союзы словно, точно, как будто, как бы могут присоединять отдельные члены внутри простого предложения, функционально.сближаясь с частицами. В таком случае они не выражают сравнения, как сравнительные придаточные или сравнительные обороты, а лишь подчеркивают недостаточную определенность в отношениях между членами предложения: Ты меж сестер словно горлинка белая промежду серых простых голубей (Н. Некрасов) (словно при сказуемом); Я ползу на животе тихо, осторожно, словно. Умирал-.. (словно при обстоятельстве).
Обороты с как могут выступать в качестве сказуемых: Звезде его все словеса - как дым (А. Вознесенский); Волосы длинные, желтые; ноздри как два ружейных дула (И. Бунин); Неискренние слова как спутанные волосы (Пословица).
Промежуточное положение между придаточной сравнительной частью и сравнительным оборотом занимает неполное сравнительное предложение, в котором представлены состав подлежащего и состав сказуемого без самого сказуемого, восстанавливаемого из основной части предложения, или только сказуемое с зависимыми словами: В саду омывая машину, к обочине перейду. И вымою ноги осине, как грешница ноги Христу (А. Вознесенский); Визжат мальцы рожденные у повитух" в руках, как трубки телефонные в притихшие века (А. Вознесенский); Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы (А. Пушкин).

Продолжи высказывание: - сложные предложения делятся на… - средствами связи в сложном предложении являются… - сложноподчиненное предложение состоит из… - на вопросы косвенных падежей отвечают придаточные… - на вопрос какой? - придаточные… - на вопросы где? куда? откуда? – придаточные … - на вопросы когда? как долго? в каких пор? – придаточные …


Готовимся к ГИА А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1. Моряки, не отрывая глаз, следили за ползущей вверх якорной цепью. 2. Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах. 3. И вот из глубокой блистающей синевы выползли гигантские металлические лапы. 4. И хотя из зеркала на него глядело все то же молодое отважное лицо, капитан чувствовал, что в душе он стал на несколько лет старше.


Готовимся к ГИА А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. 1.Старуха выпрямилась, и глубоко запавшие чёрные глаза её вспыхнули молодо и зло. 2. «Гений и злодейство несовместимы!» – не моргнув глазом, выпалил Мишка. 3. Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно в погребе. 4. Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.




СПП с придаточными сравнительными - придаточное поясняет главное предложение Простое предложение со сравнительным оборотом - сравниваются предметы, действия, признаки - в придаточном есть грамматическая основа - придаточная часть отделяется запятой - сравнительный оборот является обстоятельством - сравнительный оборот обособляется






ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1) Плюшкин даже думал о том, как ему возблагодарить гостя за такое великодушие. 2) Ветер колеблет жесткие листья, словно тысячи металлических струн протянуты в густой листве. 3) Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. 4) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.




ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК Я смотрел, как мама улыбается. Он так сверкал глазами, как лампочка в гирлянде. Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе, как будто их стволы присыпало снегом. Он бился с этой задачей как рыба об лёд. Он пришел как гость. Лёд как стекло.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - С какими видами СПП сегодня познакомились? - На какие вопросы отвечают придаточные сравнительные? - С помощью чего они присоединяются к главной части? - Как различить СПП с придаточными сравнительными и предложения со сравнительными оборотами?


Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.

Цель : создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения, конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.

Цель для обучающихся:

Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Актуализация изученного : Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример

(Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)

Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?

Я привожу примеры, вы даете определение:

белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что . Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).

Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.

Способы выражения сравнения

Наречие образа действия

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

Сравнительный оборот

Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение. Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.

Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу

Значение

Средства связи

Сравнения,

соответствия,

уподобления

Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления . Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.

Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Во втором предложении есть указательное слово так. Это придаточное образа действия

Закрепление изученного материала.

1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем. Объясняем ход своих мыслей.

1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения

1ряд: как алмазы

как алмазы горят в солнечном свете

2 ряд: как дым

как дым пропадает в небе

3 ряд: как туча

как туча мчится в вышине

Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн

ительных и сравнительных оборотов.

Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

1. Вопросы придаточного сравнительного предложения :
отвечают на вопросы: подобно чему? как?
Но не всегда к сравнительному придаточному можно задать именно эти вопросы.
Поэтому необходимо обратить особое внимание на их средства связи.

2. Средства связи :
придаточные сравнительные предложения прикрепляются к главному предложению союзами: как если бы, как, словно, прямо как, подобно тому как, что, так же как, всё равно что, чем, нежели, чем если бы, чем и другие.

Сложноподчинённые предложения со сравнительными союзами в главном предложении могут иметь указательные слова со значением меры и степени:

Река точила камень так (как?), будто хотела сделать идеально ровную поверхность.

Такие придаточные совмещают значение сравнения со значением образа действия и степени.

Особую группу среди предложений со сравнительными придаточными составляют такие предложения, в которых придаточное предложение прикрепляется к главному союзами чем, нежели, а в главном предложении есть прилагательное или наречие в сравнительной степени, а:
Приведем пример:
В моём сознании находится намного больше мыслей, поэтической силы чувств, чем ты предположить.
Молодая девушка получала из дому более, нежели должна была ожидать;
Чем на мост нам идти, поищем лучше броду.

Так же употребляются местоимения иной, другой, местоимённое наречие иначе, вместо формы сравнительной степени:

Конечно, Черное море оказалось совсем другим, чем мы о нём думали.

Эта группа сложноподчинённых предложений отличается не только особым значением, но и особой структурой.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также предложения с двойным союзом чем... тем.
В них трудно разграничить придаточное и главное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Принято, что придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением:

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

3. Место в предложении :
придаточные сравнительные могут стоять перед главным предложением, после главного предложения, в середине главного предложения.

Приведем пример:
Служите мне (как?), как вы ему служили.
«Как» выступает как союз.

Со звонкими звуками (подобно чему?), как будто кто-то бьет молотком по железному куполу, рвутся гранаты.

Здесь «как будто» - союз.

Чем ближе подходит ночная съемка к концу, тем бесцеремоннее и ворчливее делается землемер.

(чем), [тем ].

К придаточным предложениям, которые относятся ко всему главному предложению, относятся также:
придаточные времени, придаточные места, придаточные цели, придаточные причины, придаточные условия, придаточные следствия, придаточные уступительные.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.