Как утилизировать покрышки от автомобиля. Переработка покрышек как бизнес. Переработка: новая жизнь старой резины

  • Утилизация нефтешламов, всплывающей пленки
  • Утилизация продукции - просроченной, неликвидной.
  • Сбор, утилизация медицинских отходов А, Б, В, Г в Москве
  • Утилизация отработанного антифриза (этиленгликоль)
  • Утилизация отработанных масляных фильтров, сбор
  • Утилизация ЛКМ (отходов лакокрасочных материалов)
  • Утилизация кислот: серная, соляная и химнеликвидов
  • Утилизация щелочей отработанных в Москве
  • Утилизация гальванических отходов (гальваношламов)
  • Утилизация волос из парикмахерской в Москве, договор
  • Утилизация архивной и бухгалтерской документации
  • Утилизация замасленных опилок и ветоши
  • Утилизация компьютеров и оргтехники в Москве
  • Отработанная смола ионообменная - утилизация в Москве
  • Вывоз и утилизация пищевых отходов
  • Вывоз промышленных отходов в Москве
  • Утилизация промотходов по ФККО
  • Утилизация опасных отходов 1 – 4 класса по ФККО
  • Утилизация опасных отходов в Москве
  • Утилизация покрышек и шин

    Менять шины приходилось практически каждому автовладельцу, поскольку этот важный элемент авто сильно подвержен износу и имеет определенный срок использования. Старые и изношенные - они после замены подлежат утилизации, причем выполняться она должна специальным образом. Например, из них делают резиновую крошку, являющуюся прекрасным покрытием для спортивных комплексов и детских площадок.

    Их необходимо сдавать в специализированные компании, которые переработают и утилизируют их в соответствии со стандартами экологической безопасности, в том числе имеющие лицензию на право обращения с опасными отходами.

    Цены приема шин на утилизацию.

    Наша компания предлагает услуги по утилизации покрышек по доступной цене. Мы выполняем целый спектр работ:

    • Вывоз отработанных автомобильных покрышек с территории заказчика;
    • Контрольное взвешивание сданных на утилизацию шин и покрышек (от итогового веса будет зависеть общая стоимость заказа);
    • Консультирование клиентов по всем вопросам;
    • Уничтожение путем их измельчения - итогом является мелкая резиновая крошка, которая в дальнейшем может быть применена с пользой (например, для создания резинового покрытия спортивных стадионов и т.д.). Измельчение резиновых покрышек производится на специальном оборудовании под контролем квалифицированных опытных специалистов. Мы гарантируем безопасность выполнения всех работ;
    • Реализация продуктов утилизации автошин;

    Цена утилизации автомобильных шин устанавливается за 1 тонну. Взвешивание может производиться в присутствии заказчика в целях прозрачности ценообразования и избегания переплат.

    Отдавать отработанные покрышки на прием в ООО "Экология 24" выгодно и удобно. Мы выполняем работу оперативно, соблюдаем все правила техники безопасности при проведении работ, предоставляем клиентам все необходимые документы - акт. Стоимость услуг нашей организации доступна и привлекательна.

    Мало того. Ежегодно на осях новых автомобилей, со складов заводов, выпускающих шины, в оборот вбрасывается порядка 80 млн. новых шин - около миллиона тонн! Которые через три-четыре года «помотросят» и бросят. Куда попало. Несмотря на существующие, но плохо работающие запреты на несанкционированный выброс мусора. В том числе и шин…

    От столь безжалостного «взаимодействия» с окружающей средой в большинстве так называемых цивилизованных стран уже отошли. В том числе и в отношении изношенных покрышек. Во всяком случае, в странах Европы, где с 1999 года директива ЕС запрещает выброс целых или разрезанных б/у шин, а директива 2008 года определяет принципы обращения с отходами в интересах сохранения окружающей среды. А что в России? Есть неработающий федеральный закон 1998 года «Об отходах производства и потребления». Имеются поправки к нему, лежащие под сукном в правительстве страны. Все!

    Между тем, в разработке поправок к закону, зависших в Белом доме, принимал участие и один из лидеров мирового производства шин финская «Nokian Tyres», компания, не по наслышке знакомая с проблемой. Ведь основе европейской модели утилизации шин лежит принцип «ответственности производителя». И именно три северных страны — Финляндия, Швеция и Норвегии, где особенно трепетно относятся к хрупкой и легкоранимой нордической окружающей среде, еще в 1993 году стали закоперщиками цивилизованной утилизации шин в Европе.

    Рециклинг должен быть прозрачным

    Что главное в финской модели утилизации шин? Во-первых, она как некоммерческий (!) институт абсолютно прозрачна, как вода в тысячах финских озер, хотя через ее «сосудистую систему» втекает и вытекает солидный финансовый поток. Во-вторых, государство не вложило и не вкладывает в нее ни евро, ни цента, а потому дело утилизации по-фински не застряло в бюрократических сетях. В третьих, она эффективна - по стране собирается 100% б/у шин, 120% (прибавка за счет извлечения шин из старых залежей) или перерабатывается во вторичное сырье, или используется для выработки электроэнергии.

    Ристо Туоминен, крупный энергичный мужчина, заряженный на активную жизненную позицию в своем весьма хлопотливом деле - исполнительный директор некоммерческой Финской рециклинговой компании (Suomen Rengaskierratys Oy). Кроме него в «конторе» всего… один сотрудник. Но именно они и руководит всем этим сложным, но работающим как часы, механизмом утилизации. Учредители и владельцы компании - мировые шинные бренды, работающие на территории страны — «Bridgestone», «Continental», «Goodyear», «Nokian», «Michelin», ARL. В системе задействованы 289 производителей, импортеров, оптовых продавцов шин, утилизаторы старых автомобилей, 2535 пунктов сбора изношенных покрышек, 245 контейнеров и две коммерческие компании-операторы (их выбирают по тендеру), которые организуют сбор шин, их транспортировку, складирование и утилизацию.

    Шинный налог

    А кто платит? Правильно, покупатель! В среднем в цену шины для легкового автомобиля в Финляндии входит еще и 1,75 евро за утилизацию + 24% НДС на эту сумму. Финский автовладелец платит этот сбор и тогда, когда покупает новый автомобиль. Продавцы шин, как и их производители/импортеры, строго отчитываются за этот утилизационный сбор с каждой шины, который полностью поступает в сейф Ристо Туоминена, а он уже оплачивает работу операторов. Кстати, за счет растущей выручки от продажи вторичных ресурсов, получаемой при утилизации покрышек, Туоминен снижает величину утилизационных сборов, уплачиваемых покупателями. Характерно: отказ от подачи заявки в реестр производителей/импортеров покрышек карается штрафом от 500 до 500 000 евро, «подпольные» ввоз и продажа шин - от 500 до 10 000 евро. Что в чистом остатке? У финнов не болит голова, куда деть изношенную покрышку, у государства нет проблем с утилизацией старой резины, у финского общества на одну проблему, связанную с охраной окружающей среды, меньше.

    Но «убить» старую покрышку - полдела. Уже отработана технология, созданы передвижные мехколонны, кочующие с полигона на полигон, ловко и быстро извлекающие из покрышек диски, стальной корд, кромсающие резину на куски и чипсы разных размеров, вплоть до резиновой крошки (в зависимости от того, как это сырье будет использоваться далее). Особо важно то, что скандинавы научились из отслужившей резины получать немалую коммерческую выгоду.

    Что можно сделать из старой резины

    Так, производители цемента сухим способом освоили сжигание в печах не газа или мазута, а чипсов из б/у покрышек - оказалось значительно дешевле, при этом резина сгорает полностью, даже без золы. Из переработанных изношенных покрышек делают материалы для строительства скоростных дорог; противошумных барьеров; готовят основание для новых мусорных полигонов, когда закрывают старые; используют в обустройстве спортивных полей и площадок, манежей для верховой езды. Разрабатываются проекты использования вторичных ресурсов, получаемых при утилизации шин, для водоочистки (резиновая крошка убирает из воды треть фтора и половину содержавшегося в ней азота), восстановления старых торфяных участков и понапрасну осушенных болот; в борьбе с вибрацией железнодорожных путей....

    В целом в Европе эволюция процесса утилизации шин привела с 1996-ого по 2010 годы к тому, что захоронение старых покрышек снизилось (в процентах) с 49 до 4, получение вторичной энергии увеличилось с 20 до 40, получение вторичных ресурсов с 11 до 38, а восстановление старых большегрузных шин снизилось с 12 до 9. Кстати сказать, компания Ристо Туоминена дотирует и научно-исследовательскую работу и технологические разработки, связанные с утилизацией шин и поиском новых возможностей их повторного использования, в том числе на НИОКР по проекту увеличения срока службы летних шин до 6,15, зимних — до 6,37 лет, что выгодно и для покупателя, и для утилизатора.

    …Но вернемся к российским реалиям. Главное что настораживает — не только то, что в принятии нового утилизационного законодательства снова задержка на уровне правительства. И даже не то, что утилизация шин не решается отдельным законом, а совокупно с длинным списком других отходов промышленности и быта (опыт Европы нам не указ, прозрачность процесса нам не интересна). А тот факт, что шинный утилизационный сбор намерено аккумулировать само государство, которое потом будет выдавать средства на утилизацию. И значит, знаем по опыту, игры с этим новым «шинным» налогом будут непрозрачными, с различными увертками и ухищрениями, на которые горазда наша бюрократия. И, конечно, появится, как у нас водится, пресловутая коррупционная составляющая.

    А почему бы не перенять -европейский опыт? Как говорится, в чистую? Кто бы ответил….

    Переработка шин - что это + технология процесса + риски и сложности, связанные с бизнесом + пошаговый процесс открытия завода + финансовые расчеты.

    Капитальные инвестиции: 3 265 000 рублей
    Срок окупаемости: примерно 1 год

    Ежегодно количество автовладельцев увеличивается, поэтому проблема утилизации шин становится все более актуальной.

    Использованные колеса просто выбрасываются на свалку, а как известно, резина разлагается около 150 лет.

    Но планета в отличие от нее «не резиновая», поэтому такие действия негативно сказываются на окружающей среде.

    Именно поэтому переработка шин - это не просто решение экологической проблемы, но и отличная идея для старта действительно полезного бизнеса.

    В последнее время можно заметить такую тенденцию - многие не хотят начинать свое дело по причине того, что многие ниши уже просто заполнены.

    Но в этом случае у предпринимателя будет:

    • минимум конкурентов;
    • доступ к дешевому или даже бесплатному сырью;
    • возможность начать востребованный бизнес.

    Переработка шин: что это?

    По статистике только пятая часть покрышек отправляется на переработку.

    Остальные шины утилизируются или продолжают разлагаться в земле на свалках.

    Что касается переработки шин, то она осуществляется четырьмя способами:

    Способ Описание
    Переработка шин в крошку Происходит дробление шин на мелкие кусочки, которые в дальнейшем можно использовать для производства других товаров.
    Самый рациональный способ, который наносит минимум вреда окружающей среде.
    Пиролиз Способ предполагает воздействие на шины высокой температуры с целью извлечения из них мазута. Такую переработку нельзя назвать рациональной, ведь она наносит вред окружающей среде, к тому же дорого обходится и долго окупается.
    Сжигание Этот способ используется для полной утилизации шин. В итоге можно получить энергию, но ради нее придется выбросить в атмосферу множество токсинов, включая сажу и серу.
    Восстановление Это новое поколение в переработке шин. При их восстановлении затраты на нефть уменьшаются в 6 раз, что говорит о рациональности и экономичности способа.

    При производстве шин используются различные ценные полимеры, которые выдерживают колоссальные нагрузки по время эксплуатации автомобиля.

    Так как по время использования автомобильных шин их химический состав не меняется, то это значит, что их можно использовать для нового производства.

    Из одной тонны шин можно получить:

    • 700 кг резины, которую можно использовать для различных целей;
    • 270 кг сажи и 450 кг токсинов, которые попадут в атмосферу.

    Поэтому выбор очевиден: лучше переработать использованные покрышки и получить за это деньги, чем просто их сжечь, нанеся вред окружающей среде.

    Исходя из выбранного способа переработки шин можно получить разные продукты:

    Продукт Описание
    Резиновая крошка Измельченная крошка используется в дальнейшем производстве - сантехнических прокладок, подошв для обуви, ковриков для автомобилей, резиновой плитки, напольных покрытий на детских и спортивных площадках, наполнителей для боксерских груш, новых автомобильных покрышек и прочего.
    Топливо Из переработанных шин можно получить мазут, керосин и даже бензин с повышенным октановым числом.
    Металлокорд Извлеченное бортовое кольцо из колес можно использовать в дальнейшем производстве новых покрышек или сдать на металлолом.
    Газ Полученный газ можно использовать как топливо для реактора, который перерабатывает шины.
    Технический углерод Этот продукт используется в качестве красителя для бетона, при производстве новых шин, а также в военной промышленности.

    Процесс переработки шин в резиновую крошку

    Процесс переработки шин рассмотрим на примере производства резиной крошки, которая имеет широкий спектр применения.

    Итак, процесс состоит из таких этапов:

    1. Подготовка шин: для этого изношенные шины проходят визуальный осмотр на наличие ненужных частей.
    2. Удаление ненужных частей: извлечение гвоздей, камней, осколков, бортовой проволоки.
    3. Нарезание шин на ленты и дальнейшее их дробление их на части размером до 4 мм.
    4. Полученные части отправляются в магнитный сепаратор, где удаляются остатки металлического корда.
    5. Полученные частицы резины перетираются до состояния крошки размером в 1 мм.

    В дальнейшем полученную крошку можно преобразовать в топливо / газ / мазут.

    Но такая переработка требует дополнительного оборудования и еще больших капитальных вложений.

    Как открыть производство по переработке шин: поэтапный процесс

    Открытие производства по переработке включает в себя уже известные этапы:
    1. анализ рынка - изучение конкурентов и перспективности бизнеса;
    2. регистрация бизнеса - выбор организационно-правовой формы будущего предприятия и получение необходимых разрешений;
    3. поиск помещения - цех по переработке шин должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим и пожарным нормам;
    4. выбор оборудования - его покупка, монтаж и настройка;
    5. набор квалифицированного персонала, который сможет работать на купленном оборудовании;
    6. поиск точек сбыта - проведение маркетинговых исследований и поиск покупателей;
    7. финансовый план - расчет капитальных инвестиций и прогноз доходов;
    8. выявление возможных рисков - оценка негативных факторов и поиски путей их минимизации.

    Анализ рынка и актуальность бизнеса

    Переработка шин только набирает обороты, поэтому ниша практически не занята.

    На территории многих стран СНГ отсутствуют места для хранения использованных покрышек, именно по этой причине не многие задумываются о начале такого бизнеса.

    Статистика говорит о том, что ежегодное количество использованных шин стремится к одному миллиону тонн.

    Прирост автомобилей составляет около 5-7%, что подтверждает постоянное увеличения сырья для переработки.

    Где брать сырье?

    Можно заключить договора на поставки использованных шин с предприятиями, на балансе которых есть автомобили, а также создать пункты приема покрышек.

    Таким образом, переработка шин является актуальной, потому что:

    • решает экологическую проблему, а также сокращает площадь территорий, которые предусмотрены под хранение использованных покрышек;
    • создает новый продукт, в котором нуждаются другие отрасли производства.

    Поиск места под производство


    Первым этапом реализации бизнес идеи является поиск подходящего помещения.

    Оно должно большим, чтобы в нем можно было расположить само производство и склады для хранения сырья и готовой продукции, а также оборудовать подсобные комнаты для работников.

    Само помещение должно соответствовать следующим нормам:

    • площадь не менее 150-200 кв. м.;
    • отдаленность от жилого массива – не менее 300 метров. Лучше выбирать промзоны, которые расположены вдали от города;
    • наличие коммуникаций - электроэнергии, водоснабжения, канализации, вентиляции.

    В помещении нужно провести ремонт согласно всем нормам СЭС и пожарной инспекции.

    Регистрация бизнеса

    Чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходимо ее зарегистрировать.

    Для этого можно или ООО, после чего встать не учет в налоговых органах.

    Согласно Закону РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» переработка шин не нуждается в лицензировании, так как относится к V классу опасности отходов.

    Но все же по этому вопросу лучше проконсультироваться у специалистов, которые также помогут собрать все необходимые документы для получения различных разрешений.

    После регистрации бизнеса необходимо получить разрешения от Санэпидемстанции, экологической и пожарной служб.

    Оборудование для переработки шин

    Интересный факт:
    Изначально покрышки для автомобилей имели светлый оттенок, в основном белый или бежевый. А привычный черный цвет появился уже в конце девятнадцатого века, после того как производители стали добавлять в резиновую основу углерод.

    Самым важным моментом в открытии бизнеса в переработке шин является покупка необходимого оборудования.

    Во-первых, это самая большая статья расходов в капитальных инвестициях, во-вторых, от него будет зависеть весь производственный процесс.

    Чтобы создать линию по переработке шин в резиновую крошку, необходимо закупить такое оборудование:

    Наименование оборудования Характеристика Кол-во
    Оборудование для разрыва бортового кольца из покрышек Станок разрезает бортовые кольца в покрышках, после чего другой вытаскивает его. На выходе получается проволока, которую можно сдать на металлолом 1
    Оборудование для извлечения бортового кольца из покрышек: 1
    Специальные ножницы для резки шин Разрезает шины на части необходимого размера 1
    Шредер (дробилка) На первом уровне измельчает куски шин до размера 100*100 мм, а на втором - 15*15 мм 1
    Транспортный вентилятор Необходим для поставки полученных частиц на следующий этап переработки 1
    Циклон сборник Отделяет резиновую крошку, металлокорд и текстиль от воздуха 2
    Магнитный сепаратор Отделяет от резиновой крошки металлокорд 2
    Дефибратор Отделяет от остатков крошки металлокорд 1
    Вибростол №1 На них в два этапа отделяется текстильный корд от крошки 1
    Вибростол №2 1
    Бункер для металла Емкость, куда попадает отделенный металлокорд 1
    Дробилка роторная Измельчает резиновую крошку до размера 6-8 мм 1
    Текстильный сепаратор грубой и тонкой очистки Отделяет текстильный корд от крошки, после чего проходит дополнительную очистку каждого по 1
    Вибросито Делит резиновую крошку на фракции необходимого диаметра 1
    Вентилятор высокого давления Транспортирует продукты по пневмотрассе 1
    Пылеотстойник Очищает воздух от пыли 1

    Примерная стоимость производственной линии варьируется от двух до пяти миллионов рублей.

    Набор персонала

    Для открытия мини-завода по переработке шин необходимы работники, которые будут заниматься обслуживанием самой производственной линии, а также административный и управленческий персонал.

    Штат выглядит следующим образом:

    Должность Оклад, руб. Кол-во ФОТ, руб.
    Итого: 201 000 руб.
    Производство
    Начальник смены 20 000 2 40 000
    Операторы 15 000 4 60 000
    Грузчики 13 000 2 26 000
    Администрация и управление
    Директор 35 000 1 35 000
    Менеджер по сбыту 20 000 1 20 000
    Бухгалтер 20 000 1 20 000

    В обязанности персонала входит:

    • Директор - контроль за производственным процессом, администрирование деятельности;
    • Менеджер по сбыту - поиск покупателей и заключение с ними торговых сделок;
    • Бухгалтер - ведение и составление отчетности;
    • Начальник смены - контроль и учет производства, составление производственной отчетности;
    • Оператор - производство продукции, уборка рабочего места;
    • Грузчик - погрузка / отгрузка сырья и полученной продукции.

    Финансовый план производства по переработке шин

    Самый важный момент в открытии любого бизнеса - это размер капитальных вложений.

    Стоит отметить, что переработка шин требует довольно большого стартового капитала, ведь по сути это будет полноценное производство, которое требует приобретения серьезного и дорогостоящего оборудования.

    Капитальные инвестиции в открытие завода по переработке шин составляют:

    Вид расходов Сумма, руб.
    Итого: 3 265 000 руб.
    Регистрация бизнеса 10 000
    Ремонт в помещение и заведение коммуникаций 50 000
    Приобретение оборудования 2 500 000
    Монтаж и настройка оборудования 150 000
    Покупка грузового автомобиля 400 000
    Оборудование офиса (ремонт, электронная техника) 100 000
    Реклама и налаживание сбыта 40 000
    Другие расходы 15 000

    Чтобы поддерживать бизнес, необходимо ежемесячно вкладывать в него средства (сюда относятся постоянные и переменные расходы):

    Ежемесячные расходы Сумма, руб.
    Итого: 595 000 руб.
    Постоянные:
    Аренда производственного помещения 50 000
    Аренда складских помещений 35 000
    ФОТ 201 000
    Налоги на ФОТ (34%) 69 000
    Административные расходы (Интернет, телефон) 10 000
    Переменные:
    Сырье (100 т по 1500 руб./т) 150 000
    Коммунальные платежи 45 000
    Вывоз мусора 15 000
    Топливо для авто 15 000
    Прочие расходы 5 000

    Стоимость полученной продукции составляет:

    • резиновая крошка - 14000 руб./т;
    • металлолом - 6500 руб./т;
    • текстильный корд - 600 руб./т.

    По итогу можно получить такие доходы:

    Из полученных данных можно сказать, что бизнес окупится примерно за один год.

    Где и как сбывать?

    Так как подобный бизнес еще не нашел распространения в странах СНГ, то стоит сказать честно, что покупателей на резиновую крошку найти довольно сложно, но все же возможно.

    Как уже говорилось выше, спектр применения резиновой крошки широк.

    Потенциальными покупателями могут быть:

    • по производству резиновой плитки или кровли;
    • производители спортивного покрытия для тренировочных полей и детских площадок;
    • производители шин;
    • обувные фабрики;
    • производители сантехники.

    Также стоит обратить внимание на то, что данная отрасль поддерживается государством, поэтому для продвижения своего бизнеса можно обратиться в местные органы власти, которые сотрудничают с производителями спортивного инвентаря.

    В видеоролике ниже представлен процесс переработки шин в крошку:

    Какие риски и сложности могут сопровождать бизнес по переработке шин?

    Бизнес план по переработке шин должен включать в себя оценку рисков и планирование действий по их минимизации:

      Сбой в работе оборудования

      Чтобы минимизировать этот риск, необходимо постоянно проверять оборудование и стабильно обслуживать производственную линию, и заменять испортившиеся детали.

      Сюда же относится обучение работников и повышение их квалификации.

      Несвоевременные поставки сырья

      Уже на этапе монтажа и настройки производственной линии, необходимо искать надежных поставщиков и заключать с ними долгосрочные контракты.

      Сбои в сбыте готовой продукции

      Здесь так же как и предыдущем пункте, необходимо заключать долгосрочные контракты с покупателями, в которых оговариваются сроки поставки и количество реализуемой продукции.

      Неправильное хранение готовой продукции

      Резиновая крошка «боится» высокой влажности, поэтому в складских помещениях необходимо обеспечить сухость воздуха.

    Переработка шин - это не просто актуальный и перспективный, но и востребованный бизнес, который помимо материальных благ будет приносить пользу окружающей среде.

    Основными преимуществами такого производства является низкая стоимость сырья и минимум конкурентов.

    Эти факторы и позволяют создать рентабельное и прибыльное дело.

    Полезная статья? Не пропустите новые!
    Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

    В мире насчитывается более 1,1 млрд легковых автомобилей. Количество зарегистрированных автомобилей в России около 46 млн. Это означает, что если сюда добавить грузовые автомобили, то по дорогам мира бегает около 5 млрд шин. Количество же шин на свалках мира точно неизвестно. В России, по разным оценкам, в год выбрасывают от 30 до 45 млн. покрышек. Нет необходимости говорить о вреде, который наносят такие отходы окружающей среде.

    Вопрос о переработке и утилизации автомобильных шин стоит остро во всем мире.

    Нет ни одной страны, в которой эту проблему считают решенной. В нашей стране, по разным данным, перерабатывается от 8 до 12% старых шин и транспортерных лент. Эти цифры говорят о том, что переработка покрышек как бизнес имеет хорошую перспективу.

    Однако, решив вести бизнес по переработке резины, вы должны тщательно выбирать метод переработки, представлять все «подводные камни» такого бизнеса. Выбор способа переработки, а, следовательно, и направление ваших капиталовложений, это весьма сложная задача. Предприятия, производящие оборудование для того или иного метода переработки, естественно, хвалят свой метод и тщательно скрывают его недостатки. В настоящей статье мы попробуем облегчить задачу выбора метода переработки. Помните, что идеального метода не существует. Все имеют недостатки. Вот основные способы утилизации автомобильных шин:

    • повторное использование путем нанесения нового протектора (в этом случае все равно после повторного использования покрышки нужно перерабатывать);
    • сжигание с целью получения тепловой энергии;
    • нагревание без доступа воздуха или с ограниченным доступом воздуха (пиролиз);
    • измельчение с целью получения резиновой крошки, вторичного металла и текстильных нитей;
    • захоронение и использование для укрепления береговой линии, установки ограждений и т. д. Этот метод запрещен в большинстве стран, в том числе и в России. Его мы рассматривать не будем.

    Мы не рассматриваем в данной статье нанесение нового протектора на изношенные шины («наварку»). Это метод продления срока службы шин, а не их переработки. А вот другие методы рассмотрим подробнее. При оценке способов переработки следует иметь базовые знания о составе материала покрышек.

    Состав материала покрышек

    Основные компоненты шин это корд (металлический, текстильный или смешанный), резина, наполнитель (сажа), вспомогательные материалы (термостабилизаторы, антиозонаторы и т. д.), клеи (содержат полихлорированные углеводороды и некоторые другие материалы в небольших количествах. Если не рассматривать металлический корд (а это стальная проволока покрытая латунью – сплавом меди и цинка), то в состав покрышек входят: углеводороды (каучук и др.), углерод (сажа), диоксид кремния, сера (вулканизующий агент в резине и в составе других компонентов), полихлориды (в составе клеев) и некоторых других компонентов в незначительном количестве. Вопреки распространенному мнению о наличии в составе покрышек мышьяка, его там нет. Тяжелые металлы также отсутствуют (кроме незначительного количества меди и цинка на поверхности металлокорда). Свинец также не используется при производстве современных шин. Все эти компоненты при переработке покрышек претерпевают изменения и образуют новые вещества, многие из которых, опаснее исходных. А теперь рассмотрим преимущества и недостатки различных методов утилизации покрышек.

    Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии

    Метод кажется привлекательным. Поэтому о нем стоит поговорить более подробно.

    Сжигание одной тонны покрышек дает примерно столько же тепловой энергии, что и одна тонна энергетического угля.

    В чем проблема? Во-первых, покрышки нельзя сжечь на обычных теплоэлектростанциях. Нужно специальное оборудование и подготовка сырья. Во-вторых, сера при сжигании образует большое количество диоксида серы (сернистый газ). Это требует установки специальной очистки. Проблема решается, но оборудование стоит очень дорого. В-третьих, полихлориды при недостаточной температуре сжигания образуют одно из самых опасных веществ – диоксин. Имеющийся международный опыт свидетельствует о том, что такой метод имеет право на жизнь только при переработке очень больших количеств (более 100 тонн) в день, требует огромных капиталовложений и рентабелен только в случае дотирования (финансовой поддержке) со стороны государства.

    Читайте также: Производство сухого обезжиренного молока

    Пиролиз покрышек

    Процесс представляет собой нагревание материала до 400–500 градусов без доступа кислорода (воздуха). При этом образуется пиролизный газ, жидкая углеводородная фракция, сажа и отходы металлокорда. Вы можете найти прекрасную калькуляцию продуктов. Например, из 1 тонны покрышек можно получить 500 кг жидкой углеводородной фракции (топливо и даже бензин!), 200 кг газа (идет на нагревание реактора и экономит топливо), 200 кг технического углерода и 100 кг металла. В чем же проблема? Задайте себе вопрос, а куда исчезает сера, если ее в составе до 10% и диоксид кремния. Очень просто. Большая часть серы переходит в сероводород (сильнейший яд, вещество 1 класса опасности), который содержится в газах пиролиза. Другая часть серы образует сероуглерод и другие соединения, которые уходят в жидкую фракцию. И, наконец, в остатке, который стыдливо называют техническим углеродом, находятся сульфиды металлов (в основном, натрия и кальция). Куда исчез диоксид кремния – в остаток. Еще более сложная судьба полихлоридов. Часть из них переходит в остаток, часть образует хлористый водород (не подарок!), а часть образует диоксины, которые могут быть во всех продуктах. Этот «технический углерод» не будет использовать ни один из ответственных потребителей. Закопать его тоже нельзя. Переработав таким образом шины, мы породим кучу новых проблем. Эти проблемы решаются, но требуют больших капиталовложений, что ставит под вопрос рентабельность этого метода без помощи государства.

    Измельчение покрышек с целью получения резиновой крошки

    Суть метода очень проста. Покрышки измельчаются. При этом образуется три продукта – металл, резиновая крошка (направления ее использования мы рассмотрим ниже) и отходы текстильного корда.

    При такой переработке практически не происходит химических изменений (не образуются новые токсичные отходы).

    Это главное преимущество метода. В чем проблемы? Очень трудно отделить от резиновой крошки текстильные нити и полученный таким образом текстильный материал – это практически новый отход. Мы далее покажем как можно решить эту проблему. Но на начальных этапах лучше заняться переработкой чисто металлокордных покрышек. Это существенно снизит капитальные затраты. Ключевыми проблемами при строительстве мини-завода по переработке шин являются следующие проблемы.

    1. Выбор места для размещения производства. Строительство или использование существующих сооружений.
    2. Подбор, закупка и установка оборудования.
    3. Получение лицензии на переработку.
    4. Формирование надежных каналов получения сырья и сбыта готовой продукции.

    Рассмотрим все по порядку.

    Производственная площадка и здания

    Даже мини-завод по переработке шин требует достаточно большой площадки. Большую часть производственной площадки будет занимать склад сырья (покрышек) и готовой продукции. Линия по переработке шин занимает достаточно большую площадь – 150–300 м2. Это лучше уточнить после выбора оборудования. Высота здания (или ангара) 5–6 метров. Производственная площадка должна быть достаточно удалена от жилой застройки. Минимальное расстояние 200-500 м. Лучшее место – промзона. При переработке шин материал достаточно сильно нагревается и выделяет летучие вещества со специфическим запахом. Местная вентиляция обязательна. Необходимо в составе вентиляционного оборудования предусмотреть специальные поглотительные патроны. Их производят промышленно.

    Оборудование для переработки шин в крошку

    Для переработки шин в крошку цена оборудования не является запредельной. Однако стоимость комплекта оборудования 10–15 млн рублей следует считать минимальной. Выбор оборудования для переработки шин в крошку достаточно широк. Есть линии российского производства и импортные. Выбирая оборудование, не очень обращайте внимание на бренды.

    Линия по переработке покрышек

    Если есть возможность, посетите уже действующее производство и выслушайте все о проблемах этого производства. При покупке оборудования лучше ориентироваться на комплектные линии, однако некоторые компоненты можно использовать свои или приобрести отдельно. Вот минимальный перечень комплекта оборудования:

    • измельчители (шредер, гидравлические ножницы, ленторез);
    • сепараторы (воздушный и магнитный);
    • транспортеры;
    • вибросита.


    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.