Толкование библии святыми отцами. Толкование библии. Разъяснения на Послание к Римлянам блаженного апостола Павла

11. Во своя прииде, и свои Его не прияша.

Он во своя прииде, не по собственной какой-либо нужде (потому что, как я сказал, Божество ни в чем не нуждается), а для благотворения своим. Несмотря на то, свои не приняли, но отвергли Того, Кто пришел к ним для их же пользы; мало того: изгнав Его из виноградника, убили (Лк. 20, 15). И при всем том Он не преградил для них покаяния, но дал им возможность, только бы сами захотели, и после того беззакония очистить все согрешения свои верою в Него и сравняться с теми, которые ничего такого не сделали и более других Ему любезны. А что я говорю это не без основания и не в шутку, ясное также свидетельство дают все обстоятельства блаженного Павла. Он гнал Христа, уже после распятия Его, и свидетеля Его Стефана убил руками других многих; но, когда раскаялся, осудил в себе прежние грехи, прибег к Тому, Кого гнал, Тот тотчас сопричислил его к Своим друзьям и притом первейшим, поставил его - гонителя, хулителя и оскорбителя - проповедником и учителем всей вселенной. Он и сам не стыдился проповедовать об этом, восхищенный человеколюбием Божиим, и в писаниях своих, как бы на столпе, изобразив прежние свои дерзости, обнаружил их пред всеми, считая за лучшее выставить на позор пред всеми прежнюю свою жизнь, чтобы тем яснее показать величие дара Божия, нежели скрыть неизреченное и неисповедимое человеколюбие Господа, не желая обнаружить пред всеми собственное заблуждение. С этой целию он то там, то здесь упоминает о гонениях, наветах и ополчениях своих против Церкви; в одном месте говорит: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1 Кор. 15, 9); в другом: яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1 Тим. 1, 15); в третьем: слышасте мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю (Гал. 1, 13).
(Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 10. PG 59.73-74).

12. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти,

Итак, братия мои, пусть всякий добре вникнет в силу слов сих и по ним испытает себя самого - приял ли Бога Слово, пришедшего в мир, и соделался ли чадом Божиим, точно ли родился не от плоти только и крови, но и от Бога, познал ли, что воплотившийся Бог Слово вселился в него, и увидел ли славу Его, славу яко Единороднаго от Отца. В ком все сие совершилось, тот воистину христианин есть; он видит себя вновь рожденным свыше, и знает Отца, родившего его не словом только, но и делом благодати и истины. Станем, братия мои, пред сим зерцалом истины и будем избегать вредного и еретического учения тех, которые говорят, что ныне не открывается в нас, верующих, слава Господа Иисуса Христа благодатию Святого Духа. Ибо благодать дается с откровением сим, и откровение сие действуется благодатию. Почему ни Духа Святого не приемлет никто без того, чтоб Дух не открывался и не зрим был умными очами, ни откровения такого не узревает никто, не быв просвещен благодатию Святого Духа. Даже и верным не может называться тот, кто не получил благодати Святого Духа.
(Преподобный Симеон Новый Богослов. О страшном дне Господнем и о будущем, слово 57).

верующым во имя Его,

А всем ясно, что плоть - вещество и творение. Итак, почитаю вещество, через которое соделалось мое спасение, и благоговею [перед ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественного действия и бла-годати. Разве не вещество - древо креста, триж-ды счастливое и преблаженное? Разве не вещест-во - гора, почитаемая и святая, краниево место? Разве не вещество - живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не ве-щество - чернила, кожи, [на которых написаны книги] Евангелий? Разве не вещество - животво-рящая трапеза, доставляющая нам хлеб жизни? Разве не вещество - и золото, и серебро, из ко-торых устраиваются и кресты, и святые диско-сы, и потиры? Разве не вещество, предпочтитель-но перед всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и покло-нение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих и по этой причине осеняемым благода-тью Святого Духа.
(Преподобный Иоанн Дамаскин. Второе защитительное слово против порицающих святые иконы).

13. иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася.


Таинственное возрождение и очищение наше от всех прежних грехов совершается в крещении; но пребыть в последующее время чистыми и не допускать к себе снова никакой скверны — это зависть от нашей воли и заботливости. Потому-то (евангелист) напоминает нам и о самом способе (духовного) рождения и, через сравнение его с рождением плотским, показывает его превосходство, говоря: «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13 ). И это он сказал для того, чтобы мы, познав ничтожество и уничижение нашего первого рождения от крови и похоти плотской, постигнув напротив важность и достоинство второго рождения по благодати, возымели высокое о нем понятие, понятие, достойное этого дара от Того, Кто рождает нас таким образом, и затем со своей стороны показывали великое о нем попечение. Мы должны не мало опасаться, чтобы последующим нерадением и пороками осквернив это прекрасное одеяние, не быть нам изверженными из брачного чертога, подобно пяти юродивым девам, или подобно тому, кто не имел брачной одежды.
(Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 10 на Евангелие от Иоанна. PG 59).

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни - смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие - здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо - среди нас видимо ощутимо - Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие - главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни - словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие - это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие - это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

1.«И часто ограждал его, именно законом; и точило устроил в нем - жертвенник; и построил в нем башню – храм (и прочее). «И послал слуг своих принести ему плод». (Мф.21.34). Однако ни первые, ни следующие, ни последние не получили плода от виноградарей. После сего послал сына своего, не потому чтобы он был младший из всех, но после явился Тотъ, Который был уже прежде, как и свидетельствует Иоанн; «по за мне придет Муж, Которыи в то же время и прежде (меня) (Ин.1.15). Но не знал, что предшественники, которых, не способны были получить плоды, но сделал это для того, чтобы не дать места жалобам упрямых людей, которые сказали бы: «Посредством закона не мог упорядочить и устроить всех, что хотел?» Итак, послал сына, дабы наложить на них молчание. Но когда увидели, что пришел сын, то сказали: «вот наследник этого виноградника, поидем, убьем его, и тогда наследство виноградника будет наше» (Мф.21.38). Правда, Сына они убили, но наследство виноградника было перенесено и отдано язычникам, как и сказал: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимут и то, что он похитил» (Мф.13; 12.25; 29)

Сделав их судьями в их собственном деле, говоря: «чего заслуживают эти виноградари?» (Мф.21.40). Высказывая себе приговор, они постановили: «злых предаст злои смерти» (Мф.21.41). Затем изъясняет смысл (этои притчи) и говорит: «разве вы не читали: камень, которыи отвергли строители, тот самыи сделался главои угла?» (Мф.21.42). Какои камень? Тот, которыи называется алмазным в следующих словах: «Я положу алмаз среди сыновей Израильских (Иез. 3.9, Ис.54.12). И дабы научить, что Он Самъ и есть сей камень, по причине немощи их говорит: «всякии, кто преткнется на нем, разобьется, и на кого он упадет, того раздавит и сокрушит» (Мф.21.44); ибо князья народа собрались против Него и хотели погубить Его, так как неугодно было им учение Его. И сказано: «на кого упадет, того раздавит и сокрушит». Потому что уничтожил идолослужение и прочее сему подобное. Ведь камень, которыи разбил истукана, сделался великои горои и им наполнилась вся земля (Дан. 2.35).

(Прп. Ефремъ Сиринъ )

2.«Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ , - сказал Он: БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА , который любил заниматься хозяйством, КОТОРЫЙ сам, своими руками НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК , ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены. ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО , выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда, ПОСТРОИЛ БАШНЮ , легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника, И , так как дела потребовали его присутствия в другом месте, ОТДАВ ЕГО , свой виноградник, ВИНОГРАДАРЯМ , заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это, ОТЛУЧИЛСЯ на долгое время. КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания ПЛОДОВ , а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет, ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ , одного за другим, К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ , т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была; ВИНОГРАДАРИ , СХВАТИВ СЛУГ ЕГО , ИНОГО ПРИБИЛИ (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО же и совсем УБИЛИ , А ИНОГО со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ . Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу, ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН (долготерпеливый хозяин виноградника) ДРУГИХ СЛУГ , БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ . И сколько раз ни посылал хозяин слуг своих, злые виноградари не хотели его знать и учиняли с посланными дикую расправу. Казалось, время уже было произнести суд праведный над злыми виноградарями, но домовладыка был чрезвычайно добр. "Что мне делать?" - размышлял он. И пришел к такой мысли: хотя злые люди и надругались над рабами, но все же окажут уважение к его сыну. НАКОНЕЦ , ПОСЛАЛ ОН К НИМ СВОЕГО СЫНА возлюбленного, единородного, ГОВОРЯ: может быть, ПОСТЫДЯТСЯ СЫНА МОЕГО . Не может же быть, чтобы их злоба дошла до того, что они и сына моего не послушают. Сын пошел. НО ВИНОГРАДАРИ , УВИДЕВ СЫНА издали, СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: ЭТО единственный НАСЛЕДНИК , будущий владелец виноградника, ПОЙДЕМ , УБЬЕМ ЕГО И ЗАВЛАДЕЕМ НАСЛЕДСТВОМ ЕГО. И СХВАТИВ ЕГО , ВЫВЕЛИ ВОН ИЗ ВИНОГРАДНИКА И УБИЛИ ... Но хозяин виноградника не всегда будет находиться в отлучке; он, конечно, возвратится: ИТАК , КОГДА ПРИДЕТ ХОЗЯИН ВИНОГРАДНИКА , ЧТО СДЕЛАЕТ ОН С ЭТИМИ ВИНОГРАДАРЯМИ? Как, думаете, поступит он с ними? - заключил Свою притчу Иисус Христос. Не понять этой притчи было нельзя: смысл был слишком ясен. Еще древний пророк Исайя изображал избранный народ под видом виноградника и обращался к нему от лица Божия с таким вопросом: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? (Ис. 5: 1-7). Винограднику, виноградной лозе уподобляли его и другие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. Подобие это встречается даже в Законе Моисеевом и у Псалмопевца. Виноградная лоза, это самое скромное и в то же время самое благородное растение, требует от виноградаря постоянной, неусыпной заботы и ухода во все времена года; так и Бог, избрав народ Еврейский из всех народов земных, являл во все времена Свое дивное о нем попечение. "Но Иудеи, - говорит святитель Златоуст, - при всем о них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя и притом так много. И рассуди, как велико было Божие о них попечение, как непомерна их безпечность. Ибо, что надлежало делать земледельцам, то сделал Он Сам: насадил виноградник, обнес оградой и прочее. Ибо, когда Иудеи вышли из Египта, Бог дал им Закон, дал им гражданское бытие, устроил жертвенник (который и означал точило , ибо на нем проливалась кровь животных, прообразовавшая Кровь Христову) и храм воздвигнул (который разумеется в притче под именем столпа ). Через ограждение посредством Закона Иудеи сделались народом отдельным, так что Закон, став стеною огненною , явно охранял их от языческих племен, от заразы идолопоклонства, и служил залогом покровительства Божия". Самая страна их, Палестина, была со всех сторон ограждена и защищена: с востока она отделялась рекой Иорданом и двумя озерами, с юга - пустыней и гористой Идумеей, с запада - морем и с севера - Антиливаном. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной, Бог Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом, и с него поучать народ и толковать Закон, и отлучился , т.е. долго терпел, не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение" (свт. Иоанн Златоуст). И послал Своих слуг , т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали Иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира - Единородного Сына Божия. Эти посланники Божий требовали от Иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, "повиновения, доказываемого делами. Но Иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных" (свт. Иоанн Златоуст). Так, Иеремия и Захария, сын Иодаев, были побиты камнями (Иер. 37: 15), Исайя распилен пилой; другие испытали поругание, а третьи - побои, а также узы и темницу; камнями побиваемы были, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча те, которых весь мир не был достоин. "Я послал к вам, - говорит Бог у пророка Иеремии, - всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу (Иер. 44: 4-6). Но Иудеи оставались упорными. "Но почему Бог не тотчас послал Сына? - спрашивает святитель Златоуст и отвечает. - Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами и, отложив гнев, устыдились Его пришествия. Словами: постыдятся Сына Моего показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность Иудеев. Ибо Бог знал, что убьют и Сына, однако ж, послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына". В этом послании Сына Своего Отцом Небесным является последнее, уже окончательное усилие милосердия Божия. "Но как же поступили они? - говорит святитель Златоуст. - Им должно было прийти и просить помилования, а они ведут себя по-прежнему, даже задумывают новые злодеяния, ужаснейшие прежних. Что говорят, увидев Сына? пойдем, убьем Его . Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас?

Будучи Богом, сделался для вас Человеком и совершил безчисленные чудеса? Или в том, что призывал в Царствие? Смотри, как они, при своем нечестии, крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: убьем Его , - говорят они, - и завладеем наследством Его! Так некогда совещались и братья Иосифа, злоумышляя против него: увидев его издали, они сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 19-20). Подобно тому, как братья Иосифа, думая разорить намерения Божий относительно своего меньшего брата, способствовали их исполнению, так и законники Иудейские, восставая против Христа, сделались орудиями осуществления намерений Божиих. Это наследник , - говорят злые виноградари. Иисус Христос есть Наследник всего, не как Бог, но как Человек, ибо, как Бог, Он есть Творец всего. Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: пойдем, убьем... и завладеем наследством Его ... для Иудейских вождей, которые спустя несколько дней услышали от Каиафы на тайном совещании синедриона: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него... лучше нам, чтобы один человек умер... (Ин. 11: 47-50). И вывели вон из виноградника и убили". "Видишь, - говорит святитель Златоуст, - как Иисус Христос предсказывает о самом месте, где будет убит?" Известно, что Он пострадал вне врат (Евр. 13: 12). В Своей притче Господь говорит, как Всеведущий. Он изображает перед Иудеями их будущее преступление точно так, как оно через несколько дней было ими совершено. Он читает их злые намерения и в притче показывает им, как в зеркале, весь ужас этих намерений, чтобы, если можно, устрашить их. Он ставит перед судом их совести все их поведение и предлагает прямо вопрос, решающий их собственную участь: когда придет хозяин виноградника , - когда истощится великое Божие долготерпение, и Он явится грозным карателем неправды, - что сделает Он с этими виноградарями? Что же после всего этого книжники и фарисеи? Они поняли притчу, поняли, к чему ведет этот заключительный вопрос; вопрос был поставлен в присутствии народа, так что нельзя было на него не ответить, и они ответили... С видимым спокойствием, но на самом деле с удивительным безстыдством они в другой раз произносят приговор против самих себя. ГОВОРЯТ ЕМУ: КОНЕЧНО, ЗЛОДЕЕВ СИХ ПРЕДАСТ ЗЛОЙ СМЕРТИ , А ВИНОГРАДНИК ОТДАСТ ДРУГИМ ВИНОГРАДАРЯМ , КОТОРЫЕ БУДУТ ОТДАВАТЬ ЕМУ ПЛОДЫ ВО ВРЕМЕНА СВОИ . Видно, их сожженная совесть позволила им и тут показать вид, будто они не узнают себя в собственном изображении, вовсе не относят к себе этой притчи и рассуждают безпристрастно.

И Господь, по сказанию святого евангелиста Луки, подтвердил их решение: так, - сказал Он, - придет и предаст казни негодных виноградарей, и отдаст виноградник другим. Но строгий тон голоса и Его взор показывали, что эти грозные слова относятся прямо к членам синедриона. Это так поразило одного из слушателей, что он воскликнул: избави Бог! Видно, что притчу поняли не одни фарисеи, но и народ; это восклицание невольно вырвалось у кого-то из учеников фарисейских: сами фарисеи были слишком осторожны и себя не выдали бы. Господь взглянул еще раз на Своих собеседников взором, проникающим сердца... ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: вы считаете невозможным, чтобы у вас отняты были ваши преимущества? но НЕУЖЕЛИ ВЫ НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ В ПИСАНИИ: КАМЕНЬ , КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ , ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? Вы должны знать, о каком Камне говорит здесь Псалмопевец, вы сами относите эти слова к Мессии. Вам было поручено строение духовного храма - Церкви Божией, но вы отвергли Меня, краеугольный Камень этого храма. Несмотря на это отвержение, сей Камень ляжет в основу угла, соединяющего две стены: в Моей Церкви Я соединяю верующих из Иудеев и язычников. Так благоугодно Самому Богу, Отцу Моему: ЭТО ОТ ГОСПОДА , И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ? А вы, за ваше ожесточение, за неверие, сами будете отвержены: ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ , ЧТО ОТНИМЕТСЯ ОТ ВАС ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ , которого вы так желаете, но в чем оно - не хотите понять, И ДАНО БУДЕТ НАРОДУ , ПРИНОСЯЩЕМУ ПЛОДЫ ЕГО . Так, наконец, притворство и лукавство фарисеев заставило Господа сказать со всей ясностью, что они будут отвержены, что Царствие Божие отнимется у народа Иудейского и перейдет к другим народам. После такого открытого заявления посланникам синедриона уже невозможно было притворяться непонимающими; личина их лицемерия спала сама собой. Святитель Златоуст при этом замечает, что и теперь Господь не назвал прямо язычников, как наследников Царствия Божия, "чтобы не раздражить Иудеев против Себя, но намекнул только, сказав: дано будет народу, приносящему плоды его . Без сомнения, для того и притчу сказал, чтобы Иудеи сами произнесли приговор, как и Давид произнес свой суд, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют! Потом, дабы они видели, что не только самая справедливость этого требует, но что это давно уже предрекла благодать Святого Духа и Бог так определил, Иисус Христос приводит пророчество. Камнем называет Себя, а строителями учителей Иудейских; то же сказано и пророком Иезекиилем: когда он строит стену, они обмазывают ее грязью (Иез. 13: 10).

Как же отвергли ? Когда говорили: Не от Бога Этот Человек (Ин. 9: 16); Ты Самарянин и... бес в Тебе (Ин. 8: 48). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни". И ТОТ , КТО УПАДЕТ НА ЭТОТ КАМЕНЬ , РАЗОБЬЕТСЯ; А НА КОГО ОН (Камень этот) УПАДЕТ , ТОГО РАЗДАВИТ . "Здесь, - говорит святитель Златоуст, - Иисус Христос представляет двоякую гибель: одну - от преткновения и соблазна, что означают слова: тот, кто упадет на этот камень ; а другую, - когда подвергнется пленению, бедствиям и конечной пагубе, что ясно выражает в словах: того раздавит , а этим Он указал и на Свое воскресение". Претыкались о Камень те, которые соблазнялись смирением Христа и погибали духовно. А те, на которых Камень падал, были нераскаянные враги Христовы, которые знали, кто Он, однако же, до конца упорно вооружались против Него. Преткнувшийся может, хотя и не без вреда, встать; соблазнившийся может еще вразумиться, одуматься, покаяться, но на кого упадет камень, как с неба, тот будет разбит, раздавлен насмерть, как прах на летних гумнах (Дан. 2: 35), т.е. погибнет навеки. Враги Христовы сами произнесли против себя приговор, "и это самое было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни" (свт. Златоуст). Можно себе представить, какой стыд, какое замешательство овладело посланцами синедриона, какая злоба закипела в их ожесточенных сердцах при этих грозных словах Господа. И СЛЫШАВ , - говорит святой Матфей, - ПРИТЧИ ЕГО , ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И ФАРИСЕИ ПОНЯЛИ , ЧТО ОН О НИХ ГОВОРИТ . Они готовы были употребить силу, чтобы схватить Обличителя, И СТАРАЛИСЬ СХВАТИТЬ ЕГО , НО ПОБОЯЛИСЬ НАРОДА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПОЧИТАЛИ ЗА ПРОРОКА . И они удалились от Господа с таким видом, какой только можно было принять на себя людям, всенародно посрамившимся, и, однако же, не желающим, чтобы к ним все относились с презрением. А Господь и теперь, как и всегда, действовал с любовью к врагам Своим. Что было бы, если бы Он теперь же решительно и прямо объявил Себя Мессией, как того желали книжники и фарисеи? Им хотелось, конечно, в таком объявлении найти низкий предлог к обвинению Его перед Римлянами; но какой опасности подвергали они Иерусалим и самих себя? Народ, услышав из Его уст, что Он - Мессия, тотчас возмутился бы против чужеземного владычества, и в этом возмущении легко могли погибнуть все первосвященники и книжники. Господь все предвидел, и враги Его услышат эти решительные слова: Я - Сын Божий , но услышат уже тогда, когда эти слова не поведут ни к какому народному возбуждению, а только ускорят Его собственный крест.

А между тем все, что нужно было синедриону знать, он теперь и узнал. Из притчей Господа само собою следовало, что Он - Мессия, мало того, что Он знает все, что у них на сердце, знает, что они Ему готовят, и что Он добровольно идет на смерть. Если бы они хотели послушать голос своей совести, она сказала бы им, что Иисус есть не кто иной, как Сын Бога Живаго - истинный Мессия Христос. Но они не хотели этого знать и шли на явную гибель. И камень упал на них всей своей тяжестью: через сорок лет по Вознесении Христовом Иерусалим был разрушен, страшные бедствия обрушились на Иудею, сотни тысяч Иудеев погибли и миллион отведен в плен. Царство Иудейское перестало существовать. Поистине тогда сбылись слова притчи Христовой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям , апостолам Своим. Так отнято у Евреев Царствие Божие и дано народу, приносящему плоды его . "Какой это народ, избранный Богом на место неблагодарного и вероломного Израиля?". Этот народ - мы, христиане; мы - новый виноградник, насажденный от Самого Господа по слову Его: Я есмь Лоза, а вы ветви . Мы - сыны нового Израиля; нам теперь усвоены все достоинства и преимущества Израиля древнего, еще большие преимущества. Мы, по словам апостола, род избранный, царственное священство... люди, взятые в удел ; мы - наследники Божий, сонаследники же Христу ; мы - храм Божий, и Дух Божий живет в нас (1 Пет. 2: 9; Рим. 8: 17; 1 Кор. 3: 16). Нам даны все средства для того, чтобы мы могли приносить добрые плоды: Святая Церковь, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15), есть наша ограда; животворящая Кровь Иисуса Христа и благодать Святого Духа, как из точила, в Церкви подаются для душ, алчущих и жаждущих правды. Для приношения добрых плодов веры, дел благих, Господь поручил нас делателям - пастырям и учителям, призванным к совершению святых, на дело служения (Еф. 4: 12). Так, все нам дано для того, чтобы мы могли жить свято и целомудренно, отверглись нечестия и мирских похотей, как свойственно сынам нового благодатного Царства. Но все эти достоинства и преимущества принадлежат только тем из нас, которые живут достойно своего высокого звания. Если же мы одним только именем отличаемся от жестоковыйных Иудеев, если только одними устами исповедуем Христа, а сердцем и делами отметаемся от Него, если, будучи искуплены крестной смертью Спасителя, вторично распинаем Его своими грехами и неблагодарностью, то не только все осуждения и клятвы, произнесенные Богом на ожесточенных Иудеев, падут на нас, но постигнет нас участь еще более горькая...»

(Святое Евангелие с толкованием Святых Отцов )

3. «В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: «злые зле погибнут ».» Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия .

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ О МУЧЕНИКАХ

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)

ИСКУПЛЕНИЕ

Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (κα ἐ ξ ά ξω ὑ μ ς ) вас из-под ига Египтян (ἀ π ό τ ς δυναστε ί ας τ ν Α γυπτ ί ων ), и избавлю вас (κα λυτρ ώ σομαι ὑ μ ᾶ ς ) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими (Исх. 6, 6)

Свт. Василий Великий: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать измену за всех, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его (Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их…Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех ».

    Свидетельства Священного Писания и соответствующих толкований святых отцов, что мученичество - это жертва

Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15, 13)

Свт. Кирилл Александрийский: «Ясно говорит, что это заповедь и это учу делать и помышлять желающих следовать Мне, именно стараться о такой любви друг к другу, какую Я уже показал ранее и исполнил. Итак, какой предел любви Христовой каждый должен представлять себе, это опять Сам показал, сказав, что нет ничего более такой любви, которая повелевает и самую душу отдавать за любимых … Но вот теперь Спаситель из любви к нам положил за нас и самую душу Свою и, показав некое несравненное человеколюбие, явил нас ревнителями и треблаженными, не имеющим недостатка ни в каком вообще благе…В таком смысле, полагаю, приведенные слова будут приличествовать Богодухновенным главам учеников. Если же и на всех простирать это изречение, то есть сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас , то исследование даст великую пользу. Ведь если любовь к братьям содержит и совершает исполнение всей заповеди Спасителя нашего , то разве не достоин великого удивления тот, кто преимущественно ее старается совершить безпорочно и безукоризненно, как скоро она есть, так сказать, возглавление всех добродетелей? Ибо второю после любви к Богу является любовь друг к другу, и вся сила благочестия к Богу как бы заключается в одном этом сове «слове, именно: возлюбиши ближнего твоего, как себя самого». (Гал. 5, 14)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

(2 Тим. 4, 6)

Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδ ς ) - все. »

Бл. Феофилакт. Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а возлияние все было приносимо»

Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю , - σπ έ νδομαι . Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умервщление свое назвал Апостол закланием в жертву (т. е. выразил словом - σπ έ νδομαι ); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη - возлияние жертвенное)» (бл. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, - θυσίαν - но возлиянием, - σπονδη , выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Илиσπενδομαι он разумеет, как καταλ ύ ω πολεμον , - кончаю мою со всеми войну»

Но, если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Филипп. 2, 17)

Свт. Иоанн Златоуст: «И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвою. О блаженная душа! Жертвою называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей».

Бл. Феофилакт Болгарский: « Хотя, говорит, я и принесением в жертву, «но я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей», то есть соделав прежде вас жертвою Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав вас верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву»

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1)

Бл. Феофилакт Болгарский: «Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, неукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом мы должны их представить в жертву живую; ибо когда умервщляем их, тогда живем по духу».

    Святоотечекие высказывания о мученичестве как жертве

Свщмч. Киприан Карфагенский: «И без того, вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную.ю сколько же и славную, которая много послужит к воздаянию нам наград небесных, так как Божественное писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу; соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами…»

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики - сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».

Свт. Григорий Богослов: «…ибо, как думаю, для очищенных кровию и подражающих жертве Христовой святых мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно созидающий в себе представление о блаженстве».

Свт. Иоанн Златоуст: «Вы по благодати Божией, не нуждались более ни в каком доказательстве, уже укоренившись в вере; а жители Рима, где великое тогда было нечестие, имели нужду в бό льшей помощи. Посему и Петр, и Павел, и после них этот муж, все там были принесены в жертву, как для того, чтобы этот город, оскверненный кровью идолов, очистить собственной кровью, так и для того, чтобы самым делом представить доказательство воскресения распятого Христа».

Свт. Иоанн Златоуст: «Ты получил от природы язык, но ты воспитал из него мученика; ты получил уста, хранилище языка, но ты устроил из уст жертвенник для языка; ты получил кольцо, чтобы извлекать звуки, но ты показал его колосом отсекаемым; ты получил язык, служителя слов, но ты принес его в жертву Христу, как непорочную овцу…Ты, доблестный муж, восхитил честь равную жертвоприношению патриарха, принесши единородную отрасль языка вместо единородного сына».

Богослужебные последования

Из общей службы священномученику (по Великому зборник. Мукачево. 1991, ч.1)

«Жертву Богу принося безкровную, яко священникъ законнейшi й, богоглаголиве всечестне, послѣ жде яко всеплодi е и пр i ятну жертву , тебе самаго кровi ю, яко мученикъ истеннейшi й, Христу принеслъ еси, Его же моли о поющихъ тя» (Стихира на Господи воззвахъ, с. 438)

«Священникъ законньйшi й, даже до кончины твоея былъ еси, блаженне священнодьйствуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиялъ еси за Христа Бога, и жертву благоприятну себе привелъ еси…» (Слава на Господи воззвахъ, с. 439)

«Всесовершенну жертву живу, себе Христу принеслъ еси мучениемъ…» (Канонъ утрени, Песнь 3, с. 444)

«Всесожжен i е божественное ты, и чиста жертва принеслся еси Спасу всехъ, священномучениче премудре». (Песнь 4, с. 445)

«Жертва и жритель бывъ , пожерлъ еси себе Богу веры ради…» (Песнь.6, с. 446)

«Священнодействовалъ благочестно Христову службу тайную, словесное овча самъ принеслся еси Ему жертва приятна и благоугодна , всесовершаемая кровi ю, преблаженне» (Песнь 8, с. 448)

    Мученичество - это литургическое продолжение искупительного подвига Христа: Священное Писание и толкования святых Отцов Церкви

    • Святая Церковь в лице своих Отцов учит о мученичестве как равноценном Таинству Крещения

со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филипп. 2, 12-13)

Свт. Феофан Затворник:: «Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говори Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24)

Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, он сказал великое4 но это не по дерзости, - нет! - а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу…Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываемы приводимы, а Им, хотя делаем это мы, - мы приняли на себя не свое дело, а Его…Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: в нас положи служение примирения (Кор. 5, 18), и еще: во Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ст. 20), - так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: его ради стражду , т.е., хотя тот, должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и о лишении он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря:иже и молится за ны (Рим. 8, 32), показывая, что Он не удовольствовался только смертию, а после того делает за нас безконечно многое».

Блаж. Феофилакт Болгарский: «И исполняю (κα νταπληρ ) лишение скорбей Христовых во плоти моей . По-видимому тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не через нас, апостолов, вы приходите(к Богу), но через Того (Христа), хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще дожжен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, тоя исполняю Его долг; подобно тому как в отсутствие полководца помощник его, оберегая фалангу и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал - лишение (στερ ή μα -недостаток), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертию, но и еще совершает безчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

За тело его, еже есть церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это - страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти (страдания) происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собою церковь, и теперь еще ради ее страждет в моей плоти».

Свт. Иоанн Златоуст: «Сильнейшим по-истине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его…»

Святые Отцы Церкви .

Свмч. Киприан Карфагенский: «С каким благоволением в лице таковых рабов Своих и поборал и побеждал сей Хранитель веры, подающим верующим столько, сколько кто по своей вере принять может! Сам Он присутствовал на своей брани - сражающихся и подвизающихся за Его имя Сам ободрял, укреплял, воодушевлял. И Он, однажды победивший за нас смерть, всегда побеждает в нас».

Свт. Иоанн Златоуст: «Не душа уже только, но и самое тело их стало причастным большей благодати, и не только не потеряло, после частых терзаний и разсечений, той крепости, которую имело, но и приобрело большую и высшую . Что может быть удивительнее этой победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых держали и имели в своих руках в своих руках, и связавши терзали по своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом были побеждены ими? Они воевали не против них, а против обитающего в них Бога ; а всякому известно, что воюющему с богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение, неся наказание за одно лишь начинание».

Свт. Иоанн Златоуст: «Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела?»

Свт. Иоанн Златоуст: «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это - достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».

Свт. Иоанн Златоуст: «Потому, что она, как бы в какой-нибудь дивной красильне, сделавшись царскою багряницею, отправилась к вышнему Царю и с великим дерзновением вошла на своды небесные, меду тем как сам Христос невидимою рукою поддерживал святую голову мученицы и крестил ее огнем, как бы водою».

Мученичество-это крещение кровью, равноценное таинству Крещения

В тех случаях, когда человек не получил возрождения в таинстве Крещения, то таковое он получает в пролитии мученической крови. Это то крещение, «каким крестился Сам Христос» (Мф. 20, 22-23), замечает митрополит Макарий (Булгаков).

Свмч. Киприан. Карфагенский: «Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа перед людьми крещается собственной кровию?»

Свмч. Киприан Карфагенский: «…а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею крови. И освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что Он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)».

Свмч. Киприан Карфагенский: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20, 22). А что крестившийся своею кровию и посвятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, свидетельствует тот же господь во Евангелии».

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».

Свт. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственной кровью».

Свт. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение - крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами».

Блаж. Августин: «Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3, 5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такою же всеобщностью говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32)…Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?»

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, вчера господь наш крестился водою, а сегодня раб крещается кровью; вчера отверзлись врата неба, сегодня попраны врата ада. Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и как крещаемые - водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровью, что случилось и с этим (мучеником Лукианом)».

Свт. Иоанн Златоуст: «И если ты хочешь убедиться, что это событие было несомненным крещением, послушай, как Христос называет смерть Свою крещением. Так, беседуя с сынами Заведеевыми, Он говорит: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23). А каким крещением крестился Христос, после крещения Иоаннова, кроме смерти и креста? Как Иаков, не распятый, но усеченный в голову мечем, крестился крещением Христовым, так и эти, хотя и не были распяты, но скончавшись от воды, крестились крещением Христовым».

Мученичество и скорби - это средство избавления от греха

Свт. Григорий Нисский: «Поелику через удовольствие вошел грех, то противоположным будет, без сомнения изгнан. Посему те, которые гонят за исповедание господа, и вымышляют нестерпимые мучения, трудностию оных доставляют душам некоторое исцеление, приражениями скорбей врачуя от болезни сластолюбия, так приемлют Павел - крест, Иаков - меч, Стефан - камни, блаженный Петр - прободение копьем во главу; все бывшие после подвижники веры - разнообразные виды мучений, зверей, пропасти, костры, оцепенение от хлада, обнажение ребер от плоти, пробитие главы гвоздями, избодение очей, отсечение перстов, вырывание с обоих сторон тела по частям, томление голодом - все это и подобное сему, как очищение от греха, с веселием терпели святые, чтобы и следа, произведенного сластолюбием, не оставалось в сердце после того, как это болезненное и мучительное ощущение сгладит в душе все отпечатки сластолюбия».

ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ

СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ,

СОКРАЩЕННО ИЗБРАННЫЕ ИЗ ТОЛКОВАНИЙ

СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ОТЦОВ

БЛАЖЕННЫМ ФЕОФИЛАКТОМ,

АРХИЕПИСКОПОМ БОЛГАРСКИМ

Святого отца нашего

Иоанна Златоуста

предуведомление

к Деяниям святых апостолов

Многим, а не одному кому-нибудь, неизвестны ни самая книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование, с целию и научить незнающих и не допустить, чтобы такое сокровище было неизвестно и скрывалось под спудом; потому что не меньше, чем самые евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак, не будем опускать из внимания этой книги, напротив со всевозможным тщанием изучим ее; потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в евангелиях; в ней можно видеть также истину блистающею в самых делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым; в ней можно найти догматы, которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенною и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными.

Но большую часть содержания этой книги составляют деяния апостола Павла, более всех потрудившегося. Причиною этого было и то, что писатель этой книги, блаженный Лука, был учеником Павла. Его любовь к учителю видна и из многого другого, но в особенности из того, что он неотлучно был при своем учителе и постоянно следовал за ним; тогда как Димас и Гермоген оставили его, - один отправился в Галатию, другой в Далматию. Послушай, что говорит о Луке сам Павел: Лука един есть со мною (2 Тим. 4, 10); и посылая послание к коринфянам, говорит об нем: егоже похвала во евангелии по всем церквам (2 Кор. 8, 18); также, когда говорит: явися Кифе, таже единонадесятим, по благовествованию, еже и приясте (1 Кор. 15, 1. 5), разумеет его евангелие; так что никто не погрешит, если этот труд Луки (книгу Деяний) будет относить к Нему; говоря: к Нему, я разумею Христа.

Если же кто скажет: почему же Лука, находясь при Павле до конца жизни, описал не все?, то мы ответим, что для ревнующих достаточно было и этого, что он всегда останавливался на том, что особенно нужно, и что преимущественная забота апостолов заключалась не в писании книг, так как многое передали они и без писания. Но все, что содержится в этой книге, достойно удивления, особенно же приспособительность апостолов, которую Дух Святый внушил им, приготовляя их к делу домостроительства. Поэтому, рассказывая о Христе так много, они немного говорили об Его божестве, а более об Его вочеловечении, Его страданиях, воскресении и вознесении. Ибо цель, к которой они стремились, заключалась в том, чтобы заставить слушателей уверовать, что Он воскрес и вознесся на небеса. Как сам Христос более всего старался доказать, что Он от Отца пришел, так и Павел более всего старался доказать, что Христос воскрес, вознесся, отошел к Отцу и от Него приходил. Ибо, если прежде иудеи не поверили тому, что Он от Отца пришел, то гораздо более невероятным казалось им все учение Христово после того, как к нему прибавилось сказание о воскресении и вознесении Его на небо. Поэтому Павел незаметно, мало помалу, доводит их до понимания более возвышенных истин; а в Афинах Павел называет Христа даже просто человеком, не прибавив более ничего, и это не без цели: потому что если самого Христа, когда Он говорил о своем равенстве с Отцом, часто покушались побить камнями и называли за это хулителем Бога, то с трудом могли принять учение это от рыбаков и притом после распятия Его на кресте.

И что говорить об иудеях, когда и сами ученики Христовы, слушая учение о предметах более возвышенных, смущались и соблазнялись? Поэтому Христос и говорил: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Иоан. 16, 12). Если же они не могли носить, - они, которые были с Ним столько времени, которые посвящены были в столь многие тайны и видели столько чудес, то каким образом язычники, отказавшись от жертвенников, от идолов, от жертв, от кошек и крокодилов (потому что в этом состояла языческая религия) и от других нечестивых обрядов, вдруг могли принять возвышенное слово о догматах христианских? Каким образом и иудеи, ежедневно читавшие и слышавшие следующее изречение из закона: слыши Исраилю: Господь Бог твой, Господь един есть (Второз. 6, 4), и несть ин разве Мене (Втор. 32, 39), и при этом видевшие Христа распятым на кресте, а главное - распявшие Его и положившие во гроб, и не видевшие его воскресения, - каким образом эти люди, слыша, что этот самый муж есть Бог и равен Отцу, могли не смутиться и не отпасть совершенно и притом скорее и легче всех? Поэтому апостолы постепенно и незаметно подготовляют их и являют большое искусство приспособляться; а сами получают более обильную благодать Духа и именем Христовым творят большие чудеса, чем какие совершены самим Христом, чтобы тем и другим способом поднять их распростертых по земле, и пробудить в них веру в слово о воскресении. И потому книга эта есть по преимуществу доказательство воскресения; потому что по уверовании в воскресение удобно воспринималось и все остальное. И всякий, основательно изучивший эту книгу, скажет, что по преимуществу в этом заключается ее содержание и вся ее цель. Выслушаем же сперва самое начало ее.

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

Поучение 21. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых (в празднества), должны

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

Поучение двадцать первое Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых в

Из книги Жития Святых - месяц август автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

Из книги Творения, том 7, книга 2. Толкование на святого Матфея евангелиста. автора Златоуст Иоанн

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского Том седьмой Книга вторая Толкование на святого Матфея

Из книги Творения, том 8, книга 1. Толкование на Евангелие от Иоанна. автора Златоуст Иоанн

Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа константинопольского Том восьмой Книга первая Толкование на Евангелие от

Из книги Новый завет автора Мельник Игорь

Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая. БЕСЕДА 1 (вступительная). 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза. - Кто могут понимать его.

Из книги Толкование на книги Нового Завета автора Феофилакт Блаженный

Деяния святых апостолов! Евангелия кончились. Начались… Стоп.Почему кончились евангелия? В Ватикане их аж 60 штук валяется. Могли бы отобрать 12 - по количеству апостолов. Хотя нет, от Иуды не стоило. Или стоило? Сейчас вон шумят, да только это фальшивка.Да, отобрали четыре.

Из книги Душеполезные поучения автора Дорофей Авва

БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА, АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО, ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ, сокращенно избранные из толкований СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА и некоторых других отцов (в русском переводе) ВВЕДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ ДЕЯНИЙ Книга эта называется «Деяниями

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Святого отца нашего Иоанна Златоуста предуведомление к Деяниям святых апостолов Многим, а не одному кому-нибудь, неизвестны ни самая книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование, с целию и научить незнающих и не

Из книги В помощь читающему Псалтирь автора Стрелов Владимир Сергеевич

Поучение двадцать первое. Толкование некоторых изречений святого Григория о святых мучениках. Хорошо, братия, петь слова святых Богоносцев, потому что они всегда и везде стараются научить нас всему, ведущему к просвещению душ наших. Из этих самых слов, воспеваемых в

Из книги Палестинский патерик автора

Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Благовременен день праздника и всеобщей радости, в который мне пришли на мысль служение Гавриила и священство Захарии, и я думаю об осужденном на немоту за неверие. Вы слышали

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Иезавель умышляет восхитить виноградник

Из книги автора

Толкование святителя Иоанна Златоуста на Псалом 10. Великая сила упования на Бога и бес­силие при этом вражеских козней и нападений. – Почему многие из беззаконников преодолевают других? – В чем состоит оружие праведника про­тив нечестивых? – "Любящий неправду ненавидит

Из книги автора

Из книги автора

1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение - это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.