Колокольный звон в православной церкви. О чем звонит колокол. Употребление перезвона и его значение

Звон колоколов является одной из наиболее важных элементов православной церкви. Церковные колокола звонят, чтобы:

Призыв верующих услуги
Выразите триумфальной радости христианской церкви
Анонсы важных моментов во время службы и тем, кто в церковь и к тем, кто не в состоянии физически присутствовать в церкви, так что все могут быть объединены в молитве
Укрепление христиане в благочестии и вере его звук, который православные христиане считают «легированный Божественной благодати, чтобы рассеять и уничтожить силы жестокости и демонических предложение"
Объявите важных событий, таких, как смерть члена церкви, приход важного человека, таких, как епископ или гражданского правителя, чрезвычайных ситуаций, такие как пожар или наводнение, или победа в бою (как резко воссоздан в победного конца в 1812 Overture).

Использование колокола не только практическое, но и считаются духовным. Колокола иногда называют "пением иконки", потому что они устанавливают акустические пространства православного храма так же, как нарисовал иконки и гимнографии определить его визуальные и духовный космос, соответственно.

Есть несколько богослужения, которые указывают на важность колоколов в Русской Православной Церкви: Благословение фонд нового колокольни, благословляя новую колокольню (После завершения строительства), благословение, именование и Chrismating Белл. Существует также служба на благо звонарь.

Колокола наделены ритуал, содержащих много элементов обряда крещения. Новый колокол благословил святой водой и каждение, и внутри и снаружи, и священник кладет руки на звонок, чтобы благословить его. Во время обряда, колокол "с именем" (то есть, освящен в честь святого, чей значок часто формируются в сторону колокола, когда он был бросить в литейном, но хотя колокол может быть названа " Gabriel "колокол, он никогда не будет называться" Св. Гавриил "колокол, потому что колокол не святой).

Колокол также помазаны с миро, как православный христианин на миропомазание. Богословское понимание колокола, как "оружие" в духовной войне, и их роль в христианской жизни, подчеркивается во время обряда в Писании урок из номеров 10:1-10:

"И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы... И они должны быть для вас для созыва собрания... Когда звуковой сигнал... И если вы пойдете на войну... И в дни ваша радость... "

Использование колокола символизирует провозглашения Евангелия. Иногда православных церквей и монастырей будет сочетать использование колокола удары деревянными или металлическими Semantron с Semantron время звучали, а затем колокола звонили время спустя. Спокойнее и проще, звук Semantron понимается символизирует ветхозаветные пророки, ибо она является символом только о грядущем событии, а звон колоколов распространяется далеко в воздух, символизирующий оповещения Евангелия по всему миру.
[ править ] История
Царь-колокол стоял рядом с колокольни Ивана Великого башня в Москве, скульптуры стены колокол можно увидеть в разделе сломанной.

После превращения России в христианство в 10 веке, колокола пришли постепенно в обиход во всем мире. Первоначально, плоский кусок дерева или металла называется Semantron будут бить ритмично mallot вызвать верующих услуг. Это было особенно верно в отношении монастырей, некоторые из которых до сих пор и по сей день используют и semantrons и колоколов.

В то время как Semantron была унаследована от Греции, использование церковных колоколов был завезен в Россию из Западной Европы. русский слово колокол колокол, который происходит от немецкого слова Glocke, происходит от латинского clocca, который в свою очередь, появляется исходить от ирландского забивают. Слово колокол в церковнославянском это kampan, который является производным от латинского Кампана. В пятнадцатом веке Semantron стали постепенно заменяться колокола. В то время несколько литейных для решения колокола были созданы в России. Русских колоколов церкви, как правило, поданных с использованием смеси из бронзы и олова, часто с серебром добавлены в металл колокола, чтобы производить свои уникальные звучание и резонанс. Русские колокола и, как правило, отличаются от западных колоколов в часть их высоты к ширине, и метод изменения толщины стенок колокола. Тарелку ("язык") колокола также следует, различного дизайна, что используется на Западе.

Искусство bellfounding достиг своего пика в 18 веке, с производством невообразимо огромные колокола. Самый большой колокол в мире, Царь-колокол (218 тонн) был отлит в 1733 году для Ивана Великого Колокольня в Москве. К сожалению, Царь-колокол был поврежден в результате пожара в 1737 году, прежде чем можно будет успешно повесил, и стоит сегодня в основание башни. Наибольший рабочий колокол в мире Успенского колокола (144000 фунтов), который висит в том же Иван Великий колокольня.

После большевистской революции, Советский Союз жестоко преследовали христианство. Многочисленные колокола были уничтожены, а в определенные периоды производства церковных колоколов всех, но остановился. После падения железного занавеса производству колоколов возобновился, и пережил всплеск активности, поскольку многие из церквей, которые были уничтожены в настоящее время восстановлено.
[ править ] Техника звон
Звонить в колокола в Ипатьевском монастыре в Костроме, Россия.

Технически, колокола в русской традиции звонят исключительно толлинга (то есть, двигаясь только тарелку так, что бросается в сторону звонок) и не на пилинг (качается все колокола, пока не звучит), однако эти термины часто используются как взаимозаменяемые В письменных источников. Для толлинга колокола специальный комплекс системы канатов разработан и использован индивидуально для каждой колокольни. Все канаты собрались примерно в одной точке, где звонарь (Звонарь) стоит. Некоторые веревки (более мелких) играют руки, тем больше веревки, которую играют ноги. Большая часть веревки (обычно - все веревки) на самом деле не тянули, а кнопки. С одной стороны каждая веревка фиксируется, и канаты находятся в напряжении, пресса и даже удар по канату делает тарелку ударом стороны его звонок.

Нет мелодий используется, как в западных колоколов, а сложный polyrhythmical последовательность звуков производится. "Основы православной колокольного звона состоит не в мелодии, но в ритме с его внутренним динамическим, а при взаимодействии тембров в [различных] колокола ». Эти последовательности очень специальные гармонии, так как русских колоколов (в отличие от западные европейские) не настроены на одну ноту. Западные колокола, как правило, октава между самым громким верхний тон ("кольцо") и самый громкий низкий тон ("шум"). Русские колокола есть седьмой между этими звуками. Как правило, хороший русский колокол настроен на производство целую гамму звуков (до нескольких десятков из них). Этот эффект достигается как состав сплава, из которого колокол отлит и скульптуры из сторон звонок в форме.
[ править ] Типы звон
Звонарь работает веревки на вершине небольшой церкви в Старом городе Кстово.

Русская Православная Типикон предусматривает различные виды колокольного звона. Различные вызова используется в разные дни (по рабочим дням, в воскресенье, праздники, во время поста, поста, Пасхи и т.д.) Различные звон, необходимых для различных услуг (утренней службы, панихида, литургия и т.д.) . Эти различия осуществляется звон колоколов в частности определенным образом.
[ править ] Терминология

Чтобы понять, Русской Православной метод колокольного звона, надо признать, несколько пунктов терминологии. Колокола в православной колокольней (Звонница) объединены в три группы:

Zazvonny - самый маленький, или сопрано колоколов.
Podzvonny - середина или альт колоколов.
Благовестник - самый большой, или бас колоколов.

В каждой из этих трех групп может быть несколько колоколов разного размера, все в пределах общего диапазона группы. Чем больше колокол, тем глубже его голос.

Звон это сказывается на любой звонок или колокола.

Звонарь это звонарь. В православной церкви, это пострижен (канцелярских) положение, и есть различные службы "Установка кроме одного звонаря". Использование электрических звонков запрещено в Православной Церкви, потому что это священный функции, и может быть выполнена только один из членов церкви. Перед тем, как идет в колокольню, Звонарь пойдет к священнику (или игумен, если это монастырь) для благословения звонить в колокола.

Различные вызова используется в разные моменты службы (до службы, в ходе наиболее важных частей Всенощное бдение и Божественную литургию, а умерших осуществляется на кладбище и т.д.). Четыре вида канонического сборы отличаются, который звонил по отдельности или в комбинации, включают в себя все многообразие православного колокольного звона: благовест, перебор, Перезвон, и Трезвон.
[ править ] Благовест
Колокола в Свято-Николаевском Русской Православной Мемориал собор, Сиэтл, Вашингтон.

Благовест это измеряется бой один большой колокол (так называемый благовестник). Благовест означает " Благовещение ", или" хорошая новость ", потому что с этим звоном верующие уведомили, что богослужение вот-вот начнется в церкви.

В качестве отдельной платной перед началом богослужения, Благовест начинается с трех медленных ударов (например, с довольно длинными паузами между ними), а затем продолжается с более частыми, измеренные инсульт, иногда заканчивающийся с тремя более медленные удары. По Типикон, Благовест должен длиться так долго, как это имеет прочитал псалом 118 (Септуагинта, УПО: Псалом 119) один раз, или 50-й псалом (УПО: Псалом 51) двенадцать раз.

В зависимости от типа богослужения, Благовест классифицируется как "обычные" (obyknovenny, то есть быстро и часто осуществляется качание заслонки с обеих сторон колокол), или "постное" (postny, то есть медленно, и только на одной стороне колокола). На праздники Великий благовест является платной на крупнейших благовестник в башне и потери, как правило, быстрее, громче и дольше.

Кроме того, нормальный Благовест, звон в православных есть и другая, под названием « приливной »(valovoy) или" великий "(Большой), когда удары по крупнейшим благовестник смешиваются с пошлин на другой благовестник.

Благовест может звучать на разных звонков, в зависимости от того дня. Большой колокольни обычно пять Blagovestniki (колебался от большего к меньшему):

Праздничный или Триумфальная (Праздничный или Torzhestvenny)
Полиелей (Polyeleyny)
Воскресенье (Voskresny)
Ежедневно или Ferial (Budichny или Prostodnevny)
Маленькие или постный (Малый или Postny).

[ править ] перебор

Перебор это похоронный звон. Каждый колокол ударил один раз, от самых маленьких до самых крупных, в медленный и стабильный звон. После этого все колокола ударили вместе в то же время. Удар колокола от самых маленьких до крупнейших символизирует этапы жизни человека от рождения до смерти, окончательный бой во все колокола вместе символизирует конец земной жизни. Во время перебор, каждый удар колокола не следует, пока звук предыдущего колокола замерли. Перебор может повторяться столько раз, сколько необходимо, и пробил, как тело умершего осуществляется из храма (храм) в могилу.
[ править ] Перезвон

Перезвон (русский: Перезвон) является поразительным каждого из колоколов, один или несколько раз, от крупных до самых мелких, с окончательным ударом по всем сразу. Модель может быть повторен много раз, но окончательный удар по все колокола производится только в самом конце.

Этот звон символизирует то, что православная церковь имеет быть кенозиса (самоопоражнивающихся) о Боге Сыне, когда он стал воплощенным (Phillippians 2:7-8), и звучали только два раза в год, в Великую Пятницу и Великую Субботу в течение этих моменты, которые рассказывают Иисуса смерти на кресте и его захоронение.
[ править ] Трезвон

Трезвон (тройной звон) является ритмичный звон колоколов многочисленных, с использованием всех основных групп шкалы колокола. Трезвон является самым радостным различных типов колец. Порядок звон колоколов различных не зафиксировано, но может быть составлен звонарь сам и вызвал своим творчеством и самовыражением. Для трезвон, сложный узор повторяется три раза, с короткой паузой между каждым повторением. Все три группы колоколов участие в трезвон (сопрано, а также, бас-гитара), и каждая группа имеет свою собственную роль в звон. По традиции, темп для трезвон на 3/4 или 4/4. Самый большой колокол, который может участвовать в нем благовестник, который был использован звонить Благовест за данную услугу, или меньший колокол, но не большую.

Трезвон, как правило, звонят в три этапа: в начале, звон себя, и в финале. Начало обычно состоит из трех медленный проезд по благовестник в этот день, символизирующий Святой Троицы. Основная часть трезвон, звон, часто выполняется в несколько движений, одного, двух или трех, которые часто называют "Стихи" - каждая из которых заканчивается одна, две или три аккорда (образуется при ударе несколько выберите колокола одновременно), что соответствует числу стихов. Каждое движение может иметь свой особый ритм, динамичную и композиции. Трезвон, как правило, закончили с тремя аккордами. Длина трезвон, как правило, продолжительность времени, которое требуется, чтобы читать о 50-й псалом, но на более торжественных случаев она должна быть больше.

Dvuzvon (двойной звон) так же, как Трезвон, кроме картина повторяется лишь дважды, а трижды.
[ править ] Случаи

Указанные типы zvons могут быть объединены и звонил в определенное время в течение той же службы, или использоваться исключительно в определенных случаях. Ниже приведены общие принципы, и не может вместить все богатство и разнообразие русской православной церкви. Есть также изменения в местной традиции.

Большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Когда звонят колокола...

Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

Только двери в храме заперты.

Кто б там стал трезвонить зря?

Не видать дьячка на паперти

И на вышке звонаря.

Знать, служение воскресное

Не у нас в земном краю:

То звонят чины небесные

По душе моей в раю…

В маленькие колокольчики, чтобы привлечь внимание, звонили в Древнем Риме на собраниях. Крупные же колокола стали употреблять в раннее средневековье, чтобы созывать на церковную службу, вместо труб, которые применялись для этих целей раньше. Колокола распространились по всей Европе во времена Карла Великого благодаря его стараниям.

Исторически колокол – изобретение западное, первые колокольни появились в Италии. В раннехристианской Руси долгое время колокола именовались компанами, по названию итальянской провинции Компаниа. Один из первых колоколов был подарен Византии – здесь обычай звонить в колокола прижился на многие века, а с принятием Русью христианства стал неотъемлемой частью богослужения и в нашем государстве.

Колокольных дел мастера очень ценились, а отливка нового колокола всегда была большим событием. Мастера хранили секреты колокольного производства, знали, что надо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче. Были колокола с именами, обычно в честь какого-либо святого. Полагали, что их звон может отогнать болезни и напасти.

Богослужения с колокольным звоном – затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Св. Павлин во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки... Этот сон так лег ему на душу, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь… Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить.

О русских мастерах колокольного дела впервые упоминает летопись 988 года. Но только в XV веке в России появились собственные колокололитейные заводы. А в Сибирь это редкое мастерство пришло еще позже. Известно имя иркутского мастера второй половины ХVII века, его звали Иван Колокольник. И уже хорошо известны специалистам работы тюменских заводчиков, купцов Гилева и Кондакова, а также туринского мещанина Котельникова.

У каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами и вырывали язык…


Замечательна история колокола, имя которому – Углицкий Корноухий. Именно им били в набат по случаю умерщвления царевича Димитрия. Борис Годунов наказал не только людей, за дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и в 1595 году «корноухим» он был сослан в Тобольск. Этот неумирающий ссыльный жив и сейчас. Звук у него резкий и громкий; надпись на нем по краям вырезана, а не вылита; она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».

С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая – «колокола льют», что означало – привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! – мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…

Был такой звон на Руси – во все колокола, о нем еще говорили «во вся тяжкая». Звонили так в особо торжественные дни при кафедральных соборах, монастырях и лаврах. Работа тяжелая, тонкая и совершалась несколькими звонарями: по пять и более человек. Красный звон возвещал Великие Праздники. И красным он назывался, потому что звучал удивительно красиво…

Именно с красным звоном «красные» разделались в первую очередь – он был сначала запрещен, а потом уже и невозможен – в связи с уничтожением больших колоколов…


колокола были не только в церкви. Крестьян на барщину собирали звоном специального колокола. В городах нередко цехи и городские советы имели свои колокола. Особые колокола позора звонили во время казни. Со временем колокол стал для города олицетворением его независимости и самостоятельности. При приближении врага горожане старались спрятать колокола из-за их и материальной, и духовной ценности. А во время восстаний именно колокола становились вестниками мятежа.

Церковные колокола переставали звонить, если на город, графство, королевство папой накладывался интердикт, т. е. запрещение совершать церковные службы. Интердикт обычно сочетался с отлучением от церкви. Интердикт папы стали применять как способ борьбы со светскими государями, способ доказать, что ничего нет в христианском мире выше папской власти. Это бывало в тех случаях, когда король отказывался повиноваться папе: например, в XI в. папа Григорий VII отлучил от церкви германского императора Генриха IV за попытки противодействовать решениям папы; а португальские короли все время ограничивали права монастырей и церквей на земли, чем тоже вызывали папский гнев, и чуть ли не треть времени правления португальских монархов проходила под интердиктом. Папа мог наказать интердиктом и восставший город, особенно если он принадлежал епископу, как это было с Кельном или Порту, в котором интердикт длился 60 лет. И все это время колокола молчали, так что даже монахи созывались на службу трещотками.

Городские колокола тоже могли умолкнуть. Город терял колокола, если утрачивал независимость. Широко известна, например, история с вывозом Иваном III колокола из покоренного им Новгорода в 1478 г. Были и другие случаи. Например, маркграф Дитрих Саксонский снял язык сторожевого колокола Лейпцига, чтобы беспрепятственно грабить город в наказание за непокорность. Немецким городам, участвовавшим в Крестьянской войне XVI в., было запрещено звонить в колокола. А иногда город сам снимал свои колокола. Пример тому - Магдебург, где в 1546 г., во время Голодной войны, колокола по решению городского совета были перелиты в пушки. И в этом случае, но уже в другом обличье, колокол продолжал охранять город.

В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал…

Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль...

Когда звучит колокольная музыка – лица светлеют. Где бы это ни происходило – у храма или в концертном зале… Даже маленький колокольчик прозвонит – и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье…

Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном…

Колокольный звон - это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола. Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.
Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге.

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.
Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.
В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии.
В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:
1) для призыва христиан к и для оповещения о времени его начала;
2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;
3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие — помимо богослужения.
Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека - с колокольным звоном совершается таинство , венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь,
делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные
дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема).

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют
много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как
символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги.

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

1. созывать верующих к Богослужению,

2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,

3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.

Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею , которая строится над входом в храм или же рядом с храмом.

Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.

В Ветхозаветной церкви, - в Иерусалимском храме, -верующие созывались на Богослужения не колоколами, а звуками труб.

В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.

После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами.

Более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била или кандии - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг.

Наконец, определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к Богослужению - это колокольный звон.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому († 411), т. е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения.

На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века . Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2, по 3 колокола.

Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут", весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный", весит около 4000 пудов.

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.


Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей.

Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.

После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.

Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол "Успенский", является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.

Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:

1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.

2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,

3. толщиною стен колокола,

4. правильным подвешиванием колокола,

5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.

Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком , уподобил этим звон колокола живому голосу . Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами . Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.

Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Апок. 10 , 6).

Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через ветхозаветного пророка Исаию: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью..., напоминая о Господе" (Ис. 62 , 6). Не случайно язычники часто слыша колокольный звон, говорили: "это голос христианского Бога слышен!"...

Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное ; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов , то происходит еще более величественное благозвучие . Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.

Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника.

Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.

Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.

Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

ВИДЫ ЗВОНА И НАЗВАНИЯ ИХ

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон .

1. БЛАГОВЕСТ

Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары . Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида:

1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и

2. постный или редкий , производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.

Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.

2. СОБСТВЕННО ЗВОН

Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.

Звон во все колокола различается на:

1. Трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.

Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.

В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.

2. Двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема.

3. Перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого , и так повторяют много раз.

4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу , начиная с самого малого и до большого , а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу , и так повторяют много раз.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

1. Перед началом Всенощного Бдения - благовест , который заканчивается трезвоном .

2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон . Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения - утрени и выражает собою радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".

В народе двузвон на всенощной называется "вторым звоном" (второй звон после начала всенощной).

3. Во время пения полиелея , перед самым чтением Евангелия полагается трезвон , выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: "Воскресение Христово Видевше"...) обыкновенно в руководствах этот звон именуется "звоном к Евангелию".

В народе трезвон на Всенощной ("звон к Евангелию") называется "третьим звоном".

4. В начале пения песни Божией Матери: "Величит душа Моя Господа..." бывает краткий благовест , состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).

5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон .

6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон , для провода архиерея.

ЗВОН НА ЛИТУРГИИ

Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии , а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон .

Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий , медленный , чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.

При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон . Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон .

Затем во время Литургии полагается благовест при начале "Евхаристического канона" , - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.

У прот. К. Никольского, в книге "Устав Богослужения", сказано, что благовест к "Достойно" начинается от слов: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу...", и бывает до пения: "Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу..." Точно такое же указание имеется и в книге: "Новая Скрижаль", Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.

На практик же благовест к "Достойно" бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.

На юге России благовест к "Достойно" совершается обычно пред началом "Евхаристического канона", во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).

Благовест к "Достойно" в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: "Приимите, ядите..."

После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).

Также после каждой Литургии, совершенной архиереем , полагается трезвонить , для провода архиерея.

На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.

На Праздник Пасхи - Воскресения Христова:

Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода , а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон .

К Пасхальной Литургии - благовест и трезвон.

А на самой Пасхальной Литургии , во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон , по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном .

Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно , от конца Литургии до вечерни.

Во все Воскресные дни , от Пасхи до Вознесения , после окончания Литургии полагается совершать трезвон .

В Храмовые Праздники:

В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна - трезвон.

Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.

К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам - благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз. Перед изобразительными и повечерием - 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.

На утрени Великого Пятка , которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних , помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию : к 1-му Евангелию - 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию - 2 удара, к 3-му Евангелию - 3 удара и т. д.

По окончании утрени, когда верующие несут "четверговский огонь" домой, полагается трезвон .

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы , во время пения: "Тебе одеющегося..." полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма - тотчас трезвон .

На утрени Великой Субботы , начиная с пения "Великого Славословия" и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон , такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат - тотчас трезвон .

Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою "истощение " Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: "Божественное Твое разумев истощение... во спасение людей Твоих...".

По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.

На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа , перед выносом креста из алтаря во время пения "Великого Славословия", бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой - трезвон .

Подобный же перезвон , но только частый, быстрый , и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды . При погружении креста в воду - трезвон .

Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа . Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон . В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Перебор , иначе похоронный или погребальный звон , выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого , а после этого ударяют одновременно во все колокола . Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном , выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.

Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: "Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася . (Или как в другом песнопении поется: "единем мгновением, и вся сия смерть приемлет"). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище ".

Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном .

В журнале "Православная Русь", в отделе "Вопросы и ответы", Архиеп. Аверкий , по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: "По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился - настолько, что нелегко его теперь искоренить... Для истинного христианина - смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей колнопреклонной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: "Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость" (см. Триодь Цветная).

Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.

Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор , а при внесении его в храм - трезвон . После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор , оканчивающийся также трезвоном .

При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор . Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор , снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон , также по прочтении разрешительной молитвы - трезвон . При вынесении тела из храма, снова указанный перебор , а по поставлении тела в могилу бывает трезвон . В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.

В "Чиновней книге" указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).

Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора - это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: "Ростовские звоны", записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.

Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая").

Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.

Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.

Кроме того, следует также упомянуть о "всполошном" или "набатном" звоне, имеющем общественно-бытовое значение.

Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.

"Вечевыми" колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече , т. е. на народное собрание.

Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.

В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.

В этот "праздников Праздник" в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была "единственная в мире симфония", как пишет о том писатель И. Шмелев.

Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.

(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).

Они - «голос» России. Звучащий то романтичным вечерним звоном, то тревожным набатом, то переливчатым благовестом. У каждого русского колокола своя судьба, своя история. К сожалению, от многих из них до нас донеслись только «отголоски». А некоторым, по преданию, еще предстоит возвестить великое возрождение земли русской…

Вечевой Новгородский колокол

О судьбе вечевого колокола сложено много легенд. В 1478 году, Иван III с войском подошел к Господину Великому Новгороду и осадил его. При этом московский князь со всей строгостью поставил вопрос о вечевом строе. События те описаны в летописях буквально по дням. 8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити”. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. С таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда, что вечник «в плен московский на позорище» не пошел. Добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: “Воля!”. А кому-то послышалось, что он “Валда” кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки. А осколки вечника превратились в маленькие колокольчики… Но летописи говорят о том, что колокол благополучно добрался до Москвы. Там, на колокольне Успенского собора, подавив гордость, стал петь в один голос с другими русскими колоколами. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот. А в 1681 году, по указу царя Федора Алексеевича, якобы был сослан в Николо-Карельский монастырь за то, что своим звоном в полночь испугал его.

Угличский набатный ссыльный колокол

До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный, обыкновенный набатный колокол, который к тому времени, как говорится в летописях и устных преданиях, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку. Целый год они на себе, под конвоем стражников, тянули колокол до Тобольска.Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись “первоссыльный неодушевленный с Углича”. Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. А в 1677 году, во время большого тобольского пожара “расплавился, раздался без остатка”. Так, волею судьбы “вечный ссыльный” оказался не вечным.

Благовестный колокол Саввино-Старожевского монастыря

Благовестники, самые тяжелые среди церковных колоколов, издревле определяли своим голосом характер звона того или иного храма или монастыря. В середине XVII века усердием почитателя преподобного Саввы государя Алексея Михайловича появился свой «Царь-колокол» и в Саввино-Сторожевском монастыре. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый монастырский колокол - Большой Благовестный - весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, равного которому в России не было, и, по преданию, был слышен даже в Москве. Он являлся уникальным в колокольном литье явлением - это “колокол, настроенный сам в себе”. Необычайная чистота сплава колокола до сих пор вызывает удивление специалистов. Кроме звучания, Благовестный колокол замечателен своим внешним оформлением. Он не имел никаких общепринятых для колоколов украшений (образы Спасителя, Богородицы, святых, царские гербы и регалии), кроме надписи, покрывавшей его стенки в девять рядов. Из них нижние три – тайнопись, составленная лично Государем. Тайнопись была разгадана лишь в 1822 году. Из нее следовало, что колокол отлит в знак особого расположения к монастырю царя Алексея Михайловича - "от любви своея душевная и от сердечного желания". В 1930-х годах все колокола монастырской звонницы были сняты и разбиты. Последним «пал» Большой Благовест, самый певучий колокол России, - в октябре 1941 года. Скорее всего, его переплавили на военные нужды. Ныне от него сохранилась лишь часть языка, находящаяся в обители.

Соловецкий пленный колокол

Летом 1854 года английские корабли блокировали беломорские порты. 6 июля два шестидесятипушечных фрегата «Бриск» и «Миранда» подошли к Соловецкому монастырю. После отказа архимандрита Александра сдать обитель, начался неравный бой. Всего то две шестифутовые монастырские пушки против ста двадцати орудий фрегатов. Беспримерная храбрость и яростное сопротивление защитников монастыря вынудили англичан отступить. Спустя пятьдесят лет, в 1908 году, Соловецкий монастырь посетил член Лондонской торговой палаты Эдвард Келарт. Тогда один из монахов сообщил ему о краже англичанами русского колокола в 1854 году. Келарт с недоверием отнесся к истории, ведь монастырь не был взят. Сделали запрос. Выяснилось, в Портсмуте действительно хранился колокол, вывезенный из Беломорья. Весом в 139 килограмма, с изображением иконы Казанской Божией Матери. Надпись на нем сообщала: «1852 года лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Предположительно, он был вывезен из Никольской церкви на Ковде. Вернули соловецкий колокол только в 1912 году. 4 августа, на монастырском пароходе бывшего пленника привезли на Соловки. Радостным трезвоном встречали его колокольные собратья. Сотни богомольцев и монахов заполнили берег. «Возвращенца» подвесили на Царской колокольне рядом с «Благовестом» - еще одним символом чудесного спасения обители.

Царь-колокол

«Царь-колокол» относится к богатырям – тысячникам. Такие колокола стали отливать с XVI века. В 1533 г. мастер Николай Немчин отлил первый "тысячник", установленный на специальной деревянной звоннице в Московском Кремле. В 1599 году в Москве был отлит Успенский Большой колокол весом более 3 тыс. пудов. Он погиб в 1812 году, когда французы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Но в 1819 году литейщик Яков Завьялов воссоздал этот колокол. Весом уже 4 тыс. пудов, он сохранился и сегодня, находится на звоннице Кремля. В XVII в. русские колокольных дел мастера снова отличились. Андрей Чохов, отливший знаменитую Царь-пушку, в 1622 г. завершил работу над колоколом "Реут" в 2 тыс. пудов, который сейчас находится на колокольне Ивана Великого. В 1655 г. Александр Григорьев в течение года отлил колокол в 8 тыс. пудов. По свидетельству очевидцев, для раскачки 250-пудового языка требовалось 40 - 50 человек. Колокол звонил в Кремле до 1701 г., когда во время пожара упал и разбился. Воссоздать самый большой колокол в мире вознамерилась Государыня Императрица Анна Иоанновна, увеличив его вес до 9 тыс. пудов. Отливать заказ взялась известная династия колокольных мастеров Моториных. В ноябре 1735 г. колокол был успешно завершен. Он весил 12327 пудов (около 200 т.) и был назван "Царем-колоколом". Весной 1737 г. во время очередного пожара загорелся деревянный сарай над колокольной ямой, где находился колокол. От огня он раскалился, а при попадании воды в яму дал трещины. От колокола откололся "небольшой" кусочек в 11,5 т. И только в 1836 г., спустя сто лет, "Царь-колокол” был поднят и установлен на специальном постаменте у колокольни Ивана Великого, где обретается и поныне.

Колокола Ростова Великого

В 1682 году мастером Филиппом Андреевым был отлит для звонницы первый, не самый большой, колокол весом "всего" 500 пудов, названный "Лебедем". В следующем году - "Полиелейный" весом 1000 пудов. Лил его тот же мастер. А в 1688-м Флор Терентьев вылил самый большой колокол - в 2000 пудов по имени "Сысой". Раскачивают его два человека, и до сих пор колокол славится как один из красивейших по звучанию. "Голодарь" ("Великопостный") переливался трижды (в последний раз в 1856 году), весу в нем 172 пуда, а назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам. Самый старый колокол звонницы Успенского собора "Баран" (80 пудов). В 1654 году его отлил в Ростове московский мастер Емельян Данилов, умерший в этом же году от моровой язвы. Остальные колокола - от 30 и ниже пудов. Два имеют названия: "Красный" и "Козел". Эти колокола датируются XVII веком. Девять больших колоколов были подвешены на звоннице в одну линию, четыре меньших – поперек, всего 13 колоколов. Замысел был гениальный - об этом говорит результат: ростовские звоны до сих пор считаются самыми красивыми в России. Здесь были рождены и сохранены до наших дней Ионинский, Егорьевский, Акимовский (Иоакимовский), Калязинский звоны.

Колокола Троице-Сергиевой Лавры

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры одна из самых высоких и самых красивых в России. 88-метровую ажурную белокаменную красавицу иногда сравнивают с русской березой. Ее начали строить в 1740 году, а закончилось возведение к 1770 году, при Екатерине II. Колокольный подбор Лавры славился по всей России как самый древний и обладал красивым слаженным звучанием. Самый ранний из сохранившихся колоколов Троице-Сергиевой Лавры - "Чудотворцев", отлитый в 1420 году при игумене Никоне - преемнике преподобного Сергия Радонежского. "Лебедь", или "Полиелейный" был отлит для Лавры в 1594 году на средства Бориса Феодоровича Годунова. В 1602 году в монастырь привезли из Москвы еще один колокол, пожалованный Годуновым. В Троицкую обитель за ним шел сам "царь и великий князь Борис Федорович всея Руссии и с царицею". Позже, в 1683 году, в мастерских самой Лавры был отлит «Корноухий» (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши), или "Воскресный" колокол, имеющий весу 1275 пудов. А в 1759 году на колокольню был поднят уникальный благовестный колокол "Царь", в 4 000 пудов. Вес только его языка составлял 88 пудов! Зимой 1930 года, исторические колокола "Корноухий", "Годуновский" и "Царь", шедевры колокольных мастеров, были уничтожены. Об этой трагедии сохранилось свидетельство в дневниках М.М. Пришвина: “11-го января сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола... Большой Царь доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. По-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого.” 16 апреля 2004 года на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят новый «Царь-колокол», самый большой из существующих в России. Этот колокол-гигант весит 72 тонны, а его высота составляет более четырех с половиной метров.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.