26.11.2019
Учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему: Задание ЕГЭ А8. Материал по русскому языку "Задания А8 и А9 ЕГЭ"
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
к..варный
переб..рёшь
просл..вляя
вр..щение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание:
обАяние-НГ
кОварный-НГ
перебЕрёшь-ЧГ
прослАвляя-ПГ
врАщение-НГ
Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР
При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.
На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.
Ответ: переберёшь.
Ответ: переберёшь
Актуальность: Используется с 2015 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Правописание корней
Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
Уметь определять тип корня;
Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
- Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять (ме́ ра) костюм – прими рять (ми р) соседей; разве вается (ве́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
- Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
- Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
- Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
- Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
- Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
ПРИМЕЧАНИЯ
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.
8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А | Нет суффикса А | Исключения | Похожие корни |
1 собирать – би
р(а) – 2 запирать – пи
р(а) – 3 обдирать – ди
р(а) – 4 обтирать – ти
р(а) – 5 замирать – ми
р(а) – 6 выжигать – жи
г(а) – 8 расстилать – сти
л(а) – 9 блистать – бли
ст(а) | 1 бер – собе
рет 2 пер – запе
реть 3 дер – обде
рет 4 тер – обте
реть 5 мер – заме
реть 6 жег – выже
г 7 чет – выче
т 8 стел – рассте
лить 9 блест – бле стеть | 7 сочетание, сочетать
| 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера |
Обратите внимание:
противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:
нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
8.3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а : загАр, огАрок | Только о : загОрелый, угОрел | выга рки, изга рь, прига рь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн | Только о : склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество | Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а , и о : зАрево, зОри | Пишется только а : зАря, зАрянка | зоревать | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а : поплАвок Пишется ы : плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а : рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а : вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о : вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а : касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о : прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а : прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о : заскочить | скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку
- проверяемая безударная гласная
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
- непроверяемая безударная гласная
Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.
А | авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция |
Б | багаж, бойкот |
В | вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет |
Г | габариты, гарнизон, горизонт |
Д | дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально |
И | игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция |
К | кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий |
Л | лелеять |
М | меридиан, меценат, мотивация |
Н | наваждение, ностальгия |
О | оригинальный |
П | палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал |
Р | реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать |
С | семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет |
У | утрамбовать |
Ф | факультет, филармония, фестиваль |
Ш | шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать |
Э | экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция |
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
- Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
- Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.
Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку
Восьмое задание демонстрационного варианта 2018
- м..ценат
- см..риться
- г..ристая (местность)
- взр..стить
- комп..нент
Алгоритм выполнения:
- меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
- Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .
Ответ: взрастить
Первый вариант задания
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- эксп…диция
- водор…сли
- к…лендарь
- к…шачий
- пост…лить
Алгоритм выполнения:
- Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
- Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
- Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .
Ответ: кошачий
Второй вариант задания
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- в..рсистый
- ав..нтюра
- г..ревать
- прин..мать
- адв..кат
Алгоритм выполнения:
- Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
- Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
- Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .
Ответ: принимать
Третий вариант задания
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
- оп..сание
- л…леять
- вытв..рять
- развл..чение
- выч..слять
Алгоритм выполнения:
- Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
- Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
- Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 8
Безударные гласные корня В задании вам надо проверить 5 слов с пропущенными буквами для ответа на вопрос: в каком слове пропущена безударная проверямая, непроверяемая или чередующаяся гласная корня. а ещё надо эту гласную вставить.
Безударная проверяемая гласная.
Чтобы доказать проверяемость гласного в корне, подбирайте слова, где он под ударением (а для этого просто тяните его, может, какое слово и подберётся).
Поберите проверочные слова к орфограмме: к…робка, б…льшой, в…дитель, т…лпа, д…лить.
Но будьте осторожны: подбираемые вами слова должны быть сходны по значению с исходным (к слову «седой» подбирать слово «сидя», а к слову «лепить» - «липа»). И ещё: не проверяйте орфограмму жаргонной лексикой, сильно устаревшей или ещё не вошедшей в официальный словарный состав русского языка. Жаргон может только свести вас к ошибке, ибо он не поддаётся норме («Никита» не проверяется словом «Некит», а «Петербург» - «Питер»). Неофициальная лексика может не совпасть с ответами к заданию (например, слово «блондин» в пособиях по ЕГЭ считается с непроверямой гласной в корне, хотя многие девушки проверяют его словом «блонд»). С устаревшей лексикой дела обстоят так же, потому что теряется связь между корнями в современном языке (например, нельзя слово «мешок» проверять исходным «мех»: у них потерялась связующая нить).
Безударная непроверяемая гласная.
Здесь вы снова действуете методом подбора. Но у вас не должно это получиться. Часто причиной этого является отсутствие однокоренных слов (например, когда слово пришло из другого языка и плохо обжилось ещё в русском).
Попробуйте подобрать проверочные слова: с…крет, л…боратория, м…нистр, г…ризонт.
Не получается. Потому что они заимствованы из языков с постоянным закреплённым на одном слоге ударением. А чтобы оно поменяло место, слово должно обзавестись целым гнездом русских «родственников», то есть однокоренных слов.
Безударная чередующаяся гласная.
Есть ряд корней, в которых бесполезно проверять гласную ударением. Потому что она меняется: в одном слове это «а», в другом слове с таким же корнем - «о». Более того, проверять гласную таким способом будет опасно: «загореть» так и хочется проверить словом «загар». Что приводит к ошибке. Потому так важно знать эти корни в лицо. Чтобы не вносить ВСЕ эти слова в список словарных, обнаружили закономерности и разделили на 4 группы. Вот эти группы и корни вам и надо запомнить наизусть! И запомнить вместе со значением.
1). Выбор гласной зависит от УДАРЕНИЯ:
Без ударения О:
-гор-,-гар- (в знач. гореть);
загар - загорелый.Искл-выгарки,пригарь
-клон-, -клан- (в знач. склонить);
склониться - кланяться, поклон - наклониться.
-твор-, -твар- (в знач. творить) ;
тварь - творчество, творить.Искл-утварь
Без ударения А:
-зор-, -зар- (в знач. заря) ;
зарево, зарница, озарять - зорька.Искл-зоревать
-плов-, -плав- (в знач. плыть).
плавать, плавучий.
Исключения: плОвец, плОвчиха
2). Выбор гласной зависит от КОНЦА КОРНЯ:
-скак-, -скоч- (в знач. скакать);
скакать - подскочить.
Искл- скАчок
-раст-, -ращ-, -рос- (в знач. расти).
ИСКЛЮЧЕНИЯ: РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, отрАсль
3) Выбор гласной зависит от СУФФИКСА ПОСЛЕ КОРНЯ:
-лож-, -лагА- (в знач. положить);
предлагать - предложить
-кОс-, -касА- (в знач. касаться);
коснуться - касаться.
-бер-, -бирА- (в знач. собирать);выбирать-соберу
-дер-, -дирА- (в знач. обдирать);задирать-передерет
-блест-, -блистА- (в знач. блистать);блистательный-блещет
-тер-, -тирА- (в знач. протирать);стирать-стерет
-пер-, -пирА- (в знач. запирать);запирать-запрет
-мер-, -мирА- (в знач. замирать) ;замирать-замереть
-стел-, -стилА- (в знач. застилать);застилать-застелить
-жег-, -жигА- (в знач. поджигать);поджигать-выжечь
-чет-, -читА- (в знач. считать);считать-вычет
- - , -имА- (например, понимать - понять);
- -, -инА- (например, пожинать -пожать).
пожать - пожимать, понять - понимать, начать - начинать, примять - приминать. В производных формах сохраняется им, если даже не следует суффикс -а-, например: подниму, сниму, подними, сними.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4) Выбор гласной зависит от ЗНАЧЕНИЯ корня:
-равн- , -ровн-;
Корень -равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: сравнить, поравняться; корень -ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). Например: подровнять траву (сделать ровной), уравнять в правах (т.е. права сделать равными).
-мак- , -мок- , -моч- Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать кисть в краску; корень -мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость»: туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение.
5)Еще одну деталь надо помнить, что у нас много корней-омонимов: двойников, которые так и норовят всё напутать. Например, мер-мир будет чередоваться при каком значении? Правильно, только «замереть-замирать» и подобных. Корень -мер- в значении «измерять» будет проверяемым ударением (мЕра), как и корень -мир- в значении «мирить» (мИрный). Или возьмём, гар-гор. Чередующийся корень лишь в значении «гореть». Но у него есть омонимы. Допустим, «горы». В них же никогда не пишется «а» (горный, гористый, горнолыжный).
6)Гласные О - Е (Ё) после шипящих
После шипящих под ударением в корне пишется е (е), если в родственных словах или в другой форме того же слова бывает чередование ё с е: жёлтый - желтеть, шёлк - шелка, печёнка - печень, щёлка - щель.
В словах жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр, шорты, шорох, шомпол, чопорный, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба, шорох и др. в корне после шипящих пишется о в соответствии с произношением.
Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг.
7)Гласные после буквы Ц
Согласный звук ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется а (не я), у (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила: Коцюбинский, Цюрих.
Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э]: цель.
Гласная и после ц пишется в корне: цирк, циновка, цилиндр и др.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.
Последнее. Видел такое в пособиях: иногда пропускают гласную не корня, а приставки или суффикса. В этом случае слово не подойдёт под классификцию «безударная гласная корня».
Посмотрим на само задание из КИМа.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
отб..рает
к..снулся
выр..стающий