Презентация на тему животные материков. План-конспект (презентация) урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка). Символ всемирного фонда дикой природы

Познавательное развитие Составление рассказов с иллюстрациями, с рисунками и коллажами Придумывание и отгадывание загадок о животных Беседы с обсуждением: «Звери в лесу», «Животные жарких стран: Африка, Австралия, Южная Америка», «Животные Азии», «Животные полярных районов Земли: Арктика, Антарктика» Рассматривание и изучение энциклопедий, составление вопросов Показ детям видеороликов и презентаций про животных разных мест обитания: «Животные разной среды обитания»

Сюжетно – ролевые игры: «Путешественники», «В зоопарке», «Львиная семья», «Кругосветное путешествие»… Дидактические игры: «Земля и её обитатели», «Четвёртый лишний», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Рога, копыта, зубы», «В чём ошибся художник»

Речевое развитие «Как слон спас хозяина от тигра» Б.С.Житкова «Что случилось с крокодилом» М.Москвина «Заяц и ёж» Братьев Гримм «Как я был обезьянкой» Я. Сегель С.Маршака: «Зоосад. Слон. Зебры. Лебедёнок. Жираф. Верблюд. Пингвин. Белые медведи. Совята. Тигрёнок. Страусенок. Эскимосская собака. Обезьяна. Где обедал воробей?» (из цикла «Детки в клетке»), «Как зебра потеряла полоски» Заучивание стихотворений: «Дикие животные»,«Верблюжьи колючки», «Животные» Чтение и заучивание поговорок, пословиц о животных Прослушивание аудиозаписи «Маугли» Кипплинга

Художественно-эстетическое развитие Выставка работ из пластилина: «Пингвины», «Животные наших лесов», «Черепашки». Изготовление макетов «Зоопарк», «Тундра», «Зоологический музей» Коллективная работа «Зимовье зверей», «Водный мир». Оригами и ручной труд: «Мордочка котёнка из ваты», «Зайчик» (из полосок), «Здесь всегда лето», «Жирафы», «Кенгуру»

Ольга Васильевна Ремизова
Проект «Животный мир континентов»

Познавательно-творческий проект :

«Животный мир континентов »

Возрастная группа : подготовительная

Состав участников : дети, родители, воспитатели.

Продолжительность : краткосрочный

Сроки проведения :13.05.2019г. - 17.05.2019г.

Актуальность : Мир животных – ярок и разнообразен! Огромное количество животных и птиц обитает в разных природно-климатических зонах и, порою, с ними ассоциируется. Как представить Арктику без белого медведя, тайгу без Амурского тигра, пустыню без её «корабля» - верблюда? Нужно постараться воспитать бережное отношение ко всему живому , обратить внимание детей на взаимодействие человека с живой природой , т. е. заложить основы экологического сознания. Вместе с тем, важно объяснять ребенку зависимость внешнего вида животного , его образа жизни и повадок от окружающих его природных условий.

Проект «Животный мир континентов » предоставляет детям большие возможности для познания, изучения мира планеты. В процессе работы над проектом развивается активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, способность работать в коллективе. Вместе с тем формируется бережное отношение ко всему живому , дети начинают осознавать взаимодействие человека с живой природой , т. е. закладываются основы экологического сознания.

Цель : знакомство с разнообразием животного мира , их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира .

освоение детьми пространственных схем и отношений – представление о пространстве мира

Задачи :

Расширять и углублять представления детей о животных и растениях разных материков;

Систематизировать знания детей об умении животных и растений приспосабливаться к среде обитания;

Учить детей по внешнему виду животного определять место обитания;

Закреплять названия континентов : Евразия, Австралия, Африка, Америка, Антарктида.

Формировать представление детей о климатических условиях на разных континентах земли .

Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность и интерес к дальнейшему познанию

План реализации проекта :

1 этап – Подготовительный :

Формулирование целей и задач проекта .

Изучение литературы по теме проекта .

Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта .

Анализ предметной среды.

2 этап – Основной

Проектная деятельность :

Беседы :

Беседа «Почему все животные такие разные »

Беседа «Интересные факты о животных Европы »

Беседа «Интересные факты о животных Арктики и Антарктики»

Беседа «Интересные факты о животных Австралиии »

Беседа «Интересные факты об обитателях Южных стран»

Нод Познавательное развитие Тема : «Почему белые медведи не живут в лесу»

Познавательное развитие. Тема «Двугорбый верблюд пустыни»

Конструирование Тема : «Пингвины»

Рисование тема :«Африка»

Видео презентации

«Животные разных континентов »

Презентация «Арктика и Антарктида»

Видеофильм»Животные Арктики и Антарктики»

Видеофильм «Белые медведи»

Презентация «Животные Африки и южных стран»

Презентация «Животные Африки и южных стран»

Презентация «Обитатели пустыни»

Д/игры :

Лото «Загадки о животных разных континентов »

Д/игра «Собери картинку «Животные планеты » .

Д/игра «У кого кто?»

Д/игра «Собери картинку» (Животные Арктики и Антарктики)

Д/игра «Узнай кто спрятался»

Зоологическое лото «Животные мира »

Д/игра «Кто чем питается?»

Д/игра «Где чей домик?»

Д/игра «Животные жарких и холодных стран»

С/ролевые игры :

С/ролевая игра «Путешествие в Африку»

С/ролевая игра «Зоопарк»

С/ролевая игра «Путешественники»

Чтение художественной литературы

Р. Киплин «Слонёнок»

Е. Чарушина «Лев»

Е. Чарушин «Бегемот»

Снегерёв «Отважный пингвиннок»

Пальчиковые игры

«Слон»

«Слон и лев»

«Диакие животные »

Подвижные игры

«Обезьяны»

«Пингвины»

3 этап – Заключительный

Викторина : «Животные континентов »

План-конспект урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)

Предмет «Природоведение»

Класс: 5

Учитель: Неверова Н.Ф. Дата проведения

Тема урока Жизнь на разных материках (Евразия, Северная Америка, Африка)

Тип урока Урок формирования знаний, умений и навыков

Технологии Здоровье- сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поискового обучения

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география). Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков

Личностные УУД Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

Задачи:

1.Помочь учащимся в осознании и осмыслении материала о биоразнообразии животного и растительного мира на разных материках Земли 2.Способствовать умению школьников находить необходимые сведения в тексте учебной статьи и других источниках информации. 3.Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.

4. Воспитывать позитивному отношению к учебе, взаимодействию в парной работе, создание комфортной атмосферы между участниками образовательного процесса.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, путеводитель путешествия, мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

Орг. Момент.

Учитель.

Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, но для того чтобы оно было познавательным и приятным возьмите с собой друга, карту путешествия и конечно же хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбка открывает все двери, ну а теперь в путь!

Сейчас мы все вместе выберем маршрут нашего путешествия.

Актуализация знаний

Слайд№2 -3.

Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?

На какие материки делится суша нашей планеты?

Какой материк самый большой?

На каком материке находится Россия - наш дом.

Что такое материк?

Слайд №4

Учитель - ребята, в какое путешествие по морям и океанам мы с вами отправимся? Ответы-в путешествие по материкам.

Учитель предлагает на 1 странице в «Путеводителе путешествия» заполнить колонку «Начало путешествия»

Игра по парам «Откуда вы родом?». Игра предполагает использование ранее полученных знаний о происхождении растений и животных. Учащиеся получают «Путеводитель путешествия» с заданиями - 1. Задание -распределить группы животных и растений по материкам. Класс выполняет задания, однако результат частично отрицательный, поскольку ощущается нехватка знаний.

Учитель - какая проблема у нас возникла?

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

Изучение нового материала.

Показ презентации, параллельно работа с учебником - природоведение. 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин., М., Дрофа,2012г.стр.109-114 «Жизнь на разных материках»

Задание №2 «Ориентировка по карте»

Учитель предлагает сделать обзор параграфа №24 стр. 109-113 и выполнить задание №2. 1.Впишите в таблицу «путеводителя путешествия» название материков и обозначьте цифрой на карте. (работа с учебником) Жизнь на разных материках

Название материка

Представители растительного мира, особенности строения и жизнедеятельности

Представители

животного мира,

особенности строения и жизнедеятельности

Евразия

Слайд №5-6

Учитель рассказывает об особенностях материка - Евразия.

Евра?зия — самый большой материк на Земле. Площадь — 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.

В Евразии представлены все (Арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, пустыня, сухие и влажные тропические леса....). Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.

(Некоторых ребятам учитель предварительно ознакомил с маршрутом путешествия, они подготовили небольшие сообщения об обитателях материков)

Правило номер один - если ты знаешь куда отправляешься и какую цель преследуешь, познакомься заочно с обитателями этих мест.

Слайд №7

1 ученик. Евразия (страна Китай). Рассказывает об особенностях растительного и животного мира.

Учитель заостряет внимание на новом слове - Энде?мики, или энде?мы (от ?νδημος — местный) — виды, роды, семейства или другие и , представители которых обитают на относительно ограниченном , представлены небольшой географической областью. Эндемичные виды растений и животных, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в и как редкие или исчезающие виды.

Слайды 8-16

Знакомство с животным миром разных природных зон (ребята выделяют животных которые встречаются в нашей Ульяновской области)

Слайд №17

Физ. минутка

Учитель предлагает ребятам, перед тем как отправиться на новый материк расслабиться и представить следующую ситуацию - ребята повстречали таких же путешественников как они. Их надо поприветствовать (встают поворачиваются к соседней паре ребят, жмут друг другу руки, похлопывают улыбаясь по одному и другому плечу еще раз жмут руки и прощаются взмахом руки в сопровождении теплых словесных пожеланий).

Слайд №18

Учитель предлагает ребятам отправиться в Африку.

А?фрика — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга

Слайд №19

2 ученик рассказывает о самом знаменитом растении материка - баобаб.

Баобаб

Высотой этот вид баобаба может быть до 30 метров, окружность достигает отметки в 15,9 м

Баобаб предпочитает расти в саваннах. Это дерево считается не только наиболее толстым деревом на планете, но и деревом-долгожителем. Радиоуглеродный анализ показал, что баобаб может жить тысячи лет. Это дерево не пугают ни бури, ни засуха. Во время ливней, он напитывает в себя влагу. Если это дерево упало, оно укореняется и продолжает расти, а на месте содранной коры вырастает новая. Каждый цветок баобаба цветет одну ночь, увядая на рассвете. Несмотря на то, что баобаб считается лакомством слонов, листья, плоды и даже семена этого дерева применяют в кулинарии жители тех мест, где оно растет. Кора и корни используются в текстильном производстве, а древесина - для краски и топлива

Слайд №20

3 ученик рассказывает о трубкозубе.

Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пять минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.

Слайд №21

Работа с учебником.

Слайд №22

Учитель. Путешествие в Северную Америку.

Се?верная Аме?рика — один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного

полушария Земли.

Слайд №23

4 ученик. Рассказывает о секвойи - хвойное дерево.

Учитель обращает внимание на слово - Кордилье?ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.

Слайд № 24

5 ученик. Рассказывает о снежном баране - толстороге.

Слайд №25

Работа с учебником.

Что это за животное?

Слайд №27

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

Вывод:

Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля

Живые организмы заселяют все уголки земного шара.

Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.

Закрепление изученного материала.

Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги, кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»

Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика - 1.понравилось путешествие, я узнал много интересного

2.не понравилось, мне было не интересно.

Рефлексия

Игра по группам. «Экологический кодекс жителей Земли» (если останется время)

Учащимся предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Домашнее задание: учебник - стр.109-114 «Жизнь на разных материках». Вопросы 1-7.стр 114.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект (презентация) урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)»

Жизнь на разных материках (5 класс -1урок)

Живые существа заселили все материки нашей планеты.

МБОУ СШ № 10 город Димитровград

Ульяновская область

Учитель биологии Н.Ф.Неверова.


Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Антарктида

вода

суша

Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?

На какие материки делится суша нашей планеты?(стр109-111)


Материк – крупнейшая часть____ , со всех сторон окруженная _______ .

суши

водой

1.Евразия 2. Африка 3. Северная Америка

4.Южная Америка 5. Австралия 6. Антарктида


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ Евразия, Африка, Северная Америка

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

ЗАДАЧИ ПУТЕШЕСТВИЯ :

Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков


  • Евра́зия - самый большой материк на Земле. Площадь - 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.

Природные зоны

  • В Евразии представлены все природные зоны. Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.

Арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, пустыня, сухие и влажные тропические леса...


Страна Китай

энде́мик

Рисовые поля

Большая панда

Символ всемирного фонда дикой природы


  • В горных лесах Южного Китая сохранились бамбуковый медведь панда, черный гималайский медведь, леопард.

Животный мир Евразии. Тундра

Белая куропатка

Северный олень.

Тундровая куропатка

  • Заяц-беляк.

На летний период в тундру прилетают.

Чайки (розовая) Гагары Лебеди


Животный мир Евразии. Тайга

Волк, бурый медведь, лиса, лось, рысь, белка.


Росомаха Каменная куница


Тетерев, глухарь, рябчик, клест.


  • Степные животные - степной хорек, суслики, различные мыши. Из крупных животных сохранился сайгак.
  • Разнообразны птицы - жаворонки, ласточки, соколы.

Пустыня, полупустыня



Физкультминутка

  • Два друга повстречались в путешествии, они улыбаются, жмут друг другу руки, похлопывают одобрительно по одному, потом по другому плечу и жестом рук говорят - «пока» и расстаются.

А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга


Баобаб – самое знаменитое растение материка

15,9 м .


Необычное животное материка

Трубкозуб

  • Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пяТь минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.

Прочитайте на странице №110 в абзаце «Африка» об этом удивительном животном.

Что вы можете рассказать о жирафе:

Почему его называют сторожем для обитающих по соседству животных? Чем питается это животное?

Какие особенности в его строении?

ЖИРАФ - САМОЕ ВЫСОКОЕ ЖИВОТНОЕ НА СВЕТЕ (ДО 6 М.)


Северная Америка

Черноногий хорек

Краснохвостый сарыч

Се́верная Аме́рика - один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного

полушария Земли.

Секвойя

Скунс

Северная

Америка

Карибу

Северная часть североамериканского континента покрыта хвойными лесами. Эта среда обитания животных и живущие там виды животных похожи на азиатские.

Красная рысь


Кордилье́ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.

Секвойи – хвойное дерево


Снежный баран -толсторог

  • Снежный баран обитает в горах и на Великой равнине в Северной Америке. Шкура его окрашена в коричневый цвет с большим белым пятном сзади. У самцов большие тяжелые, закрученные спиралью рога, у самки они меньше и легче. Летом самцы и самки живут отдельно друг от друга. Осенью они сходятся и самцы устраивают между собой жестокие битвы, сшибаясь большими рогами. Снежные бараны питаются различными растениями.

ПОЛОСАТЫЙ СКУНС

Прочитайте на странице №110 абзац «Северная Америка» об удивительном животном.

Что это за животное?

Опишите окраску шерсти зверька.

Какие особенности в его поведении?


Какие материки мы исследовали?

Куда мы отправимся в следующем путешествии?


С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

  • Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля
  • Живые организмы заселяют все уголки земного шара.
  • Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.

Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги, кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»

Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика - понравилось путешествие, я узнал много интересного

На этом уроке вы изучите тему «Растения и животные разных материков». Вы познакомитесь с наиболее яркими представителями растительного и животного мира, которые располагаются на разных материках нашей планеты, их образом жизни, особенностями поведения.

В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида. (Рис. 1).

Познакомимся с некоторыми растениями и животными каждого из материков .

Растения и животные Евразии.

Это самый большой материк на Земле. На нем находится Россия. Но сегодня мы познакомимся с яркими представителями других стран, например, Китая.

Здесь выращивают культурное растение, известное на весь мир, название которого в переводе означает: «основа питания человека». Это рис. (Рис. 2). Сейчас эту культуру научились возделывать во многих странах мира. Народы Азии обожествляют это растение, называя символом солнца и пищей богов. Поля с этим растением выглядят довольно необычно (Рис. 3). Они полностью залиты водой.

Рис. 2. Растение рис

Рис. 3. Рисовое поле

Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом. Жители Азии обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больше, чем на сухом поле. Свидетельства, обнаруженные в ходе археологических раскопок в Китае, показывают, что рис там выращивают уже 8 тыс. лет. На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода. Вода на залитом поле, по-видимому, уничтожает все сорняки. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немножечко помочь, например, сжечь остатки ростков на сухом поле и перемешать их с землей, разбросать выделения животных или остатки пищи. Разведение на затопленном поле рыбы или уток тоже удобряет почву.

Обработка поля. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю. Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение её в однородную грязь. При перемешивании земли, рисовые зерна высаживают в специальные парники. Это делается для того, чтобы выделить сильные ростки и улучшить условия для начального роста. Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты около 10 см. Делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно сажать в землю, их просто бросают в воду, и они укореняются сами. Каждый килограмм риса, который мы покупаем, полит в среднем 4 тыс. литрами воды. Китайцы научились большому искусству регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля. Вода в каналах находится в постоянном движении и не застаивается. Рис можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2 тыс. лет подряд, что не характерно для других культур.

Животные Китая.

Одно из животных Китая - большая панда. Живет только здесь. Она относится к числу редких малоизученных животных. (Рис. 4).

Рис. 4. Большая панда

Большая панда была обнаружена в 1869 году, а поймана лишь через 68 лет. Одно время она даже считалась вымершей. Только в 1937 году поймали первую большую панду - юную самочку, которую назвали Сулинь. Но она недолго прожила в неволе и через год умерла. У охотников за пандами теперь было больше опыта. И вскоре они поймали еще одну самку, нареченную именем Мей-Мей.

Само слово "панда" происходит от местного названия этого зверя, что означает «пожиратель бамбука». Это животное питается только тонкими ростками бамбука. Большая панда, или бамбуковый медведь — млекопитающее семейства медвежьих со своеобразной чёрно-белой окраской шерсти, обладающее некоторыми признаками енотов. Длина тела большой панды около 1,5 метра. Мех густой и очень красиво окрашен.

Животные Африки.

В Африке обитает самое высокое животное на свете - это жираф. Благодаря невероятно длинной шее, его рост достигает 6 метров. (Рис. 5). Такой рост и очень острое зрение позволяет ему замечать движущие объекты на расстоянии около 1 км. Не случайно жираф оказывается сторожем обитающим по соседству животным: антилопе, зебре, страусу. Кормится жираф листьями деревьев.

Рис. 5. Жираф

Африка - самый жаркий материк нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений этого материка - баобаб. В стволе толщиной до 10м баобаб запасает воду. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 тонн воды. В засушливые годы дерево немного худеет, а после дождей опять полнеет. (Рис. 6). Каждый цветок баобаба живет только одну ночь и вянет на рассвете. Лакомясь пыльцой и нектаром цветков, летучие мыши и лемуры опыляют их. Ночью эти животные таинственно шуршат листвой на дереве. Недаром африканцы верили, что в каждом цветке баобаба живет дух.

Рис. 6. Баобаб

Среди растений этого материка особенно интересны растущие хвойные деревья - секвойи. Это деревья гиганты: более 100 м в высоту и до 10 метров в поперечнике. (Рис. 7). Они живут по нескольку тысяч лет. А шишка секвойи размером с большую дыню.

Рис. 7. Секвойя

Животные Северной Америки.

Из животных Северной Америки назовем небольшого зверька, которого здесь знают абсолютно все. Он не от кого и не прячется. Это скунс. (Рис. 8). Широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает к себе внимание. Приблизиться к нему мало кто решается. При опасности он испускает такой отвратительный запах, что ни звери, ни люди не выдерживают, а поскорее убегают подальше.

Рис. 8. Полосатый скунс

У секвойи превосходная древесина, которая высоко ценится в столярном деле. Она почти не подвержена действию огня. Секвойя не только приспособлена к тому, чтобы выжить, перенося лесные пожары, но и нуждается в них. Без них секвойи не дожили бы до нашего времени. Секвойя любит солнце. Её молодые деревца не могут выжить в густой еловой поросли у подножья взрослых деревьев. Её семена трудно прорастают сквозь слой опавшей листвы и хвои. Пожар, не причиняя большого вреда лесным гигантам, выжигает подлесок и лежащую на земле хвою.

Самое высокое дерево в мире - секвойя Гиперион, высота которого составляет 115.61 м.

Природа наделила этих животных оружием необычным, но очень эффективным: разворачиваясь «тылом», они брызжут желтой маслянистой жидкостью. Плотная струя летит на 4-5 метров! Основное вещество в «химическом оружии» скунса - этилмеркаптан. Человек чувствует его запах, даже если вдохнет его только 0,000000000002 г!

Здесь на реке Амазонка встречается самое удивительное растение мира: кувшинка Виктория регия. Листья этой кувшинки бывают до 2 м диаметром. На таком листе может сидеть ребенок. (Рис. 9). Лист не идет ко дну даже после того, как на него положили 9 кг доску, на которую стала женщина массой 63 кг. Легко посчитать, что лист выдержал груз 72 кг.

Рис. 9. Кувшинка Виктория регия

В Южной Америке обитает самая большая в мире бабочка - серая агриппа (Рис. 10).

Размах её крыльев почти 30 см. Здесь живет и самый большой жук в мире: дровосек - титан. Его длина 18 см.

Рис. 10. Серая агриппа

Австралия - это самый маленький и самый сухой материк. Самые известные растения этого материка - эвкалипты. (Рис. 11). Есть и небольшие кустарники.

Рис. 11. Эвкалипт

Рис. 12. Кенгуру

Сумчатые животные - это древняя группа млекопитающих, появившаяся на Земле более 60 млн. лет назад. Их насчитывают около 250 видов, из которых 180 видов обитают в Австралии и на соседних с ней островах. Только одних кенгуру современных и вымерших известно около 50 видов. (Рис. 12). Австралия - царство сумчатых млекопитающих. Здесь водятся сумчатый волк, сумчатый крот, сумчатая мышь, сумчатый медведь. Разумеется, сумчатый волк, не состоит ни в каком родстве с живущим в наших краях волком. Все сумчатые рождают очень слабых и недоразвитых детенышей, которые более похожи на зародыши, чем на молодых зверят. Самый крупный из ныне живущих сумчатых - серый кенгуру. Его длина - 3 метра, а масса - 80 кг. У него рождается крохотный детеныш, длина которого 3 см и масса всего лишь 2 г. Однако, это беспомощное существо способно проползти по животу матери к отверстию сумки, найти сосок и прикрепиться к нему. Кенгуренок слаб и не может сам сосать. Молоко впрыскивается ему матерью при помощи сокращения особой мышцы - сжимателя молочной железы. Детеныш кенгуру, почувствовав опасность, прыгает к матери в сумку. Он проделывает это, даже подрастая и становясь взрослым. Забавное это зрелище.

В Австралии живут разные виды кенгуру. От карликовых, размером с зайца, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке, на животе.

Рис. 13. Лишайник

Рис. 14. Пингвин

К суровым условиям этого материка приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. (Рис. 13). Самое знаменитое животное Антарктиды - это пингвины. (Рис. 14). Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду. В основном, рыбу.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.

1. Энциклопедия Вокруг света ().

2. Географический справочник ().

3. Факты о материке Австралия ().

1. Расскажите, как животные приспособились к жизни в Антарктиде.

2. На каком материке находится наша страна? Какие интересные растения вам известны?

3. Что вы знаете о скунсе? Каким оружием наделила его природа?

4. * Подготовьте небольшое сообщение о необычных растениях и животных разных материков.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.