Разделение франции. Организация местного самоуправления в современной Франции. Политический режим Франции

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.



Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

51. Система государственных органов Франции.

Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат, таких как:

1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;

2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.

52. Партийная система Франции.

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.

Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.

Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.

53. Судебная система Франции.

Франция делится на 27 регионов (régions ), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) - на острове Корсика, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (départements ), которые состоят из 342 округов (arrondissements ) и 4039 кантонов (cantons ). Основой Франции являются 36 682 коммуны (communes ). Деление на департаменты и коммуны сравнимо с делением России на районы и городские/сельские образования.

Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 референдум об объединении 2 департаментов Корсики провалился. Все эти регионы являются частью Европейского союза.

Также можно сказать, что в состав Французской Республики входят:

1. Метрополия (разделена на 22 региона и 96 департаментов).

2. 5 заморских департамента (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта.

3. 5 заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен.

4. 3 территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории

23. Политическая система Франции
Государственное устройство и форма правления Франция типичная унитарная республика После Второй мировой войны президент страны генерал де Голль, опираясь на свой авторитет победителя, ликвидировал земельный строй и (Лотарингия, Шампань, Прованс и т.д.), который служил основой сепаратизма и центробежных процессов, и разделил государство на 94 небольшие департаменты Главой государства ныне президент, который назначает премьер-министра и членов правительства Высшим законодательным органом является парламент Он состоит из двух палат - Национального собрания и сената Правительство подотчетно парламентаменту.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии.

Во Франции действует несколько десятков политических партий (на выборах в Парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Наиболее крупными из них являются: на левом фланге – Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала, и Французская коммунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы. Ближе к правому центру находится Объединение в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генерала де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике – «ассоциацию труда и капитала».


На правом фланге находится республиканская партия (около 160 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний.

На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на партии все чаще заменяется делением на левых и правых. С 1997 г. действует левое правительство блока социалистов и коммунистов (3 коммуниста из 32 членов правительства).

Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены Конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы создания и деятельности партий (создаются и действуют свободно);

3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверенитета и демократии – это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье Конституции.

Государство поддерживает политические партии по двум основаниям:

1) поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента;

2) осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте.

Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.

Франция – государство, занимающая крайнюю западную часть европейского континента. Она омывается Атлантическим океаном, проливом Ла-Манш и Северным морем, а на юге – Средиземным морем. От Бельгии и Люксембурга ее отделяют горы Арденны, от Германии – река Рейн, от Швейцарии и Италии – гора Юра и Альпы, от Испании – Пиренеи. В ее состав входит остров Корсика. насчитывает 22 региона, распределенные между 96 департаментами на территории метрополии, которые в свою очередь подразделяются на более чем 37000 коммун.

Провинции или регионы Франции

Франция также владеет четырьмя заморскими департаментами: Гваделупой, Мартиникой, Ганой и Реюньоном. Мартиника и Гваделупа располагаются рядом с Кубой; Гана – недалеко от Бразилии, а Реюньон – рядом с Мадагаскаром.

В состав Франции входят также два административно-территориальных образования с особым статусом: Мальорка и Сен-Пьер. Франция насчитывает еще несколько заморских территорий – Французская Полинезия в Тихом океане, Новая Каледония, а также Валис и Футина.

Заморские владения Франциии (Stasyan117 — Этот файл является производной работой от France (+overseas), administrative divisions — de (multizoom).svg)

Политический режим Франции

– президентская республика, основанная на конституции Пятой Республики. Последняя обязана своим появлением Шарлю де Голлю. Согласно конституции, исполнительная власть осуществляется президентом Республики и парламентом. Президент или глава государства избирается во Франции сроком на 7 лет в ходе всеобщих прямых выборов. В 2012 году президентом Франции стал Франсуа Оланд, до этого страной управляли Николя Саркози (2007-2012) и Жак Ширак (1995-2007, на второй срок переизбран в 2002).

Правительство во главе с премьер-министром определяет и осуществляет политику страны. Последний несет ответственность перед парламентом, представляющим законодательную власть. В состав парламента входит Национальная Ассамблея и Сенат. Депутаты Ассамблеи выбираются сроком на 5 лет путем всеобщих прямых выборов (выборы национального собрания).

Сенаторы избираются сроком на 9 лет путем непрямого голосования. Всеобщие прямые выборы – это когда любой гражданин, обладающий правом выбора, идет на свой избирательный участок и голосует. В ходе непрямые (косвенные) выборы – когда голосуют депутаты всех уровней.

22 региона во Франции управляются региональными советами, а департаменты – генеральными советами. Региональные советники избираются на 6 лет в ходе региональных выборов. Коммуны управляются муниципальными советами, чьи члены избираются на 6 лет. Во главе муниципального совета находится мэр, который представляет государство и коммуну.

Во Франции реформа административно-территориального деления в свое время послужила действенным инструментом консолидации всех частей страны, «разрезавшим» былые вотчины французских феодалов - Бургундию, Анжу, Бретань и др. Новые административные единицы, созданные в результате Великой французской революции, стали называться департаментами, то есть буквально подразделениями. Для них были выбраны нейтральные имена, не вызывавшие никаких исторических ассоциаций. Чаще всего в названиях фигурировали реки страны (департаменты Рона, Верхняя Марна, Приморская Сена, Мен и Луара), орографические объекты (Приморские Альпы, Атлантические Пиренеи, Юра, Вогезы). Декларация прав человека и гражданина 1792 г. гласила: «Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт – на кантоны» .

За более чем двести лет сетка административно-территориального деления изменилась незначительно: если в конце XVIII в. во Франции было 83 департамента, то сейчас - 100.

Исторически административно-территориальное устройство страны характеризовалось традицией централизации, но за последние 20 лет претерпело значительные изменения. На первый взгляд оно может показаться сложным. По конституции территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Всякие другие территориальные коллективы создаются законом.

В законе о децентрализации от 2 марта 1982 г. и дополняющих его положениях выражена политическая воля изменить отношения между государством и территориальными коллективами (регионами, департаментами, коммунами). С этого времени последние имеют значительно более широкую автономию в принятии решений, так как новые законы распределили компетенции, административную ответственность и финансовые ресурсы между центральной властью и местными органами управления.

Франция насчитывает 26 регионов: 22 в метрополии и 4 заморских, границы которых совпадают с границами четырех заморских департаментов (ДОМ). Учрежденный в 1955 г. в целях обустройства территории, регион в 1982 г. стал территориальным коллективом. К его собственной компетенции относятся главным образом вопросы планирования, обустройства территории, экономического развития, профессиональной подготовки, а также строительства, материально-технического оснащения и финансирования лицеев. Создание регионов как административно-территориальных единиц было обусловлено тем, что прежнее деление на департаменты не отвечало современным принципам административной организации. Централизованное управление было также неэффективно, как и управление на уровне мелких департаментов, и для решения определенных задач требовалось создание промежуточного уровня. В этом отношении регионализация представляет собой структурную реформу, направленную на разделение труда между уровнями управления.

Как уже отмечалось ранее, Франция насчитывает 100 департаментов: 96 в метрополии и 4 в заморских владениях (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и Гвиана). Статус департаментов, учрежденных в 1789 г., претерпел существенные изменения: он эволюционировал от полудецентрализованного территориального коллектива до полноправного территориального коллектива (с 1982 г.). Департамент является основным звеном административно-территориального устройства страны. К его компетенции относятся главным образом вопросы санитарии и социального развития, оснащения сельского хозяйства, поддержания и развития дорожной сети на своей территории, расходы на строительство и содержание коллежей.

Учрежденная в 1789 г., коммуна является низшей единицей французского административно-территориального деления. По данным на 1990 г., во Франции насчитывалось 36 551 коммуна – намного больше, чем в других странах Европейского союза. Это объясняется тем, что во Франции называют коммунами все муниципалитеты, независимо от числа жителей (80 % коммун имеют население менее тысячи человек). Вследствие этого власти вынуждены были произвести перегруппировку коммун, в частности путем создания городских территориальных управлений и межкоммунальных объединений. Согласно закону от 6 февраля 1992 г. установлены новые формы сотрудничества в целях повышения эффективности работы муниципалитетов .

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.