09.03.2020
Презентация на тему животные материков. План-конспект (презентация) урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка). Символ всемирного фонда дикой природы
Познавательное развитие Составление рассказов с иллюстрациями, с рисунками и коллажами Придумывание и отгадывание загадок о животных Беседы с обсуждением: «Звери в лесу», «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка», «Животные Азии», «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика» Рассматривание и изучение энциклопедий, составление вопросов Показ детям видеороликов и презентаций про животных разных мест обитания: «Животные разной среды обитания»
Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «В зоопарке», «Львиная семья», «Кругосветное путешествие»… Дидактические игры: «Земля и её обитатели», «Четвёртый лишний», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Рога, копыта, зубы», «В чём ошибся художник»
Речевое развитие «Как слон спас хозяина от тигра» Б.С.Житкова «Что случилось с крокодилом» М.Москвина «Заяц и ёж» Братьев Гримм «Как я был обезьянкой» Я. Сегель С.Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Как зебра потеряла полоски» Заучивание стихотворений: «Дикие животные»,«Верблюжьи колючки», «Животные» Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга
Художественно-эстетическое развитие Выставка работ из пластилина: «Пингвины», «Животные наших лесов», «Черепашки». Изготовление макетов «Зоопарк», «Тундра», «Зоологический музей» Коллективная работа «Зимовье зверей», «Водный мир». Оригами и ручной труд: «Мордочка котёнка из ваты», «Зайчик» (из полосок), «Здесь всегда лето», «Жирафы», «Кенгуру»
Ольга Васильевна Ремизова
Проект «Животный мир континентов»
Познавательно-творческий проект :
«Животный мир континентов »
Возрастная группа : подготовительная
Состав участников : дети, родители, воспитатели.
Продолжительность : краткосрочный
Сроки проведения :13.05.2019г. - 17.05.2019г.
Актуальность : Мир животных – ярок и разнообразен! Огромное количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без белого медведя, тайгу без Амурского тигра, пустыню без её «корабля» - верблюда? Нужно постараться воспитать бережное отношение ко всему живому , обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой , т. е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, важно объяснять ребенку зависимость внешнего вида животного , его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.
Проект «Животный мир континентов » предоставляет детям большие возможности для познания, изучения мира планеты. В процессе работы над проектом развивается активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, способность работать в коллективе. Вместе с тем формируется бережное отношение ко всему живому , дети начинают осознавать взаимодействие человека с живой природой , т. е. закладываются основы экологического сознания.
Цель : знакомство с разнообразием животного мира , их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира .
освоение детьми пространственных схем и отношений – представление о пространстве мира
Задачи :
Расширять и углублять представления детей о животных и растениях разных материков;
Систематизировать знания детей об умении животных и растений приспосабливаться к среде обитания;
Учить детей по внешнему виду животного определять место обитания;
Закреплять названия континентов : Евразия, Австралия, Африка, Америка, Антарктида.
Формировать представление детей о климатических условиях на разных континентах земли .
Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность и интерес к дальнейшему познанию
План реализации проекта :
1 этап – Подготовительный :
Формулирование целей и задач проекта .
Изучение литературы по теме проекта .
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта .
Анализ предметной среды.
2 этап – Основной
Проектная деятельность :
Беседы :
Беседа «Почему все животные такие разные »
Беседа «Интересные факты о животных Европы »
Беседа «Интересные факты о животных Арктики и Антарктики»
Беседа «Интересные факты о животных Австралиии »
Беседа «Интересные факты об обитателях Южных стран»
Нод Познавательное развитие Тема : «Почему белые медведи не живут в лесу»
Познавательное развитие. Тема «Двугорбый верблюд пустыни»
Конструирование Тема : «Пингвины»
Рисование тема :«Африка»
Видео презентации
«Животные разных континентов »
Презентация «Арктика и Антарктида»
Видеофильм»Животные Арктики и Антарктики»
Видеофильм «Белые медведи»
Презентация «Животные Африки и южных стран»
Презентация «Животные Африки и южных стран»
Презентация «Обитатели пустыни»
Д/игры :
Лото «Загадки о животных разных континентов »
Д/игра «Собери картинку «Животные планеты » .
Д/игра «У кого кто?»
Д/игра «Собери картинку» (Животные Арктики и Антарктики)
Д/игра «Узнай кто спрятался»
Зоологическое лото «Животные мира »
Д/игра «Кто чем питается?»
Д/игра «Где чей домик?»
Д/игра «Животные жарких и холодных стран»
С/ролевые игры :
С/ролевая игра «Путешествие в Африку»
С/ролевая игра «Зоопарк»
С/ролевая игра «Путешественники»
Чтение художественной литературы
Р. Киплин «Слонёнок»
Е. Чарушина «Лев»
Е. Чарушин «Бегемот»
Снегерёв «Отважный пингвиннок»
Пальчиковые игры
«Слон»
«Слон и лев»
«Диакие животные »
Подвижные игры
«Обезьяны»
«Пингвины»
3 этап – Заключительный
Викторина : «Животные континентов »
План-конспект урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)
Предмет «Природоведение»
Класс: 5
Учитель: Неверова Н.Ф. Дата проведения
Тема урока Жизнь на разных материках (Евразия, Северная Америка, Африка)
Тип урока Урок формирования знаний, умений и навыков
Технологии Здоровье- сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поискового обучения
Решаемые проблемы
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география). Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков
Личностные УУД Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Задачи:
1.Помочь учащимся в осознании и осмыслении материала о биоразнообразии животного и растительного мира на разных материках Земли 2.Способствовать умению школьников находить необходимые сведения в тексте учебной статьи и других источниках информации. 3.Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
4. Воспитывать позитивному отношению к учебе, взаимодействию в парной работе, создание комфортной атмосферы между участниками образовательного процесса.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, путеводитель путешествия, мультимедийная презентация, проектор.
Ход урока
Орг. Момент.
Учитель.
Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, но для того чтобы оно было познавательным и приятным возьмите с собой друга, карту путешествия и конечно же хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбка открывает все двери, ну а теперь в путь!
Сейчас мы все вместе выберем маршрут нашего путешествия.
Актуализация знаний
Слайд№2 -3.
Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?
На какие материки делится суша нашей планеты?
Какой материк самый большой?
На каком материке находится Россия - наш дом.
Что такое материк?
Слайд №4
Учитель - ребята, в какое путешествие по морям и океанам мы с вами отправимся? Ответы-в путешествие по материкам.
Учитель предлагает на 1 странице в «Путеводителе путешествия» заполнить колонку «Начало путешествия»
Игра по парам «Откуда вы родом?». Игра предполагает использование ранее полученных знаний о происхождении растений и животных. Учащиеся получают «Путеводитель путешествия» с заданиями - 1. Задание -распределить группы животных и растений по материкам. Класс выполняет задания, однако результат частично отрицательный, поскольку ощущается нехватка знаний.
Учитель - какая проблема у нас возникла?
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Изучение нового материала.
Показ презентации, параллельно работа с учебником - природоведение. 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин., М., Дрофа,2012г.стр.109-114 «Жизнь на разных материках»
Задание №2 «Ориентировка по карте»
Учитель предлагает сделать обзор параграфа №24 стр. 109-113 и выполнить задание №2. 1.Впишите в таблицу «путеводителя путешествия» название материков и обозначьте цифрой на карте. (работа с учебником) Жизнь на разных материках
Название материка |
Представители растительного мира, особенности строения и жизнедеятельности |
Представители животного мира, особенности строения и жизнедеятельности |
Евразия |
||
Слайд №5-6
Учитель рассказывает об особенностях материка - Евразия.
Евра?зия — самый большой материк на Земле. Площадь — 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.
В Евразии представлены все (Арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, пустыня, сухие и влажные тропические леса....). Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.
(Некоторых ребятам учитель предварительно ознакомил с маршрутом путешествия, они подготовили небольшие сообщения об обитателях материков)
Правило номер один - если ты знаешь куда отправляешься и какую цель преследуешь, познакомься заочно с обитателями этих мест.
Слайд №7
1 ученик. Евразия (страна Китай). Рассказывает об особенностях растительного и животного мира.
Учитель заостряет внимание на новом слове - Энде?мики, или энде?мы (от ?νδημος — местный) — виды, роды, семейства или другие и , представители которых обитают на относительно ограниченном , представлены небольшой географической областью. Эндемичные виды растений и животных, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в и как редкие или исчезающие виды.
Слайды 8-16
Знакомство с животным миром разных природных зон (ребята выделяют животных которые встречаются в нашей Ульяновской области)
Слайд №17
Физ. минутка
Учитель предлагает ребятам, перед тем как отправиться на новый материк расслабиться и представить следующую ситуацию - ребята повстречали таких же путешественников как они. Их надо поприветствовать (встают поворачиваются к соседней паре ребят, жмут друг другу руки, похлопывают улыбаясь по одному и другому плечу еще раз жмут руки и прощаются взмахом руки в сопровождении теплых словесных пожеланий).
Слайд №18
Учитель предлагает ребятам отправиться в Африку.
А?фрика — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга
Слайд №19
2 ученик рассказывает о самом знаменитом растении материка - баобаб.
Баобаб
Высотой этот вид баобаба может быть до 30 метров, окружность достигает отметки в 15,9 м
Баобаб предпочитает расти в саваннах. Это дерево считается не только наиболее толстым деревом на планете, но и деревом-долгожителем. Радиоуглеродный анализ показал, что баобаб может жить тысячи лет. Это дерево не пугают ни бури, ни засуха. Во время ливней, он напитывает в себя влагу. Если это дерево упало, оно укореняется и продолжает расти, а на месте содранной коры вырастает новая. Каждый цветок баобаба цветет одну ночь, увядая на рассвете. Несмотря на то, что баобаб считается лакомством слонов, листья, плоды и даже семена этого дерева применяют в кулинарии жители тех мест, где оно растет. Кора и корни используются в текстильном производстве, а древесина - для краски и топлива
Слайд №20
3 ученик рассказывает о трубкозубе.
Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пять минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.
Слайд №21
Работа с учебником.
Слайд №22
Учитель. Путешествие в Северную Америку.
Се?верная Аме?рика — один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного
полушария Земли.
Слайд №23
4 ученик. Рассказывает о секвойи - хвойное дерево.
Учитель обращает внимание на слово - Кордилье?ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.
Слайд № 24
5 ученик. Рассказывает о снежном баране - толстороге.
Слайд №25
Работа с учебником.
Что это за животное?
Слайд №27
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Вывод:
Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля
Живые организмы заселяют все уголки земного шара.
Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.
Закрепление изученного материала.
Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги, кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика - 1.понравилось путешествие, я узнал много интересного
2.не понравилось, мне было не интересно.
Рефлексия
Игра по группам. «Экологический кодекс жителей Земли» (если останется время)
Учащимся предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце Кодекс обсуждается и дополняется участниками.
Домашнее задание: учебник - стр.109-114 «Жизнь на разных материках». Вопросы 1-7.стр 114.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект (презентация) урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)»
Жизнь на разных материках (5 класс -1урок)
Живые существа заселили все материки нашей планеты.
МБОУ СШ № 10 город Димитровград
Ульяновская область
Учитель биологии Н.Ф.Неверова.
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Антарктида
вода
суша
Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?
На какие материки делится суша нашей планеты?(стр109-111)
Материк – крупнейшая часть____ , со всех сторон окруженная _______ .
суши
водой
1.Евразия 2. Африка 3. Северная Америка
4.Южная Америка 5. Австралия 6. Антарктида
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ Евразия, Африка, Северная Америка
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
ЗАДАЧИ ПУТЕШЕСТВИЯ :
Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков
- Евра́зия - самый большой материк на Земле. Площадь - 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.
Природные зоны
- В Евразии представлены все природные зоны. Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.
Арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, пустыня, сухие и влажные тропические леса...
Страна Китай
энде́мик
Рисовые поля
Символ всемирного фонда дикой природы
- В горных лесах Южного Китая сохранились бамбуковый медведь панда, черный гималайский медведь, леопард.
Животный мир Евразии. Тундра
Белая куропатка
Северный олень.
Тундровая куропатка
- Заяц-беляк.
На летний период в тундру прилетают.
Чайки (розовая) Гагары Лебеди
Животный мир Евразии. Тайга
Волк, бурый медведь, лиса, лось, рысь, белка.
Росомаха Каменная куница
Тетерев, глухарь, рябчик, клест.
- Степные животные - степной хорек, суслики, различные мыши. Из крупных животных сохранился сайгак.
- Разнообразны птицы - жаворонки, ласточки, соколы.
Пустыня, полупустыня
- В полупустынях и пустынях преобладают пресмыкающиеся, грызуны, копытные.
- В Центральной Азии обитают двугорбые верблюды, дикие ослы - куланы.
- Для Индии и Индокитая характерно обилие обезьян, большое количество различных пресмыкающихся, особенно ядовитых змей. Многие животные, обитающие в Евразии, занесены в Красную книгу: зубр, уссурийский тигр, кулан и др.
Физкультминутка
- Два друга повстречались в путешествии, они улыбаются, жмут друг другу руки, похлопывают одобрительно по одному, потом по другому плечу и жестом рук говорят - «пока» и расстаются.
А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга
Баобаб – самое знаменитое растение материка
15,9 м .
Необычное животное материка
Трубкозуб
- Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пяТь минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.
Прочитайте на странице №110 в абзаце «Африка» об этом удивительном животном.
Что вы можете рассказать о жирафе:
Почему его называют сторожем для обитающих по соседству животных? Чем питается это животное?
Какие особенности в его строении?
ЖИРАФ - САМОЕ ВЫСОКОЕ ЖИВОТНОЕ НА СВЕТЕ (ДО 6 М.)
Северная Америка
Черноногий хорек
Краснохвостый сарыч
Се́верная Аме́рика - один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного
полушария Земли.
Секвойя
Скунс
Северная
Америка
Карибу
Северная часть североамериканского континента покрыта хвойными лесами. Эта среда обитания животных и живущие там виды животных похожи на азиатские.
Красная рысь
Кордилье́ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.
Секвойи – хвойное дерево
Снежный баран -толсторог
- Снежный баран обитает в горах и на Великой равнине в Северной Америке. Шкура его окрашена в коричневый цвет с большим белым пятном сзади. У самцов большие тяжелые, закрученные спиралью рога, у самки они меньше и легче. Летом самцы и самки живут отдельно друг от друга. Осенью они сходятся и самцы устраивают между собой жестокие битвы, сшибаясь большими рогами. Снежные бараны питаются различными растениями.
ПОЛОСАТЫЙ СКУНС
Прочитайте на странице №110 абзац «Северная Америка» об удивительном животном.
Что это за животное?
Опишите окраску шерсти зверька.
Какие особенности в его поведении?
Какие материки мы исследовали?
Куда мы отправимся в следующем путешествии?
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
- Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля
- Живые организмы заселяют все уголки земного шара.
- Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.
Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги, кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика - понравилось путешествие, я узнал много интересного
На этом уроке вы изучите тему «Растения и животные разных материков». Вы познакомитесь с наиболее яркими представителями растительного и животного мира, которые располагаются на разных материках нашей планеты, их образом жизни, особенностями поведения.
В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. (Рис. 1).
Познакомимся с некоторыми растениями и животными каждого из материков .
Растения и животные Евразии.
Это самый большой материк на Земле. На нем находится Россия. Но сегодня мы познакомимся с яркими представителями других стран, например, Китая.
Здесь выращивают культурное растение, известное на весь мир, название которого в переводе означает: «основа питания человека». Это рис. (Рис. 2). Сейчас эту культуру научились возделывать во многих странах мира. Народы Азии обожествляют это растение, называя символом солнца и пищей богов. Поля с этим растением выглядят довольно необычно (Рис. 3). Они полностью залиты водой.
Рис. 2. Растение рис
Рис. 3. Рисовое поле
Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом. Жители Азии обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больше, чем на сухом поле. Свидетельства, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Китае, показывают, что рис там выращивают уже 8 тыс. лет. На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода. Вода на залитом поле, по-видимому, уничтожает все сорняки. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немножечко помочь, например, сжечь остатки ростков на сухом поле и перемешать их с землей, разбросать выделения животных или остатки пищи. Разведение на затопленном поле рыбы или уток тоже удобряет почву.
Обработка поля. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю. Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение её в однородную грязь. При перемешивании земли, рисовые зерна высаживают в специальные парники. Это делается для того, чтобы выделить сильные ростки и улучшить условия для начального роста. Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты около 10 см. Делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно сажать в землю, их просто бросают в воду, и они укореняются сами. Каждый килограмм риса, который мы покупаем, полит в среднем 4 тыс. литрами воды. Китайцы научились большому искусству регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля. Вода в каналах находится в постоянном движении и не застаивается. Рис можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2 тыс. лет подряд, что не характерно для других культур.
Животные Китая.
Одно из животных Китая - большая панда. Живет только здесь. Она относится к числу редких малоизученных животных. (Рис. 4).
Рис. 4. Большая панда
Большая панда была обнаружена в 1869 году, а поймана лишь через 68 лет. Одно время она даже считалась вымершей. Только в 1937 году поймали первую большую панду - юную самочку, которую назвали Сулинь. Но она недолго прожила в неволе и через год умерла. У охотников за пандами теперь было больше опыта. И вскоре они поймали еще одну самку, нареченную именем Мей-Мей.
Само слово "панда" происходит от местного названия этого зверя, что означает «пожиратель бамбука». Это животное питается только тонкими ростками бамбука. Большая панда, или бамбуковый медведь — млекопитающее семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти, обладающее некоторыми признаками енотов. Длина тела большой панды около 1,5 метра. Мех густой и очень красиво окрашен.
Животные Африки.
В Африке обитает самое высокое животное на свете - это жираф. Благодаря невероятно длинной шее, его рост достигает 6 метров. (Рис. 5). Такой рост и очень острое зрение позволяет ему замечать движущие объекты на расстоянии около 1 км. Не случайно жираф оказывается сторожем обитающим по соседству животным: антилопе, зебре, страусу. Кормится жираф листьями деревьев.
Рис. 5. Жираф
Африка - самый жаркий материк нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10м баобаб запасает воду. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 тонн воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет. (Рис. 6). Каждый цветок баобаба живет только одну ночь и вянет на рассвете. Лакомясь пыльцой и нектаром цветков, летучие мыши и лемуры опыляют их. Ночью эти животные таинственно шуршат листвой на дереве. Недаром африканцы верили, что в каждом цветке баобаба живет дух.
Рис. 6. Баобаб
Среди растений этого материка особенно интересны растущие хвойные деревья - секвойи. Это деревья гиганты: более 100 м в высоту и до 10 метров в поперечнике. (Рис. 7). Они живут по нескольку тысяч лет. А шишка секвойи размером с большую дыню.
Рис. 7. Секвойя
Животные Северной Америки.
Из животных Северной Америки назовем небольшого зверька, которого здесь знают абсолютно все. Он не от кого и не прячется. Это скунс. (Рис. 8). Широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает к себе внимание. Приблизиться к нему мало кто решается. При опасности он испускает такой отвратительный запах, что ни звери, ни люди не выдерживают, а поскорее убегают подальше.
Рис. 8. Полосатый скунс
У секвойи превосходная древесина, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Секвойя не только приспособлена к тому, чтобы выжить, перенося лесные пожары, но и нуждается в них. Без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Секвойя любит солнце. Её молодые деревца не могут выжить в густой еловой поросли у подножья взрослых деревьев. Её семена трудно прорастают сквозь слой опавшей листвы и хвои. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою.
Самое высокое дерево в мире - секвойя Гиперион, высота которого составляет 115.61 м.
Природа наделила этих животных оружием необычным, но очень эффективным: разворачиваясь «тылом», они брызжут желтой маслянистой жидкостью. Плотная струя летит на 4-5 метров! Основное вещество в «химическом оружии» скунса - этилмеркаптан. Человек чувствует его запах, даже если вдохнет его только 0,000000000002 г!
Здесь на реке Амазонка встречается самое удивительное растение мира: кувшинка Виктория регия. Листья этой кувшинки бывают до 2 м диаметром. На таком листе может сидеть ребенок. (Рис. 9). Лист не идет ко дну даже после того, как на него положили 9 кг доску, на которую стала женщина массой 63 кг. Легко посчитать, что лист выдержал груз 72 кг.
Рис. 9. Кувшинка Виктория регия
В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка - серая агриппа (Рис. 10).
Размах её крыльев почти 30 см. Здесь живет и самый большой жук в мире: дровосек - титан. Его длина 18 см.
Рис. 10. Серая агриппа
Австралия - это самый маленький и самый сухой материк. Самые известные растения этого материка - эвкалипты. (Рис. 11). Есть и небольшие кустарники.
Рис. 11. Эвкалипт
Рис. 12. Кенгуру
Сумчатые животные - это древняя группа млекопитающих, появившаяся на Земле более 60 млн. лет назад. Их насчитывают около 250 видов, из которых 180 видов обитают в Австралии и на соседних с ней островах. Только одних кенгуру современных и вымерших известно около 50 видов. (Рис. 12). Австралия - царство сумчатых млекопитающих. Здесь водятся сумчатый волк, сумчатый крот, сумчатая мышь, сумчатый медведь. Разумеется, сумчатый волк, не состоит ни в каком родстве с живущим в наших краях волком. Все сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародыши, чем на молодых зверят. Самый крупный из ныне живущих сумчатых - серый кенгуру. Его длина - 3 метра, а масса - 80 кг. У него рождается крохотный детеныш, длина которого 3 см и масса всего лишь 2 г. Однако, это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, найти сосок и прикрепиться к нему. Кенгуренок слаб и не может сам сосать. Молоко впрыскивается ему матерью при помощи сокращения особой мышцы - сжимателя молочной железы. Детеныш кенгуру, почувствовав опасность, прыгает к матери в сумку. Он проделывает это, даже подрастая и становясь взрослым. Забавное это зрелище.
В Австралии живут разные виды кенгуру. От карликовых, размером с зайца, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке, на животе.
Рис. 13. Лишайник
Рис. 14. Пингвин
К суровым условиям этого материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. (Рис. 13). Самое знаменитое животное Антарктиды - это пингвины. (Рис. 14). Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду. В основном, рыбу.
1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.
2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.
3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.
1. Энциклопедия Вокруг света ().
2. Географический справочник ().
3. Факты о материке Австралия ().
1. Расскажите, как животные приспособились к жизни в Антарктиде.
2. На каком материке находится наша страна? Какие интересные растения вам известны?
3. Что вы знаете о скунсе? Каким оружием наделила его природа?
4. * Подготовьте небольшое сообщение о необычных растениях и животных разных материков.