Самые тяжелые доспехи рыцаря. Развитие доспехов в средние века в западной европе. Появление новых моделей шлемов

В средневековые времена жизнь была нелегкой, одежда играла важную роль, вплоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего

Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, он занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге, результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений

Сейчас трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры

Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее, как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядело потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, невольно думаешь: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи

Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.

Французы не знали, что их поразило. Ну, на самом деле, они знали, и это превратило их поражение в еще более страшное: ведь это были они, "сливки" снаряжения французской пехоты, идущей к очевидной победе, их кольчуги и пластины, сверкающие на солнце, их чудовищные металлические доспехи и самая лучшая в мире защита...

На них начали падать стрелы, выпущенные из секретного оружия Генриха: английского (если быть точным, уэльского) большого лука. Несколько залпов - и французы были разбиты врагом, к которому не смогли даже приблизиться, их драгоценные доспехи оказались подушками для булавок, а армия - втоптанной в грязную землю.

Одежда многое говорит о человеке. И в течение очень долгого времени доспехи были самым универсальным, пригодным на практически все случаи жизни одеянием того времени. Но времена меняются. В нашем случае этому сильно помогли несколько людей с небольшим количеством луков и стрел.

Доспехи Первой мировой войны

Доспехи Брюстера, 1917-1918 год:

Экспериментальный шлем пулеметчика, 1918 год:

Если уровень защиты, обеспечиваемой шлемом, не кажется достаточным, можно попробовать залезть внутрь подвижной защиты, дополненной четырьмя колесами (настоящий передвижной гроб):

Некоторые британские "системы защиты лица" выглядели откровенно дурацкими. Бельгийские образцы тоже не блистали изяществом:

И, наконец, оригинальные костюмы пилотов с защитой для лица 1917 года, ужасно похожие на наряды пилотов из "Звездных войн":

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.

Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и . Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими – «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.


Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 – 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 – 1250, вторая – эпоха кольчужно-пластинчатой брони – 1250 – 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 – 1410), «великий период» в рыцарей в «белых доспехах» (1410 – 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 – 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII – XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин – рыцарь – был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо – 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 – 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503–1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 – 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом – р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины – кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400–1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими – на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 – 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху – сыну Генриха Вюрттембергского (1487 – 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) – роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542–1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558–1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники – полены (poleyns), жамберы (jambers) – для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) – локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), – плечи, рер(е)брасы (rerebraces) – предплечье, вамбрасы (vambraces) – часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) – это «латные перчатки» – защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала – щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534–1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 – 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 – 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 – 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет – это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525–1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 – 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс – известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. – 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 – 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 – 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610–1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548–1620), около 1580–1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20–40 кг – считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

Судя по историческим источникам, наиболее распространенным видом доспехов в XIII веке была кольчуга, состоящая из соединенных друг с другом железных колец.
Однако, несмотря на широкую распространенность, до наших дней уцелело лишь немного кольчуг, относящихся к периоду ранее XIV века. Из них нет ни одной, изготовленной в Англии.
Поэтому исследователи опираются в основном на изображения в манускриптах и скульптуры.
К настоящему времени секрет изготовления кольчуги в большей мере утерян, хотя известны описания некоторых процедур.

Сначала железную проволоку протягивали через доску с отверстиями разного диаметра. Затем проволоку наматывали на стальной стержень и рассекали полученную спираль вдоль, образуя отдельные кольца.
Концы кольца расплющивали и делали в них небольшое отверстие. Затем кольца сплетали так, что каждое из них охватывало четыре других. Концы кольца соединяли и закрепляли небольшой заклепкой.
Чтобы изготовить одну кольчугу, требовалось несколько тысяч колец.
Готовую кольчугу иногда цементировали, нагревая в толще горящих углей.
В большинстве случаев все кольца кольчуги были
склепаны, иногда чередовались ряды
склепанных и сваренных колец.

Источник

Существовали также большие кольчуги, которые по длине достигали колен, имели длинные рукава, заканчивающиеся рукавицами.
Ворот большой кольчуги переходил в кольчужный капюшон или подшлемник.
Для защиты горла и подбородка имелся клапан, который перед боем поднимался кверху и закреплялся тесемкой.
Иногда такой клапан отсутствовал, а стороны капюшона могли заходить друг на друга. Обычно внутренняя поверхность кольчуги, соприкасавшаяся с кожей воина, имела матерчатую подкладку.
В нижней части большая кольчуга имела разрезы, которые облегчали воину ходьбу и посадку на лошадь.
Под кольчужный подшлемник надевали стеганую шапочку, которая удерживалась с помощью завязок под подбородком.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Примерно в 1275 году рыцари начали носить отделенный от кольчуги кольчужный подшлемник, однако прежние кольчуги, объединенные с подшлемником продолжали широко применяться до конца XIII века.
Кольчуга весила около 30 фунтов (14 кг) в зависимости от своей длины и толщины колец. Встречались кольчуги с укороченными и короткими рукавами.
Примерно в середине XIII века Матфей Парижский изобразил боевые рукавицы, отделенные от рукавов кольчуги. Однако такие рукавицы встречались
нечасто вплоть до конца столетия.
К тому времени появились рукавицы из кожи с усиливающими накладками из железа или китового уса.
Накладки могли располагаться снаружи или внутри рукавицы.
Защиту ног обеспечивали шоссы — кольчужные чулки. Шоссы имели кожаные подошвы и подвязывались к поясу, как и традиционные чулки.
Под шоссы поддевались льняные кальсоны.

Иногда вместо шоссов ноги защищали кольчужными полосами, закрывавшими только переднюю сторону ноги, а сзади державшимися на тесемках.
Примерно в 1225 году появились стеганные кюиссы, которые надевали на бедра. Кюиссы также подвешивались к поясу, как и шоссы.
В середине века впервые отмечено использование наколенников, которые прикреплялись непосредственно к кольчужным шоссам или же к стеганным кюиссам.
Изначально наколенники были маленького размера, но затем резко увеличились, закрывая колени не только спереди, но и по бокам.
Иногда наколенники делали из твердой кожи. На месте наколенники удерживались с помощью шнуровки или заклепок.
Очень редко встречались налокотники.
Голени прикрывались металлическими поножами, надетыми поверх шоссов.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Под кольчугу обычно надевали стеганый акетон или гамбезон.
Акетон сам по себе состоял из двух слоев бумажной ткани, между которыми помещался слой из шерсти, ваты и других подобных материалов.
Оба слоя вместе с прокладкой прошивались продольными или иногда диагональными стежками. Позднее появились акетоны из нескольких слоев льняной ткани.
По некоторым описаниям известно, что гамбезоны надевали поверх акетонов. Гамбезоны могли быть из шелка и других дорогих тканей.
Иногда их надевали на кольчугу или пластинчатый панцирь.
Иногда поверх кольчуги надевали длинную свободную рубаху. Рубаха
была слишком подвижной для того, чтобы быть стеганой.
Хотя кольчуга благодаря своей гибкости не сковывала движений воина, по той же причине пропущенный удар мог вызвать серьезные повреждения от ушиба и контузии до перелома кости.
Если же кольчугу удавалось пробить, обломки звеньев могли попасть в рану, что причиняло дополнительную боль и угрожало заражением.
В некоторых манускриптах XIII века можно найти изображения пеших воинов в кожаных панцирях, усиленных металлическими накладками.

На некоторых иллюстрациях в «Мацеёвской Библии» можно увидеть воинов, сюрко у которых на плечах имеет характерный изгиб. Можно предположить, что под сюрко в этом случае носили панцирь.
Есть и другое объяснение.
В перечне Фоукса де Бреоте (1224 г.) упоминается «эпольер» из черного шелка. Возможно, здесь имелось в виду оплечье-амортизатор или заходящий на плечи воротник.
Специальные воротники, действительно, имелись, их можно разглядеть на нескольких рисунках, изображающих воинов с открытыми авентейлами или снятыми подшлемниками. Снаружи такой воротник обшивался тканью, а внутри мог быть железным или из китового уса. Отдельные воротники были стегаными.
Неизвестно, представляли ли собой воротники отдельную деталь или были частью акетона. Неизвестно и то, как воротник надевался.
С равной вероятностью он мог состоять из двух частей, соединяемых по бокам, или иметь сочленение на одном боку и застежку на другом.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

В конце века для защиты шеи стали применяться горжеты, которые попали в Англию из Франции.
Сюрко представляло собой накидку, носимую поверх доспехов.
Первые сюрко появились во второй четверти XII века и повсеместно распространились к началу XIII века, хотя вплоть до середины XIII века встречались рыцари, не имевшие сюрко. Основное назначение сюрко неизвестно.
Возможно оно защищало доспехи от воды и не давало им раскаляться на солнце.
На сюрко можно было носить свой герб, хотя чаще всего сюрко были одноцветными.
Подкладка сюрко как правило контрастировала с цветом наружного слоя.
На поясе сюрко обычно перехватывали шнуром или ремнем, который одновременно перехватывал и кольчугу, перекладывая часть ее массы с плеч на бедра.
Встречались сюрко, усиленные металлическими пластинами.
В середине XIII века появился новый род доспехов - пластинчатый панцирь, который надевался через голову как пончо, а затем обертывался по бокам и застегивался с помощью завязок или ремешков.
Спереди и по бокам панцирь усиливала пластина из железа или китового уса.

Чешуйчатый панцирь встречался редко. Чешуйчатые панцири иногда встречаются на книжных миниатюрах, но почти всегда их носят сарацины или
какие-либо другие противники христианских рыцарей.
Чешую изготавливали из железа, медного сплава, китового уса или кожи.
Каждую чешуйку крепили к матерчатой или кожаной рубахе таким образом, чтобы верхний ряд чешуек перекрывал нижний.
Встречались несколько основных разновидностей шлема.
Конический шлем мог выковываться из цельного куска железа с добавлением усиливающих накладок или без них, а мог состоять из четырех сегментов, соединенных заклепками, наподобие старого германского шпанген-шлема.
Такие сегментные шлемы использовались и в середине XIII века, но уже тогда считались устаревшими.
К 1200 году встречались полусферические и цилиндрические шлемы. Все шлемы имели назальную пластину, а иногда и забрало.
В конце XII века появились первые примитивные большие шлемы. Первоначально большие шлемы были короче сзади, чем спереди, но уже на печати Ричарда I есть изображение большого шлема одинаково глубокого как спереди, так и сзади.
Закрытые большие шлемы становились все более популярными на протяжении XIII века. Спереди имелась узкая горизонтальная прорезь для глаз, усиленная металлическими накладками.
Плоское дно шлема крепилось к нему заклепками. Хотя дно шлема по соображениям прочности следовало делать коническим или полусферическим, такая форма шлема прижилась и получила распространение довольно поздно.

Источник : «Английский рыцарь 1200-1300 гг.» (Новый Солдат № 10)

Во второй половине XIII века верхнюю часть стенок шлема начинают делать слегка конической, но дно остается плоским. Лишь в 1275 году появляются большие шлемы, у которых верхняя часть представляет собой полный, а не усеченный конус.
К концу века появляются и шлемы с полусферическим дном.
К 1300 году появляются шлемы с забралом.
В середине XIII века появляется шлем-басцинет или сервельер, имеющий сферическую форму. Басцинет могли носить как поверх кольчужного подшлемника, так и под ним.
В последнем случае на голову надевали амортизатор.
Изнутри все шлемы имели амортизаторы, хотя ни одного образца не сохранилось до наших дней. Наиболее ранние из дошедших — амортизаторы
XIV века — представляют собой два слоя холстины, между которыми проложен конский волос, шерсть, сено или другие подобные вещества.
Амортизатор или подклеивался к внутренней стороне шлема, или пришнуровывался через ряд отверстий, или закреплялся заклепками.
Верхняя часть амортизатора регулировалась по глубине, позволяя подогнать шлем под голову владельца так, чтобы прорези оказались на уровне глаз.
У большого шлема подкладка не опускалась на уровень лица, так как там имелись вентиляционные отверстия.
На голове шлем удерживался подбородочным ремнем.
В конце XII века на шлемах появился гребень. Например, такой шлем можно увидеть на второй печати Ричарда I.
Гребень иногда изготавливали из тонкого железного листа, хотя применялись также дерево и ткань, особенно на турнирных шлемах.
Иногда встречались объемные гребни, сделанные из китового уса, дерева, ткани и кожи.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.