Какой народ написал сказку лентяйка. Армянская народная сказка. Другие записи из этой темы

Жила-была одна женщина. Была у неё одна единственная дочь и звали её Гури. Эта Гури была такой лентяйкой, такой бездельницей и белоручкой, что тем только и занималась весь день, что ничегошеньки не делала:

Зачем мне работать?

Зачем мне трудиться?

Это мне в жизни не пригодится.

Совсем не нужны мне все эти заботы, Этим я счастье не заработаю.

Была б моя воля, - я бы гуляла.

Была б моя воля, - я бы плясала.

Сидела б на лавке я, Да ногами болтала!

Уж ела бы я и пила Что мне нравится.

А спала бы я, - Когда сон со мной справится.

За такое поведение соседи так и прозвали девушку - Лентяйка Гури. Лишь только родная мать расхваливала перед всеми свою дочку-бездельницу:

До всяких дел умелица Доченька моя, рукодельница:

И вяжет она и прядёт, И кроит она и шьёт, И вкусно готовить умеет, И ласковым словом согреет.

И кто её замуж возьмет, - Уж точно не пропадёт!

Молодой купец услышал эти слова и подумал: «Это как раз такая девушка, на которой я бы женился».

Он пошёл к Гури домой и посватался к ней. Они поженились и он привёз молодую жену к себе в дом.

Спустя какое-то время, он принёс большой тюк хлопка и попросил Гури хорошенько размять его, расчесать и спрясть пряжу, пока он сам поедет по своим купеческим делам. Он сказал Гури, что пряжа, которую она спрядёт, он возьмёт с собой в другие страны и там продаст.

Если повезёт, то может быть мы и разбогатеем. - сказал так и уехал.

После его отъезда Гури принялась заниматься своим любимым делом: бездельничать.

Как-то гуляла она вдоль берега реки. Вдруг слышит - лягушки квакают:

Ква-а-а, ква-а-а..

Эй, лягушечки! - крикнула им Лентяйка Гури. - Если я принесу вам тюк хлопка, то может быть, вы расчешете его и спрядёте нитки?

Ква-а-а, ква-а-а..

Кваканье лягушек показалось Гури утвердительным. И она, радуясь тому, что нашёлся кто-то, кто сделает за неё её работу, побежала домой.

Вернулась Гури к берегу реки с тюком хлопка, что оставил ей муж, и бросила его в воду.

Вот вам работа: расчешите этот хлопок и спрядите пряжу. А я приду сюда через несколько дней, возьму нитки и пойду продавать их на базар.

Прошло несколько дней. Гури пришла к лягушкам. Лягушки, конечно же, квакают:

Ква-а-а, ква-а-а..

Что это лягушечки вы всё «ква-а-а» до «ква-а-а». Где мои нитки?

Лягушки в ответ только продолжали квакать. Гури огляделась вокруг и заметила на камнях у берега зелёную тину да водоросли.

Ой! Что же вы наделали! Вы не только расчесали мой хлопок и спряли из него пряжу, вы ещё соткали себе ковёр!

Гури обхватила руками свои румяные щечки и принялась плакать.

Ну ладно, пусть будет так: оставьте ковёр себе, а мне отдайте деньги за хлопок.

Она кричала, требуя денег у лягушек, и так увлеклась, что забралась в воду.

Вдруг, её нога наткнулась на что-то твёрдое. Она нагнулась и подняла со дна золотой самородок. Гури поблагодарила лягушек, взяла золото и отправилась домой.

Вернулся купец из поездки. Смотрит: дома на полке лежит большой кусок золота. Удивился он и спрашивает:

Послушай, жена! Откуда это на нашей полке кусок золота взялся?

Тут Гури и рассказала ему о том, как она хлопок продала лягушкам и как выручила за него золото.

Муж был просто в восторге. На радостях он пригласил домой тёщу, подарил ей много всяких подарков и начал хвалить её и благодарить за то, что она воспитала такую смышленую дочь-рукодельницу.

А тёща была женщиной проницательной. Она сразу смекнула, что тут что-то не то и быстренько догадалась, как всё обстояло на самом деле. Она тут же испугалась, что теперь её тесть даст её дочери ещё какую-нибудь работу. И всё, что так скрывается, выйдет наружу.

И тут в комнату, где шло празднование в честь Гури, залетел жук. Он летал туда-сюда над головами людей и громко жужжал. Тут тёща вдруг поднялась и поприветствовала жука:

Здравствуй, здравствуй, дорогая тётушка! Бедная моя тётушка, всё то ты в делах да в заботах, работаешь не покладая рук. И зачем тебе всё это, зачем?

Зятя от этих слов просто как молнией поразило:

Мама, с вами всё в порядке? Что это вы такое говорите тут? Как этот жук может быть вашей тётушкой?

А тёща и говорит:

Слушай меня, сынок. Ты ведь знаешь, что у меня от тебя секретов нет, ведь ты же мне как сын родной. Представь себе, но это так - жук и есть моя тётушка. Дело в том, что ей приходилось работать изо дня в день. И чем больше у неё было работы, чем усерднее она трудилась, тем становилась всё меньше и меньше, пока не превратилась в жука. У нас в роду у всех так может случиться, мы ведь очень трудолюбивы. Но те из нас, кто перетрудится - становятся маленькими и превращаются в жуков.

Когда зять услышал это, он тут же запретил своей жене делать какую-либо работу, чтобы не дай Бог, она не превратилась в жука, как её тётушка.

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку "Лентяйка (Сказка фон)" и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Сказка "Лентяйка (Сказка фон)" читать бесплатно онлайн нужно вдумчиво, разъясняя юным читателям или слушателям непонятные им и новые для них детали и слова.

В одной семье росла девочка по имени Догбе. У нее было много братьев и сестер. Все дети помогали родителям в работе на поле и дома. Только одна Догбе ничего не умела делать и ничему не хотела учиться. Так и выросла она лентяйкой.
Выросла и превратилась в очень красивую девушку. Один юноша полюбил Догбе за красоту и пришел к ней свататься. Но родители Догбе отказали ему, говоря, что не будет ему счастья с такой женой. Ведь она не сможет приготовить ему даже акассу — руки у Догбе совсем неумелые.
Юноша ушел, а оскорбленная Догбе стала горько плакать. Проплакала она целый день и спать легла в слезах. А наутро стала просить мать помочь ей — хочется ей быть работящей да умелой.
— Научись сперва готовить, дочка. Вот хотя бы акасса. Приготовлять его совсем не трудно. Возьми кукурузу, залей на день водой, затем потолки. Получившуюся муку опять залей водой. Отруби всплывут наверх, удали их от остальной муки, а тесто поставь варить. Пока варится, добавляй в него воды и мешай все время. Всплывет тесто наверх — значит, сварилось. Можешь делать из него хлебцы. Потом заворачивай их в листья и неси на рынок.
На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как ее учила мать. А затем понесла на рынок продавать.
Так она делала каждый день и заработала немало денег.
Как-то пошел юноша, сватавшийся за Догбе, на рынок и купил там несколько хлебцев. Понравились они ему. Стал он спрашивать, кто же приготовил такие вкусные хлебцы, и очень обрадовался, когда узнал, что это хлебцы Догбе. Вскоре он женился на Догбе.
Молодые были очень счастливы, и муж не мог нарадоваться на свою трудолюбивую жену.


«

Рассказывают, жил где-то парень. Женили его. Стали молодые жить в мире и согласии, только жена оказалась очень ленивая. Как случится работа потяжелей, так она сразу больная, подняться не может с постели. Больше всего она охала в жаркую летнюю пору. Дождется, пока все на работу уйдут, сразу поднимется, выскребет весь рис, какой есть в горшке, и давай его уписывать, а если вареного не осталось, сама себе сварит.

Вот раз свекор и говорит:

– Приведу-ка я знахарей, пусть они ей руки пощупают. Непонятная немочь у нашей невестки. Пусть они натолкут ей лекарства, а не поправится – отошлем ее назад в отчий дом, да там и оставим.

Он и вправду пошел за знахарями. Привел их и просит:

– Пощупайте руки у нашей невестки и скажите, какой недуг ее мучит. Сами мы ума не приложим, что с ней. А то ведь люди скажут, да и сват тоже: «Гляньте, они ей и помочь не хотят».

Один знахарь взял ее за руку, подержал и улыбнулся. Потом другой взял и тоже усмехнулся легонько. Сели и не говорят ничего.

Хозяин их спрашивает:

– Что с ней, почтенные? Что вы нашли? Скажите, сделайте милость. Лечить-то чем ее будем?

– Недуг у нее тяжкий и застарелый,– говорят знахари. – Постарайтесь найти целебных корней, растолките их и дайте ей выпить.

– Я не понимаю в целебных корнях,– отвечает хозяин. – Я вас прошу: принесите такое снадобье, чтобы ее на ноги поставить. А если лекарство надо купить и самим ей давать, объясните, как это делать. Назовите мне все, что может помочь, а то нам ее не вылечить.

А разговор-то идет рядом с больной, и она все слышит. Вот знахари и говорят:

– Все так, почтенный. Раз ты нас позвал, мы найдем средство. Только мы вот что хотим сказать: чтобы леченье ей помогло, нам надо сперва заклинанья прочесть, а то паше средство пользы не принесет.

– Ладно,– отвечает хозяин. – Делайте все, что нужно, чтобы ее вылечить. Коли начнем, так надо и кончить.

– Хорошо,– говорят знахари,– договорились. Мы пойдем за нашим средством, а как достанем его, мы ее заговорим, а потом уж снадобье станем давать.

– Поторопитесь, сделайте милость, – просит хозяин. – Принесите лекарство сегодня или – крайний срок – завтра. Пора-то рабочая, а больную одну оставлять тоже неладно. Нужно бы к пей приставить кого-нибудь, да у нас и так рук не хватает. Сделайте милость, достаньте лекарство поскорее, не медлите.

– Хорошо,– говорят,– мы его найдем и доставим сегодня. А завтра дадим ей.

Сказали так знахари и пошли вон из дома. На пороге они задержались и объяснили хозяину, что его невестка страдает ленивой лихорадкой.

– Как же нам тогда ее вылечить? – всполошился тот.

– Подожди,– говорят. – Никому ни словечка. У нас есть средство и на такой случай. А ты будь спокоен.

И вот, правду сказать, оба знахаря пошли в лес, выкопали два клубня тирры, больших, словно тыквы, и принесли их с собой. Вечером они пришли в дом к больной и сказали:

– Мы достали лекарство. Сегодня мы лечить ее им не будем, а завтра, как станет светать, мы его ей дадим.

Только знайте, прежде всего мы вон там, в дальнем конце улицы у перекрестка, заговорим вас всех, и больную тоже, а уж потом средство наше применим. Мы вам это сейчас для того говорим, чтобы с утра никто из вас никуда не ушел.

– Ладно,– те говорят. – Это годится.

– Значит, договорились,– сказали знахари. – Ждите, мы завтра рано придем.

Тут знахарям поужинать дали. Те поели и ушли.

На другой день они поднялись с петухами. Первым делом взяли клубни тирры, отнесли в конец улицы и там оставили. Потом пошли в дом к больной и всех там на ноги подняли. Попросили медную чашку с водой, щепотку сурьмы и старое решето. Собрали что нужно и повели всех в конец улицы к перекрестку. Там усадили больную на решето и помазали ее свиным пометом. Потом взяли оба клубня тирры, повесили ей на шею и сказали:

– Ты, невестка, пройди три раза вверх и три раза вниз по улице, а мы тебя тут будем ждать. Три раза пройдешь и тем снимешь помехи, что творят нам темные силы, тогда и мы сможем с этого места сойти. Ты уж не медли и иди поскорей три раза в оба конца.

Сказать по правде, эта невестка так и пошла в таком виде по улице, и народ весь глазел на нее и громко смеялся, а ребятишки толпой бежали следом, били в ладоши, хлопали себя по ягодицам, подпрыгивали и визжали от радости. Даже родные, что остались стоять в конце улицы, надрывались от смеха. Прошла она раз, знахари ей говорят:

– Запомни, носи на себе это лекарство, пока не поправишься. Ну, а как будешь совсем здорова, отвяжешь и выбросишь.

Пошла невестка во второй раз по улице, а народ над ней так смеется, что она стыда не стерпела, сорвала с себя прочь «лекарство» — и со всех ног домой. Смеху вслед еще больше.

Как она убежала, вся семья тоже вернулась домой, и знахари ее спросили:

– Скажи-ка, невестка, ты не потому ль отвязала и бросила наше лекарство, что сразу поправилась?

Тут она сама над собой рассмеялась, а знахари ей говорят:

– Смотри, никогда больше так не болей, а то мы опять принесем это лекарство. Мы ведь любой недуг распознаем.

С того дня невестка выздоровела, никогда больше больной не прикидывалась и прилежно работала. Вот как ленивая невестка исправилась – отучили ее лениться.

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.

Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Так они и не посеяли ничего.

Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.

Как-то зашла соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:

Хоть бы пришли и взяли у меня немного проса... Соседка ушла. Бабушка говорит внучке:

Сходи, внучка, принеси проса! А внучка отвечает:

Надо ли, бабушка? Может, просо у неё нехорошее...

Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.

Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмёт на воспитание. К чему вам хлеб?

Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле.

Текстовая часть публикации

Шестакова Анна Иннокентьевна

учитель начальных классов

КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения

Тема: «Сказки народов мира»
4-а класс
Цели и задачи:
- Ознакомление детей с национальными костюмами и традициями разных народов. - Закрепление навыков выразительного чтения. - Систематизирование знания о творчестве разных народов. - Развитие творческой активности. - Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
План урока:
1. Организационный момент 2. Объявление темы урока - Первая остановка – Африка - Вторая остановка – Англия - Физкультурная минутка – Литва - Третья остановка – Грузия - Четвертая остановка – Армения - Пятая остановка – Россия 3. Подведение итогов урока 4. Заключительная песня
Оборудование:
– глобус – карта – карта с изображением национальных каст – карта с названиями стран – карта с названиями сказок – рисунки детей – карта с поговорками – раздаточный материал для команд
ХОД УРОКА:

1. Давайте
поприветствуем наших гостей. К уроку готовы? Начинаем!
2. Сегодня
мы с вами отправляемся в путешествие. Путь у нас неблизкий. Мы побываем в разных странах и даже на разных континентах. А нашим путеводителем станут сказки, которые мы изучали на уроках. Сейчас вы сами назовете эти сказки.
3. Учитель
показывает предметы, а дети отгадывают из каких они сказок. – Яблоко – «Золотое яблоко» – Ковер – «Голубой ковер» – Бутылка – «Женщина, которая жила в бутылке» – Рецепт – «Лентяйка»
– Сеть – «Дочь-семилетка» Какие сказки? Кто их автор? Это русские народные сказки? - Это сказки народов мира. - Сказки интересные? Поучительные? Есть ли отличие?
ВЫВОД: все сказки учат добру, терпению, не быть жадным и т.д., независимо от

национальности этого народа.

4. Отправляемся
в путешествие при помощи волшебного глобуса. Чтобы посетить страну необходимо запомнить волшебные слова:
«Покручусь, поверчусь! Где окажусь?»

Первая остановка.
Чтобы отгадать название страны, надо узнать сказку. Выступает 1 ученик. Он пересказывает сказку «Лентяйка». Это сказка какого народа? (Африканского). - Ребята Африка – это не страна, а целый континент. Это самый жаркий материк. Там редко идут дожди. Далеко тянутся громадные пустыни (показ на карте). Если так жарко, как вы думаете, нуждаются ли они в теплой одежде? (Нет). Правильно. Поэтому их национальный костюм выглядит так (изображение национального костюма). А знаете, какую посуду используют жители Африки? Это сосуды, сделанные из тыквы. Ее вычищают, сушат на солнце и калебаса готова (показ). Давайте вернемся к сказке. О чем она? О трудолюбии. Это хорошее качество? не имеет значения, кто сочинил сказку. В ней много поучительного для любого человека планеты Земля. Понравилась сказка? Пора и честь знать.
5. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Вторая остановка.
Отгадать сказку. Выступает 1 ученик. Пересказывает сказку «Женщина, которая жила в бутылке». Откуда эта сказка? (^ Из Англии). Значит мы с вами в Англии (показ по карте). А вы знаете, что в Англии особенно ценят вежливость и аккуратность во всем. От поведения за столом до обращения за помощью на улице. Любимый напиток – чай с молоком (показ костюма для национального английского танца). Вы знаете много пословиц и поговорок. В Англии, как и в любой другой стране, есть свои пословицы и поговорки. Даже мало чем отличаются от наших. Как вы думаете, почему? Я буду читать поговорку английскую, а вы подберите к ней русскую поговорку. – Работать левой рукой – (работать спустя рукава) – Когда свиньи полетят – (когда рак на горе свиснет) – Убить двух птиц одним камнем – (убить двух зайцев) – Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах – (лучше синица в руках, чем журавль в небе) - У вас отлично получается. Попробуйте составить поговорки – одну английскую и одну русскую (работа по командам; каждая команда составляет пословицы).
– Хорошее никогда не лишне – ^ Кашу маслом не испортишь – В семь часов – дождь, а в одиннадцать – ясно – Семь пятниц на неделе – Муха в бальзаме – Ложка дёгтя в бочке мёда – Под собой разжигать костер – ^ Самому себе рыть яму – Пахать песок – Толочь воду в ступе - Как вам Англия? Прежде чем продолжить путешествие, давайте отдохнем. Туристам тоже нужен отдых. Правда, для отдыха нам нужно переместиться в Литву.
6. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Физкультурная минутка.
- А в Литве любимая национальная игра называется «Огонь, вода». Все участники становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий говорит «огонь» - все начинают приседать; «вода» - все бегут по кругу (ведущий старается запутать игроков, называя подряд одну и ту же команду). Оказывается, мы даже можем играть в игры разных народов. Не важно кто ее придумал. Нам она интересна – мы в нее играли. Я думаю, что сейчас, где-то с другой стороны планеты, тоже кто-то играет в прятки или салки.… Отдохнули? В путь!
7. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Третья остановка.
Ученик пересказывает сказку. Что это за сказка? («Голубой ковер»). Откуда она? (^ Из Грузии); (показ по карте, показ национального костюма). Оказывается за грузинским столом – строгий порядок. Стол ведут весело и красочно. Руководитель стола – тамада, который избирается по старшинству или по остроумия и находчивости. Смех, шутки, цитаты из популярных произведений грузинских поэтов всегда украшают праздничный стол. Есть ли у нас такая традиция? Да, свадьбы, банкеты. Значит, традиции грузинского народа интересны и нам? У нас не застолье, но создать хорошее настроение мы можем. Каждой команде дается стихотворение. Надо исправить ошибки. Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила Буратино сшил себе штаны Портной все поел блины Ёж накрыт к обеду был Чиж усами шевелил Рак летал под облаками Стол гонялся за мышами Чайник прыгал во дворе Мальчик булькал на костре – Весело было в Грузии? Едем дальше!
8. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Четвертая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Двое учеников инсценируют ее. Какая это сказка? Кто ее автор? Мы в Армении (показ на карте, показ национального костюма). – конкурс – армянская игра
9. Волшебный глобус. «Покручусь, поверчусь. Где окажусь?»

Пятая остановка.
Ученик пересказывает сказку. Как называется эта сказка? Кто ее автор? Мы заканчиваем свое путешествие в России (показ на карте, показ национального костюма). Наша страна богата различными традициями, а самое главное богатство – это наш великий, могучий язык. Учитель выдает каждой команде лист с контуром человека. - Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. - А теперь подумайте, какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля (добрый, сильный, смелый, улыбчивый, честный, преданный и т.д.).

ВЫВОД: если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле

исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга

независимо от национальности, цвета кожи.

10. Давайте
вернемся к сказкам. Какие сказки мы вспомнили сегодня на уроке?
Игра: «Собери книгу»
- командам выдается рисунок детей к сказкам, название сказок, название стран.
11. Что
сегодня на уроке мы вспоминали? Что узнали нового? Давайте в заключении споем песню о дружбе людей всего мира (дети поют песню «Шире круг»).



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.