Элен Запашная (Райхлин) - жена циркового артиста Аскольда Запашного: биография, национальность, дети. Аскольд запашный Запашные кто старше

Эдгард Запашный – дрессировщик тигров с мировым именем, представитель известной цирковой династии. С 2012 года Народный артист возглавил Большой Московский государственный цирк.

Ранние годы

Эдгард родился в Ялте 11 июля 1976 года в семье Вальтера и Татьяны Запашных. Он рос в цирковой среде и вместе с братом Аскольдом и сестрой Марицей с раннего возраста начал участвовать в представлениях. У всей троицы фактически не было «нормального» детства, но уже тогда это был вполне осознанный выбор: Запашные сами хотели продолжать дело отца и дяди, поэтому не видели себя вне карьеры дрессировщиков.


Карьера

Дебют Эдгарда перед зрителями состоялся в Прибалтике в 1989 году.


Перестроечные годы получились для Запашных тяжёлыми. В 1991-м году они приняли предложение китайской стороны и перебрались в Поднебесную для постоянной работы. Переезд был обусловлен в первую очередь финансовой стороной вопроса: бедствовали не только артисты, но и животные, которых не на что было содержать. Власти КНР организовали для Запашных большой временный цирк около города Шэньчжэнь.

Эдгард стал выступать в связке с Аскольдом и посетил ряд стран в ходе гастрольного тура. Среди прочего братья побывали на Родине и задумались над возвращением, тем более их пятилетний контракт уже истекал.


С 1998 года Эдгард и Аскольд Запашные официально стали управлять семейным шоу «Среди хищников», которое им передал по наследству отец. Братья изменили его под себя, хотя во многом остались верны традициям.

В 1999 году Эдгард удостоился звания Заслуженного артиста России. Он всё чаще оказывался перед объективом камер, активно продвигая свои шоу и участвуя во всевозможных программах. Особенно эффектными получились съёмки Эдгарда в передаче «Король ринга» в 2007 году. Он умело дрался и дошёл до финала, где встретился с Евгением Дятловым и по решению судей победил по очкам. В промежутке между 2008 и 2011 годами Запашный выпустил 4 книги, как в соавторстве, так и самостоятельно.

Эдгард Запашный со львенком

Эдгард появлялся в клипах самых разных исполнителей всех жанров: от рокера Валерия Кипелова до поп-группы «Дискотека Авария».

Один из крупных кинематографических проектов дрессировщика – роль в фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой! 1919», где также снялись Полад Бюль-Бюль оглы, Лев Дуров , Михаил Ефремов , Игорь Золотовицкий и другие актёры.


Среди сериалов, где Эдгард сыграл в эпизодах или камео, можно выделить сериалы «Папины дочки» Александра Роднянского и Вячеслава Муругова, «Реальные пацаны» с Николаем Наумовым на первом плане и «Интерны», заново открывшие зрителю Ивана Охлобыстина .

В 2012 году дрессировщик стал Народным артистом. Тогда же он занял вакантную должность директора Большого Московского государственного цирка, носящего в обывательской среде название «Цирк на проспекте Вернадского». При этом Запашный не перестал выступать и регулярно выходил под купол со своими подопечными.


Эдгард инициировал создание команды КВН на базе БМГЦ. Она быстро пробилась в Высшую Лигу и даже добиралась до финала. Отчасти их присутствие на сцене – реклама цирка, которым руководит Запашный. Он ходит на игры, а иногда помогает на сцене или участвует в подготовке роликов для видеоконкурсов.


Эдгард предложил «Первому каналу» и лично Алексею Пиманову снять сериал о Маргарите Назаровой. Идею реализовали в 2016 году. Главные роли в проекте исполнили Ольга Погодина и Андрей Чернышов . Запашный снимался сам и привлёк свой цирк для постановки трюков с животными.

Личная жизнь Эдгарда Запашного

Являясь публичной персоной, Эдгард не стремится выставлять свою личную жизнь напоказ. Про многие его романы поклонники и журналисты узнавали уже постфактум.

На протяжении 13 лет Запашный жил в гражданском браке с коллегой Еленой Петриковой. По мнению артиста, они должны были пожениться, если бы не его «юношество». О Елене он всегда отзывался исключительно добрым словом.

Эдгард Запашный сейчас

В марте 2018 года члены семьи Запашных, а также их друзья, собрались в Новодевичьем монастыре для крещения Стефании и Даниэля. Это событие Эдгард придал широкой огласке, хотя обычно он скрытен в отношении своей личной жизни.

Дрессировщик не только активно выкладывает фото в социальных сетях, но и часто отвечает подписчикам, причём как на положительные комментарии, так и на негативные, вступая в полемику по тому или иному поводу.

В июне 2018 года Эдгард выступил против инициативы некоторых зоозащитников запретить контактные зоопарки в стране, однако все-таки призвал прописать для них общие правила и усилить контроль.

Семейство Запашных всегда славилось большим количеством недоразумений и конфликтов. Дни.Ру решили разобраться, почему самые близкие не только по крови, но и по делу всей жизни люди не всегда могут жить в согласии.

Династия цирковых артистов берет свое начало в 1900 году. Тогда на свет появился Михаил Запашный, а спустя пять лет – его будущая супруга Лида, которая, к слову, также являлась дочерью известного в те времена циркового артиста – клоуна Карла Томпсона.

Михаил же не имел никакого отношения к цирку и на манеж попал совершенно случайно, сразу после окончания гражданской войны. Будущий великий артист работал портовым грузчиком, попробовать силы в цирке его пригласил известный борец Иван Поддубный. Судя по письменным воспоминаниям современников, Поддубный сразу заметил небывалую мощь и силу Запашного.

Уже к 30 годам у Михаила было несколько громких номеров, с некоторыми из них он позже выступал и с сыновьями – Вальтером, Мстиславом, Сергеем и Игорем. Практически всю Вторую мировую войну три младших сына Запашного и дочь Анна находились в блокадном Ленинграде под присмотром бабушки. Жена артиста не успела вернуться с гастролей до того, как город был окружен.

В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер "Акробаты-вольтижеры". Он и по сей день признается наиболее ярким и талантливым цирковым выступлением в мире.

Первый публичный скандал, связанный с семейством Запашных, прогремел во время развода Мстислава с Долорес. Супруги были вместе более 25 лет. Позже Долорес дала несколько интервью, в которых призналась, что не жалеет о прожитых с великим артистом годах, но в их семейной жизни все было не так радужно. А начиналось все весьма трогательно: Запашный, как мог, поддерживал Долорес после смерти ее мужа и предложил участие в своем номере. Разумеется, вскоре дружеские отношения переросли в романтические. Запашный ушел ради Долорес от своей первой жены Инны Абакаровой.

После расставания Долорес и Мстислава злые языки говорили, что он ушел из семьи ради своей следующей жены – Ирины. Но как выяснилось, изначально причиной разрыва стала не столько другая женщина, сколько банальная ревность. Как рассказала Долорес, Мстислав-старший ревновал ее всегда, едва ли не с первого дня знакомства. А ведь тогда они оба не были свободными.

Тем не менее после развода Мстислав и Долорес сохранили дружеские отношения. Ведь за плечами у них была не только многолетняя совместная работа, но и семейная жизнь с двумя общими детьми – Мстиславом-младшим и Элен.

В 2008-2009 годах раскрылись и сложные отношения младшего поколения династии. Сыновья Вальтера и Мстислава по сей день не ладят между собой. Эдгард с Аскольдом и Мстислав, конечно, вынуждены время от времени встречаться. Но все чаще каждый из них признается, что считает противоположную сторону слишком заносчивой. В интервью семилетней давности Эдгард Запашный неоднозначно высказался в адрес Мстислава-младшего.

"Он – сын своего отца. Мы виделись несколько раз, и я знаю, как пренебрежительно он отзывается о нас"

В настоящее время Эдгард и Аскольд выступают в Цирке братьев Запашных, который они и основали. Мстислав же занимается собственной карьерой, никак не пересекаясь с двоюродными братьями. Идея знаменитого номера, в котором тигры вальсируют на шарах, принадлежит его отцу, Мстиславу-старшему.

Непростая личная история и у Мстислава-младшего. По официальной информации, у Мстислава Мстиславовича – восемь детей. Троих из них он с малых лет приучает к манежу. Так, в 2007 году Мстислав выступал со своим десятимесячным сыном, а старший сын в это время уже начинал карьеру акробата. Кстати, со старшим сыном связан еще один громкий скандал: после развода мальчик остался с матерью, но спустя какое-то время сбежал, решительно заявив, что он будет жить только с отцом.

Конечно, очень и очень жаль, что члены столь талантливой и известной семьи не всегда ладят между собой, а то и вовсе не желают общаться друг с другом. Однако были времена, когда все было по-другому. По информации источников, близких к Запашным, ранее всю семью любил собирать основатель династии – Михаил Сергеевич. После его смерти эта миссия перешла к Мстиславу Михайловичу, но, к сожалению, артисту не удавалось должным образом всех сплотить. А тем более – помирить.

Последние годы жизни Мстислав Михайлович провел на курорте вместе с женой Ириной. Смерть маэстро – большая утрата для всех светил циркового искусства. Придуманные Мстиславом гениальные номера "Слоны и тигры", "Полет к звездам", а также пантомима "Спартак" надолго останутся не только в памяти зрителей, но и в цирковых программах всего мира.

Сайт:

Э́дгард Ва́льтерович Запа́шный (р. 11 июля ) - представитель известной цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2015). Директор Большого Московского государственного цирка (2012) .

Биография

По окончании школы вся семья уехала в Китай - в тяжёлый для страны и цирка 1991 год семье был предложен выгодный контракт на несколько лет, который позволял им спасти от голодной смерти всех своих животных. Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке , близ города Шэньчжэнь .

В сентябре 2016 года, как и брат, стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Личная жизнь

В марте 2015 года стало известно, что Эдгард Запашный несколько лет состоял в отношениях с фитнесс-инструктором Ольгой, с которой он познакомился во время посещения спортивного зала в Воронеже. За это время Ольга родила Эдгарду дочерей Стефанию (2011) и Глорию (2013). До этого 13 лет прожил в гражданском браке с артисткой цирка Еленой Петриковой .

Из развлечений предпочитает бильярд, боулинг. .

Награды и достижения

Участие в телевизионных проектах

  • «Город соблазнов» (2009 год, муж главной героини)
  • Телешоу «Король ринга » (10 июня 2007 года, победитель)
  • Спортивно-развлекательное шоу «Большие гонки » − участник вместе с Аскольдом Запашным .
  • Гость юмористического шоу «Comedy Woman », 32 выпуск
  • Клип группы «Кипелов » (песня «Вавилон», )
  • Клип певицы Vinky (песня «Глупая фишка»)
  • Эпизод в комедийном телесериале «Интерны » (2010, 33-я серия).
  • Эпизод в ситкоме «Папины дочки » - Казимир Топазов, дрессировщик из цирка (2011, 365-я серия)
  • Эпизод в сериале «Реальные пацаны » (2011, 3 сезон).
  • Клип певицы Евы (песня «Не молчи», 2011)
  • Телешоу «Клуб весёлых и находчивых » 2012 год - приглашенная звезда в конкурсе «СТЭМ со звездой» сборной команды КВН г. Пятигорска «ГородЪ ПятигорскЪ».
  • Телешоу «Куб» 2013 год - прошёл 6 из 7 испытаний, выигрыш составил 1 500 000 рублей.
  • Клип группы «Дискотека Авария» «Кукла».
  • В 2011 году Запашный снялся в фильме Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой! 1919 » в роли ученика Сан Саныча (играет Лев Дуров) .
  • ХБ - камео
  • Эпизод в телесериале «Семейный бизнес ».
  • Программа «Большой вопрос » (участник, эфир 16 ноября 2014 года)
  • в одном из выпусков программы «Империя иллюзий: Братья Сафроновы» Эдгард предстал в качестве иллюзиониста (эфир 28 февраля 2015 года).

Политические взгляды

В 2011 году подписал вместе со своим братом Аскольдом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .

6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и теперь уже действующего президента РФ Владимира Путина .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

Напишите отзыв о статье "Запашный, Эдгард Вальтерович"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Запашный, Эдгард Вальтерович

– Молчи, Петя, какой ты дурак!…
– Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
– Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
– Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
– Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
– Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
– Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.
Наташа удивленно, любопытными глазами смотрела на Соню и молчала. Она чувствовала, что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могло быть, но не понимала.
– Ты напишешь ему? – спросила она.
Соня задумалась. Вопрос о том, как писать к Nicolas и нужно ли писать и как писать, был вопрос, мучивший ее. Теперь, когда он был уже офицер и раненый герой, хорошо ли было с ее стороны напомнить ему о себе и как будто о том обязательстве, которое он взял на себя в отношении ее.
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.

Эта династия ведет свое начало еще из дореволюционной России. Родителями шоумена являются Татьяна и Вальтер Запашные, специализирующиеся на дрессировке диких животных. Старший брат Эдгард тоже работает в области циркового искусства. Детство Аскольд Запашный провел за кулисами цирка и уже в 10 лет мог работать со львами и заходить к ним в клетку.

Биография

Артист родился 27 сентября 1977 года в украинском городе Харькове. Он является представителем известной цирковой династии, в которой много знаменитых дрессировщиков.

Все фото 6

Когда братья окончили школу, их родители приняли решение о временном переезде в Китай, где для их выступлений была выстроена летняя арена в городе Шэньчжэнь. Это был 1991 год, когда страна переживала нелегкие времена. Гастроли в азиатском государстве позволили семье спасти животных от верной гибели, ведь их было нечем кормить, а на их содержание требовались внушительные суммы денег. С тех пор братья решили стать блондинами, чтобы выделяться среди темноволосых китайцев.

Братья Запашные перехватили эстафету семейного успеха. Со своими шоу они объездили почти весь мир. Артисты побывали в Монголии, Казахстане, Японии, Белоруссии. Несмотря на бурную гастрольную деятельность по России и за рубежом, Аскольд сумел окончить ГИТИС, получил диплом с отличием. Он свободно говорит по-английски и по-китайски.

Карьеру в цирке Запашный начал с относительно простых номеров: жонглирование на лошади, выступления с дрессированными обезьянками. Аскольд Вальтерович владеет многими другими видами циркового искусства, такими как хождение по канату, акробатика. С дикими животными он выступает много лет, в 1998 году отец передал сыновьям номер «Среди хищников». Артист так отточил свое мастерство, что сумел попасть в Книгу рекордов Гиннесса, осуществив самый длинный прыжок верхом на льве. Этот номер считается смертельно опасным.

Запашные оказались успешными продюсерами, они владеют предприятием «Цирк братьев Запашных». В их списке есть немало шоу, которые вошли в историю шоу-бизнеса России. Сам Аскольд Запашный стал обладателем званий «Заслуженный артист России» (1999) и «Народный артист России» (2012). С некоторых пор он является художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. «Цирк братьев Запашных» готовит для зрителей разнообразные представления, которые включают выступления эквилибристов, акробатов, клоунов и воздушных гимнастов. Однако номера с дрессированными львами и тиграми – фирменный знак их предприятия. Впрочем, в программах шоу этого цирка есть и другие животные: попугаи, собаки и лошади.

Одним из направлений развития карьеры Аскольда Запашного является телевидение. Он часто снимается в популярных шоу, участвует в телевизионных конкурсах, играх. Аскольд снимался в передаче Первого канала «Ледниковый период – 4», где учился фигурному катанию, работая в паре со спортсменкой Марией Петровой.

Артист является активным участником социальной и политической жизни России, входит в число доверенных лиц президента РФ Владимира Путина. Его часто можно увидеть в числе знаменитостей, подписывающих петиции и обращения к гражданам и различным политикам страны.

Личная жизнь

С 2009 года артист женат на женщине по имени Элен. У него есть две дочери: Ева и Эльза. Запашный не любит распространяться о личной жизни, редко дает интервью, в которых рассказывает о супруге и детях. Причиной такого положения дел являются угрозы фанаток, которые периодически получает его семья. Влюбленные в дрессировщика девушки-подростки временами обещают облить его жену кислотой. Даже о факте женитьбы Аскольд Запашный сообщил журналистам после того, как состоялась свадьба. Отношения пары развивались довольно медленно, поначалу артист не был уверен в том, что нашел свою половинку.

На момент знакомства с будущим мужем Элен была гражданкой Израиля и училась в университете Минска на врача. Она отслужила в израильской армии, пробовала работать в качестве модели, подрабатывала в магазинах. После свадьбы жена артиста стала заниматься семьей и детьми.

Аскольд моложе Эдгара на полтора года, и его дочери тоже родились с небольшой разницей во времени. Ева старше Эльзы чуть больше чем на год. Артист признается, что мечтал о том, чтобы у его детей была маленькая разница в возрасте. Но не пытался давить на жену в этом вопросе, Элен сама пошла навстречу его мечте. Он надеется, что когда-нибудь дочери продолжат династию, и уже сейчас продумывает номера для будущего «Цирка сестер Запашных». Счастливый папа сам выбирал дочерям имена, стараясь сделать так, чтобы они были звучными и красивыми. Ведь в мире шоу-бизнеса такие вещи имеют огромное значение. А у Запашного-младшего, как и у всей его семьи, имеются планы на то, чтобы вырастить и воспитать наследников своей цирковой империи.

Вальтер Запашный - укротитель с мировой славой. О его жестком характере, потрясающей воле и успехе у женщин ходили легенды. О частной жизни дрессировщика и буднях «укрощения» рассказывает его знаменитый сын Эдгард.

Третье поколение

Мой папа - из третьего поколения цирковых артистов. Его дед, Карл Томпсон, был клоуном. Дочь деда, Лидия Карловна, вышла замуж за Михаила Запашного. До женитьбы Запашный работал грузчиком в порту и был очень развит физически. Так что в номер к Ивану Поддубному его приняли без проблем. Потом Михаил вместе с молодой женой сделал свой номер, и они выступали как акробаты.

У моего деда родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Мстислав, Игорь и Нона.

Папа родился в 1928 году, и детство его, конечно, проходило в цирке, в постоянных переездах вместе с гастролировавшими родителями. Когда ему исполнилось тринадцать, началась война. Мой дед ушел на фронт, а вся семья осталась в Ленинграде, - попали в блокаду. Но, к счастью, им удалось выбраться из окружения. В 1943 году Запашные вступили во фронтовую артистическую бригаду и уже до конца войны ездили по стране - выступали. Первыми сделали цирковой номер Вальтер и Мстислав. Они, как и родители, тоже были крафт-акробаты, но - с вольтижными элементами (это когда акробаты друг друга еще и кидают). Потом к ним присоединились Нона и Игорь. С номером «акробаты-вольтижеры» Вальтер, Мстислав, Игорь, Сергей и Нона победили на Первом всемирном фестивале молодежи и студентов.

В 1958 году папе исполнилось 30. Переломный возраст. Он понял, что перерос акробатику и хотел заняться чем-то абсолютно новым. И у него возникла идея построить первый в СССР океанариум, отец стал обивать пороги исполкомов. Но там его всерьез не восприняли. Тогда у папы возникла еще одна идея: он подал сразу 12 заявок на разные аттракционы с совершенно разными животными: оленями, лосями, зубрами и тиграми - лишь бы ему дали возможность продвинуться...

На плакате - семейный номер Запашных, Вальтер - крайний справа. Справа - Эдгард и Аскольд Запашные

Людоедка

Папа понимал, самое трудно - пробить в Союзгосцирке номер с хищникам. Так и оказалось - против отца выступили почти все мэтры тогдашнего цирка. Дело в том, что дрессура действительно дело очень сложное, просто так в него не войти. Было много случаев, когда люди не справлялись, и их убивали животные, или они сами зверей калечили. Поэтому чиновники боялись. Но папа все-таки своего добился - за него поручился и даже стал его стажировать знаменитый дрессировщик Эдер.

После трех лет репетиций, сразу на премьере, произошла трагедия: на отца кинулась тигрица. Он на два месяца попал в реанимацию. А дальше был выбор: либо заканчивать карьеру, либо продолжить, а если продолжить, то с какими животными? Новых, он понимал, ему никто не даст, а со старыми работать опасно. Папа решил работать с теми животными, которые еще недавно его чуть не разорвали - тигрица Багира нанесла ему более сорока рваных ран и перекусила позвоночник. Напав, причем успешно, один раз, она почувствовала свою силу и, конечно же, попытается сделать это повторно. И еще: когда папа стал копаться в истории напавшей на него тигрицы, которую привезли в СССР из Германии, он выяснил, что там Багира убила жену немецкого дрессировщика, и до этого, в природе, за ней было много трупов. Но папа после этого с Багирой проработал еще 15 лет. Он очень ее любил, и говорит, что она одна из самых талантливых, с кем он работал: великолепная память, физически сложена прекрасно... А вообще папе очень сильно доставалось, звери его сильно рвали, он весь в шрамах и уж, как минимум, раза три в реанимации побывал.

Вальтер Запашный умел быть и ласковым, и жестким - как с детьми, так и с животными

С тигром на поводке

Папа был женат два раза. Его первая жена, Марица, тоже из цирковой династии, в начале своей карьеры она выступала с номером «каучук» (это когда человек гнется во все стороны), а потом стала работать с папой и хищниками. Много лет папа и Марица работали вместе. Их номер гремел не только в Союзе, но и за границей. Но в 75-м брак отца и Марицы был уже на грани. Папа находился в Калинине (нынешняя Тверь) на реабилитации после травмы (его порвала черная пантера) и, как-то гуляя по улице, обратил внимание на красивую девушку, которая поздоровалась с его другом. Папа выяснил, что она студентка местного института, и напросился прочитать там лекцию. В институт он пришел с тигром на поводке. Прочел лекцию, потом нашел ту девушку в зале и прямо со сцены сказал: «Вы мне очень нравитесь, давайте встретимся». Ему было сорок семь, а ей восемнадцать. Это была моя мама. Отец тогда только приехал из Австралии, у него был ковбойский костюм, и он ночью на лошади приезжал к маме на свидание. Устоять было невозможно. Папа умел ухаживать. А ровно через год появился я. И еще через год, - мой брат Аскольд. Когда папа развелся с Марицей, коммунисту Запашному вынесли порицание за «аморальное поведение в быту» и на целых 15 лет сделали невыездным.

Маленькие Эдгард и Аскольд с детства играли с тигрятами. Под присмотром папы и мамы, конечно

Детки в клетке

В детстве, как и большинство цирковых детей, мы с отцом ездили всегда и везде. На полгода он задерживался только в Москве или Питере. В остальных городах - максимум на два месяца. Поэтому в год мы с братом меняли по пять-шесть школ. Папа никогда не делал с нами уроки и ни разу не появился в нашей школе. Но он проверял дневник и очень жестко, порой жестоко наказывал за плохие отметки. Наше образование всегда стояло для папы на первом месте. Он был не так требователен на репетициях, как к нашим школьным делам. За тройку мог запросто врезать, лишить чего угодно. Он нанимал нам дополнительных учителей, репетиторов по фортепиано и рисованию. С другой стороны, он очень нас баловал. Папа был высокооплачиваемым артистом. Зарплата по стране была 75-120 рублей в месяц, а папа получал 25 рублей за выход, при норме 35 представлений в месяц, т.е. он получал в месяц больше тысячи рублей! Поэтому у нас дома было все. Папа покупал самые дорогие игрушки, а первый компьютер купил нам за 5 тысяч рублей на аукционе в Риге. При этом, повторяю, за плохие оценки или за плохо натянутые носки на репетиции у нас рубцы на теле не проходили по нескольку дней.

Каждый год мы все ездили на цирковую базу отдыха под Адлер. Но для нас с братом там отдыха практически не было. В 7 утра мы бежали кросс, потом - «вставал на руки, подтянулся, отжался»... Приходили на пляж, пока купались, папа подыскивал для нас удобные камушки. И, стоило нам с братом выйти из воды, вкладывал их нам в кулаки, как опоры для эквилибристов, и мы на этих камушках начинали делать стойки...

Первый раз в клетку мы с братом зашли то ли в первом, то ли во втором классе. Мы тогда жили в Саратове и довольно часто своих одноклассников брали на репетиции. И как-то я буркнул - папа, а можно в клетку? И папа понял, что из меня прет «понтяра». И говорит - давайте. Он убрал самых опасных животных, но все равно в клетке находилось львов и тигров, наверное, штук пятнадцать. Так что, когда клетку открыли, мы с братом и пожалели, что напросились. Оцепенели, а назад дороги нет! Обняли папу за ноги с двух сторон, и он сделал круг по манежу. Из клетки мы ушли, чувствуя себя героями. Но потом лет шесть-семь даже не заговаривали об этом. Быстро поняли, что там - все по-настоящему.

Между львом и лошадью

В 98-м году папа официально ушел на пенсию. Мы справили его семидесятилетний юбилей на сцене Кремлевского дворца (это, кстати, была первая и единственная полноценная программа, которую так и назвали - «Тигры в Кремле»). Но даже сейчас добиться похвалы от папы очень сложно. Если он скажет «нормально» - это уже праздник. Даже когда мы с братом выигрывали конкурсы, и зрительные залы поднимались, он подходил к нам и ворчал: ну а вот это почему не так? Что мешало сделать лучше? Он всегда хотел, чтобы все было идеально, чтобы мы были самые лучшие. И к себе был так же требователен, всегда хотел сделать то, чего не сделают другие. И делал невозможное. Вот, к примеру, среди шахтеров наверняка есть те, кто ходит только в проверенные шахты, и те, кто пробивает новые. Так вот папа, образно говоря, был из тех, кто пробивает. Он шел и на себе испытывал, получится или нет. В результате делал вещи, которые до сих пор никто не может повторить. Например, аттракцион с запряженной тройкой львов. Это же только вдуматься! Надо трех львов, которые порвать могут легко, поставить рядом, надеть на них сбрую... Это почти невозможно. Или вот номер, в котором две лошади скачут галопом по манежу, выбегает лев и запрыгивает на них. А в центре - папа на лошади. Как чисто технически это сделать, я знаю. Но я видел, как десять репетиций проходят гладко, а в одиннадцатую лев прыгает не на лошадь, а в лошадь, или лев пытается прыгнуть, а лошадь психует и встречает его задними ногами. Или лев прыгает, а лошадь поскальзывается, они вместе падают, и лев начинает метаться, а лошадь не может встать из-за тяжелой сбруи. Ситуаций, когда папа оказывался между львом и лошадью, - миллион. У отца таких серьезных трюков было штук пять. Некоторые из его номеров мы с братом понимаем, как сделать, но решиться до сих пор не можем.

Записала Аглая Смирнова

Фото из архива семьи Запашных



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.