Правильную постановку ударения в словах регламентируют. Правила постановки русского словесного ударения. а) гласных звуков

ДТО Орфоэпия

Стили произношения.

Акцентология. Закономерности постановки ударения.

Стили произношения

Слова "орфоэпия"(дословно "правильное звучание") и "орфография" являются однокоренными: общий элемент орфо- переводится с греческого как "прямой, правильный". Как трудно назвать образованным того, кто не умеет писать грамотно,- так и невозможно назвать хорошей речь человека, который неправильно произносит те или иные слова и неверно ставит в них ударение.При этом под правильным произношением подразумевается не столько чёткая артикуляция слов или отсутствие нарушений дикции, сколько соблюдение орфоэпических (произносительных) и акцентологических (связанных с постановкой ударения) норм языка.

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение и для отдельного человека, и для общества в целом.Орфоэпические ошибки, неправильное произношение слова или неправильная постановка ударения мешают воспринимать речь: слушатель обращает внимание не столько на то ,что говорит его собеседник, сколько на то, как он это делает.



Стили произношения

В зависимости от темпа речи, соответствующего определённой ситуации общения (дружеская беседа или публичное выступление),различаются полный и неполный стили произношения.

Полный характеризуется медленным темпом речи, отчётливым произношением, тщательностью артикуляции и минимальной степенью редукции (сокращения) звуков. Этот стиль обязателен для дикторов радио и телевидения.

Неполный произносительный стиль характеризуется быстрым темпом речи, нечётким произношением, сильной редукцией звуков, иногда выпадением целых слогов. Этот стиль используется в бытовых диалогах или в дружеской беседе.

В зависимости от соотношения стилей произношения со стилями языка и различной степенью выразительности различают нейтральный (разговорный, стилистически не окрашенный), высокий (книжный, академический), сниженный (просторечный) стили произношения. Для высокого стиля характерно произношение с(о)нет,(о)азис, к(о)нцерт.В случае повседневного общения эти слова будут произноситься в нейтральном стиле: с(а)нет, (а)азис, к(а)нцерт. Просторечный стиль охватывает слова и формы, употребляющиеся в обиходно-бытовых ситуациях: когда (када), тысяча (тыща),шестьдесят (шыс"ат) ит.д.

Характеристика современного русского литературного произношения

Произношение гласных в первом предударном слоге

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.

В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.

После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛке ], [шΛфор], [цΛри]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ы э ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жы э лток], [жы э сток], [шы э сток], [шы э сто ], [цы э на], [цы э пно ].

После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [и е ]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч"и е сы], [чи е сок], [ "и е д"ûт], [ "и е в"êл"], , [в"з"и е ла], [п"и е сок], [л"и е сок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч"иво].

Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого

Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс"т"и е но ], [цъхΛво ].

После мягких согласных на месте букв о, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [и е ], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч"ъстΛкол], [ч"ри е нок], [ "ькΛтат"], [п"ьтΛч"ок], [д"р"и е в"êн"ка].

Произношение гласных в заударных слогах

Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.

После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал"цъм].

После мягких согласных различаются следующие случаи:

1. На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.

Звук [ъ] произносится в окончаниях: 1) им. п. ед. ч. существительных женского и среднего рода; 2) род. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) им. п. мн. ч. существительных мужского и среднего рода; 4) в суффиксе деепричастия несовершенного вида; 5) им. п. ед. ч. прилагательных женского рода. Например: воля, туча, роща, имя; вара, горя; братья, звенья; видя; злая - [вол"ъ], [туч"ъ], [ро "ъ] [им"ъ]; [варъ], [гор"ъ]; [брат" ъ], [з"в"êн ъ]; [в"ид"ъ]; [зла ъ].

Звук [ь] произносится в конечном слоге, если он не представляет собой окончание, перед мягким согласным: память, площадь, участь, поняли, начали - [пам"ът], [пло ьт], [уч"ьс"т"], [пон"ьл"и], [нач"ьл"и].

2. На месте буквы е произносится звук [ь] в окончаниях: 1) дат., тв., пр. п. ед. ч. существительных женского рода; 2) пр. п. ед. ч. существительных мужского и среднего рода; 3) род. п. мн. ч. существительных с окончанием -ей; 4) им. п. мн. ч. существительных на ан(е); 5) в неконечном и конечном слогах, если они не составляют окончания. Например: к пуле, тучей, в чаще; в доме, в горе; оленей; римляне; пасека, палец - [к-пул"ь], [тучь ], [ф-ч"ä ь]; [в-дом"ь], [в-гор"ь]; [Λл"êн"ь ]; [р"имл"ьн"ь]; [пас"ьк"ъ], [пал"ьц].

Произношение гласных в начале слова

1. На месте букв а, о в начале слова (если слог не ударный) произносится звук [Λ]. Например: агент, осока, оболочка, основоположник - [Λгент], [Λсокъ], [ΛбΛлочкъ], [ΛснъвъпΛложник].

2. Буквы я, е в начале слова обозначают два звука , , из которых первый является мягким согласным [j], поэтому на месте этих букв произносятся звуки [и е ] (первый предударный слог) и [ь] (прочие предударные слоги). Например: ярмо, яровой, езда, ездовой - [ и е рмо], [ ьрΛво ], [ и е да], [ ьздΛво ].

Переход (и) в (ы)

На месте буквы и в начале слова, при слиянии в произношении этого слова с предыдущим, которое заканчивается на твердый согласный, а также на месте союза и в определенных условиях, произносится гласный [ы].

Переход [и] в [ы] происходит: 1) на стыке приставки на согласный и корня, начинающегося звуком [и] (возможна и вторая приставка с начальным [и]): под-[ы]скать, не-без-[ы]звестный; 2) при произношении двух самостоятельных слов, соединенных союзом и, не отграниченных паузой, в том случае, если первое слово кончается, а второе начинается твердым согласным: стол и дом [стол-ы-дом], а также в словосочетаниях, если первое слово заканчивается твердым согласным, а второе начинается с [и]: сын Иван [сын-ыван], но дочь Ивана [доч"-иванъ]; 3) после предлогов, входящих, как правило, в состав следующего слова: к Ивану [к-ывану], из игры [из-ыгры]; 4) на стыке частей сложносокращенных слов: Политиздат [пъл"итыздат].

Произношение сочетаний безударных гласных

Сочетания безударных гласных звуков образуются при слитном произнесении служебного слова и последующего знаменательного, а также на стыке морфем. Литературное произношение не допускает стяжения сочетаний гласных. Произношение [събрΛзил] (сообразил) имеет просторечный характер.

Произношение сочетаний безударных гласных отличается некоторым своеобразием сравнительно с произношением одиночных безударных гласных, например сочетания аа, ао, оа, оо произносятся как [аа]: н[а-а]бажур, з[а-а]кеан, п[а-а]рбузу, д[а-а]стровка.

Произношение звонких и глухих согласных

В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своем качестве в зависимости от своего положения в слове.

Различаются два случая таких изменений: а) на конце слов перед паузой и б) на конце слов не перед паузой, а также внутри слова. Изменения согласных, парных по звонкости-глухости и парных по мягкости-твердости, объясняются действием регрессивной ассимиляции.

1. Оглушение звонких согласных на конце слова . Все звонкие согласные на конце слова произносятся как парные им глухие (кроме сонорных р, л, м, н); два конечных звонких переходят в соответствующие глухие: клуб, нрав, рог, ложь, вяз, лязг, изб, трезв - [клуп], [нраф], [рок], [лош], [в"ас], [л"аск], [исп], [тр"есф] (см. § 57, п. 1).

Оглушение конечных звонких согласных не зависит от качества начального звука следующего слова и происходит в потоке речи перед всеми согласными и гласными.

2. Оглушение и озвончение согласных, парных по звонкости-глухости, внутри слова . Звонкие согласные внутри слова перед глухими оглушаются, а глухие перед звонкими (кроме в) - озвончаются: трубка, низко, просьба, сзади, к жене - [трупк"ъ], [н"искъ], [прозб"ъ], [ ад"и], [г-жи е н"е].

Произношение твердых и мягких согласных

Различение при произношении согласных, парных по твердости-мягкости, имеет фонематическое значение, так как в русском языке твердые и мягкие согласные различают звуковые оболочки слов (ср. был - быль, брат - брать и т.п.). Произношение мягких согласных отличается от произношения соответствующих твердых согласных «йотовой» артикуляцией, которая заключается в том, что средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба.

На конце слова и перед некоторыми согласными, а также перед гласными звуками [а], [о], [у] твердость и мягкость согласных четко различаются. Мягкость согласных в указанных положениях обозначается в письменной речи: на конце слова и перед некоторыми согласными - буквой ь (ср. ряб - рябь, клад - кладь, удар - ударь, галка - галька, экономка - экономь-ка и т.п.), а перед гласными [а], [о], [у] - буквами я, ё, ю (ср. мать - мять, тук - тюк, нос - нёс). Употребление буквы ь после шипящих [ж], [ш], [ч], [щ] не отражается на произношении этих согласных, так как имеет морфологическое значение, указывает на форму слов (ср. нож - умножь, наш - дашь, лещ - вещь, ткач - вскачь, клич - стричь и т.п.).

1. Мягкость согласных, обозначаемая на письме (ь и буквами я, е, ё, ю): брат - брать, галка - галька, вал - вял, нос - нёс, тук - тюк - [брат - брат"], [галкъ - гал"къ], [вал - в"ал], [нос - н"ос], [тук - т"ук].

Конечные губные в соответствии с написанием произносятся мягко: цеп - цепь, кров - кровь, раб - рябь - [цэп - цэп"], [кроф - кроф"], [рап - р"ап"].

Мягкие губные перед я, ё, ю произносятся без дополнительной артикуляции мягкости: пять, мять, мёл, вёл, гравюра, пюре - [п"äт"], [м"äт"], [м"ол], [в"ол], [грав"уръ], [п"ype].

Мягкость [м] в словах семь, восемь сохраняется в сложных числительных: семь - семьдесят - семьсот, восемь - восемьдесят - восемьсот - [с"ем" - с"ем"дьс"ът - с"и е м"cот], [вос"ьм" - вос"ьм"д"ьс"ът - въс"и е м"cот).

2. Мягкость согласных, не обозначаемая на письме . В положении перед согласными твердость и мягкость согласных часто имеет несамостоятельный, ассимилятивный характер, т.е. зависит от твердости и мягкости последующего согласного. Мягкость согласных в этом случае на письме не обозначается.

Смягчение твердых согласных перед мягкими находится в зависимости от различных условий: какие это согласные, перед какими мягкими согласными находятся, в какой части слова имеется сочетание согласных, к какому стилю речи относится то или другое слово:

а) внутри слова перед звуком [j] согласные в некоторых случаях смягчаются: рыбья, листья, судья, гостья - [рыб" ъ], [лûст" ъ], [суд"jа], [гос"т" ъ];

б) зубные согласные [з], [с], [д], [т] перед мягкими зубными и губными произносятся мягко: груздь, грусть - [грус"т"], [грус"т"], стена, песня - , [п"ê"с"нъ]. В ряде слов смягчение вариативно: спелый, звезда, твердый, дверной - [с"п"елы ] и [сп"елы ], [з"в"и е зда] и [зв"и е зда], [т"в"орды ] и [тв"орды ], [д"в"и е но ] и [дв"и е рно ];

в) согласный [н] перед мягкими [д], [т], [н] (реже перед [з], [с]), а также перед [ч], [щ] произносится мягко: кантик, бандит, конник, пенсионер, претензия, птенчик - [кан"т"ик], [бΛн"д"ит], [ко "ик], [п"ьнс"иΛнер], [пр"и е тен"з"и ь], [пт"êн"ч"ик];

г) согласный приставки с- и созвучного с ней предлога, а также конечные согласные приставок на з и созвучных с ними предлогов перед мягкими зубными и разделительным ь произносятся мягко: бездельник, без дела, изделия, из дела, изъять - [б"и е з"д"êльн"ьк], [б"и е з"-делъ], [из"д"êл"и ь], [из"-д"елъ], [из"jат]. В других случаях мягкость вариативна: снял, с него - [с"н"ал] и [сн"ал], [с"-н"и е во] и [с-н"и е во];

д) губные перед задненёбными не смягчаются: ставки, ломки, цепки - [стафк"и], [ломк"и], [цэпк"и];

е) конечные согласные [т], [д], [б] в приставках перед мягкими губными и разделительным ъ не смягчаются: отъел, отпить - [Λтjeл], [Λтп"ит"];

ж) согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а также перед [ч], [щ] произносится твердо: артель, корнет, кормить, самоварчик, сварщик - [Λрт"êл"], [кΛрн"ет], [кΛрм"ûт], [съмлварч"ûк], [свар "ик].

Произношение сочетаний согласных

В отношении литературного произношения выделяются некоторые сочетания согласных, строго определенные по своему составу. Такие сочетания встречаются на морфологических стыках слов (конечный согласный приставок и начальный согласный корня, конечный согласный корня и начальный согласный суффикса), а также в местах слияния предлога с начальным согласным знаменательного слова.

1. Сочетания еж - зж, сш - зш на стыке морфем, а также предлога и следующего слова произносятся как двойной твердый согласный , : сжал, без жира, сшил, без шины, несший, влезший - [ ал], [б"и е ыръ], [ ыл], [б"и е ыны], [н"о ы ], [вл"е ы ].

2. Сочетания зж, а также жж внутри корня произносятся как долгий мягкий согласный [ "]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи - [еj "у], [в"и "у], [по "ь], [во "и], [дро "и] (допустимо произношение жж как ).

3. Сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий или [ш"ч"]: переписчик [ "ик], [-ш"ч"ик], заказчик [- "ик], [-ш"ч"ик]. На стыке приставки и корня или предлога со следующим словом на месте сч, зч произносится [ш"ч"]: без числа [б"ьш"ч"исла], расческа [рΛшчоскъ].

4. Сочетания тч, дч на стыке морфем произносятся как двойной мягкий [ "]: летчик [л"о "ик], молодчик [мΛло "ик], отчет [Λ "от].

5. Сочетание тс на стыке глагольных окончаний с постфиксом -ся произносится как двойной твердый : гордится и гордиться [гΛрд"и ъ];

тс, дс (в сочетаниях тск, дск, тств, дств) на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: братский [брацки ], заводской [зъвΛцкоi], родство [рΛцтво].

6. Сочетания тц, дц на стыке морфем, реже в корнях, произносятся как двойной : братца [бра ъ], подцепить [пъ э ы п"ит"], двадцать [два ът"].

7. Сочетание чн, как правило, произносится как [чн], а в следующих словах как [шн]: скучно, конечно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник и в женских отчествах типа Никитична.

8. Сочетание чт, как правило, произносится не как [чт], а как [шт]: что, чтоб, чтобы, что-то (-либо, -нибудь), ничто.

9. Сочетания гк, гч обычно произносятся как [хк], [хч]: мягкий [м"ахк"и ], легче [л"ехч"ь].

Непроизносимые согласные

При произношении слов некоторые морфемы (обычно корни) в определенных сочетаниях с другими морфемами утрачивают тот или иной звук. Вследствие этого в написаниях слов оказываются буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. К числу непроизносимых согласных относятся:

1) т - в сочетаниях стн (ср.: косный и костный), cтл (счастливый), нтск - ндск (ср.: гигантский - интриганский, голландский - хулиганский), стск (ср.: марксистский и тунисский);

2) д - в сочетаниях здн (ср.: праздник и безобразник), рдц (ср.: сердце и дверца);

3) в - в сочетаниях вств (ср.: чувствовать и участвовать), лвств (безмолвствовать);

4) л - в сочетании лнц (ср.: солнце и оконце).

Произношение согласных звуков, обозначенных двумя одинаковыми буквами

В русских словах сочетания двух одинаковых согласных обычно находятся между гласными на стыке морфологических частей слова: приставки и корня, корня и суффикса. В иноязычных словах двойные согласные могут быть долгими и в корнях слов. Так как долгота звуков не свойственна фонематической системе русского языка, иноязычные слова, по мере их освоения русским языком, утрачивают долготу согласных и произносятся с одиночным звуком (ср. то[н]ель, те[р]аса, а[п]арат, а[п]етит, ко[р]ектор, ко[м]ерция и т.п.).

Двойной согласный обычно произносится в положении после ударного гласного (ср.: ва[нн]а, ма[сс]а, гру[пп]а, програ[мм]а и т.п.). На конце слова двойные согласные, как правило, не произносятся (ср. криста[л], мета[л], гри[п], гра[м] и т.п.).

Произношение двойных согласных как в русских словах, так и в иноязычных регламентировано в словарном порядке (см.: «Орфоэпический словарь русского языка»).

Произношение отдельных звуков

1. Звук [г] перед гласными, согласными звонкими и сонорными произносится как звонкий согласный взрывной: гора, где, град; перед глухими согласными и на конце слова - как [к]: ожегся, ожег [Λж"окс"ъ], [Λжок]. Произношение фрикативного звука ([ã ]) возможно в ограниченных случаях, причем с колебаниями: в формах слов Бог, Господи; в междометиях ага, ого, эге, гоп, гопля.

2. На месте букв ж, ш, ц во всех положениях произносятся твердые звуки [ж], [ш], [ц]: парашют, брошюра - [пърΛшут], [брΛшуръ]; конца, концом, ситцем - [кΛнца], [кΛнцом], [с"и ъм]. но в слове жюри предпочтительно произношение [ж"ÿр"и].

3. На месте букв ч, щ всегда произносятся мягкие согласные (ч], (uTj или (шч]: час, чох, чур - [ч"ас], [ч"ох], [ч"ур]; роща, Щорс, щебет, щука - [ро "ъ], [ "орс], [ "еб"ьт], [ "укъ].

4. На месте буквы и после ж, ш и ц произносится звук [ы]: жил, шил, цикл - [жыл], [шыл], [цыкл].

5. На месте буквы с в аффиксах -ся - -сь произносится мягкий звук [с]: боюсь, боялся, боялась - [бΛjус"], [бΛjалс"ъ], [бΛjалъс"].

6. На месте всех согласных букв (кроме ж, ш, ц) перед [е] произносятся соответствующие мягкие согласные (сел, пел, мел, дел, тел и т.п.) [с"ел], [п"ел], [м"ел], [д"ел], [т"ел].

Произношение отдельных грамматических форм

1. Безударное окончание именительного падежа ед. ч. мужского рода имен прилагательных -ый, -ий произносится соответственно написанию: [добры ], [горды ], [пр"ежн"и ], [нижн"и ].

Произношение окончания -ий после [к], [г], [х] предпочтительнее в мягком варианте: [н"иск"и ], [убог"и ], [тих"и ].

2. На месте буквы г в окончании родительного падежа ед. ч. прилагательных мужского и среднего рода -ого и -его произносится достаточно отчетливый звук [в] с соответствующей редукцией гласных: острого, этого, того, кого - [остръвъ], [этъвъ], [тΛво], [кΛво]. Звук [в] произносится на месте буквы г в словах: сегодня, сегодняшний, итого.

3. Безударные окончания прилагательных -ая, -ое при произношении совпадают: добрая, доброе [добръ ь - добръ ъ].

4. Окончание (безударное) прилагательных -ую - -юю произносится в соответствии с написанием: теплую, летнюю - [т"оплу у], [л"ет"н"у у].

5. Окончания -ые, -ие в именительном падеже мн. ч. прилагательных, местоимений, причастий произносятся как [ыи], [ии]: добрые, синие - [добрыи], [син"ии].

6. На месте безударного окончания 3-го лица мн. ч. глаголов 2-го спряжения -aт - -ят произносится [ът]: дышат, ходят - [дышът], [ход"ът].

7. Формы глаголов на -кивать, -гивать, -хивать произносятся с мягкими [к], [г], [х]: [вскак"ивъл], [вздраг"ивъл], [рΛзмах"ивьл].

Акцентология. Закономерности постановки ударения

Признаки русского ударения:

1) силовое (динамическое) - ударный слог отличается большей силой, напряжённостью, звучностью.

2) разноместное, т.е. не фиксированное на каком-либо слоге.

3) подвижное, т.е. при изменении форм одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой.

Ударение в русском языке выполняет различные функции:

1.Смыслоразличительная - ударение-дополнительное средство для различения слов (за мок и замо к, про пасть и пропа сть).

2. Морфологическая - ударение - дополнительное средство для различения грамматических форм слова (во ды и воды ).

Правильное ударение в слове - необходимый признак культурной, грамотной речи. Ударение своеобразный фонетический «паспорт» слова. Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать от человека звОнишь вместо звонИшь, красивеЕ вместо красИвее , чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности.

Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящего, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры.

Речь на уровне звука должна быть не только правильной, соответствовать произносительным (орфоэпическим) нормам, но и благозвучной, интонационно богатой, точной и выразительной.

Вместе с тем и благозвучная, интонационно богатая, точная и выразительная речи может не возыметь действия, если не соблюдены основные орфоэпические нормы. А они достаточно сложны. Наибольшие трудности обычно вызывают следующие типы норм:

1. Ударение в словах и их формах (ср.: квАртал вместо правильного квартАл, благА вместо правильного блАга).

1. Произношение фонемы [е] или [о] после мягких согласных и шипящих под ударением (ср.: афёра вместо правильного афера; опёка вместо правильного опека).

1. Произношение[ч’] в местоимении [что] и его производных, в сочетании –чн- в середине слова (ср.: [что],[чо] вместо правильного [што], коне [ч’] но вместо правильного коне [ш] но ).

1. Произношение твердых или мягких согласных в заимствованных словах(ср.: шин [э] ль вместо правильного ши [н’] ель )/

Произношение отдельных слов и форм (ср.:частотное выпадение звука в словах и формах: комбинзон вместо правильного комбинезон, брелка вместо правильного брелока).

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом.

Важной особенность русского ударения является его подвижность, т.е. в разных формах одного и того же слова оно может перемещаться с одного слога на другой. Например, дом- дома, город- города, понял- поняла. Ударение может служить средством разграничения грамматических форм(трАвы - И.п. мн.ч., травЫ – Р.п. ед.ч.; нарЕзать - сов.вид., нарезАть - несов. вид) и отдельных лексических единиц (вЫкупать- выкупАть; дорОга – дорогА).

Акцентологические нормы, объясняющие и регулирующие в устной речи постановку словесного ударения, отличаются еще большей сложностью и разнообразием, чем фонетические нормы, потому что русское словесное ударение характеризуется такими признаками, как разноместностью (ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй ) и подвижностью (ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало.

Кроме того, ударение меняется с течением. Так, у Пушкина мы читаем: «ПогаслоПогасло днЕвное светило» . А сейчас мы произносим – « дневнОе освешение ». Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления: литературный и нелитературный(т.е. просторечный, жаргонный, диалектный),основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный(допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

В современном русском языке употребляются двоякие формы ударения. Здесь сказываются различные причины:

1. Равноправные варианты: кулинАрия и кулинарИя; бАржа и баржА; твОрог и творОг.

2. Книжный и разговорный варианты: баловАть и бАловать; договОр и дОговор.

3. Общелитературные и профессиональные: Атомный и атОмный (у физиков); Искра и искрА (у шахтеров); добЫча и дОбыча(у горняков).

Постановка ударения может зависеть от значения слова. Обратите внимание на произношение следующих слов и форм:

привОд в милицию – прИвод в механизме;

языковОй барьер – языкОвая колбаса;

занятОй человек – зАнятое место;

шАбаш ведьм – шабАш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вышедшие в язык слова. Однако колебания наблюдаются и в некоторых широко употребительных словах.

Произнеси следующие слова, обратите внимание на ударения в них:

АлфавИт, акрОполь, анАтом, апартамЕнты, апокАлипсис, апострОф, аскЕт, атлЕт,(тяжелоатлЕт, легкоатлЕт), афИняне, ни за какие блАга мира, тайная вЕчеря, всЕнощная, вчернЕ, гЕнезиз, досУг, доцЕнт, еретИк,

жалюзИ, завИдно, Иконопись, инсУльт, алкоголь, Искус, каталОг, каучУк, клЕить, коклЮш, коллЕдж, лассО, ломОть, маркЕтинг,молОх войны, начАть, несессЕр, огнИво, Омнибус, отзЫв депутата, Отзыв на статью, партЕр, пиалА, пУрпур, пулОвер, ракУшка, гУсеница, рЕкрут, рЕфери, свЁкла, созЫв депутатов, стАтуя, большие срЕдства, столЯр, табУ, тамОжня, танцОвщица, трАпеза, фетИш, цЕнзор, цемЕнт, цыгАн, шестернЯ, шофЁр, щАвель, Экскурс, экспЕрт, Яства.

Если произношение некоторых из этих слов вызвало у вас затруднение, то обратите внимание на следующие замечания. В языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели.

1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:

визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .

2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):

  • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ; сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
  • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать) : глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
  • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;
  • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление - устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
  • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .

    Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) - греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н ), но такое произношение всё же не является правильным.

3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:

  • -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
  • Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить - мышле́ние, уве́домить - уведомле́ние ).

  • -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. - бедные сиро́ты) ;
  • -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .

    Иногда постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

    Так, в литературной речи встречается произношение воздви́жение и воздвиже́ние : первое - при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение ), второе - в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн ).

Обратите внимание на произношение слова знамение : в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).

4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:

  • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение - ана́лог );
  • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
  • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
  • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр .
    Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

5. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия .

    Так, в словах на -анин (-ане) , обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:

    горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.

    В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

    граждани́н (ср.: горожа́нин ), христиани́н (ср.: крестья́нин ), селяни́н (ср.: сельча́нин ), славяни́н , мещани́н .

    Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

    Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

    Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

    Так, несколько десятилетий назад нормативным было ударение инду́стрия, металлу́ргия, полигра́фия . Однако сейчас нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я . Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́ри́я . Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью - кулина́рия . Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

    Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов .

  • Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге:

    а́рия, ма́ния, ма́фия.

  • Но возможны и исключения (обычно это слова не латинского, а греческого происхождения):

    месси́я, вити́я, стихи́я.

    В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова:

    фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.

    Большинство многосложных слов на -ия относится к специальной лексике, к терминологии. Как уже отмечалось в п. 1.2.1 , далеко не все варианты произношения, распространённые в профессиональной среде, являются нормативными.

    При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями: -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я :

    психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:

    русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями.

    Ср.: фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия - истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния - телефони́я, стереофони́я.

    Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения - симме́трия и симметри́я , но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).

    Подобное явление можно наблюдать в словах договор, приговор, заговор . Существительные заговор и приговор имеют один литературный вариант произношения: за́говор - с ударением в начале слова; пригово́р - с ударением на конце слова. До недавнего времени единственно правильным считалось произношение догово́р . Сейчас допустимой признаётся и очень частотная в речи форма до́говор , однако употреблять её всё же не следует.

6. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.

    Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

    аэропорт - аэропо́рта (но: в аэропорту́ ), Бальзак - Бальза́ка, бунт - бу́нта, верблю́д - верблю́да, воз - во́за (но: на возу́ ), воя́ж - воя́жа, ко́готь - ко́гтя, ло́коть - ло́ктя, марш - ма́рша, но́готь - но́гтя, сте́бель - сте́бля, торт - то́рта, фаза́н - фаза́на, фарш - фа́рша, шаг - ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́ ; с предлогом в : в шагу́ ; в сочетании: на каждом шагу́ ), шарф - ша́рфа, шёлк - шёлка.

    В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание :

    бинт - бинта́, блин - блина́, герб - герба́, кисель - киселя́, прут - прута́, серп - серпа́, столяр - столяра́.

    В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

    гусь - гу́ся (допустимо - гуся́ ); пруд - пру́да (допустимо - пруда́ ; в предложном падеже - на пруду́ ); мост - обе формы (моста́ и мо́ста ) равноправны.

    Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.

    Ударение передвигается на окончание в словах:

    школьный бал - школьные балы́, бинт - бинты́, воз - возы́, герб - гербы́, маляр - маляры́, мост - мосты́, пруд - пруды́, серп - серпы́, столяр - столяры́, шкаф - шкафы́.

    Ударение не передвигается на окончание :

    арбу́з - арбу́зы, проходной балл - проходные ба́ллы, вор - во́ры, догово́р - догово́ры, ко́зырь - ко́зыри, кран - кра́ны, торт - то́рты, тост - то́сты, шарф - ша́рфы, шприц - шпри́цы (в речи медиков - шприцы́ ).

    Два литературных варианта фиксируются у существительных: равноправные варианты - по́рты и порты́ , детские хо́ры и хоры́, шрифты́ и шри́фты, штабы́ и шта́бы ; основной и допустимый, но менее желательный варианты: фло́ты (допустимо - флоты́ ), ходы́ (допустимо - хо́ды ).

    Аналогичные явления есть и при склонении существительных других родов.

    Например, во множественном числе существительных среднего рода ударение может перемещаться на окончание (войска́, дела́, зеркала́ ), а может оставаться неподвижным (ко́льца, кры́льца, пя́тна ).

    Обратите внимание

    В формах множественного числа существительных благо, блюдо, средство в речи очень частотны формы с ударением на окончании (блага́, блюда́, средства́ ). Такое произношение является грубой ошибкой и свидетельствует о низкой культуре говорящего! Следует произносить: все бла́га, ни за какие бла́га мира, красивые блю́да, вторые блю́да, выделенные сре́дства .

    Достаточно много колебаний можно отметить и при образовании родительного и других падежей множественного числа существительных всех родов.

    Особое внимание обратите на передвижение ударения в следующих формах: бро́ви - брове́й, ве́тви - ветве́й, во́лны - по волна́м и по во́лнам, гру́зди - грузде́й, де́ньги - де́нег, деньга́м, о деньга́х, до́ски - досо́к (допустимо - до́сок ), дро́жжи - дрожже́й, ки́сти - кисте́й, ко́зыри - козыре́й, ко́льца - коле́ц (но: ко́льцам ), ку́дри - кудре́й, ле́беди - лебеде́й, но́вости - новосте́й, о́бласти - областе́й, о́череди - очереде́й, пло́щади - площаде́й, про́стыни - просты́нь и простыне́й, грамматические ро́ды - родо́в, са́ни - сане́й, ска́терти - скатерте́й, ско́рости - скоросте́й.

    Остаётся неподвижным ударение в следующих формах:

    бо́ли - бо́лей (у медиков - боле́й ), бу́дни - бу́дней (допустимо - бу́ден ), вёрсты - о вёрстах, воло́кна - воло́кон, ве́рфи - ве́рфей, гра́бли - гра́бель и гра́блей, гу́сли - гу́слей, о́кна - о́кон, ру́жья - ру́жей, стёкла - стёкол, ту́фли - ту́фель, ша́рфы - ша́рфов, я́сли - я́слей.

    Равноправными являются формы косвенных падежей во множественном числе:

    бу́бны - бубён, бубна́м и бу́бен, бу́бнам.

1. В существительных ж.р. в форме В.п. ед.ч. ударение падает на окончание или

на основу – страна – странУ, рука – рУку (уточняется по словарю).

2. В существительных 3 скл. в Р.п. мн.ч. ударение падает на основу или на

окончание шАлость - шАлостей, Отрасль-Остралей и отраслЕй.

3. Некоторые существительные 3 скл. с предлогами в, на имеют ударение на

окончании – в грудИ, на печИ, иногда ударение падает на предлог – бЕз толку, зА ухо, Из лесу, нА два, пО трое, пОд вечер.

4. Если ударение прилагат. в кратк. форме ж.р. падает на окончание, то кратк.ф.

ср.р. и м.р. ударение падает на основу и совпадает с ударением в полной форме – белА, бЕлый, бЕл, бЕло.

5. У прилагательных в кратк.ф. во мн.ч. могут быть колебания ударения – бЕлы-

белЫ, нИзки-низкИ (искл. ЛегкИ, прАвы).

6. Если в кратк.ф. прилагат. ж.р. ударение падает на окончание, то в сравнит. степ.

На суффикс – полнА –полнЕЕ.

7. Если в кратк.ф. прилагат. ж.р. ударение на окончании, то в сравнительной

степени, оно падает на основу – красИва-красИвее.

8. В глаг. прош. вр. ед.ч. ж.р. правильным будет ударение не на основе слова, а на

окончании – бралА, а не брАла. Приставка вы- «перетягивает» ударение на себя – вЫгнала, вЫзвала, но прогналА, позвалА.

9. Частица ся- изменяет ударение в глаг. мн.ч., иногда в глаг. ср.р. ед.ч., в которых

оно совпадает с ударением в нач.ф. – звАть – звАл, звАло-звАли, но звалОсь, звалИсь.

10. У большинства глаг. 2 спряж. Ударение в формах наст.вр. ставится на основе, а

не на окончании – дрУжит, мАнит, но звонИт.

11. В глаг. на –ировать выделяется две группы – с ударением на И и на А –

телеграфИровать, форсИровать, группировАть, маршировАть.

12. В страдательных прич. Прош.вр. ударение в ф. ж.р. в одних случаях падает на

окончания, в других - на приставку – зАдрана, Избрана, нАзвана.

13. Страдательные прич. Прош.вр., образованные от глаг. на –ированный

(иллюстрИровать-иллюстрИрованный), а форме на –ировАть соответствует форма на –ирОванный (формировАть – формирОванный).

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый -ошибка (правильно зАпертый)

облЕгчит – ошибка (правильно облегчИт)

ненадОлго

загнУтый – ошибка (правильно зАгнутый)

заселенА

опломбИровать – ошибка (правильно опломбировАть)

наделЁнный

премИровать – ошибка (правильно премировАть)

зАгнутый

красИвее

обОдрить – ошибка (правильно ободрИть)


дозвонИтся

прИнятый

вероисповЕдание

прозОрлива – ошибка (правильно прозорлИва)

средствА – ошибка (правильно срЕдства)

знАчимый

пОняла – ошибка (правильно понялА)

аэропОрты

красИвейший

докумЕнт

донЕльзя

клалА – ошибка (правильно клАла)

зАсветло

защЕмит – ошибка (правильно защемИт)

красИвее

бантЫ – ошибка (правильно бАнты)

красИвейший

перелилА

намЕрение

водопрОвод – ошибка (правильно водопровОд)

надЕлит – ошибка (правильно наделИт)

поделЁнный

начАвшись

понЯвший

дОсуг – ошибка (правильно досУг)

аэропОрты

катАлог – ошибка (правильно каталОг)

кУхонный

прирУченный – ошибка (правильно приручЁнный)

слИвовый

довезЁнный

зАсветло

отозвалА

дЕфис - ошибка (правильно дефИс)

бухгалтерОв – ошибка (правильно бухгАлтеров)

красИвее

тортОв – ошибка (правильно тОртов)

облегчИть

отклЮченный – ошибка (правильно отключЁнный)

плодоносИть

договОренность – ошибка (правильно договорЁнность)

обнялАсь

мозаИчный

дозвонИтся

прИбыв – ошибка (правильно прибЫв)

облилАсь

дозвонЯтся

нАживший – ошибка (правильно нажИвший)

кранЫ – ошибка (правильно крАны)

снЯла – ошибка (правильно снялА)

повтОрит – ошибка (правильно повторИт)

Отрочество

свЕрлит – ошибка (правильно сверЛит)

опломбировАть

диспансЕр

ободралА

тортЫ – ошибка (правильно тОрты)

слИвовый

наделЁнный

запЁртый – ошибка (правильно зАпертый)

углубИть

новостЕй

откУпорил

красивЕе - ошибка (правильно красИвее)

нАчавший – ошибка (правильно начАвший)

озлОбить

К заданию № 4 «Орфоэпические нормы»

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения , как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер ;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ .

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр , ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр .

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод- :
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод .

4. В словах, оканчивающихся на -лог , ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг .

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть .

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.


2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме :
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.


3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ- :
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ- , которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ :
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ , ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных , ударение чаще всего падает на -ИТЬ :
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить , образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвш ий, налИвш ий, посмотрЕвш ий.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН- , то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т- , образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлот ый, колОть – кОлот ый, согнУть – сОгнут ый, завернУть – завЁрнут ый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв , отдАв , поднЯв , прибЫв , начАвши сь.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя .
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Как объяснить правила постановки ударения в русских словах?

Правила ударения в русском языке достаточно сложны, поскольку оно является разноместным (нефиксированным) и подвижным, т.е. русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове, а также может переходить с основы на окончание и наоборот: странА - стрАны, головА - гОлову и с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дЕрево - дерЕвья, озЕро -озЁра.

Существуют акцентные типы русских слов, которые описаны А. Зализняком. Однако порой иностранцу легче запомнить слова, чем заучивать правила постановки ударения. Некоторые общие замечания, которые могут помочь:
1) Если в слове есть буква "ё" (которая употребляется всё реже в современных печатных текстах), то на неё будет падать ударение.
2) После шипящих и Ц "о" всегда под ударением.
3) Приставка вы- в существительных всегда является ударной: вЫход.
4) Существуют ударные суффиксы: -арь, -изм и многие др.

Пособия, в которых представлена попытка объяснить русское ударение иностранцам:
1. Д.К. Харт "О русском ударении - просто".
2. В "Пособии по обучению русскому ударению" М.Н. Шутовой рассматриваются особенности постановки ударения в существительном, прилагательном, глаголе, причастии и т.д. (т.е. по частям речи).
3. Объяснение ударения в русских глаголах содержится в учебно-методическом пособии В.Г. Будая "Алгоритм словоизменения русских глаголов". Автор пишет: "При спряжении глаголов очень важно правильно поставить ударение, так как в ряде случаев от ударения зависит и значение глагола. В русских глаголах существует три типа ударения.
Тип (условно обозначим его латинским «А»), когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени не изменяется по сравнению с формой инфинитива (читАть - читАю, читАешь, читАет, читАем, читАете, читАют). Тип ударения «В», когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени перемещается на личные окончания по сравнению с формой инфинитива (говорИть - говорЮ, говорИшь, говорИт, говорИм, говорИте, говорЯт). Тип ударения "С", или подвижное ударение: в форме I лица ед. числа ударение падает на личное окончание, а затем перемещается на первый предшествующий личному окончанию слог (написАть - напишУ, напИшешь, напИшет, напИшем, напИшете, напИшут).
Знакомство с алгоритмом словоизменения глаголов русского языка в настоящем (простом будущем) времени поможет преподавателю при объяснении темы "Спряжение глаголов русского языка", а у иностранных учащихся создаст представление о спряжения русского глагола, как о цельной, обозримой системе. И это, несомненно, будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала, формированию устойчивых умений и навыков, связанных с использо¬ванием русских глаголов в процессе говорения и письма. Кроме того, владение системой моделей словоизменения глаголов поможет изучающим русский язык в работе со словарем при самостоятельном чтении литературы на русском языке.
Иногда приходится слышать сомнение в том, что алгоритм можно использовать на начальном этапе обучения, поскольку учащиеся не владеют в достаточной степени языком. Скорее, наоборот. Предлагаемую систему словоизменения русских глаголов по моделям следует использовать с момента появления в учебном материале первых глаголов, постепенно знакомя учащихся с особенностями каждой новой модели по мере того, как встречаются глаголы, изменяющиеся по этой модели. Студентов, которые уже владеют русским языком, можно знакомить сразу с несколькими моделями или со всей системой в целом".



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.