Сокровища янтарной комнаты. Тайна Янтарной комнаты. История похищения "восьмого чуда света". Приключения комнаты в России

Необыкновенно интересной и красивой является Янтарная комната в Екатерининском дворце. Ее даже вполне заслуженно называют чудом света. Появление этого уникального помещения овеяно мифами и легендами. А исчезновение данного шедевра в военное время до сих пор волнует воображение. К счастью, Янтарную комнату все же удалось восстановить. В этой статье мы расскажем подробно о ее истории, а также о том, где находятся Екатерининский дворец, Янтарная комната. Стоимость билетов и время работы музея также можно узнать из данной статьи.

Прусский период

Прусские короли Курфюрсты Бранденбургские (а Пруссия считалась знаменитым центром янтарного промысла в Европе) с 1618 года в качестве подарков другим князьям стали по традиции дарить янтарь, это "золото" Балтийского моря, как его именовали. Благодаря чему искусство обработки этого камня стремительно развивалось, а одной из его вершин и стала Янтарная комната. Она была создана в период расцвета прусского и в целом немецкого искусства, а именно на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (годы правления - 1657-1713 гг.) в 1701 году взялся за реконструкцию своей столицы и в частности королевской резиденции - целого комплекса зданий, относившихся к XVI-XVII векам. Придворный архитектор короля И. Ф. Эозандер сделал загородное владение настоящим дворцом, построенным по версальскому образцу. В наши дни доподлинно известно, что этот архитектор создал проект Янтарного кабинета. Литценбург и Ораниенбург, два дворца короля Пруссии, с которыми связывают судьбу Янтарной комнаты, с 1707 года стали местом деятельности Эозандера. Сначала Янтарная комната была предназначена для оформления дворца Литценбург. При жизни не удалось увидеть эту комнату законченной. Работа была в 1709 году еще в самом разгаре. К тому времени скончалась София-Шарлотта (в 1705 году). Фридрих I принял решение остановить реализацию проекта и украсить панелями из янтаря галерею в другом своем дворце - Ораниенбурге. Скорее всего, король решил прекратить строительство, чтобы сохранить дворец Литценбург, резиденцию своей супруги, таким, каким он был при ее жизни. Стены зала, в которые предполагалось установить янтарные панели, украсили золотым галуном и дамастом. И сегодня во дворце Литценбург можно полюбоваться Красной дамастовой комнатой. В память о королеве Софии-Шарлотте этот дворец стал называться Шарлоттенбургом.

Затем король поручил Эозандеру увеличить дворец в Ораниенбурге, добавив туда Янтарную галерею длиной 30 метров, превосходившую своими размерами первоначальный проект. Однако, несмотря на активные работы, эта галерея не была закончена при жизни Фридриха I, умершего в 1713 году.

Подарок Петру I

Русский император был восхищен работой Эозандера и не скрывал своего желания иметь подобное произведение искусства у себя в стране. Фридрих-Вильгельм I, наследник короля (годы жизни - 1688-1740, правление - с 1713 года), ввел в своей стране жесткую дисциплину, целью которой была практическая польза, и решил прекратить столь дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но нескрываемое восхищение многочисленных гостей побудило его вмонтировать янтарные панели в кабинет, принадлежащий парадным покоям Берлинского королевского замка. Это был единственный пдтвержденный факт пребывания этого шедевра в Берлине до отправки в русскую столицу, Санкт-Петербург.

Петр I еще при жизни Фридриха I лично осмотрел панели для Янтарной галереи во время своего визита в Берлин. В ноябре 1716 года во время встречи с его сыном, состоявшейся ради заключения союза между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм I преподнес императору дорогие подарки, среди которых значился и Янтарный кабинет. 13 января 1717 года Янтарная комната была доставлена в Петербург в 18 ящиках, в которых, кроме готовых панелей, было большое количество не использовавшихся ранее фрагментов.

Свидетельств о том, где царь Петр I планировал установить эти панели, не сохранилось, поэтому предположения об их предполагаемом использовании в интерьере Зимнего дворца остаются беспочвенными.

Янтарная комната во время правления Елизаветы Петровны

В 1743 году дочь императора Елизавета Петровна после вступления на царство велела поместить подарок в новую строившуюся резиденцию - Третий Зимний дворец. Для проведения работ был приглашен итальянский архитектор А. Мартелли. Под руководством другого великого архитектора - Ф. Б. Растрелли - уже в 1746 году преображенный Янтарный кабинет появился в Зимнем дворце. Однако некоторых элементов для нового интерьера недоставало, поэтому Растрелли принял решение установить зеркальные пилястры и вставить дополнительные панно, расписанные "под янтарь". В 1745 году король Пруссии Фридрих II подарил русской императрице еще одну исполненную по проекту А. Рейха янтарную раму, в украшении которой использовались мотивы и аллегории, прославлявшие величие Елизаветы Петровны. В 1746 году Янтарная комната стала использоваться для официальных приемов, хотя ее много раз во время неоднократных реконструкций Зимнего дворца переносили с места на место.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Через 12 лет, в июне 1755 года, уже в Царском Селе по указу императрицы начинает создаваться под руководством Растрелли Янтарная комната (где находится Екатерининский дворец, сегодня знает каждый). Так наступила новая эпоха славы этого шедевра в России, продолжавшаяся около двухсот лет.

Дворцовый зал, отведенный для нее, был площадью 96 квадратных метров, что существенно превышало размер прежней комнаты. Поэтому панели были размещены в среднем ярусе на трех стенах и разделены пилястрами с зеркалами и золоченой резьбой по дереву. Там, где янтаря недоставало, стены зала были затянуты холстом и украшены росписью "под янтарь", выполненной художником И. И. Вельским. Растрелли блестяще справился со своей задачей, усилив интерьер прекрасными бронзовыми светильниками, живописным плафоном, позолоченной резьбой, зеркалами и паркетом из различных драгоценных пород дерева.

Центр потолка украшала огромная по размерам картина неизвестного художника из Венеции XVIII века, изображающая Мудрость, оберегающую Юность от соблазнов любви.

Средний, центральный ярус составили 8 вертикальных панно, из которых в четырех были помещены мозаики из цветных камней, выполненные во Флоренции в 1750-х годах, образно изображавшие пять основных чувств: Слух, Зрение, Осязание, Вкус и Обоняние.

Янтарный кабинет Екатерининского дворца имел роскошное убранство. Его составляли китайский фарфор и комоды русской работы. В Янтарной Комнате хранилось и одно из самых больших собраний изделий из янтаря в Европе, а со временем появился музей янтарных вещей, где были шахматы, ларцы и шашки.

Личные предметы членов королевской семьи

С середины XVIII века в Царское Село, где к тому времени появились высококлассные мастера по обработке янтаря, стали поступать из Камерцалмейстерской кладовой для ремонта различные предметы, принадлежавшие членам королевской семьи. В документах указано, что в 1765 году сюда привезли для починки более 70 изделий из этого камня, среди которых были предметы культа (распятия и кресты), мебель (поставцы, кабинеты и шкафы) и предметы домашнего обихода. Особую группу вещей времени Елизаветы составляют настольные украшения, выполненные в виде створки раковины с акантовыми листьями и барочной волютой. Все они декорированы резными изображениями. Эти изделия, видимо, украшали праздничный стол императрицы Елизаветы Петровны во время торжественных приемов.

Янтарная комната во времена Екатерины II

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ, по которому все холсты, расписанные "под янтарь", должны были быть заменены настоящей мозаикой из янтаря. На грандиозную работу ушло 4 года и 450 килограммов этого камня. В 1770 году работы были завершены.

По указу Екатерины II, уделявшей большое внимание развитию мебельного дела в России, Янтарная комната пополнилась многочисленными шедеврами этого ремесла.

По описи, составленной Д. Григоровичем, к концу XIX века во дворце имелось большое количество мебели, в основном комоды и столы. В основном она была французского происхождения. Там, где место изготовления указано не было, скорее всего речь шла о русских изделиях. Один из экспонатов, комод, особенно интересен. Необычная судьба его и парного к нему комода весьма любопытна. В годы Великой Отечественной войны они были оставлены во дворце и вывезены в Германию оккупантами, а через полвека один из них вернулся на прежнее место. В довоенных фотографиях Янтарной комнаты были зафиксированы оба комода, они также были включены в описи музея в 1938-1940 годах. Возвращенный предмет интерьера имеет маркировку, которая соответствует номерам из учетных документов дворца. В 1990-х годах комод был обнаружен в Берлине, в частной коллекции, и выкуплен у ее обладателя по инициативе журнала "Spiegel", а позже, уже в 2000 году, вновь обрела этот шедевр Янтарная комната Екатерининского дворца (г. Пушкин). Комод, помимо своей интересной судьбы, любопытен сам по себе, как образец одного из первых опытов создания мебели в России по образцам французских изделий, относящихся к 1760-м годам.

Поскольку сильные перепады температуры, сквозняки и разрушали янтарь, только в XIX веке трижды осуществлялась реставрация Янтарной комнаты.

Снимок Янтарной комнаты

В 1907 году выпустили первые пластинки-"автохромы", разработав трехцветный мозаичный растр. Это были одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 году Лукомский, глава Художественно-исторической комиссии, работавшей во дворцах, получил разрешение осуществить съемку во дворцах Царского Села. В том числе планировалось снять и в г. Пушкин Екатерининский дворец, Янтарная комната также должна была быть сфотографирована. Это являлось необходимостью для создания каталогов музейных экспонатов. Съемка была проведена А.А. Зеестом. В Екатерининском дворце фотографии были сделаны в июне, а в Александровском - с 14 августа 1917 года, сразу же после того, как последний русский император Николай II вместе с семьей был отправлен в Тобольск. П. К. Лукомский 11 октября 1917 года получил 140 снимков, на одном из которых была запечатлена и Янтарная комната в Екатерининском дворце. Вплоть до 1941 года он остается единственным цветным ее изображением.

В 1933-1935 годах мелкие работы по реставрации проводил скульптор И. Крестовский.

Утрата интерьера

Летом 1941 года планировалась грандиозная реставрация шедевра, однако начавшаяся Великая Отечественная Война помешала ее осуществлению. Янтарную комнату хотели эвакуировать, для чего мозаики были заклеены тонким слоем специальной Но пробное снятие панно показало, что янтарь осыпается. Очень важно было сохранить от разграбления Екатерининский дворец. Янтарная комната, цена которой была поистине огромна, непременно должна была быть скрыта от оккупантов. Поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации на месте. Панно заклеили марлевой тканью, заложили чехлами из ватина и закрыли их деревянными щитами.

Когда Янтарная комната (Екатерининский дворец, г. Пушкин) подверглась нападению немецких солдат, среди которых была команда специалистов по вывозу художественных ценностей, панно сняли и отправили в Кенигсберг.

Здесь она находилась вплоть до весны 1945 года. По сообщению немецкой газеты "Кенигсберг альгемайне цайтунг", искусствовед Альфред Роде 13 ноября 1941 года организовал выставку драгоценных камней и некоторых элементов убранства Янтарной комнаты (укрытой в безопасном месте) в Прусском художественном музее. В 1944 году, когда немцы отступали, панели снова разобрали, сложили в ящики и отправили в неизвестном направлении. С тех пор Янтарная комната остается утерянной.

Возрождение шедевра

В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно.

В 1983 году по фотографиям и негативам Янтарная комната в Екатерининском дворце начала возрождение по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году установили первые панели в нижнем ярусе, а еще через два года была завершена работа над мозаикой "Зрение". В апреле 2000 года в музей возвратились обнаруженные в Германии комод русской работы и мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в убранство комнаты.

В июне 2003 года, в честь трехсотлетия (Екатерининский дворец) Янтарная комната была открыта для посещения. В торжественной церемонии приняли участие руководители России и Германии. Работа, продолжавшаяся 24 года, была завершена. Начался новый период в истории этого грандиозного произведения искусства!

Янтарная комната (Дворец Екатерининский): где находится, часы работы

Город Пушкин, в котором расположен музей, находится в 25 километрах от Санкт-Петербурга.

В настоящее время Екатерининский дворец (Янтарная комната) работает ежедневно с 10 до 17 часов, единственный выходной день - вторник, а каждый последний понедельник месяца является санитарным днем.

В летний период обслуживание туристических групп и официальных делегаций осуществляется с 10 до 16 часов, а с 16 до 17 - вход по билетам для индивидуальных посетителей. Если заказные группы отсутствуют, обслуживание отдельных посетителей может осуществляться и в другое время. Билеты предварительно не продаются, их нужно купить в кассе, находящейся в вестибюле дворца (г. Пушкин, Царское Село, Екатерининский дворец).

Янтарная комната, посещение которой является платным, предлагает скидки для некоторых категорий населения. Так, стоимость билетов для взрослых составляет 400 рублей, а для учащихся, студентов вузов России, а также пенсионеров РФ и Белоруссии - 300 рублей. Такие цены на билеты установил Екатерининский дворец. Экскурсия по залам (Янтарная комната в том числе) оплачивается отдельно.

Последствиями Второй Мировой войны стали не только многомиллионные человеческие жертвы, но и разрушения и утрата величайших исторических памятников. Такой бесценной пропажей является Янтарная комната, о местонахождении которой ничего не известно с 1945 года.

Создание янтарного кабинета

Король Фридрих I став королем Пруссии, занялся активной перестройкой Берлина, особое внимание уделялось королевской резиденции, которая состояла из целого комплекса сооружений 16-17 века. Прусская королева София-Шарлотта мечтала перестроить свой дворец Литценбург, и создать французский шик Версаля в Берлине.

Существует две версии того, кто являлся архитектором Янтарной комнаты. Согласно первой архитектором янтарного шедевра занимался немецкий архитектор Андреас Шлютер, который с 1699 года являлся главным зодчим Пруссии. Вторая версия приписывает авторство сооружения архитектору И.Ф. Эозандеру. К сожалению, ни одна из версий не подтверждает документально.

Королевская чета впервые заинтересовалась янтарем после визита в Кёнигсберг, который славился добычей янтаря, к тому же супруги получили в дар две большие рамы из янтаря. Возможно, первоначальная идея янтарных панно пришла в голову королеве и предназначалась для ее дворца Литценбург, за перестройку отвечал Эозандер.

Для работы с янтарем в 1701 был приглашен датский резчик по янтарю, считавшийся лучшим в Европе, Г. Вольфрам, однако, спустя пять лет он вернулся к себе на родину, из-за конфликта с главным архитектором. На место датчанина были приглашены сразу же два резчика из Данцига, которые на протяжении 1707 -1713 работали над уникальной отделкой янтарных панелей.

К сожалению, смерть королевы в 1709 году немного приостановила работу, к тому же король принимает решение не менять архитектуру дворца, в память об умершей жене, а янтарную отделку использовать для Ораниенбургской резиденции.

После смерти Фридриха I работы были прекращены, и янтарная отделка была спрятана на склад, кроме нескольких панелей которые решили применить для украшения парадных покоев королевского дворца.

Пребывание янтарного шедевра в Российской империи

Янтарная отделка поразила русского царя Петра I во время его короткого пребывания в Пруссии в 1713 году, царь выразил свой восторг прусскому монарху. В 1716 году был заключен прусско-русский союз, произошёл взаимный обмен подарками, одним из таких подарков для русского царя и стала Янтарная комната.

В 1718 году подарок был доставлен в Санкт-Петербург, также прилагалась подробная инструкция, в которой указывалась, как распаковывать и монтировать янтарный шедевр. Приказ о монтировании янтарного кабинета отдал вовсе не Петр I, о подарке вспомнила его дочь императрица Елизавета, которая решила украсить им свои личные покои.

За отделку императорских покоев отвечал архитектор Франческо Растрелли, с хрупким янтарем работал итальянец Алекс Мартелли. Трудности в работе у итальянского мастера возникли почти сразу, так как янтарных панелей не хватало, поэтому чтобы не испортить интерьер итальянец добавляет зеркал и расписывает “под янтарь” несколько панно.

Узнав о проблеме, с которой столкнулись в России, прусский монарх решает преподнести императрице янтарную раму, она замечательно дополнила ансамбль.

Мартелли завершил работу в 1746 году, галерея очень понравилась императрице, и было принято решение использовать ее для приема иностранных делегаций.

Вскоре Елизавета Петровна принимает решение разместить янтарную комнату во дворце Царского Села, поэтому янтарные панели и мебель аккуратно снимаются и упаковываются в ящики, каждый из ящиков вручную переносится на новое место.

На новом месте возникает старая проблема – отведенная галерея, превышала площадь предыдущего помещения, поэтому недостающие места затягиваются холстом и расписываются Бельским “под янтарь”.

Уже во времена царствования Екатерины II принимается решение о создании дополнительных янтарных панелей для пустующих мест, для этих целей было привезено более четырехсот килограмм янтаря, и наконец, к 1770 году янтарная комната обретает свой окончательный вид.

Янтарная галерея, поражающая своей солнечной красотой состояла из множества предметов:

  • Янтарных панно на стенах,
  • Картин в янтарных рамах,
  • Шкатулки и ларцы различных размеров, отделанные янтарем,
  • Флорентийские мозаики на аллегорические темы из полудрагоценных камней,
  • Зеркальные пилястры,
  • Янтарный столик,
  • Люстры и подсвечники из золота декорированные янтарным камнем и др.

Во времена потомков Екатерины, вплоть до самой революции за янтарной комнатой следил специальный смотритель, и время от времени проводились реставрационные работы.

После прихода к власти большевиков за сохранностью янтарной комнаты строго следили, так в 1933-35 была проведена частичная реставрация, на 1941 год была запланирована масштабная реставрация янтарного шедевра.

История исчезновения

События 1941 года изменили планы реставрационных работ, множество музейных ценностей были эвакуированы на восток страны, однако, янтарную комнату из-за ее хрупкости транспортировать не решились, так как боялись ее разрушения, поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации.

Все янтарные ценности обклеили плотной бумагой, сверху покрыли марлей и обложили ватой, сверху были положены деревянные щиты – считалось, что эти меры могут защитить ценности от взрывной волны при бомбежках.

В сентябре 1941 году в оккупированный город Пушкин прибыли специалисты команды «Кунсткомиссион», которые отвечали за исторические ценности на оккупированных территориях.

Янтарное убранство было аккуратно снято и вывезено в Кенигсберг, в немецких бумагах янтарная комната значится как подарок Кёнигсбергскому музею от Нацистского государственного управления дворцов и садов.

Полученную комнату не спрятали, а наоборот выставили в одном из залов Кенигсбергского замка, однако, предоставленный зал был небольшой площади, поэтому некоторые из янтарных ценностей остались упакованными в ящиках.

В результате кардинального изменения ситуации на военном фронте, в 1945 году нацистское руководство принимает решение спрятать янтарные панели, комнату вновь разобрали и аккуратно упаковали в ящики, которые были вывезены в неизвестном направлении, за отправкой следил Герман Геринг.

Упаковывали янтарные ценности в специальную тару, для изготовления которой использовали оцинкованную сталь, дубовые доски, асбест и жидкое стекло. Параллельно с этими ящиками были изготовлены и “обманки”, которые для дезинформации наполнили кирпичами, стеклом и мелким янтарем.

Во время переезда в Тюрингию один из грузовиков специально был уничтожен, для того чтобы все увидели просыпанный янтарь. Куда были вывезены настоящие ценности не известно, по воспоминаниям дочери немецкого искусствоведа Роде, упакованные ящики пытались вывести по железной дороге ф январе 1945 года, однако, погружены в вагоны они так и не были, так как подтверждающий приказ из Берлина не последовал.

К тому же немецкое командование понимало, что железная дорога, воздушное и морское пространство контролируется противником. Поэтому Роде в письме руководству обозначает, что безопаснее сохранить Янтарную комнату в надёжном бункере, что он впоследствии и предпринял, вход в бункер был тщательно замаскирован.

Замок, в котором до исчезновения находилась Янтарная комната, был оккупирован советскими войсками в апреле 1945 года, а спустя два дня во дворце начался пожар.

Осенью 1945 года на допросе арестованный союзными войсками Роде, рассказал, что представляет собой система подземных городов СС, именно там, якобы и скрыты награбленные ценности, также он упоминал и Янтарную комнату. Однако, протокол допроса был утерян, а Роде скоропостижно скончался при таинственных обстоятельствах, хранилище о котором упоминал Роде, вскрыто не было.

Версии местонахождения шедевра


О том, что случилось с янтарным шедевром, нет одного мнения, основными версиями являются:

  1. Комната была полностью уничтожена во время сильного пожара в Кёнигсберге.
  2. Шедевр до сих пор спрятан в одном из бункеров Восточной Германии.
  3. Часть янтарных панно, которые не выставлялись в экспозиции, были вывезены СССР, а впоследствии отданы США как оплата поставок по ленд-лизу.
  4. Ящики с разобранной янтарной комнатой были закопаны на окраине Асса, на полуострове Ютландия.
  5. Шедевр находится в тайных хранилищах под разрушенным в 1969 Королевским замком.
  6. Утерянная комната тайно перевезена союзными войсками и продана в частные коллекции США, эту гипотезу подтверждают подлинные элементы комнаты, обнаруженные на протяжении 1994-1997 годов.
  7. Коллекция находится в Южной Америке у потомков, сбежавших нацистов.

Поиски Янтарной комнаты

Поисками пропавшего шедевра занимаются уже больше 70 лет. С 1945 года они велись как кладоискателями-одиночками, так и представителями многочисленных организаций, СССР остановила официальные поиски лишь в 1984 году.

На протяжении этих 40 лет было выдвинуто множество гипотез, названо около трехсот мест возможного нахождения комнаты, однако, ни одно из них подтверждено не было. Также не было найдено подтверждений о гибели комнаты во время пожара.

Сразу же после победы над нацистами в Кенигсберге стала работать группа советских исследователей во главе с А. Брюсовым, которая занималась розыском утерянного шедевра. В разрушенных бомбежками стенах дворца были найдены множество сгоревших ящиков и фрагментов различных ценностей, что наталкивало на мысль об утере бесценного шедевра.

Однако, исследователи пришли к мнению, что Янтарная комната не могла находиться здесь, так как панно содержали множество металлических изделий, остатки которых обнаружены не были. До конца 50-х годов все поисковые работы советских исследователей были засекречены и только в 1958 году они были обнародованы путем подачи информационной статьи в газете «Калининградская правда”.

Еще большую путаницу в поиск комнаты внес бывший гаулейтер Восточной Пруссии Эрих Кох, который в интервью журналистам заявил, что все янтарные ценности были спрятаны в бункере под церковью в Кёнигсберге, однако, вскоре Кох от своих показаний отрекся, и заявил, что Янтарная комната находится в Центральной Германии.

В 1970-х годах в германской газете «Ди Вельт» появляется публикация, в которой говорилось, что ящики с янтарными панно перевозились на лайнере «Вильгельм Густлов», однако, лайнер был торпедированных советской подводной лодкой недалеко от Штолпмюнде.

На месте крушения были предприняты ряд экспедиций, во время одной из них было обнаружено, что борт лайнера прорезан автогеном, попасть, внутрь не удалось.

Как бы то ни было не одна из многочисленных версий о местонахождении утерянного шедевра, не были подтверждены, как, впрочем, и опровергнуты.

Янтарная комната 21 века

В 70-х годах в СССР принимается решение о воссоздании утерянного шедевра, и в 1983 году начинаются подготовительные работы. Колоссальная работа завершилась через двадцать лет, торжественное открытие произошло в 2003 году.

На восстановление были потрачены колоссальные средства, так только за период 1991 -1996 годы было потрачено около 7 млн. долларов. Также в Россию были возвращены два фрагмента оригинальной комнаты – мозаика, созданная уже при Екатерине II, и комод из янтаря, изготовленный ремесленниками Берлина.

Официальное открытие восстановленного шедевра произошло в мае 2003 года, на открытии присутствовал канцлер Германии Шредер. Воссозданная Янтарная комната занимает площадь 10 м2, высота составляет 7,8 метра.

Для воссоздания янтарного шедевра понадобились колоссальные силы и средства:

  • Более 7 500 000 $ из российского бюджета,
  • Около 3 500 000 $ спонсорской помощи немецкой компании «РургазАГ»,
  • Шесть тонн калининградского янтаря (80 % стали отходами),
  • В работе использовался самый большой янтарный самородок в мире – вес 1 кг.

Основной вклад в восстановительные работы внесли художники А. Журавлев, А. Крылов, Б. Игдалов. Получившийся шедевр, по отзывам видевших оригинал, во много раз лучше немецкого оригинала, и современные мастера ни в чем не уступают флорентийским и немецким мастерам 17-18 века.

Современный янтарный шедевр находится в постоянной экспозиции в Екатерининском дворце в городе Пушкин.

Летом 1941 года обманчивому миру на восточном фронте наступил конец. 22 июня нацистская Германия с союзниками начали операцию «Барбаросса» - масштабную атаку на границы Советского Союза, простирающиеся на 2,9 тысяч км.

Соперничество двух тоталитарных государств обещало стать страшнейшей в истории человечества войной. Она продлилась почти четыре года, и, когда война, наконец, была окончена, Германия потерпела сокрушительное поражение.

Но осенью 1941 года все выглядело иначе. Немецкие армии стремительно наступали вглубь Советского Союза. Через короткое время передовые части группы армий «Север» уже угрожали второму по величине городу страны - Санкт-Петербургу, который тогда назывался Ленинградом.

Советские солдаты и мирное население отчаянно пытались усилить линии обороны вокруг города в преддверии немецкого удара.

Жителям Санкт-Петербурга предстояли тяжкие испытания - страшная блокада, которая продлилась 872 дня. Однако гитлеровским генералам не удалось прорвать оборону, и немецкие части так и не продвинулись дальше пригородов.

Екатерининский дворец оказался за линией осады, на стороне врага. Когда-то члены царских семей проводили лето в прекрасном дворце эпохи рококо под Санкт-Петербургом, в отдалении от городской жары и суеты. И во дворце имелось уникальное сокровище - Янтарная комната.

Советский Союз прекрасно понимал, что, когда немецкие войска нацелились на Санкт-Петербург осенью 1941 года, это сокровище тоже оказалось под угрозой. Сотрудников музея заранее послали во дворец, чтобы демонтировать и вывезти элементы декора комнаты в безопасное место. Но янтарь оказался ломким и хрупким. Грубое обращение могло повредить бесценным панелям.

Так что Янтарную комнату оставили на месте в Екатерининском дворце. Стены лишь покрыли фальшивыми обоями.

Это была весьма неуклюжая попытка спрятать один из самых известных мировых шедевров.

Немцы точно знали, чего ищут, когда вошли в Екатерининский дворец. Менее чем за 36 часов комнату разобрали под надзором двух экспертов.

14 октября в старинную столицу восточной Пруссии Кёнигсберг, ныне Калининград, прибыл поезд. Из него панель за панелью выгрузили Янтарную комнату и поместили на хранение в старый городской замок. Комнату показали, организовав временную выставку, после чего она оставалась в замке до самого конца войны.

Подарок царю

История Янтарной комнату уходит корнями в Германию, а именно - Пруссию, которая в те времена была самостоятельным государством. Комнату начали создавать в 1701 году, и некоторое время она находилась в Берлинском дворце.

Когда в 1716 году город посетил русский царь Петр Великий, комната произвела на него огромное впечатление. Принимавшие его прусские друзья решили отдать Петру Янтарную комнату в дар, чтобы закрепить пакт, заключенный против Швеции.

Дочь царя Елизавета выбрала место для комнаты, и немецкие и русские мастера установили ее в летней резиденции царской семьи - Екатерининском дворце.

После ряда перестроек в течение XVIII века комната стала больше. Общий вес янтаря, которым отделывали настенные панели, достиг шести тонн. Декор дополнили сусальным золотом и зеркалами, и комната стала известна как «восьмое чудо света».

Оценки ее сегодняшней стоимости сильно расходятся. Одни называют цифру примерно 400 миллионов долларов, другие эксперты уверены, что комната бесценна.

След обрывается в 1945 году

После того, как немцы похитили Янтарную комнату, она вплоть до последних месяцев войны хранилась в Кёнигсбергском замке. Но весной 1945 года след обрывается.

Есть три версии того, что могло случиться с шедевром.

Версия 1: самая распространенная гипотеза гласит, что Янтарная комната была уничтожена в ходе боев за город.

В конце войны британские королевские военно-воздушные силы провели массированную бомбардировку, которая нанесла большой ущерб городу и его замку. На этом разрушения не прекратились. Весной 1945 года сохранившиеся стены замка пали под артиллерийским огнем Красной армии.

В российских архивах имеются данные, которые намекают, что Красная армия нашла фрагменты Янтарной комнаты в руинах после советского удара. Вероятно, Советы стремились сохранить это в тайне. Ходили слухи, что коммунистический режим намеревался переложить вину за исчезновение (или уничтожение) Янтарной комнаты с Красной армии на нацистов.

Но те, кто сегодня отправляется туда на поиски сокровища, ничего не найдут.

Город оказался на советской территории и сменил имя на Калининград. В 1968 году глава Советского Союза Леонид Брежнев отдал приказ сравнять с землей район старого замка, несмотря на международные протесты.

Версия 2: Янтарная комната покоится на дне моря

В конце января 1945 года диктатор нацистской Германии Адольф Гитлер отдал приказ вывезти из Кёнигсберга все предметы искусства. Пока Красная армия наступала и подходила все ближе к городу, приспешники министра вооружений Альберта Шпеера (Albert Speer) вывозили ценности и предметы искусства в безопасное место.

Есть свидетели, утверждающие, что своими глазами видели, как Янтарную комнату разобрали и погрузили на лайнер «Вильгельм Густлофф» в Гдыне. Пассажирское судно, на борту которого были беженцы из Восточной Пруссии, покинуло порт 30 января 1945 года. В тот же день лайнер обстреляла торпедами советская подводная лодка. Спаслись всего 1230 человек, а более 9,5 тысяч, включая 5 тысяч детей, нашли свою смерть на дне моря. Может, Янтарная комната разделила их участь?

Версия 3: нацисты успели спрятать сокровище.

В 1997 году был найден фрагмент Янтарной комнаты. Кусок итальянской мозаики, элемент ее декора, выставили на аукцион. Но он не помог найти остальные части комнаты. Предполагается, что кусок принадлежал немецкому солдату, стащившему его во время транспортировки комнаты в Германию.

Несмотря ни на что, некоторые верят, что Янтарная комната все еще существует.

Возможно, нацисты успели ее спрятать, как делали с прочими награбленными сокровищами со всех уголков оккупированной Европы. Существуют примеры того, как впоследствии выслеживали ставшие бесполезными нацистские клады. Крупнейший задокументированный тайник в последние дни войны обнаружили солдаты американского генерала Джорджа С.Паттона (George S.Patton) в соляной шахте Меркерс в Тюрингии. Помимо прочего, там находились семь тысяч мешков с золотыми слитками, монетами и купюрами, а также бессчетные предметы искусства.

Эта находка подвигла многих тоже начать поиски. Вероятно, есть и другие забытые тайники? Ученые, археологи-любители, охотники за сокровищами обследовали ледяные альпийские озера, тайные хранилища, подземные бункеры.

В последний год много писали о мифическом золотом поезде в Валбжихе. Два поляка заявили, что они при помощи георадаров обзавелись доказательством, что поезд спрятан в секретном подземном туннеле. По мнению исследователей-любителей, поезд набит золотом и документами, которые нацисты стремились спрятать в финальную фазу войны.

Эксперты провели собственные изыскания и опровергли слова охотников за сокровищами. Летом организовали раскопки и ничего не нашли.

Потайная комната в бункере

В целом, после окончания войны мало что поменялось. Было сделано всего несколько крупных находок.

Но Янтарная комната снова и снова оказывается у всех на устах.

Одни находили ее следы в серебряной шахте, другие - в озере или других местах. Пока все предполагаемые тайники были пустыми. Но летом возникли два новых предположения.

Польский историк Бартломей Плебанчик (Bartlomiej Plebanczyk) заявил, что Янтарная комната, по его мнению, хранится в старом немецком бункере близ деревни Мамерики. С помощью георадара он якобы обнаружил там потайное помещение.

«Без сомнения, это помещение создано для того, чтобы хранить там сокровища», - сказал он Daily Mail.

В районе начались исследования, но пока нет никаких новостей об успехе.

Последний след: подземный авиазавод

На прошлой неделе пришло сообщение из немецкой Тюрингии. 80-летний охотник за сокровищами Клаус Фритцше (Klaus Fritzsche) в поисках Янтарной комнаты сосредоточился на лесах вокруг горы Вальперсберг.

В конце Второй мировой войны немцы попытались переоборудовать старые шахты в этой области в подземный авиазавод, чтобы производить там истребители типа Messerschmitt Me 262. Предполагалось, что подземные туннели защитят от бомбардировок, ставших тяжелым ударом для немецкой военной промышленности. Завод получил имя Reimahg в честь рейхсмаршала и командующего люфтваффе Германа Геринга (Hermann Göring).

Рабская рабочая сила - 12 тысяч человек из Италии и Восточной Европы - расширила существующую систему туннелей, так что она распространилась на 30 км.

21 февраля 1945 года первый самолет взмыл в небо с взлетной полосы на вершине Вальперсберга. Однако фабрика так и не начала работать на полную мощность и до конца войны успела выпустить всего 20-30 самолетов.

Чтобы установить местоположение завода, бывший инженер и предприниматель Клаус Фритцше воспользовался фотографиями с воздуха и документами времен Третьего Рейха.

Говорят, что восточно-германский коммунистический режим ГДР уже прочесал все шахты, но Клауса Фритцше это не волнует. Он уверен, что прежде искали не в том месте.

По представлениям Фритцше, военные трофеи, такие как Янтарная комната, могли быть спрятаны глубоко внизу в помещении, которое затем защитили с помощью динамита. По его словам, имеются доказательства, что немцы в конце войны привезли сюда большое количество запечатанных ящиков.

Сегодня все входы в туннели закрыты, чтобы никто не заблудился или не получил травму в темноте. Но местные власти дали Фритцше с его командой добровольцев разрешение на поиски. Первая попытка ничего не дала, но предприниматель и не думает сдаваться.

«Если она там, то мы ее найдем», - заявил он Daily Mail.

Копию создавали 24 года

Остается ждать, пока он что-нибудь обнаружит. А пока трудно не смотреть на его попытки с долей скепсиса.

Но все, кто мечтает хоть одним глазком посмотреть на Янтарную комнату, могут отправиться в Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом. Там есть копия, созданная по старым рисункам и черно-белым фотографиям.

Реализация проекта заняла 24 года и обошлась в огромную сумму. Еще одна копия, правда, уменьшенная, имеется в городе Клайнмахнов недалеко от Берлина.

Видео: тайна янтарной комнаты

Новая серия янтарного детектива началась со слов «ее опять нашли». И, вероятно, будут находить еще не одно десятилетие, как это было раньше и происходит сейчас. Всякий раз, когда кто-то заявляет, что знает, где находится Янтарная комната, все проявляют интерес, в душе понимая, что это очередная утка. И только циничные газетчики намекают на полный провал уже в заголовках вроде «Гомеопат нашел Янтарную комнату».

Авторами последней псевдосенсации стала тройка пожилых немецких ученых-любителей во главе с тем самым гомеопатом. Они заявляют, что украденное сокровище русских царей . В качестве доказательств у исследователей имеется рассказ некоего надежного источника и следы от стальных канатов на деревьях, которые якобы оставили, когда спускали груз в пещеру или бункер.

Константин Залесский , историк: «Первое опровержение. Во-первых, в Эрцгебирге очень много шахт, много заброшенных шахт. Но везти из Кёнигсберга очень неудобно, очень рискованно. Самое главное возражение другое: после войны мы были в Саксонии, это была советская зона оккупации, и обнаружили практически все сокровища — Дрезденскую галерею, Дрезденскую оружейную палату. Мы все это обнаружили и вывезли в Москву, потом Хрущёв это вернул. Все схроны были найдены».

Почему же именно за подарком прусского короля Фридриха I Петру такая гонка, ведь есть другие сокровища? Вероятно, охотников обнадеживают размеры. Янтарная комната — это 52 квадратных метра панелей, выложенных из янтаря трех оттенков, плюс канделябры, мозаика, зеркала. Кроме камня, там украшений на две тонны золота. В 1941 солдаты Вермахта вывезли ее из Царского села в Королевский замок Кёнигсберга, а весной 1945 года комната бесследно исчезла.

Зоя Костяшова , ведущий научный сотрудник Музея янтаря, член Всемирного совета по янтарю: «Время от времени в прессе появляются сообщения о том, что Янтарная комната точно должна быть здесь, точно здесь. И опускались на дно Балтийского моря. Где только люди не искали! Мы как сотрудники Музея янтаря относимся несколько скептически к таким идеям».

Первую государственную комиссию по поиску шедевра возглавлял искусствовед Брюсов. Пришли к выводу, что комната сгорела. В 1967 году стали снова искать, госкомиссию упразднили только в 1984 году, потому что результат был нулевой. Искали и немцы. В «Штази» было создано специальное подразделение, которое 15 лет тщетно копалось в архивах и прочесывало в горах штольни, знаменитый барон Фальц-Фейн посвятил поискам годы жизни и обещал нашедшему 500 тысяч долларов.


- одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Роскошный зал в Большом Екатерининском дворце, украшенный от пола до потолка янтарем, золотом и драгоценными камнями, привлекает туристов со всего мира. Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.




Замысел янтарной комнаты появился у немцев, это должна была быть зимняя резиденция Фредриха I, короля Пруссии. Комната была спроектирована немецким скульпторам Андреасом Шлютером. Когда комнату увидел Петр I в 1716 году, Фредрих Уильям I отдал ее российскому императору в дар, чтобы упрочить прусско-российский альянс против Швеции.



Вначале янтарнй кабинет был установлен в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а после дочь Петра Елизавета решила перенести его в Екатерининский дворец в 1755 году.



В 1941 году после нацистского вторжения, начался массовый вывоз культурных ценностей из СССР. Эвакуировать янтарную комнату не представлялось возможным, материал был слишком хрупким. Чтобы
уберечь ее от грабежа, музейные работники попытались спрятать драгоценные украшения под обои. Для сохранности янтарь оклеили бумагой, а сверху проложили марлю и вату. Правда, такие меры не спасли произведения искусства: немцы смогли демонтировать драгоценное панно всего за 36 часов и отправить в Кёнигсберг.



С 1942 по 1944 год панно экспонировалось в одном из музеев Кёнигсберга. Из-за того, что зал по размерам был меньше питерского, часть панно хранилась отдельно. Этот замок-музей был захвачен советскими воинами, но из-за бомбежек там произошел пожар, и, согласно одной из версий, янтарная комната была утрачена.



Однако существуют и другие версии: по некоторым из них янтарная комната до сих пор хранится в тайных подземельях Калининграда (бывший Кёнигсберг), по другим данным ее вывезли тайно в одну из ближайших европейских стран (Германию, Австрию или Чехию). есть и более фантастические версии, что якобы она была передана в США или Южную Америку.



Большинство из этих версий историки опровергают, главный аргумент - без специального температурного режима в подземельях янтарь попросту не может храниться долго. В Санкт-Петербурге воссоздание янтарной комнаты начали в 1981 году. Десятки мастеров трудились над амбициозным проектом, и к 2003 году восстановительные работы наконец были завершены.



Янтарная комната - одно из .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.