Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Фронтальный опрос: способы проведения Устный опрос

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование , интервью, беседа , социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний
































    Разгадайте кроссворд;

    Оценивание

    «Отлично»

    «Хорошо»

    «Удовлетворительно»

    «Неудовлетворительно»

    Предварительный просмотр:

    Система

    Устного опроса

    Проверка

    Качества знаний

    на уроках истории

    Обществознания

    Методы контроля знаний

    Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.
    В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.
    Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.
    Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.
    Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности.
    Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов.
    Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища.
    Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов учащихся.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой.
    Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, и др.), деловые игры.

    Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам.
    Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
    В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
    При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
    При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
    Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

    Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

    Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса.

    Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную,обучающую,развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и специфическая - проверочная функция.
    Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
    Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.
    Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует ученика, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.
    Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
    Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.
    - Объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения;
    - всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков.
    - педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке.

    Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

    При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
    Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы.

    С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии.
    Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.
    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).
    Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.
    Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.
    Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следственные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.
    Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.
    Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявить ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.
    Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
    Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров потому или иному положению ответа.
    Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
    Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.
    Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.
    В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

    Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
    Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся.
    Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие выполняют работу по карточкам.

    В процессе проверки знаний по истории и обществознания я использую различные виды опроса: фронтальный, групповой, индивидуальный. На каждом уроке проводится сразу несколько видов опроса: работа по карточкам, фронтальные ответы, работа с тестовыми заданиями. Это позволяет как можно больше опросить учащихся и меньше затратить времени.

    Опрос на повторительно–обобщающих уроках несколько отличается от опроса на каждом уроке. Необходимо повторить большой объём материала. В основном все повторительно-обобщающие уроки строятся по одному плану с небольшими отличиями. В процессе опроса выделяются такие виды заданий:

    Соотнесите даты и события;

    Решите исторические задачи;

    Разгадайте кроссворд;

    Напишите исторический диктант;

    Выполните работу по карточкам;

    Определите, из какого документа взяты эти строки, определите автора этого документа;

    Письменно ответьте на вопрос.

    В процессе проведения опроса необходимо правильно оценивать ответы детей и научить ребят оценивать ответы своих товарищей.

    Оценивание - метод косвенного наблюдения, состоящий в изучении явления через оценку (3), процесс выставления оценки (4).Оценка знаний и умений - это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания в освоении дисциплины (5). Оценочная активность осуществляется на основе эталона или эталонов, которые выполняют функции критериев определения правильности или неправильности хода отдельных звеньев деятельности, деятельности в целом, качества полученного результата (6).

    Критерии оценки знаний – это требования (признаки), на которые следует ориентироваться при оценке знаний (7).

    Критериями могут выступать качественные характеристики знания. К объективным качествам (отражающим содержание обучения и не зависящим от субъекта) относятся полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость, свернутость; к субъективным (составляющим характеристику личности) - осознанность, гибкость и прочность. Выделенные качества знаний взаимообусловлены, каждое содержит в себе в свернутом виде другие качества (8). Важными качествами знаний выступают полнота, глубина, осознанность.

    Признаками сформированности умений являются гибкость (способность рационально действовать в различных ситуациях), стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи) и прочность (сохранение умения при его продолжительном не использовании; максимальная приближенность в выполнении к реальным условиям и задачам) (9).

    Так как основным видом проверки знаний и умений студентов по дисциплине «Теория и методика обучения истории» является устный опрос в форме зачетов и экзаменов, то критериями устного ответа будут выступать следующие качества знаний:

    Полнота - количество знаний об изучаемом объекте, входящих в программу;

    Глубина - совокупность осознанных знаний об объекте;

    Конкретность - умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний (доказать на примерах основные положения);

    Системность - представление знаний об объекте в системе, с выделением структурных ее элементов, расположенных в логической последовательности;

    Развернутость - способность развернуть знания в ряд последовательных шагов;

    Осознанность - понимание связей между знаниями, умение выделить существенные и несущественные связи, познание способов и принципов получения знаний.

    Кроме того, следует добавить, что немаловажно для будущего учителя истории излагать свои мысли литературным грамотным языком.

    Ответ студента по вопросу дисциплины «Теория и методика обучения истории» оценивается по четырехбальной системе:

    «Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами, персоналиями и др.); в ответе отслеживается четкая структура, выстроенная в логической последовательности; ответ изложен литературным грамотным языком; на возникшие вопросы преподавателя студент давал четкие, конкретные ответы, показывая умение выделять существенные и несущественные моменты материала.

    «Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.

    «Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные выводы; сформированность умений показана слабо, речь неграмотная.

    «Неудовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях, персоналиях); в ответе отсутствуют выводы, сформированность умений не показана, речь неграмотная.

    Предложенные критерии оценки знаний и умений студентов исторического факультета по дисциплине «Теория и методика обучения истории» дают возможность преподавателю в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника-специалиста оценить ответ обучающихся по одной из базовых дисциплин.


    Устный опрос - метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

    Плюсы устного опроса

    • Более гибкий, чем письменный.
    • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
    • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
    • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
    • Заставляет работать в быстром темпе.

    Недостатки:

    • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
    • Не исключает давление авторитета учителя.
    • Оставляет часть учащихся пассивными.
    • Требует много времени.

    Приемы устного опроса

    Принято выделять два вида устного опроса:

    • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
    • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

    Способы проведения фронтального опроса

    Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

    • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый - сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

    Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

    • По цепочке - этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
    • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
    • Программируемый опрос - это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
    • Взаимоопрос - учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

    Письменный опрос

    Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

    Плюсы письменного опроса

    • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
    • Охватывает всех (или многих) учащихся.
    • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
    • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
    • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

    Недостатки способа

    • Требует тщательной подготовки.
    • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализациидифференцированного подхода .
    • Тратится время на проверку ответов.

    Способы проведения письменного опроса

    К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

    • Блиц-контрольная - содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
    • Фактологический диктант - требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
    • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

    Второй вид опроса - письменный опрос. Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) или вопросов, на которые дается ответ. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа. Чтобы понять разницу между этими типами вопросов, рассмотрим два варианта вопроса о школьном финансировании:

    Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо финансировать общее образование?

    Закрытый: Считаете ли Вы, что налог па имущество должен идти на финансирование общего образования?

    Для анализа результатов письменных опросов, содержащих закрытые вопросы, часто используют интервальную шкалу измерений. Как вы помните из главы 4, интервальная шкала не имеет точки истинного нуля, а интервалы между делениями шкалы одинаковы. Чаще всего в опросах используется один из вариантов интервальной шкалы - шкала Ликерта (носящая имя своего изобретателя, Ренсиса Ликерта). Стандартная шкала Ликерта содержит от 5 до 9 точек, каждая из которых соответствует оценке из некоторого множества возможных. Например, при опросе отношения к телевизионному освещению новостей участников могут попросить оценить по 5-балльной шкале, насколько они согласны с определенным набором утверждений. Утверждения могут быть следующими.

    Человек, ведущий программу новостей, должен иметь не менее 5 лет опыта работы профессиональным журналистом.

    КНС НС НУ С АС

    Опрашиваемый обводит точку на шкале, соответствующую его убеждениям. КНС означает «категорически не согласен», НС - «не согласен», НУ - «не уверен» и т. д. Далее, точки можно преобразовать в 5-балльную шкалу (КНС - 1, НС = 2 и т. д.) и объединить ответы на разные вопросы по одной теме.

    Как вы знаете, письменные опросы можно посылать по почте (возможно, вы уже занимались этим) или проводить в группах. Очевидно, что в последнем случае процент людей, заполнивших и вернувших опрос, будет выше. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. Возврат, равный 85% или выше, - это великолепный результат (и очень редкий). 70-85% - это очень хорошо, а 60-70% - более или менее приемлемо (Mangione, 1998). Если возврат ниже 60%, то исследователи начинают беспокоиться о репрезентативности данных. Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется иска жением, вызванным отсутствием ответа (Rogelberg & Luong, 1998). В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать по меньшей мере рискованно.

    При проведении опросов, рассылаемых по почте, неплохой процент возврата получают, если: а) опросник небольшой, его несложно заполнить и он состоит преимущественно из закрытых вопросов, а на открытые вопросы отвечать не обязательно; б) он начинается с относительно интересных вопросов, а более скучные (например, демографические) представлены в конце; в) прежде чем посылать вопросы, участников предупреждают о том, что к ним придет опросник и им будут весьма признательны за помощь; г) отсутствие ответа приводит к дополнительному напоминанию, повторному отправлению опросника и даже телефонному звонку с просьбой заполнить анкету; д) письмо с анкетой выглядит очень профессионально, подпись на письме сделана от руки, а не распечатана на принтере или ксероксе и е) у опрашиваемого не возникает подозрений в том, что опрос -^ это шаг номер один в попытке продать ему что-либо. Также процент возврата можно увеличить, использовав небольшие денежные призы или подарки (Fowler, 1993; Rogelberg & Luong, 1998). При достаточно высоком проценте возврата и правильно разработанных анкетах метод письменного опроса может принести ценную информацию и при этом быть более эффективным и требовать меньших затрат, чем интервью.

    Второй вид опроса - письменный опрос. Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) пли вопросов, на которые дается ответ. Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопрос предполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопрос можно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа. Чтобы понять разницу между этими типами вопросов, рассмотрим два варианта вопроса о школьном финансировании:

    Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо финансировать общее образование?

    Закрытглй: Считаете ли Вы, что налог па имущество должен идти на финансирование общего образования?

    Для анализа результатов письменных опросов, содержащих закрытые вопросы, часто используют интервальную шкалу измерений. Как вы помните из главы 4, интервальная шкала не имеет точки истинного нуля, а интервалы между делениями шкалы одинаковы. Haute всего в опросах используется один из вариантов интервальной шкалы - шкала Лпкерта (носящая имя своего изобретателя, Ренсиса Ликерта). Стандартная шкала Лпкерта содержит от 5 до 9 точек, каждая из которых соответствует оценке из некоторого множества возможных. Например, при опросе отношения к телевизионному освещению новостей участников могут попросить оценить по 5-балльноп шкале, насколько они согласны с определенным « набором утверждений. Утверждения могут быть следующими.

    Человек, ведущий программу новостей, должен иметь не менее 5 лет опыта работы

    профессиональным журналистом.

    Опрашиваемый обводит точку на шкале, соответствующую его убеждениям. КНС означает «категорически не согласен», НС - «не согласен», НУ - «не уверен» и т. д. Далее, точки можно преобразовать в 5-балльную шкалу (КНС = 1, НС = 2 и т. д.) и объединить ответы на разные вопросы по одной теме.

    Как вы знаете, письменные опросы можно посылать по почте (возможно, вы уже занимались этим) или проводить в группах.

    Очевидно, что в последнем случае процент людей, заполнивших и вернувших опрос, будет выше. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. Возврат, равный 85% или выше, - это великолепный результат (и очень редкий). 70-85% - это очень хорошо, а 6070% - более или менее приемлемо (Mangione, 1998). Если возврат ниже 60%, то исследователи начинают беспокоиться о репрезентативности данных. Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа (Rogelberg & Luong, 1998). В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать по меньшей мере рискованно.

    При проведении опросов, рассылаемых по почте, неплохой процент возврата получают, если: а) опросник небольшой, его несложно заполнить и он состоит преимущественно из закрытых вопросов, а на открытые вопросы отвечать не обязательно; б) он начинается с относительно интересных вопросов, а более скучные (например, демографические) представлены в конце; в) прежде чем посылать вопросы, участников предупреждают о том, что к ним придет опросник и им будут весьма признательны за помощь; г) отсутствие ответа приводит к дополнительному напоминанию, повторному отправлению опросника и даже телефонному звонку с просьбой заполнить анкету; д) письмо с анкетой выглядит очень профессионально, подпись на письме сделана от руки, а ис распечатана на принтере или ксероксе и е) у опрашиваемого не возникает подозрений в том, что опрос - это шаг номер один в попытке продать ему что-либо. Также процент возврата можно увеличить, использовав небольшие денежные призы нли подарки (Fowler, 1993; Rogelberg & Luong, 1998). При достаточно высоком проценте возврата и правильно разработанных анкетах метод письменного опроса может принести ценную информацию и при этом быть более эффективным и требовать меньших затрат, чем интервью.



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.