Признаки пропорциональной избирательной системы рф. Пропорциональная избирательная система: азы политологического понимания

Пропорциональная избирательная система предусматривает, что депутатские места в представительном органе распределяются между различными

По мнению видного португальского государствоведа Г. Канотилью, «пропорциональная система - это лучшее средство против сокращения альтернатив, против сужения политических горизонтов, против политической одномерности и пресыщения»1. При пропорциональной избирательной системе можно образовывать только многомандатные избирательные округа. Разновидностей же пропорциональной системы известно значительно больше, чем вариантов мажоритарной избирательной системы. Уже в 1908 г., согласно подсчетам итальянского исследователя С. Коррадо, было известно свыше 100 разновидностей пропорциональной избирательной системы. Конечно, для подробного рассмотрения всех их потребовалось бы специальное объемное исследование. Мы же остановимся на изучении основных разновидностей пропорциональной избирательной системы, сопоставляя их близкие разновидности. Внимание будет уделено и тем из них, которые получили применение на практике, поскольку далеко не все из более чем 100 видов внедрены, но существовали и существуют как разработки ученых.

При пропорциональной системе распределение депутатских мандатов осуществляется в некоторых странах путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате деления общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Например, в избирательном округе подано всего 105 325 голосов. Замещению подлежат пять мест в представительном органе. Следовательно, избирательная квота (метр) составляет 21 065 голосов. Однако в разных избирательных округах на избирательные участки может прийти различное число избирателей, а значит, в других избирательных округах будет и иная избирательная квота. В ряде стран законом устанавливается единое для всех избирательных округов количество голосов, требующееся для избрания одного депутата (способ единого числа) с целью наилучшего обеспечения принципа равенства, о чем уже говорилось. Тем не менее такая практика не получила широкого распространения.

От каждого партийного списка после определения избирательной квоты депутатские мандаты получает столько человек, сколько раз избирательная квота укладывается в собранное данной партией на выборах количество голосов. Рассмотрим это на конкретном примере. Предположим, в избирательном округе, где было подано 98 385 голосов, за пять депутатских мандатов боролись три политические партии. После подсчета голосов результаты оказались следующими: за список партии А проголосовало 56,7 тыс. человек, за список партии Б было подано 32,3 тыс. голосов, за список партии В

9385 голосов. Места в выборном органе распределяются таким образом. Избирательная квота дважды укладывается в число голосов, полученных партией А, и один раз в количество голосов, собранных партией Б. Партия В пока не получает ни одного мандата. Но распределенными оказались только три мандата. Кроме того, избирательная квота не укладывается целое число раз в количество голосов, собранное каждой из партий. Как видим, в каждом случае появляется некоторый остаток. Вопрос о том, как учесть эти остатки, является наиболее сложным при определении результатов голосования по пропорциональной избирательной системе.

Известны несколько способов выхода из данного довольно затруднительного положения. Так, в законодательстве некоторых стран закреплено правило наибольшего остатка, под которым подразумевается самый большой остаток голосов, получившийся после распределения между партиями мандатов с применением натурального частного (избирательного метра или естественной квоты). В нашем примере у партии А остаток составляет 17 346 голосов, у партии Б - 12 623, у партии В - 9385 голосов. Следовательно, прежде всего еще один мандат получит партия А, поскольку она располагает наибольшим остатком, партия Б также получит еще один мандат, так как ее остаток второй по величине. Партия В остается без мандатов. Таким образом, пять мандатов распределены так: партия А

Три мандата, партия Б - два мандата, партия В - ни одного мандата. При этом принцип пропорциональности несколько искажен, так как в конце концов для получения одного мандата каждой партии пришлось собрать разное количество голосов, а голоса, полученные партией В, вообще оказались неучтенными. Такой метод распределения мандатов называется методом Т. Хэйра по имени изобретателя.

Имеются различные способы подсчета голосов, помогающие свести к минимуму искажения принципа пропорциональности. Одной из наиболее оптимальных разновидностей пропорциональной системы в этом плане признается правило наибольшей средней, или система В. д\"Ондта (по имени изобретателя - математика и политолога). В соответствии с этой системой количество голосов, полученных каждым списком, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т. д. до цифры, соответствующей числу списков (в нашем примере до трех). Однако при установлении количества прогрессивно возрастающих делителей учитывается и число распределяемых мандатов (в нашем примере для распределения пять мандатов вполне достаточно разделить на 1, 2, 3).

Партия А - 56,7 тыс. Партия Б - 32,3 тыс. Партия В - 9,385 тыс.
56,7: 1 = 56,7 32,3: 1 = 32,3 9,385: 1 = 9,385
56,7: 2 = 28,35 32,3: 2= 16,15 9,385: 2 = 4,6925
56,7: 3 = 18,9 32,3: 3 = 10,77 9,385: 3 = 3,1283

Затем полученные частные распределяют в порядке убывания: 56,7; 32,3; 28,35; 18,9; 16,15; 10,77; 9,385; 4,6925; 3,1283. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов (в нашем случае 16,15), является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько частных уложилось до 16,15 включительно. Следовательно, в данном случае партия А получает три мандата (уложилось три частных: 56,7; 32,3; 18,9), партия Б - два мандата (уложилось два частных: 32,3; 16,5), партия В - ни одного мандата.

Наиболее сложная проблема при пропорциональной системе - это уже упоминавшаяся проблема остатков, получающихся при делении общего числа голосов, поданных за ту или иную партию, на квоту. Эти остатки появляются в каждом избирательном округе, а затем в целом по стране они превращаются порой в весьма значительное число как бы оставшихся без внимания голосов. Самым оптимальным выходом из этого затруднения является превращение всей страны в единый избирательный округ. Благодаря этому удается также предотвратить возможные искажения при образовании избирательных округов (избирательная география). Объявление всей территории страны единым избирательным округом характерно, к примеру, для Нидерландов, Израиля, Венесуэлы. В Португалии после внесения поправок в Конституцию в 1989 г. также появилось положение, позволяющее считать территорию всей страны единым избирательным округом. В России на выборах депутатов в Государственную Думу по партийным спискам в 1993 и 1995 гг. вся территория страны представляла собой единый избирательный округ. В Швеции, например, для обеспечения подлинной пропорциональности на парламентских выборах в избирательных округах распределяют лишь 310 мандатов из 349, а оставшиеся 39 «уравнивающих мандатов» передаются затем в те избирательные округа, в которых партии имели наибольшее число неучтенных при первом распределении голосов избирателей, для определения, какие партии должны получить эти дополнительные депутатские мандаты1.

Противники пропорциональной избирательной системы в качестве одного из ее недостатков считают обезличенность партийных списков. Действительно, избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, т. е. за партии, а не за конкретных кандидатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов посылается в представительный орган от конкретного избирательного округа. Соответственно, депутатами становятся те кандидаты, которые стояли первыми в списке. Вместе с тем было бы преувеличением утверждать, что избиратели голосуют исключительно за партийные списки, ничего не зная о кандидатах. В ходе избирательной кампании именно конкретные кандидаты встречаются с избирателями, выступают в средствах массовой информации, на встречах, митингах, агитируя за предвыборную программу своей партии. Настроение избирателей в значительной степени зависит от доходчивости, обоснованности выступлений кандидатов, от их способностей, манеры поведения, опыта и т. д. Избиратели судят зачастую о самой партии по конкретным кандидатам, по тому, насколько они вызывают у избирателя симпатию, доверие. Хотя не стоит недоучитывать, что сама предвыборная программа играет очень важную роль. Сколь бы талантливыми ни были кандидаты, им не удастся привлечь достаточно большого числа избирателей на свою сторону, если их программа излишне абстрактна, не предлагает приемлемого решения наиболее насущных проблем, не отвечает основным потребностям избирателей.

Кроме того, в некоторых странах применяются различные способы, позволяющие преодолеть обезличивание партийных списков при голосовании избирателей, обеспечить такое положение, чтобы и при пропорциональной избирательной системе избиратель мог высказать свое мнение в отношении конкретных кандидатов. Одним из таких способов является преференциальное голосование, при котором избиратель указывает, в каком порядке должны представляться мандаты внутри списка. Например, в Дании, Бельгии, Австрии, Нидерландах применяют систему полужестких списков, когда первое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций (голосов), даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандаты вместо тех кандидатов, имена которых были ранее записаны в списке выше, но которые не получили столько преференций. В других странах (Швейцария) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям избирателей, в соответствии с которыми и осуществляется распределение депутатских мандатов. В ряде стран (например, в той же Швейцарии) допускается так называемое панаширование (от фр, panacher - перемешивать, придавать пестроту, разнообразие, смешивать): избиратель может подобрать кандидатуры, за которые он хочет отдать свой голос, из разных списков, объединив их в новый список, составленный им самим в день голосования. Панаширование - «предоставление избирателю возможности составить самому избирательный список, подбирая кандидатов из других списков»1.

К недостаткам пропорциональной системы ее оппоненты относят еще один, а именно - невозможность при определенных обстоятельствах обеспечить стабильное большинство в коллегиальных представительных органах власти, что в ряде стран необходимо для сформирования правительства. Как полагает португальский ученый и политический деятель Ж. Миранда, «при выборе избирательных систем намного больше внимания должно уделяться политическим реалиям, чем теоретическим соображениям»1.

Поэтому в отдельных странах, выбирая ту или иную пропорциональную избирательную систему, сознательно идут на введение такой системы, которая несколько искажает соразмерность представительства. В государствах, где в результате выборов, как правило, в течение длительного времени не удается сформировать в парламенте устойчивого большинства, зачастую предпочитают искажение пропорциональности в пользу крупных партий.

В самом деле, отсутствие парламентского большинства в течение долгого времени (в особенности в парламентарных государствах) способно привести к сложностям в управлении страной, следствием чего может стать дестабилизация политической жизни, что уже чревато подрывом демократических устоев. В странах, где крупные партии или партийные блоки регулярно получают большинство мест в парламенте (причем в течение довольно долгого времени большинство может находиться у одной партии или периодически переходить от одной партии к другой), часто ставится задача обеспечить адекватное представительство разнообразным политическим силам с целью развития демократии. Для этого вводят избирательную систему, при которой пропорциональность несколько искажается в пользу мелких партий. Конкретная политическая обстановка в стране влияет на выбор той или иной избирательной системы. Так, далеко не во всех странах переходят к такой системе проведения выборов, когда территория всего государства рассматривается в качестве единого избирательного округа. Известно, что при использовании пропорциональной системы разделение территории государства на избирательные округа влечет за собой искажение пропорциональности в пользу крупных партий. Причем чем меньше избирательные округа, тем в большем выигрыше оказываются крупные партии.

В мировой практике нашли распространение модификации метода В. д\"Ондта, когда предлагаются иные, нежели у последнего, прогрессивно возрастающие ряды делителей. Например: 2, 3, 4, 5 (метод Империали); 1, 3, 5, 7 (метод Лаге); 1, 4, 3, 5, 7 (скорректированный метод Лаге); 1, 4, 7, 10 (датский метод). Заметим, что конкретные расчеты и практика проведения выборов в целом показывают, что увеличение интервала между делителями создает некоторые преимущества для списков крупных партий. Кроме метода В. д\"Ондта (характерного, в частности, для Португалии) в различных странах применяются также другие методы определения результатов выборов по пропорциональной системе. Среди них уже упоминавшийся метод Т. Хэйра (практикуется, к примеру, в России, Румынии, Эстонии), при применении которого распределение оставшихся мандатов с учетом наибольших остатков выгодно менее крупным партиям. Существует метод (используется, например, в Австрии1, Польше, Литве), при котором определяется не естественная, а искусственная квота2, когда общее количество голосов избирателей делится на количество мандатов плюс 1, либо плюс 2, либо плюс 3 и т. д. Благодаря этому удается получить квоту, позволяющую сразу распределить все мандаты. Однако и при применении этого метода могут остаться нераспределенные мандаты, и тогда опять в расчет принимаются наибольшие остатки (искажающие пропорциональность в пользу небольших партий).

В практике отдельных стран встречается система единственного передаваемого голоса. Ряд специалистов рассматривают эту систему как особую, не относя ее к мажоритарной или пропорциональной системам (она совмещает черты одной и другой, применяется, к примеру, в Ирландии, Австралии). Избиратель может указать, кого из кандидатов он хотел бы видеть в первую очередь в представительном органе, кого - во вторую очередь и т. д. В случае непрохождения того кандидата, за кого заявлено первое предпочтение, или, напротив, он имеет излишки голосов в соответствии с определяемой избирательной квотой, голоса распределяются по вторым и т. д. предпочтениям. Таким образом распределяются все мандаты от соответствующего округа.

Желание сохранить преимущества как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем привело к появлению различных форм сочетания избирательных систем, получающих в последнее время все большее распространение в мировой практике. Некоторые страны при формировании палат парламента используют сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем1. Иногда говорят, что применяется смешанная система, однако более точным было бы говорить о сочетании двух избирательных систем на парламентских выборах, так как элементы этих систем не смешиваются, просто часть депутатов избирается по пропорциональной системе, часть - по мажоритарной. На такой основе организуются выборы в Бундестаг ФРГ. Каждый избиратель имеет два голоса: один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, а второй - за партийный список. Половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства в избирательных округах. Остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, поданных за списки, составленные партиями в каждой из земель. Сходным образом была построена избирательная система в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. (а теперь уже очевидно, что и на выборах 2003 г.). Половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, другая половина - по спискам избирательных объединений пропорционально полученным голосам в рамках единого округа - всей территории Российской Федерации1.

В Мексике, в соответствии со ст. 52 Конституции, Палата Депутатов состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства по униноминальным избирательным округам, и 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, посредством региональных списков, голосование по которым производится по полиноминальным избирательным округам. В 1993 г. к смешанной избирательной системе перешла Италия: 75% мест в каждой из палат парламента замещается в одномандатных округах по мажоритарной системе, а 25% - по пропорциональной системе в многомандатных округах. Смешанные избирательные системы применялись также в 1990-е гг. в Албании, Грузии, Венгрии. Теперь в субъектах РФ в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 г. региональные парламенты также будут формироваться с применением двух избирательных систем: половина депутатов однопалатных парламентов или одной из палат в двухпалатном парламенте должна избираться по пропорциональной системе, а половина - по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах.

В настоящее время прослеживается тенденция расширения географии распространения данной избирательной системы. В ряде стран при применении пропорциональной системы действует законодательно установленный заградительный барьер (именуемый также оговоркой), в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение определенного минимума голосов избирателей. В частности, в Израиле такой заградительный барьер составляет 1%, в Мексике - 1,5%. В Аргентине требуется, чтобы партия собрала в масштабе страны голоса не менее 3% всех участвовавших в выборах, а в Дании - 2%. Места в парламенте Швеции распределяются лишь между партиями, за которые проголосовало не менее 4% общего числа избирателей или не менее 12% в одном из избирательных округов. В ФРГ партия получает доступ к распределению депутатских мандатов в Бундестаге, если она набрала в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов или победила не менее чем в трех одномандатных округах. В большинстве земель ФРГ заградительный барьер составляет также 5%; лишь в земле Рейнланд-Пфальц установлен «порог» в 3,3%. Заградительный барьер в 5% применялся и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. при распределении депутатских мандатов по общефедеральному избирательному округу в соответствии с пропорциональной системой. Один из наиболее высоких заградительных барьеров введен в Лихтенштейне - 8%. Однако не стоит забывать, что с течением времени величина этого барьера может корректироваться. Так, в уже упоминавшейся выше Мексике до 1977 г. оговорка составляла не 1,5, а 2,5%. Заградительные барьеры ограничивают демократию, поскольку лишают отдельные партии, которые получили поддержку у определенного числа (и немалого) избирателей, права участвовать в распределении парламентских мест. Таким образом, воля этих избирателей в расчет вообще не принимается. В Португалии, например, в действующей Конституции содержится специальное положение, которое запрещает вводить какие-либо подобные ограничения.

Введение заградительных барьеров, как правило, мотивируют стремлением создать оптимальные условия для эффективной работы парламента, когда в нем работают, прежде всего, партии, представляющие интересы достаточно больших групп населения и создающие в парламенте крупные фракции. Считается, что оговорка, препятствующая прохождению в парламент мелких партий, стимулирует объединительные процессы в партийной системе, когда партии со сходными, по существу, программами создают единый блок или даже сливаются в единую партию, отбрасывая незначительные различия и личные амбиции руководителей и преодолевая разногласия по второстепенным вопросам. Несомненно, такие барьеры в определенной степени содействуют объединительным тенденциям в партийной системе, но не являются решающим фактором при всех обстоятельствах. Так, не наблюдается кардинального различия в количестве партий, представленных в португальской Ассамблее Республики, германском Бундестаге или шведском Риксдаге, хотя в ФРГ и в Швеции существуют заградительные барьеры (причем их высота различна), а в Португалии он отсутствует. В Мексике снижение в 1977 г. такого барьера не помешало Институционно-революционной партии1 сохранить господствующее положение, фактически удерживаемое ею с 1930 г. Вообще избирательная система определенного вида отнюдь не детерминирует складывание партийной системы определенного вида. Несмотря на то, что сегодня партиям принадлежит решающая роль в избирательном процессе, трактовка партий только в качестве организационной формы ведения избирательных кампаний представляется зауженной, поскольку возникновение и развитие партий и партийных систем имеет куда более глубокие социальные корни, связано с закономерностями развития политических форм классовых отношений. Функции же партий никогда не ограничивались одной лишь «избирательной проблематикой», тем более «техникой» выдвижения и избрания кандидатов. Даже во второй половине XX в. были страны (например, Кувейт, Бахрейн), где выборы проводились при отсутствии партий.

Так или иначе, установление законодательного барьера, впрочем, и введение той или иной модели избирательной системы является актом политического выбора законодателя. Как в ФРГ, так и в России противники пятипроцентной оговорки обращались в органы конституционного надзора, стремились оспорить конституционность данной оговорки. Тем не менее и Федеральный Конституционный Суд ФРГ, и Конституционный Суд Российской Федерации воздержались от признания заградительного барьера неконституционным.

Еще по теме Пропорциональная избирательная система.:

  1. 26. Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной?
  2. Особенности методики пропорционального распределения депутатских мандатов по современному избирательному законодательству Российской Федерации
  3. Глава 1 Понятие избирательной системы и избирательного права
  4. Унифицированные пропорциональные системы стимулирования.
  5. 2. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Кривая Лаффера.Метод «утечек - инъекций»
  6. ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ЗНАТОК КОНСТИТУЦИИ И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА», ПРИУРОЧЕННЫЙ К ПРАЗДНОВАНИЮ 20-ЛЕТИЯ КОНСТИТУЦИИ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Избирательные комиссии муниципальных образований в системе избирательных комиссий
  8. 3.1 Выбор субъектом Российской Федерации избирательной системы и соответствие избирательного права субъектов Российской Федерации федеральному законодательству

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.

Отличительные черты пропорциональной системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

2. Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

3. Наличие многомандатных округов.

5. Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

1. Пропорциональная система партийных списков
2. Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Пропорциональная система налогообложения

При пропорциональной системе налогообложения человек, которые зарабатывает 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.

При (например) 26% пропорциональном налоге, человек с доходом 25 000 заплатит 6500 (25 000 х 0,26 = 6500), а с доходом 100 000 - 26 000 (100 000 х 0,26 = 26 000).

В этом случае, как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у человека с более высокими доходами, чем с низкими. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога.

Пропорциональная избирательная система является полюсной по отношению к мажоритарной системе. Ее появление стимулировалось необходимостью преодоления недостатков мажоритарной системы, связанных с большой потерей голосов, малой репрезентативностью, низким уровнем легитимности депутатского корпуса, недостаточным стимулированием многопартийности и односторонним отражением политического спектра общества .

Суть пропорциональной избирательной системы в том, что за голоса избирателей борются между собой не лично кандидаты, а политические партии, которые выдвигают, так называемые, «партийные списки», в которых указываются кандидаты от данной партии. Таким образом, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию (следовательно, за партийный список в целом). Депутатские мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах (то есть, чем больше голосов избирателей завоевала партия, тем больше она получит мандатов).

Достоинствами пропорциональной избирательной системы являются то, что она:

1) позволяет более точно отражать расстановку политических сил в обществе;

2) не устраняет с политической арены мелкие партии;

3) динамична, т.е. позволяет организовываться новым политическим партиям и быст­ро выходить на политическую сцену, что способствует более частой смене власти;

4) укрепляет многопартийность и политический плюрализм в стране.

Однако пропорциональная избирательная система также не лишена недостатков . К последним следует относить: диктат партийной верхушки, отсутствие прямой и обратной связи между депутата­ми и избирателями и некоторые иные. Однако ключевой недостаток состоит в том, что в качестве результата пропорциональная система зачастую дает слишком сильную фрагментацию политичес­ких сил, представленных в парламенте. Это значит, что придерживающиеся разных взглядов многочисленные разноформатные партии, пропорционально представленные в парламенте, не могут договориться между собой, не могут сформировать устойчивое прави­тельство, возникают партийные интриги, межпартийные распри детерминируют парламентскую нестабильность, создаются и распадаются коалиции и пр.

Наиболее действенным средством устранения основного недостатка пропорциональной системы является установление избирательного барьера. Его цель – препятствовать проникновению в парламент слишком мелких и случайных партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым парламент становится менее разрозненным по своему составу и более стабильным.

При использовании избирательного барьера к распределению депутатских мандатов допускаются только те партии, которые набрали определенный минимум голосов избирателей. Партии, набравшие голосов меньше установленного минимума, считаются не преодолевшими барьер и к распределению депутатских мест не допускаются.


Таким образом, избирательный барьер следует понимать как минимально допустимое число голосов избирателей (в процентах), которое должно набрать каждая политическая партия для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов.

Важно отметить, что заградительный барьер, точнее его высокий %, может стать серьезной преградой в отношении принципа представительности, что противоречит предназначению пропорциональной системы. Это происходит в том случае, когда значительное число избирателей голосуют «впустую», т.е. за те партии, которые впоследствии не допускаются к распределению депутатских мандатов.

Как же происходит распределение мандатов при пропорциональной системе? Для этого существуют различные методы. Один из них заключается в определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным метром), т.е. того числа голосов, которые необходимы для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов парий, и частной от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.

На преодоление указанных недостатков мажоритар­ной избирательной системы претендует пропорциональная избирательная система. В ее основе заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голоса­ми избирателей и полученными ею мандатами. Эта система в современном мире распространена более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандида­та, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу. Существуют три основные разновид­ности списков для голосования: жесткие, полужесткие, свободные (гибкие).

Система жестких списков требует от избирателя го­лосовать за партию в целом. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках (Греция, Израиль, Испания).

Система полужестких списков , во-первых, предпола­гает голосование за партийный список целиком, во-вторых, гарантирует кандидату, возглавляющему партийный список, обязательное получение мандата. Распределение ос­тальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от набранных кандидатом голосов, или префе­ренций (от лат. praeferre - предпочитать, давать преиму­щество). Преференцированное голосование - это установление избирателем той очередности кандидатов внутри одного партийного списка, которая ему более всего подходит. Избиратель проставляет цифры очередности против имен одного, нескольких или всех кандидатов. Данная сис­тема применяется в Австрии, Дании, Нидерландах.

Система свободных списков предполагает голосова­ние за партийный список целиком и допускает распределе­ние всех депутатских мест в соответствии с преференция­ми избирателей. Избранными оказываются кандидаты, набравшие наибольшее число преференций. Эта система действует в Бельгии.

После голосования приступают к распределению ман­датов . В основе определения количества мандатов той или иной партии лежит принцип избирательной квоты, или из­бирательного метра. Избирательной квотой называется число голосов, необходимых для избрания одного депута­та. Каждая партия получает по округу столько депутат­ских мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Как пра­вило, законы не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная из­бирательная система имеет следующие достоинства:

1) она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотноше­ние партийных сил в стране. Это дает возможность в боль­ шей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

2) эта система, если она не искажена какими-либо до­полнительными "правилами", обеспечивает представи­тельство даже небольшим партиям, т.е. способствует раз­витию политического плюрализма, многопартийности.Однако пропорциональная система имеет и существен­ные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избира­телями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии. Этот недостаток в определенной мере компенсируется преференцированным голосовани­ем. Преодолению указанного недостатка способствует и панаширование (отфр. panachage - смешивание, смесь). Панаширование дает избирателю возможность голосовать за определенное число кандидатов из разных партийных списков в соответствии с его предпочтениями. Кроме того, избиратель имеет право предлагать новых кандидатов и вносить их имена в список.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, обязанностью которого является составление партийных списков. Отсюда появляется возмож­ность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности, отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появле­ние многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами. Примером служит Италия, использующая данную систему с 1945 г. За это время здесь сменилось более пятидесяти правительств.

Для преодоления указанного недостатка в ряде стран применяют так называемые "заградительные барьеры" , или "процентные оговорки ", устанавливающие необходи­мый для получения мандатов минимум голосов. Так, в Гер­мании, Российской Федерации этот "барьер" равен 5 % от общего числа поданных по всей стране голосов, в Болга­рии, Швеции - 4 %, в Дании - 2 %. Партии, не преодо­левшие данного порога, не получают ни одного депутат­ского мандата.

Указанные способы (панаширование, "заградительные барьеры" и др.), с одной стороны, способствуют преодоле­нию недостатков пропорциональной системы, а с другой - значительно ограничивают принцип пропорциональности и тем самым искажают волю избирателей.

англ. proportional election system) – система избирательного права, при которой избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

одна из главных разновидностей избирательной системы, способ определения результатов выборов. В отличие от мажоритарной системы пропорциональная избирательная система исходит не из принципа: победитель (на выборах) получает все, а предполагает распределение мест в определенной пропорции к собранным голосам, поэтому она может быть применена только в многомандатных (в т.ч. общегосударственных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе - вычисление избирательной квоты (избирательного метра) - числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Если все места по квоте разделить нельзя и остаются нераспределенные места, а также остатки голосов у каждой партии, то нераспределенные по квоте места делятся по дополнительным правилам: 1) по правилу наибольшего избирательного числа, когда нераспределенные места по порядку передаются в виде премии партиям, набравшим большее число голосов по сравнению с другими; 2) по правилу наибольшего остатка, когда нераспределенные места передаются партиям, имеющим наибольший остаток голосов, не использованных при распределении мест по квоте; 3) неиспользованные голоса каждой партии суммируются в масштабах всей страны, снова вычисляется квота и места дополнительно распределяются между партиями; 4) нераспределенные места распределяются между партиями в пропорции к числу мест, полученных ими по квоте. Последний метод используется, в частности, когда имеется много нераспределенных мест в общегосударственном округе, например, при применении высокого заградительного барьера. При П.и.с. иногда допускается панашаж - право избирателя голосовать за кандидатов из разных партийных списков, что бывает обычно в небольших одномандатных округах, когда в бюллетене содержатся фамилии кандидатов от разных партий, но не в общегосударственном округе. Панашаж означает голосование за личность кандидата, а не за ту или иную партию, ее программу. Искажает П.и.с. соединение списков, особый прием, в результате которого голоса первоначально распределяются между соединенным списком тех партий, которые объявляют о соединении, а затем они сами делят между собой места, доставшиеся списку. Это дает объединившимся партиям (на деле соединяются только списки кандидатов) определенные преимущества. При пропорциональной избирательной системе может быть допущен преференциальный вотум, когда избиратели, голосуя за определенную партию, вместе с тем могут указать в списке кандидатов наиболее желательных для них л и ц (отмечают цифрами или другими знаками). П.и.с. применяется в России на выборах половины (225) депутатов Государственной Думы, а также при выборах законодательных органов (или части их) в некоторых субъектах Федерации. В.Е. Чиркин

Плюсом П.и.с. является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом П.и.с. считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдавать предпочтения кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом П.и.с. многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

П.и.с. применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо 1/2 состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

Неполное определение ↓



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.