Какой плод Парис должен был присудить одной из богинь? Парис присудил золотое яблоко богине афине

В европейской живописи, особенно в XVI-XVIII вв., был распространен сюжет «Суд Париса». Он узнаваем даже без подписи. Сельская местность, слева на первом плане дерево, под ним — молодой человек. На картине Кранаха (XVI век) на юноше рыцарские доспехи, на полотне Рубенса (XVII век) — звериная шкура, но не это главное; главное, что он пребывает в замешательстве. Рядом стоит мужчина с жезлом, перевитым змеями. Кто-нибудь из двоих, мужчина или юноша, обязательно держит яблоко. Справа — три красавицы, обычно едва задрапированные полупрозрачными покрывалами. Греки в древности тоже любили изображать этих персонажей — на вазах. Это — иллюстрация к мифу. Скажем сразу, что перевитый змеями жезл кадуцей принадлежит богу Гермесу; красавицы — богини, причем в центре Афродита, а юноша под деревом и есть Парис. С судом же вышла такая история. У древних греков были боги на все случаи жизни, в том числе и богиня раздора Эрида. Однажды, желая перессорить олимпийских богов, она подбросила им на пиршественный стол золотое яблоко. На яблоке было написано: «Прекранейшей». За столом сидели три прекрасные богини: Гера, жена Зевса, покровительница семейной жизни, Афина, богиня мудрости и справедливой войны, и Афродита. Но кто из них прекраснейшая? Богини поспорили и потребовали, чтобы их рассудил Зевс. Повелитель громов и молний почел за благо не участвовать в споре и переложил неблагодарную роль судьи на плечи простого смертного. Он отдал яблоко своему вестнику Гермесу, посреднику между богами и людьми, и велел ему отвести богинь на землю, в окрестности города Трои. Там на горных склонах пас стадо красавец Парис.

Юноша был не робкого десятка, но, когда к нему явилось четверо небожителей, совсем растерялся. Видя, что он не в состоянии выбрать самую красивую, богини стали сулить ему награды. Гера пообещала власть над всей Азией, если он решит спор в ее пользу, Афина — военные победы и славу. Афродита же сказала, что поможет ему жениться на самой красивой из смертных женщин. Тогда Парис перестал колебаться и вручил яблоко ей. Так Афродите была признана красивейшей. Она выполнила свое обещание, и Парис получил в жены Прекрасную Елену, царицу Спарты, из-за чего впоследствии вспыхнула Троянская война; но это уже другой миф.
Суд Париса отчасти напоминает конкурс красоты, а что-то похожее действительно происходило в некоторых городах Древней Греции. Но у мифа есть и философский смысл. Поскольку Парис — единственный смертный в сцене суда, весь род людской в его лице как бы делает выбор между властью, славой и возможностью наслаждаться красотой и любовью в пользу последних. Оптимистичные греки считали, что цель жизни — получать от нее удовольствие, а военные победы и власть — только средства достижения цели. И еще долго человечество, поглощенное войнами и политическими переворотами, время от времени напоминало самому себе через своих художников: «А может, все же выбрать красоту и любовь?» Но только в мифе Парису удалось принять твердое решение; человечество все еще продолжает колебаться. И словно в подтверждение тому одно из последних полотен на эту тему было создано немецким художником Ивом Залигером уже в XX веке, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, начатой Германией. В тот момент эта страна оказалась в роли Париса. У нее еще оставалось время на размышление, но приветствие «Хайль, Гитлер!», которое выкрикивали многотысячные толпы своему фюреру, заглушило голос Афродиты, и Германия предпочла власть.

Согласно мифу, Парис присудил яблоко раздора с надписью «Прекраснейшей» богине любви Афродите. Поэтому если древнегреческий мужчина бросал яблоко в женщину, это символически выражало его чувства к ней. А если женщина ловила яблоко, она принимала эту любовь.

Свадьба без драки – деньги на ветер, — гласит известная народная поговорка. У олимпийских богов, населявших Древнюю Элладу, все случалось «как у людей» — вот и свадебный пир Пелея, женившегося на нимфе, закончился политическим скандалом. Три ослепительные красавицы-богини не поделили золотое яблоко, которое подсунула Пелею Эрида, богиня раздора (всегда внимательно проверяйте списки гостей – а вдруг забыли пригласить и осыпать почестями главную склочницу?)

Идея расстроить веселое празднество пришла в голову Эриде, которая только издалека с завистью слушала волнующие звуки Аполлоновой кифары. За свадебным столом пили нектар Зевс с супругой Герой, воинственные Афина с Ареем (по случаю пира они даже расстались с щитами и копьями), кружились в танцах вместе с нимфами и нереидами прекрасные Артемида и Афродита. И лишь Эриде, всеми забытой, не нашлось места за столом из-за рассеянности жениха! Нацарапав на выпрошенном у Гесперид золотом яблочке три слова, глубоко оскорбленная Эрида бросила его в толпу.

«Превосходящей всех красотою!» Словно вспышка молнии ослепила присутствующих. Затихли струны кифары, умолкли песни, остановились хороводы. Величественно поднялись с мест Гера, Афина и Афродита. Каждая из них протянула руки к заветному яблоку.

Долго спорили богини между собой и, наконец, обратились к мудрому и справедливому Зевсу. Пожилой повелитель молний уклонился от обязанностей арбитра – и не зря! Дражайшая супруга, Гера, стала бы первой претенденткой на золотое яблочко. В противном случае семейный скандал закончился бы по крайней мере землетрясением и всемирным потопом. А потому Зевс отправил своего поверенного, Гермеса, в командировку на гору Иду – вместе с тремя красавицами. Там, в уединении, пасет бычков и играет на флейте беззаботный Парис, он-то и рассудит, кто из ху…

Царевич Парис, сын Приама и богини Гекубы, вырос в семье простого пастуха благодаря суевериям матушки: богине приснилось, что ее первенец разорит Трою и все Приамово царство. Царь повелел отнести младенца бросить на горе Иде (какое трогательное проявление отцовских чувств, не правда ли?). Поскольку царевич был все-таки божественной крови, ему удалось спастись. Дикая медведица выкормила его, а царский пастух Агелай, уполномоченный сжить младенца со свету, все-таки приютил его и вырастил как собственного сына.

Итак, юный Парис играл на флейте под сенью зеленой прохладной листвы, рядом мирно паслось стадо, возлюбленная нимфа Энона внимала его пасторальным мотивам и песенкам – ничего не предвещало беды. И тут появился Гермес с богинями…

Гром и молния! Испуганный юноша бежал, бросив флейту. Окрик Гермеса остановил юношу.

«Не бойся, Парис, – кричал вслед ему Гермес, — и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами».

Вручив золотое яблоко пастуху, Гермес умыл руки, попросту исчез. Юный пастух остался окруженный могущественными богинями.

Как всякие почтенные матроны, Гера и Афина стали обещать юноше блага, которыми они распоряжались: первая – безграничную власть и почести, вторая – славу завоевателя и… также почести. У Париса так захватило дух, что он не видел стоящих перед собой женщин, и посему стал раздумывать о сулимых дарах. Однако с чисто женской проницательностью обратилась к Парису Афродита (чтобы ненароком не ослепить юношу и дать внимательно разглядеть себя, она стояла поодаль). Она не стала утомлять юного красавца, ждущего любви и ласки, брутальностью. Наряженная в нежный шелковый пеплос и распустившая золотые локоны, Афродита очаровала всем тем, что присуще женщине – сладким голосом, ароматом духов, невинностью взгляда, прекрасными манящими формами и обещанием дать все это в его полное владение. То есть, пообещала ему в жены Елену Прекрасную.

Очарованный Парис протянул Афродите золотое яблоко.

Конечно же, Трое пришел конец – разгневанные Афина и Гера помогли уничтожить родину вероломного царевича, не оценившего их несомненных достоинств. Но Афродита не оставила без помощи своего поклонника. К тому же сдержала обещание, заключив Елену в объятия Париса.

Так из-за яблока разгорелась вражда между народами (ох, как права была Гекуба! Не забывайте заглядывать в сонник…)

А древние греки, выражая свои нежные чувства к своим избранницам, попросту бросали в них яблоки, возомнив себя Парисом. Самую красивую девушку забрасывали фруктами, как у нас – артиста-неудачника. Так что, милые дамы, если в Греции вы увидите летящее в вашу сторону яблоко – непременно ловите его! Возможно, вас ждет большая греческая свадьба, а не то, что вы подумали…

«Беседовать с писателями других веков, почти то же самое, что путешествовать».

Декарт

Древнегреческая легенда рассказывает, что неприглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды , богиня раздора и вражды Эрида подбросила на пиршественный свадебный стол золотое яблоко , взятое из сада Гесперид , на котором было написано единственное слово - «Прекраснейшей». Бывшие на пиру богини — Гера, Афина и Афродита заспорили, кто должен владеть этим яблоком. Каждая из них по праву была достойна владеть яблоком Гесперид, и даже Зевс отказался быть их судьей. Он взял яблоко, отдал его Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои, на склон горы Иды , где их спор должен был решить прекрасный сын царя Трои Приама, Парис (досл. с фригийского «место борьбы» (место спора)). Так свадебный пир Пелея закончился раздором богинь. Легенда утверждает, что этот спор принес людям очень много бедствий. И чуть позже мы попробуем рассказать, о каких бедствиях идет речь в этой легенде.

Суд Париса.

у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои пастухов и стал прекрасным юношей. Гермес отдал яблоко Парису и сказал: «Возьми это яблоко, Парис, и отдай его самой прекрасной богине. «Так повелел тебе Зевс» . Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу и победы, а Афродита обещала ему в жены пр екраснейшую Елену , дочь громовержца Зевса и Леды. Услыхав обещание Афродиты, Парис отдал яблоко ей. Таким образом, Афродита была признана Парисом прекраснейшей из богинь. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. А Афродита помогла Парису похитить Елену, Впервые термин «яблоко раздора», Парис (P a r i z , Paris ) - (по фригийски досл. «место борьбы» сын Приама и Гекубы .

Гекуба (Геката).

Ее отцом считали Киссея, эпоним фракийского города Киссос . Она является матерью двадцати детей, среди которых были сыновья Гектор, Парис, Елен, Деифоб и Троил , а также дочери Кассандра и Поликсена . Главное место культа этой малоазийской богини было в Ликии, а ее священным животным считалась собака . По легенде, она в образе собаки бросилась в Геллеспонт , вследствие чего ее могила находится на мысе Киноссема («песий курган») в Геллеспонте. Этот курган считают памятником Гекаты . Она является дочерью Перса и Астерии. Геката имеет власть над Землей и ее морями и почитается самим Зевсом. Геката - страшная хтоническая ночная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах.

Геката - доолимпийское божество, связывающее два мира - живых и мертвых. Она символ мрака и черной Луны, близкая Селене. Однако Селена - это белая Луна. В то же время образ Гекаты - это образ охотницы ночи, подобной Артемиде. Гекакта охотится в мире мертвых, в мире преисподней, среди множества могил. В отличие от Гекаты, Артемида сопровождаемая сворой собак - охотится днем. Геката, по верованию римлян являлась богиней Тривией - «богиней трех дорог». Поэтому изображение Гекаты помещали на перекрестке дорог, где ей приносили обильные жертвы. Геката, являясь очередным древним символом «кометы-возмездие», совмещает в себе новый мир героической мифологии и древний архаический демонизм.

Селена (Елена) .

В греческой мифологии Селена (досл. «сияние») является олицетворением Луны, точнее, дня «песах», т.е. дня космической катастрофы . Именно поэтому Селена отождествляется с греческой Артемидой , римской Дианой и Гекатой . Она является дочерью титанов Гипериона и Тейи и сестрой Гелиоса и Эос . Селена является символом «старой Луны» , в отличие от «молодой Луны» - Гекаты. Понятие «старой» и «молодой» Лун связано исключительно с фазами Луны, и служит для обозначения дня «песах» (последняя четверть Луны). похищения спартанской Елены Парисом. (По одной из версий, Парис сознательно уплыл с Еленой в противоположную от Трои сторону, в Финикию и на Кипр ). Прибыв в Трою , Елена, несмотря на бедствия, которые она навлекла на город, снискала своей красотой любовь всех троянцев. После смерти Менелая была изгнана его сыновьями и бежала на Родос (по другой версии в Тавриду ). Еще одна, самая красивая версия легенды, утверждает, что после своей смерти она была перенесена на остров Левка в устье Дуная , где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом . (см. ст. Ахиллес)

По версии гностиков, Елена была блудницей в финикийском городе Тир , и ее образ сливается с образом Астарты. По родству своего имени с Селеной, Елена имеет лунную символику. После такого пояснения становятся абсолютно понятными мифологические термины «яблоко раздора» и «суд Париса». Термином «яблоко раздора» древние авторы обозначили Критскую космическую катастрофу (Ноева потопа), принесшую неисчислимые бедствия народам земли, а термином «суд Париса» обозначен эпицентр этой катастрофы на горе Ида вблизи Трои. И ранее я уже приводил свидетельство Фракила из Меридиеса, сообщавшего, что во время этой катастрофы, «гора Сипил провалилась, а Трою затопило волнами» . Легенды о Елене имеют ясное географическое истолкование, ибо в них указаны эпицентры Критской комической катастрофы. А с мифологическим термином « яблоко » связана и общеупотребительная символика царской власти.

Яблоко. Державное яблоко.

Державное яблоко (держава) - символ государственной власти монарха, представлявшее собой шар увенчанный короной или крестом . (Крест, как символ глобальной космической катастрофы , появился с наступлением христианской эры.) Державное яблоко - инсигния высшей монархической власти в странах христианского мира. Россия использовала византийский вариант инсигнии. Исторически державное яблоко было знаком отличия императоров Римской империи. Изображения державы встречаются уже в 27 году до н. э. на монетах римского императора Августа. Первоначально на шаре была установлена статуя богини Победы . Позже эмблема царской власти представляла собой шар, увенчанный крестом, представляющий собой символ владычества над землей. У римлян символ верховной власти заимствовали английские короли и западноевропейские монархи. Россия переняла этот символ в 1557 году у Польши, в которой он назывался яблоком. Если скипетр считается символом мужского начала, то держава — женского. Державное яблоко в русской православной христианской традиции символизирует Царство Небесное. В средневековой живописи и иконописи Бога Отца и Иисуса Христа изображали с державным яблоком. Иконописным прообразом державы являются зерцала архангелов Михаила и Гавриила - как правило, это золотые диски с инициалами Иисуса Христа. Державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания передается монарху .

Державное яблоко (а также «яблоко», «яблоко державное», «яблоко самодержавное», «яблоко царского чина», «держава Российского царствия») - считается символом знания и образом мира. Яблоко - символ плода дерева познания в Библии. Державное яблоко изображается на шпиле, под крестом церкви, или под государственным орлом на шпиле башни. В библейской традиции яблоко считается атрибутом рая. Яблоко - символ Адамова падения. В кельтской мифологии остров блаженных (потусторонний мир, царство мертвых, Елисейские поля)- назван Аваллон (Авваллах) (досл. «яблоко»). Остров получил свое название от слова «afal»,- яблоко. В средневековых текстах это слово писалось «абблах» - «остров яблок». Считалось, что «золотые яблоки Гесперид» символизируют бессмертие. В христианстве яблоко символизирует искушение, соблазн, запретный плод. В латинском языке яблоко - «малум», является синонимом слова «зло» . В России яблоко клали на могилу умершего . Яблоня - один из символов римской богини Цереры. В мифологии балтийских стран яблоко является символом заходящего солнца. И нам осталось лишь сообщить, что мифологическим термином «яблоко» древние цивилизации обозначали метеорит, а обобщенный образ глобальной космической катастрофы, причиной которой явилась «комета-возмездие», нашел свое воплощение в символике державного яблока.

Яблоко. Яблоки Гесперид.

В дополнение несколько слов следует сказать о яблоках Геспрерид, ибо в дальнейшем, при рассказе об острове атлантов, эта информация будет востребована. Легенда о яблоках Гесперид имеет несколько версий. Нам же эта легенда интересна постольку, поскольку она определяет местонахождение острова Атланта. Ведь информация об острове атлантов легла в основу до сих пор непонятой учеными легенды Платона об Атлантиде. Определив точное местоположение острова, мы сразу сможем понять десятки неразгаданных тайн Древнего мира. Поэтому мы неоднократно будем возвращаться к рассказу об Атлантиде и Канарских островах, которым я посвятил целую книгу, и последующий наш рассказ об этих островах будет долгим и обстоятельным. Древнегреческая легенда сообщает нам, что яблоки с золотой яблони, богиня земли Гея вручила в качестве свадебного подарка Гере. Гера пришла в восторг от подарка и посадила дерево в своем волшебном саду. Легенда прямо сообщает, что сад находился на склонах Атласских гор , где завершали свой путь уставшие лошади из солнечной колесницы и где тысяча овец и тысяча коров Атланта, паслись на его пастбищах.

Одна из версий легенды сообщает, что охранять свою яблоню Гера поставила дракона Ладона, который был рожден Тифоном и Ехидной . То есть это место эпицентра очередной космической катастрофы. У него было сто голов и сто языков. Геракл не знал, жили ли Геспериды на Атласских горах в Мавритании, или еще где-нибудь за рекой Океан, или на двух островах, лежащих у мыса под названием Западный Рог неподалеку от эфиопских Гесперий, что на берегах Африки. Не зная, где находится сад Гесперид, Геракл отправился через Иллирию к реке По, где жил вещий морской бог Нерей. По дороге он переправился через Эхедор — реку в Македонии, где сын Ареса и Пирены по имени Кикн вызвал его на поединок. Арес действовал как сотоварищ Кикна и свел противников, но Зевс прекратил бой, ударив между ними перуном. Нерей посоветовал Гераклу не рвать яблок самому, а использовать для этого Атланта, на время, освободив его от непомерного бремени. Через некоторое время Атлант вернулся с тремя яблоками, сорванными его дочерьми Гесперидами. Геракл отдал плоды Афине, а та вернула их Гере. Геракл не стал возвращаться в Микены прямой дорогой. Он отправился в Ливию, где царь Антей, сын Посейдона и Геи заставлять всех путников бороться с ним, а затем убивал своего противника. Гея зачала Антея в ливийской пещере и гордилась им больше, чем своими ужасными старшими детьми — Тифоном и Бриареем. И олимпийцам не поздоровилось бы, если бы Антей сражался против них в долинах Флегры. Легенда сообщает, что поединок между Антеем и Гераклом произошел в Ликсе, небольшом маврусском городке в пятидесяти милях от Танжера , который раньше назывался Тингис. Здесь, неподалеку от моря, до сих пор стоит холм, считающийся могилой Антея. Местные жители полагают, что если с этого холма взять несколько корзин земли, то начнется дождь, который будет идти до тех пор, пока землю не вернут на место. И мы в очередной раз должны сказать, что эта легенда имеет ясное географическое истолкование, ибо в ней отмечены эпицентры космических катастроф.

Парис, сын Приама, перед приходом богинь и Гермеса, пас стада на склоне горы Иды. Перед рождением Париса его мать Гекуба (она же Гекаба, она же Геката) видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испуганная Гекаба, поспешила рассказать свой сон мужу. Приам обратился к прорицателю, а тот сказал ему, что у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои . И когда у Гекабы родился сын, Приам велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там. Но сын Приама не погиб - его выкормила медведица. Через год ребенка нашел Агелай, и вырастил его, назвав Парисом. Парис вырос среди пастухов и стал прекрасным юношей. Гермес отдал яблоко Парису и сказал: «Возьми это яблоко, Парис, и отдай его самой прекрасной богине. «Так повелел тебе Зевс» . Каждая из богинь стала убеждать юношу отдать яблоко ей. Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу и победы, а Афродита обещала ему в жены прекраснейшую Елену , дочь громовержца Зевса и Леды. Услыхав обещание Афродиты, Парис отдал яблоко ей. Таким образом, Афродита была признана Парисом прекраснейшей из богинь. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. А Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, что впоследствии и стало причиной Троянской войны.

Впервые термин «яблоко раздора», как синоним повода для вражды и спора, употребил римский историк Юстин (II в.), которого, видимо, и следует считать автором этого крылатого выражения. Эта легенда является совсем несложной для рационального понимания, но для этого мы должны прояснить значение нескольких мифологических терминов. Парис (P a r i z , Paris ) - (по фригийски досл. «место борьбы» , («место спора богов»), в значении «место космической катастрофы») - троянский царевич, сын Приама и Гекубы

Нереида Фетида и ее брак с Пелеем. - Эрида: миф о яблоке раздора. - Пастух Парис - сын Приама, царя Трои. - Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите. - Смысл мифа о суде Париса.

и сего сайта созидателя

Древнегреческий писатель поздней античности Либаний в сочинении «Прогимнасмата» вкратце изложил миф о троянском царевиче Парисе и яблоке раздора так:

Зевс был в восхищении от красоты Фетиды, однако, услыхав от Ночи, что тот, кто родится от Фетиды, будет сильнее своего отца, не стал сочетаться с нею, а отдал в жены Пелею. И праздновалась свадьба на горе Пелион, оглашаемой гимнами богам и песнею Аполлона. Но Эрида, как не участвовавшая в пире, бросила на пиршественный стол золотое яблоко. На нем было написано, что оно - дар красивейшей из богинь. Яблоко это сделалось причиной распри между супругой Зевса, Афродитой и Афиной. Зевс уклонился от судейства в споре, назначив им судьей Париса, сына Приама. Когда богини явились к пастуху Парису, победа досталась Афродите, пообещавшей Парису брак с Еленой: сын Приама счел эту плату лучшей, а царствование над Азией, которое предлагала ему Гера, и превосходство в сражениях, обещавшееся Афиной, он отверг. Парис построил корабль, поплыл в Спарту, взял Елену и - погубил Илион-Трою. {Либаний, «Прогимнасмата», 2, 27}

Нереида Фетида и ее брак с Пелеем

Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь.

Согласно мифу, в продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка. Пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал Париса.

Став юношей, царский сын Парис, воспитанный пастухом, отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой.

Суд Париса: яблоко раздора вручается Афродите

Когда бог Гермес привел Париса на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь.

Прежде чем Парис пришел к какому бы то ни было решению, Афина Паллада (Минерва) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама! Ни супруга Зевса, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами».

Едва Афина Паллада окончила, как заговорила богиня Гера (Юнона): «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство? Что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды».

Вслед за ней подошла богиня Афродита (Венера) и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, расстегнула пряжки своей туники и, гордясь собой, произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену».

Едва богиня любви умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и Афродита получила из его рук яблоко, которое стало источником раздора и жестоких битв.

Смысл мифа о суде Париса

Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки античных и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился.

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение Сергея Михайловича Соловьева «Парис» (1910 г.), в котором поэтически воспроизведен миф о суде Париса и похищении им Елены из Лакедемона - предыстория Троянской войны.

Сергей Соловьев

Еще вчера шел дождь, и море было серо,
А нынче целый день сияет небосклон,
Хранима Эросом, плывет моя триера
В божественный Лакедемон.

Уже который день, не покидая вёсел,
Гребут товарищи, морскую зыбь деля.
Для сна и отдыха ни разу я не бросил
Из рук скрипучего руля.

Струятся с гор ручьи растаявшего снега,
Мне треплет волосы душистый ветр весны.
Какая слышится ликующая нега
В журчанье вспененной волны!

Не страшен мне ваш гнев, кичливые Атриды.
Мой жребий царственный открылся мне в тот день,
Когда я пас стада в лугах родимой Иды,
Свирелью прогоняя лень.

Напрасно Азии великую державу
Сулила Гера мне; во всех сраженьях верх
Афина прочила: и почести, и славу
Я с равнодушием отверг.

Но тут, сорвавши с плеч пурпуровую хлену:
«Ты вкусишь радости, доступной лишь богам»,
Киприда молвила. - «Я дам тебе Елену».
И я упал к её ногам.

Ни слезы матери, ни отчие седины
Не задержали путь. Во прахе и крови
Пусть рухнет Илион! Всё, всё за миг единый
Её божественной любви!

Приама древнего прими благословенье.
Уже чертог - в цветах, готов венчальный хор,
И нежных ног твоих зовет прикосновенье
Фиалка ионийских гор.

Остановись, ладья. Как с птичьего полета,
Я вижу весь узор таинственной судьбы.
Привет вам, тростники священные Эврота,
Палестры мраморной столбы.

Кто эта женщина, прелестная, как нимфа,
Стоит в кругу подруг, поднявши диск златой?
В кудрях её - венок из роз и гиакинфа...
Погибни, Илион святой!

По примитивным источникам, идея, вложенная в миф о суде Париса, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились древние греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужества и доблестей.

Фригиец Парис, присудив яблоко раздора Афине Палладе, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны. Дав яблоко богине Гере, фригиец Парис мог бы получить владычество над Азией. Но Парис предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Афродитой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Афина Паллада и Гера, стояла неизмеримо выше Азии.

Хотя Колуф и другие античные писатели упоминают о том, что богиня Афродита раскрыла свои одежды перед Парисом, тем не менее художники античности всегда изображали всех трех богинь на суде Париса совершенно одетыми.

В период римского владычества искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусства на тему суда Париса от этого периода.

Новейшее искусство, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь на суде Париса лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмана одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту.

Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине , и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь. Между тем, если строго придерживаться мифологических традиций, ни один сатир не осмелился бы смотреть с такой наглостью на Афину Палладу, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.

Дополнения от преподавателя древнегреческого языка и сего сайта созидателя

Миф о яблоке раздора и Парисовом суде на древнегреческом языке

А теперь коснёмся античности в первоисточнике - прочтём рассказ ритора Либания о свадьбе Пелея и Фетиды, яблоке раздора и Парисовом суде в древнегреческом подлиннике.

Περὶ τῆς τοῦ Πάριδος ἁρπαγῆς (Libanii Progymnasmata 2, 27)

Θέτιν ὁ Ζεὺς ἐθαύμασε τοῦ κάλλους, παρὰ δὲ τῆς Νυκτὸς ἀκούσας ὡς ὁ τικτόμενος ἐκ Θέτιδος ἀμείνων ἔσται τοῦ πατρὸς αὐτὸς μὲν οὐ μίγνυται, Πηλεῖ δὲ δίδωσι. καὶ δέχεται μὲν τοὺς γάμους τὸ Πήλιον καὶ θεῶν ὕμνον καὶ Ἀπόλλωνος ᾠδήν. ἡ δὲ Ἔρις, οὐ γὰρ μετεῖχε τῆς θοίνης, μῆλον χρυσοῦν ἀφίησιν εἰς τὴν τράπεζαν. δῶρον εἶναι τῇ καλλίστῃ θεῶν τούτῳ ἐπεγέγραπτο. γίνεται οὖν ἀμφισβήτησις τὸ μῆλον τῇ τοῦ Διὸς γυναικὶ καὶ Ἀφροδίτῃ καὶ Ἀθηνᾷ. ὁ δὲ Ζεὺς φεύγει μὲν αὐτὸς τὴν κρίσιν, ποιεῖ δὲ αὐταῖς Πάριν τὸν Πριάμου κριτήν. ὡς οὖν ἧκον παρὰ τὸν βουκόλον, νικᾷ μὲν Ἀφροδίτη τῷ τῆς Ἑλένης γάμῳ, τοῦτο γὰρ ἄμεινον ὁ Πάρις ἡγήσατο, βασιλείαν δὲ ἣν ἐδίδου τῆς Ἀσίας ἡ Ἥρα, καὶ τὸ μαχόμενον κρατεῖν, ὃ ἦν τῆς Ἀθηνᾶς ὑπόσχεσις, παρῃτήσατο. ναυπηγεῖται οὖν καὶ πλεῖ καὶ λαμβάνει τὴν Ἑλένην καὶ ἀπόλλυσι τὸ Ἴλιον.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.