Руслан Байсаров: Путь в бизнесе и личной жизни миллиардера. Руслан Байсаров: путь становления успешного предпринимателя Семья и личная жизнь

Руслан Сулимович Байсаров – один из самых успешных бизнесменов России, постоянный участник рейтинга «Форбс». Создатель и хозяин «Тувинской Энергетической Промышленной Корпорации», глава совета директоров ГК СК «Мост» – компаний-гигантов, которые сегодня занимаются крупнейшими инфраструктурными проектами, преобразующими жизнь целых регионов России. Компании Байсарова строят автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, порты, причалы и многое другое по всей стране. Благотворитель и меценат.

Детство и юность

Образ успешного российского бизнесмена, как правило, представляется большинству однозначно – парень из хорошей, влиятельной семьи, с «путевкой в жизнь», западным образованием и серьезным начальным капиталом. Однако история Руслана Байсарова совершенно другая. Он родился 9 августа 1968 года в селе Пригородное Грозненского района Чеченской республики в небогатой многодетной семье, где лишних денег не водилось. Мама будущего бизнесмена Касират и папа Сулим давали детям необходимое, а вот зарабатывать карманные деньги парню пришлось научиться самому, причем с самого раннего детства. Мальчик собирал бутылки из-под кефира и сдавал их. А первым бизнесом Руслана стала продажа яблок, которые он покупал у мужчин, стороживших государственные сады, а потом перепродавал желающим.

Позже, во время учебы в Московском инженерно-строительном институте, куда парень поступил сразу после школы, он продолжил эту линию, продавая уже иностранные продукты, печенье и конфеты, а затем – и первые в стране привезенные из-за границы компьютеры, которые сами студенты перепрограммировали для русских пользователей. Однако в 1986 году бизнес пришлось прервать – Руслана призвали в армию, в которой он отслужил два года.

Образование

После армии будущий бизнесмен продолжил получать образование. Причем, его «роман с науками» растянулся на долгие годы. Для начала Руслан перевелся в нефтяной институт имени академика Миллионщикова в Грозном, в котором, как вспоминает, мечтал учиться всегда, и окончил его в 1996 году. Спустя пять лет получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова. Еще через 13 лет в одном из столичных университетов защитил созданную на основе своей бизнес-деятельности диссертацию по теме, связанной с угольной промышленностью и освоением Элегестского месторождения, получив ученую степень кандидат технических наук.

Первые успехи в бизнесе

Первым серьезным бизнес-проектом предпринимателя стал салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве. А позже вместе с режиссером Федором Бондарчуком и актером Степаном Михалковым создал компанию «Инфант силвер». Для 1990-х годов этот проект стал настоящим прорывом – японский ресторан, один из первых в Москве, стильный ночной клуб с внешней парковкой вернули хороший имидж ЦМТ, заброшенному в предыдущие годы. Однако, этот бизнес вскоре пришлось оставить – причиной стала всем известная печальная особенность того времени – хаос и бандитизм. «Я понял, что лучше уйти из этого ЦМТ, иначе под удар попадет моя семья», - в одном из интервью вспоминал Байсаров. И действительно ушел, забрав с собой только рабочий стол и решение следующий бизнес-проект создавать с учетом своей специальности.

Руслан Сулимович Байсаров (в центре)

Развитие карьеры Руслана Байсарова

Это решение стало судьбоносным и в дальнейшем определило развитие карьеры Руслана Байсарова. В конце девяностых с головой ушел в нефтяной бизнес. Созданная им ранее розничная структура «Инфант» в сотрудничестве с Московским нефтеперерабатывающим заводом перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти в год, обслуживая около 2000 АЗС по всей России, бюджетные организации, госструктуры. Когда Руслан стал вице-президентом Московской топливной ассоциации, объемы увеличились еще больше.

Далее карьера бизнесмена пошла в гору еще стремительней: с начала двухтысячных и вплоть до 2011 года он был топ-менеджером ряда профильных предприятий – ведущих на топливном рынке столицы. Уже к 2010-м бизнес достиг такого развития, что у предпринимателя появились средства для серьезных инвестиций. В частности, он приобрел права на часть активов нефтяной компании «Sibir Energy». Затем пакет был выгодно продан. А уже в 2011 году сразу с поста первого вице-президента «Центральной топливной компании» бизнесмен переместился в кресло гендиректора АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) – компании, которую сам же учредил. Еще через четыре года в портфеле инвестора появился стратегический актив – он приобрел сначала 25%, а через год еще 31% группы компаний СК «Мост», совет директоров которой возглавляет.

Дороги будущего

В настоящее время капитал Руслана Байсарова оценивается экспертами приблизительно в 900 миллионов долларов, что позволяет ему ежегодно входить в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России». Что важно, далеко не все предприниматели, попадающие в этот список, могут похвастаться тем, что заработали свои средства, занимаясь преобразованием страны, но деятельность Байсарова именно об этом. Компании, принадлежащие бизнесмену, сегодня активно занимаются строительством российских дорог, следствием чего является улучшение качества жизни людей, живущих в России. У компаний, принадлежащих бизнесмену, большой опыт в строительстве мостовых сооружений, прокладки дорог и тоннелей. Они строили:

  • в преддверии Олимпиады - автомобильную и железную дороги в Сочи от Адлера до Красной Поляны;
  • перед саммитом АТЭС - мост на остров Русский (кстати, именно его можно увидеть на 2000-рублевой купюре);
  • морской арктический порт Сабетта на полуострове Ямал, обеспечивающий круглогодичную навигацию по Северному морскому пути;
  • кроме того, компании Байсарова участвуют в сооружении Московского метрополитена и занимаются модернизацией многокилометровой железнодорожной магистрали на Сахалине.


Руслан Байсаров

Настоящее время

Сегодняшние проекты бизнесмена – это продвижение на Дальний Восток и модернизация БАМа и Транссиба. Будучи реализованными, они помогут активней развивать угольные месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, укрепят позиции государства на мировых рынках, создадут десятки тысяч рабочих мест. Только некоторые из проектов, поражающих своими масштабами, уникальностью исполнения, применяемых технологий, а главное имеющих огромное значение для экономики (два первых планируются к завершению в 2019 году, а третий в том же году стартовал):

  • второй Байкальский тоннель на границе Иркутской области и Бурятии, который почти вдвое увеличит пропускную способность на участке Лена – Северобайкальск;
  • под занавес года завершится строительство первого железнодорожного и первого автомобильного мостов через реку Амур, которые соединят Россию с Китаем;
  • прокладка ветки от тувинского Элегеста до красноярского Курагино, генподрядчиком строительства выступают Российские железные дороги (договор подписан лично главой перевозчика и Русланом Байсаровым).

Строительство ветки – событие поистине историческое для Республики Тыва, поскольку это будет самая первая в регионе железная дорога. Она не просто обеспечит вывоз угля с месторождения ТЭПК, а в целом послужит развитию экономики региона. И что немаловажно – обеспечит местному населению транспортную доступность, связав дорогу с федеральной сетью.

Семья и личная жизнь

Обычно личная жизнь таких крупных предпринимателей, каким является Байсаров, общественности не известна. Однако с предпринимателем вышло иначе, в силу того, что у него с 1997-го по 2003-й год были отношения с известной певицей Кристиной Орбакайте. В этом браке родился старший сын предпринимателя.


Гендиректор АО "ТЭПК" Руслан Байсаров

Сегодня Руслан Сулимович Байсаров богат и еще в одном смысле – он является примерным папой шестерых детей, воспитанию и развитию каждого из которых посвящает все свободное время. Это: дочь Камилла от первого брака; сын Дени от Кристины Орбакайте; сын Илман, дочь Дали; сыновья Амир и Амин, которых он воспитывает с нынешней женой Мадиной.

Увлечения

Во многом дети и жена разделяют и увлечения отца, которым он посвящает свободное время, а это конный спорт, горные лыжи и многое другое. Также в семье бизнесмена очень ценятся традиции, праздники принято отмечать всем вместе. И кто бы где ни находился, все многочисленные родственники на важные даты обязательно съезжаются в большой дом бизнесмена в Подмосковье.

Не забывает бизнесмен и о науке. Так, например, когда в 2013 году компания предпринимателя получила лицензию на разработку месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне, на месте будущего строительства, где могли находиться ценные исторические артефакты, по инициативе инвестора вместе с Русским географическим обществом были проведены раскопки. Для этого специально создавалась научная экспедиция с составом более 700 участников.

Благотворительность

Об этой стороне своей деятельности сам бизнесмен распространяться не любит. Однако, достоверно известно, что он помогает детям с онкологическими заболеваниями – так, например, в 2009 году в рамках благотворительного вечера, организованного Федором Бондарчуком, предприниматель перечислил 200 тысяч евро на лечение детей с онкологией. А еще Руслан Байсаров помогает жителям Чечни, регулярно доставляя продукты питания в сельские поселения Чеченской республики накануне памятных и значимых дат, за что жители выражают ему искреннюю благодарность.

Руслан Байсаров родился в селе Пригородное, Чечня, в многодетной семье. В 1985 году, закончив школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт. В период с 1986 по 1988 годы проходил срочную службу в армии, после которой перевелся в Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова, который закончил в 1996 году. В 2001 году получил степень магистра по социологии в МГУ имени Ломоносова, а в 2018-м – степень кандидата технических наук в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

ПО ТЕМЕ

Первые проекты и работа в нефтяных компаниях

Из-за того, что семья Байсаровых была не очень обеспеченной, начал думать о заработках с раннего детства. Первые серьезные деньги получил, будучи студентом Московского инженерно-строительного института и продавая компьютеры.

Однако его первым серьезным бизнес-проектом может считаться салон красоты в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в столице. Там же появились:

    один из первых в стране японских ресторанов,

    ночной клуб

    внешняя парковка.

В конце 1990х годов Байсаров занялся нефтяным бизнесом. Его розничная компания "Инфант" перерабатывала порядка полутора миллионов тонн нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Клиентами компании Байсарова были не только две тысячи заправок в России, но и различные бюджетные организации и государственные структуры.

В это же время он стал вице-президентом Московской топливной ассоциации. В структуру входили более 50 различных организаций, которые в совокупности контролировали 75% объема продаж на топливном рынке столицы.

    С 2001 по 2004 годы Байсаров занимал должность вице-президента ОАО "Московская нефтяная компания".

    С 2004 по 2005 годы он продолжил карьеру в ОАО "Центральная топливная компания".

    Кроме того, в 2005 году занимал пост председателя совета директоров ЗАО "МНК-АВТОКАРД".

    В том же году Байсаров стал вице-президентом ОАО "Московская Нефтегазовая компания". В 2007 году он – первый вице-президент компании.

В 2008 году приобрел права на часть активов нефтяной компании Sibir Energy. Этот пакет он продал "Газпром нефти" за 740 миллионов долларов.

С 2010 по 2011 годы занимал пост первого вице-президента ОАО "Центральная топливная компания", после чего в качестве генерального директора возглавил ЗАО "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" (ТЭПК).

Основание ТЭПК и строительство первой в Туве железной дороги

В 2013 году ТЭПК получила лицензию на разработку Элегестского месторождения в Улуг-Хемском угольном бассейне. Это крупнейшее месторождение России с запасами в 855 миллионов тонн.

В том же году ТЭПК начала сотрудничать с Русским географическим обществом. Была достигнута договоренность на проведение раскопок на месте строительства железной дороги. По данным археологов, там могли находиться ценные исторические артефакты. Чтобы их сохранить, компания Байсарова стала партнером археолого-географической экспедиции с более чем 700 участниками.

Для реализации правительственного распоряжения в мае прошлого года АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" и государство в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта заключили концессионный договор о создании и использовании объектов железнодорожной инфраструктуры перспективной линии Элегест-Кызыл-Курагино – первой железной дороге в Тыве, которая свяжет республику с Красноярским краем.

В апреле 2019 года "ТЭПК "Кызыл-Курагино" подписало договор с "РЖД". Стороны договорились, что железнодорожный перевозчик станет генподрядчиком строительства ветки от Элегеста через Кызыл до Курагино. В правительстве уверены, что реализация проекта улучшит экономическую и транспортную ситуацию в Восточной Сибири и создаст множество новых рабочих мест.

Обращает на себя внимание и проект комплексной разработки Элегестского месторождения. Концепция включает в себя создание угольного терминала морского порта Ванино.

Инфраструктурные проекты ГК СК "Мост" Руслана Байсарова

Другое детище Байсарова – группа компаний СК "Мост". В 2015 году предприниматель приобрел 25% акций ГК, а спустя год довел свою долю до контрольной – 56% – и возглавил совет директоров.

ГК СК Мост принимает активное участие в реализации важнейших инфраструктурных проектов:

  • Структуры Руслана Байсарова строят первый железнодорожный мост через реку Амур, который соединит российский Дальний Восток с Китаем. В марте 2019 года была завершена часть работ: проведена укрупнительная сборка и монтаж пролетного строения длиной 132 метра, вес которого – более тысячи тонн. Общая протяженность сооружения с подъездными путями превышает семь километров. Ожидается, что мост будет пропускать около 21 миллиона тонн грузов в год.
  • Кроме того, ГК СК Мост участвует в проекте модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, а также задействован в строительстве второго Байкальского тоннеля длиной 6,5 километров. Эксперты транспортной отрасли подчеркивают, что после окончания работ объем перевозок на участке будет увеличен в 2,5 раза.
  • Компания Руслана Байсарова с 2017 года реализует масштабный проект переустройства железной дороги Сахалина с колеи 1067 миллиметров на общесетевую колею, ширина которой составляет 1520 миллиметров. Реконструкция даст возможность повысить объемы перевозимых грузов до восьми миллионов тонн.
  • Помимо прочего, в январе 2019 года ГК СК Мост закончила работы в рамках строительства некоторых объектов морского порта "Сабетта" на арктическом побережье. Он входит в масштабный проект "Ямал СПГ". Новый порт обеспечит навигацию судов-газовозов круглый год.

Компания Байсарова реализует проекты и в столице нашей страны. Так, в конце прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что СК "Мост" завершила прокладку первого в Москве двухпутного тоннеля, построенного по испанской технологии.

Это участок новой, Некрасовской линии метро от станции "Окская" до "Стахановской". Как отметил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, несмотря на тяжелейшие геологические условия, а также плотную жилую застройку, тоннель построен успешно и в срок.

Личная жизнь

Руслан Байсаров женат, воспитывает шестерых детей – двух дочерей и четырех сыновей. Первой супругой предпринимателя была Татьяна Ковтунова, в браке родилась дочь Камила. В 1997 году Байсаров познакомился с певицей Кристиной Орбакайте, через год появился первый сын Дени. В 2003 году они расстались.

В 2003-м родился сын Илман, в 2005-м – дочь Дали.

В 2009 году бизнесмен женился еще раз, жена родила ему двоих сыновей – Амира и Амина. Девушка является экономистом по образованию.

Участие в благотворительности

Как и многие крупные бизнесмены, Руслан Байсаров принимает участие в благотворительности. По данным СМИ, в 2009 году за 200 тысяч евро для начинающей актрисы он приобрел трехминутную роль в фильме Федора Бондарчука "Сталинград".

Вырученные средства были направлены на лечение детей с онкологическими заболеваниями.

Биография жизни известного российского бизнесмена Руслана Байсарова родом из Чеченской республики содержит множество неожиданных поворотов. Незаурядные качества личности и характера позволили ему стать не только успешным и состоятельным топ-менеджером, но и сохранить хорошие отношениями с теми, с кем начинал свое становление. К примеру, режиссер Федор Бондарчук признался, что считает Байсарова лучшим другом юности.

Биография будущего успешного предпринимателя начиналась как у любого простого жителя страны. Руслан Сулимович Байсаров появился на свет в августе 1968 года в чеченском селе Пригородное. По происхождению чеченец одного из наиболее уважаемых кланов в республике – хачарой. Родители будущего участника списка Forbes не располагали излишними средствами.

Семья была многодетной, но дружной. Отец Сулим и мать Касират воспитывали всех детей согласно традициям чеченского народа. С детства Сулим с женой прививали детям любовь к труду, ответственность за свои поступки, почитание и уважение старших. Дети сызмальства помогали родителям. Руслан рос активным, смекалистым мальчиком. В компаниях друзей был негласным лидером. Привык с детства зарабатывать «свою копеечку». В одном из интервью Байсаров рассказывал, как продавал яблоки, чтобы заработать деньги.


Образование

Отучившись десять лет в родной школе, парень принял решение поступать в московский вуз, что у него получилось с первого раза. Закончить инженерно-строительный институт не удалось – призвали в ряды вооруженных сил. Отслужив положенный срок, решил не доучиваться в предыдущем вузе и был перезачислен в нефтяной институт на своей родине, в городе Грозном. И только в 1996 году дипломированный инженера-экономист Байсаров возвратился обратно в Москву.

Именно во время студенчества укрепилась врожденная предпринимательская хватка. Руслан Байсаров начал продавать привезенные из-за границы компьютеры. Это занятие помогло заработать первые большие деньги и стало своеобразной предпосылкой будущей деятельности. После Байсаров Руслан поступает в Московский университет. Спустя пару лет завершает обучение в нем магистром социологии.

В 2018 году в результате успешной защиты исследовательской работы в университете МИСиС Руслан Сулимович Байсаров был отмечен кандидатской степенью в области технических наук.

Карьера Руслана Байсарова

Первые шаги в поприще предпринимательства Руслан Байсаров сделал в 1997 году: на заработанные деньги от реализации адаптированной для российского рынка оргтехники основал салон красоты. Тогда же были учреждены ночной клуб, казино, первый в столице ресторан с деликатесами из страны восходящего солнца и парковка. Компания, носившая название «Инфант силвер», была основана в партнерстве с Федором Бондарчуком, который до сих пор является близким другом Байсарова, и с сыном режиссера Никиты Михалкова – Степаном Михалковым. Расположение заведений в центральной части столицы и грамотное их продвижение позволяло получать неплохие доходы.


Бизнес в сфере развлечений стал прибыльным стартапом для будущего известного предпринимателя. В конце 90-х годов он решает изменить вектор приложения своего таланта и уйти в нефтезаправочный сектор. Топливный бизнес получает схожее название «Инфант». Компания перегоняла около полутора тонн черного золота в год на столичном нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивала моторным топливом не только более двух тысяч российских автозаправочных станций, но и созданным под руководством Руслана Байсарова новаторским программным продуктом, обеспечивающим обработку электронных платежей – системы карточек для приобретения бензина водителями компаний с крупными автопарками, среди которых были многие государственные учреждения России.

Успехи и предпринимательская хватка бизнесмена привлекли внимание основных игроков добывающей промышленности. В 1998 году Байсаров был назначен вице-президентом Московской топливной ассоциации, члены которой обеспечивали реализацию более половины от всего объема топливного потребления столичного региона.


Тремя годами позже Руслан Сулимович, оставаясь на том же самом в МНГК, стал еще и вице-президентом Центральной топливной компании (ЦТК), в обязанности которого входило управление всеми крупными активами в топливной сфере столичного региона.

В 2010-М РУСЛАН БАЙСАРОВ ВЫГОДНО ПРОДАЛ ПАКЕТ В SIBIR ENERGY, ОБЛАДАТЕЛЕМ КОТОРОГО СТАЛ ДВУМЯ ГОДАМИ РАНЕЕ, «ГАЗПРОМНЕФТИ». СУММА СДЕЛКИ – 740 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛ.

В 2010 году Байсаров получает еще одно повышение и становится первым вице-президентом ЦТК.

Переворотный момент в карьере Руслана Байсарова наступил через год, когда он объявил об оставлении нефтяной отрасли для того чтобы возглавить свои проекты. И вскоре бизнесмен становится руководителем основанной им Тувинской энергетической промышленной корпорации.

В 2015 году покупает четверть, а в следующем году удваивает свой пакет, доведя его до контрольного, в известной Группе компаний СК Мост.


Активы Руслана Байсарова

В 2018 году журналисты Forbes оценили активы Руслана Байсарова на уровне 900 млн долл., что позволило им сохранить его имя в числе списка двухсот самых богатых людей страны, занимающихся предпринимательской деятельностью.


Дети Руслана Байсарова

У Руслана Байсарова шестеро детей.

Впервые ощутил себя отцом в 1993 году с появлением на свет дочери Камилы в первом браке, который просуществовал недолго.

В 1997 году Руслан Байсаров встретился с Кристиной Орбакайте, дочерью примадонны российского шоу-бизнеса Аллы Пугачевой. Есть свидетельства, что в московской мечети пара прошла свадебный обряд по мусульманскому обычаю.

Через год у Байсарова и Орбакайте появился на свет сын Дени. После расставания родителей мальчик жил с матерью, но был привязан к отцу, часто у него гостил. В 2009 году внимание общественности оказалось прикованным к возникшему спору по поводу местожительства Дени Руслановича. Кристина Орбакайте заявляла, что Руслан Байсаров брал с собой сына во время поездок в Чечню без ее согласия.


Байсаров объяснял, что сын сам захотел пожить с ним, о чем Дени заявил на состоявшейся тогда пресс-конференции. Бывшим супругам удалось прийти к согласию и подписать документ, впоследствии утвержденный судом, согласно которому во время гастролей и мероприятий матери мальчик будет проживать с отцом, когда же отец будет отсутствовать по работе – поедет к маме. Решение принималось на основании показаний мальчика, который признался, что по собственной воле решил остаться с папой. Сейчас совершеннолетний Дени Русланович общается с обоими родителям.

Руслан Байсаров становится многодетным отцом, благодаря появлению сына Илмана в 2003 году и дочери Дали – в 2005-м. Позже Руслан Сулимович стал еще более счастливым с рождением еще двух сыновей Амира и Амина.

В настоящее время Руслан Байсаров женат на Мадине Гайтаевой.

Руслан Байсаров сам участвует в воспитании детей. Особое внимание обращает на их образование, обучение обычаям своего народа. Все свое свободное время отдает своим детям.

Постоянно проживает в Подмосковье.

Руслан Байсаров сегодня


Руслан Байсаров считается наиболее известным представителем бизнес-сообщества Чеченской республики в России. Сейчас бизнесмен целеустремленно развивает деятельность в Республике Тыва, где его компания осваивает угольное месторождение Элегест. Весной 2019 года компания под руководством Руслана Байсарова ТЭПК «Кызыл-Курагино» оформила контракт с Российскими железными дорогами, которые обязуются выступить подрядчиком постройки новой железной дороги, призванной связать Республику Тыва с основными железнодорожными путями Урала и Сибири.

В марте 2019 года в новостях СМИ сообщили о стыковке первой железнодорожной переправы из России (Нижнеленинское) в Китай (Туцзян) через реку Амур специалистами группы компаний СК Мост Руслана Байсарова. В конце мая ГК СК Мост состыковала и первый автодорожный переход – из Благовещенска в Хэйхэ. Длина первого моста вместе с подходами составляет около 5,3 км, второго – 19,9 км.

Строитель, нефтяник, промышленник, меценат, да к тому же красивый, умный и богатый мужчина в самом расцвете сил. Мог ли мальчик из чечено-ингушского села Пригородное Руслан Байсаров, приносивший в семью свои первые деньги от продажи садовых яблок, представить, что попадет в список Forbes? Вряд ли.

Но если ты человек с непомерными амбициями, предпринимательской жилкой и огромным желанием пахать днем и ночью, рано или поздно обязательно окажешься в «золотом рейтинге».


Сегодня 51-летний Руслан Сулимович Байсаров (родился 9 августа 1968 года) - гендиректор АО «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) и председатель совета директоров ГК СК Мост, а начинал он свою трудовую деятельность с бизнеса развлекательного. В 1997 году вместе с Федором Бондарчуком и сыном Никиты Михалкова Степаном потомок древнего чеченского рода открыл почти в самом центре Москвы

Салон красоты,
- один из первых в стране японский ресторан,
- игорное заведение
- и ночной клуб.


Деньги на этот проект начинающий бизнесмен заработал, еще учась в Московском инженерно-строительном институте, куда поступил сразу после школы в 1985 году. Серьезный по тем временам капитал студент-первокурсник сколотил, продавая компьютеры, адаптированные под русскоговорящих пользователей.

Прежде чем реализовать в конце 90-х салонно-развлекательный, как сейчас сказали бы стартап, будущий бизнесмен отслужил два года в армии. После срочной службы в столичный вуз Байсаров решил не возвращаться - перевелся из него в Грозненский нефтяной институт им. академика М.Д. Миллионщикова. Спустя пять лет дипломированный инженер-экономист увлекся наукой об обществе и на кафедре социологии МГУ получил степень магистра. А в 2018 году Байсаров защитил диссертацию в Московском институте стали и сплавов. Теперь долларовый миллионер - кандидат технических наук.

С начала 2000-х годов Руслан Байсаров пробует себя в «нефтянке» - сначала создает нефтеперерабатывающую компанию «Инфант», которая ежегодно перерабатывала порядка 1,5 миллионов тонн нефти, проставляя бензин на отечественные АЗС и обеспечивая топливом государственные компании, а позже, уже имея солидный предпринимательский бэкграунд, активно участвует в нескольких проектах топливного и нефтегазового секторов.

В разные годы он занимает руководящие должности на:
- Московской топливной ассоциации,
- Московской нефтегазовой компании,
- Московской нефтяной и Центральной топливной компаниях.

В конце «двухтысячных» Руслан Сулимович покупает часть активов компании Sibir Energу, а затем за 740миллионов долларов продает их компании «Газпром нефть».

Семья - залог успеха

Прежде чем перейти к подробностям о том, на чем сосредоточен предприниматель сегодня, стоит сказать, что бизнес для Руслана Байсарова - важная часть его жизни, но он никогда не забывает о своей семье и детях.

У 51-летнего Руслана Сулимовича шестеро детей. Правда, от разных жен.

Первым ребенком в 1993 году стала дочка Камилла. Спустя время молодой человек знакомится с Кристиной Орбакайте, и в 1998 году на свет появляется Дени - старший сын бизнесмена. Позднее пара разошлась. Также предприниматель имеет сына Илмана (родился в 2003 году). Мальчик, как и дочь Камила, воспитываются в семье Байсарова. Вторая дочь - Дали - родилась в 2005 году. В нынешнем браке, со своей землячкой Мадиной Гайтаевой, на которой бизнесмен женился в 2009 году, подрастают сыновья Амир и Амин.

Несмотря на занятость, Байсаров, сам выросший в многодетной семье, заботится обо всех своих детях, старается как можно больше времени проводить с ними и особое внимание уделяет их культурному воспитанию в национальном духе.

Угольные перспективные проекты и не только

Основная сфера интересов российского бизнесмена сегодня - развитие топливно-энергетического комплекса России и формирование на Дальнем Востоке и в Западной Сибири современной инфраструктуры, без которой, по словам Руслана Байсарова, невозможно налаживать экономические связи между регионами, увеличивать внешнеторговый оборот и расширять инвестиционное сотрудничество.

В 2011 году предприниматель создает собственный проект в Туве, учреждает компанию и сам становится во главе нее, а спустя два года ТЭПК приобретает лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения.

О громадных перспективах разработки Элегеста, как и всего Улуг-Хемского угольного бассейна, частью которого месторождение является, говорили уже давно. Строительство здесь горно-обогатительных предприятий - это прежде всего подъем экономики Тывы и развитие угольной промышленности в республике. А объемы промышленных запасов только одного месторождения предпринимателя огромные - почти 860 миллионов тонн. Кроме того, компания Руслана Байсарова строит не только ГОК, но и в рамках проекта создает инфраструктуру - это терминал для отгрузки угля в одном из российских портов, который планируется построить к 2024 году, а также железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» - между прочим, это первая железная дорога в истории региона. В советское время местные жители не могли об этом и мечтать - было не понятно, как вообще такой проект осуществить в столь сложных условиях. Да и теперь все осознают, насколько трудоемкая предстоит работа. Шутка ли: на 400-километровой магистрали будет проложено восемь тоннелей сквозь горы и построено более сотни мостов. Но главное - богатый ресурсами регион получит доступ к общефедеральной магистрали.

Перспективы от реализации всего угольного проекта для региона огромные: как рассказал Руслан Байсаров, помимо налогов, а они обещают быть весьма внушительными, строительство только железной дороги поможет создать около пяти тысяч рабочих мест. Еще в два раза больше россиян (и это как минимум) будут трудоустроены после возведения горно-обогатительного комбината и выхода предприятия на полную мощность. Связи между регионами укрепятся с появлением дороги.

Чтобы ускорить реализацию проекта, весной 2018 года правительство РФ распорядилось строить дорогу в рамках концессионного соглашения. Его участники - АО «ТЭПК «Кызыл - Курагино», дочерняя структура Байсарова, он же возглавляет компанию - и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, как представитель государства. Через год структура предпринимателя подписала договор с Российскими железными дорогами, которые выступили генподрядчиком строительства ветки. Контролировать процесс назначили министра экономического развития Максима Орешкина, который также отвечает за развитие тувинского региона в целом. По словам инвестора, появление куратора такого уровня и привлечение к проекту РЖД позволит ускорить темпы реализации проекта.

В августе 2019 года стало известно, что на часть документации уже получено экспертное заключение, и компания Байсарова может приступать к непосредственной реализации проекта. Основные работы запланированы на 2020 год. При этом в РЖД предложили рассмотреть возможность увеличения мощности будущей дороги до 27 миллионов тонн и больше. В первоначальном варианте проекта этот показатель составляет примерно вполовину меньше. Тогда же глава Минфина Антон Силуанов заявил, что строительство комбината на Элегесте, а также портового терминала в Ванино в перспективе может получить гарантийную поддержку со стороны государства.

Есть вероятность, что как только перспективный Элегестский проект начнет действовать, финансовые активы Байсарова пойдут вверх, и в престижном рейтинге авторитетного экономического издания он поднимается выше нынешней 187-й строчки. Напомним, благодаря удачным инвестициям в различные отрасли промышленности, последние четыре года успешный предприниматель - неизменный участник списка двухсот самых богатых бизнесменов России по версии журнала «Форбс». Первый раз он попал в престижный рейтинг в 2014-м. Тогда с состоянием в 900 миллионов долларов один из самых богатых представителей чеченской диаспоры в России занимал 116 место.

Развитие Великого сибирского пути

В середине 2010-х Руслан Сулимович вошел в состав акционеров ГК СК Мост. Тогда бизнесмен стал владельцем блокпакета акций компании, а уже в 2016 году он довел долю до 56%, став контролирующим собственником предприятия. Специализируясь на строительстве и реконструкции мостов, тоннелей и метро, группа компаний сдала в эксплуатацию за 27 лет более двух с половиной тысяч объектов. Лидер в области строительной индустрии успешно реализовала десятки значимых для экономики страны инфраструктурных проектов. Ставший уже знаменитым Русский мост, тоннели в Сочи, проложенные к Зимней Олимпиаде - одни из самых ярких.

Пожалуй, в стране не найдется региона, где хотя бы один мост, транспортная развязка, тоннель или путепровод не были построены компанией Байсарова. Можно сколь угодно долго перечислять реки, чьи берега соединены руками специалистов из ГК СК Мост, железнодорожные и автодорожные тоннели на магистралях по всей стране. С помощью щита-гиганта «Виктория» прокладывали новый участок Московского метрополитена: «Окская» - «Стахановская», а сегодня компания закончила проходческие работы и вышла на «Нижегородской» на Некрасовской линии метро.

Активную деятельность в последнее время компании Руслана Байсарова проводят и в арктическом регионе. Бизнесмен уверен: реализация масштабных «северных» проектов придаст импульс развитию не только приграничных зон в районе Северного полюса, но и всей страны. Так, в конце 2018 года его компания, еще со строительства БАМа имеющая огромный опыт возведения сложных объектов в тяжелых природных условиях, сдала один из своих «арктических» объектов - морской порт Сабетта, через который уже бесперебойно идут отгрузки сжиженного газа, добываемого на Ямале. Через новые терминалы также будет круглогодично проходить существенный объем грузов Северного морского пути.

В настоящее время возглавляемая Байсаровым компания, объединяющая более десятка мостостроительных предприятий и три тоннельных подразделения, возводит на Дальнем Востоке через реку Амур два трансграничных мостовых перехода с КНР. Автодорожный мост длиной 1080 метров соединит страны в районе Благовещенска (Амурская область) в декабре 2019 года, железнодорожный - в районе села Нижнеленинское (Еврейская автономная область) также в конце 2019-го. Протяженность российской части железнодорожного перехода сама по себе небольшая, но вместе с прилегающими подъездными путями ее протяженность составит более пяти километров. Планировалось, что мост будет отрыт для проезда уже в 2019 году. Он обеспечит пропускную способность в 21 миллион тонн грузов в год.

Руслан Байсаров неоднократно отмечал важность совместных с Китаем проектов, которые позволят навести мосты с соседом как в буквальном, так и в переносном смысле. Поскольку это поможет интегрировать экономику, прежде всего, Дальнего Востока в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще больше укрепятся и торгово-экономические связи двух стран - участников проекта, а путь до потребителей российской продукции в Юго-Восточной Азии сократиться более чем на 1700 километров. Говоря об особенностях возведения переходов, инвестор отметил, что, к примеру, железнодорожный мост предусматривает прохождение поездов по колеям с разной шириной - 1520 мм для российских и 1435 мм для китайских поездов.

Это не единственные грандиозные проекты ГК СК Мост. С января 2018 года на Сахалине идет модернизация Дальневосточной железной дороги с колеи 1067 мм на общесетевую колею шириной 1520 мм. В ходе этого беспрецедентного по своей географической протяженности проекта компания Байсарова реконструирует 53 объекта инфраструктуры, включая несколько десятков мостов. Специалисты отмечают сильную изношенность островной инфраструктуры, и поэтому им приходится возводить мосты, по сути, заново. Темпы модернизации во многом зависят от слаженности их действий, ведь задача компании - подготовить мостовые переходы к прокладке железной дороги с новой колеей. Впрочем, сдавать объекты точно в срок - всегда было конкурентным преимуществом ГК СК Мост. На том же Сахалине компания одновременно строит три десятка мостов. Причем структура Руслана Байсарова подключилась к проекту только в 2018 году - за два года до завершения всех работ. При этом надо было доставить на остров с материка (и это в отсутствии моста) технику, оборудование, материалы. Да к тому же работали только во время технологических перерывов, чтобы не лишать местных жителей привычного для них средства передвижения.

По сути, аналогичная ситуация с проектом прокладки второго Байкальского тоннеля, которая ведется параллельно первой ветке. Строительство в рамках модернизации БАМа и Транссиба для увеличения пропускной способности обеих магистралей также осуществляют структуры Руслана Байсарова. После того, как предприниматель стал основным собственником группы компаний, проходка тоннеля, который уже приобрел статус одного из крупнейших искусственных сооружений в стране, ускорилась, что определенно говорит о бизнесмене, как об эффективном стратегическом инвесторе, способном оперативно решать вопросы с финансированием. Ведь строительство тоннеля - тот еще трудоемкий и потому чрезвычайно затратный процесс - нужно учесть массу нюансов при прохождении скальной породы. Приходится работать в сложных горно-геологических условиях, в сейсмоопасных районах, заботиться об оборудовании, которое часто требует ремонта, потому что постоянное трение о твердую горную породу приводит к износу.

Причем на строительстве специалисты компании Байсарова используют специальный тоннелепроходческий комплекс, прошедший все испытания на ура еще в Сочи при подготовке инфраструктуры к Олимпиаде 2014 года. Его в компании любовно называют «ветеран», и он даст фору многим молодым, особенно в умелых руках. По словам профессионалов СК Мост, им пришлось пойти на хитрость, чтобы сократить время остановок на ремонт: в проекте предусмотрели через каждые триста метров сбойки между тоннелем и штольней, из-за чего комплекс не приходилось откатывать назад для замены лезвий.

К слову, строительство второй ветки тоннеля на БАМе - можно уже считать историей. Основные работы завершены, по плану, к концу 2019 года по нему должны пройти первые поезда. По сравнению с первым Байкальским тоннелем - это образец современной инфраструктуры: объект оборудован всевозможными датчиками, которые ведут контроль за бесперебойным электроснабжением, безопасностью, вентиляцией. Следить за порядком помогает система видеонаблюдения. После завершения всех работ пропускная способность новых и реконструированных магистралей увеличится в разы. Когда стало понятно, какая важная и необходимая работа проделана, задумались о реконструкции первой ветки.


Благие дела Руслана Байсарова

В декабре 2009 года Руслан Байсаров перечислил серьезную сумму на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Это были двести тысяч евро, которые бизнесмен заплатил за лот, выставленный на одном из благотворительных мероприятий - право на трехминутное появление начинающей актрисы в фильме Бондарчука «Сталинград». Но это лишь малая часть всех благотворительных проектов бизнесмена, попавшая в СМИ. Деятельность в этом направлении предприниматель не афиширует.

Руслан Сулимович Байсаров – российский предприниматель чеченского происхождения, бывший гражданский муж . Родился 9 августа 1968 года в многодетной чеченской семье Сулима и Касират Байсаровых в Грозненском районе Чеченской республики, в селе Пригородное. Руслан - урожденный представитель чеченского тейпа хачарой.

Образование

В Москву Байсаров перебрался сразу же после школы. Он поступил в Московский строительно-инженерный институт. В 1986 году Руслан был призван на службу в армию, после демобилизации переводится в Грозненский нефтяной институт им. академика М. Д. Миллионщикова на инженерно-экономический факультет, который окончил в 1996 году.

Руслан Байсаров, фото - Алексей Витвицкий

Ещё через пять лет Руслан Байсаров получает степень магистра по социологии в Московском Государственном Университете имени , а в 2018 году защищает кандидатскую по техническим наукам в Национальном исследовательском технологическом университете "МИСиС".

Бизнес

Первый бизнес-проект Руслана Байсарова – создание студии красоты. Салон располагался в Центре Международной торговли, где впоследствии молодой бизнесмен познакомился с . В середине 90-х совместно с начинающим режиссером и актером Байсаров создал закрытый игровой клуб «Инфант силвер».


Бизнесмен Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В те годы в ЦМТ Руслан арендовал несколько объектов для спорткомплекса, ночного клуба и казино. Там же Байсаров организует первый в России японский ресторан.

В конце 1990-х годов Руслан Байсаров занялся нефтяным бизнесом, начал работать с Московским нефтеперерабатывающим заводом, а в скором времени стал вице-президентом «Московской топливной ассоциации», в которую входило более 50 организаций, реализующих 75 процентов объема продаж на московском топливном рынке.

В 2000-х Руслан становится сначала вице-президентом, а потом первым вице-президентом «Московской нефтегазовой компании». В 2008 году он приобрел права на часть активов компании Sibir Energу, которую впоследствии выкупила компания «Газпром нефть».


Руслан Байсаров и Наследный принц Абу-Даби, Шейх Мохаммад Бен Зайед Аль Нахайан (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В 2010-х Руслан Байсаров обращает внимание на богатую залежами полезных ископаемых Республику Тыва. В апреле 2013 года принадлежащая ему «Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация» (ТЭПК) приобрела лицензию на разработку крупнейшего в России Элегестского угольного месторождения, проект комплексного освоения которого был утвержден в конце 2017 года и включил в себя строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино.

В 2019 году генеральный директор АО «ТЭПК Кызыл – Курагино» Руслан Байсаров подписал с ОАО «РЖД» договор подряда на строительство железнодорожной ветки. Как отметил присутствовавший при подписании министр экономического развития – «это крупнейший инвестиционный проект, который может серьезно улучшить состояние Восточно-сибирского региона и создать большое количество новых рабочих мест».


Руслан Байсаров в 2019 году на подписании договора с ОАО «РЖД» (фото - пресс-служба РЖД)

Одновременно с этим в 2015 году Руслан Байсаров стал акционером, а в 2016 году – контролирующим акционером и председателем совета директоров строительной компании (СК) «Мост» – российское предприятие в области строительной индустрии, которое объединяет 12 мостостроительных предприятий и 3 тоннельных подразделения.

СК «Мост» реализует массу значимых инфраструктурных проектов по всей России, в числе которых два моста через реку Амур, соединяющих Россию и Китай в районах Благовещенска и Нижнеленинского, второй Байкальский тоннель, перегонные тоннели на Кожуховской линии метро Москвы, строительство объектов морского арктического порта «Сабетта» и другие.

Личная жизнь

Впервые Руслан Байсаров женился в начале 90-х годов на фотомодели Татьяне Ковтуновой. В 1993 году в семье появилась дочка Камилла. Но брак продержался недолго.

Позже молодой человек познакомился с дочерью Кристиной Орбакайте. Руслан и Кристина не фиксировали отношений в ЗАГСе, однако свадебный обряд был зарегистрирован по мусульманским законам в мечети города Москвы. В 1998 году у молодых родился сын , который получил гражданство Литвы и России. В начале 2000-х годов отношения у Кристины и Руслана разладились.


Руслан Байсаров и его сын Дени (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В 2003 году у Руслана появился второй сын Илман от молодой фотомодели агентства Modus Vivendis Алины Цевиной, которая стала третьей женой бизнесмена. Девушка жила в доме возлюбленного недолго, так как уже через полгода после рождения ребенка переехала в личную квартиру в центре Москвы. Роскошный подарок Алина получила в знак благодарности за сына от Руслана. Ребенок, как и первая дочь, остались в доме Байсарова.

В 2005 году от девушки по имени Юлия у Руслана появляется вторая дочь – Дали.

В 2009 году широкий общественный резонанс получила история после того, как Дени Байсаров после каникул не вернулся к Кристине Орбакайте. В прессе певица обвиняла бывшего супруга в похищении сына. Но, как утверждал сам Руслан, мальчик остался с отцом добровольно. Дени должен был улетать в США для продолжения учебы, но, по утверждению Руслана, мальчик хотел остаться на родине, где у него родственники и друзья.


Федор Бондарчук и Руслан Байсаров на отдыхе (фото из личного архива Руслана Байсарова)

В октябре 2009 года было заключено мировое соглашение, по которому мальчик во время отсутствия Орбакайте будет жить с отцом, а во время отсутствия Байсарова - с матерью. Решение о том, с кем именно он останется в настоящий момент, Дени, согласно документу, может принимать самостоятельно.

В 2009 году Руслан женился на чеченской девушке Мадине Гайтаевой из своего родового села Пригородное, которая родила ему двоих сыновей Амира и Амина.

У Руслана Байсарова шестеро детей. Отец заботится об образовании собственных сыновей и дочерей. Большое внимание Руслан уделяет культурному воспитанию детей в национальном духе. Бизнесмен часто проводит время вместе с ними.

Состояние


Бизнесмены Джек Ма и Руслан Байсаров (фото из личного архива Руслана Байсарова)

Руслан Байсаров признан самым состоятельным представителем чеченской диаспоры в России. В настоящее время, по версии журнала Forbes, Руслан Байсаров входит в список двухсот богатейших бизнесменов России. В 2018 году его состояние оценивалось в $900 млн (118 место).



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.